Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

Содержание

разбираемся в проблеме. Диагностика двигателя по показаниям кислородных датчиков Другие причины и методы решения

Прежде чем поговорить об устройстве, работе и диагностике лямбда- зонда, обратимся к некоторым особенностям работы топливной системы. Нам поможет в этом эксперт журнала, Федор Александрович Рязанов, диагност с большим стажем работы, руководитель курсов обучения диагностов в компании «ИнжКар».

Современный автомобилист хочет владеть мощным, но в тоже время экономичным автомобилем. У экологов другое требование – минимальное содержание вредных веществ в выхлопе машины. И в данных вопросах интересы автомобилистов и экологов в итоге совпадают. И вот почему.

Известно, что когда двигатель не сжигает все топливо, расход горючего возрастает, растут затраты и на эксплуатацию автомобиля. Мощность двигателя (или ДВС) в условиях неполного сгорания топлива неизбежно падает, а крутящий момент снижается. Одновременно с этим увеличивается уровень вредных веществ в выхлопе автомобиля.

В этой связи одной из основных задач современного автомобилестроения является максимально полное сжигание топливной смеси в двигателе.

На сжигание смеси прямым образом влияет ее состав. Идеальной ситуацией является стехиометрический состав топлива. Говоря более простым языком, должна быть соблюдена пропорция – на 14,7 кг воздуха должен приходиться 1 кг топлива. Именно такое соотношение позволяет оптимально использовать и то, и другое. Владелец автомобиля получает больший крутящий момент и, как следствие, — адекватное ускорение автомобиля, равномерную работу двигателя во всех режимах работы. Также падает расход топлива, и автомобиль перестает загрязнять окружающую среду.

Отклонения от правильного состава топливной смеси – богатая и бедная смесь. Богатая топливная смесь образуется, когда в цилиндрах мало кислорода, но много топлива, которое, конечно же, из-за недостатка кислорода, полностью сгореть не сможет. Следовательно, автомобиль, работающий на богатой смеси, будет больше расходовать топливо, а избыток несгоревшего топлива, в этом случае, охладит камеру сгорания, мощность двигателя при этом будет падать, несгоревшое топливо попадет в атмосферу, загрязняя ее.

Другая ситуация: двигатель получает обедненную топливную смесь. В этом случае топливо в цилиндрах будет сгорать не полностью из-за недостатка топлива. Об экономичности, ради которой и разрабатывались такие двигатели, в этом случае также придется забыть. Ведь бедная смесь плохо горит, и это автоматически приводит к падению крутящего момента. Водителю приходится больше нажимать на газ, что в свою очередь, ведет к перерасходу топлива.

Таким образом, понятно, что со всех аспектов только стехиометрия топливной смеси (пропорция 14,7/1) является самым оптимальным режимом работы двигателя. И, конечно же, автомобиль, который только-только сошел с конвейера, обычно, укладывается во все рамки этого критерия. Но и «заводская» настройка может отличаться от идеала. Более того, в процессе эксплуатации автомобиля неизбежно наступает износ некоторых компонентов, датчики, отвечающие за настройку топливной системы, могут терять точность настроек. В итоге состав топливной смеси все больше уходит от идеальных показателей.

В этом случае как раз и необходим лямбда- зонд, он фиксирует количество кислорода в выхлопе автомобиля. И если в выхлопе окажется большое количество кислорода, это «сигнализирует» о бедной топливной смеси и, наоборот, если в выхлопе нет кислорода, это указывает на то, что смесь стала богатой. А мы уже выяснили, что и в том, и в другом случае уменьшается мощность двигателя, растет расход топлива, снижается экологичность выхлопа. Задача лямбда-зонда как раз и заключается в том, чтобы скорректировать эти отклонения.

Возьмем в качестве примера такую ситуацию: в топливной системе засорились форсунки, их производительность снизилась, смесь стала обедненной. Лямба-зонд фиксирует этот факт, а блок управления топливной системой реагирует на эту информацию и «доливает» немного топлива в цилиндры. Так происходит корректировка возникающих отклонений с учетом показаний этого датчика.

Таким образом, основное назначение лямбда- зонда заключается в том, чтобы компенсировать неизбежно возникающие в процессе эксплуатации автомобиля отклонения в составе топливной смеси.

Однако нужно понимать, что лямбда-зонд как таковой не является панацеей от всех бед, он лишь позволяет вернуть состав топливной смеси в состояние стехиометрии. Но это не устранение дефектов, а только их компенсация.

Вернемся к нашим форсункам. При загрязненных форсунках нарушается эффективность распыления бензина, топливо распыляется крупными каплями, испаряются они с трудом. И система топливоподачи рассчитывает тот объем топлива, который необходим для достижения состояния стехиометрии, для этого фиксируются показания датчика расхода воздуха. Однако если бензин в системе выпрыскивается крупными каплями, его пары полностью не смешиваются с воздухом, часть паров сгорает, а часть капель бензина попросту вылетает в выхлопную трубу. Лямбда-зонд трактует такую ситуацию как бедную смесь, а датчик топливной системы, который «не видит» отдельные капли бензина, добавляет топлива, чтобы привести смесь в состояние стехиометрии. Но в этом случае, резко повышается расход топлива.

Поэтому для работы лямбда-зонда важен не фактор того, как система справляется с выводом смеси на стехиометрию, а фактор того, какой «ценой» ей удается это сделать.

Рассмотрим осциллограмму работы лямбда- зонда. Датчик сам по себе не может отличить состояние стехиометрии от состояния богатой топливной смеси, так как и в том, и в другом случае кислорода в выхлопе нет. При отсутствии кислорода в топливе блок управления (ЭБУ – электронный блок управления) немного уменьшает количество подаваемого в цилиндр топлива. Как следствие, в выхлопе появляется кислород.

И в этом случае показания лямбда-зонда находятся ниже отметки 0,4 В, что для датчика является признаком того, что топливная смесь обеднела (LEARN). При низких показателях лямбда-зонда (ниже 0,4 В), блок управления увеличивает подачу топлива на несколько процентов, смесь становится богатой и показания датчика достигают уровня выше 0,6В. ЭБУ воспринимает это как признак того, что в топливной системе находится богатая смесь (RICH). Подача топлива уменьшается, показания лябда-зонда падают, цикл повторяется — состав смеси начинает колебаться. В такт изменению состава смеси меняются показания лямбда-зонда. Такие колебания ЭБУ понимает как нормальное явление, указывающее на то, что состав топливной смеси находится в зоне стехиометрии.

Вспомним также, что в катализаторе автомобиля обязательно есть цирконий, этот металл способен накапливать кислород. И в фазе бедной смеси кислород запасается в катализаторе, а в фазе богатой смеси он расходуется. В результате на выходе топливной смеси катализатор дожигает все ее остатки.

На холостом ходу такие колебания возникают с частотой одно колебание примерно в одну секунду. Время такого переключения – еще один важный показатель для лямба-зонда. В нашем случае (см. осциллограмму, Рис. 1) время переключения составило 88 мс, при этом нормой является – 120 мс.

Если переключение длится долго, как в случае нашей осциллограммы (см. осциллограмму, Рис. 2) – 350 мс, да к тому же такая ситуация повторяется многократно, блок управления выдаст ошибку: «замедленная реакция лямбда-зонда».

Величины, при которых появляется эта ошибка, определяются, главным образом, настройками программного обеспечения блока управления.

Таким образом, для диагностики по лямбда-зонду необходимо изучить фазы переключения датчика. И если на осциллограмме появится хотя бы одно переключение с низкого показания на высокое (максимальное – 1В, минимальное – 0В), это значит, что лямбда-зонд работает исправно. Исправный датчик делает примерно одно переключение в секунду. Напомним, что в алгоритме работы блока управления о бедной смеси «сигналят» показания лямбда-зонда ниже 0,4В, а о богатой – выше 0,6 В. Поэтому оценить состояние топливной системы автомобиля можно и по работе датчика. В нашем случае (см. осциллограмму, Рис. 3) блоку управления удалось скомпенсировать все дефекты и вывести стехиометрию.

Вернемся к примеру с загрязненными форсунками. При обедненной смеси показания лямбда-зонда падают ниже 0,4В. Блок управления добавляет топлива до того момента, когда смесь станет богатой. Отметим, что в этом случае блок управления «самостоятельно» отклонился от установленных заводом-изготовителем в его карте параметров. Величину отклонения он записывает в своей памяти как топливную коррекцию (fuel trime). Предельно допустимые показатели топливной коррекции для большинства современных автомобилей составляют ±20-25%. Коррекция в «плюс» означает, что блоку пришлось добавлять топлива, коррекция в «минус» — наоборот, убавлять.

Допустим, неисправность носит долговременный характер: блок управления уже дошел до предела топливной коррекции, загорается код ошибки — «Превышение пределов топливной коррекции». Стерев код, исправить такой дефект нельзя, а наличие этой неисправности повлечет за собой перерасход топлива. Стоит отметить, что уже на 15% топливной коррекции обнаруживаются проблемы: автомобиль почти не едет, но расходует большое количество топлива.

То есть важно помнить, что показатель топливной коррекции и работа лямбда-зонда – это комплексный параметр, он указывает на наличие дефекта, но не указывает конкретную причину, которую придется найти и устранить на автосервисе.

И немного об особенностях строения лямбда-зонда. Такой датчик имеет циркониевую колбочку, которая одной стороной помещена в выхлопные газы. Цирконий уникальный материал, так как сквозь него может проходить кислород. Ион кислорода, «прилипая» к атомам циркония, движется по ним, при этом на циркониевом колпачке возникает напряжение. И если все идет в штатном порядке, то диффузия ионов кислорода осуществляется равномерно, и напряжение на обкладках колбочки составляет 1В. Если в выхлопе появляется кислород, диффузия невозможна, и напряжение в этом случае равно 0В. Вместо циркония в лямбда-зондах может использоваться окись титана. Отличие циркониевого лямбда-зонда от титанового заключается в том, что первый вырабатывает напряжение, а другой – меняет свое сопротивление (в переделах от 0 до 5В), и ему нужна схема, которая переводит меняющееся сопротивление в напряжение.

Слой платины на колбочке поверх циркония позволяет снять с него напряжение, играет роль катализатора, дожигает бензин и несгоревший кислород. Все ухудшается при использовании некачественного топлива, а также топливных присадок, которые в прямом смысле закупоривают слой платины и циркония, и зонд выходит из строя. Однако в этом случае, если у зонда нет физических повреждений, обычная промывка вернет его в рабочее состояние. «Современный бич» – это добавки антидетонационных присадок в топливо. До недавнего времени в качестве присадки использовался ферроцент — опасное вещество, которое мы окрестили «красная смерть» за ее красный оттенок, а также за способность быстро выводить из строя свечи, лямбда-зонды и катализатор», — отмечает Федор Александрович. Зонд может «замерзнуть» в высоком или в низком положении, то есть или в фазе богатой, или в фазе бедной смеси. И в этом случае датчик достигнет пределов топливной коррекции и прекратит попытки выравнивать состав смеси до стехиометрии.

Диагностику состояния системы топливоподачи начинаем с подключения сканера к автомобилю. Отсутствие кода «Превышение пределов топливной коррекции» еще не говорит об отсутствии дефектов в системе топливоподачи. Необходимо в потоке данных (Data Stream) убедиться в наличии колебаний лямбда-зонда (стехиометрия достигнута), а также по величине топливной коррекции оценить, какой ценой она достигнута.

Подводя итог, еще раз отметим, что при проверке лямбда-зонда необходимо обращать внимание на колебания датчика, если они есть, датчик исправен; если же система лямбда регулирования не совершает колебаний, это может указывать или на неисправность лямбда-зонда или на бедную или богатую топливную смесь. То есть сначала надо проверить сами датчики. Для этого нужно принудительно обогатить или обеднить смесь, чтобы получить колебания лямбды и убедиться в том, что он исправен.

Рассмотренные выше лямбда-зонды носят название «скачковые». Т.е. они указывают на то, есть кислород в выхлопе или нет. Но все более ужесточающиеся требования к экологии заставили производителей разработать датчики, которые способны не только работать по принципу «Да-Нет», но и определять процент кисло- рода в выхлопе. Такие датчики получили название «широкополосные датчики кислорода».

Принципы их работы и особенности диагностики автомобиля по показаниям широкополосных лямбда-зондов будут рассмотрены в следующих публикациях.

МНЕНИЕ
Максим Пастухов, технический специалист компании «ДЕНСО Рус»: «Практика показывает, что основными причинами выхода из строя лямбда зондов являются: 1. Загрязнение лямбда-зонда продуктами сгорания топлива. Фактически это присадки, которые используются для повышения октанового числа бензина, устранения детонации или для других целей. Также на это влияет степень очистки топлива. Присадки, сера и парафины «закупоривают» проводящий слой лямбда-зонда, и он «слепнет». Блок управления переводит двигатель в аварийный режим, и мы видим на приборной панели значок «Проверьте двигатель». Кстати, от вышеописанных вещей страдают также свечи зажигания, клапаны, катализатор и др. компоненты двигателя. Имеет смысл комплексно подходить к ремонту, если лямбда-зонд вышел из строя. 2. Агрессивная смесь, которой посыпают наши дороги. Она разъедает изоляцию проводов и сами провода. Мы для защиты от этого используем двойную изоляцию проводов, а также прячем место сварки проводов с датчиком внутрь лямбда-зонда».

Существует множество неисправностей автомобиля, из-за которых дальнейшая эксплуатация транспортного средства становится проблемной. К таким неисправностям относится ошибка работы автомобиля с номером Р0171 или 0171. Эти номера свидетельствуют о наличии переобедненной смеси. Причины бедной смеси на инжекторе довольно разнообразны. Прежде всего необходимо посмотреть на состояние машины во время использования бедной смеси.

Признаки бедной смеси

Ошибка высвечивается на экране БК. Это говорит о том, что количество топлива в воздушно-топливной смеси значительно меньше, нежели воздуха.

Наличие проявляется в виде или задержкой при резком нажатии на педаль газа. В иных случаях двигатель может троить или полностью прекращать свою работу при холостых оборотах. Помимо этого, в момент разгона транспортное средство дергается, а звук двигателя совсем иной и отличается от звука мотора при нормальной работе. Работа силового агрегата при использовании бедной смеси совсем не стабильна.

Нормы показателя смеси и возможные последствия

Для автомобилей со стандартом «Евро-2» и выше на двигателях стали устанавливать специальный датчик — лямбда-зонд. Он контролирует качество производимой смеси. По стандарту установлено, что на одну часть топлива приходится 14 частей воздуха. Если же будет минимальное отклонение на 0,25, бортовой компьютер выдаст ошибку о бедной смеси. При поступлении переобедненной смеси в двигатель появляются не только провалы в работе, но и возможность перегрева двигателя. Скорость набора оборотов достаточно низкая. Помимо этого, если не проводить качественную диагностику и не устранять причину образования бедной смеси, то последствия станут гораздо плачевнее:

  • перегрев силового агрегата;
  • прогорание поршневых колечек;
  • прогорание клапанов;
  • низкая тяга двигателя;
  • прогар поршней;
  • увеличенный расход ГСМ и охлаждающей жидкости.

Причины и как определить их

Причины бедной воздушно-топливной смеси (инжектор) довольно просты и кроются в работе автомобиля. Определить же их можно с помощью диагностики двигателя. В первую очередь наличие таковой видно по отложениям на свечах.

Также причины бедной смеси на инжекторе связаны с неисправностями в системе впрыска топлива. Она отвечает не только за подачу горючего в силовой агрегат, но и за правильное приготовление воздушно-топливной смеси. В таком случае, может быть, проблема связана с настройкой подачи топлива либо воздуха. Из-за этого и происходит переобеднение смеси. Для решения проблемы автовладельцу стоит обратиться за помощью к специалистам, так как сбой системы впрыска может охватывать неисправности датчиков, неправильную регулировку углов дроссельной заслонки. Также это бывает слет части прошивки на ДВС. Стоит помнить, что состав смеси может измениться на некоторые значения лишь на минимальное короткое время. В противном случае необходимо искать проблему и устранять ее.

Что делать при ошибке

Причины бедной смеси на инжекторе (ВАЗ 2110 в том числе) при их обнаружении можно устранить и самостоятельно, однако лучшим решением будет отогнать транспортное средство в специализированную мастерскую, где автомеханики проведут качественную диагностику и смогут обнаружить другие неисправности в работе транспортного средства. Обращаться на СТО стоит и потому, что большинство водителей попросту не умеют контролировать и настраивать состав создаваемой воздушно-топливной смеси. Как правило, на инжекторных двигателях и на карбюраторных данная возможность у автовладельца имеется. В качестве примера стоит привести регулировку угла открытия дроссельной заслонки. Для этого достаточно изменить положение стопорного кольца, поочередно перемещая его по специальным пазам заслонки.

Самостоятельная регулировка

Большинство водителей очень рады, что умеют регулировать угол положения дроссельной заслонки, так как они полностью уверены, что с помощью этого произойдет регулировка расхода топлива. Помимо этого, некоторые прибегают к прошивке электронного блока управления транспортным средством. Чтобы не выводить из строя некоторые агрегаты или ЭБУ, стоит обратиться за помощью к квалифицированным мастерам, которые смогут с помощью специальных программ, без влияния на качество смеси, улучшить некоторые показатели автомобиля. В противном случае растет риск «убить» двигатель своего транспортного средства. Таким образом образуется бедная смесь на инжекторе, причины (2114 не исключение) которой кроются в самостоятельной регулировке углов или вмешательстве неопытного автовладельца в работу системы двигателя.

Неисправность топливной системы

Другие причины бедной смеси на инжекторе заключаются в неправильной работе автомобиля. Как правило, нарушения в работе происходят из-за низкокачественного горючего, которое заливается на малоизвестных АЗС. К одному из вариантов нестабильной работы двигателя и образования бедной смеси стоит отнести забитые топливные элементы автомобиля. В таких случаях наблюдается пропуск в работе двигателя. В результате автомобиль может дергаться. Чтобы этого не произошло, необходимо приобретать горючее только с проверенных заправочных станций. Также следует производить своевременную замену обоих топливных элементов. Помните, что один фильтр представлен на инжекторе в виде сеточки и устанавливается непосредственно в топливный бензонасос. Второй элемент находится чаще всего недалеко от бака на днище автомобиля, реже — в подкапотном пространстве. Чтобы избежать переобеднения смеси, необходимо их менять с периодичностью не реже, чем один раз на 40 000 км. Иногда данный показатель может быть ниже, так как все зависит от качества бензина.

Забитые форсунки

Если не проводить вовремя смену топливных элементов системы автомобиля, может образоваться бедная смесь на инжекторе, причины которой будут крыться в неправильной работе форсунок. То есть горючее поступает, но подается в достаточно низком количестве. Форсунка представляет собой специальное устройство, относящееся к системе впрыска автомобиля. Различают множество элементов: электромагнитная, электрогидравлическая или пьезогидравлическая. На автомобилях с бензиновыми двигателями используются электромагнитные детали.

Причина неисправности заключается в следующем. Не замененные вовремя топливные фильтры со временем начинают пропускать горючее вместе с посторонними веществами, не проводя качественную очистку. Так как у иглы и сопла форсунок отверстия достаточно маленькие, то поступающее топливо с посторонними загрязняющими элементами образуют на стенках отложения, из-за чего и так маленький диаметр пропуска топлива уменьшается еще сильнее. В итоге в двигатель не поступает необходимое количество топлива и происходят проблемы с бедной смесью.

Для решения проблемы можно провести восстановление прежнего впрыска которая проводится только с использованием специального оборудования.

Кстати, чтобы избежать загрязнения и форсунок, следует проводить очистку топливного бака с небольшой периодичностью, так как там имеется большое накопление грязи, песка или других веществ.

Другие причины и методы решения

В системе образуется бедная топливная смесь на инжекторе. Причины могут быть различные. Например, она может образоваться из-за наличия с посторонних предметов, поэтому следует произвести осмотр патрубков и шлангов, что идут от воздушного фильтра на плотную герметизацию.

Другой причиной может быть трещина впускного коллектора. В итоге придется произвести его замену. Стоимость данной детали достаточно высока. Помимо этого, воздух подсасывается и с места датчика ХХ. Стоит произвести проверку уплотнительного кольца на месте установки.

Неопределенные причины

В иных ситуациях бывает, что образуется у автомобиля ВАЗ 2107 на инжекторе бедная смесь, причины этого совсем неизвестны. Проведенная диагностика указывает на наличие неисправности с бедной смесью, но не позволяет определить причину, которая привела к ее образованию. В таком случае придется искать наобум — просматривать все системы.

Во-первых, причины бедной смеси на инжекторе могут быть вызваны отложениями грязи на соединительных штекерах, что препятствует качественной работе двигателя. Также следует произвести осмотр подходящих патрубков на предмет пропуска ими воздуха. Также необходимо произвести промывку самого инжектора, так как из-за некачественного бензина на стенках внутри образуется сильный нагар.

В данной статье были рассмотрены все основные причины, которые влияют на образование бедной смеси, благодаря чему водитель расширит свой кругозор и сможет в иных случаях произвести ремонт самостоятельно. Если же вы начинающий автолюбитель, не стоит без опыта производить ремонт, лучше отправить автомобиль на диагностику в СТО. И самое главное — помните, что своевременное устранение проблемы позволит увеличить срок службы вашего агрегата.

Может кому-то пригодится . Авто Toyota Carina II (европейка), 4A-FE LB, 1.6л, механика. Приказал долго жить датчик обедненной смеси (sensor, lean mixture), код 21, 89463-29035 (внутренняя заводская маркировка 89463-20050 NG 192500-0200). За такой же попросили ~17K р. + ждать до 2-х месяцев, пока привезут. После долгих поисков и чтения инфы в инете, был выбран датчик 89463-29045, который был доставлен за 1,5 недели + 8К р. Разъем, естественно, не подошел, пришлось срезать со старого. Провода не паял, а скручивал и изолировал термо-усадочной трубкой (по-моему так называется). Механически все подошло, нигде ничего не надо было подгонять. Поставил новую прокладку (была в комплекте), установил датчик, произвел «reset» у EFI. Код 21 не появился.
Субъективно и движок стал работать как-то по-другому, мягче, особенно, когда обороты за 2-3 тысячи. Расход замерить еще не удалось, т.к. все в стадии тестирования поведения, но видно, что по городу меньше 10 литров.
Предыстория . За прошедшую зиму прогревочные обороты выросли примерно до 3-х тысяч, расход по городу где-то 12-15 л. Весной отогнал машину местному «кулибину». Он ковырялся с ней примерно пол-дня, после чего прогревочные стали в районе 1600 об., сам прогрев занимает от 5 до 15 минут (если стоять) в зависимости от минуса на улице. После прогрева обороты падают до положенных 700-800 об. и чуть-чуть «плавают» (визуально по тахометру плюс-минус 30 об.), при езде машина не тупит и, вообще, ведет себя нормально. Сам «кулибин» не сознался, чего делал (видимо это его ноу-хау), намекнул, что почистил какую-то штуку, которая расположена в магистрали охлаждающей жидкости в районе дроссельной заслонки, предупредил, что моя лямбда в нерабочем состоянии. Кинулся я искать, чего есть на мой движок на екзисте и почем.
В итоге выяснилось, что у меня движок — европейский вариант Lean Burn с одним датчиком обедненной смеси и без датчика кислорода.
Кстати, перед поездкой к механику, я произвел очистку клапана обратки и БДЗ с помощью карб-клинера. Грязи было! После поездки к механику и завершения процедуры покупки нового датчика, было произведены замена масла с фильтром и охлаждающей жидкости. Перед установкой нового датчика было замечено следующее: утренний завод — нормально, поездка на работу — тоже, если были дневные поездки — наблюдалось падение оборотов до 400-500 после заводки (далее в течение 1 мин. обороты выходили на прогревочные) и на светофорах, особенно, если на улице большой «плюс». На следующий день — такая же ситуация. Видимо, надо проверить регулировку БДЗ и свечи.
А вообще, за весь срок эксплуатации (с 1998 года) данного авто, я под капот особо не залезал, менял расходники в нужное время и пару раз меняли прокладку головки цилиндров: первый раз — наследие предыдущего хозяина (у него чего-то текло, чего-то менялось или нет — не понятно) на китайскую «толстую» (болотно-зеленого цвета), предупредили, что долго не проходит, так есть, примерно на 7000 км. появился «пробой» прокладки между 2-м и 3-м цилиндрами шириной около 1 см, итог — вторая замена уже на оригинал (черного цвета, «тонкая»), уже 3-й год ходит, вроде без проблем. Оба раза — со шлифовкой головки.
Сейчас борюсь с «затемнением» в головном свете, вроде отражатели грязные.
Вот такой опыт. Всем удачи и скорейшей и качественной победы над недугами стальных коней.

Бедная и богатая смесь бензина — воздуха в двигателе авто

Современные автомобили приводит в движение двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Он характеризуется определенной схемой работы. Внутри камеры этой системы сгорает топливно-воздушная смесь. Это значит, что, заправляя автомобиль бензином или дизелем, водитель предоставляет только один необходимый элемент для движения транспортного средства.

Топливо смешивается с воздухом. Форсунки распыляют бензин или дизель. Горючее испаряется при этом перед клапанами. В цилиндрах смесь топлива с воздухом сгорает от электрической искры. Если сканер автомобиля выдал ошибку р0172, это значит, что система определила отклонение. Это богатая смесь. Но можно и самостоятельно увидеть нарушения работы двигателя, вызванные такой проблемой. Как ее устранить, должен знать каждый владелец авто.

Бедная топливная смесь, признаки, причины

Рассчитано, что для полного и наиболее эффективного сгорания топливной смеси в цилиндрах двигателя, обеспечивающего его нормальную работу, необходима пропорция: 1/15 (один килограмм бензина к 15 килограммам воздуха). Такое соотношение наиболее оптимально для получения максимальной отдачи от двигателя автомобиля при сохранении экономичности расхода топлива. Увеличение доли воздуха по отношению к доле бензина в топливной смеси приводит к ее обеднению.
Соотношение в пределах до 1/17 называют обедненной топливной смесью. На ней двигатель работает в наиболее экономичных режимах, где не требуется мощностных показателей (например, режим холостого хода).

Пределы от 1/17 до 1/19 – топливная смесь бедная. Работа двигателя на ней затруднительна, но возможна. В данной статье как раз и будут рассмотрены признаки и причины образования бедной топливной смеси.

Топливная смесь, состоящая из более чем 19 кг воздуха и 1-го кг бензина практически не воспламеняется и работа двигателя на ней не возможна.

За приготовление топливной смеси на карбюраторных двигателях отвечает карбюратор, на инжекторных система управления двигателем.

Признаки работы двигателя автомобиля на бедной топливной смеси

— Провалы, рывки, подергивания в работе двигателя при нажатии на педаль «газа»

— Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу

— Недостаточная мощность и приемистость двигателя

— Двигатель запускается с трудом

Причины образования бедной топливной смеси

Неисправен карбюратор или (и) топливная система автомобиля

— Засорены топливные жиклеры, эмульсионные колодцы главных дозирующих систем.

— Засорен топливный жиклер СХХ.

— Топливные жиклеры ГДС не соответствуют требуемому номиналу (меньше).

— Уровень топлива в поплавковой камере ниже нормы.

— Не качает бензонасос (засорен фильтр, неисправны клапаны или привод).

— Повреждена или засорена система питания (топливные магистрали, шланги).

— Засорены фильтры на топливозаборнике в бензобаке, фильтр тонкой очистки топлива, фильтр на входе в карбюратор.

Симптомы, аналогичные работе двигателя на бедной топливной смеси могут быть при следующих неисправностях.

Неисправна система зажигания

— Слишком позднее зажигание.

— Неисправен центробежный регулятор опережения зажигания в трамблере (не расходятся грузики).

— Большой зазор между электродами свечей зажигания.

Неисправен двигатель

— Сбиты фазы газораспределения (ремень ГРМ перескочил на зуб-другой).

— Маленькие зазоры в клапанном механизме.

Примечания и дополнения

— Зачастую можно настроить свой карбюратор на приготовление обедненной топливной смеси в целях снижения расхода топлива без особых потерь в мощности двигателя. См. статьи на сайте «Настройка карбюратора Солекс на минимальный расход топлива», «Настройка карбюратора Озон на минимальный расход топлива».

Источник

Основные причины

Существует несколько основных причин, которые вызывают отклонения соотношения воздуха и бензина. Самыми основными из них могут быть отклонения в системе управления двигателем, а также нарушения работы привода воздушной заслонки. Неисправность инжектора тоже может объяснять, почему определяется богатая смесь. Карбюратор при неправильной настройке также способен стать причиной отклонений. Еще одним фактором образования богатой смеси считается засорение воздушного фильтра.

Автомобилей Богатых? — Причины и способы их устранения — Автомобиль, грузовик и транспортное средство Инструкции

Основной принцип работы двигателя внутреннего сгорания довольно прост – разберите газонокосилку или старый сельскохозяйственный трактор, и вы увидите, что он не такой высокий. -техника, как может показаться.

Однако современные двигатели далеко не просты. В целях оптимизации выходной мощности, эффективности использования топлива и выбросов газов двигатели оснащаются датчиками, фильтрами и высокоточными компонентами.

Должен выйти из строя только один компонент, и двигатель может начать работать на обогащенной смеси, что приводит к расходу топлива, снижению производительности и, в более серьезных случаях, к смешиванию бензина и моторного масла. Но не волнуйтесь — я помогу вам определить причину и покажу, как ее исправить!

Причиной богатой смеси двигателя являются неисправные свечи зажигания, датчик O2, датчик MAF, датчик IAT, датчик TPS, датчик CTS, клапан охлаждающей жидкости, ECU, регулятор давления топлива и неисправные топливные форсунки.

Симптомы работы двигателя на богатой смеси

Прежде чем мы перейдем к возможным причинам и способам их устранения, мы должны изучить наши основы и рассмотреть симптомы работы двигателя на богатой смеси. Симптомы почти всегда проявляются вместе, что облегчает правильное выявление проблемы.

Запах бензина во время вождения в сочетании с потерей мощности и повышенным расходом топлива является одним из самых явных признаков того, что двигатель работает на обогащенной смеси. Черный дым является еще одним хорошо известным индикатором неправильной топливовоздушной смеси.

Если у вас возникли проблемы с запуском двигателя или работой на холостом ходу, проблема настолько серьезна, что топливо заполняет цилиндры и даже не может взорваться. Наконец, появится индикатор проверки двигателя, чтобы предупредить вас о проблеме.

Разбогатеть — серьезная проблема, которую следует решить как можно скорее. Поршневые кольца не обеспечивают идеального уплотнения и позволяют бензину смешиваться с моторным маслом. Обычно это не проблема, поскольку существуют системы, позволяющие избавиться от бензина. Однако при работе на богатой смеси поддон будет залит слишком большим количеством бензина, что приведет к износу двигателя.

В то время как мы собираемся охватить все причины разбогатеть, вы должны понимать, что вы не можете вслепую начать менять детали. Это не обязательно плохо, но может оказаться очень дорогим способом решения проблемы. Вместо этого вам следует инвестировать в устройство, которое значительно облегчит диагностику проблемы.

Определение проблемы

Одним из преимуществ двигателя с электронным блоком управления (ЭБУ) является возможность легкого выявления неисправностей в системе. Без сканера вам будет сложно определить причину проблемы, но всего за 30 долларов вы можете получить сканер OBD2 и прочитать коды ошибок.

Пользоваться диагностическим сканером очень просто — вам просто нужно найти порт OBD2 в вашем автомобиле, который обычно скрыт под отсеком для хранения на центральной консоли. Подключите его, включите двигатель и инициализируйте сканирование. В зависимости от характеристик сканера вы получите либо код ошибки для сверки с ремонтной книжкой автомобиля, либо полное описание проблемы.

Бег на богатстве – причины и решения

1. Датчик O2

Датчики кислорода или лямбда-зонды отвечают за мониторинг выхлопных газов. Датчик 2 расположен после каталитического нейтрализатора и только контролирует его эффективность, но никак не влияет на работу двигателя. Датчик 1 расположен между двигателем и каталитическим нейтрализатором и гораздо важнее.

Датчик 1 регистрирует, когда несгоревшее топливо выходит из блока цилиндров, и посылает сигнал в блок управления двигателем для регулировки топливно-воздушной смеси и работы на обедненной смеси. Отказ датчика приводит либо к неправильной, либо к полному отсутствию обратной связи, поэтому двигатель будет продолжать работать на обогащенной смеси.

Как заменить датчик O2

Поскольку он расположен между выпускным коллектором и каталитическим нейтрализатором, датчик 1 все еще находится в моторном отсеке, и к нему легче получить доступ, чем к датчику 2.

Его точное расположение сильно различается в зависимости от компоновки двигатель, но если проследить за выхлопными трубами от блока двигателя, вы найдете провод и заглушку, торчащую из выхлопной трубы.

Необходимые инструменты:

Пошаговые инструкции:

  1. Отсоедините аккумулятор.
  2. Отсоедините вилку питания датчика.
  3.  Наденьте гнездо кислородного датчика на провод и отвинтите датчик.
  4. Нанесите небольшое количество противозадирного средства на резьбу нового датчика.
  5. Установите новый датчик и подключите вилку питания.
  6. Подсоедините аккумулятор.

2. Датчик массового расхода воздуха

MAF означает массовый расход воздуха, и этот датчик отвечает за контроль количества воздуха, проходящего через впуск к двигателю. Как и датчик O2, датчик MAF отправляет данные обратно в ECU, чтобы он мог отрегулировать воздушно-топливную смесь.

Отказы датчика MAF сопровождаются сильной потерей мощности и повышенным расходом топлива.

Как заменить датчик массового расхода воздуха

Замена датчика массового расхода воздуха не составит труда, так как он легко доступен сверху моторного отсека. Чтобы найти датчик, начните с корпуса воздушного фильтра и проследите воздушный шланг к двигателю — датчик будет мешать.

Вы можете очистить датчик вместо его замены. Имейте в виду, что вам придется использовать специальный очиститель MAF, так как WD-40 или другие очистители могут его повредить.

Необходимые инструменты:

Пошаговые инструкции:

  1. Отсоедините аккумулятор.
  2. Вытащите вилку питания из датчика массового расхода воздуха.
  3. Открутите датчик массового расхода воздуха и вытащите его.
  4. Чтобы очистить его, распылите на него очиститель MAF и дайте ему высохнуть.
  5. Установите очищенный или новый датчик массового расхода воздуха на место.
  6. Подсоедините вилку питания и аккумулятор.

3. Датчик температуры воздуха на впуске

Датчик температуры впускного воздуха работает точно так, как следует из названия, и обычно это отдельное устройство от датчика массового расхода воздуха, которое измеряет объем воздуха. На некоторых двигателях датчики MAF и IAT объединены в один.

Температура влияет на плотность воздуха. Чем холоднее воздух, тем он плотнее и богаче кислородом. Больше кислорода способствует лучшему сгоранию, поэтому модернизация впуска холодного воздуха на вторичном рынке стала настолько популярной.

Как заменить датчик IAT

Процесс замены датчика IAT идентичен, если не проще, чем замена датчика массового расхода воздуха. Иногда они встроены в один и тот же корпус, и в этих обстоятельствах выполните шаги по замене датчика массового расхода воздуха.

Необходимые инструменты:

Пошаговые инструкции:

  1. Отсоедините аккумулятор.
  2. Выньте вилку из розетки и снимите датчик.
  3. Установите новый датчик и снова подключите вилку питания.
  4. Подсоедините аккумулятор.

4. Датчик TPS

Подняв воздухозаборник к двигателю, мы имеем корпус дроссельной заслонки и датчик положения дроссельной заслонки (не путать с TPMS – системой контроля давления в шинах). В рамках системы управления подачей топлива данные, предоставляемые TPS, объединяются с данными других датчиков для корректировки количества топлива, впрыскиваемого в цилиндры.

Как заменить датчик TPS

Тенденция к легкосъемным датчикам продолжается, так как датчик TPS можно заменить всего за несколько минут с помощью отвертки. Единственная сложность, с которой вы можете столкнуться, — это заедание винтов — вы можете использовать плоскогубцы, чтобы открутить их.

Необходимые инструменты:

Пошаговые инструкции:

  1. Сначала отключите аккумулятор.
  2. Отсоедините вилку питания от датчика TPS.
  3. Выверните два винта, удерживающие датчик на месте. Используйте плоскогубцы, если они застряли.
  4. Установите новый датчик, подключите вилку питания и аккумулятор.

5. Регулятор давления топлива

Задача регулятора давления топлива не состоит в том, чтобы поддерживать подачу топлива при постоянном давлении – он фактически адаптирует давление в зависимости от входного сигнала дроссельной заслонки. Отказ регулятора давления топлива вызовет ряд проблем с производительностью, в том числе проблемы с обогащением.

Как заменить регулятор давления топлива

Чтобы заменить регулятор давления топлива, необходимо снять его с конца топливной рампы без шланга топливопровода. Вы будете работать с бензином, поэтому обязательно примите все необходимые меры предосторожности.

Необходимые инструменты:

Пошаговые инструкции:

  1. Для начала отключите аккумулятор, чтобы предотвратить возгорание.
  2. Снимите вакуумный шланг с регулятора.
  3. С помощью соответствующего гаечного ключа отвинтите кронштейн топливопровода.
  4. Этим же ключом можно открутить регулятор от топливной рампы.
  5. Перед тем, как снять регулятор, поместите под него небольшой контейнер для сбора топлива, оставшегося в топливной рампе.
  6. Осторожно снимите зажимы, соединяющие регулятор с топливопроводом.
  7. Перед установкой нового регулятора смажьте кольцевые уплотнения небольшим количеством моторного масла.
  8. Снова подсоедините топливопровод, установите регулятор на рейку и переустановите кронштейн топливопровода.
  9. Установите вакуумный шланг на место и снова подключите аккумулятор.

6. Топливные форсунки

Топливные форсунки впрыскивают точное количество мелкодисперсного топливного тумана в цилиндры для создания идеальной смеси для сгорания. Неисправные форсунки вызывают пропуски зажигания, плохой расход бензина, потерю мощности, невозможность запуска и неровный холостой ход.

Как заменить топливные форсунки

Замена топливных форсунок займет у вас пару часов, и это довольно деликатный процесс. Тем не менее, я считаю, что это не выходит за рамки ваших способностей, даже если вы относительно новичок в ремонте своими руками.

Необходимые инструменты:

Пошаговые инструкции:

  1. Отсоедините реле топливного насоса, расположенное внутри блока предохранителей.
  2. Несколько раз проверните автомобиль.
  3. Отсоедините аккумулятор и установите на место реле топливного насоса.
  4. Перед тем, как отсоединить заглушки топливной рампы, используйте ленту и отметьте последовательность их установки.
  5. Отвинтите болты, удерживающие рейку, и отсоедините разъемы питания.
  6. Сфотографируйте топливную рампу в месте соединения форсунок с блоком цилиндров для справки.
  7. Потяните направляющую прямо назад. Будьте осторожны, но приложите силу, чтобы снять его.
  8. Снимите зажимы, удерживающие старые топливные форсунки, и они оторвутся от направляющей.
  9. Установите новые топливные форсунки вместе с новыми фиксаторами.
  10. Установите топливную рампу на место. Посмотрите на фото, чтобы увидеть, находятся ли форсунки в правильном месте.
  11. Привинтите топливную рампу и установите разъемы питания в правильном порядке.
  12. Снова подключите аккумулятор и проверьте, все ли в порядке.

7. Датчик CTS

Датчик температуры охлаждающей жидкости, также известный как датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя (ECTS/ECT), отправляет данные в ECU, чтобы он мог соответствующим образом отрегулировать топливно-воздушную смесь. Для холодного двигателя нормально работать на обогащенной смеси, потому что условия для оптимального сгорания еще не созданы.

Неисправность CTS может привести к тому, что ЭБУ будет думать, что двигатель холодный, даже если это не так, поэтому он будет без необходимости работать на обогащенной смеси. Еще одним явным признаком проблемы с CTS является то, что указатель температуры поднимается и опускается во время движения, поскольку ЭБУ не может определить точное значение.

Как заменить датчик температуры охлаждающей жидкости

Необходимые инструменты:

Пошаговые инструкции:

  1. Поместите ведро под датчик охлаждающей жидкости на случай утечки.
  2. Вытащите вилку питания из датчика охлаждающей жидкости.
  3. Для следующего шага вам нужно работать быстро. Используйте гнездо, чтобы отвинтить старый датчик, и как только он выйдет, вставьте новый, чтобы предотвратить дальнейшую утечку.
  4. Затяните новый датчик и снова подключите вилку питания.

8. Клапан температуры охлаждающей жидкости

Клапан или термостат температуры охлаждающей жидкости работает по оригинальному принципу. Когда охлаждающая жидкость холодная, она ограничивает ее поток, чтобы позволить ей нагреться. Как только достигается оптимальная температура, клапан автоматически регулирует поток для поддержания стабильной температуры.

Когда он выходит из строя, клапан обычно закрывается и постоянно обеспечивает полный поток. В отличие от датчика, это фактически заставит двигатель работать холодным и заставит его сжигать больше топлива. Двигатель не должен долго работать в холодном состоянии, и если он продолжит это делать, ему грозит серьезный ущерб.

Как заменить клапан температуры охлаждающей жидкости

Необходимые инструменты:

Пошаговые инструкции:

  1. Поместите ведро под термостат, так как часть охлаждающей жидкости выльется.
  2. С помощью отвертки ослабьте хомуты и снимите шланг с термостата.
  3. Снимите старый термостат и установите новый.
  4. Верните шланг на место и затяните хомут. Вы можете использовать оригинальный хомут для шланга или заменить его на новый.
  5. Проверьте уровень охлаждающей жидкости. Если он низкий, вы можете повторно использовать слитую охлаждающую жидкость или долить свежую охлаждающую жидкость. Убедитесь, что вы не смешиваете цвета охлаждающей жидкости.

9. ЭБУ

Заменить ЭБУ очень просто – после того, как вы получите доступ, достаточно открутить пару винтов и вытащить штекер питания. Тем не менее, ЭБУ являются одним из самых надежных компонентов, и он вряд ли выйдет из строя. К тому же ЭБУ стоит очень дорого, от 500 до нескольких тысяч долларов.

Если вы исключили все другие варианты, я бы посоветовал вам доставить свой автомобиль к профессионалу и провести диагностику. У дешевых сканеров OBD2 есть некоторые ограничения, поэтому лучше вложить немного денег в помощь профессионалу, чем совершать потенциально ненужную покупку нового ЭБУ.

Проверка свечей зажигания

Проблемы, связанные со свечами зажигания, в большей степени связаны с пропусками зажигания и стуками, исходящими от двигателя, но как только двигатель достаточно долго работает на богатой смеси, свечи зажигания загрязняются, и вам придется осмотрите и при необходимости замените их.

Как заменить свечи зажигания

Мы рассмотрели замену свечей зажигания в ряде статей, от выбора правильного типа до необходимого количества свечей зажигания. Если какая-либо из свечей зажигания явно загрязнена или не проходит проверку мультиметром, рекомендуется заменить весь комплект.

Часто задаваемые вопросы

Плохо ли быть богатым?

Работа на богатой смеси крайне вредна для двигателя, так как она приводит к смешиванию бензина с моторным маслом и загрязнению свечей зажигания. Помимо плохой работы с повышенным расходом топлива, длительная работа на богатой смеси может привести к серьезному повреждению двигателя.

Что такое богатый или скудный?

Эти два термина используются для описания воздушно-топливной смеси, образующейся внутри блока цилиндров. Работа на богатой смеси подразумевает слишком много топлива в смеси, а работа на обедненной смеси означает, что топлива недостаточно. Ни то, ни другое не хорошо для двигателя, и вы всегда хотите работать на оптимальной смеси.

Можно ли водить богатую машину?

Вы можете отогнать машину домой или к механику, но ездить на ней каждый день — очень плохая идея. Увеличение расхода топлива не вызывает беспокойства даже по сравнению с затратами на ремонт, которые вы понесете, позволив двигателю работать на обогащенной смеси. Учитывая, что большинство причин можно решить с помощью 50 долларов и отвертки, вам следует устранить проблему как можно скорее.

Влияет ли разбогатение на производительность?

Вы можете подумать, что увеличение количества топлива положительно повлияет на производительность, но на самом деле все наоборот. При богатой езде вы почувствуете снижение производительности из-за плохого ускорения и отклика на педаль газа.

Может ли гонка на богатстве вызвать пропуски зажигания?

Поскольку в топливе, распыляемом в цилиндре, недостаточно кислорода для полного сгорания, это может привести к загрязнению свечей зажигания и пропускам зажигания. Крайние случаи богатой работы вызывают пропуски зажигания без каких-либо других факторов, но, скорее всего, это вызвано свечами зажигания.

Может ли работа на обогащенной смеси повредить поршневые кольца?

Поскольку при работе на обогащенной смеси топливо не сгорает полностью, это может привести к нагарообразованию и загрязнению цилиндров. Эти частицы могут повредить поршневые кольца, если проблема не будет устранена своевременно.

Что произойдет, если автомобиль работает слишком бедно?

Бедная смесь означает, что двигателю не хватает топлива для горючей смеси, что вызывает недостаток мощности и пропуски зажигания.

Что делает показания датчика O2 богатыми?

Этот вопрос вводит в заблуждение — датчик O2 должен показывать богатые значения, и так часто бывает. ЭБУ принимает эту информацию и соответствующим образом регулирует подачу топлива. Вот как должна работать система. Если у вас возникли проблемы с датчиками O2, обратитесь к специальному разделу выше для получения дополнительной информации.

Черный дым насыщенный или обедненный?

Черный дым возникает из-за слишком богатой топливно-воздушной смеси. Частицы топлива, которые не сгорают полностью, превращаются в сажу, которая выходит через выхлоп.

Резюме

Есть много причин, по которым двигатель будет работать с перебоями, но быстрое сканирование с помощью правильного диагностического инструмента покажет вам корень проблемы.

Наиболее вероятная причина — один из датчиков, которые очень доступны по цене и легко заменяются даже начинающим механиком. Я настоятельно рекомендую решать проблему, как только она появится. Продолжение вождения увеличит загрязнение внутри блока цилиндров, а также на топливных форсунках, свечах зажигания, клапанах и поршневых кольцах.

Соответствующие темы можно найти здесь:

Почему автомобиль будет работать лучше, если датчик массового расхода воздуха отключен?

Почему свечи зажигания быстро выходят из строя?

Что произойдет, если вы переполните свой бензобак?

Регулировка подачи топлива: как это работает и как заставить это работать на вас | 2015-02-11

Жак Гордон 40 лет проработал в автомобильной промышленности техником по обслуживанию, лаборантом, инструктором и техническим писателем. Он начал свою карьеру с написания руководств по обслуживанию в Chilton Book Co. В настоящее время он имеет сертификаты ASE Master Technician и L1 и участвовал в семинарах ASE по написанию тестов.

При диагностике индикатора проверки двигателя или проблемы с управляемостью вы можете многое узнать, просмотрев данные корректировки подачи топлива на сканирующем приборе. На корректировку подачи топлива может влиять практически все, что находится между воздушным фильтром и глушителем, включая датчики, форсунки, зажигание, рециркуляцию отработавших газов, механическое состояние двигателя и даже систему вентиляции картера. Сами по себе цифры топливной корректировки не обеспечат полную диагностику, но если вы знаете, что искать, эти цифры могут привести вас в правильном направлении.

В 2005 году для всех производителей была стандартизирована отчетность по корректировке топливоподачи Global OBD-II, а также более поздние модели, оснащенные системой управления шиной CAN. Это то, на чем мы сосредоточимся здесь, но одни и те же основные принципы применимы ко всем годам выпуска.

Что такое топливная коррекция?

Количество топлива, необходимое для правильной работы двигателя, зависит от количества воздуха, поступающего в камеры сгорания. Поскольку водитель управляет потоком воздуха (нагрузкой) с помощью педали акселератора, модуль управления трансмиссией (PCM) может только управлять подачей топлива. Он использует датчики для измерения или расчета воздушного потока, сверяется с картой соотношения воздух/топливо в своей постоянной памяти, а затем выбирает правильную ширину импульса форсунки, соответствующую этому воздушному потоку. Этот предварительно запрограммированный импульс форсунки обеспечит ровно один грамм топлива на каждые 14,64 грамма воздуха (стехиометрическое соотношение воздух/топливо), но PCM почти всегда регулирует ширину импульса форсунки, чтобы обеспечить большее или меньшее количество топлива, чем указано в карте. Эта регулировка называется «корректировка топлива».

Существует два типа корректировки подачи топлива, долгосрочная и краткосрочная, и числа отображаются на сканирующем приборе в виде процентного содержания топлива, добавляемого или вычитаемого из предварительно запрограммированного количества топлива.

Volkswagen называет топливную коррекцию «адаптацией датчика кислорода», а Ford классифицирует топливную коррекцию как «непрерывный контроль», который работает, когда система управления подачей топлива работает в режиме замкнутого цикла. Это показывает нам, что коррекция подачи топлива — это непрерывный расчет, основанный на данных, сообщаемых кислородным датчиком. Дополнительный кислород в выхлопных газах указывает на бедную воздушно-топливную смесь, поэтому PCM увеличивает ширину импульса форсунки, чтобы добавить больше топлива (положительная коррекция подачи топлива). Слишком мало кислорода в выхлопных газах указывает на богатую смесь, в результате чего PCM уменьшает ширину импульса форсунки (отрицательная корректировка подачи топлива).

Формула для расчета корректировки подачи топлива:

Масса топлива = Масса воздуха x (краткосрочная корректировка подачи топлива x долговременная корректировка подачи топлива), деленная на (коэффициент эквивалентности x 14,64)

Понимание этих терминов и их связи помочь вам понять, как использовать данные корректировки подачи топлива, отображаемые на сканирующем приборе.

Коэффициент эквивалентности

Это требуемое соотношение воздух/топливо, команда, выдаваемая PCM. Больше 1,0 соответствует богатому соотношению воздух/топливо, а меньше 1,0 — бедной смеси.

В установившихся условиях эта команда постоянно увеличивается и уменьшается, чтобы чередовать богатую и обедненную смесь для правильной работы катализатора. Многие инструменты сканирования будут отображать и отображать этот номер в виде графика в Global OBD-II.

Кратковременная коррекция подачи топлива (STFT)

Во время нормальной работы с обратной связью PCM использует расчеты краткосрочной коррекции подачи топлива (STFT), чтобы постоянно управлять соотношением воздух/топливо: слегка обогащенным, а затем слегка обедненным. Это необходимо для того, чтобы каталитический нейтрализатор выполнял свою работу правильно, а среднее значение колебаний богатой/обедненной смеси было в середине или около середины диапазона сигнала кислородного датчика. Вы можете увидеть это, отобразив графики коэффициента эквивалентности, датчика кислорода и STFT на сканирующем приборе.

В режиме ожидания графики будут зеркально отражать или «преследовать» друг друга: они не будут иметь одинаковую форму, но по мере роста одного из них будут следовать или падать другие.

Долгосрочная коррекция подачи топлива (LTFT)

По мере старения двигателя и утраты герметичности цилиндров краткосрочная коррекция подачи топлива большую часть времени может иметь тенденцию к повышению или понижению. PCM имеет возможность изучить эту тенденцию и сохранить ее в памяти, и он будет использовать это число в расчете корректировки подачи топлива, чтобы компенсировать изменения, вызывающие тенденцию. Это долгосрочная корректировка подачи топлива (LTFT). Поскольку коррекция подачи топлива является непрерывным расчетом, сохранение одного коэффициента в расчете постоянным позволяет вернуть STFT в его нормальный диапазон, обеспечивая более быструю и точную реакцию на более серьезные изменения условий эксплуатации, такие как ускорение.

Обычно для изменения LTFT требуется от пяти до 20 секунд, и, поскольку оно сохраняется в памяти при выключении двигателя, это же значение LTFT используется в следующий раз, когда система переходит в режим работы с обратной связью.

Эти три переменные в расчете топлива — STFT, LTFT и отношение эквивалентности — все генерируются PCM. Единственная другая переменная, воздушная масса, измеряется датчиком.

Чтобы понять, как переменные влияют на корректировку подачи топлива, рассмотрим следующее: Когда система находится в разомкнутом контуре, корректировка подачи топлива отсутствует, поскольку PCM поддерживает три регулируемые переменные на уровне 1,0. Единственная переменная, влияющая на потребность в топливе, — это расход воздуха, и расчет выглядит следующим образом:

Масса топлива = Масса воздуха x (1 x 1), разделенная на (1 x 14,64)

Некоторые считают LTFT грубой регулировкой, а STFT точной регулировкой. Более техническое определение было бы аддитивным и мультипликативным. Расчеты аддитивной корректировки подачи топлива (STFT) не будут сильно меняться в зависимости от частоты вращения двигателя или нагрузки. Например, утечка вакуума приведет к аддитивному расчету, потому что влияние этой утечки очень мало увеличивается с увеличением частоты вращения двигателя. Расчеты мультипликативной корректировки подачи топлива (LTFT) тем больше, чем выше частота вращения двигателя или нагрузка, потому что, например, влияние частично засоренной форсунки увеличивается с увеличением скорости и нагрузки.

[PAGEBREAK]

Что нормально, а что нет?

При проверке корректировки топливоподачи на сканирующем приборе ее следует проверять в течение не менее 30 секунд при трех различных оборотах двигателя: холостой ход, 1500 об/мин и 2500 об/мин. Если сделать запись скан-инструментом во время вождения автомобиля, то можно увидеть, как меняются топливные корректировки при изменении нагрузки.

Когда все стабильно и работает правильно, корректировка топлива не должна превышать 10%, а общая корректировка топлива не должна превышать 10% при суммировании чисел. Например, если LTFT равно 4 %, а STFT равно 4 %, общее значение равно 8 %: это приемлемо.

Если LTFT равно 12 %, а STFT отрицательное значение 6 %, общая корректировка подачи топлива составляет 6 %. Это показывает, что PCM имеет достаточный контроль, чтобы поддерживать правильную работу катализатора, но высокое число LTFT показывает, что он что-то компенсирует. На старом двигателе LTFT обычно немного выше, так как PCM компенсирует нормальный износ.

Если коррекция подачи топлива значительно больше 10 % положительного или отрицательного значения, PCM компенсирует не только нормальный износ. Будь то старый двигатель с простым датчиком кислорода или более новая модель с широкополосным датчиком соотношения воздух/топливо, LTFT будет продолжать переключаться по мере необходимости, чтобы поддерживать колебания STFT в правильном диапазоне.

LTFT может смещаться на удивление далеко, но когда он достигает плюс-минус 25%, загорается MIL и устанавливается код. Коды неисправностей, характерные для корректировки подачи топлива:

  • P0170: корректировка подачи топлива, банк 1
  • P0171: слишком бедная система (ряд 1)
  • P0172: система слишком богатая (ряд 1)
  • P0173 : Коррекция подачи топлива, ряд 2
  • P0174: система слишком бедная (ряд 2)
  • P0175: система слишком богатая (ряд 2)

К тому времени, когда LTFT достигнет 25%, будут и другие коды.

Но если LTFT ниже этого предела с другими кодами или без них, вы все равно можете получить много информации от сканирующего прибора, прежде чем подключать дополнительное тестовое оборудование для подтверждения вашего диагноза.

Почему номера топливной коррекции высокие?

Если LTFT или общая корректировка подачи топлива больше плюс 10 %, PCM считает, что соотношение воздух/топливо слишком бедное, и добавляет топливо, чтобы довести управление STFT до правильного диапазона. Это дает три возможности:

  • Неизмеряемый воздух достигает камер сгорания.
  • В камеры сгорания поступает меньше заданного количества топлива.
  • Один или несколько датчиков сообщают неверные данные.

Размышляя о причинах каждого из этих состояний, первое, что нужно учитывать, это то, как PCM определяет поток воздуха. Если в двигателе используется датчик массового расхода воздуха (MAF), высокая корректировка топлива на холостом ходу является классическим признаком утечки вакуума, особенно если LTFT уменьшается при более высоких оборотах двигателя.

Поскольку количество воздуха, проходящего через вакуумную утечку, не увеличивается, утечка оказывает меньшее влияние на соотношение воздух/топливо при более высоких скоростях и нагрузках, поэтому LTFT будет уменьшаться при увеличении оборотов двигателя. Когда вы ищете утечки вакуума, не забывайте о различных «откалиброванных утечках вакуума», таких как вентиляция картера, клапан продувки паров топлива (EVAP) и, если они есть, форсунки с воздушным кожухом.

Грязный или неисправный датчик массового расхода воздуха также может привести к положительным значениям корректировки топливоподачи, поскольку он «занижает» расход воздуха, приводя к обеднению базового расчета воздух/топливо.

В двигателях, в которых для определения расхода воздуха используется датчик абсолютного давления во впускном коллекторе (MAP), утечка вакуума не влияет на регулировку подачи топлива, поскольку дополнительный воздух (давление) в коллекторе по-прежнему измеряется датчиком MAP.

Низкая подача топлива вызовет увеличение LTFT, поскольку PCM пытается компенсировать дополнительный кислород в потоке выхлопных газов. Помните, что PCM не измеряет расход топлива; он знает только ширину импульса форсунки и предполагает, что подача топлива соответствует команде. Коэффициент эквивалентности тоже меняется? Если вы добавляете пропан и видите, что показатели LTFT и коэффициента эквивалентности снижаются, вероятно, существует проблема с подачей топлива. Если изменений нет, кислородный датчик может быть неисправен или замкнут на массу. Не забудьте проверить это на разных скоростях и нагрузках, потому что проблемы с расходом топлива часто не проявляются на холостом ходу.

Если двигатель имеет два ряда цилиндров (даже некоторые четырехцилиндровые двигатели разделены на два ряда), сравните показания, чтобы увидеть, затрагивает ли проблема оба ряда.

PCM обращается ко всем кислородным датчикам в системе при расчете корректировки подачи топлива. Обычно напряжение заднего датчика (после каталитического нейтрализатора) будет довольно стабильным около середины его диапазона, но LTFT, вероятно, увеличится, если показания датчика будут низкими (помните, низкий уровень означает обеднение).

Код катализатора влияет как на краткосрочную, так и на долгосрочную корректировку топлива. Утечка выхлопных газов после катализатора, вероятно, повлияет только на задний кислородный датчик.

[PAGEBREAK]

Почему цифры низкие?

Если LTFT или общая корректировка подачи топлива отрицательны более чем на 10%, PCM считает, что соотношение воздух/топливо слишком богато, поэтому он обедняет расчет смеси, чтобы вернуть управление STFT в правильный диапазон. Это дает три возможности:

  • В камеры сгорания поступает недостаточно воздуха.
  • Количество топлива, превышающее заданное, достигает камер сгорания.
  • Один или несколько датчиков сообщают неверные данные.

Одной из причин, ограничивающих поток воздуха в цилиндры, является поврежденный каталитический нейтрализатор, вызывающий высокое противодавление выхлопных газов. На холостом ходу это может привести к корректировке подачи топлива в противоположных направлениях, создавая положительный STFT и отрицательный LTFT. Вы можете увидеть признаки высокого противодавления выхлопных газов на сканирующем приборе; расчетная нагрузка будет низкой при полностью открытой дроссельной заслонке (WOT), а коррекция подачи топлива будет иметь отрицательную тенденцию по мере увеличения оборотов двигателя.

Наиболее очевидным источником избыточного топлива является негерметичная форсунка, особенно на холостом ходу. В этом случае STFT будет низким, но будет увеличиваться с ростом частоты вращения двигателя, поскольку дополнительное топливо представляет собой меньшую часть общей потребности в топливе. Чрезмерное количество картерных паров или залитая канистра EVAP также могут имитировать избыток топлива, особенно на холостом ходу. Если масло не менялось в течение длительного времени, особенно в старом двигателе с небольшим прорывом газов, топливо в масле может привести к отрицательной общей подстройке топлива. Часто простая замена масла продемонстрирует это состояние, вернув значения корректировки топлива в норму.

В системе скорости/плотности PCM заменит неисправный барометрический датчик предварительно запрограммированным значением. Если транспортное средство находится на высоте более нескольких сотен футов над уровнем моря, это будет отображаться как отрицательные числа LTFT.

Подтверждение ремонта

Существует два способа использования топливной коррекции для подтверждения ремонта. Один из них — убедиться, что общая корректировка топлива находится в пределах 10%, а затем отправиться на тест-драйв. Долгосрочная коррекция подачи топлива должна почти сразу начать возвращаться к норме.

Это может занять несколько миль и/или холодный запуск, но это хороший способ увидеть, как PCM осваивает «новую норму».

Более быстрый способ — очистить коды и вместе с ними адаптивную память PCM. Когда вы запускаете двигатель со всеми корректировками топлива на нуле, следите за краткосрочной корректировкой топлива.

Когда система переходит в замкнутый контур, STFT должен оставаться в пределах 10 %, а по мере прогрева двигателя общая корректировка подачи топлива будет оставаться в пределах 10 % при всех скоростях и нагрузках.

Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *