Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

Красная тормозная жидкость

Тормозные жидкости принято классифицировать в соответствии с нормами транспортного министерства США (Department of Transportation, или DOT). К той или иной группе DOT жидкость относится исходя из температуры кипения, вязкости, гигроскопичности, агрессивности по отношению к лакокрасочному покрытию и резиновым деталям.

Классы DOT-1 и DOT-2 сегодня являются устаревшими. В продаже имеются материалы с маркировкой DOT-3, DOT-4, DOT-5 и DOT-5.1.

В статье рассмотрим виды тормозных жидкостей и их цвета. Подробнее остановимся на материалах красного оттенка.

В каждую категорию могут входить дополнительные продукты с улучшенными характеристиками (официальная классификация их не предусматривает). Например, помимо тормозной жидкости DOT-4, встречаются DOT-4.5 и DOT-4 Super.

Кроме того, каждый тип, исключая DOT-5, делится на две группы: для автомобилей с ABS (в этом случае маркировка меняется, к примеру, на DOT-4/ABS) и для машин без антиблокировочной системы.

Тормозная жидкость DOT-3 постепенно выводится из производства и эксплуатации. Причина – недостаточная стойкость к закипанию. При наличии 3,5 % влаги порог ее кипения опускается до +140 °C, что становится опасным при частом и интенсивном торможении.

Жидкость DOT-4 распространена шире. Она полностью совместима с DOT-3, но при этом имеет более высокие эксплуатационные характеристики.

Тормозные жидкости DOT-5 и DOT-5.1/ABS подходят для использования только в системах, рассчитанных на силиконовые рабочие среды.

Тормозные жидкости, относящиеся к разным классам, отличаются по цвету. Это позволяет водителю визуально определить, с каким продуктом он имеет дело, чтобы избежать случайного смешивания.

Гликолевые жидкости DOT-3, DOT-4 и DOT 5.1 имеют желтый оттенок (от светло-желтого до светло-коричневого), силиконовые DOT-5 и DOT-5.1/ABS окрашены в красный или розовый цвет.

Все тормозные жидкости, независимо от базы и добавленного красителя, должны быть прозрачными. Наличие осадка или мутный оттенок говорят о загрязнении или нежелательных химических преобразованиях.

Знаменитая гонка «24 часа Ле-Мана» дала мировому автомобилестроению наибольшее количество инноваций: дисковые тормоза, «дворники»-стеклоочистители, системы впрыска топлива, турбонаддув и пр.

Именно этот марафон стал местом появления около 20 лет назад «гоночной» тормозной жидкости, известной как DOT-5. Она обладает минимальной вязкостью при любой температуре, сохраняет свои характеристики до +275 °С и практически не впитывает влагу (доказано дождливой погодой Ле-Мана).

Однако у жидкости DOT-5 есть недостаток, который перечеркнул возможность ее массового применения – низкие смазывающие свойства. Для автогонок, где активная деятельность скоростного болида ограничивается 12-24 часами, это допустимо. Но для обычного городского автомобиля – абсолютно неприемлемо. При очередном техобслуживании после 10-15 тыс. км пробега в машине придется менять абсолютно все, касающееся тормозов, из-за крайней степени износа.

Ответ на вопрос, какую тормозную жидкость выбрать, можно найти в инструкции по эксплуатации транспортного средства или на пробке расширительного бачка.


Допускается смешивать составы с одинаковыми базами, однако при первой же возможности рекомендуется заменить жидкость на однотипную. Причина – в разном наборе присадок, которые могут взаимодействовать между собой и выпадать в осадок.

Срок службы и срок годности тормозной жидкости почти идентичны, поскольку состав одинаково впитывает в себя влагу как из раскрытой бутылки, так и из расширительного бачка автомобиля. Именно поэтому даже при редкой эксплуатации транспортного средства тормозную жидкость придется менять по регламенту.

DOT-3 подлежит замене каждые 1,5 года, DOT-4 – каждые 2. Жидкость DOT-5 самая «стойкая» и выдерживает 5 лет. DOT-5.1 рассчитан на один год службы, но в гоночных автомобилях может меняться даже чаще.

Есть несколько признаков, которые без специальных приборов подскажут, что тормозная жидкость потеряла рабочие свойства и нуждается в замене:

  • Потемнение: причина этого явления – вырабатывание основы и присадок, а также перенасыщение влагой; определить процентное содержание воды поможет тестер тормозной жидкости
  • Потеря прозрачности, появление мелкодисперсных вкраплений и разнородных осадков в жидкости: даже если тестер покажет, что увлажнение находится в пределах нормы – такую жидкость необходимо заменить
  • Срок эксплуатации жидкости превысил 3 года (или 5 лет для силиконовых основ): за это время даже самые качественные материалы напитываются влагой и теряют смазочно-защитные свойства

Была ли полезна статья?

Рейтинг: 0 ( оценок)

виды, состав, правильный выбор ⋆ I Love My Car

Тормоза, конечно, придумали трусы. Но трусы очень предусмотрительные и изобретательные. Не зря же мы до сих пор толком не знаем какая тормозная жидкость подходит нашему автомобилю, какой у неё состав и можно ли смешивать жидкости разных марок. А это очень важные моменты, которые непосредственно влияют на безопасность.

Зміст

  • 1 Тормозная жидкость и все, что нужно о ней знать
  • 2 Идеальная тормозная жидкость, какая она
  • 3 Марки и состав тормозных жидкостей
    • 3.1 Минеральные жидкости
    • 3.2 Жидкости на основе гликоля
    • 3.3 Силиконовые тормозные жидкости DOT 5
  • 4 Регламент замены тормозной жидкости
  • 5 Какую тормозную жидкость выбрать
    • 5.1 Минеральная жидкость (БСК)
    • 5.2 DOT 3
    • 5.3 DOT 4
    • 5.4 DOT 5.1
    • 5.5 DOT 5
    • 5.6 Related

Тормозная жидкость и все, что нужно о ней знать

Даже те, у кого по химии была тройка, понимают, что тормозная жидкость это многокомпонентный состав, порой довольно сложный. Состав этот должен соответствовать массе требований для того, чтобы при нажатии на педаль тормоза автомобиль послушно остановился. И чем сильнее нажать, тем интенсивнее будет торможение. С плохой некачественной или изношенной жидкостью этого добиться невозможно. Вот поэтому и не помешает уделить свойствам и характеристикам тормозухи несколько минут.

Тормозная жидкость ABRO DOT4

Тормозная жидкость призвана заменить механический привод тормозов — максимально быстро и точно передать усилие от педали к рабочим тормозным механизмам. Для этого жидкость должна быть несжимаемой, в противном случае нам просто не хватит хода педали, чтобы заблокировать колесо.

Ещё жидкость ни в коем случае не должна кипеть, поскольку в процессе кипения выделяется пар, который создаёт сжимаемые воздушные пробки и педаль провалится в пол, так и не заблокировав колесо. Не должна также замерзать и впитывать влагу.

Чтобы как-то систематизировать требования по температуре кипения и вязкости жидкости, в Министерстве транспорта США (Department of Transportation, DOT) разработали стандарты, которыми мы пользуемся до сих пор. (Федеральный стандарт безопасности FМVSS № 116).

Теоретически различают температуру кипения сухой жидкости (без примесей воды) и с минимально допустимыми 3,5% влаги. Вязкость же определяется при пограничных температурах, от +100°С до -40°С. Эти же стандарты приняла Европа и закрепила их документально в национальных реестрах (ISО 4925, SАЕ J 1703).

Идеальная тормозная жидкость, какая она

Мы, как простые потребители с тройкой по химии, от тормозной жидкости многого не хотим. Вот, что нам от неё нужно, ни больше, ни меньше:

  • Жидкость должна иметь максимальный порог закипания, при этом не терять вязкость и сохранять «несжимаемость».
  • Она не должна
    разъедать резиновые элементы
    тормозной системы, манжеты, пыльники, уплотнители, как это делают дешёвые составы вроде «Нева», «Роса» и прочие суррогаты. В противном случае мы подвергаемся риску разгерметизации тормозной системы и потере тормозов ежеминутно. Впрочем, под влиянием жидкости некоторые резиновые детали могут разбухать и повышать герметичность. Для зарубежных составов изменение размеров резинотехнических изделий не должно превышать 10%, у нас это вообще никто не контролирует.
  • Тормозная жидкость не должна вызывать коррозию и приводить к разрушению металлических элементов системы. Причём разных металлов — стали, латуни, чугуна, меди, алюминия и его сплавов, поскольку в тормозной системе море разных деталей и магистралей. Чтобы предотвратить коррозию, в состав вводят определённое количество ингибиторов.
  • Смазывающие характеристики. Важный параметр, который влияет на износ зеркал тормозных цилиндров, манжетных колец, уплотнителей и поршней.
  • Стабильность состава. Жидкость не должна расслаиваться, давать осадок, отложения при любых рабочих температурах. В стандарте указаны рамки — от -40°С до +100°С.

Все составы, которые стоят на полках магазинов, в большей или меньшей степени соответствуют этим требованиям, но на каждой банке или бутылке с тормозухой написана её марка. А марка зависит от состава, что тоже немаловажно.

Марки и состав тормозных жидкостей

Поскольку по химии у нас тройка, то вникать в формулы и валентность компонентов тормозной жидкости не станем. Достаточно знать, что на 95-98% она состоит из основы, которая и определяет марку жидкости. Остальная доля приходится на присадки для улучшения эксплуатационных характеристик и красители. Нам важно знать, что жидкости бывают трёх типов:

  • минеральные;
  • гликолевые;
  • силиконовые.

Минеральные жидкости

Минеральная жидкость БСК

Самые дешёвые и простые минеральные жидкости состоят из касторки и спирта. Пример — жидкость красного цвета БСК, которая использовалась для древних автомобилей с барабанными тормозами. У неё все отлично с гигроскопичностью (не впитывает воду), она прекрасно справляется со смазыванием трущихся элементов и не влияет на лаки и краски.

[stextbox id=’info’] Одна беда, БСК не соответствует стандарту DOT по температурным показателям и вязкости, поэтому применение таких составов на машинах с дисковыми тормозами запрещено. Минеральные составы ни в коем случае нельзя смешивать с гликолевыми и силиконовыми, касторовое масло сворачивается и образуются сгустки, закупоривающие тормозные магистрали и гидроузлы системы.[/stextbox]

Жидкости на основе гликоля

Полигликолевые тормозные жидкости изготовлены на основе многоатомных спиртов, если это кому-то о чем-то скажет. Важная их особенность в том, что они не закипают при высоких температурах, а это значит, что их можно использовать в тормозных системах всех современных автомобилей с дисковым тормозным механизмом. Эти составы имеют хорошую вязкость и неплохо смазывают трущиеся элементы системы.

Основной их минус в том, что они могут впитывать влагу. Влага попадает в систему в основном в виде конденсата на пробке расширительного бачка, а чем больше процент воды в жидкости, тем быстрее она закипит, тем больше вязкость на морозе, тем хуже смазывающие свойства и больше вероятность поражения коррозией трубок, поршней и тормозных цилиндров.

Составы на основе гликоля DOT 3, DOT 4, DOT 5. 1 Ferodo

Все гликолевые жидкости маркируются DOT 3, DOT 4, DOT 5.1. В принципе, они взаимозаменяемы, но все же смешивать составы разных производителей крайне нежелательно, кто знает какие добавки входят в состав и как они будут реагировать на состав фирмы-конкурента. [stextbox id=’alert’]И ещё одно предостережение — для автомобилей старше 18-20 лет применение жидкостей DOT 3, 4 и 5.1 небезопасно, ведь резиновые детали (манжетные уплотнители, пыльники) не рассчитаны на контакт с гликолем и запросто могут растворяться в нем или разрушаться.[/stextbox] Поэтому для старых машин все же лучше использовать жидкости на минеральной основе. Ну а если невтерпёж, то придётся менять все пыльники и манжеты.

Силиконовые тормозные жидкости DOT 5

Составы на основе силикона считаются самыми прогрессивными. Они разрабатываются на основе кремнийорганических полимеров и способны держать температуру кипения до +350°С без изменения свойств. Эти жидкости не замерзают даже при стоградусной минусовой температуре и абсолютно равнодушны к влаге. Небольшой минус их в том, что смазывающие свойства пока ещё оставляют желать лучшего, но в передовых лабораториях уже вовсю работают над этим.

Силиконовые жидкости DOT5 от Johnsen’s

Жидкостям DOT 5 прямая дорога в автомобильный спорт, поскольку именно там пригодится их способность не закипать при сильном нагреве дисков и колодок. В гражданской технике силиконовые жидкости используются крайне редко. [stextbox id=’info’]Важно запомнить, что жидкости типа DOT 5 и DOT 5.1 ни в коем случае смешивать нельзя. Это вызовет сворачиваемость компонентов и выход системы из строя. На упаковке таких составов обязательно обозначают «silicon based brake fluids», жидкость на основе силикона или SBBF.[/stextbox]

Теоретически, жидкости типов DOT 3, 4 и 5.1 смешивать можно. Но желательно одного производителя.

Регламент замены тормозной жидкости

Регламент замены жидкости зависит в первую очередь от типа жидкости

Замена тормозной жидкости, точнее, регламент замены точно установить довольно сложно, хотя для каждого типа тормозухи есть свои пределы:

  • Минеральные жидкости практически не впитывают воду и их замена необходима только в случае аварийной разгерметизации системы или старения жидкости. В среднем, рекомендуют проверять состояние ТЖ раз в год, а замена может понадобиться не ранее чем через 8-10 лет.
  • Вдвое чаще проверяют состояние гликолевых жидкостей. Это связано с повышенной гигроскопичностью. Срок службы жидкостей DOT 3 и 4 составит около 3-4 лет. Впрочем, состояние ТЖ следует оценивать исключительно по внешнему виду — потеря цвета, помутнение, взвесь скажут о том, что жидкость нужно менять.
  • Силиконовые составы, которые мало используются в обычных автомобилях, служат гораздо дольше, до 15 лет. Она не впитывает влагу, но имеет целую кучу других проблем. Например, высокая степень аэризации, то есть поглощения воздуха. Именно поэтому составы DOT 5 запрещается использовать в тормозных системах, оборудованных системами ABS.
Новая, пятилетняя и жидкость возрастом 12 лет. Есть же разница?

Какую тормозную жидкость выбрать

Заметьте, мы рассмотрели только виды жидкостей, а брендов даже не касались. Поэтому выбор ТЖ для конкретного автомобиля может быть сильно затруднён огромным ассортиментом. Напоследок разберёмся какую жидкость лить в автомобили, сходные по году выпуска, характеристикам и конструкции тормозной системы.

Минеральная жидкость (БСК)

Минеральная жидкость БСК

Производится мало и предназначена для автомобилей с барабанным тормозным механизмом выпуска до 1980 года. Низкая температура кипения (около 100 градусов), температура загустения -20°С. В современных автомобилях не используется, поскольку не отвечает стандартам DOT. Окрашивается в ярко-красный цвет.

DOT 3

Тойотовская жидкость DOT 3

Светло-жёлтая жидкость с температурой кипения около 200 градусов, минимальная рабочая температура -40°С. Купить тормозную жидкость DOT 3 резонно для  автомобилей с максимально допустимой скоростью 160 км/ч с передними дисковыми и задними барабанными тормозами. По сути, это все легковушки бюджетного сегмента начиная от десяток и Приор, заканчивая Volkswagen Polo, Kia Rio, Daweoo Lanos, Renault Duster, Mazda 3.

DOT 4

ТЖ насыщенного жёлтого цвета. Температура кипения «сухой» жидкости на уровне +240°С, с допустимыми 3,5% влаги +160°С. Предельная минимальная рабочая температура -40°С. Предназначена для автомобилей с дисковыми вентилируемыми тормозами по кругу с максимальной разрешённой скоростью 220 км/ч. Как правило, это все современные автомобили С и D классов — Volkswagen Passat, Audi A4, A6, Skoda Octavia, Superb и многие другие.

DOT 5.1

Тормозная жидкость Motul DOT 5.1

Тормозная жидкость коричневого цвета. Температура закипания в пределах 270 градусов, нижний рабочий порог около -40 градусов. Используется в контурах спортивных автомобилей с высокой нагрузкой на тормозную систему и в продаже бывает редко.

DOT 5

BEL-RAY 99450-B355W Silicone DOT 5

Тёмно-красная силиконовая жидкость. Максимальная рабочая температура «сухой» жидкости 280 градусов, с примесями влаги не менее 190 градусов. Силиконовые жидкости используют в спецтехнике, работающей под большими нагрузками в тяжёлых условиях и на легковых автомобилях практически не используют.

Выбрав правильную тормозную жидкость и соблюдая регламент контроля и замены, мы обеспечим бесперебойную работу тормозной системы и безопасность на дороге. Следите за тормозами и солнечных всем дорог!

[YACT] Прозрачная тормозная жидкость и красная тормозная жидкость

JavaScript отключен. Для лучшего опыта, пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере, прежде чем продолжить.

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

  • #1
      • Добавить закладку