Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

Регулировка зазоров клапанов на двигателе: этапы проведения работ

Производители каждого транспортного средства всегда выпускают инструкцию, где есть указания на предмет того, как должен эксплуатироваться автомобиль, как его нужно обслуживать и так далее. Указываются также и первоначальные параметры регулировки основных механизмов. Владельцы машин с моторами, где нет гидрокомпенсаторов, обязаны пройти через процедуру регулировки клапанов. Если в силовом агрегате настройка зазоров клапанов выполнена не будет, то это скажется на работоспособности двигателя в целом. Тут стоит ожидать или увеличенного расхода топлива, или резкого снижения тяги, или увеличения шума при работе. Специалисты при подобных признаках чаще всего говорят о необходимости регулировки клапанов, причем, в срочном порядке.

Конструкция и роль клапанов

Для того, чтобы регулировка зазора клапанов была выполнена грамотно, нужно привлечь специалиста, который разбирается в конструктивных особенностях данного узла. Основной ролью клапанов выступает открытие и закрытие потока горючей смеси, попадающей в цилиндры двигателя, а также выпуск уже отработанной газовой смеси.

Для примера можно рассмотреть стандартные четырехтактные двигатели, где точно будет минимум по одному впускному и выпускному клапану на каждый цилиндр. Проектировщики намеренно делают диаметр впускного клапана несколько увеличенным, в сравнении с выпускным клапаном, так как это требуется для правильного наполнения цилиндра горючей смесью.

Про конструктивные особенности клапанов можно сказать следующее:

  • для изготовления седла клапанов используется сталь или чугун, после чего происходит их прессование в головку блока цилиндров;
  • для таких целей подходят только отдельные сплавы, способные переносить экстремальные термические и механические нагрузки;
  • иногда ситуация требует создания полых изделий, где внутри будет находиться натрий. Это нужно для более равномерного охлаждения детали.

Открытие клапана выполняется при помощи нажатия на стержень, а за закрытие и удержание в этом состоянии отвечают специальные пружины, обязаны иметь достаточную степень жесткости. Для уменьшения потерь на трение, в верхнеклапанных ГРМ производители применяют ролики. Найти их можно в толкателях привода, а также в рычагах.

Как понять, что надо регулировать клапана

Для понимания того, что уже пора отрегулировать клапана, необходимо научиться отличать между собой основные признаки отклонения теплового зазора. У каждой из перечисленных проблем есть свои характерные признаки, но их необязательно дожидаться. Правильная величина зазора составляет от 0,1 до 0,4 мм, и нужно регулярно посещать СТО в рамках планового технического обслуживания, чтобы соблюдать данный промежуток.

Вот только тут нужно смотреть на каждую модель автомобиля в отдельности – на ее пробег, особенности модели. Для новых автомобилей с бензиновым мотором регулировка зазоров клапанов делается раз в 50-80 тысяч километров. Но сроки уменьшаются, если речь идет о машинах с газобаллонным оборудованием, так как тепловая нагрузка на мотор тут увеличивается. У старых машин с большим пробегом время от времени могут появляться стуки во время работы мотора – это верный сигнал об отклонении величины теплового зазора.

Признаки и последствия увеличенного зазора

В подобной ситуации водитель может услышать неприятное цоканье мотора, которое проходит только после прогрева. Шум создается из-за невозможности кулака распредвала продавить рокер клапанного стержня, соответственно, создается хорошо слышимый стук. Последствия увеличенного зазора таковы:

  1. Функционирование мотора с заметным шумом.
  2. Расклепывание торца, и как следствие, еще большее увеличение зазора.
  3. Заметное снижение срока службы клапанов.

Признаки, что зазор клапанов уменьшен

Как и в предыдущем случае, скоростные характеристики машины будут сильно урезаны. Выпускные края начнут сильно перегреваться, что может привести и к оплавлению краев. Если регулировка клапанов на двигателе не будет выполнена вовремя, то автовладелец может ожидать таких последствий, как:

  1. Нарушение теплоотдачи из-за отсутствия контакта седел.
  2. Выброс топливовоздушной смеси, и как следствие, уменьшение компрессии.
  3. Увеличение нагрузки на ремни ГРМ.

Регулировка клапанов

Если автовладелец заинтересован в том, чтобы силовой агрегат работал одинаково стабильно как на низких, так и на высоких оборотах, то ему нужно не пропустить момент регулировки клапанов, тем более, что данные работы вполне можно сделать и самому. Но для этого желательны хотя базовые знания внутренностей авто, также нужно иметь специальные инструменты.

Список необходимого инструмента

В процессе работы придется использовать некоторые инструменты, которые наверняка есть у каждого автовладельца. Это комплект гаечных ключей, набор отверток, комплект регулировочных шайб, пинцет, щуп для измерения. Также есть вариант использования специальной рейки с индикатором, и этот способ считается несколько более точным.

Подготовка к регулировке зазоров клапанов

Работы должны выполняться только тогда, когда мотор не остынет до температуры в 20-25 градусов. Машину нужно завести на ровную площадку, затянуть тормоз, а также подложить под колеса упора. Чтобы все было хорошо видно, нужно предусмотреть качественное освещение, удалить всю пыль и грязь на подкапотном пространстве. Точный порядок действий обычно прописывается в инструкции к используемому автомобилю.

Регулировка с применением щупа

  1. Для начала последовательно демонтируется корпус воздушного фильтра, снимаются все трубки и тросики от клапанной крышки.
  2. Дальше можно снять эту крышку вместе с передним кожухом ремня ГРМ.
  3. Определяется первый поршень цилиндра для регулировки, после чего его нужно перевести в положение, когда все клапаны являются закрытыми.
  4. Шкив вала двигателя нужно прокручивать до момента, пока метка углубления не совпадет с риской на нижней крышке БЦ. Совпасть также должна и метка углубления звездочки вала ГРМ с меткой корпуса.
  5. Дальше регулировочный метиз удерживается рожковым ключом, и в это время ослабляется контргайка.
  6. При нужных параметрах зазора, регулировочный щуп будет проходить с минимальным трением.

Регулировка с индикатором и рейкой

  1. Процедура аналогична, как и в предыдущем случае, но до этапа номер 3.
  2. Далее рейка фиксируется на головке блока цилиндров распредвала.
  3. Сначала фиксируются крайние метизы, и только потом нужно крутить средний болт.
  4. После этого индикатор закрепляется на рейке, а лапка прибора ставится на край кулачка клапана. С помощью захвата, кулачок тянется вверх, пока стрелка на индикаторе не пройдет 52 деления.

В заключение

Важно научиться делать данный процесс правильно, так как некорректная регулировка клапанов двигателя приведет к выходу из строя ключевых деталей ГРМ. Впоследствии, ремонт автомобиля может обойтись очень дорого.

 

Регулировка зазоров клапанов ЗИЛ-131

Длительная работа двигателя с неправильными зазорами может привести к преждевременному износу деталей клапанного механизма — обгоранию клапанов, износу коромысел, опорных поверхностей толкателей и кулачков распределительного вала.

При появлении стуков в клапанном механизме необходимо проверить и, если требуется, отрегулировать зазоры между клапанами и коромыслами, которые должны быть в пределах 0,25—0,3 мм (для впускных и выпускных клапанов).

Регулировка зазоров в клапанном механизме осуществляется на холодном двигателе регулировочным винтом с контргайкой, установленным в коротком плече коромысла.

Для регулировки зазора в клапанном механизме нужно установить поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (в. м. т.) такта сжатия.

При этом отверстие на шкиве коленчатого вала должно располагаться под меткой «ВМТ» на указателе установки момента зажигания, расположенном на датчике ограничителя максимальных чисел оборотов.

В этом положении нужно производить регулировку зазора следующих клапанов;

  • — впускного и выпускного первого цилиндра
  • — выпускного второго цилиндра
  • — впускного третьего
  • — выпускного четвертого
  • — выпускного пятого
  • — впускного седьмого
  • — впускного восьмого

Зазоры у остальных клапанов необходимо регулировать после поворота коленчатого вала на 360° (полный оборот).

Устанавливают поршень первого цилиндра в ВМТ  такта сжатия, при помощи установочного зубчатого указателя (рис. 1)

 

Для этого поворачиваем коленчатый вал до совмещения метки на шкиве вала с меткой ВМТ на указателе.

В этом случае оба клапана, впускной и выпускной, первого цилиндра будут закрыты, а между стержнем клапана и нажимным концом коромысла образуется самый наибольший зазор, который замеряем щупом и, если нужно регулируем.

Для регулировки зазора, придерживая отверткой регулировочный винт, ослабляем ключом контргайку, после чего вкладываем щуп между стержнем клапана и нажимным концом коромысла и вращаем отверткой регулировочный винт, устанавливая необходимый зазор. Затем, оставив щуп в зазоре, закрепляем регулировочный винт контргайкой при помощи ключа и отвертки.

После регулировки зазор должен быть равен 0,25-0,30 мм для впускного и выпускного клапанов, при этом щуп 0,25 мм должен проходить свободно через зазор, а щуп 0,30 мм не должен проходить.

Для регулировки зазора в клапанах остальных семи цилиндров коленчатый вал поворачиваем рукояткой на одну четверть оборота (на 90°) и проводим регулировку по указанному методу.

Регулировку ведем последовательно, согласно порядку работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8, который изображен пунктирными линиями со стрелками.

Чтобы точно провертывать коленчатый вал на одну четверть оборота, наносим мелом метки на шкиве коленчатого вала, разместив их под углом 90° при положении поршня первого цилиндра в ВМТ (такта сжатия).

Как отрегулировать зазор клапанов на 6-цилиндровом двигателе?

Обновлено

На многих шестицилиндровых газовых двигателях с одним верхним расположением распредвала, произведенных в период с середины 1950-х до начала 1970-х годов, регулировкой клапанов часто пренебрегают. Будут проблемы, если годами не вносились коррективы.

Это особенно верно, если у вас нет нужных инструментов или вы не знаете, как избежать потенциальных ловушек.

При работе с настоящими старыми двигателями заводское руководство часто не охватывает уникальные проблемы, с которыми вы можете столкнуться. Возможно, вам придется изменить несколько инструментов, чтобы выполнить работу правильно.

Если у вас нет необходимых инструментов и вы не разбираетесь в механике, эти процедуры должен выполнить сервисный дилер производителя двигателя. Процедуры обслуживания двигателя можно найти в руководстве по ремонту.

Как отрегулировать зазор клапана?

Шаг 1:

С двигателя необходимо снять все клапанные крышки.

Шаг 2:

Провернуть коленчатый вал до достижения ВМТ №1. Определите, когда двигатель находится в ВМТ, по маркировке маховика.

Ближайшим к маховику цилиндром является цилиндр №1, поэтому проверьте коромысла. Безопасно проверять и регулировать клапанный зазор, когда коромысла слегка ослаблены и могут немного перемещаться.

Проверьте коромысла цилиндра №1, не сместились ли они немного после поворота коленчатого вала на 360 градусов до тех пор, пока они снова не окажутся в ВМТ №1. Наблюдайте за коромыслами на цилиндре № 1, когда коленчатый вал вращается, чтобы убедиться, что распределительный вал находится в правильном положении.

Чтобы настроить синхронизацию двигателя, кривошип должен быть повернут на 360 градусов, если коромысла перемещаются, когда коленчатый вал приближается к ВМТ №1.

При приближении к ВМТ №1, если коромысла на цилиндре №1 не двигаются, синхронизация правильная, и можно проверить клапанный зазор. На рисунке ниже стрелка указывает на устанавливаемые клапаны.

Шаг 3:

Гайку регулятора зазора следует ослабить с помощью ключа на 17 мм. Чтобы настроить регулятор зазора клапана, поместите отвертку в зазор между коромыслом и наконечником клапана так, чтобы щуп нужной толщины поместился.

Вы должны иметь возможность вдвигать и выдвигать манометр — не зажимайте коромысло на манометре.

Шаг 4:

Затянув стопорную гайку ключом на 17 мм, удерживайте регулятор на месте, удерживая его на месте с помощью отвертки. Было бы лучше, если бы вы сделали то же самое для всех клапанов с белыми стрелками.

Шаг 5:

Чтобы вернуть коленчатый вал к отметке на маховике, которая указывает ВМТ № 1, необходимо еще раз измерить, отрегулировать и пометить все шесть клапанов. Когда вы тянете коромысла в цилиндре № 6, который находится ближе всего к шкиву коленчатого вала, они должны немного двигаться.

Шаг 6:

Шесть клапанов, отмеченных черной стрелкой на рисунке выше, необходимо отрегулировать и снова пометить на шаге 3. должны быть затянуты, и все клапаны должны быть отрегулированы на правильный зазор.

Рубрики: Советы механикам

О Ричарде Крейвере

Я долгое время работал техником по обслуживанию Honda. В настоящее время я наслаждаюсь второй карьерой в промышленном производстве. Я провел несколько лет в авиационном производстве после 34 лет работы в сфере ремонта Acura и Honda.
Я использую тот же набор навыков, которые я оттачивал годами в автомобильной промышленности, в отрасли, которая не только требует, но и требует качественного мастерства и внимания к деталям. LinkedIn

Взаимодействие с читателями

Ручные тикающие толкатели: методы регулировки клапана

Магия? Задолго до того, как я получил какое-либо официальное обучение ремонту автомобилей, я освоил важный навык регулировки клапанов. Мой старый Ford Anglia 105E 62-го года (когда-то малоизвестная английская модель, ныне известная как летающая машина в книгах и фильмах о Гарри Поттере) начал работать еще анемичнее, чем обычно. Замена свечей, точек и конденсатора не смогла восстановить его жизнеспособность, и никакая комбинация регулировок газораспределения или карбюратора не была эффективной. В отличие от машины Гарри Поттера, моя просто больше не летала.

После особенно мучительного путешествия через горы Западной Вирджинии по старой американской трассе 40 я отбросил остатки гордости и попросил совета у своего дяди, создателя прототипа Ford. Он послушал двигатель моей машины, достал из ящика с инструментами свой верный вакуумметр и прописал регулировку клапанов. Он также доверил мне несколько тайных четырехбуквенных заклинаний, которые я должен был использовать, пока я практиковался в мастерстве ломать суставы пальцев, когда каждая замерзшая гайка толкателя внезапно поддавалась, чтобы ударить мои пальцы по бесконечной череде дьявольски острых углов, заполняющих верхнюю часть двигателя.

После того, как все зазоры клапанов были приведены в норму, показания вакуума стали выше и стабильнее. Мы перепроверили регулировку зажигания и устранили большую часть «настроек» карбюратора, которые я пробовал. Волшебным образом мой почтенный скакун снова был способен развивать скорость, достигающую почти 70 миль в час! Не так уж и плохо для 39-сильного рядного четырехцилиндрового двигателя с верхним расположением клапанов и рабочим объемом менее одного литра.

Наука! Оглядываясь назад, легко понять, почему никакое зажигание или возня с топливом не могли устранить основную причину механических проблем моей машины. На самом базовом уровне двигатель представляет собой воздушный насос. Он заглатывает воздух, сжимает его, сжигает и выпускает в знакомой последовательности всасывания, сжатия, удара и выдувания, которая так любима всеми механиками. Двигатель моей машины просто не работал должным образом.

Когда впускные клапаны слишком ослаблены, они открываются позже, закрываются раньше и заставляют двигатель вдыхать менее глубоко. Если воздухозаборники слишком тугие, они открываются слишком рано, остаются открытыми слишком долго и заставляют двигатель всасывать больше, чем должен. Выпускные клапаны работают по тому же принципу: слишком ослаблены, они работают с опозданием и оставляют двигатель постоянно перегруженным; слишком тугие, а выхлопные газы чересчур энергичны и выгорают сами собой в молодом возрасте.

Когда я, наконец, перешел от домашнего мастера к профессионалу, я быстро понял, что каждая проблема с работой двигателя должна следовать одной и той же последовательности испытаний и ремонта: сначала следует устранять механические неисправности двигателя, затем зажигание, затем топливо. Появление компьютеризированных систем управления потребовало также добавления оценки электрической системы, но это все еще по необходимости вторично по отношению к механическому состоянию двигателя.

Начало работы

Большинство отечественных производителей давно перешли на гидрокомпенсаторы. На этикетке VECI под капотом указаны характеристики зазоров клапанов для тех двигателей, которые все еще оснащены регулируемыми клапанами. Особенно важно соблюдать температурный режим, указанный для проведения процедуры. Поскольку металлы расширяются при нагревании, производители обычно указывают в спецификации зазоры либо в горячем, либо в холодном состоянии. Некоторые предоставляют и то, и другое.

Насколько горячо горячо? Насколько холодно холодно? Как правило, горячая — это нормальная рабочая температура — примерно 180°F или выше. Большинство производителей предостерегают от горячей регулировки ниже 150°F. Холодная регулировка обычно требует температуры масла, охлаждающей жидкости и блока 100°F или меньше. Если вы сомневаетесь в фактической температуре, ваш инфракрасный термометр обеспечивает быстрое и простое измерение.

Touchy-Feely

Чтобы измерить зазоры клапанов, вам нужно сначала провернуть двигатель, пока положение распределительного вала не будет соответствовать спецификации производителя. Конечно, не обязательно начинать с первой указанной позиции; вполне приемлемо начинать с любой последующей обозначенной позиции и продолжать оттуда. Просто помните, с чего вы начали, чтобы не пропустить регулировку ни одного клапана.

Хотя в некоторых заводских процедурах может быть рекомендовано производить регулировку, когда кулачок кулачка находится под углом менее 180° к толкателю, вы никогда не ошибетесь, направив выступ прямо от толкателя. Поскольку вся часть кулачка, удаленная от выступов кулачков, имеет круглую форму, можно быстрее расположить кулачок так, чтобы каждый из двух впускных или выпускных толкателей находился рядом, но не совсем касался пятки кулачка, что позволяет большему количеству клапанов срабатывать. корректироваться одновременно.

Саму процедуру измерения лучше всего изучить на опыте. Щуп нужной толщины должен проходить между головкой клапана и толкателем с небольшим усилием, подобным ощущению карманной отвертки, проведенной по маленькому магниту. Некоторые техники предпочитают вместо этого использовать ступенчатые щупы типа «проход/непроход». Меньшая толщина должна войти в зазор, а большая – исключиться. Если необходима регулировка, ослабьте контргайку толкателя и поверните толкатель до нужного зазора. Придерживая толкатель, затягивайте контргайку, затем проверьте еще раз.

Выполнение шимми

Клапанные механизмы, использующие толкатели ковша с регулировочными шайбами, требуют измерения и записи зазоров, а затем либо 1. нажатия на ковш, чтобы можно было извлечь регулировочную шайбу, измерить ее микрометром и заменить регулировочной шайбой соответствующей толщины или толщины, или 2. полностью снять распредвал, затем толкатель и регулировочную шайбу.

В дополнение к набору регулировочных прокладок часто требуются специальные инструменты для нажатия на ковши толкателя и снятия прокладок. Некоторые двигатели имеют конструкцию с натягом, которая при некоторых обстоятельствах допускает контакт между клапанами и головками поршней. Обязательно соблюдайте все меры предосторожности, предлагаемые производителем, чтобы избежать деформации клапанов во время регулировки клапана!

Пока не закрывайте крышку

После правильной регулировки клапанов воспользуйтесь возможностью проверить правильность фаз газораспределения. При снятой крышке клапана я часто обнаруживал перекос ремня ГРМ или неправильную синхронизацию кулачка.

Хотя свежую прокладку крышки клапана можно использовать повторно, подавляющее большинство прокладок, находящихся в эксплуатации, необходимо заменить во время этой процедуры. Также следует заменить уплотнения трубок свечей зажигания и/или втулки крепежных деталей. Слишком легко деформировать штампованные крышки путем чрезмерного затягивания, чтобы предотвратить утечки, поэтому используйте указанные материалы и следуйте последовательности затяжки и спецификациям производителей. Даже изготовленные с высокой точностью неопреновые прокладки могут протекать, если неравномерное усилие зажима не обеспечивает герметичности во всех точках. Вот почему многие производители требуют небольшого количества герметика в критических точках, обычно возле углов прокладки или в местах, где крышки изгибаются вверх вокруг крышек подшипников или торцевых заглушек.

Когда говорить «когда»

Итак, каковы признаки и симптомы автомобиля, нуждающегося в регулировке клапанов? В то время как многие производители планируют регулировку клапанов с интервалом от 15 000 до 45 000 миль, мы все знаем, что их часто упускают из виду. Некоторые производители, такие как Honda, теперь рекомендуют регулировку только тогда, когда клапаны шумят. Однако я подвергаю сомнению этот совет, так как мой собственный опыт показал, что зазоры клапанов Honda имеют тенденцию увеличиваться, а не ослабляться по мере износа, и поэтому, скорее всего, потребуется регулировка, когда они тихие. На самом деле, я устранил несколько жалоб, связанных с плохой экономией топлива в продуктах Honda, просто с помощью хорошей регулировки клапанов. Топливная стратегия Honda на основе MAP означает, что низкий вакуум в двигателе, возникающий из-за плохого дыхания, будет ошибочно принят за высокие нагрузки двигателя. Последующее обогащение топлива превращает похитителя топлива в пожирателя бензина.

Как всегда, проверка заведомо исправных двигателей обязательна. Помимо соображений шума, более низкие, чем обычно, или неустойчивые показания вакуума в коллекторе могут указывать на необходимость дальнейшей проверки или регулировки. Всякий раз, когда стрелка вакуумметра прыгает, вы можете захотеть измерить вакуум в коллекторе. См. статью Карла Зайферта «Тестирование вакуумметра и преобразователя» (выпуск журнала MOTOR за июль 2006 г.) для получения дополнительной информации о вакуумных испытаниях.

Как показывает кривая вакуума Mercedes, показанная на рис. 1 ниже, в двигателе были настолько тугие клапаны, что в цилиндре № 5 образовался полный промах. Удивительно, но после регулировки клапанов он работал ровно. Неудивительно, что после 25 лет забвения для корректировки потребовались виртуальные археологические раскопки и немалый труд. На рис. 2 показана вакуумная волна менее удачливого Subaru. Этот снимок экрана был сделан во время прогрева, когда двигатель давал пропуски зажигания из-за небольшой трещины в головке блока цилиндров.

Проблемы, связанные с клапанами

Некоторые проблемы с клапанами не решаются прямой регулировкой. Например, 4,0-литровый двигатель Jeep часто становился жертвой жалоб на высокий уровень NOX, а также на некоторые пропуски зажигания, которые часто возникают из-за чрезмерного накопления углерода на клапанах. При нормальной работе поворотные механизмы клапанов этого двигателя не работают ниже 3000 об/мин, что приводит к постепенному накоплению значительного количества нагара на впускных и/или выпускных клапанах.

Отложения на впускном клапане могут вызвать значительные задержки при трогании с места в холодном состоянии или более серьезные пропуски зажигания. Отложения на выпускном клапане могут серьезно ограничивать поток выхлопных газов, вызывая дальнейшее накопление в самих камерах сгорания. В результате более высокая степень сжатия вызывает повышенную температуру в камере сгорания, что, в свою очередь, повышает уровень NOX до неприемлемого уровня. Если обратиться к нему достаточно рано, все, что потребуется, — это тщательная очистка от нагара в дополнение к предписанию о периодическом вождении на более высоких оборотах. Конечно, если отложения не обрабатываются слишком долго, могут потребоваться более радикальные контрмеры, обычно включающие новые клапаны и направляющие.

На протяжении многих лет двигатели многих других производителей страдали от множества похожих болезней, связанных с клапанами, и полное обезуглероживание часто оказывалось единственным эффективным методом лечения. В некоторых случаях модернизированные маслосъемные колпачки, направляющие или даже сами клапаны являются единственными постоянными исправлениями.

Заключение

Раньше регулировка клапанов была частью каждой плановой настройки.

Регулировк

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *