Необычные и неизвестные версии ВАЗ-1111 Ока
Когда-то мы вспоминали историю разработки и особенности конструкции советско-российской микролитражки ВАЗ-1111 Ока, а также разбирали детально пять причин, за которые её любили и ненавидели. Это компактная машина снискала у нас славу малотиражной, хотя за годы производства (а это ровно двадцать лет!) было выпущено не так и мало экземпляров – около 700 000 «окушек» различных модификаций. Но помимо привычных нам машин с «половинкой» восьмерочного мотора существовало множество других вариаций, причем не только с разными силовыми агрегатами, но и модификациями кузовов! По нашим подсчетам, таких вариантов около десятка! Давайте же вспомним самые редкие и необычные версии Оки.
Начало: рождение просто ОкиКонцептуально многие видят в этой обаятельной машинке не столько советскую Оку, сколько японский Daihatsu Cuore, но история этого автомобиля почти столь же глубока, как и одноимённая река.
Ведь началось всё еще в конце семидесятых годов, когда в Серпухове по заданию Минавтопрома СССР занялись разработкой принципиально нового автомобиля для инвалидов, который должен был заменить на конвейере знаменитую «инвалидку», причем первый прототип создавался совместно со специалистами НАМИ. Планировалось, что новая модель получит «по социалистической дружбе» двухцилиндровый силовой агрегат от Fiat-126p, на котором мы когда-то даже поездили. Но… не срослось.
И тогда министр автомобильной промышленности В. Н. Поляков разыграл поистине шахматную партию, подключив с помощью управленческого приказа №135 к разработке нового автомобиля малого класса для инвалидов сам Волжский Автомобильный Завод, являвшийся на то время безусловным лидером советского автопрома. Причин этому было много: слабость СМЗ как такового, негласное желание тольяттинцев создать подобную машину и, наконец, просто видение самого Полякова.
В итоге с точки зрения документов и организации проекта на высшем государственном уровне всё прошло гладко и чисто, причем в процессе решили подключить и КамАЗ, но не в качестве субъекта инжиниринга, а как одну из трёх будущих производственных площадок.
Когда все стороны, наконец, приступили к непосредственной работе, а это произошло летом 1982 года, НАМИ предоставил в качестве «точки отсчета для изучения конструкции» современную микролитражку аналогичного класса и назначения. Ею оказался японский автомобиль Daihatsu Cuore 1980 года – то есть, максимально свежая на тот момент модель.
Для сравнения: оригинальный Daihatsu Cuore 1980 года…
…и макет будущей Оки
Скрупулёзный анализ Куоре не оставил шансов будущей машине для инвалидов стать такой же убого-примитивной, как прежняя модель. Ведь компактная машинка настолько впечатлила вазовцев продуманностью компоновки, что в рамках данных размеров и задач по перевозке четырёх человек они смогли лишь придать ей немного другой облик, оставаясь в изначально заданной форме и архитектуре. впрочем, это было и хорошо: от добра добра, как известно, не ищут.
Этот желтый прототип уже узнаваем, однако колёса еще остались «бесступичными», то есть их обод прикручивался прямо к тормозным механизмам, как на Запорожце и Таврии!
1 / 3
Этот желтый прототип уже узнаваем, однако колёса еще остались «бесступичными», то есть их обод прикручивался прямо к тормозным механизмам, как на Запорожце и Таврии!
2 / 3
Этот желтый прототип уже узнаваем, однако колёса еще остались «бесступичными», то есть их обод прикручивался прямо к тормозным механизмам, как на Запорожце и Таврии!
3 / 3
Компоновка и концепция Оки с её поперечно расположенным силовым агрегатом, передним МакФерсоном и прочими атрибутами автомобиля восьмидесятых годов настолько хорошо известна, что мы остановимся здесь лишь на силовом агрегате.
Его впервые в отечественном автомобилестроении решили делать заново с нуля в виде двухцилиндрового четырёхтактного мотора с водяным охлаждением. Неизбежно после ряда экспериментов с оригинальной конструкцией в целях унификации и ускорения процесса взоры тольяттинских конструкторов были обращены на новейший на тот момент 1,3-литровый двигатель «восьмерки», который решили просто «располовинить». Попутно конструкторы столкнулись с новой для себя проблемой: двухцилиндровый мотор потребовал введения в конструкцию уравновешивающих валов, без которых уровень вибраций был просто неприемлемо высоким.
В итоге из 1300-кубового мотора 2108 просто «вырезали» средние цилиндры, взяв их в качестве основы и, разумеется, изготовив для этого абсолютно оригинальные блок цилиндров, его головку, а также коленчатый и распределительный валы. «Полвосьмой» моторчик объемом 649 кубиков развивал вполне достаточные тридцать «лошадок», но при этом оказался настолько компактным, что под коротеньким капотом нашлось место даже для крохотной, но полноразмерной «запаски» размером 135/80 R12.
Собственно, в таком виде, хоть и с большими организационно-производственными трудностями, ВАЗ-1111 и состоялся в 1987 году – том самом, когда финансирование автозаводов на уровне государства уже прекратилось… Выживать в этих условиях было непросто, а уж осваивать принципиально новую модель – тем более. Однако в конце 1987-го на КаМАЗе удалось-таки собрать первую предсерийную малолитражку, примерно в это же время машинку пытались запустить в производство на ВАЗе, а в 1989 и в Серпухове собрали свои первые сто «окушек», предназначенных для инвалидов.
Ока засветилась на обложке советского «За Рулём» как минимум дважды – в 1986-м и в 1988-мУже в 1988-м в главном автомобильном издании СССР разбирали конструкцию новинкиСравнение новой модели с одноклассниками в СССР было как теоретическим, так и практическим – в виде теста с Мицубиси Миника и Дайхатсу Куоре!
Заголовок не врёт: Ока для советских граждан была действительно долгожданной.
Правда, в начале девяностых годов весь советский, а затем и российский автопром настолько лихорадило, что освоить вариант с половинкой мотора от «полторашки», получивший индекс ВАЗ-11113, удалось лишь к 1996-му, хотя четырёхцилиндровая «заготовка» в виде мотора 21083 выпускалась еще с 1987 года, то есть практически с самого начала запуска Оки в серийное производство! Новый вариант при объеме 749 см3 развивал уже 31,7 л.с. и был заметно приёмистее базового 650-кубового моторчика. Но еще раньше в судьбе Оки начались неожиданные и от того интересные метаморфозы.
Сравните предсерийный образец, серпуховскую товарную машину и выставочный экземпляр ВАЗа
Издание второе, неизданное: ЕлАЗ-1121
В то же время, когда на трёх заводах запускали базовую Оку, в СССР пытались создать еще какой-нибудь компактный автомобильчик, который бы можно было выпускать на совершенно других мощностях и в совершенно других количествах. В качестве будущей производственной площадки был назван строящийся еще с 1984 года тракторный завод КамТЗ в Елабуге, где и собирались выпускать «немного другую Оку», получившую сначала условный индекс 1112, а затем обозначение ЕлАЗ-1121.
Его принципиальное отличие заключалось как раз в «сердце»: вместо половинки восьмерочного мотора под капотом должен был прописаться абсолютно новый трехцилиндровый двигатель объемом 0,82 литра и мощностью 40 л.с.
Три горшочка для Золушки: под капотом Оки мог появиться и такой двигательЭтот «запорожский» показатель энерговооруженности должен был обеспечить Оке динамику на уровне Спутника или хотя бы Таврии, в то время как «в оригинале» по динамике ВАЗ-1111 проигрывал даже банальной «копейке» с её слабосильным 1,2-литровым двигателем.
Впрочем, на «пересадке сердца» останавливаться не планировали, задумав ЕлАЗ-1125 – автомобиль с пятидверным кузовом и четырёхцилиндровым мотором. По сути, это была машина А-класса, уступавшая будущей пятидверной «Дане» лишь самую малость.
К созданию целой гаммы хэтчбеков по старой памяти решили подключить и концерн FIAT, который видел в этом свой смысл и экономический интерес. И, несмотря ни на что, проект А-93 для итальянцев как раз вылился во вполне серийную модель под названием Punto.
Fiat Punto
1 / 3
Fiat Punto
2 / 3
Fiat Punto
3 / 3
Но и это еще не всё: в качестве проектанта двигателей вазовцы пригласили… Porsche! Немцы должны были помочь советским специалистам в разработке моторов объемом 1,1 и 1,25 литра. И два десятка 1100-кубовых экспериментальных моторчиков фирмой Porsche в рамках соглашения действительно были произведены!
Ну а трехцилиндровый двигатель на ВАЗе решили разработать самостоятельно. Увы, прототип ХМ-1121, отличавшийся от исходной Оки и такими важными кузовными изменениями, как вклеенные стёкла, так и остался прожектом по простой причине: в 1991 году, когда с конвейера в Елабуге должны были сходить серийные малолитражки, СССР стал достоянием истории.
Первую очередь производства на ЕлАЗе вынужденно сдвинули на год, затем еще и еще… Камбин СССР пытался решить вопросы недостроя даже за счет привлечения иностранцев, но всё это уже не имело значения, поскольку предприятие находилось на территории республики Татарстан, и дальнейшие решения принимало его руководство. Поэтому «улучшенной Оке» просто не нашлось места в новой истории, а ЕлАЗ завис на 28 процентах выполнения плана строительно-монтажных работ.
Тема Елабуги и ЕлАЗ-1121 многократно поднималась на страницах «За Рулём». Тон публикаций постепенно сменился и вместо радостно-оптимистичного стал реалистично-бесперспективным
1 / 10
Тема Елабуги и ЕлАЗ-1121 многократно поднималась на страницах «За Рулём». Тон публикаций постепенно сменился и вместо радостно-оптимистичного стал реалистично-бесперспективным
2 / 10
Тема Елабуги и ЕлАЗ-1121 многократно поднималась на страницах «За Рулём». Тон публикаций постепенно сменился и вместо радостно-оптимистичного стал реалистично-бесперспективным
3 / 10
Тема Елабуги и ЕлАЗ-1121 многократно поднималась на страницах «За Рулём». Тон публикаций постепенно сменился и вместо радостно-оптимистичного стал реалистично-бесперспективным
4 / 10
Тема Елабуги и ЕлАЗ-1121 многократно поднималась на страницах «За Рулём». Тон публикаций постепенно сменился и вместо радостно-оптимистичного стал реалистично-бесперспективным
5 / 10
Тема Елабуги и ЕлАЗ-1121 многократно поднималась на страницах «За Рулём». Тон публикаций постепенно сменился и вместо радостно-оптимистичного стал реалистично-бесперспективным
6 / 10
Тема Елабуги и ЕлАЗ-1121 многократно поднималась на страницах «За Рулём». Тон публикаций постепенно сменился и вместо радостно-оптимистичного стал реалистично-бесперспективным
7 / 10
Тема Елабуги и ЕлАЗ-1121 многократно поднималась на страницах «За Рулём». Тон публикаций постепенно сменился и вместо радостно-оптимистичного стал реалистично-бесперспективным
8 / 10
Тема Елабуги и ЕлАЗ-1121 многократно поднималась на страницах «За Рулём». Тон публикаций постепенно сменился и вместо радостно-оптимистичного стал реалистично-бесперспективным
9 / 10
Тема Елабуги и ЕлАЗ-1121 многократно поднималась на страницах «За Рулём». Тон публикаций постепенно сменился и вместо радостно-оптимистичного стал реалистично-бесперспективным
10 / 10
В итоге уже в 1993-м главный конструктор и ключевые специалисты просто уехали из Елабуги, а ЕлАЗ-1121, оказался просто мертворождённым ребёнком-сиротой огромной страны, погибшей в момент его появления.
В одной из частей материала, посвященном электромобилям ВАЗ, мы уже вспоминали о необычной Оке, получившей вместо традиционного ДВС электрическую силовую установку. ВАЗ-1111Э в 1992-м смог занять второе место на международном «экологическом» ралли Тур Де Соль (Швейцария), что послужило толчком для более серьезных экспериментов по конвертации Оки в электромобиль.
В 1994-1995 годах на ВАЗе в общей сложности собрали десяток прототипов, два из которых приняли участие в ралли электромобилей, которые организовал Автомобильный клуб Монако по всем правилам международной автомобильной федерации FIA.
Третье и пятое места маленьких российских «электричек» хоть и не произвели фурор, но и не остались без внимания, ведь в середине девяностых годов тема электромобилей была куда более экзотичной и эксклюзивной, чем в наши времена, когда ездить можно хоть на Тесле, хоть на Nissan Leaf.
Годом позже вазовцы на своих «электроокушках» гонялись в ралли «Двенадцать электрических часов», а сразу после туринских гонок они отправились на ралли Монте-Карло. В 1997-м две Оки-Электро приняли участие в Solar Cup Denmark, который проходил в Дании по очень своеобразным правилам. В итоге машины заработали штрафные баллы за слишком мощные (!) батареи, но по правилам FIA тольяттинцам удалось не только взять «золото» и «бронзу», но и получить в итоге кубок Solar Cup Denmark. Но в дальнейшем, несмотря на эксперименты ВАЗа с автомобильчиками для гольфа и даже электрофургона 2131Э на базе длинной «Нивы», НТЦ постепенно прекратил работать над электротемой, исключив её из своих глобальных планов уже в 2001 году. И как раз в это время у Оки начинался новый этап, связанный с чужим «сердцем».
Made in USA: Oka NEV ZEV
С электричеством для Оки экспериментировали не только в Тольятти, но и… за океаном! И это не шутка: экспортёр Оки в США, американская компания Oka Auto USA (штат Невада), с осени 2007 года под заказ выпускала «транспортное средство для локального передвижения с нулевым выбросом) — Neighborhood Electric Vehicle, Zero Emission Vehicle или Oka NEV ZEV.
Машинка вместо бензинового мотора получила компактный электродвигатель мощностью всего 11 л.с. и крутящий момент в 50 Нм, а питалась установка от восьми стандартных АКБ, подзаряжаемых через стандартую розетку. Американская электро-Ока могла разогнаться до 40 км/ч и проехать на одной зарядке 40 км — не бог весть что, но вполне достаточно для передвижений в микрорайоне, например.
В базе Oka NEV ZEV стоила 7995 долларов, а люксовая версия с легкосплавными колёсами оценивалась в 9995 «баксов».
В 2002 году челнинское предприятие «Астро-кар» решило внедрить под капот обычной Оки мотор от «машины побольше и посерьезнее». Им стал силовой агрегат МеМЗ-245 от Таврии объемом 1,1 литра, который в дефорсированном под 80-й бензин варианте развивал 49 л.с. против 51 «лошадки» у исходника.
Четыре цилиндра – это немало! По крайней мере, ровно вдвое больше, чем было в оригиналеЗабавно, что в самом Запорожье когда-то занимались аналогичным «свапом», пересаживая в моторный отсек Таврии силовой агрегат от «восьмерки».
Ранние «окатавры», по сути, были экспериментальными прототипами по вживлению «большого» четырехцилиндрового двигателя в подкапотное пространство Оки. Понятно, что запасное колесо при этом пало жертвой моторизации, однако на более поздних вариантах из Нижних Челнов разваривали не только коробчатый подрамник, но и чашки передней подвески, а сам силовой агрегат устанавливали на такой же «лыже» и боковой опоре, как на ЗАЗ-1102, позаимствовав у этой машины и радиатор системы охлаждения. Автомобиль был абсолютно легальным по документам, то есть производитель приложил все усилия для того, чтобы «заряженную» Оку можно было спокойно поставить на учёт.
Обратите внимание на тринадцатидюймовые «восьмерочные» диски, которыми щеголяла «многоцилиндровая» Ока
К 2006 году проект, что называется, исчерпал себя, ведь и базовая модель к тому времени изрядно устарела, и «иностранное сердце» отнюдь не повышало конкурентоспособность машины с финансовой точки зрения. Впрочем, кроме Ока-Астро-11301, в 2006-2007 году практически в штучном порядке в Набережных Челнах предприятие «Камский автосборочный завод» на базе серпуховских кузовов выпускало еще более «злобный» вариант Оки с мелитопольским сердцем – на этот раз уже с распределённым впрыском топлива, что позволяло машинке укладываться в нормы выхлопа Евро-2. По сути, это была вершина энерговооруженности маленького автомобильчика, изначально задуманного всего-то с двухцилиндровой «половинкой» полноценного мотора ВАЗ-2108. А ведь чисто технически Астро-Оку можно было «свапнуть» до 1,2-1,3 литра, применив соответствующий МеМЗовский мотор… Однако к серийным и даже мелкосерийным конструкциям подобные «фантазии» уже не имели никакого отношения. Как, увы, и удлинённая версия Алсу с колёсной базой 2300 мм, которая так навсегда и осталась банальным прототипом.
Впрочем, это далеко не все «гоночные амбиции» Оки: существовала мелкосерийная спортверсия Оки для начинающих гонщиков, отличавшаяся от обычной защитными дугами, сиденьями с четырехточечными ремнями и спортивной «баранкой».
Её разновидность: Ока «Спорт», которая также имела спортивные замки капота и отключение «массы» из салона. И не спешите улыбаться: даже на такой крошке будущий автоспортсмен мог постигать азы кузовных чемпионатов, ведь первым шагом в мир большого четырёхколёсного спорта всегда был карт с мотоциклетным моторчиком.
Казалось бы, в истории Оки удивить больше нечем, но… как вам идея создать на базе этой микролитражки полурамный (!) грузовичок и вдобавок оснастить его дизельным мотором!
Сурово: к кузову Оки пристыковали полурамуИмя этому концептуальному автомобилю – Ока-Гном, придумали его во всё тех же Набережных Челнах, а под капотом бортового микрогрузовичка должен был появиться двухцилиндровый 700-кубовый дизель Д18А. К сожалению или к счастью, но с тяжелым топливом у Оки не срослось, а вот кузов типа фургон с обозначением ВАЗ‑17013 Тойма мелкосерийно таки выпускали, пусть и недолго.
Микротрудяга: теоретически Ока могла стать миниатюрным развозным грузовичком и фургоном. В реальности же объемы «производства» измерялись опытной партией и штучными прототипами
1 / 6
Микротрудяга: теоретически Ока могла стать миниатюрным развозным грузовичком и фургоном. В реальности же объемы «производства» измерялись опытной партией и штучными прототипами
2 / 6
Микротрудяга: теоретически Ока могла стать миниатюрным развозным грузовичком и фургоном. В реальности же объемы «производства» измерялись опытной партией и штучными прототипами
3 / 6
Микротрудяга: теоретически Ока могла стать миниатюрным развозным грузовичком и фургоном. В реальности же объемы «производства» измерялись опытной партией и штучными прототипами
4 / 6
Микротрудяга: теоретически Ока могла стать миниатюрным развозным грузовичком и фургоном. В реальности же объемы «производства» измерялись опытной партией и штучными прототипами
5 / 6
Микротрудяга: теоретически Ока могла стать миниатюрным развозным грузовичком и фургоном. В реальности же объемы «производства» измерялись опытной партией и штучными прототипами
6 / 6
Русский с китайцем – братья навек, или СеАЗ-11116С более «взрослыми» силовыми агрегатами экспериментировали и на самом СеАЗе уже в самом конце выпуска Оки. Китайская экспансия оставила свой след и под капотом Оки, ведь в 2007-2008 годах можно было купить очередной «заводской свап» – вариант СеАЗ-11116, который представлял собой комбинацию российского кузова с китайским трёхцилиндровым впрыском силовым агрегатом TJ FAW объемом 1 литр.
Чужое китайское сердце – например, созданное по лицензии Suzuki, было нужно Оке как воздух. точнее, как экологические нормы евро-2, которым 800-кубовый 37-сильный моторчик с распределённым впрыском топлива легко соответствовал. Правда, его опробовали не серийно на сеазе, а в качестве «опции» при тюнинге.
А вот литровый мотор, знакомый, по Chery QQ, имел все шансы прижиться под капотом микролитражки уже под закат её конвейерной жизни. Контракт был заключен на 20 000 моторов – более чем солидная цифра для Оки с её масштабами производства и совсем небольшая для китайцев с их амбициями. Однако оказалось, что такая машина заметно прибавила в цене, не улучшив своих главных потребительских свойств. А ведь в середине двухтысячных годов эргономика, надёжность, комфорт и прочие важные характеристики для Оки с её конструкцией, уходившей в Daihatsu Cuore 1980 года, были настоящими свидетелями давно минувших десятилетий.
Рестайлинги и преемникиОчень удачную по дизайну машинку всё равно пытались хоть как-то улучшить. Получалось почти всегда не очень. А иногда очень не получалось
1 / 4
Очень удачную по дизайну машинку всё равно пытались хоть как-то улучшить. Получалось почти всегда не очень. А иногда очень не получалось
2 / 4
Очень удачную по дизайну машинку всё равно пытались хоть как-то улучшить. Получалось почти всегда не очень. А иногда очень не получалось
3 / 4
Очень удачную по дизайну машинку всё равно пытались хоть как-то улучшить. Получалось почти всегда не очень. А иногда очень не получалось
4 / 4
А это уже Ока-2 – точнее, «биодизайнерский» макет и более поздний ходовой прототип истории, которая не имела продолжения
1 / 3
А это уже Ока-2 – точнее, «биодизайнерский» макет и более поздний ходовой прототип истории, которая не имела продолжения
2 / 3
А это уже Ока-2 – точнее, «биодизайнерский» макет и более поздний ходовой прототип истории, которая не имела продолжения
3 / 3
На самом СеАЗе было достаточно причин, по которым спустя два десятилетия после начала выпуска история этой маленькой, но такой настоящей машинки завершилась. Или почти завершилась, ведь она навсегда осталась в сердцах тысяч и тысяч российских поклонников, для многих из которых ВАЗ-1111 стал не просто первой автомобильной любовью, но и этаким российским Austin Mini.
P.S.
Обзор вариаций и фантазий на тему Оки был бы неполным без того, чтобы вспомнить о гоночной версии машины, которая с лёгкой руки директора команды Lukoil Racing получила имя «Танцующая с Волками». Этот вариант с задним расположением силового агрегата от ВАЗ-2112 столь уникален и необычен, что заслуживает отдельного рассказа, к которому мы еще обязательно вернемся.
Опрос
Какой из вариантов Оки вызывает у Вас больше всего положительных эмоций?
Ваш голос
Всего голосов:
POCO C40 — Быстрее и дольше
6,71-дюймовый дисплей
Аккумулятор 6000 мА·ч (тип.)
Две камеры, 13 Мп
Восьмиядерный процессор
6,71-дюймовый дисплей Dot Drop
6000 мА·ч (тип. ), ёмкий аккумулятор
Две камеры, разрешение до 13 Мп
Сканер отпечатков пальцев на задней панели
Высокопроизводительный восьмиядерный процессор
Большой 6,71-дюймовый дисплей
Для более широкого угла обзора
Благодаря большому 6,71-дюймовому дисплею HD+, который редко встречается в других моделях, обеспечивается потрясающее качество изображения при просмотре видео.
Corning® Gorilla® Glass
Более надежная защита
Ёмкий аккумулятор 6000 мА·ч (тип.)
Быстрее и дольше
Высокоемкий аккумулятор 6000 мА·ч (тип.) обеспечивает сверхдлительное время работы от аккумулятора без подзарядки. Забудьте, что такое разряженный телефон!
32 часа
вызовов
86 часов
прослушивания музыки
20 часов
воспроизведения видео
17 часов
Основная камера с разрешением 13 Мп
Быстрая зарядка 18 Вт
Полная зарядка, быстрее и эффективнее
POCO C40 поддерживает быструю зарядку 18 Вт, что значительно повышает эффективность зарядки!
Восьмиядерный процессор
Невероятная производительность
Восьмиядерный высокопроизводительный процессор обеспечивает потрясающую производительность и удовлетворяет ваши повседневные потребности без задержек.
2,0 ГГц
Тактовая частота ЦП
Две камеры, разрешение до 13 Мп
Система камер на задней панели обладает мощными возможностями и использует алгоритм оптимизации изображения при помощи ИИ, благодаря чему изображения выглядят более изысканно.
Основная камера с разрешением 13 Мп
Запечатлейте мир так, как его видите вы
Фронтальная камера с режимом AI Beauty
Раскройте свою красоту
Новый динамичный дизайн
Новый динамичный дизайн и яркие цвета дополняют друг друга. Текстура, напоминающая кожу, обеспечивает необычные ощущения, когда вы держите телефон в руках.
Заряженный черный
Технологичный бирюзовый
Желтый POCO
Динамик высокой мощности
Громкий и звучный
Погрузитесь в мир превосходного звука, будь то просмотр видео или прослушивание музыки.
Сканер отпечатка пальца на задней панели
Повышенная безопасность. Более быстрый доступ.
Быстрая и безопасная разблокировка смартфона одним касанием.
Дополнительные функции
Расширение памяти*
Разъем для наушников, 3,5 мм
FM-радио*
MIUI 13
Примечания.
* Изображения на этой странице приведены только для наглядности. Дизайн фактического продукта может отличаться.
* Доступная память и ОЗУ меньше общего объема памяти из-за наличия операционной системы и предустановленного программного обеспечения.
* POCO C40 поставляется с зарядным устройством мощностью 10 Вт, зарядное устройство мощностью 18 Вт продается отдельно.
* Все данные на этой странице, касающиеся зарядки и времени работы от аккумулятора, получены во внутренних лабораториях POCO. Фактические результаты могут отличаться в зависимости от версии программного обеспечения, среды и модели телефона и могут не соответствовать фактическому продукту.
* Для использования функции FM требуются проводные наушники.
Определяется ли цвет глаз генетикой?: MedlinePlus Genetics
Цвет глаз человека определяется пигментацией структуры, называемой радужной оболочкой, которая окружает маленькую черную дыру в центре глаза (зрачок) и помогает контролировать количество света, которое может войти в глаз.
Цвет глаз определяется вариациями генов человека. Большинство генов, связанных с цветом глаз, участвуют в производстве, транспортировке или хранении пигмента меланина. Цвет глаз напрямую связан с количеством меланина в передних слоях радужной оболочки. У людей с карими глазами в радужке содержится большое количество меланина, а у людей с голубыми глазами этого пигмента гораздо меньше.
Определенный участок хромосомы 15 играет главную роль в цвете глаз. В пределах этой области есть два гена, расположенных очень близко друг к другу: Таким образом, Р-белок играет решающую роль в количестве и качестве меланина, присутствующего в радужной оболочке. Несколько общих вариаций (полиморфизмов) в 9Ген 0007 OCA2 снижает количество продуцируемого функционального белка P. Меньшее количество Р-белка означает, что в радужной оболочке присутствует меньше меланина, что приводит к голубым глазам вместо карих у людей с полиморфизмом этого гена.
Область близлежащего гена HERC2 , известная как интрон 86, содержит сегмент ДНК, который контролирует активность (экспрессию) гена OCA2 , включая или выключая его по мере необходимости. Было показано, что по крайней мере один полиморфизм в этой области гена HERC2 снижает экспрессию OCA2 и снижают выработку Р-белка, что приводит к меньшему количеству меланина в радужной оболочке и более светлому цвету глаз.
Несколько других генов играют меньшую роль в определении цвета глаз. Некоторые из этих генов также участвуют в окраске кожи и волос. Гены с зарегистрированной ролью в цвете глаз включают ASIP , IRF4 , SLC24A4 , SLC24A5 , SLC45A2 , TPCN2 , Tyr и TYRP1. Эффекты этих генов, вероятно, сочетаются с эффектами OCA2 и HERC2 для получения континуума цветов глаз у разных людей.
Раньше исследователи думали, что цвет глаз определяется одним геном и следует простой модели наследования, в которой карие глаза доминируют над голубыми. В соответствии с этой моделью считалось, что у родителей, у которых оба были голубыми глазами, не могло быть ребенка с карими глазами. Однако более поздние исследования показали, что эта модель была слишком упрощенной. Хотя это редкость, у родителей с голубыми глазами могут быть дети с карими глазами. Наследование цвета глаз более сложное, чем первоначально предполагалось, потому что в него вовлечено несколько генов. Хотя цвет глаз ребенка часто можно предсказать по цвету глаз его или ее родителей и других родственников, генетические вариации иногда приводят к неожиданным результатам.
Описано несколько заболеваний, влияющих на цвет глаз. Глазной альбинизм характеризуется резко сниженной пигментацией радужной оболочки, что вызывает очень светлые глаза и значительные проблемы со зрением. Другое состояние, называемое глазокожным альбинизмом, влияет на пигментацию кожи и волос в дополнение к глазам. Пострадавшие люди, как правило, имеют очень светлую радужную оболочку, светлую кожу и белые или светлые волосы. Как глазной альбинизм, так и глазокожный альбинизм возникают в результате мутаций в генах, участвующих в производстве и хранении меланина. Другое состояние, называемое гетерохромией, характеризуется разным цветом глаз у одного и того же человека. Гетерохромия может быть вызвана генетическими изменениями или проблемами во время развития глаз, а также может быть приобретена в результате заболевания или травмы глаза.
Анатомия глаза
Штурм Р.А., Даффи Д.Л., Чжао З.З., Лейте Ф.П., Старк М.С., Хейворд Н.К., Мартин Н.Г., Монтгомери Г. В. Единственный SNP в эволюционно консервативной области в интроне 86 гена HERC2 определяет сине-коричневый цвет глаз человека. Am J Hum Genet. 2008 г., февраль 82(2):424-31. doi: 10.1016/j.ajhg.2007.11.005. Epub 2008, 24 января. PubMed: 18252222. Бесплатный полный текст доступен в PubMed Central: PMC2427173.
Штурм Р.А., Ларссон М. Генетика цвета и рисунков радужной оболочки человека. Пигментно-клеточная меланома Res. 2009 г.22 октября (5): 544-62. doi: 10.1111/j.1755-148X.2009.00606.x. Epub 2009 8 июля. Обзор. PubMed: 19619260.
Уайт Д., Рабаго-Смит М. Ассоциации генотип-фенотип и цвет глаз человека. Джей Хам Жене. 2011 янв;56(1):5-7. doi: 10.1038/jhg.2010.126. Epub 2010 14 октября. Обзор. ПабМед: 20944644
Удивительные черты личности, которые можно узнать по цвету глаз
Они рекламируются как зеркало души, но новое исследование показало, что ваши глаза могут также помочь вам заглянуть в вашу личность. Исследование Университета Квинсленда и Университета Нового Южного Уэльса, опубликованное в журнале Current Psychology, связывает цвет глаз человека с тем, насколько этот человек приятный. Исследователи обнаружили, что люди со светлыми (голубыми и зелеными) глазами, как правило, менее приятны и более конкурентоспособны, чем их кареглазые сверстники.
Голубые и зеленые глаза также были связаны с эгоцентризмом и скептицизмом по отношению к другим, в то время как люди с карими глазами считались более альтруистичными, сочувствующими и готовыми помочь другим.
Объяснение того, что цвет глаз служит эталоном приятности, может быть культурным. «Карие глаза более распространены, поэтому может быть, что есть ощущение «принадлежности» или соответствия тем, у кого темные глаза», — Рамани Дурвасула, доктор философии, лицензированный клинический психолог, профессор психологии и нейропсихологический исследователь. . «Карие глаза также могут с большей вероятностью происходить из культур, где такая черта, как приятность, более ценится в культурном и социальном плане, чем в голубоглазых культурах».
«Голубые глаза могут казаться холоднее, а карие — теплее. Тогда это может проявляться в стереотипах о соперничестве, покладистости и т. д.», — добавляет Дурвасула.
Доброжелательность — не единственная черта характера, связанная с цветом глаз. Недавний опрос, проведенный CyberPulse, подразделением Impulse Research Corporation в Лос-Анджелесе, выявил это красочное исследование.
Карие глаза
Интеллект был чертой номер один, связанной с карим, наиболее распространенным цветом глаз в США, по мнению 34 процентов респондентов. Заслуживающий доверия был вторым (16 процентов сказали это), а доброта (13 процентов) стала третьей наиболее вероятной чертой людей с карими глазами.
Другое исследование показало, что у кареглазых людей лучше развит зрительный контакт. Исследователи предполагают, что это может быть связано с тем, что они не ожидают, что на них будут смотреть так часто, как голубоглазые люди.
Голубые глаза
Наиболее распространенная характеристика, которая считается связанной с голубоглазыми людьми: источающая сладость (42 процента), сексуальность (21 процент) и доброта (10 процентов) завершают тройку лидеров.