Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

Содержание

Стартер в ВАЗ 2101, особенности конструкции и принцип работы

На чтение 6 мин. Просмотров 1.8k.

стартер ваз 2101, особенности конструкции и принцип работы. Возможные проблемы и методы их устранения

Стартер ВАЗ 2101

Запуск любого двигателя автомобиля выполняется при помощи стартера. Стартер ВАЗ 2101 имеет маркировку СТ—221. Данный стартер имеет мощность 1,3 квт. Начиная с 1986 года, ВАЗ 2101 начал оборудоваться стартером 35.3708, оборудованный тяговым реле уже с двумя обмотками и торцевой коллектор. Стартеры обоих конструкций при этом полностью взаимозаменяемы.

Конструкция стартера СТ—221

Стартер СТ—221 это электрический двигатель постоянного тока, состоящий из таких элементов:

  • Корпус с обмотками возбуждения;
  • Две крышки;
  • Якорь с приводом;
  • Тяговое реле.

Крышки с корпусом соединены в одну жесткую конструкцию при помощи двух шпилек. Корпус, катушки и полюса создают статор электродвигателя.

Особенности конструкции статера

Четыре полюса, закрепленные внутри стального корпуса винтами, являются основой для установки на них катушек обмотки. Катушки разделяются на сериесные и шунтовые и отличаются способом подключения к якорю. Сериесные подключаются последовательно, а шунтовые параллельно. За счет применения двух видов катушек получается так называемое смешанное возбуждение статора. Использование этой конструкции позволяет получить довольно низкий параметр частоты вращения якоря при холостом ходе без нагрузки. Что положительно сказывается на долговечности работы, так как втулки подшипников меньше изнашиваются, а значит, и не дает предпосылок для биений якоря.

Конструкция якоря стартера

В конструкцию якоря стартера входят такие детали:

  • Вал;
  • Сердечник с медной обмоткой;
  • Коллектор, изготовленный как пластмассовая втулка с вмонтированными в нее медными пластинами.

Опорой вала якоря служат две металлокерамические втулки, которые пропитаны маслом и запрессованы в крышки стартера.

Регулировка свободного осевого хода осуществляется при помощи шайб, его значение должно находиться в диапазоне от 0,07 мм до 0,7 мм. Максимальный ход для стартера 35.3708 не должен превышать 0,5 мм. Передний конец вала якоря имеет установленный узел с названием бендикс.

Бендикс совмещает в себе роликовую обгонную муфту и шестерню. Крутящий момент передается от якоря стартера через шестерню на зубчатый венец маховика для обеспечения запуска двигателя. После того как двигатель заведется, уже маховик начинает пытаться раскрутить якорь. Высокая частота вращения якоря может привести к выбросу обмотки из пазов сердечника, а чтобы этого не произошло и необходима обгонная муфта.

Обгонная муфта выполнена из наружного и внутреннего колец. В наружном кольце есть три паза, в которых выполнены отверстия под стальные подпружиненные ролики, направляющие стержни и плунжера. Паз для роликов выполнен с изменяемой шириной, что обеспечивает свободное вращение роликов в широкой части, а в узкой они просто заклинивают между наружным кольцом и внутренним.

Конструкция тягового реле

Тяговое электромагнитное реле стартера предназначено для введения в зацепление рабочей шестерни бендикса и зубчатого венца маховика, после чего замыкает контакты цепи питания обмоток стартера.

Если говорить проще, то,для того чтобы стартер начинал крутиться только в тот момент, когда зацепление шестерни с маховиком произошло. Но тяговое реле несет еще одну функцию отключение вращения стартера и отвод шестерни после запуска двигателя.

Бендикс

Магнитная система состоит из таких элементов: Фланец с запрессованным в него сердечником; Ярмо, которое окружает обмотку; Фланец. Катушка реле намотана на каркас, выполненный из пластмассовых щек и латунной трубки. Обмотки различаются на удерживающую и втягивающую, причем направление намотки у них в одну сторону.

Принцип работы стартера СТ—221

Во время поворота ключа в замке зажигания происходит замыкание контактов и через обмотки электромагнитного тягового реле подается электрический ток. Магнитное усилие, возникающее на обмотках реле, передвигает якорь до момента соприкосновения с сердечником. После этого происходит отключение втягивающей обмотки, а работает только удерживающая. Это объясняется тем, что удержание якоря внутри реле намного проще, так как он уже втянут, при этом удерживающая обмотка выдает намного меньший магнитный поток.

Якорь реле, передвигаясь вперед, перемещает при помощи рычага бендикс в сторону зацепления с маховиком. Вал якоря стартера имеет винтовые шлицы, которые обеспечивают проворачивание рабочей шестерни. Кроме того, и рабочая шестерня и зубчатый венец маховика имеют фаски, выполненные на боковых кромках профиля зуба. Эти особенности облегчают ввод в зацепление шестерни и маховика, а буферная пружина между рычагом и обгонной муфтой смягчает удар.

Когда контакты реле замыкаются, на обмотки якоря и статора подается электрический ток, что вынуждает статор вращаться, а вместе с ним вращаются и ступица с наружным кольцом обгонной муфты. Ролики посредством пружин находятся в узкой части пазов, то есть они клинят наружное и внутреннее кольца обгонной муфты, тем самым обеспечивается передача крутящего момента от якоря к рабочей шестерне. Пуск двигателя сопровождается повышением оборотов маховика, а соответственно и рабочей шестерни. При этом внутреннее кольцо муфты способствует отводу роликов из состояния клина, то есть внутреннее и наружное кольца двигаются независимо друг от друга.

После отвода ключа зажигания ток перестает поступать на обмотки реле. Якорь реле с помощью пружины отводится назад и при этом отводит бендикс из состояния зацепления. Торможение якоря реле происходит за счет сил трения между валом и крышкой.

Основные неисправности и методы их устранения

К основным неисправностям стартера можно отнести:

Не включается стартер:

  • Возможно отсутствует контакт в цепи питaния, наблюдается при проржавевших или окислившихся наконечниках — поможет очистка или подтяжка контактов;
  • Поломка реле — поможет осмотр и проверка, в случае поломки рекомендуется замена;
  • Возможно кopoткoe зaмыкaниe oбмoтки — в случае невозможности ремонта, пocтaвьтe нoвый;
  • Отсутствует контакт в замке зажигания — стоит проверить замок, возможна замена контактной части.
Коленвал

При включении стартера наблюдается медленное вращение коленвала:

  • Возможна поломка либо разряд аккумулятора — стоит зарядить или поменять АКБ;
  • Окисление клемм аккумулятора — поможет зачистка клемм и наконечников проводов;
  • Моторное масло не имеет нужной вязкости — следует заменить масло;

Вращения стартера слышно, а коленвал не крутится:

  • Возможна пробуксовка муфты свободного хода — нужна замена привода;
  • Отсутствует смазка вала — требуется промывка вала и смазка моторным маслом;

При включении стартера слышен скрежет шестерни:

  • Неправильная регулировка хода шестерни или момента замыкания включения — необходима регулировка;
  • Появились забоины в зубчатом венце маховика — нужна замена зубчатого венца;
  • Буферная пружина ослабла — нужна замена пружины.

После пуска двигателя стартер BAЗ 2101 не отключается:

  • Возможное заедание вала якоря или окислились контакты реле — ремонтировать деталь после снятия;
  • Выход из строя замка зажигания — замена замка;
  • Замыкание в обмотке реле — замена реле;
  • Износ подшипников — необходимо установить новые.

Шум стартера во время езды

  • Плохое крепление стартера или контактов — подтянуть болты.

Проверка якоря, статора стартера 35.3708 ВАЗ 2101-2107

Проверим стартер 35.3708 автомобилей ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 2121 на наличие короткого замыкания якоря стартера и на короткое замыкание и «обрыв» обмоток его статора.


Необходимые инструменты и приспособления

— Омметр (мультиметр, автотестер) с режимом мегаомметра

Подготовительные работы

— Снимаем стартер с двигателя

— Снимаем заднюю часть (заднюю крышку) стартера

— Снимаем щеточный узел

Проверка якоря и обмоток статора стартера автомобилей ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 2121

Проверка якоря стартера 35.3708 на наличие короткого замыкания

Один щуп мультиметра на корпус стартера. Другим поочередно касаемся контактных пластин (коллектора) якоря. При отсутствии замыкания на «массу» прибор должен показывать сопротивление не менее 10 кОм.

Проверка якоря стартера (обмоток ротора) на короткое замыкание
Проверка обмоток статора на наличие «обрыва»

Щупами омметра касаемся выводов обмоток статора стартера. Если сопротивление стремиться к бесконечности – на лицо неисправность («обрыв»).

Проверка обмоток статора стартера на «обрыв»
Проверка обмоток статора на наличие короткого замыкания

Один щуп омметра на корпус стартера, другим поочередно касаемся выводов обмоток статора. При отсутствии короткого замыкания омметр должен показывать сопротивление не менее 10 кОм.

Проверка обмоток статора стартера на короткое замыкания — один щуп на корпус, другим поочередно касаемся трех выводов обмоток

Стартер 35.3708 с имеющимся коротким замыканием или «обрывом» работать не будет, поэтому необходимо заменить неисправные детали, либо стартер целиком.

Примечания и дополнения

— Мегаомметр – прибор для измерения больших электрических сопротивлений (свыше 105 Ом). Единица измерения кОм.

Еще статьи по стартерам автомобилей ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 2121

— Ремонт стартера 35.3708

— Схема подключения стартера 35.3708

— Не крутит стартер, причины

— Схема подключения стартера 35.3708 автомобиля Нива 21213

— Провода замка зажигания автомобиля ВАЗ 2106

— Электродвигатель очистителя ветрового стекла ВАЗ 2107, схема

— Признаки (симптомы) подгорания коллектора якоря стартера


Стартер СТ — 221 ВАЗ-2107

Техническая характеристика

Номинальное напряжение, В  —  12

Номинальная мощность, кВт  —  1,3

Направление вращения (со стороны шестерни) правое

Масса стартера, кг —— 8,5

Для пуска двигателя на большинстве выпускаемых автомоби­лей применяется стартер СТ-221 с электромагнитным включени­ем шестерни привода, с роликовой обгонной муфтой и дистанци­онным управлением.

Он установлен с правой стороны двигателя и крепится фланцем к картеру сцепления тремя болтами.

С 1986 г. на части выпускаемых автомобилей устанавливается стартер 35.3708. Он отличается применением торцевого коллек­тора и тем, что у него три сериесных и одна шунтовая катушки в обмотке статора.

Стартер СТ-221 представляет собой четырехщеточный, четырехполюсный электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением и состоит из корпуса 40 с обмотками возбуждения, якоря с приводом, двух крышек 11 и 25 и тягового реле.

Крышки и корпус стартера стянуты двумя шпильками, которые заворачи­ваются в крышку 11 и изолированы пластмассовыми трубками для предохранения от замыкания с выводами  катушек обмотки статора.

Корпус изготовлен из свернутой в кольцо и сваренной встык стальной полосы и имеет четыре стальных полюса 39, закреп­ленных винтами. На полюсы надеты катушки обмотки. Корпус вместе с полюсами и обмоткой образует статор стартера.

Две сериесные катушки соединены между собой параллельно, а с обмоткой якоря — последовательно.

Поскольку через них про­ходит основной ток, потребляемый стартером и зависящий от тормозного момента на валу якоря (чем больше момент, тем больше сила тока), то обмотка катушек состоит из медной ленты. Витки катушек изолированы друг от друга электроизоляционным картоном.

Шунтовые катушки соединены между собой последовательно, а с обмоткой якоря — параллельно. Через них протекает сравни­тельно небольшой ток, зависящий в основном от напряжения ак­кумуляторной батареи.

Поэтому шунтовые катушки намотаны медным проводом в эмалевой изоляции. Все катушки статора об­мотаны хлопчатобумажной лентой и пропитаны лаком.

Якорь стартера состоит из вала 36, сердечника с обмоткой 41 и коллектора 31. Вал якоря вращается в двух пористых металлокерамических втулках 37, запрессованных в крышки стартера и пропитанных маслом.

Осевой свободный ход вала якоря регули­руется подбором шайб 53 и должен быть в пределах 0,07-0,7 мм.

Сердечник якоря набран из пластин электротехнической стали толщиной 1 мм, напрессованных на среднюю часть вала, имею­щую продольную накатку.

По краям сердечника установлены пластины из электроизоляционного картона. В сердечнике име­ются лазы полузакрытой формы, в которые уложена волновая обмотка якоря из медной ленты.

В каждом пазу находится два проводника обмотки, изолированные от сердечника и между со­бой электроизоляционным картоном.

Края обмотки, выходящие из пазов сердечника, стянуты бандажами, предохраняющими проводники обмотки от выгибания центробежной силой при высо­кой частоте вращения якоря.

Бандажи выполнены из медной про­волоки, намотанной на подкладку из картона.

У некоторых стар­теров бандаж имеется только со стороны привода и выполнен из капронового волокна. Концы обмотки припаяны к пластинам кол­лектора 31, напрессованного на вал.

Коллектор состоит из армированного двумя стальными кольца­ми пластмассового основания, на котором установлены изолиро­ванные друг от друга медные пластины ламели коллектора. У части стартеров пластмассовое основание коллектора может быть со стальной ступицей-втулкой.

В крышке 25, отлитой из алюминиевого сплава, закреплены за­клепками четыре стальных щеткодержателя 34 с меднографитовыми щетками. Два щеткодержателя изолированы от крышки

пластмассовыми пластинами внутренней 26 и наружной. Это щеткодержатели положительных щеток.

К ним присоединяются выводы катушек, другие два щеткодержателя при кле­паны непосредственно к крышке 25 и, следовательно, соединены с массой. Это щеткодержатели отрицательных щеток.

К одному из этих щеткодержателей присоединяется вывод шунтовых кату­шек. Шетки прижимаются к коллектору спиральными пружинами с силой до 10 Н (1 кгс).

На переднем конце вала якоря установлен привод стартера, состоящий из роликовой обгонной муфты и шестерни 1.

Назначе­ние обгонной муфты — передавать крутящий момент от вала якоря стартера к венцу маховика при пуске двигателя, а после пуска, ра­ботая в режиме обгона, не допускать передачи крутящего момен­та от маховика на якорь.

Иначе может произойти выброс обмотки якоря из пазов сердечника из-за «разноса» чрезмерно высокой частоты вращения якоря маховиком работающего двигателя.

Муфта состоит из ступицы 46, наружного кольца 5 с роликами 3 и внутреннего кольца, объединенного с шестерней 1 привода.

На ступице 46 муфты установлены пластмассовый центрирующий диск с поводковым стальным кольцом 44 и пластмассовый огра­ничительный диск 45, прижатые пружиной к стопорному кольцу на ступице.

Ступица имеет с одной стороны внутренние винто­вые шлицы и может поворачиваясь перемещаться по винтовым шлицам вала якоря. С другой стороны в ступицу запрессован пропитанный маслом металлокерамический вкладыш 48, сколь­зящий по гладкой части вала якоря.

К ступице тремя заклепкам и крепится наружное кольцо 5 обгонной муфты, в котором разме­щены три ролика 3 с плунжерами 55, пружинами и направляющи­ми стержнями 54.

Эти детали удерживаются от выпадения сталь­ным кожухом 6. На стартерах более поздних выпусков цилиндри­ческие плунжеры заменены Г-образными пластинчатыми толка­телями.

Пазы, в которых находятся ролики 3, имеют переменную ширину.

Пружинами ролики прижимаются в узкую часть паза, в которой они при передаче вращения от стартера к венцу махови­ка заклиниваются между наружным 5 и внутренним кольцом муфты и передают вращение от наружного кольца к внутренне­му, т.е. от вала к шестерне.

После пуска двигателя шестерня, а следовательно и внутреннее кольцо, станет вращаться быстрее (т.е. обгонять наружное) и ролики будут выброшены в широкую часть паза, где они будут свободно проворачиваться не заклини­ваясь и крутящий момент муфтой передаваться не будет.

Кожухом 6 закреплены также два упорных полукольца 4, входя­щих в кольцевую проточку шестерни 1. Шестерня имеет латун­ную втулку с включениями из графита и может свободно переме­щаться по гладкому концу вала якоря и вращаться на нем.

Крышка 11 стартера со стороны привода отлита из чугуна, так как фланцем крышки стартер крепится к картеру сцепления и она испытывает наибольшие нагрузки.

Для обеспечения правильного зацепления шестерни стартера с венцом маховика на крышке 11 имеется центрирующий поясок, входящий в отверстие кожуха сцепления. На крышке закреплено тяговое реле.

Электромагнитное тяговое реле стартера служит для ввода шестерни 1 в зацепление с венцом маховика и для замыкания цепи питания обмоток якоря и статора.

На каркасе из латунной трубки и двух картоных щек намотаны две обмотки: удерживаю­щая (намотана снаружи) и втягивающая (намотана внутри).

Обе обмотки намотаны в одну сторону. Начала обмоток припаяны к штекеру «50». Конец удерживающей обмотки приварен к фланцу 20, т.е. соединен с массой», а конец втягивающей обмотки под­веден к нижнему контактному болту 24. На стартерах выпуска до 1981 г. была только одна обмотка.

Стальные фланцы 15 и 20 вместе с ярмом образуют магнитную систему реле.

К фланцу 20 приварен сердечник 19.

На якоре 13 реле с одной стороны приклепана тяга 10 для сцепления с рыча­гом 9, а с другой стороны завальцован стержень 17, проходящий сквозь отверстие в сердечнике и имеющий на конце подпружи­ненную медную контактную пластину 24.

С целью улучшения скольжения якоря и для устранения заеданий, на стержень 17 якоря надета втулка из полиамидной пластмассы.

При включе­нии реле контактная пластина 21 замыкает два неподвижных контакта, выполненные в виде медных болтов 24, закрепленных гайками на пластмассовой крышке 23.

К нижнему контактному болту присоединяются выводы обмотки статора, а к верхнему -провод от аккумуляторной батареи. Фланцы реле стянуты вместе с крышкой 23 тремя болтами. Этими же болтами реле крепится к крышке стартера.

Тяговое усилие от реле передается к приводу стартера через пластмассовый рычаг 9, закрепленный на оси в крышке 11. В пазы вилки рычага входят ушки поводкового кольца 44.

Стартер включается с помощью вспомогательного реле 56 ти­па РС-534 или 113.3747-10, установленного в моторном отсеке на правом брызговике.

До 1986 г. это реле не применялось и на­пряжение на обмотки тягового реле подавалось непосредственно от выключателя зажигания.

Тогда штекер «50» стартера соеди­нялся красным проводом (показан на рисунке) с монтажным бло­ком. Со вспомогательным реле этот провод не ставится.

При повороте ключа в положение II («Стартер») замыкаются контакты «30» и «50» выключателя зажигания 58 и через обмотку вспомогательного реле 56 начинает протекать ток, замыкающий­ся по пути: «плюс» аккумуляторной батареи зажим — «30» генерато­ра — монтажный блок 57 — контакты «30» и «50» выключателя зажига­ния 58 монтажный блок обмотка вспомогательного реле 56 — масса.

Контакты вспомогательного реле замыкаются и через них идет ток в обмотки тягового реле по пути: «плюс» аккумуляторной ба­тареи — зажим «30» генератора — контакты «87» и 30″ вспомога­тельного реле — штекер «50» стартера.

Здесь путь тока раздваи­вается на две параллельные ветви. Одна проходит через удер­живающую обмотку (на схеме слева) тягового реле и на «массу», а вторая — через втягивающую обмотку (на схеме справа), через обмотки статора и якоря тоже на «массу».

Передвигаясь, якорь тягового реле через рычаг 9 перемещает обгонную муфту с шестерней.

Ступица обгонной муфты, прово­рачиваясь на винтовых шлицах вала 36 якоря стартера, повора­чивает также и шестерню 1, что облегчает ее ввод в зацепление с венцом маховика.

Кроме того, фаски на боковых кромках зубьев шес­терни и венца маховика, а также буферная пружина, передающая усилие от рычага 9 ступице 46 муфты, облегчают ввод шестерни в зацепление и смягчают удар шестерни в венец маховика.

При замыкании контактных болтов втягивающая обмотка (на схеме справа) реле обесточивается, так как оба ее конца оказы­ваются соединенными с «плюсом» аккумуляторной батареи.

Но поскольку якорь реле уже втянут, то для его Удержания в этом положении требуется сравнительно небольшой магнитный поток, который создает удерживающая обмотка (на схеме слева).

После замыкания контактов тягового реле через обмотки стато­ра и якоря начинает протекать ток. В результате взаимодействия магнитных полей, создаваемых током, якорь стартера начинает вращаться.

Вращение якоря через винтовые шлицы передается ступице 46 и наружному кольцу 5 обгонной муфты стартера.

По­скольку ролики 3 муфты смещены пружинами в узкую часть паза на­ружного кольца, а шестерня тормозится венцом маховика, то ролики заклиниваются между наружным и внутренним кольцом обгонной муфты и крутящий момент от вала якоря передается через муф­ту и шестерню к венцу маховика.

Одновременно, в результате торможения шестерни и вращения якоря ступица 46 муфты свин­чивается со шлицев вала якоря и шестерня досылается до упора в кольцо 50, полностью входя в зацепление с маховиком.

После возвращения ключа в положение I («Зажигание»), вспо­могательное реле 56 отключается. Его контакты размыкаются и цепь питания тягового реле стартера через вспомогательное прерывается.

Теперь ток идет по следующему пути: «плюс» акку­муляторной батареи — замкнутые контакты тягового реле — втяги­вающая, а затем удерживающая обмотки тягового реле масса.

Якорь реле пружинами отжимается в исходное положение и кон­такты реле размыкаются, отключая питание обмоток якоря и ста­тора стартера.

Одновременно якорь тягового реле рычагом 9 передвигает об­гонную муфту назад в исходное положение и выводит шестерню из зацепления с венцом маховика.

Возвратная пружина 12 через рычаг, диск 43 и ограничитель 42 давит на якорь в сторону крыш­ки 25. Тормозной диск 28 вала якоря упирается в тормозной диск 27 крышки, и якорь быстро прекращает вращение.

ПС:

На автомобилях ВАЗ-2101, -2102 и их модификациях применялся стартер СТ-221 с цилиндрическим коллектором.

В настоящее время этот стартер не выпускается, а вместо него можно устанавливать стартер 35.3708 с торцевым коллектором, который сейчас применяется на автомобилях «Жигули».

Стартер 35.3708 полностью взаимозаменяем со стартером СТ-221 и отличается от него только устройством задней части и обмоткой статора, которая состоит из одной шунтовой и трех сервисных катушек (у стартера СТ-221 в обмотке статора имелось две шунтовых и две сервисных катушки).

Техническая характеристика стартера Ваз 2107, Ваз 2105, Ваз 2104

Разборка стартера лада 2107 своими руками, проверка обмотки стартера, снятие и установка стартера на автомобиль ваз 2104, ваз 2105, ваз 2107. Диагностика электрооборудования лада 2105. Инструкции по ремонту электрооборудования: системы зажигания, стартера лада 2104. Эксплуатация генератора, аккумулятора, очистителя. Схема лада 2107.

Номинальная мощность, кВт……..1,3
Потребляемая сила тока при номинальной мощности, не более, А……..290 (260*)
Потребляемая сила тока в заторможенном состоянии, не более, А……..550 (500*)
Потребляемая сила тока на холостом ходу (без реле)*, не более, А……..60 (35*)

Стартер ваз 2105 — 35.3708: 1 — вал якоря; 2 — втулка крышки стартера; 3 — ограничительное кольцо хода шестерни; 4 — шестерня привода с внутренним кольцом обгонной муфты; 5 — упорное полукольцо; 6 — ролик обгонной муфты; 7 — кожух обгонной муфты; 8 — ось рычага привода; 9 — заглушка; 10 — тяга якоря реле; 11 — рычаг привода; 12 — крышка со стороны привода; 13 — возвратная пружина якоря реле; 14 — якорь реле стартера; 15 — передний фланец реле; 16 — удерживающая обмотка реле; 17 — втягивающая обмотка реле; 18 — шток якоря; 19 — сердечник реле; 20 — фланец сердечника; 21 — контактная пластина; 22 — крышка реле; 23 — контактные болты реле; 24 — крышка со стороны коллектора; 25 — щеткодержатель положительной щетки; 26 — втулка крышки стартера; 27 — регулировочная шайба осевого свободного хода якоря; 28 — стопорная шайба; 29 — стяжной болт; 30 — кожух; 31 — вывод сериесных катушек обмотки статора; 32 — торцевой коллектор; 33 — сериесная катушка обмотки статора; 34 — полюс статора; 35 — корпус стартера; 36 — сердечник якоря; 37 — ограничительный диск; 38 — поводковое кольцо; 39 — ступица с наружным кольцом обгонной муфты; 40 — вкладыш ступицы

Схема соединений стартера ваз 2107: 1 – генератор; 2 – аккумуляторная батарея; 3 – шунтовая катушка обмотки статора; 4 – стартер; 5 – сериесная катушка обмотки статора; 6 – удерживающая обмотка тягового реле; 7 – втягивающая обмотка тягового реле; 8 – реле включения стартера; 9 – монтажный блок; 10 – выключатель зажигания

С 1986 г. на автомобилях ВАЗ-2107 в основном применяется стартер 35.3708 с торцевым коллектором. Схема стартера ваз 2104, ваз 2105, ваз 2107.
До 1986 г. применялся стартер СТ-221, который отличается от стартера 35.3701 цилиндрическим коллектором. Поэтому у него другое устройство задней части. Кроме того, у него другая обмотка статора, состоящая из двух сериесных и двух шунтовых катушек (у стартера 35.3708 в обмотке статора имеется одна шунтовая и три сериесные катушки).
По своим характеристикам и установочным размерам стартер СТ-221 полностью взаимозаменяем со стартером 35.3708.
До 1985 г. в схеме включения стартера не применялось дополнительное реле 8 и штекер «50» стартера соединялся красным проводом через монтажный блок с выводом «50» выключателя зажигания лада классика.

* Для стартера СТ-221.

ВАЗ-2101, генератор: схема подключения, ремонт, замена

В автомобиле ВАЗ 2101 генератор является одним из источников питания. Второй — аккумуляторная батарея, но она участвует только в запуске двигателя, остальное время подзаряжается от генератора. Благодаря такому симбиозу возможно снабжение потребителей даже при остановленном двигателе. Можно провести сравнение с мотоциклами типа «Минск», выпускавшимися в советское время.

Аккумулятора у них не было, что удешевляло машину, но световые приборы работали только при работающем двигателе.Но это мотоцикл. На автомобиле эта схема неудобна, так как двигатель нужно запускать «кривым» стартером или рывком. И это вызывает довольно непростые трудности.

Основные узлы генератора

Конструктивно состоит из следующих основных элементов:

  1. Ротор — подвижная часть, вращается от коленчатого вала двигателя. Имеет обмотку возбуждения.
  2. Статор является неподвижной частью генератора, также имеет обмотку.
  3. Передняя и задняя крышки, внутри которых установлены подшипники.На них есть проушины для крепления к ДВС. В задней крышке находится конденсатор, необходимый для отсекания переменной составляющей тока.
  4. Полупроводниковый мост — по сходству назван «подковой». Три пары полупроводниковых силовых диодов установлены на подковообразном основании.
  5. Шкив, на который одевается ремень генератора ВАЗ-2101. Ремень клиновидный (в современных автомобилях используется многолучевой).
  6. Регулятор напряжения на автомобиле ВАЗ-2101 устанавливается в моторном отсеке, подальше от генератора.Но все же это нужно считать частью дизайна.
  7. Щетки устанавливаются внутри генератора и передают напряжение питания на обмотку возбуждения (на ротор).

Обмоточный генератор

Всего их два — роторный (возбуждение) и статорный (силовой). Принцип работы установки заключается в том, что генерация тока в силовой обмотке возможна только при выполнении следующих двух условий:

  1. Имеется постоянное магнитное поле.
  2. Это поле вращается относительно силовой обмотки.

Только при их соблюдении генератор будет работать. Подавая напряжение на обмотку ротора, получаем магнитное поле. Поскольку ротор вращается от коленчатого вала, выполняется второе условие. Но все же нужно обратить внимание на то, какая схема подключения генератора ВАЗ-2101. Он подключается к аккумулятору параллельно для зарядки.

Принцип работы генератора

В начальный момент (при запуске двигателя) напряжение в бортовой сети равно напряжению в аккумуляторной батарее (около 12 В).И на холостых будет поддерживаться примерно на этом уровне. Но при увеличении скорости вращения ротора произойдет скачок напряжения до 30 В. Причина: на обмотку возбуждения подается более высокое напряжение из-за увеличения скорости вращения ротора (увеличивается скорость магнитного поля). А это чревато повреждением проводки автомобиля и выходом из строя потребителей.

Регулятор напряжения, щетки

Необходимо, чтобы на выходе генератора напряжение оставалось постоянным, и для этого используется простой принцип.Если сделать напряжение питания обмотки ротора постоянным, то можно избежать изменения величины магнитного поля. На ВАЗ-2101 генератор должен функционировать под нагрузкой 13-14 В. Даже два одинаковых реле-регулятора могут держать разное значение напряжения.

Типы регуляторов:

  1. Механический — в основе лежит электромеханическое реле и сопротивление для снижения напряжения.
  2. Semiconductor — в основе небольшая схема маломощных транзисторов или один силовой ключ.
  3. Смешанный — в конструкции есть и транзисторная схема, и электромагнитное реле.

Щетки — это именно тот элемент, с помощью которого реализована схема подключения генератора ВАЗ-2101. Благодаря им на контактные кольца подвижного ротора подается напряжение.

Как снять генератор

Для демонтажа потребуются следующие инструменты:

  1. Ключи накидные на 10, 13 и 17.
  2. Монтажная лопата.
  3. Проникающая смазка типа WD-40.

Сначала отключите аккумулятор и отсоедините провода от генератора. Все работы желательно производить с немного приподнятой передней частью автомобиля или на смотровой яме, эстакаде. Перед снятием генератора нужно ослабить приводной ремень. Для этого ключом с гаечным ключом полностью откручиваем гайку от верхней шпильки корпуса к блоку цилиндров. С ней никаких проблем возникнуть не должно.

Корпус генератора необходимо передвинуть к блоку, затем снять ремень. Ослабить нижний крепежный болт будет проблематично. Он находится близко к земле, на него часто попадает пыль, грязь, вода. Поэтому предварительно обработайте резьбовое соединение проникающей смазкой.

Генераторная установка

Установка производится в обратном порядке. При необходимости замены генератора на более мощный можно установить аналог от модели ВАЗ-2107 или 2109. Они имеют большую мощность и способны обеспечить стабильный заряд аккумулятора.Отличие от «родного» ВАЗ-2101 в том, что регулятор напряжения совмещён со щёточным узлом.

Главное, чтобы не было никаких перекосов, иначе ремень порвется, быстро износится, нагрузка на ротор увеличится в несколько раз. Для нормальной работы необходимо, чтобы этот элемент имел определенное напряжение. Регулируется изменением положения корпуса относительно двигателя. Фиксация производится гайкой в ​​верхней части генератора.

Поиск и устранение неисправностей

В генераторе могут возникнуть следующие механические и электрические неисправности:

  1. Износ подшипников диагностируется по характерному свисту или скрежету со стороны устройства.Смазка внутри подшипников со временем испаряется, что увеличивает трение.
  2. Щетки генератора ВАЗ-2101 необходимо своевременно заменять для обеспечения нормальной работы автомобиля. Если они изнашиваются, на приборной панели загорается контрольная лампа с изображением аккумулятора.
  3. Недостаточный или чрезмерный заряд аккумулятора – явный признак неисправности регулятора напряжения. Проверку можно выполнить обычным мультиметром. Запустите двигатель, включите ближний свет. Холостой ход должен быть около 800 об/мин.Необходимо, чтобы напряжение на клеммах аккумулятора было ~13,2 В.
  4. Мигание света, пульсация — признак выхода из строя одного или двух полупроводниковых диодов в выпрямительном узле. На ВАЗ-2101 генератор построен по классической схеме – он вырабатывает три фазы, затем с помощью выпрямителя преобразует их в постоянный ток.
  5. В том случае, если генератор не дает зарядку, а выпрямитель и регулятор напряжения исправны, можно говорить о разрушении одной из обмоток.В этом случае либо заменяют генератор, либо устанавливают новый ротор или статор (в зависимости от того, какая из обмоток разрушена). Диагностика проводится с помощью тестера.

выводы

Несмотря на кажущуюся простоту, в автомобиле ВАЗ-2101 генератор способен доставить владельцу немало хлопот. И если вы заметили во время поездки, что загорелась лампа на приборной панели, то необходимо как можно быстрее принять меры по устранению поломки. Бывает и так, что провод просто окисляется, пропадает контакт, но это нужно выявить на ранней стадии, иначе при изношенности аккумулятора уйти не получится.

Что делает стартер в машине. Стартер

В отличие от других типов двигателей, двигатель внутреннего сгорания не может быть запущен мгновенно. Для начала нужно привести в движение его части и механизмы, сформировать необходимое давление в цилиндрах, активировать работу электрооборудования и системы питания. Эти задачи выполняет электростартер — он вращает маховик, который, в свою очередь, приводит в движение коленчатый вал двигателя. В статье мы расскажем, на чем основан принцип работы стартера, и из чего состоит это устройство.

Устройство

Стартер имеет вид двух соединенных цилиндров и обычно крепится к картеру двигателя двумя болтами. Открутив их и отсоединив клеммы проводов, можно легко снять деталь с автомобиля. Меньший цилиндр содержит:

  • Контактная площадка, замыкающая электрическую цепь стартера;
  • Втягивающее реле, приводящее в движение шток вилки;
  • Верхняя часть вилки стартера, шарнирно соединенная с тягой реле.

в цилиндре большего размера находятся узлы двигателя и механические части, а именно:

  • Подшипник качения или втулка — необходимы для фиксации вала-шестерни;
  • Шестерня Bendix, передающая крутящий момент от электродвигателя на зубчатый венец маховика;
  • сам бендикс, ролико-пружинная муфта необходима для соединения и отключения стартера от маховика;
  • Обмотка статора, образующая электромагнитное поле, в котором вращается якорь;
  • Якорь, играющий роль ротора электродвигателя;
  • Щеточный узел со щетками, передающими ток на обмотку якоря.

Автомобильный стартер по своей сути представляет собой электродвигатель, поэтому его основными компонентами являются ротор и статор.

Во внешней конструкции стартера различают корпус двигателя с кожухом редуктора и корпус втягивающего реле с контактными болтами.

Принцип работы стартера

Когда водитель поворачивает ключ в замке зажигания, на обмотку втягивающего реле поступает электрический ток, который приводит в движение штифт и штекер. Пятак замыкает главную цепь стартера, пропуская ток в щеточные узлы и в обмотку статора, а вилка воздействует на бендикс, соединяя его шестерню с зубчатым венцом маховика.Якорь начинает вращаться, передавая крутящий момент через бендикс на коленчатый вал двигателя внутреннего сгорания.

При повороте ключа в замке зажигания на контакт втягивающего реле подается напряжение.

В момент запуска двигателя горючая смесь воспламеняется в цилиндрах, толкая их и вращая коленчатый вал. Крутящий момент на маховике увеличивается многократно, как и частота вращения шестерни бендикс — этому способствует большое передаточное число.Бендикс отключен, защищая стартер от перегрузки. В этот момент функция стартера завершается, и водитель отпускает ключ, отключая втягивающее реле, а значит и стартер.

Схема работы стартера: 1 — аккумулятор; 2 — генератор; 3 — стартер; 4 — замок зажигания

Видео: электродвигатель в автомобиле

Электростартер — одна из ключевых частей автомобиля. До его изобретения автомобили запускались ручным вращением коленчатого вала или простым нажатием на передачу.Надо ли говорить, насколько это было сложно и неудобно? Поэтому важно не забывать о стартере при диагностике и обслуживании автомобиля – тогда устройство будет работать долго и качественно.

Во всех автомобилях с двигателем внутреннего сгорания есть такая деталь, как стартер. С его помощью возможен запуск двигателя на начальном этапе. Достаточно простое пусковое устройство обеспечивает максимально понятную его работу.

Деталь представляет собой небольшой четырехходовой электродвигатель.Он обеспечивает начальное вращение коленчатого вала для установки необходимых оборотов двигателя. В большинстве случаев для работы узла достаточно мощности 3…4 кВт. . Электродвигатель потребляет постоянное напряжение, питается от автомобильного аккумулятора. Питание происходит через несколько кистей.

Принято различать два типа устройств:

  1. Со встроенным редуктором . Большинство специалистов рекомендуют использовать именно этот тип, так как такой стартер работает с пониженной потребностью в токе, с большим КПД.Такая конструкция запускает вращение коленчатого вала даже при пониженном заряде аккумулятора. Наличие постоянных магнитов позволяет свести возможные проблемы с намоткой к минимуму. Однако при длительной прокрутке есть риск выхода из строя ведущей шестерни. В большинстве случаев это происходит из-за производственного брака.
  2. без шестерни . Отсутствие промежуточного узла в виде редуктора обеспечивает передачу вращения непосредственно от стартера на коленчатый вал.Принцип работы стартера этой конструкции аналогичен предыдущему, но за счет простоты настройки имеет повышенную ремонтопригодность. Следует отметить, что в данной конструкции при подаче напряжения на узлы шестерни включаются мгновенно, что приводит к более быстрому зажиганию. Такие пускатели обладают большей выносливостью, при этом выход их из строя происходит реже, чем у редукторных устройств. Минус старого — плохая работа при низких температурах.

Одним из прогрессивных конструктивных нововведений является наличие планетарного редуктора James.Обеспечивает запуск легковых бензиновых силовых установок до 4,5…5,0 л, дизелей до 1,8…2,0 л, а также небольших современных грузовых автомобилей. При этом общая масса агрегата снижена в некоторых моделях до 40%.

Узловое устройство

Для ремонта, правильной работы электросистемы и обеспечения длительной работы узлов автомобиля необходимо знать устройство втягивающего реле стартера и других его элементов.

  • Корпус в большинстве случаев выполнен в виде цилиндра, включает обмотки возбуждения, а также сердечник.
  • Анкер изготовлен из легированной высоколегированной стали, имеет форму вала со шлифованными шлифовальными поверхностями под подшипники. В центральной его части запрессован сердечник с коллекторными пластинами.
  • Электромагнитное реле передает напряжение на обмотку двигателя. Это также обеспечивает выталкивание обгонной муфты. Конструкция реле имеет подвижную перемычку и несколько силовых контактов.
  • Механизм свободного хода с приводом. Часто более опытные автомобилисты называют этот узел «бендикс».Этот роликовый механизм передает крутящий момент на маховик, а после запуска шестерни расцепляются для обеспечения долговечности узла.
  • щеточный узел подает напряжение на анкерные пластины. С его помощью можно увеличить мощность стартера во время основного рабочего цикла.

Большинство дизайнов имеют аналогичную классическую компоновку.

В качестве отличия другие автоматические механизмы выключения передач. Также на машинах с коробкой передач «автомат» узел снабжен дополнительными удерживающими обмотками.С их помощью сдерживается запуск при включении рычага в одно из ходовых положений («D», «+», «-» или «R»).

Принцип работы стартера

Исходя из того, что узел представляет собой электромеханическое устройство, на этом же основан и принцип работы стартера.

Преобразует потребляемую электрическую энергию от аккумулятора в механическое вращение.

Во время работы выполняются следующие процессы:

  • При повороте ключа в замке зажигания замыкаются электрические контакты.В это время напряжение подается через реле стартера на соленоидную обмотку тягового реле.
  • Якорь перемещают по оси вдоль корпуса, позволяя выходу бендикса обеспечить зацепление ведущей шестерни с ведомой шестерней, расположенной на маховике коленчатого вала.
  • При достижении якорем крайнего положения контакты замыкаются, теперь на удерживающую обмотку реле с обмоткой пускателя подается напряжение.
  • Когда вал стартера вращается, он запускает силовой агрегат автомобиля.При достижении скорости вращения маховика скорости вращения стартера бендикс отсоединяется от ведомой шестерни. Этому способствует возвратная пружина.
  • Одновременно с расцеплением ключ зажигания перемещается в исходное положение, и прекращается подача тока на стартер.

Не следует удерживать ключ в крайнем положении длительное время (более 5…6 секунд), чтобы не разрядить аккумулятор и не привести к значительному износу ведущей шестерни.

Стартер является основным узлом системы запуска двигателя, раскручивающим его вал до скорости, необходимой для запуска двигателя. Необходимо знать, что такое стартер в автомобиле и для чего он служит, чтобы определить неисправность и провести ремонт.

[ Скрыть ]

Описание устройства

Устройство выполнено в виде цилиндра, помещенного в металлический корпус. Его длина около 15 см, а диаметр около 7-10 см в зависимости от модели.К пусковому механизму можно подключить еще один цилиндрический элемент меньшего размера — реле. Узел будет подключен как минимум к одному проводу от аккумулятора, еще один провод может идти к реле.

Зачем нужен стартер в автомобиле и где он находится?

Стартер в автомобиле — это механизм, назначение которого воздействовать на коленчатый вал с целью его вращения, что необходимо для .

Стартер устанавливается в месте соединения силового агрегата с коробкой передач. Обычно это пластиковый кожух, выполненный в виде колокола.В зависимости от модели автомобиля пусковой механизм может быть установлен ближе к верху или внизу. В первом случае доступ к нему автовладелец получит из подкапотного пространства, а во втором – из-под днища. Фиксация устройства осуществляется с помощью двух или трех болтов.

Автомобильное пусковое устройство

Конструктивно данный узел в машине состоит из следующих узлов:

  • 1 — карданный вал;
  • 2 — втулка, расположенная на передней крышке механизма;
  • 3 — кольцо ограничительное;
  • 4 — шестерня с обгонной муфтой внутреннего кольца;
  • 5 — ролик шкива обгонной;
  • 6 — опора приводного вала с вкладышем;
  • 7 — ось планетарной передачи;
  • 8 — уплотнительный элемент;
  • 9 — плечо рычага механизма;
  • 10 — рычаг самого приводного устройства;
  • 11 — передняя крышка пускового механизма;
  • 12 — якорное релейное устройство;
  • 13 — обмотка крепежная;
  • 14 — тяговая обмотка;
  • 15 — реле втягивающее;
  • 16 — стержень вышеуказанного элемента;
  • 17 — сердечник втягивающего реле;
  • 18 — пластина с контактными элементами механизма;
  • 19 — защитный кожух втягивающего реле;
  • 20 — контактные винты;
  • 21 — вывод для подключения положительных щеточных элементов;
  • 22 — кронштейн;
  • 23 — щеткодержатель;
  • 24 — плюсовая щетка;
  • 25 — вал анкерного устройства;
  • 26 — соединительный элемент;
  • 27 — задняя крышка механизма, снабженная втулкой;
  • 28 — коллекторное устройство;
  • 29 — корпус автомобильного стартера;
  • 30 — постоянный магнит;
  • 31 — сердечник анкерного устройства;
  • 32 — опора вала якоря с установленной вставкой;
  • 33 — планетарная передача механизма;
  • 34 — главная передача устройства, являющаяся центральной;
  • 35 — носитель;
  • 36 — шестерня с внутренними зубьями;
  • 37 — устройство кольцевого слоя;
  • 38 — ступица с наружным кольцом свободного хода.
Схема стартерного механизма

Принцип работы стартера

При попытке запуска двигателя блок работает следующим образом:

  1. Ток подается через замкнутые контактные элементы замка зажигания на реле механизма. После этого он поступает на выводы тяговой обмотки.
  2. Анкерное устройство тягового реле начинает совершать поступательные движения внутри корпуса механизма. Это заставляет обгонную муфту двигаться до тех пор, пока зубья ее рабочей шестерни не войдут в зацепление с зубьями венца маховика.
  3. Когда анкерное устройство тягового реле достигнет конечного положения, это приведет к замыканию контактных элементов. В результате ток поступает непосредственно на обмотку электродвигателя, а также на элемент, удерживающий реле.
  4. Вал стартера начинает передавать крутящий момент на коленчатый вал силового агрегата, для чего используется маховик. Подача вращения способствует обеспечению запуска двигателя машины.
  5. После того, как скорость вращения маховика станет больше, чем коленвала двигателя, зубья рабочей шестерни бендикса выйдут из зацепления с венцом.Это заставит пружину свободного хода вернуться в исходное состояние, которое было до запуска двигателя внутреннего сгорания.
  6. На следующем этапе ключ в положении блокировки возвращается в исходное состояние. Это приводит к прекращению подачи тока на контактные элементы пускового устройства от аккумуляторной батареи. В дальнейшем функционирование двигателя автомобиля происходит без участия механизма.

Когда запуск двигателя машины завершен, на стартер больше не подается питание.

Пользователь Михаил Нестеров подробно рассказал о том, что такое стартер в автомобиле и о принципе работы этого устройства.

Типы стартеров

Этот тип устройств можно разделить на два типа:

  • с редуктором;
  • без него.

с редуктором

Главной особенностью данного типа механизмов является пониженное потребление тока для обеспечения эффективной работы узла. Благодаря этому стартер может качественно провернуть двигатель даже в случае разрядки аккумулятора.Основным преимуществом устройств является использование в конструкции постоянных магнитов. Это позволяет обеспечить более длительный срок службы обмотки статора и свести к минимуму проблемы, связанные с ней.

На практике автовладельцы автомобилей, оснащенных такими стартёрами, сталкиваются с другими проблемами. Например, длительная эксплуатация приводит к выходу из строя вращающейся шестерни. Однако причиной данной неисправности обычно является заводской брак или некачественное изготовление механизма.

Помимо высокого срока службы, редукторы имеют следующие преимущества:

  • компактные размеры и малый вес;
  • низкая стоимость запасных частей для ремонта и восстановления механизма;
  • способность эффективно запускать силовой агрегат при отрицательных температурах.

Минусы устройств:

  • найти запчасти для ремонта блока проблематично, поэтому их приходится часто заказывать;
  • в результате дешевизны деталей страдает их качество;
  • сложность ремонта по сравнению с безредукторными механизмами.

Пользователь Дмитрий Тракторенко рассказал об особенностях работы редукторных устройств.

без шестерни

По конструкции этот тип механизма не снабжен зубчатым элементом, а характеризуется непосредственным воздействием на вращение шестерни.Основное преимущество заключается в более упрощенном устройстве стартерного узла, что позволяет производить его ремонт своими руками. Когда подача тока на электромагнитный переключающий элемент завершена, шестерня механизма мгновенно входит в зацепление с маховиком. Это способствует более быстрому воспламенению и запуску двигателя.

Этот тип пусковых механизмов отличается повышенной выносливостью, что способствует увеличению срока службы. Это снижает вероятность неисправностей из-за тока.К недостаткам безредукторных устройств можно отнести низкое качество функционирования в сильный мороз.

Основные преимущества стартеров, не оборудованных редукторами:

  • высокая надежность;
  • возможность простого ремонта;
  • если устройство сломается, в продаже можно легко найти запчасти для его восстановления.
  • Безредукторные механизмы более громоздки, их масса выше;
  • для работы такого устройства требуется больше электроэнергии;
  • в результате использования дорогих материалов при изготовлении таких стартеров стоимость замены деталей будет выше.

Более подробно о выборе устройств между редукторным и безредукторным вариантами рассказал канал Ingvar.

Наиболее распространенные неисправности стартера

Если стартер в автомобиле начинает работать с перебоями, это приводит к затруднениям при запуске ДВС. Проблемы в функционировании механизма можно устранить самостоятельно, но для этого нужно разобраться в «симптомах» проблем.

Симптомы

О скором выходе из строя стартерного механизма могут свидетельствовать следующие признаки:

  1. При повороте ключа в замке зажигания наблюдаются задержки.Аккумуляторная батарея во время зарядки. Необходимо уделить внимание диагностике устройства, в частности проверке втягивающего реле.
  2. Затрудненный проворачивание коленчатого вала силового агрегата. Проблема может проявляться в холодное время года, тогда она свидетельствует о разрядке аккумулятора. Но если это происходит летом и аккумулятор заряжен, то необходимо провести диагностику щеточного узла и состояния подшипниковых элементов.
  3. При запуске двигателя редукторный стартер с трудом выходит из зацепления с венцом маховика.Присутствует нехарактерный звук для работы устройства.
  4. При повороте ключа в замке коленвал начинает прокручиваться, но силовой агрегат не запускается.
  5. При попытке водителя завести двигатель автомобиля стартер в сборе не вращается и не подает признаков работы.
  6. Запуск силового агрегата автомобиля успешно завершен, но после этого стартерный узел не выключается. Он продолжает вращаться и потреблять определенное количество электроэнергии.

Если пусковой механизм не проворачивает коленчатый вал, реле устройства не щелкает и якорь не вращается

Это может быть связано со следующими проблемами:

  1. Аккумулятор разряжен, устройство неисправно. Требуется диагностика аккумулятора и восстановление его заряда с помощью зарядного устройства.
  2. Наличие окисления или плохой контакт или пусковой механизм. Проблема решается чисткой и восстановлением контактного элемента.
  3. Неисправности в функционировании контактной части замка зажигания.В этом случае переключательное устройство придется демонтировать и полностью разобрать, чтобы определить причину проблемы. Если контактная группа сгорела и нуждается в замене.
  4. Наличие межвиткового замыкания или замыкания на массу в обмотке втягивающего реле пускового механизма. Проблема может заключаться в обрыве цепи. Устройство подлежит диагностике. Перемотка обмоток может решить проблему, но часто этого не происходит. Было бы целесообразно заменить его.
  5. Причиной может быть заедание якорного устройства тягового реле. Требуется диагностика последнего. Если он вышел из строя, то его заменяют новым.

Если пусковой узел медленно вращает коленчатый вал силового агрегата, причины могут быть следующие:

  1. Подгорание коллекторного устройства или появление короткого замыкания между пластинчатыми элементами узла. Требуется детальная проверка и при необходимости замена коллектора.
  2. Критический износ щеточного механизма или его замерзание. Требуется полная разборка пускового устройства и проверка элементов. Не исключено, что положение щеток можно регулировать, но если они изношены, то единственным решением проблемы является их замена.
  3. Обрыв обмотки статорного механизма или якорного устройства. Вам нужно будет измерить сопротивление этих компонентов. Можно попробовать перемотать обмотку, но часто это не получается.Скорее всего детали придется заменить.
  4. Межвитковое замыкание или короткое замыкание на «массу» в обмотках статорного механизма или якоря. В этом случае проблему можно решить аналогичным образом – замерив сопротивление и перемотав проводники.

Если стартер в сборе работает нормально, но коленчатый вал не прокручивается, то причины неисправности будут разные, и потребуется демонтаж и разборка устройства:

  1. Пробуксовка на выбеге.Можно разобрать бендикс и попытаться его восстановить, но этот узел, как правило, ремонту не подлежит. Его придется изменить.
  2. Выход из строя рычага выключения сцепления или выскакивание из оси этого элемента.
  3. Поломка приводного кольца муфты или буферного пружинного элемента.
  4. Ход приводного устройства по винтовой резьбе вала якоря стал более тугим. Также этот элемент может заклинить.

Если при проворачивании пускового устройства слышен стук шестерни на зубьях маховика, причины проблемы могут быть следующие:

  1. Появление забоин в зубьях устройства.Восстановить его нельзя, механизм подлежит замене.
  2. Неправильная регулировка хода шестерни приводного устройства, а также момента замыкания контактных элементов выключателя. Правильная настройка механизма может решить проблему.
  3. Ослабление пружинного элемента приводного устройства. Можно попробовать отрегулировать положение пружины, при необходимости заменить.
  4. Электромагнитное реле может залипнуть. При такой проблеме стартерный узел не отключится после запуска силовой установки.

Как защитить стартер от повреждений?

Для увеличения срока службы механизма необходимо периодически проводить его техническое обслуживание. Имеет смысл проверить работу устройства, если при попытке запуска двигатель не запускается в течение первых пяти секунд.

Точки, предотвращающие быструю поломку пускового механизма:

  1. При использовании функции необходимо соблюдать осторожность. автозапуск двигателя, если есть. противоугонная система.Дистанционный запуск ДВС быстро прожигает пусковой механизм и способствует ускоренному разряду аккумуляторной батареи.
  2. Вы не можете перемещать транспортное средство с помощью этого узла. Водители часто используют эти автомобили, у которых внезапно заканчивается топливо. При такой эксплуатации элементы конструкции устройства быстро изнашиваются и выходят из строя. Этому способствуют повышенные нагрузки, при которых работает стартер.
  3. Не оставляйте узел активированным после запуска энергоблока более чем на десять секунд.Если двигатель автомобиля не заводится, нужно дать механизму подождать хотя бы минуту, только потом повторить попытку. Это позволит стартовому узлу остыть. Его детали быстро нагреваются при пуске, если они не остынут, произойдет быстрый износ устройств.
  4. Периодически необходимо проводить диагностику надежности контактных элементов на клеммных зажимах аккумулятора. При наличии окисления компоненты необходимо очищать, так как это способствует возникновению препятствия в подаче тока от аккумулятора к стартеру.
  5. При запуске энергоблока узел должен быть немедленно отключен. Не держите ключ в положении, облегчающем работу стартера после запуска ДВС. Это приведет к его быстрому износу.

Канал «Майстерня ТВ» рассказал об особенностях обслуживания данного типа устройств.

Диагностика и ремонт стартера

Процедура проверки и ремонта механизма делится на несколько этапов:

  • снятие;
  • разборка устройства;
  • диагностика и восстановление;
  • сборка и установка.

Разборка

Порядок снятия рассмотрен на примере модели ВАЗ 2101:

  1. Минусовой контакт отключается от аккумулятора, что предотвратит короткие замыкания в системе. С помощью WD-40 рекомендуется обработать винты крепления стартерного узла. Обычно они плотно фиксируются и их бывает трудно удалить.
  2. Устройство воздушного фильтра демонтируется с карбюратора ДВС. Для этого откручиваются фиксирующие его винты, разбирается узел.
  3. С помощью гаечного ключа отверните гайки крепления стартерного механизма к блоку цилиндров.
  4. Затем узел перемещается вперед, от него отключаются подключенные провода. При выполнении задания рекомендуется запомнить их расположение, а лучше сфотографировать, чтобы не перепутать их при соединении.
  5. Пусковой механизм снят.

На канале «Ремонт и обслуживание автомобилей» представлено подробное руководство по разборке устройства с описанием всех особенностей этого процесса.

Разборка аппарата

  1. Цилиндр втягивающего демонтирован с аппарата. Для этого отсоединяется кабель, откручивается гайка на контактном винте. Затем рекомендуется прикрутить крепежный элемент с шайбой обратно, чтобы не потерять его.
  2. С помощью отвертки откручиваются три винта, которыми цилиндр крепится к пусковому устройству. Втягивающий элемент демонтируется, пружинная часть снимается. Анкерное устройство снимается. Для этого его необходимо подтянуть, расцепить и демонтировать.
  3. Следующим шагом является снятие защитного кожуха пускового механизма. Для этого отверткой откручиваем два крепежных болта и демонтируем крышку.
  4. Два стяжных болта отвинчены. Крышка демонтируется с корпуса пускового механизма.
  5. Выкручиваются винты, с помощью которых обмотка прибора фиксируется на пластинах держателя щеточного узла. Изоляционная трубка удалена.
  6. Крышка разъединяется со стороны коллекторного устройства с корпусом самого механизма.
  7. Перемычка обмоток пускового узла демонтируется со щеткодержателя. Сами элементы снимаются, для этого используется отвертка.
  8. Выпрессовка задней ступицы, для выполнения задачи потребуется оправка соответствующего диаметра.
  9. Затем снимается шплинт рычага приводного устройства, а также его ось. Для этого потребуется плоская отвертка.
  10. После демонтажа обрезиненной заглушки необходимо отсоединить блок привода стартера от сцепления и снять его.
  11. Следующим шагом является снятие приводного рычага.
  12. Шайба демонтируется, как и стопорное кольцо. На этом этапе нужно быть внимательным, чтобы не потерять детали.
  13. Далее муфта приводного устройства снимается с вала анкерного элемента механизма.
  14. На завершающем этапе разборки передняя втулка выпрессовывается из монтажной крышки. Используется оправка соответствующего размера.

Проверка и восстановление

После разборки устройства диагностируются и ремонтируются или заменяются все узлы:

  1. На первом этапе производится диагностика износа щеток.Высота этих элементов должна быть не менее 1,2 см для ВАЗ 2101. Это значение может отличаться в зависимости от модели автомобиля. Для диагностики используется штангенциркуль. Если проверка показала износ щеток, эти элементы подлежат замене.
  2. Затем производится визуальная диагностика обмоток, следов прогара на них не допускается. Анкерный узел должен быть целым, на нем не должно быть дефектов и сколов.
  3. Если на корпусе стартера обнаружены трещины, эта проблема Единственный способ решить ее — замена.Через такие повреждения внутрь механизма может попасть влага, что приведет к его полной поломке. Найти новый корпус проблематично, а если этого сделать не удалось, то стартер меняется.
  4. Износ муфты не допускается. Необходимо визуально оценить целостность его зубов. Если хотя бы один из них отсутствует, сцепление подлежит замене.
  5. Проведена диагностика так называемых пятаков втягивающего цилиндра. Эти элементы должны иметь качественный контакт.В противном случае они меняются.
  6. Если при активации устройства узел прокручивается, но маховик не вращается, проблему нужно искать в шестернях. Поврежденные элементы необходимо заменить.
  7. Если при попытке запуска двигателя слышен щелчок, но ДВС не запускается, то втягивающий цилиндр подлежит замене.
  8. Затем диагностируется седло вала, оно должно иметь соответствующий диаметр. На анкерном устройстве пускового механизма допускается небольшой зазор, но если люфт значителен, деталь меняется.Поверхность элемента рекомендуется зачистить мелкозернистой наждачной бумагой. Также нужно промыть коллекторное устройство.

Шестерня привода, седло якоря, а также элементы подшипника подлежат смазке – это предотвратит быстрый износ стартера.

Сборка и установка

Процедура сборки является более сложной задачей, которая выполняется в обратном порядке, при этом:

  1. При монтаже стопорного кольца на анкерный элемент необходимо соблюдать осторожность: если деталь падает, ее необходимо нашел и установил.
  2. При выполнении задачи не перепутайте щетки механизма. Это приведет к некорректной работе устройства и закрытию.
  3. При установке необходимо затянуть все болты до упора для фиксации. При этом следует соблюдать осторожность, чтобы не повредить резьбу на элементах. Перед затяжкой рекомендуется обработать винты смазкой, что облегчит их откручивание при дальнейшей разборке.
  4. При установке устройства элементы крепления к блоку питания необходимо подтягивать постепенно.Это предотвратит возможную деформацию механизма.
  5. После установки устройства все снятые ранее компоненты устанавливаются обратно в моторный отсек. Ставим на место воздушный фильтр. Блок с проводами подключается к пусковому механизму. Затем вам нужно снова подключить кабели к клеммам аккумуляторной батареи.

Фотогалерея

Фото стартера и схема его подключения:

Видео «Особенности установки узла после ремонта»

Пользователь Сергей Романов рассказал об особенностях монтажа пускового механизма после завершения ремонта на примере Жигули.

Друзья, давайте разбираться со стартером! Что такое стартер в автомобиле, рассмотрим его принцип работы и устройство.

Где начинается автомобильное путешествие? Нужно сесть за руль, вставить ключ в замок зажигания, повернуть его в крайнее положение (или нажать кнопку «Старт»). Двигатель запустится, и вы сможете начать движение. Останавливаться…!

Здесь, в этом месте он сказал свое слово и снова замолчал! Стартер сказал свое главное слово и скромно выключился!

Но он, стартер, сделал основную работу, без которой мы бы никуда не ушли.Он выполнил сложную операцию за секунды, раскрутил груду железа и вдохнул жизнь в убийственно бесшумный двигатель.

И да, он босс! Незаменимый элемент. Его зовут Стартер — он всегда начинает первым.

Поэтому имеет смысл подробно рассмотреть его работу и устройство.

А теперь, прежде чем перейти к конструкции стартера, ненадолго окунемся в водоворот истории. На заре автомобилестроения, в начале ХХ века, завести автомобиль было не самым простым делом.

Приходилось отчаянно крутить специальную ручку, которая при неправильном выполнении запросто могла покалечить своего владельца.

Понятно, что во времена, когда автомобиль был синонимом роскоши, автопроизводители не хотели рисковать здоровьем своих клиентов, поэтому в головах инженеров возникали мыслимые и немыслимые способы автоматизации процесса запуска двигателя.

Были попытки использовать сжатый воздух, механические пружины и многое другое, но все эти попытки не приносили видимой пользы, пока одному молодому американскому инженеру не удалось создать компактный и эффективный электродвигатель, который он предложил использовать для раскрутки двигателей.

Это изобретение подхватила компания General Motors, и в 1912 году на автомобиль впервые был установлен электростартер. Ведь что такое стартер в то время – это первые попытки автомобильного комфорта.

Что внутри и как это работает?

Пришло время вернуться в наши дни и заняться изучением цепей стартера, которые можно найти под капотами наших автомобилей. Среди многообразия этих устройств можно выделить два основных вида:

  • с редуктором;
  • без редуктора.

Стартер первого типа, по мнению специалистов, является наиболее востребованным.

Дело в том, что наличие механической трансмиссии(редуктор) позволяет использовать менее мощные электродвигатели, а это полезно для бортовой сети автомобиля.

Кроме того, стартер с редуктором заведет двигатель автомобиля, даже если аккумулятор немного разряжен, чего не может второй тип этих устройств.

Хотя здесь следует отметить, что процесс пуска двигателя в любом случае требует больших энергозатрат, пусковой ток при пуске может достигать 200 и более ампер, поэтому при заметном разряде аккумулятора силовой агрегат не заведется даже с самой экономичной коробкой передач.

В копилку положительных сторон безредукторных типов можно отнести быстроту срабатывания и высокую ремонтопригодность, что тоже ценится.

В целом все пускатели имеют схожую конструкцию, в которой можно выделить следующие основные узлы:

  • электродвигатель постоянного тока;
  • втягивающее (тяговое) реле;
  • бендикс (обгонная муфта).

Итак, когда вы собираетесь завести машину и вставить ключ в замок зажигания, все происходит по следующему сценарию.

В момент поворота ключа ток от аккумуляторной батареи поступает на электромагнитное реле. Подвижная часть реле приходит в движение и с помощью рычага перемещает бендикс с ведущей шестерней так, чтобы он соединился с венцом маховика.

Кстати бендикс в стартере интересная деталь. В его функции входит не только обеспечение зацепа с венцом маховика, но и защита всего узла от раскручивания маховика.

Работает так, как будто благодаря хитроумной механической конструкции может вращаться с неограниченной скоростью без вреда для якоря стартера. Правда не долго.

После контакта с маховиком включается электродвигатель, который его раскручивает.

При запуске двигателя и превышении скорости вращения маховика над скоростью стартера бендикс аккуратно отключает шестерню, а тяговое реле возвращает всю конструкцию в исходное положение.Процесс запуска двигателя завершен. Это так просто.

Теперь, уважаемые читатели, что такое стартер, вы знаете, какая работа происходит между поворотом ключа зажигания и запуском силового агрегата. Не забудьте почитать про , это тоже как бы в теме.

Ну а мы не прощаемся, а говорим: «До свидания и до новых встреч на страницах нашего блога!»

Как-то не слишком задумываешься о том, как работают системы автомобиля. Пока что-то не пойдет не так. И этим чем-то часто оказывается стартер, который предназначен для запуска двигателя.Чаще всего механическая часть, чуть реже электрическая. Для диагностики и ремонта необходимо знать стартер и его основные узлы. Да и небольшие, хотя бы общие знания в электротехнике лишними не будут. Так из каких же основных узлов состоит стартер и почему он крутится только при полном повороте ключа?

Устройство и принцип действия

Пускатель представляет собой двигатель постоянного тока, имеет две обмотки (вращающуюся и статорную). На роторе обмотка предназначена для создания электромагнитного поля, без которого невозможно получить движение.Вокруг ротора создается единое магнитное поле, а вокруг статора создается противодействующее ему поле. Получается, что один толкает второй и приводит в движение ротор двигателя. Это если описать простым и доступным языком.

Обмотка на статоре фиксированная, на нее достаточно просто подать напряжение. Но ротор — подвижная часть, поэтому приходится использовать щеточный узел. Напряжение питания подается через щетки на ламели, а затем на обмотку ротора.Щеточный узел является наиболее уязвимой деталью, так как состоит из меди и графита. Материал такой, что быстро стирается, поэтому щетки нужно заменить.

Бендикс — элемент, служащий для передачи движения от к маховику. Он состоит из муфты свободного хода, шестерни и вилки. Муфта позволяет механизму вращаться только в одном направлении. Штекер соединяет втягивающее реле и бендикс напрямую. С его помощью шестерня с обгонной муфтой перемещается по ротору.Вы можете найти две конструкции стартеров. Высокоскоростные, в которых используется планетарный редуктор, ротор двигателя и конечный вал не сплошные. И простая конструкция, в которой вал цельный от начала до конца.

Признаки неисправного стартера

Часто неисправность возникает, когда стартер вращается, но маховик не приводится в движение. При этом слышны посторонние металлические звуки, скрежет. Это говорит о том, что кольцо на маховике износилось и требует замены.Стоит отметить, что при вращении коленчатого вала на несколько сантиметров стартер «схватывает» и машина заводится. Для ремонта потребуется снять редуктор и поменять венец. В крайнем случае можно просто перевернуть, так как он изнашивается к середине.

Но если стартер крутится, но движение не передается, при этом посторонних звуков нет, а двигатель не запускается при прокручивании коленвала, то проблема в холостом ходу. Снять стартер, разобрать его, проверить сцепление.Если он свободно вращается в обе стороны, то немедленно замените его. Обычно сцепление идет в единой конструкции с вилкой и шестерней.

Но если щелчка втягивающего реле не слышно, то можно судить, что поломки две. Самое безобидное — севший аккумулятор, поэтому тока не хватает для притяжения якоря. Если аккумулятор заряжен, то неисправность во втягивающем реле. То ли обмотка сгорела, то ли контакты сгорели и перестали проводить электричество.

Стартер автомобиля ГАЗ-2705

На автомобилях с двигателем ЗМЗ-406 стартер 42.3708-10 устанавливается на картер сцепления с правой стороны, а с двигателем ЗМЗ-402 — СТ230-Б4 — на левой стороне картера сцепления

Оба пускателя аналогичны по конструкции и представляют собой двигатель постоянного тока с электромагнитным возбуждением.

Стартер имеет четыре полюса.

В верхней части корпуса стартера установлено тяговое реле, имеющее две обмотки: втягивающую и удерживающую.

При повороте ключа в замке зажигания в положение «II» включается цепь питания обмоток тягового реле, при этом якорь реле втягивается и через рычаг входит в зацепление шестерни стартера с зубчатым венцом маховика двигателя .

В конце хода якорь включает цепь питания стартера и одновременно отключает электромагнитную катушку реле (питание подается только на удерживающую катушку).

При возврате ключа в положение «I» в замке зажигания отключается цепь питания стартера и удерживающей обмотки и под действием пружины якорь расцепляет шестерню стартера с венца маховика механизм.

На рисунке показано пусковое устройство СТ230-Б4, а разборка показана на примере пускателя 42.3708-10.

Снятие стартера

1. Отсоедините провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи.

2. Отсоедините провода от двух клемм тягового реле стартера.

3. Отверните две гайки верхнего и нижнего креплений и снимите стартер. На двигателе ЗМЗ-402 сначала откручиваем направляющую трубку указателя уровня масла (щупа)

Разборка стартера

1.Очистите стартер от грязи.

2. Ослабьте два винта 1 и снимите крышку 2. Ослабьте гайку 4 и отсоедините планку 3 от клеммы тягового реле.

3. Снимите стопорное кольцо 1. Отвинтите две крепежные гайки 2 и снимите крышку 3 со стороны коллектора.

4. Ослабьте два крепежных винта 1 и снимите тяговое реле 2. При этом якорь должен остаться на приводном рычаге.

5. Подденьте резиновое уплотнение 1 на рычаге с помощью отвертки.Снять якорь 2 тягового реле, для этого отжать якорь 2 вниз и отсоединить от рычага.

6. Снять статор 1 со щеткодержателем 2. Для отсоединения щеткодержателя от статора необходимо отжать концы пружин 3 и снять с держателей две изолированные щетки 4 (эти щетки остаются на выводах обмотки статора) .

7. Отвинтить ось рычага, предварительно открутив контргайку с другой стороны.

8.Снимите крышку 1 со стороны привода и снимите рычаг 2.

9. Сбить стопорное кольцо 1 через оправку в направлении стрелки и снять стопорное кольцо, установленное под стопорным кольцом. Снимите узел стартера привода 2 с вала якоря.

Проверка и осмотр деталей стартера

1. Очистите все детали стартера.

2. Проверьте состояние обмотки статора. Для этого в цепь переменного тока напряжением 220 В включают контрольную лампу и подключают ее к одному из выводов обмотки статора, другой конец цепи должен быть замкнут на корпус статора.

В этом случае лампа не должна гореть. Если лампа горит, значит изоляция повреждена мотками. В этом случае замените обмотку или статор.

Аналогично проверьте вторую обмотку.

3. Осмотрите якорь. Если коллектор загрязнен или имеет следы, царапины и т. д., отшлифуйте коллектор мелкой наждачной бумагой для стекла.

При наличии значительной шероховатости коллектора или выступов слюды между его пластинами отшлифовать коллектор на токарном станке, а затем отшлифовать мелкой стеклонаждачной бумагой.

Биение коллектора относительно цапф вала не должно превышать 0,05 мм. Если на валу якоря обнаружен желтый налет от подшипника, удалите его мелкой наждачной бумагой, так как это может привести к заклиниванию шестерни на валу.

Проверить надежность припайки выводов обмотки якоря к пластинам коллектора.

Осмотрите обмотку на концах якоря, диаметр обмотки должен быть меньше, чем железный пакет якоря.В противном случае замените якорь.

4. Проверить состояние обмотки якоря с помощью прибора Э-236 или контрольной лампы с питанием от сети 220 В переменного тока.

На пластину коллектора и сердечник якоря подается напряжение.

Лампа не должна гореть. Если лампа горит, то в обмотке якоря или пластине коллектора имеется короткое замыкание на массу. В этом случае замените якорь.

5. Наденьте привод стартера на вал якоря, он должен свободно, без заеданий, перемещаться по шлицам вала якоря.

Удерживая якорь, вращайте шестерню стартера в обе стороны: по часовой стрелке шестерня должна вращаться свободно, против часовой стрелки не должна вращаться. В противном случае замените привод.

Тяговое реле

Проверить сопротивление обмоток тягового реле омметром.

Сопротивление втягивающей обмотки должно быть в пределах 0,300–0,345 Ом, удерживающей обмотки – 1,03–1,11 Ом.

Обмотки также можно проверить, подключив аккумулятор к выводам обмотки.Для проверки втягивающей обмотки отсоедините клемму от контактного болта 1 тягового реле.

Затем подключите «-» аккумулятора к клемме 2, а «+» к клемме 1 (красная схема). При этом якорь реле должен резко втягиваться.

Для проверки удерживающей обмотки (при отсоединенной клемме от клеммного болта 1) подключите «+» аккумуляторной батареи к клемме 2, а «-» к корпусу стартера. При этом якорь тягового реле должен плавно втягиваться.В противном случае замените тяговое реле.

Якорь тягового реле должен свободно перемещаться в корпусе, без заеданий. Осмотрите контактные болты.

Очистите сгоревшие головки болтов мелкой наждачной бумагой. При сильном прогаре головок болтов можно повернуть болты на 180° так, чтобы они прижались к контактному диску несгоревшей стороной.

Если поверхность контактного диска сильно изношена, его можно повернуть неизношенной стороной в сторону контактных болтов.

7. Проверить ход щеток 1 в держателях 2 и 3, щетки должны двигаться легко, без заеданий.

Проверить крепление держателей 2 и 3 щеток, держатели не должны болтаться.

Держатели 3-х изолированных щеток не должны иметь замыкания на массу (проверить контрольной лампой).

Проверить усилие пружин 4, прижимающих щетки, с помощью динамометра. Для этого необходимо установить щеткодержатель 5 в крышку со стороны коллектора, вставить анкер, установить щетки на коллектор.

В момент отрыва пружины от щетки усилие должно быть в пределах 8,5–14 Н (0,85–1,4 кгс). Концы пружин должны давить на середину щетки.

Щетки, изношенные до высоты 5,0 мм, подлежат замене (выводы щеток запаяны).

8. Осмотрите крышки стартера и при обнаружении трещин замените их.

Если втулки 1 в крышках, на которых вращается вал якоря, изношены или имеют задиры, раковины и т.п., необходимо заменить крышки с дефектными втулками.

Стартер в сборе

1. Сборка стартера производится в порядке, обратном снятию.

При сборке смазать подшипники (втулки), шлицевую часть и штифты вала моторным маслом.

После сборки проверьте размер А, он должен быть не более 34 мм.

Включите тяговое реле и измерьте расстояние В между торцом шестерни и упорным кольцом, оно должно быть в пределах 3–5 мм.

Если размер В не попадает в этот предел, то отрегулируйте его положение, поворачивая ось рычага.

Для этого ослабьте контргайку, поверните ось и затяните контргайку.

Рекомендуется после окончательной сборки проверить стартер на СТО на стенде мод. 532М. Пускатель СТ230-Б4 считается исправным, если при напряжении 12 В он потребляет ток не более 85 А и развивает скорость не менее 4000 мин –1 .

Пускатель 42.3708-10 на 12 В должен иметь следующие параметры: 75 А и 5000 мин -1 .

Стартер

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.