Датчик положения дроссельной заслонки Калина: установка
Датчики на панели приборов подают сигнал о проблеме
АвтоВАЗ уже давно начал устанавливать на свои машины моторы с инжекторной системой впрыска топлива. Прошло более 10 лет с тех пор, как впервые на наших дорогах появились ВАЗы с подобными двигателями. За эти годы произошло очень много изменений в конструкции и комплектующих элементах. Если сперва ставили только ЭСУД General Motors, то позже начали использовать блоки управления Bosch. А все датчики, производившиеся ранее за рубежом, теперь делаются в России. Наши автомобили уже во многом соответствуют европейским стандартам: качество моторов улучшается, а выхлоп становится гораздо чище.
Потребитель боится современной микроэлектроники, так как мало в ней понимает. Но стоит немного узнать о том, какие симптомы появляются при выходе из строя того или иного датчика. У ДПДЗ одни симптомы, у датчика оборотов другие, а у лямбда-зонда третьи. И не нужно паниковать, когда загорается лампа «Check Engine» на приборной панели автомобиля.
Если посмотреть на конструкцию системы зажигания Лады Калины, то вы увидите много непонятных элементов, и все они влияют на работу двигателя. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, лучше знать местоположение всех датчиков автомобиля и основные причины их неисправности.
Содержание
- Частые неисправности системы впрыска
- Общая информация о системе контроля
- Демонтаж и ремонт детали
- Установка и причины поломки датчика
Вернуться к оглавлению
Частые неисправности системы впрыска
Нередко появляются такие симптомы, как дергания, провалы, рывки во время разгона. При этом заветный индикатор, оповещающий об ошибке двигателя, не загорается. Первая мысль — неисправность свечей. И тогда водитель вспоминает, что его Калина ездит уже год или больше, а эти важные элементы системы зажигания даже не выкручивались. Если после замены никакого положительного эффекта не наблюдается, сразу стоит обратить внимание на то, какой бензин вы льете в бак.
В этом скрывается наиболее частая причина поломок автомобиля.Катушки зажигания — больное место Калины
Уделите внимание и модулю зажигания. Вполне возможно, что неисправность кроется в нем. Но проверить модуль можно только при помощи современных мотор-тестеров. Поэтому нужно обратиться к опытному автоэлектрику, который быстро вычислит неисправность и проведет замену или ремонт модуля. Если есть возможность установить и протестировать исправный элемент, воспользуйтесь ею. Двигатель начал идеально работать — бегите в магазин за новым модулем. Ремонт этого узла возможен, но найти профессионального мастера довольно сложно.
Не менее часто на автомобилях ВАЗ-2110, Приора и Калина возникает проблема плавающих оборотов. Тахометр не знает, куда деваться. Стрелка постепенно перемещается от минимальных 850 об./мин. до максимальных 1200 об./мин. Неисправность налицо, но заветная лампа, которая должна сообщать об ошибке, не загорается! В данном случае явно сломан датчик положения дроссельной заслонки, что особенно часто встречается в старых образцах автомобилей ВАЗ семейства 2110, а также в модификациях Лады Калины.
Неисправность регулятора холостого хода можно определить по следующему признаку: не получается завести двигатель без нажатия на газ. Датчик находится рядом с ДПДЗ, непосредственно на патрубке. Но не стоит сразу менять его, попробуйте для начала промыть и почистить. Очень часто регулятор просто загрязняется, поэтому возникает ощущение, будто он вышел из строя. Цена на такие элементы сейчас упала, а выбор их в магазинах очень велик.
Вернуться к оглавлению
Общая информация о системе контроля
Начали плавать обороты — значит, неисправен ДПДЗ. Он необходим для того, чтобы определить скорость и степень открытия заслонки дроссельного узла. Его конструкция основана на простом потенциометре: при изменении положения заслонки на сигнальном выходе датчика происходит изменение напряжения. Потенциометр — переменный резистор, чаще его называют именно так.
Датчик устанавливается непосредственно на ось заслонки. Связь с ней должна быть жесткой, поэтому недопустимо наличие даже малейшего люфта. Выводы потенциометра:
- напряжение питания, которое обычно составляет 5 Вольт;
- сигнальный выход, который соединяется с ЭБУ автомобиля;
- «масса» («минус» питания, который находится на кузове машины).
Вот так выглядит ДПДЗ
Самое большое сопротивление датчика наблюдается при закрытой заслонке, при этом напряжение на ЭБУ минимально. Нажимаете на педаль газа — открываете заслонку, в это время происходит изменение сопротивления, а напряжение постепенно увеличивается до своего максимального значения в 5 В.
В электронном блоке управления имеется прошивка, в которой записаны все важные параметры. В зависимости от того, какова величина открытия заслонки, ЭБУ проводит корректировку момента зажигания, а также время открытия форсунок. Могут применяться и ДПДЗ бесконтактного типа — магниторезистивные. Они состоят из следующих элементов:
- электронный чувствительный элемент, который обработан специальным материалом;
- постоянный магнит, имеющий жесткую связь с дроссельной заслонкой.
При нажатии на педаль акселератора происходит вращение постоянного магнита. В это время чувствительный элемент меняет свое сопротивление за счет изменения магнитного поля вокруг него. Только в этом случае ЭБУ видит изменение угла, а не напряжения. При выходе датчика из строя возникают проблемы с запуском двигателя, увеличивается расход бензина, постоянно изменяются обороты мотора, затруднен разгон автомобиля.
Вернуться к оглавлению
Демонтаж и ремонт детали
Датчик крепится двумя винтиками
На Ладе Калине потенциометр расположен непосредственно на оси дроссельной заслонки. Необходимо снять декоративный чехол, чтобы добраться к нему. На автомобилях Лада Калина минимальное напряжение на управляющем выходе составляет чуть менее 0,7 Вольт. Полностью открытая дроссельная заслонка соответствует напряжению в 4 Вольта и выше (до 5 Вольт). Чтобы проверить работу датчика, потребуется только мультиметр, которым нужно измерить напряжение на сигнальном выходе. Если в закрытом положении напряжение постоянно меняется, потребуется чистка дроссельной заслонки и контактов датчиков.
Часто причиной неисправности становятся именно загрязненные контакты и элементы системы. Когда ломается датчик, происходит следующее:
- цифровой код поломки заносится контроллером в память;
- на панели приборов загорается лампа, оповещающая о поломке;
- угол, на который открывается заслонка, рассчитывается ЭБУ исходя из расхода воздуха и оборотов коленвала.
Перед началом работы по замене или ремонту датчика на автомобиле Лада Калина необходимо отключить минусовую клемму от батареи питания. Затем от разъема датчика положения отключается штекер, для чего нужно нажать на пластиковую защелку. ДПДЗ крепится при помощи двух винтов, которые без особого труда выкручиваются. Только после этого узел снимается. Внимательно осмотрите его на наличие повреждений, измерьте ширину вала датчика (она должна быть 5 мм). Вполне возможно, потребуется чистка дроссельной заслонки перед установкой нового потенциометра. Если ось загрязнена, датчик будет с трудом приводиться в движение.
Если в приводе имеется люфт, то его не убрать никакими способами. Подмотка изолентой или другим материалом не принесет никаких положительных результатов. Избавиться от проблемы поможет только полная замена датчика положения дроссельной заслонки.
Вернуться к оглавлению
Установка и причины поломки датчика
Установка проводится в обратном снятию порядке. Обратите внимание на кольцо из поролона, необходимое для уплотнения. Его повреждение недопустимо. Поэтому сломанное кольцо желательно заменить на новое. Чем качественнее кольцо, тем лучше будет работать ДПДЗ и тем ниже окажется вероятность возникновения новых поломок. Но тут возникает вопрос: почему же такой простой датчик мог сломаться? Причин может быть множество. Вот наиболее распространенные:
Расположение на машине
- частичный или полный износ подложки;
- стирание напыления;
- поломка подвижного сердечника с контактами.
Результат — нет возможности получить линейное увеличение напряжения на сигнальном выводе. После сборки не нужно никаких настроек и регулировок: микроконтроллерная система воспринимает закрытую заслонку дросселя как начало отсчета.
Ремонт датчиков крайне затруднителен, так как возникает необходимость создать напыление нового контактного слоя. Сделать это в домашних условиях нельзя, да и не каждое СТО располагает такими возможностями. Если посмотреть на стоимость подобных датчиков для автомобиля Лада Калина, то окажется, что проще купить и установить новый. Еще одно преимущество (помимо невысокой цены) — замена занимает не более пяти минут. И это при условии, что вы параллельно проведете чистку контактов и дроссельной заслонки.
Какой поставить ДПДЗ на свой автомобиль Лада Калина — решать только вам. Но стоит поговорить о том, какие конструкции предпочтительнее. Хочется поставить датчик один раз и надолго забыть о проблемах с ним. Самые простые и дешевые потенциометры могут похвастаться только своей ценой.
Но срок службы у них не очень большой. Такие датчики ставили на конвейере АвтоВАЗа. А вот бесконтактные приборы, хоть и стоят вдвое дороже, но имеют намного больший ресурс. Поэтому если смотреть с точки зрения надежности, лучше всего применять именно магниторезистивные датчики.выбор очистителя и процесс удаления загрязнений
Перебои в работе системы впуска автомобилей чаще всего связаны с загрязнением дроссельной заслонки – металлической пластины, которая отвечает за регулирование пропуска воздуха в цилиндры для образования топливовоздушной смеси.
Его недостаток, так же как и избыток, приводят к потере стабильности работы силового агрегата.
Заслонка загрязняется, прежде всего, газами со стороны системы вентиляции картерных газов. Смешанные с газами частицы масла оседают на поверхности дросселя, затрудняя его открытие и препятствуя герметичному закрыванию.
Также частыми причинам образования налета на заслонке являются использование некачественного топлива, компоненты которого выпадают в осадок и могут налипать на заслонку, загрязнение топливного и воздушного фильтров.
Характерные признаки загрязнения дроссельной заслонки:
- Нестабильные обороты на холостом ходу – в норме они колеблются в диапазоне значений 800-900 об/мин, при загрязненном дросселе разброс значений составляет 500-1500 об/мин. Это связано с попаданием в систему лишнего количества воздуха
- Неплавное движение заслонки, возникновение заеданий, одним словом – заторможенная реакция при нажатии на акселератор
- Подергивание транспортного средства на малых оборотах двигателя и скоростях
- Незапланированные остановки двигателя, например, на светофорах – мотор «глохнет»
По данным признакам можно с высокой вероятностью говорить о загрязнении и необходимости очистки дроссельной заслонки. Есть и менее очевидные признаки, такие как повышенный расход топлива. Однако, количество потребляемого автомобилем горючего может зависеть от многих факторов.
Для устранения вышеназванных проблем приступают к чистке дроссельной заслонки. Эту процедуру без особого труда можно осуществить самостоятельно, тем более, сегодня существуют специализированные средства для данной цели. Например, автолюбители хорошо отзываются о наборе MODENGY для очистки дроссельной заслонки и нанесения покрытия.
Он был разработан специально для самостоятельного применения без необходимости использования дополнительного оборудования.
Промывка дроссельной заслонки заключается в обработке деталей специальной жидкостью, позволяющей удалить сцепленные загрязнения.
Такой жидкостью может выступать очиститель карбюратора или специальный очиститель дроссельной заслонки.
Очиститель дроссельной заслонки содержит в своем составе компоненты, позволяющие легко удалить характерные для дроссельной заслонки загрязнения – масляно-грязевую пленку, нагар.
Промывку дроссельной заслонки необходимо осуществлять в соответствии с рекомендациями производителями средства для очистки. Составы в аэрозольных баллонах распыляют с небольшого расстояния на загрязнения и оставляют для воздействия. Сильная струя позволяет увеличить качество очистки деталей.
Материалами в тарах без распылителей заливают дроссель, помещенный в какую-либо емкость и также оставляют на определенный срок.
При необходимости очиститель наносят на ветошь и протирают им особо сложные загрязнения.
Агрессивной химией рекомендуется пользоваться только в резиновых перчатках.
Использовать жесткие щетки и абразивные материалы, прикладывать чрезмерные усилия для удаления нагара не допустимо, так как таким образом можно повредить поверхность деталей.
После чистки заслонки необходимо проверить ее герметичность. Вследствие изнашивания трущихся деталей, а именно заслонки и корпуса дросселя, образуется просвет.
Через него на холостых оборотах и при малом угле открытия заслонки просачивается воздух, на который система не рассчитывает, так как при закрытом дроссельном узле за пропуск воздуха за обеспечение работы двигателя отвечает регулятор холостого хода.
Многими производителями автотехники предусмотрено нанесение специального антифрикционного покрытия, которое создает на сопряженных частях дросселя сухой прочный слой. Пленка темно-серого цвета (чаще всего в состав таких покрытий входит дисульфид молибдена, имеющий характерный темно-серый цвет) препятствует изнашиванию компонентов и продлевает срок службы дроссельной заслонки.
Причин, по которым данный защитный слой может быть стерт с поверхности заслонки, немало. Во-первых, это банальный износ вследствие длительной эксплуатации. Во-вторых, многие автомобилисты, которые не осведомлены о наличии на своей заслонке заводского покрытия, принимают темно-серую пленку за нагар и усиленно от нее избавляются механическими способами.
Итак, если после чистки заслонки вы заметили, что слой защитного покрытия потерял свою целостность и/или между пластиной и телом дросселя образовался видимый невооруженным глазом зазор, необходимо провести процедуру восстановления покрытия.
Она заключается в нанесении на очищенную поверхность дроссельной заслонки антифрикционного покрытия, подходящего для самостоятельного применения.
Такой материал есть в наборе MODENGY для очистки дроссельной заслонки и нанесения покрытия. Для удобного использования он фасуется в аэрозольные баллоны и отверждается при комнатной температуре.
Если действовать согласно инструкции, то на заслонке образуется тонкий темно-серый слой, который устраняет зазор между заслонкой и корпусом, восстанавливает герметичность системы в закрытом положении, повышает плавность движения и чувствительность заслонки, снижает износ трущихся поверхностей, уменьшает количество отложений, которые удерживаются на заслонке (благодаря гладкой текстуре).