Порядок работы цилиндров двигателя на разных авто
В большинстве случаев рядовому автовладельцу вовсе не нужно понимать порядок работы цилиндров двигателя. Однако эта информация не нужна до тех пор, пока у автолюбителя не появится желание самостоятельно выставить зажигание либо отрегулировать клапана.
Такие сведения непременно понадобятся в том случае, если нужно будет подключить высоковольтные провода или трубопроводы в дизельном агрегате. В таких случаях добраться до станции техобслуживания бывает порой попросту невозможно, а знаний о том, как работает двигатель не всегда достаточно.
Теоретическая часть
Порядком работы называют последовательность, с которой происходит чередование тактов в разных цилиндрах силового агрегата. Данная последовательность зависит от следующих факторов:
- количество цилиндров;
- тип расположения цилиндров: V-образное либо рядное;
- конструкционные особенности коленвала и распредвала.
Особенности рабочего цикла двигателя
То, что происходит внутри цилиндра, называется рабочим циклом двигателя, который состоит из определенных фаз газораспределения.
Газораспределительной фазой называют момент, в который начинается открытие и заканчивается закрытие клапанов. Измеряется фаза газораспределения в градусах поворота коленчатого вала по отношению к верхней и нижней мёртвым точкам (ВМТ и НМТ).
На протяжении рабочего цикла в цилиндре воспламеняется смесь топлива и воздуха. Промежуток между воспламенениями в цилиндре оказывает непосредственное влияние на равномерность работы мотора. Двигатель работает максимально равномерно при наименьшем промежутке воспламенения.
Данный цикл непосредственно зависит от количества цилиндров. Чем большим является число цилиндров, тем меньшим будет интервал воспламенения.
Разные автомобили — разный принцип работы
У разных версий однотипных моторов цилиндры могут работать по-разному. Для примера можно взять двигатель ЗМЗ. Порядок работы цилиндров 402-го двигателя выглядит следующим образом – 1-2-4-3. А вот у двигателя 406 он составляет 1-3-4-2.
Нужно понимать, что один рабочий цикл четырехтактного мотора по длительности равен двум оборотам коленчатого вала. Если использовать градусное измерение, то он составляет 720°. У двухтактного двигателя он равен 360°.
Колена вала расположены под специальным углом, в результате чего вал постоянно пребывает под усилием поршней. Данный угол определяется тактностью силового агрегата и числом цилиндров.
- 4-цилиндровый двигатель со 180-градусным интервалом между воспламенениями: 1-2-4-3 либо 1-3-4-2;
- 6 цилиндровый двигатель с рядным расположением цилиндров и 120-градусным интервалом между воспламенениями: 1-5-3-6-2-4;
- 8 цилиндровый двигатель (V-образный, 90-градусный интервал между воспламенениями: 1-5-4-8-6-3-7-2.
В каждой схеме двигателя, независимо от его производителя, работа цилиндров начинается с главного цилиндра, отмеченного номером 1.
Данная статья сайта Avtopub.com находится в разделе «Устройство», с помощью которого вы сможете иметь общее представление о различных узлах всего автомобиля.
Желаем успехов в определении последовательности работы цилиндров мотора вашей машины. Также советуем обратить внимание на статью о том, как осуществляется замена прокладки головки блока цилиндров.
Предыдущая запись
Следующая запись
ЗМЗ-402: технические характеристики и устройство
Проектировался двигатель ЗМЗ 402 из мотора 24Д в 70-х годах, прототип которого использовался, еще в «полуторках» ГАЗ-56 и ГАЗ-21. Изначально был цельноалюминиевым, со штангами и коромыслами механизма ГРМ и нижним распредвалом. Уплотнение коленвала осуществлялось пропитанным графитовой смазкой жгутом, а не полноценным резинотехническим изделием.
ДВС ЗМЗ 402
Текущий ремонт и обслуживание можно было производить, не только в гараже, но и в чистом поле, «на коленке» ввиду предельно простой конструкции. Однако для капремонта требовался тельфер или кран-балка, поскольку силовой привод весит под 200 кг, учитывая навесное оборудование.
Технические характеристики ЗМЗ 402
Использована в двигателе простая, примитивная старая конструкция с газораспределительным механизмом по схеме OHV, паранитовыми и асбестовыми прокладками, алюминиевым блоком, головкой и ее крышкой, чугунными коллекторами впуска и выпуска.
Конструкция ЗМЗ 402
Читайте также: ЗИЛ 130, ЗИЛ 131,ГАЗ 3307, ГАЗ 3102, ГАЗ 3110, ГАЗ 53, МАЗ 500, Т 25, Т40, Иж планета, Иж юпитер
Рядная 4-х цилиндровая схема двигателя предназначена для продольного расположения под капотом.
Основные технические характеристики ЗМЗ 402 выглядят следующим образом:
Изготовитель | ЗМЗ |
Марка ДВС | 402 |
Годы производства | 1981 – 2006 |
Объем | 2445 см3 (2,45 л) |
Мощность | 73,5 кВт (100 л. с.) |
Момент крутящий | 182 Нм (на 2500 об/мин) |
Вес | 181 – 184 кг |
Степень сжатия | 8,2 (7,6) |
Питание | карбюратор, распределенный впрыск |
Тип мотора | рядный, бензиновый, 4 цилиндровый |
Зажигание | коммутаторное, бесконтактное |
Число цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | ТВЕ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 2 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
Впускной коллектор | дюралевый |
Выпускной коллектор | литой чугунный |
Распредвал | оригинальный профиль кулачков |
Материал блока цилиндров | алюминиевый сплав с пропиткой смолой |
Диаметр цилиндра | 92 мм |
Поршни | оригинальные |
Коленвал | от 2103 |
Ход поршня | 92 мм |
Горючее | А-76, АИ-92 |
Нормативы экологии | Евро-0 |
Расход топлива | трасса – 5,3 л/100 км смешанный цикл 6,6 л/100 км город – 13,5 л/100 км |
Расход масла | максимум 0,2 л/1000 км |
Какое масло лить в двигатель по вязкости | 5W30, 10W30, 5W40, 0W30, 0W40 |
Какое масло лучше для двигателя по производителю | Liqui Moly, ЛукОйл, Роснефть |
Масло для ЗМЗ 402 по составу | синтетика, полусинтетика, минеральное |
Объем масла моторного | 6 л |
Температура рабочая | 80 – 110° |
Ресурс ДВС | заявленный 200000 км реальный 250000 км |
Регулировка клапанов | винты регулировочные + щупы |
Система охлаждения | принудительная, антифриз |
Объем ОЖ | 3,5 л без учета шлангов, отопителя и радиатора |
Помпа | с пластиковой крыльчаткой |
Термостат | двухклапанный ТА107-05 либо ТС107-05 |
Свечи на ЗМЗ 402 | чешские Brisk DR17YC/A |
Зазор свечи | 0,7 – 0,85 мм |
Шестерня ГРМ | Gates, ширина 22 мм, ресурс 200000 км пробега |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Воздушный фильтр | Nitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst, сменный картридж |
Масляный фильтр | Mannol SCT Sh515, Mann H727/4 |
Маховик | диаметр 330 мм, вес 13,2 кг |
Болты крепления маховика | М12х1,25 мм, длина 26 мм |
Маслосъемные колпачки | — |
Компрессия | от 7 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар |
Обороты ХХ | 800 – 850 мин-1 |
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 31 – 39 Нм маховик – 62 – 87 Нм болт сцепления – 19 – 30 Нм крышка подшипника – 68 – 84 Нм (коренной) и 43 – 53 (шатунный) головка цилиндров – три стадии 20 Нм, 69 – 85 Нм + 90° + 90° |
В таблице приведено описание базового мотора, которое подходит для всех вариантов этой серии.
Порядок работ по регулировке клапанов двигателя ЗМЗ-402
Ниже приведён подробный порядок действий:
- скинуть клеммы с аккумулятора;
- поставить нейтральную передачу;
- отсоединить всё навесное оборудование, которое отходит от клапанной крышки, включая шланг УОЗ;
- скинуть тросы заслонок, прикреплённых к карбюратору;
- демонтировать воздушный фильтр;
- отвернуть болты, снять верхнюю часть механизма;
- вывернуть свечи зажигания;
- поршень цилиндра 1 установить в ВМТ, совмещая метку коленвала с приливом на передней крышке мотора — вращать коленвал рекомендуется только стартером;
- снять крышку электрического распределителя, проверить бегунок — данный элемент трамблёра должен смотреть строго на 1 цилиндр;
- начать регулировку клапанов.
Клапана желательно регулировать только на холодный двигатель! С другой стороны, мотор ЗМЗ-402 оснащён алюминиевой головкой. Штанги имеют свойство расширяться по мере нагрева ДВС, а зазоры уменьшаться. По этой причине опытные мастера рекомендуют регулировать систему 402-го на прогретом движке, выставляя зазоры 0,3 мм на всех элементах. Исключение — автомобили Газель.
Что касается меток: они могут совпадать при ВМТ с первым или четвёртым цилиндром. Как это проверить помимо направления бегунка? Если зажаты клапаны 1, 2, 4 и 6, а остальные свободны — метка совпадает с 4-м цилиндром. И наоборот, если зажаты 8, 7, 5 и 3 — метка совпадает с 1-м цилиндром.
Регулировка клапанов 402 двигателя в два приема осуществляется по следующей схеме:
- сначала первые клапаны впуска и выпуска;
- затем вторые впуска и выпуска;
- третий впускной;
- проворот коленвала на 360 градусов, совмещение меток и установка бегунка на 4-й цилиндр;
- регулировка оставшихся клапанов.
Коротко порядок регулировки клапанов выглядит так: сначала 1, 2, 4 и 6 — остальные зажаты, затем — от кабины 8, 7, 5 и 3.
Регулировка клапанов ЗМЗ 402 по инструкции:
- подвигать коромысло по валу вперёд и назад;
- несильно и осторожно стукнуть молотком по валу точно над клапаном — ни в коем случае не бить по толкателю;
- гаечным ключом на 11 открутить гайку регулировочного винта, придерживая последний мощной отвёрткой с плоским жалом или накидным ключом на 14;
- щупом измерить зазор — он должен проходить под клапаном с небольшим усилием, при необходимости отрегулировать до нужных значений;
- зажать гайку обратно — заново проверить величину зазора;
- повторить операцию со всеми клапанами.
На некоторых автомобилях клапана регулируются с помощью шайб. Вместо родной устанавливается кольцо меньшей или большей толщины. Альтернативный вариант — замена толкателей на варианты с нужными параметрами. Известны моторы, на которых регулировка вообще не предусмотрена — на ДВС с гидрокомпенсаторами. Клапаны ЗМЗ-402 настраиваются специальным регулировочным винтом.
Затем надо установить на место свечи, крышку распределителя и навесное оборудование. Потом осуществить тестовый запуск двигателя, чтобы проверить подачу масла на все толкатели. Если смазка не будет поступать на какой-либо элемент, следует ослабить крепёжную гайку оси коромысел в зоне четвёртого цилиндра. Также надо будет прочистить всю маслосистему автомобиля.
В конце остановить мотор, собрать все демонтированные компоненты на место. Болты клапанной крышки закрутить с нужным усилием. После установки всех нужных шлангов и трубок, заново завести движок. Дать ему прогреться до 80-90 градусов, затем послушать работу клапанов — они не должны звенеть или цокать.
Особенности конструкции
В сравнении с «нулевым» прототипом двигатель ЗМЗ 402 получил весьма незначительные улучшения конструкции, так как задача увеличить мощность не стояла:
- изначально блок цилиндров отливался в кокиль, гильзы цилиндров фиксировались в расточке верхней плиты, по верхнему буртику;
- затем руководство завода перешло на технологию литья под давлением, верхняя рубашка стала открытой, гильзы крепились внутри нижнего пояса;
- позже производитель вновь вернулся к кокильному литью, поэтому в машинах эксплуатируются, и те, и другие блоки.
Разобранный мотор
Очередной особенностью силового привода является использование масляного радиатора, чтобы система охлаждения работала эффективнее.
Масляный радиатор
Газораспределительный механизм имеет морально устаревшую уже на момент создания ДВС схему OHV – распредвал снизу, управление коромысло-штанговым механизмом. Именно из-за этого узла мотор получился очень тяжелым, несмотря на легкий блок цилиндров.
Критерии выбора моторного масла
Заливать в двигатель ЗМЗ-402 рекомендуется только минеральное масло. Другие типы смазки испортят машину. Герметик, применяемый в двигателе, является простой веревкой, пропитанной графитовым составом. Синтетические и полусинтетические масла, попав на герметик, разъедают его.
Если хочется использовать синтетическое и полусинтетическое моторное масло, целесообразнее провести тюнинг двигателя.
Заливка масла в двигатель ЗМЗ-402
Плюсы и минусы
Основными недостатками серии двигателей ЗМЗ 402 являются:
- морально устаревшая конструкция ГРМ;
- головка блока цилиндров затрудняет тюнинг;
- очень слабые прокладки и задний сальник коленвала;
- высокие вибрации, приводящие к ослаблению резьбовых соединений.
Асбестовая прокладка ГБЦ
С другой стороны, мотор очень надежный, рассчитан на высокие эксплуатационные нагрузки. При нормальном обслуживании реальный ресурс составляет 300 – 350 тысяч км пробега.
Расход топлива
Большим недостатком машин ГАЗ с двигателем ЗМЗ-402 является избыточный расход топлива. На сто километров у автомобиля ГАЗ с таким мотором уйдет 13 литров. Связано это с устаревшими технологиями, использованными при его создании.
Настройка карбюратора при подаче топлива была произведена некорректно, в результате автомобили с таким мотором расходовали избыточное количество топлива и неровно работали на холостых оборотах.
Исправляется этот недостаток заменой карбюратора от другой подходящей машины, например, от «Жигулей».
Список моделей авто, в которых устанавливался
Создавался мотор ЗМЗ 402 для Горьковского и Ульяновского автозаводов, Рижской автобусной фабрики, поэтому применялся для комплектации автомобилей:
- ГАЗ-24-10 Волга – 1985 – 1993;
- ГАЗ-3102 Волга – 1981 – 2006, только форкамерные модификации ДВС;
- ГАЗ-31029 Волга – 1992 – 1997;
- ГАЗ-3110 Волга – 1997 – 2005;
- ГАЗ-31105 Волга – 2002 – 2006;
- ГАЗ-3302 Газель – 1994 – 2003;
- ГАЗ-33023 Газель-Фермер – 1995 – 2003;
- ГАЗ-2705 Газель грузопассажирская – 1995 – 2003;
- ГАЗ-3221 Газель микроавтобус – 1996 – 2003;
- ГАЗ-32213 Газель микроавтобус повышенной комфортности – 1996 – 2003;
- ГАЗ-322132 Газель маршрутное такси (сдвижная дверь) – 1996 – 2003;
- ГАЗ-32214 Газель «скорая помощь» – 1996 – 2003;
- РАФ-М1 Роксана и РАФ-М2 Стилс – выпущены в единственном экземпляре, не пошли в серию;
- РАФ-33111 – грузовик двухместный бортовой 1 т;
- РАФ-22038 – маршрутное такси, небольшие объемы производства;
- РАФ-22039 – маршрутное такси крупногабаритное.
Характеристики двигателя позволяли использовать его в Газелях спецтехники, линейка которых выпускалась Мытищинским заводом Купава. В Украине Часовоярский ремзавод собирал автобусы Рута с этими моторами, Черниговский завод – Богдан-А049 и ТУР-А049, Бориспольский автозавод – БАЗ-2215 Дельфин.
БАЗ Дельфин
Социальные (реанимация и катафалк) и школьные автобусы с силовым приводом ЗМЗ 404 собирал Семеновский авторемонтный завод с 1995 по 2006 год. Некоторые детали использовались в двигателях УАЗ в качестве комплектующих.
Таблица: полезные технические данные по 402
Порядок работы цилиндров | 1-2-4-3 |
Направление вращения ротора распределителя | против часовой стрелки |
Угол опережения зажигания, град | |
центробежный регулятор | 15-18 |
вакуумный регулятор | 8-10 |
Свечи зажигания | А14ВР |
Зазор свечи зажигания, мм | 0,8-0,95 |
Сопротивление бегунка, кОм | 5-8 |
Сопротивление наконечника свечи, кОм | 4-7 |
Сопротивление центрального контакта крышки, кОм | 8-13 |
Сопротивление обмотки статора, кОм | 0,4-0,45 |
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Регламент обслуживания ЗМЗ 402
Официальный мануал содержит сроки замены расходных материалов, чтобы двигатель ЗМЗ 402 прослужил весь заявленный ресурс:
- моторное масло через 10000 км;
- охлаждающая жидкость после 60000 км или 2 лет эксплуатации;
- регулировка тепловых зазоров клапанов каждые 15000 км;
- протяжка гаек ГБЦ каждые 20000 км;
- картридж воздушного фильтра служит 20000 км, а топливный фильтр 30000 км.
Изначально в устройство ДВС заложены очень ненадежные прокладки. Пропитанный графитом асбестовый лист толщиной 1,5 мм между блоком и головкой нормально держит температуру, но от вибраций ослабляются гайки. Крышка ГРМ и поддон картера уплотняются паранитовыми прокладками, обладающими низким ресурсом и маслостойкостью.
ГРМ привод зубчатым колесом
Ни ремня, ни цепи ГРМ здесь нет, передача вращения на нижний распредвал осуществляется зубчатой шестерней. Ее ресурс значительно выше, но контроль за состоянием венца необходим периодически.
Конструкция и устройство двигателя ЗМЗ-402
В серию ЗМЗ-402 входили три вида: 402.1, 402.2 и 402. Различаются они по уровню сжатия топливной смеси, который в зависимости от типа находится в промежутке от 6,7 до 8,2.
Это простые в использовании моторы, использующие бензиновое топливо. В них установлен карбюратор и по четыре цилиндра в ряду.
Конструкция двигателя ЗМЗ-402
Для увеличения герметичности блок цилиндров и верхняя сторона картера представляют собой единый компонент, отлитый из высокопрочного алюминиевого сплава и покрытый специальным составом.
По нижней стороне блок перегородками делится на четыре сектора, в которых размещены коренные подшипники коленчатого вала, крышки которых отлиты из ковкого чугуна. Их расточка происходит вместе с блоком, и ставить крышки на другое место нельзя. Для удобства на них выгравированы порядковые номера.
На передней части блока расположена алюминиевая крышка газораспределительного механизма. Сзади блока размещен картер сцепления.
Блок и головка цилиндров не нуждаются в особом уходе, кроме удаления скопившейся пыли и подтяжки резьбовых соединений.
Задний сальник является слабым местом двигателя ЗМЗ-402. Веревка, пропитанная графитовым составом, не рассчитана на эксплуатацию при высоких (более трех тысяч) оборотах коленвала. При недостатке смазки мотор просто ломается.
Простота конструкции позволяет ремонтировать и модифицировать мотор своими руками, без обращения к специалистам. Недостатком является высокая возможность перегрева при интенсивной эксплуатации.
Устанавливался двигатель ЗМЗ-402 на следующие машины:
- ГАЗ 2410;
- ГАЗ 3102;
- ГАЗ 31029;
- ГАЗ 3110;
- ГАЗ 31105;
- ГАЗ Соболь;
- ГАЗ Газель;
- некоторые модели УАЗ;
- микроавтобусы «Латвия».
Обзор неисправностей и способы их ремонта
В принципе, мотор ЗМЗ 402 недоработан изначально, так как на момент создания уже были более прогрессивные технические решения. Основным достоинством является безопасность при срезании зубьев шестерни ГРМ – поршень не гнет клапана.
Зато коленвал шлифуется бесцентровым методом, возникают радиальные биения, при оборотах свыше 2500 – 2700 мин-1 веревочный задний сальник не справляется с задачей. Выхлоп идет в картер, повышается давление масла. Характерны для моторов семейства ЗМЗ 402 следующие неисправности:
Течь масла | прокладка прогорает из-за более сильного нагрева средней части ГБЦ | замена прокладки и своевременная протяжка |
Перегрев мотора | поломка помпы, термостата, воздушная пробка в системе охлаждения | замена помпы/термостата, удаление пробки |
Вибрации | дисбаланс системы зажигания, карбюратора или КШМ, износ подушек | балансировка систем, замена подушек |
Стук может возникать во вкладышах подшипников коленвала и клапанах, исчезает после замены.
Когда нужна регулировка клапанов
Детали механизма газораспределения открываются поочерёдно и в нужный момент. Контролирует их распредвал, надавливая своими кулачками на коромысла при вращении. Между выступами вала и элементами предусмотрены тепловые зазоры клапанов. Они призваны компенсировать физическое расширение металлических компонентов от нагревания — во время работы двигатель сильно греется. По сути, отрегулировать клапана на 402 двигателе, значит, изменить этот самый тепловой промежуток в большую или меньшую сторону.
Если элемент будет неплотно закрываться из-за температурного расширения, то фактически перестанет герметично закрывать камеру сгорания, не изолируя её от трактов. Если же клапан открывается с опозданием, это уже происходит по причине увеличения теплозазора и не только отрицательно воздействует на состоянии всего механизма, но и ухудшает подачу топливной смеси.
Периодичность регулировки прописана в руководстве к движку: делать это нужно каждые 10-15 тыс. км пробега. Такая короткая фаза между настройками объясняется конструктивной неудачностью мотора ЗМЗ-402. Распределительный вал здесь находится чересчур низко и периодически бряцает, а тяги толкателей слишком длинные. Кроме того, качество используемых деталей невысокое, что лишний раз увеличивает вибрационную нагрузку на ГРМ. Например, шестерня распредвала быстро отваливается, так как сделана из капрона. Правда, она защищена металлической втулкой, но эбонитовая шестерня, как на других моторах, смотрится куда надёжнее.
Общие сведения о двигателе
Рисунок 1 — Двигатель ЗМЗ-24 (402)
1 — Маслоприемник. 2 — Крышка коренного подшипника коленчатого вала. 3 — Поршень. 4 — Блок цилиндров. 5 — Прокладка гильзы цилиндра. 6 — Гильза цилиндра. 7 — Задний сальник коленчатого вала. 8 — Краник для слива охлаждающей жидкости. 9 — Краник отопителя кузова. 10 — Заслонка подогрева смеси. 11 — Выпускной коллектор. 12 — Впускная труба. 13 — Тяга управления сливным краником. 14 — Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости. 15 — Крышка коромысел. 16 — Коромысло. 17 — Распорная пружина коромысел 18 Выпускной клапан. 19 — Седла клапанов. 20 — Впускной клапан 21 — Пружина клапана. 22 — Сухарь клапана. 23 — Тарелка пружины клапана. 24 — Маслоотражательный колпачок. 25 — Опорная шайба пружины клапана. 26 — Крышка маслоналивной горловины. 27 — Стойка оси коромысел. 28 — Плоские шайбы оси коромысел, 29 — Пружинная шайба оси коромысел. 30 — Ось коромысел. 31 — Прокладка крышки коромысел. 32 — Выпускной патрубок охлаждающей рубашки. 33 — Термостат. 34 — Корпус насоса охлаждающей жидкости. 35 — Крыльчатка насоса охлаждающей жидкости. 36 — Ремни вентилятора. 37 — Вентилятор. 38 — Гайки крепления ступицы вентилятора. 39 — Толкатель клапана. 40 — Распределительный вал. 41 — Упорный фланец распределительного вала. 42 — Шестерня распределительного вала. 43 — Крышка распределительных шестерен. 44 — Передний сальник коленчатого вала. 45 — Шкив коленчатого вала. 46 — Зубчатая шайба храповика коленчатого вала. 47 — Храповик коленчатого вала. 48 — Ступица шкива коленчатого вала. 49 — Отражатель крышки распределительных шестерен. 50 — Маслоотражатель коленчатого вала. 51 — Распределительная шестерня коленчатого вала. 52 — Упорная шайба коленчатого вала. 53 — Передняя шайба упорного подшипника коленчатого вала. 54 — Задняя шайба упорного подшипника коленчатого вала. 55 — Коленчатый вал.
Двигатели 24Д и 24-01 выпускаются на Заволжском моторном заводе им. 50-летия СССР по чертежам, разработанным Горьковским автозаводом на базе двигателя автомобиля ГАЗ-21. Двигатели — четырехтактные, карбюраторные, верхнеклапанные, четырехцилиндровые, с жидкостным охлаждением. Ход поршня у этих двигателей равен диаметру цилиндра и составляет 92 мм. Сравнительно малый ход поршня обусловил его малую среднюю скорость, вследствие чего путь поршня на 1 км пробега автомобиля также мал. Это обеспечило малый износ цилиндро-поршневой группы и высокую долговечность узла.
Коленчатый вал — пятиопорный, с большой рабочей поверхностью как шатунных, так и коренных подшипников. Вследствие этого удельные нагрузки на подшипники сравнительно малы. Вкладыши коренных и шатунных подшипников изготовлены из стальной ленты, залитой алюминиевым сплавом. Такие вкладыши способны воспринимать большие нагрузки, сохраняя высокую работоспособность.
Распределительный вал опирается на пять подшипников, выполненных из сталебаббитовой ленты. Седла клапанов изготовлены из легированного чугуна высокой твердости, выдерживающего высокую температуру и ударные нагрузки. Направляющие втулки клапанов выполнены из металлокерамики с высокими износостойкими качествами. Клапаны изготовлены из жаропрочной стали: фаска тарелки выпускных клапанов заправлена более жаропрочным сплавом. Все ответственные поверхности, подвергающиеся истиранию (кулачки и шейки распределительного вала, наконечники штанг толкателей, толкатели, коромысла, регулировочные винты коромысел и т. д.), изготовлены из специального материала и подвергнуты термической обработке. В верхнюю часть цилиндра установлены вставки, выполненные из кислотоупорного износоустойчивого чугуна. Все трущиеся поверхности смазываются под давлением. В системе смазки установлен полнопоточный фильтр тонкой очистки с бумажным фильтрующим элементом.
В результате указанных конструктивных и технологических мер ресурс двигателя — 200 тыс. км пробега автомобиля по дорогам 1 категории. При данной конструкции газопровода с подогревом центральной части впускной трубы отработавшими газами, обеспечивающей равномерное распределение горючей смеси по цилиндрам, а также при выбранных оптимальных фазах открытия впускных и выпускных клапанов, двигатели развивают мощность 95 и 85 л. с. (при 4500 об/мин коленчатого вала; степень сжатия соответственно 8,2 и 6,7).
В конструкции двигателя учтено удобство обслуживания его в процессе эксплуатации. С левой стороны двигателя расположены бензиновый насос 11, стартер 13, распределитель зажигания 8, указатель давления масла и датчик 29 указателя давления масла, масляный фильтр 30, фильтр 32 тонкой очистки топлива, свечи 6 зажигания, с правой стороны — генератор 16, газопровод с сектором 14 регулирования подогрева смеси, сливной кран охлаждающей жидкости с тягой 17, кран отопителя кузова, датчик температуры воды и карбюратор 3. Смазка подшипников насоса охлаждающей жидкости осуществляется через пресс-масленку с правой стороны двигателя. Достаточность количества нагнетаемой смазки определяется визуально по выходу смазки из контрольного отверстия на корпусе насоса. Регулирование зазора между коромыслами и клапанами производится при снятой крышке коромысел; доступ к ним очень удобен.
В конструкции двигателя также предусмотрена возможность легкого ремонта. Для этой цели цилиндры выполнены в виде отдельных деталей — «мокрых» гильз, легко вставляемых в блок цилиндра, а коренные и шатунные подшипники имеют тонкостенные сталеалюминевые вкладыши, которые можно заменить, не прибегая к услугам ремонтных заводов, а иногда даже не снимая двигателя с автомобиля. Для изготовления деталей двигателя широко применены алюминиевые сплавы; кроме такой традиционной алюминиевой детали как поршень, из алюминиевого сплава изготовлены также основные корпусные детали: блок цилиндров, картер сцепления, головка цилиндров, крышка распределительных шестерен, крышка насоса охлаждающей жидкости, выпускной патрубок охлаждающей рубашки, корпус масляного насоса, корпус и крышка масляного фильтра, впускная труба. В результате широкого применения алюминиевых сплавов двигатель в сборе с оборудованием, сцеплением и коробкой передач (но без воздушного фильтра и вентилятора) весит только 205 кгс. Подробное описание конструктивных особенностей двигателя дано к соответствующим иллюстрациям.
Технические характеристики крутящего момента двигателя ChevyBig Block и многое другое
Технический специалист JEGS
Пит Митчелл
Большой объем двигателя Chevy с большим объемом в кубических дюймах сделал его мощным вариантом как для легковых, так и для грузовых автомобилей Chevy на протяжении более 40 лет, и он по-прежнему популярен сегодня. От восстановленных костяных автомобилей до полноценных драгкаров, он служит многим целям. Вы ищете характеристики крутящего момента BBC и другую техническую информацию? Ниже приведены ответы на распространенные вопросы о характеристиках крутящего момента BBC и многом другом.
Чтобы идентифицировать большой блок Chevy, найдите номер отливки на заднем выступе в задней части блока сверху, где крепится колокол трансмиссии. Обычно литейные номера находятся со стороны водителя, но могут быть и со стороны пассажира. Номер должен начинаться с 1,2, 3 или 4 и не должен содержать букв. Затем вы можете найти номер кастинга в таблице ниже:
.0-326711 — Расположен справа от крышки ГРМ и заднего выступа, 427, 1968-1969, 4-х болтовая главная, алюминий, CanAm, диаметр цилиндра 4,44 дюйма, стальные гильзы цилиндров
340220 — 427-высокая платформа, 1968-1985, 4-болтовая основная
345014 — 454, 1970 — 1986
346236 — 454, 1975 — 1976, 2-болтовая коренная
359070 — 454, 1970 — 1990
361959 — 454, 1973 — 1990, 2-х или 4-х болтовая основная
364776 — 427-высокая платформа, 1968 — 1985, 4-х болтовая главная
364779 — платформа высотой 366, 1968 — 1990, основная 4-болтовая
399204 — 509, 1970 — 1971, 4-х болтовый коренной, алюминий, CanAm, диаметр цилиндра 4,5″, стальные гильзы цилиндров
399293 — платформа высотой 366, 1977 — 1978, основная 4-болтовая
473478 — 427-высокая платформа, 1977 — 1990, 4-х болтовая главная
495102 — 509, 1971 — 1972, 4-болтовая основная, алюминий, CanAm, диаметр отверстия 4,5 дюйма, без вкладышей
3782870 — 427-высокая платформа, 1968 — 1976, 4-х болтовая главная
3824553 — 366 футовая платформа, 1966 — 1967, 4-болтовая основная
3855961 — 396, 1965 — 1966, 2-х или 4-х болтовая основная
3855961 — 427, 1966, 2-болтовая коренная
3855962 — 396, 1965 — 1966, 4-х болтовая коренная
3855977 — 366 футовая платформа, 1966 — 1973, 4-болтовая основная
3869942 — 427, 1966 — 1967, 2-х или 4-х болтовая основная
3
6 — 396, 1967, 2-х или 4-х болтовая основная
31 — 427, 1967, 2-х или 4-х болтовая основная
34 — 366 футовая платформа, 1966 — 1976, основная 4-болтовая
3916319 — 366-метровая дека, 1968 г. , 4-х болтовая основная
3916321 — 427, 1968, 2-х или 4-х болтовая основная
3916323 — 396, 1968, 2- или 4-болтовая основная
3925521 — 427 выс. палуба, 1968 — 1985, 4-х болтовая основная
3935439 — 427, 1968 — 1969, 2-х или 4-х болтовая основная
3935440 — 396, 1968 — 1969, 2-х или 4-х болтовая основная
3937724 — платформа высотой 366, 1968 — 1985, 4-х болтовая главная
3937726 — 427-высокая платформа, 1968 — 1984, 4-х болтовая главная
3946052 — 427, 1969, 4-х болтовая основная, алюминий, ZL-1, Mark IV
3946053 — 427, 1997 — позднее, 4-х болтовая основная, алюминиевая, ZL-1, Mark IV — 2-я версия
3955270 — 427, 1969, 2- или 4-болтовая основная
3955272 — 396, 1969, 2-х или 4-х болтовая основная
3955274 — платформа высотой 366, 1968 — 1985, основная 4-х болтовая
3955276 — 427-высокая платформа, 1968 — 1973, 4-х болтовая основная
3963512 — 427, 1969, 2-х или 4-х болтовая основная
3963512 — 454, 1970 — 1976, 2-х или 4-х болтовая основная
3969852 — 366 футовая платформа, 1968 — 1984, 4-х болтовая главная
3969854 — 396, 1969, 2- или 4-болтовая основная
3969854 — 402, 1970 — 1972, 2-х или 4-х болтовая основная
3969858 — 427-высокая платформа, 1968 — 1984, 4-х болтовая главная
3999289 — 454, 1971 — 1979, 2-х или 4-х болтовая основная
3999290 — 396, 1968 — 1969, 2-х или 4-х болтовая коренная, блок тележки
3999290 — 402, 1970 — 1972, 2-х или 4-х болтовая коренная, блок тележки
3999290 — 402, 1972 г. , 2-х или 4-х болтовая основная, автомобильный блок
3999293 — Платформа высотой 366, 1968 — 1990, основная 4-болтовая
3999294 — 427-высокая платформа, 1968 — 1984, 4-х болтовая главная
10051107 — 454, 4-болтовая основная, «Bowtie», MK IV, палуба 9,8 дюйма, полуфабрикаты / сиамские отверстия 4,25 дюйма, максимальное отверстие 4,50 дюйма
10069282–366 высотой, 1990–1991, 4-х болтовая основная, Mark IV
10069284 — 427-высокая платформа, 4-болтовая основная, Mark IV, блок тележки
10069286 — 454, 1990 — 1991, 4-болтовая основная, Mark IV
10114182 — 454, 1991 — позднее, 4-х болтовая основная, Gen V
10114183 — 366-метровая дека, 1991 г. — позже, 4-х болтовая основная, Gen V
10114184 — 427-высокая дека, 1991 г. — позже, 4-х болтовая основная, Gen V
10134366 — 454-метровая дека, основная 4-болтовая, «бабочка», поколение V
10185050 — 454, 4-х болтовая основная, «Бабочка», Gen V
10237297 — 454, 1996 — позднее, 4-х болтовая основная, «Vortec 7400», «L-29», Gen VI
10237299 — 427-высокая платформа, 1996 г. — позже, 4-болтовая основная, Gen VI, 7,0 л, блок тележки
10237300 — 502, 1996 г. — позднее, 4-болтовая основная, поколение VI, диаметр отверстия 4,466 дюйма
12550312 — 427-высокая платформа, 1996 г. — позже, 4-болтовая основная, поколение VI, диаметр цилиндра 4,250 дюйма, с топливным насосом и шарнирными бобышками сцепления
12550313 — 454, 1991 — позже, главный двигатель с 4 болтами, двигатель в ящике Gen V, голый блок Gen VI 4,25 дюйма, с бобышкой топливного насоса
12556110 — 496, 2001 — новее, 4-х болтовая коренная, Gen VII, 8,1 л, «Vortec 8100», тележка блок
12561357 — 454, 1996 — позднее, 4-болтовая основная, Gen VI
12561358 — 502, 4-болтовая основная, поколение VI
14015443 — 454, 1987 — 1990, 2- или 4-болтовая основная, Mark IV, блок для грузовика или автодома
14015445 — 454, 1978 — 1990, 2 или 4 болта основной
14044807 — платформа высотой 454 дюйма, основная рама с 4 болтами, «Bowtie», MK IV, «CNC Prep», диаметр отверстия 4,25″ или 4,495″
14096859 — 502, 4-болтовая основная, Gen V, «HO»
24502504 — 454, 4-болтовая основная, «Bowtie», Gen V, «Race Prep»
24502506 — 454 высота, основная 4-болтовая, «бабочка», поколение V, «подготовка к гонкам»
24502572 — 4-болтовая основная, диаметр отверстия 4,5 дюйма, «Olds DRCE 2», высота платформы 9,5 дюйма
25534402 — 4-болтовая основная, диаметр отверстия 4,590 дюйма, «Olds DRCE 3», высота платформы 9,25 дюйма
Номер отливки подтвердит технические характеристики двигателя BBC, включая размер, год (или диапазон лет) блока, а также тип основного крепления с 2 или 4 болтами. Также может быть доступна дополнительная информация. Если вы хотите определить объем двигателя без номера отливки, вы можете измерить диаметр цилиндра и ход двигателя. Затем совпадение можно найти в Интернете для соответствующего движка. Ход измеряется как расстояние между верхней и нижней мертвыми точками осевой линии шатуна. Тщательное измерение и помощь специальных инструментов, таких как штангенциркуль, необходимы для точного измерения. Диаметр отверстия можно измерить нутромером в блоке цилиндров или «отверстии» для расчета диаметра. Обратите внимание, что отверстия могут быть больше из-за предыдущей работы с двигателем, такой как растачивание цилиндра во время восстановления. Тип заднего главного уплотнения также поможет указать год выпуска блока. Задние главные уплотнения из двух частей использовались в течение 1990 год. В блоках 1991 г. и более поздних версиях использовалось цельное заднее основное уплотнение.
Ответ на этот вопрос зависит от приложения и требуемых спецификаций ядра BBC. Что касается доступности запчастей, двигатель 454 имеет наибольшую доступность запчастей по сравнению с двигателями других размеров. Это связано с количеством блоков, доступных для 7,4-литрового двигателя, по сравнению с блоками 396, 402, 427 или другими. Блок Mark IV (выпускался с 1965 по 1990 год) является самым популярным, опять же из-за количества доступных блоков и запасных частей. Это поколение включает 396, 402, 427 и 454 двигателей. Блоки Gen V и Gen VI становятся все более популярными. Однако в настоящее время для них не так много вариантов вторичного рынка по сравнению с блоком Mark IV. JEGS предлагает двигатели Chevy с большими блоками среди нашего выбора двигателей Crate, чтобы удовлетворить ваши потребности.
Как увеличить крутящий момент на складе Gen 4 BBC:Есть много разных способов увеличить крутящий момент в стандартном двигателе Mark IV. Первый — замена распредвала. Установка кулачка, предназначенного для увеличения крутящего момента и снижения диапазона мощности оборотов, повысит мощность на низких оборотах. Модернизация коленчатого вала до большего хода (создание «строкерного» двигателя) также увеличит мощность в диапазоне низких оборотов. Дополнительные компоненты, которые могут помочь создать дополнительный крутящий момент , включают головки цилиндров меньшего размера (меньшие рабочие колеса и меньший расход), меньший карбюратор, а также больший диаметр блока цилиндров.
Большой блок Шевроле Расстрельный приказ
Характеристики крутящего момента для Chevy Big BlockНиже приведены характеристики крутящего момента, необходимые двигателям Chevy с большим блоком для надлежащей герметизации и работы. Перечисленные характеристики крутящего момента для больших блоков Chevy могут не соответствовать вашему применению. Мы настоятельно рекомендуем вам подтвердить характеристики крутящего момента для большого блока Chevy, над которым вы работаете, в магазине двигателей или в руководстве по обслуживанию для вашего двигателя конкретного года и модели. Кроме того, правильный способ затягивания болтов заключается в трех равных шагах. Кроме того, если вы не используете заводские болты, вы должны использовать спецификации крутящего момента BBC, предоставленные производителем, например болты ARP.
— Главные крышки: 396-427 CID, 2 болта, используйте моторное масло для смазки, крутящий момент до 95 фут-фунтов.
-Главные крышки: 396-454 CID, 4 болта (внутренний и внешний болты), используйте моторное масло для смазки, затяните до
110 футо-фунтов.
— Болты шатуна (заводские, не послепродажные): 3/8 дюйма, используйте моторное масло для смазки, крутящий момент до 50 футо-фунтов, 7/16 дюйма, используйте моторное масло для смазки, крутящий момент до 70 футо-фунтов.
— Головки цилиндров: используйте моторное масло для смазки глухих отверстий, герметик для отверстий водяной рубашки, крутящий момент до 75 футо-фунтов. для длинных болтов 65 ft-lbs. для коротких болтов
— Шпильки коромысел (ввинчиваемые): используйте моторное масло для смазки, затяните до 50 футо-фунтов.
— Масляный насос: используйте моторное масло для смазки, крутящий момент до 65 футо-фунтов.
— Масляный поддон: используйте моторное масло для смазки, крутящий момент до 12 футо-фунтов.
— Звездочка кулачка (верхняя передача): используйте фиксатор резьбы, затяните до 20 футо-фунтов.
— Крышка ГРМ: используйте моторное масло в качестве смазки, затяните до 6 футо-фунтов.
— Впускной коллектор (с чугунными головками), используйте незатвердевающий герметик, затяните до 25 футо-фунтов.
— Клапанные крышки: используйте моторное масло для смазки, крутящий момент до 3 футо-фунтов.
-Выпускные коллекторы: используйте противозадирную смазку, затяните до 25 футо-фунтов.
— Свечи зажигания: не используйте смазку или герметик, затяните до 20 футо-фунтов.
— Гибкая пластина (автоматическая) и маховик (сцепление): используйте фиксатор резьбы, крутящий момент до 60 футо-фунтов.
— Нажимная пластина сцепления: используйте фиксатор резьбы, затяните до 35 футо-фунтов.
— Центральный болт балансировочного демпфера Harmonic: используйте моторное масло для смазки, затяните до 85 футо-фунтов.
— Колокол (трансмиссия к блоку), используйте моторное масло для смазки, крутящий момент до 25 фут-фунтов.
Спецификации крутящего момента Chevy Big Block / последовательность для головок цилиндровНиже приведены характеристики крутящего момента головки BBC вместе с последовательностью крутящего момента для блоков Mark IV:
Характеристики крутящего момента головки блока цилиндровBig block Chevy:
Примечание: используйте моторное масло для смазки глухих отверстий, герметик для отверстий водяной рубашки. Затяните болты в 3 поэтапных этапа, используя последовательность затяжки, показанную на диаграмме ниже 9.0003
Длинные болты: крутящий момент до 75 футо-фунтов. (этап 1 — 25 футо-фунтов, этап 2 — 50 футо-фунтов, этап 3 — 75 футо-фунтов)
Короткие болты: момент затяжки до 65 фут-фунтов. (этап 1 – 22 футо-фунта, этап 2 – 44 футо-фунта, этап 3 – 65 футо-фунтов)
Схема последовательности крутящего момента головки блока цилиндров Chevy Big Block Получите правильные характеристики двигателя BBC с JEGSВы пытаетесь определить правильные характеристики крутящего момента для двигателя Chevy с большим блоком? JEGS может помочь. У нас есть большой выбор двигателей и запчастей на складе, например, двигатель Blueprint Crate Engines Big Block Chevy (496ci 575HP / 600TQ) или ATK HP Crate Engines Big Block Chevy (489ci / 565HP / 595TQ). Кроме того, вы всегда можете обратиться в JEGS с любыми вопросами. Мы поможем вам найти детали двигателя Chevy с большими блоками, которые вам нужны для вашего конкретного применения.
Big Block Chevy Firing Order [2022]
В 1955 году Chevrolet представила широко успешный малоблочный двигатель V8, но автопроизводителю требовался двигатель с большим рабочим объемом, чтобы компенсировать более высокие потребности в мощности для своих грузовиков средней грузоподъемности и более тяжелых автомобилей. которые в то время все еще находились на стадии концепции.
Нормальный рабочий объем большого блока варьировался от 348 кубических дюймов (5,7 л), когда он был впервые представлен в 1958 году, до 494 кубических дюймов (8,1 л), когда он достиг максимальной вместимости.
Порядок стрельбы шевроле большого блока- Порядок стрельбы 1-8-4-3-6-5-7-2.
Когда поршень находится в верхней мертвой точке на такте сжатия двигателя Chevy с большим блоком, лезвие распределителя должно быть выровнено с контактом свечи зажигания номер 1 в крышка распределителя. Это делается для того, чтобы получить правильную последовательность зажигания двигателя. Этот шаг используется для обеспечения того, чтобы свечи зажигания зажигались в соответствующей последовательности.
Существует значительное расхождение между последовательностью запуска двигателя Chevrolet с малым и большим блоком, но в остальном у них много общего. Каждый большой блок включает в себя дополнительный цилиндр. Это указывает на то, что последовательность огня будет 1-8-4-3-6-5-7-2.
Это означает, что цилиндр с номером 1 воспламеняется первым, за ним следует цилиндр с номером 8, затем цилиндр с номером 4 и так далее. Боевой порядок для всех двигателей Chevy с большими блоками одинаков.
Этот порядок увольнения распространяется на:- 366 Chevy
- 396 Шевроле
- 402 Шевроле
- 427 Шевроле
- 454 Шевроле
- 502 Шевроле
Характеристики момента затяжки
Тип крепежа | Момент затяжки |
Болт основной крышки (396-427, 2 болта) | 95 футо-фунтов. |
Болт основной крышки (396-454, 4 болта, внутренний и внешний) | 110 футо-фунтов. |
Болт шатуна 3/8 дюйма | 50 футо-фунтов. |
Болт шатуна 7/16 дюйма | 67-73 фут-фунт. |
Болты головки блока цилиндров, длинные | 75 футо-фунтов. |
Болты головки блока цилиндров, короткие | 65-68 футо-фунтов. |
Ввинчиваемые шпильки коромысла | 50 футо-фунтов. |
Болты впускного коллектора (чугунная головка) | 25 футо-фунтов. |
Болт масляного насоса | 65 футо-фунтов. |
Болты звездочки кулачка | 20 футо-фунтов. |
Болт гармонического демпфера | 85 футо-фунтов. |
Болты маховика/гибкой пластины | 60 футо-фунтов. |
Болты прижимной пластины | 35 футо-фунтов. |
Болты колокола | 25 футо-фунтов. |
Болты выпускного коллектора | 20 футо-фунтов. |
Вы можете найти одинаковый порядок номеров цилиндров в любом SBC, например, с номерами 302, 305, 307, 327, 350, 400 ; и в любом BBC, например, с номерами 348, 366, 396, 402, 409, 427, 454, 502 ; и так далее. Эта конкретная последовательность необходима для идентификации баллона после того, как транспортное средство было выпущено с завода 9.0003
Проверка порядка запуска 8-цилиндрового двигателя
Порядок запуска для аналогичных автомобилей- Dodge V8: 1-8-4-3-6-5-7-2
- Понтиак: 1-8-4-3-6-5-7-2
- Ровер V8: 1-8-4-3-6-5-7-2
- Тойота УЗ Двигатель: 1-8-4-3-6-5-7-2
Порядок работы двигателя Chevy с малым блоком: 1-8-4-3-6-5-7-2, а порядок работы двигателя Chevy с большим блоком: 1-8-4-3-6 -5-7-2. Наиболее очевидным различием между порядком работы двигателя Chevy с малым блоком и порядком запуска двигателя Chevy с большим блоком является, конечно же, разница в размерах между двумя двигателями.
Размеры малолитражного Шевроле, как правило, более компактны, чем у крупноблочного Шевроле. Из-за этого изменения последовательность запуска двигателя Chevy с малым блоком будет иметь меньшую мощность, но более высокую эффективность, когда речь идет о расходе топлива. Последовательность воспламенения для Chevy с большим блоком обеспечит большую мощность, но также потребует больше бензина.
Размещение распределителя является основным различием, которое разделяет эти два порядка запуска, в дополнение к их относительным размерам. Распределитель для двигателя Chevy с большим блоком обычно располагается в задней части двигателя, но распределитель для двигателя Chevy с малым блоком обычно находится в передней части двигателя.
Что такое большой блок Chevy 4-7 swap?Последовательность запуска двигателя Chevy с большим блоком может быть изменена. Смена порядка работы больших блоков сделана для повышения комфорта при езде. Кулачок 4/7 отвечает за изменение последовательности зажигания двигателя.
Он делает это, перемещая рабочий ход цилиндра 4 в положение, ранее занимаемое цилиндром 7, и наоборот. . Целью и результатом замены 4-7 порядков работы больших блоков является улучшение плавности работы двигателя в результате нового порядка срабатывания.