Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

Кривошипно-шатунный механизм двигателя ЗМЗ-4021, коленвал, поршни

Кривошипно-шатунный механизм четырехцилиндрового карбюраторного двигателя ЗМЗ-4021.10, который устанавливался на различные модели автомобилей УАЗ, включает в себя коленчатый вал с коренными и шатунными подшипниками, поршни с поршневыми кольцами и пальцами, шатуны и маховик. 

Различия между двигателями ЗМЗ-402.10 и ЗМЗ-4021.10.

Двигатели ЗМЗ-402.10 и ЗМЗ-4021.10 с рабочим объемом 2.445 литра отличались между собой степенью сжатия и применяемой маркой бензина. В ЗМЗ-402 степень сжатия составляла — 8.2, и он был предназначен для работы на бензине марки АИ-93. В двигателе ЗМЗ-4021 степень сжатия — 6.7, и он работал на более дешевом бензине марки А-76.

Головки блока цилиндров двигателей ЗМЗ-402.10 и ЗМЗ-4021.10 различаются между собой по объему камер сгорания. Увеличение степени сжатия двигателя ЗМЗ-402.10 получено за счет дополнительной фрезеровки нижней плоскости головки на 3.6 мм. Высота головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-402. 10 составляет 94.4 мм, а высота головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-4021.10 равна 98 мм.

Объем камеры сгорания при поставленных на место клапанах и установленной свече зажигания равен 74-77 см3 для двигателя ЗМЗ-402.10 и 94-98 см3 для двигателя ЗМЗ-4021.10. Разница между объемами камер сгорания одной головки блока цилиндров не должна превышать 2 см3.

Кривошипно-шатунный механизм двигателя ЗМЗ-4021.
Поршни.

Поршни отлиты из высококремнистого алюминиевого сплава и термически обработаны. Головка поршня цилиндрическая с плоским днищем. На цилиндрической поверхности головки проточены три канавки : в двух верхних установлены компрессионные кольца, а в нижней — маслосъемное кольцо.

В канавке под маслосъемное кольцо с обеих сторон выполнены прорези для того, чтобы не перегревались трущиеся поверхности юбки поршня от тепла, идущего от днища поршня. По этим же прорезям отводится в картер двигателя масло, снимаемое маслосъемным кольцом. Под канавкой для маслосъемного кольца выполнена фаска и на ней по два отверстия с обеих сторон, которые тоже служат для отвода масла, скапливающегося под маслосъемным кольцом.

Юбка поршня овальная в поперечном сечении и бочкообразная в продольном. Большая ось овала расположена в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца. Величина овальности поршня составляет 0.39-0.43 мм. Наибольший диаметр юбки поршня располагается на 8 мм ниже оси поршневого пальца.

Диаметр юбки плавно уменьшается и в направлении к днищу, и в противоположном направлении, максимальное уменьшение диаметра на кромке фаски под нижней канавкой составляет 0.034-0.064 мм, на нижней кромке опорной части юбки 0.050-0.080 мм. Ось отверстия под поршневой палец смещена от средней плоскости на 1.5 мм в правую, по ходу автомобиля сторону, для уменьшения шума от перекладывания поршня от одной стенки гильзы к другой при изменении направления движения поршня.

Поршни устанавливаются в гильзы той же размерной группы с зазором 0.024-0.048 мм. Для обеспечения требуемого зазора поршни и гильзы разделены по диаметру на пять групп, обозначенных соответствующей буквой, которая выбивается на днище поршня и наносится на наружной поверхности нижней части гильзы.

Чтобы поршни работали правильно, они должны быть установлены в цилиндры в строго определенном положении. Для этого на одной из бобышек поршня имеется надпись «ПЕРЕД». В соответствии с этой надписью поршень указанной стороной должен быть обращен к передней части двигателя.

Поршневые кольца.

Компрессионные кольца отлиты из чугуна, верхнее — из высокопрочного чугуна, обладающего высокой упругостью, нижнее — из серого чугуна. Верхнее компрессионное кольцо работает в наиболее тяжелых условиях, при высоких температуре и давлении, а также при недостатке смазки. Для увеличения износостойкости его наружная поверхность, прилегающая к цилиндру, покрыта слоем хрома.

Наружная цилиндрическая поверхность нижнего компрессионного кольца покрыта слоем олова толщиной 0.006-0.012 мм, что улучшает его приработку. На внутренней цилиндрической поверхности нижнего компрессионного кольца имеется выточка, благодаря которой новые кольца установленные на поршни несколько выворачиваются и соприкасаются с цилиндром только кромкой. Это ускоряет и улучшает приработку колец к зеркалу цилиндра.

На поршень кольцо должно быть установлено выточкой кверху. Нарушение этого условия вызывает резкое возрастание расхода масла и дымление двигателя. Верхнее кольцо выточки не имеет.

Маслосъемное кольцо сборное. Оно состоит из двух стальных кольцевых дисков и двух стальных расширителей, осевого и радиального. Рабочая цилиндрическая поверхность, прилегающая к цилиндру, кольцевых дисков покрыта слоем хрома толщиной 0.080-0.130 мм. Высота компрессионных колец 2 мм, маслосъемного кольца в сборе — 4.9 мм. Замок колец прямой.

Поршневые пальцы.

Плавающего типа, они не закреплены ни в поршне, ни в шатуне. Изготовлены из низколегированной стали методом холодной высадки. Наружная поверхность пальца подвергнута углеродонасыщению на глубину 1-1.5 мм и закалена с нагревом ТВЧ до твердости 59-66 HRC. Наружный диаметр пальца 25 мм.

Чтобы предупредить стук пальцев, их подбирают к поршням с минимальным зазором, допустимым по условиям смазки. Так как линейное расширение материала поршня примерно в 2 раза больше, чем у пальца, то при нормальной комнатной температуре палец входит в отверстия бобышек поршня с натягом.

К шатуну палец подбирается с зазором от 0.0045 мм до 0.0095 мм. Для удобства подбора пальцы, шатуны и поршни разделены на размерные группы. Точная величина массы пальца обеспечивается выдерживанием допусков на размеры при изготовлении. В поршне палец удерживается двумя стопорными кольцами, изготовленными из круглой пружинной проволоки диаметром 2 мм.

Шатуны.

Стальные кованые со стержнем двутаврового сечения. В поршневую головку шатуна запрессована тонкостенная втулка из оловянистой бронзы. Кривошипная головка шатуна разъемная. Крышка кривошипной головки крепится к шатуну двумя болтами со шлифованной посадочной частью. Болты крепления крышек и гайки шатунных болтов изготовлены из легированной стали и термически обработаны. Гайки шатунных болтов затягиваются определенным моментом и стопорятся герметиком.

Крышки шатунов обрабатываются в сборе с шатуном и поэтому их нельзя переставлять с одного шатуна на другой. Для предотвращение возможной ошибки на шатуне и на крышке, на бобышке под болт, выбиты порядковые номера цилиндров. Они должны быть расположены с одной стороны. Кроме того, углубления в крышке и шатуне для фиксирующих выступов вкладышей также должны находиться с одной стороны.

В стержне шатуна у кривошипной головки имеется отверстие диаметром 1.5 мм, через которое производится смазка зеркала цилиндра. Это отверстие должно быть направлено в правую сторону двигателя, тоесть в сторону, противоположную распределительному валу. При правильной сборке цифра «24», выштампованная на средней полке стержня шатуна, а также выступ на крышке шатуна должны быть обращены к передней стороне двигателя.

Для обеспечения динамической уравновешенности двигателя суммарная масса поршня, поршневого пальца, колец и шатуна, устанавливаемых в двигатель, может иметь разницу по цилиндрам не более 12 грамм, что обеспечивается подбором деталей соответствующей массы.

По деталям разница в массе может быть следующей : поршни — 4 грамма, шатуны — 18 грамм, поршневые пальцы — 2 грамма. Для обеспечения вышеуказанной разницы в массах деталей в одном двигателе шатуны по массе разбиваются на четыре группы и должны подбираться для одного двигателя с разницей не более 5 грамм.

Коленчатый вал двигателя ЗМЗ-4021.

Отлит из высокопрочного чугуна, имеет пять опор, в сборе с маховиком и сцеплением динамически сбалансирован, допустимый дисбаланс не более 35 гсм. Диаметр коренных шеек 64 мм, шатунных — 58 мм. Шатунные шейки полые. Полости в шатунных шейках закрыты резьбовыми пробками и предназначены для дополнительной очистки масла, поступающего на шатунные шейки.

Масло к полостям шатунных шеек подводится по отверстиям в щеках вала из кольцевой канавки на вкладышах коренных шеек коленчатого вала. К коренным шейкам масло поступает по каналам в перегородках блока из масляной магистрали.

Осевое перемещение коленчатого вала ограничивается двумя упорными сталеалюминиевыми шайбами расположенными по обе стороны переднего коренного подшипника. Передняя шайба антифрикционным слоем обращена к стальной упорной шайбе на коленчатом валу, задняя шайба — к щеке коленчатого вала.

Передняя шайба удерживается от вращения двумя штифтами запрессованными в блок и крышку коренного подшипника. Выступающие концы штифтов входят в пазы шайбы. Задняя шайба удерживается от вращения своим выступом, входящим в паз на заднем торце крышки коренного подшипника. Величина осевого зазора составляет 0.125-0.325 мм.

На переднем конце коленчатого вала на шпонках установлены стальная упорная шайба, шестерня привода распределительного вала, маслоотражатель и ступица шкива коленчатого вала. Все эти детали стянуты болтом-храповиком, ввертываемым в передний торец коленчатого вала. Шпоночный паз в ступице шкива уплотняется резиновой пробкой. К ступице шестью болтами крепится шкив коленчатого вала, от которого двумя ремнями приводятся вспомогательные агрегаты : вентилятор, водяной насос и генератор.

На шкиве смонтировано специальное устройство — демпфер, служащий для гашения крутильных колебаний коленчатого вала, благодаря чему, уменьшается шум и облегчаются условия работы шестерен привода распределительного вала. Демпфер состоит из чугунного диска, напрессованного через эластичную резиновую прокладку на цилиндрический выступ шкива коленчатого вала.

Передний конец коленчатого вала уплотнен резиновой манжетой с маслоотражателем, запрессованным в крышку распределительных шестерен. На маслоотражателе имеется отбортовка отводящая масло стекающее по стенке крышки. Для облегчения работы манжеты перед ней на коленчатом валу установлен еще один маслоотражатель. Надежная работа манжеты после переборки обеспечивается хорошей центровкой его по коленчатому валу.

Задний конец коленчатого вала уплотнен набивкой из асбестового шнура, пропитанного антифрикционным составом и покрытого графитом. Набивка заложена в канавку в блоке цилиндров и в специальном держателе, прикрепленном двумя шпильками к блоку. На шейке коленчатого вала под набивкой имеется микрошнек, а перед набивкой гребень, служащий для отбрасывания масла из зоны уплотнения. Стыки держателя уплотнены резиновыми прокладками Г-образной формы. В заднем торце коленчатого вала расточено гнездо для установки шарикоподшипника первичного вала коробки передач.

Метки на шкиве коленчатого вала и диске демпфера ЗМЗ-4021.

На шкиве коленчатого вала нанесена одна метка, а на диске демпфера три метки, служащие для определения верхней мертвой точки и установки зажигания. Метка на шкиве и третья метка на диске демпфера должны находиться друг против друга. Взаимное смещение меток указывает на выход из строя демпфера. При совмещении с ребром-указателем на крышке распределительных шестерен третьей метки, по направлению вращения, на диске демпфера поршни первого и четвертого цилиндров находятся в верхней мертвой точке (ВМТ).

Вторая метка соответствует положению за 5 градусов до ВМТ и служит вместе с третьей меткой для установки зажигания на неработающем двигателе. Первая метка соответствует положению за 12 градусов до ВМТ и служит вместе со второй и третьей метками для контроля правильности установки зажигания на работающем двигателе.

Вкладыши.

Коренные и шатунные подшипники коленчатого вала состоят из тонкостенных взаимозаменяемых вкладышей, которые изготовлены из малоуглеродистой стальной ленты, залитой тонким слоем антифрикционного высокооловянистого алюминиевого сплава. Толщина коренного вкладыша 2.240-2.233 мм, а шатунного — 1.745-1.738 мм.

В каждом подшипнике установлено по два вкладыша. Осевому перемещению и проворачиванию вкладышей в постелях блока или в шатунах препятствуют фиксирующие выступы на вкладышах, входящие в соответствующие пазы в постелях блока или в шатунах.

Все коренные вкладыши имеют кольцевую канавку для непрерывного питания маслом шатунных шеек коленчатого вала. Посередине коренных вкладышей имеется отверстие, через которое подается масло к подшипникам из канала в постели блока. Отверстия в шатунных вкладышах совпадают с отверстиями в шатунах.

Для сохранения взаимозаменяемости и предупреждения ошибок при установке новых вкладышей на всех коренных и шатунных вкладышах сделаны отверстия. Ширина коренных вкладышей равна 25.5 мм, шатунных — 28.5 мм. Диаметральный зазор между шейкой и вкладышами составляет 0.020-0.073 мм для коренных и 0.010-0.063 мм для шатунных подшипников.

Маховик двигателя ЗМЗ-4021.

Отлит из серого чугуна и крепится к фланцу на заднем конце коленчатого вала четырьмя шлифованными болтами. Гайки болтов законтрены отгибной пластиной. На маховик напрессован зубчатый обод для запуска двигателя стартером. Перед сборкой с коленчатым валом маховик статически балансируют. К заднему торцу маховика шестью болтами прикреплено сцепление. На фланце кожуха сцепления и маховике выбита метка «О». При сборке двигателя обе метки должны быть совмещены, чтобы не нарушить балансировку коленчатого вала.

Поршни и коленвал двигателя ЗМЗ-402

____________________________________________________________________________


 Поршни двигателя ЗМЗ-402

Поршни двс ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель отлиты из высококремнистого алюминиевого сплава и термически обработаны. Головка поршня — цилиндрическая с плоским днищем.

На цилиндрической поверхности головки проточены три канавки: в двух верхних установлены компрессионные кольца, а в нижней — маслосъемное.

В канавке под маслосъемное кольцо с обеих сторон выполнены прорези для того, чтобы не перегревались трущиеся поверхности юбки поршня от тепла, идущего от днища поршня.

По этим же прорезям отводится в картер двигателя масло, снимаемое маслосъемным кольцом. Под канавкой для маслосъемного кольца выполнена фаска и на ней по два отверстия с обеих сторон, которые тоже служат для отвода масла, скапливающегося под маслосъемным кольцом.

Юбка поршня ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель овальная в поперечном сечении и бочкообразная в продольном. Большая ось овала расположена в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца.

Величина овальности поршня составляет 0,39-5-0,43 мм. Наибольший диаметр юбки поршня располагается на 8 мм ниже оси поршневого пальца.

Диаметр юбки плавно уменьшается и в направлении к днищу, и в противоположном направлении: максимальное уменьшение диаметра на кромке фаски под нижней канавкой составляет 0,034-0,064 мм, на нижней кромке опорной части юбки 0,050-0,080 мм.

Ось отверстия под поршневой палец смещена от средней плоскости на 1,5 мм в правую (по ходу автомобиля сторону для уменьшения шума от перекладывания поршня от одной стенки гильзы к другой при изменении направления движения поршня (вверх-вниз).

Поршни двс ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель устанавливаются в гильзы той же размерной группы с зазором 0,024-0,048 мм.

Для обеспечения требуемого зазора поршни и гильзы ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) разделены (по диаметру) на пять групп, обозначенных соответствующей буквой, которая выбивается на днище поршня и наносится на наружной поверхности нижней части гильзы.

Чтобы поршни работали правильно, они должны быть установлены в цилиндры в строго определенном положении. Для этого на одной из бобышек поршня имеется надпись «ПЕРЕД».

В соответствии с этой надписью поршень указанной стороной должен быть обращен к передней части двигателя.

Поршневые кольца двигателя ЗМЗ-402

Компрессионные кольца ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель отлиты из чугуна; верхнее — из высокопрочного чугуна, обладающего высокой упругостью; нижнее — из серого чугуна.

Верхнее компрессионное кольцо работает в наиболее тяжелых условиях (при высоких температуре и давлении, а также при недостатке смазки).

Для увеличения износостойкости наружная поверхность компрессионного кольца , прилегающая к цилиндру, покрыта слоем хрома.

Наружная цилиндрическая поверхность нижнего компрессионного поршневого кольца покрыта слоем олова толщиной 0,006-0,012 мм, что улучшает его приработку.

На внутренней цилиндрической поверхности нижнего поршневого компрессионного поршневого кольца ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705

Газель имеется выточка (рис. 2) благодаря которой новые кольца, установленные в цилиндр, несколько выворачиваются и соприкасаются с цилиндром только кромкой. Это ускоряет и улучшает приработку колец к зеркалу цилиндра.

На поршень кольцо должно быть установлено выточкой кверху. Нарушение этого условия вызывает резкое возрастание расхода масла и дымление двигателя. Верхнее кольцо выточки не имеет.

Рис.2. Установка поршневых колец на поршень ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель

1 — верхнее компрессионное кольцо; 2 — нижнее компрессионное кольцо; 3 — кольцевой диск; 4 — осевой расширитель; 5 — радиальный расширитель

Маслосъемное кольцо сборное состоит из двух стальных кольцевых дисков 3 и двух стальных расширителей: осевого 4 и радиального 5.

Рабочая цилиндрическая поверхность (прилегающая к цилиндру) кольцевых дисков покрыта слоем хрома толщиной 0,080-0,130 мм. Высота компрессионных колец 2 мм, маслосъемного в сборе — 4,9 мм.

Замок колец прямой.

Поршневые пальцы двигателя ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель плавающего типа (они не закреплены ни в поршне, ни в шатуне) изготовлены из низколегированной стали методом холодной высадки.

Наружная поверхность поршневого пальца подвергнута углеродонасыщению на глубину 1-1,5 мм и закалена с нагревом ТВЧ до твердости ЖС 59-66. Наружный диаметр поршневого пальца ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) — 25 мм.

Чтобы предупредить стук пальцев, их подбирают к поршням с минимальным зазором, допустимым по условиям смазки. Так как линейное расширение материала поршня примерно в 2 раза больше, чем у пальца, то при нормальной комнатной температуре палец входит в отверстия бобышек поршня с натягом.

К шатуну палец подбирается с зазором от 0,0045 мм до 0,0095 мм. Для удобства подбора пальцы, шатуны и поршни ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) разделены на размерные группы.

Точная величина массы пальца обеспечивается выдерживанием допусков на размеры при изготовлении.

В поршне палец удерживается двумя стопорными кольцами, изготовленными из круглой пружинной проволоки диаметром 2 мм.

Шатуны двигателя ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель — стальные кованые со стержнем двутаврового сечения. В поршневую головку шатуна запрессована тонкостенная втулка из оловянистой бронзы.

Кривошипная головка шатуна разъемная. Крышка кривошипной головки крепится к шатуну двумя болтами со шлифованной посадочной частью.

Болты крепления крышек и гайки шатунных болтов изготовлены из легированной стали и термически обработаны. Гайки шатунных болтов затягиваются определенным моментом и стопорятся герметиком.

Крышки шатунов ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель обрабатываются в сборе с шатуном и поэтому их нельзя переставлять с одного шатуна на другой.

Для предотвращения возможной ошибки на шатуне и на крышке (на бобышке под болт) выбиты порядковые номера цилиндров.

Они должны быть расположены с одной стороны. Кроме того, углубления в крышке и шатуне для фиксирующих выступов вкладышей также должны находиться с одной стороны.

В стержне шатуна ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) у кривошипной головки имеется отверстие диаметром 1,5 мм, через которое производится смазка зеркала цилиндра. Это отверстие должно быть направлено в правую сторону двигателя, т. е. в сторону, противоположную распределительному валу.

При правильной сборке цифра «24», выштампованная на средней полке стержня шатуна, а также выступ на крышке шатуна должны быть обращены к передней стороне двигателя.

Для обеспечения динамической уравновешенности двигателя ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) суммарная масса поршня, поршневого пальца, колец и шатуна, устанавливаемых в двигатель, может иметь разницу по цилиндрам не более 12 г, что обеспечивается подбором деталей соответствующей массы.

По деталям разница в массе может быть: поршней — 4 г, шатунов — 18 г, поршневых пальцев — 2 г. Для обеспечения вышеуказанной разницы в массах деталей в одном двигателе (12 г) шатуны по массе разбиваются на четыре группы и должны подбираться для одного двигателя с разницей не более 5 г.

Коленвал двс ЗМЗ-402

Коленвал ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель отлит из высокопрочного чугуна, имеет пять опор, в сборе с маховиком и сцеплением динамически сбалансирован: допустимый дисбаланс не более 35 рем.

Диаметр коренных шеек 64 мм, шатунных — 58 мм. Шатунные шейки полые. Полости в шатунных шейках закрыты резьбовыми пробками и предназначены для дополнительной очистки масла, поступающего на шатунные шейки.

Масло к полостям шатунных шеек подводится по отверстиям в щеках коленвала ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель из кольцевой канавки на вкладышах коренных шеек коленчатого вала. К коренным шейкам масло поступает по каналам в перегородках блока из масляной магистрали.

Рис.3. Передний конец коленчатого вала ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель

1 и 2 — упорные шайбы; 3 — вкладыш подшипника; 4 — крышка подшипника; 5 — штифт; б — шайба упорная

Осевое перемещение коленчатого вала ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель ограничивается двумя упорными сталеалюминиевыми шайбами 1 и 2 (рис. 3), расположенными по обе стороны переднего коренного подшипника.

Передняя шайба 1 антифрикционным слоем обращена к стальной упорной шайбе 6 на коленчатом валу, задняя шайба 2 — к щеке коленчатого вала.

Передняя шайба удерживается от вращения двумя штифтами 5, запрессованными в блок и крышку коренного подшипника.

Выступающие концы штифтов входят в пазы шайбы. Задняя шайба удерживается от вращения своим выступом, входящим в паз на заднем торце крышки коренного подшипника. Величина осевого зазора составляет 0,125-0,325 мм.

На переднем конце коленвала ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель на шпонках установлены стальная упорная шайба, шестерня привода распределительного вала, маслоотражатель и ступица шкива коленчатого вала.

Все эти детали стянуты болтом-храповиком, ввертываемым в передний торец коленчатого вала. Шпоночный паз в ступице шкива уплотняется резиновой пробкой.

К ступице шестью болтами крепится шкив коленчатого вала ЗМЗ-402, от которого двумя ремнями приводятся вспомогательные агрегаты: вентилятор, водяной насос и генератор.

На шкиве смонтировано специальное устройство — демпфер, служащий для гашения крутильных колебаний коленчатого вала, благодаря чему, уменьшается шум и облегчаются условия работы шестерен привода распределительного вала.

Демпфер состоит из чугунного диска, напрессованного через эластичную (резиновую) прокладку на цилиндрический выступ шкива коленчатого вала.

На шкиве коленвала ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель нанесена одна метка, а на диске демпфера три метки, служащие для определения верхней мертвой точки и установки зажигания.

Метка на шкиве и третья метка на диске демпфера должны находиться друг против друга. Взаимное смещение меток указывает на выход из строя демпфера.

При совмещении с ребром-указателем на крышке распределительных шестерен третьей метки (по направлению вращения) на диске демпфера поршни первого и четвертого цилиндров находятся в верхней мертвой точке (ВМТ).

Вторая метка соответствует положению за 5° до ВМТ и служит вместе с третьей меткой для установки зажигания на неработающем двигателе.

Первая метка соответствует положению за 12° до ВМТ и служит вместе со второй и третьей метками для контроля правильности установки зажигания на работающем двигателе.

Передний конец коленвала ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель уплотнен резиновой манжетой с маслоотражателем, запрессованным в крышку распределительных шестерен. На маслоотражателе имеется отбортовка, отводящая масло, стекающее по стенке крышки.

Для облегчения работы манжеты перед ней на коленчатом валу установлен еще один маслоотражатель. Надежная работа манжеты после переборки обеспечивается хорошей центровкой его по коленчатому валу.

Задний конец коленчатого вала ЗМЗ-402 уплотнен набивкой из асбестового шнура, пропитанного антифрикционным составом и покрытого графитом.

Набивка заложена в канавку в блоке цилиндров и в специальном держателе, прикрепленном двумя шпильками к блоку. На шейке коленчатого вала под набивкой имеется микрошнек, а перед набивкой гребень, служащий для отбрасывания масла из зоны уплотнения.

Стыки держателя уплотнены резиновыми прокладками Г-образной формы. В заднем торце коленчатого вала расточено гнездо для установки шарикоподшипника первичного вала коробки передач.

Маховик ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель отлит из серого чугуна. Он крепится к фланцу на заднем конце коленчатого вала четырьмя шлифованными болтами.

Гайки болтов законтрены отгибной пластиной. На маховик напрессован зубчатый обод для пуска двигателя стартером. Перед сборкой с коленчатым валом маховик статически балансируют.

К заднее торцу маховика ЗМЗ-402 шестью болтами прикреплено сцепление. На фланце кожуха сцепления и маховике выбита метка «О». При сборке двигателя обе метки должны быть совмещены, чтобы не нарушить балансировку коленчатого вала.

Вкладыши коленвала двс ЗМЗ-402

Коренные и шатунные подшипники коленчатого вала ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель состоят из тонкостенных взаимозаменяемых вкладышей, которые изготовлены из малоуглеродистой стальной ленты, залитой тонким слоем антифрикционного высокооловянистого алюминиевого сплава.

Толщина коренного вкладыша 2,240-2,233 мм, а шатунного — 1,745-1,738 мм. В каждом подшипнике установлено по два вкладыша.

Осевому перемещению и проворачиванию вкладышей в постелях блока или в шатунах препятствуют фиксирующие выступы на вкладышах, входящие в соответствующие пазы в постелях блока или в шатунах.

Все коренные вкладыши коленвала ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель имеют кольцевую канавку для непрерывного питания маслом шатунных шеек коленчатого вала.

Посередине коренных вкладышей имеется отверстие, через которое подается масло к подшипникам из канала в постели блока.

Отверстия в шатунных вкладышах совпадают с отверстиями в шатунах. Для сохранения взаимозаменяемости и предупреждения ошибок при установке новых вкладышей на всех коренных и шатунных вкладышах сделаны отверстия.

Ширина коренных вкладышей равна 25,5 мм, шатунных — 28,5 мм. Диаметральный зазор между шейкой и вкладышами составляет 0,020—0,073 мм для коренных и 0,010-0,063 мм для шатунных подшипников.

Рабочий зазор между коромыслом и клапаном ЗМЗ-402 должен быть для первого и восьмого клапанов в пределах 0,35-0,40 мм, для всех остальных 0,40-0,45 мм.

При увеличенных зазорах возникает стук клапанов, а при уменьшенных возможно неплотное прилегание клапана к седлу и прогорание клапана, поэтому указанные выше величины зазоров не следует уменьшать даже при наличии некоторого стука, который хотя и неприятен на слух, но не вызывает нарушений нормальной работы двигателя.

Проверку и регулировку зазора между коромыслом и клапаном ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель рекомендуется производить в такой последовательности:

— установить поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия. Для этого надо, проворачивая коленвал специальным ключом, совместить третью метку на демпферной части шкива коленчатого вала с ребром-указателем на крышке распределительных шестерен.

При такте сжатия оба коромысла первого цилиндра должны свободно качаться на осях, т. е. оба клапана закрыты. Проверить щупом зазор между коромыслом и клапаном.

При неправильном зазоре отвернуть гаечным ключом гайку регулировочного винта и, поворачивая отверткой регулировочный винт, установить зазор по щупу. Поддерживая отверткой регулировочный винт, законтрить его гайкой и проверить правильность зазора.

— повернуть коленчатый вал на пол-оборота, отрегулировать зазоры для второго цилиндра.

— повернуть коленчатый вал еще на пол-оборота, отрегулировать зазоры для четвертого цилиндра.

— повернуть коленчатый вал еще на пол-оборота, отрегулировать зазоры для третьего цилиндра.

Во время работы двигателя коромыслом и клапаном ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель, особенно изношенного, кольца которого пропускают много масла, на стенках камеры сгорания и днищах поршней отлагается слой нагара.

Нагар ухудшает теплоотдачу через стенки в охлаждающую жидкость, в результате чего возникают местные перегревы, явления детонации и калильного зажигания; в результате мощность двигателя уменьшается, а расход топлива возрастает.

При появлении таких признаков следует снять головку и очистить камеру сгорания и днище поршня от нагара. Перед очисткой следует нагар смочить керосином. Это предотвращает распыление нагара и предупреждает попадание ядовитой пыли в дыхательные пути.

Нагар также образуется при длительной работе на малых нагрузках исправного неизношенного двигателя. В этом случае нагар можно устранить длительным движением с большой скоростью. При снятия головки цилиндров рекомендуется притереть клапаны.

 

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

  • АКПП Ауди 09E
  • Гидротрансформатор АКПП Ауди 09E
  • Гидроблок Мехатроник Ауди 09E
  • Компоненты АКПП Ауди-Фольксваген VW-Audi 01L, 01V
  • Вариатор CVT 01J — фрикционы и планетарный механизм
  • Гидросистема вариатора CVT 01J
  • Механизмы переключения передач коробки-автомат Ауди 09L
  • АКПП ZF 4HP20 / ZF 4HP16
  • АКПП ZF 6HP19 / ZF 6HP21
  • Механизмы переключения коробки-автомат ZF 6HP19 / ZF 6HP21
  • Устранение неисправностей АКПП без снятия ее с двигателя
  • Масляный фильтр АКПП и замена масла
  • АКПП Митсубиси
  • АКПП Aisin Warner 55-50SN
  • АКПП Форд 4F27E
  • АКПП Toyota Aisin U140E/U240E
  • АКПП Мазда FN4A-EL
  • Блок цилиндров и головка двигателей Тойота 3S-FE, 3S-GE
  • ГРМ Тойота 3S-FE, 3S-GE
  • Топливная система Тойота 3S-FE, 3S-GE
  • Двигатели toyota 1AZ-FE и 2AZ-FE и их компоненты
  • Блок управления и датчики двигателя toyota 1AZ-FE и 2AZ-FE
  • Поршни, шатуны и коленвал 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
  • Проверка и регулировки двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE и 4A-GE
  • Разборка и сборка блока цилиндра Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
  • Ремень привода ГРМ Toyota 4A-GE
  • Ремень привода ГРМ Тойота 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
  • Система впрыска топлива 4A-FE, 4A-GE, 5A-FE и 7A-FE
  • Замена цепи привода ГРМ Тойота 1ZZ-FE
  • Блок и головка цилиндров 1ZZ-FE
  • Замена ремня привода ГРМ Тойота 1G-FE
  • Проверка и регулировка зазоров в клапанах двигателя 1JZ-GE/2JZ-GE

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

  • Клапаны, распредвал и ГРМ 4G18/4G15 Мицубиси
  • Топливная система и система охлаждения 4G15/4G18 Mitsubishi
  • Замена ремня привода ГРМ Митсубиси 4G63
  • Блок и головка цилиндров Mitsubishi 4G63
  • Привод ГРМ двигателя 4G64/4G69
  • Характеристика и регулировки Митсубиси 4М40
  • Детали распредвала и ГРМ двигателя F15S3
  • Детали блока цилиндров и головки блока двигателя F15S3
  • Головка блока цилиндров и распредвалы F16D3, F16D4
  • Компоненты системы управления двигателем F16D3, F16D4
  • Датчики системы управления двигателем F14D4/F14D3
  • Замена ремня привода ГРМ F14D4, F14D3
  • Ремонт головки блока цилиндров и регулировка клапанов A15SMS
  • Топливная система двигателя A15SMS
  • Двигатель ЗМЗ-409
  • Двигатель ЗМЗ-406
  • Двигатель ЗМЗ-405
  • Двигатель ЗМЗ-402

Разборка и дефектовка коленчатого вала ЗМЗ-402

Разборку двигателя мы рассмотрели в статье — «Разборка двигателя».

Там мы рассмотрели как снять коленвал.

Рассмотрим, как разобрать сам коленвал и осмотреть его.

Перед разборкой коленчатого вала промойте его бензином и высушите.

Осмотрите коленчатый вал.

Если на нем есть трещины или сильные задиры, то коленвал ремонту не подлежит.

Разбираем коленчатый вал как для замены, так и для расточки.

Трехпальцевым съемником прижимаем ведущую шестерню вместе с упорной шайбой

На упорной шайбе есть фаска, при сборке необходимо чтобы фаска шайбы была установлена ​​на противовес коленчатого вала

Выбейте зубчатую шпонку тонким зубилом

Снимите упорные шайбы, ограничивающие осевое перемещение коленчатого вала

Два штифта удерживают переднюю шайбу от проворачивания.

Один штифт устанавливается в блок, а второй на крышку первого коренного подшипника

Прямоугольный выступ задней шайбы устанавливается в паз с другой стороны крышки первого коренного подшипника подшипник

При наличии незначительных отметин на коренных и шатунных шейках, царапин, потертостей или овальности шеек более 0,01 мм шейки должны быть отшлифованы до ремонтного размера.

После шлифовки шейки необходимо отполировать.

Зачистите острые кромки фасок масляных каналов абразивным конусом.

Ремонтные размеры шеек валов указаны в таблице.

Установка сопрягаемых частей коленчатого вала

Имя

детали

Зазор, мм

Преднатяг, мм

мин

макс.

мин

макс.

Рукоятка

вал

0,02

0,073

__

1-й

ремонт

размер

0,02

1-й

ремонт

размер

0,073

1-й

размер

1-й

размер

2-й

ремонт

размер

0,02

2-й

ремонт

размер

0,073

2-й

размер

__

2-й

размер

__

3-й

ремонт

размер

0,02

3-й

ремонт

размер

0,073

3-й

размер

__

3-й

размер

__

Рукоятка

вал

0,01

0,063

1-й

ремонт

размер

0,01

1-й

ремонт

размер

0,063

1-й

размер

__

1-й

размер

__

2-й

ремонт

размер

0,01

2-й

ремонт

размер

0,063

2-й

размер

__

2-й

размер

__

3-й

ремонт

размер

0,01

3-й

ремонт

размер

0,063

3-й

размер

__

3-й

размер

__

Подшипник

носок

первичный

вал редуктора

0,001

0,028

Маховик

0

0,068

Маховик

0,39

0,64

Рукоятка

вал

0,125

0,325

Рукоятка

вал

0,04

0,004

Шкив

коленчатый вал

0

0,12

Коленчатый вал

0,018

0,027

Коленчатый вал

0,053

0,241

После растачивания откручиваем заглушки каналов коленвала.

Промываем каналы соляркой или керосином и продуваем сжатым воздухом.

Заворачиваем свечи и затягиваем с моментом 38–42 Н·м (3,8–4,2 кгс·м)

Бородой затачиваем кромки свечей

После шлифовки шеек коленвала необходимо установить вкладыши коренных и шатунных подшипников соответствующего ремонтного размера.

Осмотрите вкладыши коренных подшипников.

При наличии на них отметин, потертостей, царапин, отслоений, включений твердых частиц и т. д. заменить вкладыши.

Осмотрите маховик.

При повреждении зубьев венца маховика, наличии потертостей, царапин и т.п. на поверхности, прилегающей к диску сцепления, замените маховик.

Если маховик треснул, его тоже следует заменить.

Осмотрите сальник коленчатого вала в крышке распределительного вала.

При повреждении сальника (надрывы, надрывы, сильный износ рабочей кромки и т. д.) его необходимо извлечь из крышки с помощью отвертки и запрессовать новый.

При большом пробеге автомобиля рекомендуется заменить сальник.

Замените набивку заднего сальника коленчатого вала в коренной опоре и держателе.

Удалите старую прокладку и вставьте новую длиной около 120 мм.

Обрежьте концы набивки так, чтобы она выступала на 0,5–1,0 мм над плоскостью станины и держателя (Выполняем при наличии на двигателе набивки, если сальник выполнять не нужно, сальник необходимо заменить).

1 — оправка для опрессовки набивки, 2 — болты крепления держателя набивки, 3 — гайки крепления крышки коренного подшипника, 4 — держатель набивки

Обжать набивку, для этого вставить оправку 1 в станину подшипника, установить крышки коренных подшипников и затяните гайки 3 и болты 2.

Инструмент для обжима сальников коленчатого вала

На рисунке размеры оправки для обжима сальников коленчатого вала.

Замена резиновых уплотнителей 1 (флажков).

1 — подшипник первичного вала коробки передач, 2 — задний коленчатый вал

В отверстие коленчатого вала со стороны маховика запрессован подшипник носка первичного вала, закрытого типа. выдавите его из коленчатого вала с помощью съемника.

Запрессовать новый подшипник заподлицо с нижней кромкой фаски отверстия в коленчатом валу.

Снятие и установка распределительного вала двигателя ЗМЗ-402

Снять ремень привода вентилятора.

Снимите ремень привода генератора.

Отверните четыре винта 1, снимите вентилятор 2 и шкив вентилятора 3

Отверните четыре болта 4 и снимите шкив водяного насоса 5.

Отверните три гайки 2 и снимите привод вентилятора 1.

Отверните болт 3 и гайку 5 снимите кронштейн 4 с натяжным роликом.

Отверните шесть болтов 7 и снимите шкив коленчатого вала 6 с гасителем колебаний в сборе.

Съемником отвернуть стяжной болт 8 (или храповик), снять ступицу шкива коленчатого вала.

Отверните оставшиеся гайки 1 и снимите крышку 2 звездочек ГРМ

Установите поршень 1-го цилиндра в ВМТ. такт сжатия.

Для этого проверните коленчатый вал так, чтобы метки на звездочке коленчатого вала и шестерне распределительного вала совпали.

Снять привод распределителя зажигания.

Снимите масляный фильтр.

Снимите топливный насос.

Снимите клапанную крышку.

Снимите ось рычага клапана со стойкой в ​​сборе.

Снимите толкатели, предварительно пометив их номером клапана.

Отвернуть гайки 1 и снять крышку 2 толкателей вместе с прокладкой (рис. 5).

Снимите толкатели 1.

Выверните болт 1 и снимите шестерню распределительного вала 2 с помощью съемника.

Выверните болты 3 и снимите упорный фланец распределительного вала с распорной втулкой.

Осторожно снимите распределительный вал с блока цилиндров.

Осмотр и устранение неисправностей

После снятия все детали промыть бензином, протереть и высушить. Осмотрите распределительный вал.

При наличии потертостей, глубоких царапин, раковин, сколов, трещин на шейках, кулачках и шестерне привода масляного насоса замените распределительный вал.

Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *