Функция автоматической коробки передач Типтроник (Tiptronic)
Главная » Коробка передач » Функция Типтроник (Tiptronic)
Типтроник (Tiptronic) является торговым названием функции (режима) ручного переключения передач, который реализуется в автоматической коробке передач. Помимо потребительских качеств, данная функция позволяет контролировать динамику автомобиля при различных режимах работы двигателя (дополнительное ускорение, торможение двигателем, включение пониженной передачи при повороте и др.), что недоступно для классической АКПП.
Торговая марка Tiptronic зарегистрирована в 1989 году и принадлежит немецкому производителю спортивных автомобилей Porshe. Изначально система была разработана для автоспорта, чтобы обеспечить быстрое переключение передач за счет наименьшей траектории рычага управления.
В настоящее время функция Tiptronic используется на автоматических коробках передач, устанавливаемых на автомобили концерна Volkswagen (VW, Audi, Skoda, Seat, Porshe), а также на роботизированных коробках передач DSG, S-Tronic и вариаторе Multitronic.
Многие используют термин «типтроник» для обозначения отдельной конструкции автоматической коробки передач, которая включает функцию ручного переключения передач, что не совсем верно. Типтроник — только функция АКПП.
Режим Tiptronic осуществляется посредством рычага селектора автоматической коробки передач. Для этого в кулисе селектора предусмотрен специальный вырез со знаками «+» и «-». На некоторых моделях автомобилей ручное переключение передач осуществляется с помощью подрулевых переключателей («лепестков»). Выбранная передача транслируется на информационный дисплей.
Функция реализуется с помощью отдельной программы в электронном блоке управления коробкой передач. Работу системы Типтроник обеспечивают переключатели в селекторе коробки передач и переключатели (при наличии) на рулевом колесе.
В селекторе коробки передач может устанавливаться от одного до трех (в зависимости от конструкции) переключателей: один – для включения режима, второй – для переключения на высшую передачу и третий – для переключения на низшую передачу. Сигналы от переключателей передаются в электронный блок управления, где запускается алгоритм программы. Блок управления, в свою очередь, обеспечивает переключение передач.
При нажатии на подрулевые «лепестки» система управления переводит коробку в ручной режим, миную переключение рычага селектора. Если подрулевые переключатели не используются водителем, то по истечении определенного времени система управления самостоятельно переводит коробку в автоматический режим работы.
В вариаторе Multitronic функция Tiptronic осуществляется за счет программирования фиксированных передаточных чисел в вариаторе.
Вся правда о функции Типтроник (Tiptronic) в АКПП (автоматической коробке передач) || AutBar.Ru
В статье мы расскажем всю правду о функции Типтроник, которой оснащаются многие современные автоматические коробки переключения передач (АКПП). Из публикации вы узнаете, как пользоваться, какими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками обладает функция Tiptronic в классическом “автомате”.
РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧЕСТЬ: В КАКИХ ДВИГАТЕЛЯХ HYUNDAI ЧАСТО ВОЗНИКАЮТ ЗАДИРЫ?
В истории автомобилестроения использовалось множество попыток совместить механическую и автоматическую коробки передач. Такие трансмиссии назывались полуавтоматическими, полуручными и даже полумеханическими. Автоматическая же коробка передач с функцией Типтроник (Tiptronic) работает по-особенному (справочно: чаще всего эту разновидность АКПП устанавливают на автомобили концерна VAG — Ауди, Фольксваген, Шкода и Сеат). В основе подобного типа трансмиссии лежит классическая автоматическая коробка передач гидромеханического типа, которая имеет возможность ручного переключения скоростей с помощью подрулевых лепестков, кнопок на рулевом колесе или рукоятки селектора, расположенного на центральной консоли. Для справки заметим, что такой тип трансмиссии, в народе, нередко называют смешанным.
ОСОБЕННОСТИ АВТОМАТИЧЕСКОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ С ФУНКЦИЕЙ ТИПТРОНИК
Когда система трансмиссии не задействована, то автоматическая коробка передач с функцией Tiptronic работает, как традиционный «автомат» (переключает скорости в автоматическом формате, исходя из собранной информации электронным блоком управления о текущей скорости, крутящем моменте и нагрузке на двигатель). Таким образом, именно ЭБУ принимает окончательное решение о необходимости переключения скоростей в процессе стандартной работы АКПП.
Функция Типтроник в «автомате» работает следующим образом: водитель производит необходимую манипуляцию при помощи селектора, который в свою очередь передает сигнал специальному электронному блоку, определяющему возможность выполнения данной команды в текущей ситуации без ущерба для трансмиссии. В результате чего, ручное переключение ступеней может осуществиться лишь тогда, когда электронный блок управления точно установит, что включаемая водителем передача в полном объеме соответствует требуемому диапазону скоростей.
Таким образом, чтобы осуществить переключение передачи на повышенную скорость, водителю нужно нажать на панели управления значок с изображением “+” (плюс), а чтобы включить пониженную ступень, необходимо нажать на значок с изображением “-” (минус) для понижения скорости автомобиля. В том случае, если управления скоростями осуществляется при помощи рукоятки, тогда изменение передач производится при помощи селектора трансмиссии, как показано ниже на изображении.
Автоматическая трансмиссия с функцией Типтроник дает возможность водителю управлять коробкой передач напрямую, минуя так называемого посредника, в лице запрограммированного компьютера. Непосредственное управление трансмиссией позволяет моментально взять под свой контроль переключение скоростей при этом данные действия не нанесут повреждений двигателю и коробке передач. После определенного времени при не активном состоянии селектора трансмиссии, бортовой компьютер перенимает управление переключением передач обратно под свой контроль. Примерное время, после которого бортовой компьютер берет управление над трансмиссией обратно составляет от 15 до 30 минут, в зависимости от модели и версии прошивки АКПП. Так, например, при бездействии водителя, примерное время отключения функции Типтроник в гидромеханической трансмиссии на кроссовере Киа Спортейдж NQ5 2023 модельного года составляет ровно 20 минут.
Как правило, автоматическая коробка передач с функцией ручного переключения скоростей Tiptronic, кроме стандартных режимов имеет и один дополнительный, который именуется “Спорт”. Этот дополнительный специальный режим позволяет водителю включать следующую передачу при высоких оборотах, что способствует более резкому ускорению и набору скорости автомобилем.
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФУНКЦИИ ТИПТРОНИК В АВТОМАТИЧЕСКОЙ ТРАНСМИИИ
По многочисленным отзывам автовладельцев, автоматическая трансмиссия с функцией Типтроник является своего рода дополнением к классическому гидроавтомату и, следовательно, имеет больше преимуществ по сравнению типовой автоматической коробкой передач. В целом, «автомат» с типтроником — это автоматическая коробка передач со всеми сильными сторонами механической трансмиссии, в процессе управления которой водитель уже сам определяет, какой режим управления ему более удобен.
Еще один плюс функции Tiptronic — это возможность быстрого переключения с автоматического режима на ручной и наоборот. Причем в подобной ситуации взаимодействие с коробкой передач осуществляется напрямую в обход борткомпьютера. Кроме того, зачастую в процессе езды возникают ситуации, когда нужно сделать торможение мотором, классический гидроавтомат в этом случае бессилен, а автоматической трансмиссии с функцией Типтроник эта задача под силу.
К преимуществу автоматической трансмиссии с функцией Типтроник также нередко относят и топливную экономичность. Так, например, по сравнению с обычным классическим «автоматом», у АКПП с Tiptronic, экономия горючего составляет от 7 до 10 процентов, в зависимости от стиля вождения водителя и типа силового агрегата. Однако в сравнении с современными роботизированными трансмиссиями (DSG, DCT и другие), АКПП с Типтроник считается менее эффективной, однако это не касается ее надежности.
По мнению специалистов, серьезными минусами автоматическая трансмиссия с функцией Tiptronic не обладает. Подобный тип коробки передач имеет типовые недочеты, которыми также славятся классические «гидроавтоматы». К недостаткам автоматической трансмиссии с функцией Типтроник можно отнести массивность и грузность. Кроме того, переключение скоростей у такой трансмиссии осуществляется с небольшой задержкой, особенно на невысоких скоростях (менее 90-100 км/час). Задержка в переключениях передач у подобной АКПП, в зависимости от модели автомобиля, может составлять от 0,1 до 0,7 секунды. Хотя, на современных «автоматах», данных недочет почти довели до ума и паузу снизили до минимума.
Стоит также отнести к несущественному, но все же недостатку тот факт, что автоматическая трансмиссия с функцией Tiptronic обладает более сложной конструкцией, нежели классический гидромеханический «автомат» или бесступенчатый вариатор. Кроме того, владельцам автомобилей с подобной трансмиссией стоит учитывать и тот момент, что каждые 60-80 тысяч километров пробега, даже при грамотной эксплуатации АКПП, в ней необходимо обновлять недешевое трансмиссионное масло с гидрофильтром. Также заметим, что по мнению многих специалистов, содержание автоматической коробки передач с функцией Типтроник после 10 лет эксплуатации может достаточно ощутимо «бить» по карману автовладельца.
Что такое АКПП с функцией Tiptronic и, как ей пользоваться?В заключении отметим, что в среднем, предельный ресурс автоматической трансмиссии с функцией Tiptronic, в случае своевременного техобслуживания и при правильной эксплуатации, составляет около 260-300 тысяч километров пробега до наступления существенных (дорогостоящих) поломок. И не забывайте о том, что обновлять трансмиссионную жидкость в любом типе автоматической коробки передач рекомендуется каждые 60-80 тысяч километров пробега, даже невзирая на регламент многих производителей, которые утверждают о том, что их АКПП является не обслуживаемой весь срок эксплуатации автомобиля.
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛА — НАШ КАНАЛ ЯНДЕКС ДЗЕН
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ! ПРОЯВЛЯЙТЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ НА ДОРОГАХ!
Tiptronic — Wikicars
Wikicars, место, где можно поделиться своими знаниями об автомобилях
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Типы трансмиссии |
---|
Ручной Автоматический
Полуавтоматический
Бесступенчатая коробка передач |
Типтроник — тип дискретной автоматической коробки передач, разработанный компанией Porsche и используемый в ее автомобилях и автомобилях ее лицензиатов.
Коробка передач Tiptronic может работать так же, как и обычная автоматическая коробка передач, но она также позволяет водителю отключать автоматический режим путем перемещения рычага переключения передач во вторую (Tiptronic) кулису переключения передач, имеющую два подпружиненных положения: «повышение передачи» и «понижающая передача». Оказавшись в этих воротах, водитель берет на себя большинство решений о переключении передач, обычно выполняемых компьютером трансмиссии, разрешая, например, отсрочку переключения на повышенную передачу для увеличения ускорения или явную команду на понижение передачи для увеличения тормозного эффекта двигателя. На некоторых автомобилях переключением на повышенную и пониженную передачи также можно управлять с помощью кнопок или кулисных переключателей, установленных на рулевом колесе, с дополнительным дисплеем на приборной панели, показывающим текущий выбор передачи.Несмотря на то, что трансмиссии Tiptronic позволяют водителю в определенной мере контролировать ситуацию, конструкция Tiptronic реализована с использованием гидротрансформатора, как и в других автоматических трансмиссиях.
Большинство роскошных автомобилей с коробкой передач Tiptronic имеют два полностью автоматических режима: один, определяемый как «Комфорт» или аналогичный, и другой, обычно называемый «Спорт», который откладывает переключение на более высокую передачу для более спортивного вождения за счет топлива, износа, комфорт и шум. Затем в каждом основном режиме есть дополнительные скрытые режимы, выбранные самой передачей; эти режимы адаптируются к требованиям, предъявляемым водителем к автомобилю. Таким образом, качество переключения было улучшено за счет улучшенного электронного управления; эта электроника изменяет точки переключения, чтобы адаптироваться к стилю вождения данного оператора.
Некоторые производители, такие как Aston Martin, BMW и Smart, предлагают подрулевые лепестки для управления аналогичными коробками передач.
Некоторые системы, такие как Ferrari F1-Superfast и Audi DSG, отличаются от трансмиссий Tiptronic тем, что они фактически основаны на последовательной передаче, но имеют сцепление с электронным управлением (или, в случае Audi, два сцепления). Их обычно не называют типтрониками, но они считаются настоящими полуавтоматическими трансмиссиями.
Tiptronic® — зарегистрированная торговая марка, принадлежащая немецкому производителю спортивных автомобилей Porsche, который выдает лицензию на использование другим компаниям, таким как Volkswagen, Audi и Skoda.
Другие производители используют системы типа Tiptronic под другими названиями:
- Acura: Sequential SportShift
- Ауди: Типтроник
- БМВ: Стептроник
- Крайслер: AutoStick
- Ситроен: Сенсодрайв
- Додж: АвтоСтик
- Ford (Австралия): Sequential Sports Shift
- Honda: iShift , S-matic , MultiMatic
- Hyundai: Шифтроник , Х-Матик
- Infiniti: Режим ручного переключения передач
- Ягуар: Bosch® Мехатроник
- Лексус: E-Shift
- Mazda: Спорт AT
- Мерседес-Бенц: TouchShift
- Mitsubishi: INVECS , INVECS II , Sportronic , Tiptronic
- Ниссан: Типтроник
- Воксхолл/Опель: Изитроник
- Пежо: 2Tronic
- Понтиак: TAPshift
- Сааб: Сентроник
- Subaru: Sportshift (система разработана и название используется по лицензии Prodrive Ltd. )
- Smart : Softip
- Фольксваген: Типтроник
- Вольво: Geartronic
- Toyota: Многорежимная трансмиссия (MMT)
Каталожные номера
- Советы по быстрому вождению Porsche 996 tiptronic
В чем разница между коробками передач Tiptronic и PDK? | Технические советы PCA
Фотографии предоставлены Porsche
Почему Porsche предлагает PDK для Macan, но не для Cayenne? Если трансмиссия PDK настолько превосходна, почему Porsche до сих пор выпускает Tiptronic?
Это частые вопросы, которые мне как техническому директору PCA задают. Ответ заключается в знании разницы между двумя передачами. Да, они оба автоматические, то есть педали сцепления нет. PDK очень спортивный и быстро переключается, но типтроник также хорошо известен своей надежностью и минимальным обслуживанием.
Все о гидротрансформаторе
Cayenne, 8-ступенчатая коробка передач Tiptronic S.
Типтроник наиболее тесно связан с «обычной» автоматической коробкой передач. Хотя легко отмахнуться от него как от «коробки для слякоти», он очень хорошо послужил Porsche. Вы можете вручную переключать передачи, но вы не можете повредить двигатель, выбрав более низкую передачу при неправильных оборотах. То, что у нее общего с другими автоматическими коробками передач, например, в «Бьюике» вашего отца, — это гидротрансформатор. Гидротрансформатор передает мощность от двигателя к трансмиссии, удваивая крутящий момент. Преобразователи крутящего момента необходимы для буксировки тяжелых грузов. В первую очередь поэтому Macan имеет меньший рейтинг буксировки, чем Cayenne. Macan рассчитан менее чем на 5000 фунтов, а Cayenne — на 7700 фунтов. Это видео лучше описывает работу гидротрансформатора.
Две коробки передач в одной
7-ступенчатая коробка передач от 718 GTS 4. 0.
Коробка передач PDK (Porsche Doppelkupplungsgetriebe, или Porsche Double Clutch) представляет собой нечто вроде двух коробок передач в одной, при этом одно сцепление включает четные передачи, а другое — нечетные. Программное обеспечение настолько интеллектуально, что знает, на какую передачу вы хотите переключиться, и готово к работе. В режимах Sport и Sport Plus изменяются не только демпфирование подвески и приемистость, но и карты переключения передач. Переключения становятся быстрее, и, если оставить их в автоматическом режиме, обороты двигателя будут выше перед переключением на более высокую передачу. Многие водители обнаружили, что самый быстрый способ объехать повороты — это позволить PDK выполнять переключение передач.
Первоначально Porsche тестировала PDK на 956, легендарном прототипе гоночного автомобиля в Ле-Мане 1980-х годов. Ключевым улучшением было то, что PDK удерживала автомобиль на наддуве при переключении на более высокую передачу.
Ссылка на видео ниже дает подробное визуальное описание двух коробок передач, работающих вместе как трансмиссия PDK, и почему она переключается намного быстрее, чем Tiptronic.
Какие модели Porsche поставлялись с Tiptronic, а какие с PDK?
При покупке новых Porsche вы можете найти Tiptronic только в линейке Cayenne, в которую входит очень спортивный Cayenne Turbo GT. Все остальные Porsche, включая Panamera, имеют PDK как единственную доступную автоматическую опцию.
Теперь, на рынке подержанных автомобилей, система Tiptronic впервые появилась на модели 964 в 1991 году, а затем на модели 968. Вариант с автоматической коробкой передач для модели 928 был получен от Mercedes-Benz. Вариант Tiptronic продолжился в моделях 993, 996 и 997.1, а также в моделях 986 и 987.1 Boxster. В 2009 году компания Porsche дебютировала с коробкой передач PDK в моделях 987.2 Boxster/Cayman и 997.2 911, и она стала единственным вариантом автоматической коробки передач для двухдверных моделей спортивных автомобилей.