Российская экономика входит в «сумеречную зону»
Новейшая модель автомобиля, представленная крупнейшим российским автопроизводителем в начале этого месяца, вызывает ажиотаж, но не обязательно по правильным причинам.
Шумиха вокруг автовазовской Lada Granta Classic по цене 678 300 рублей (12 500 долларов) связана с тем, чего у нее нет: подушек безопасности. Без антиблокировочной системы тормозов. Нет электронной системы стабилизации. Нет преднатяжителей, чтобы ремни безопасности нормально работали. Нет GPS. Двигатель, соответствующий стандартам выбросов 26-летней давности.
Причина всего этого?
Изоляция, в том числе технологическая изоляция, попытки все делать самостоятельно — это путь в никуда».
— Давнее доверенное лицо Путина Сергей Чемезов
Западные санкции, введенные в наказание России за ее вторжение в Украину, нарушили импорт и нарушили цепочки поставок, откуда поступали важные иностранные детали и товары.
Не просто предмет русских шуток, новая «Лада» — последний из растущего числа примеров, показывающих ошеломляющие преобразования, с которыми сталкивается российская экономика, в масштабах, невиданных по крайней мере за одно поколение.
Смартфоны работают неправильно. Пищевая упаковка должна быть напечатана без этикеток. Швейные фабрики не могут найти пуговицы для пришивания рубашек.
Кремль делает ставку на то, что налогово-бюджетная и промышленная политика помогут экономике выдержать потрясения и заменить отсутствующий импорт отечественными российскими аналогами.
Президент Владимир Путин упомянул об этом пари на прошлой неделе во время ежегодного ежегодного мероприятия для инвесторов в России, хотя и заявил, что его правительство уже добилось значительных успехов в смягчении удара.
«Экономический блицкриг, начатый против России, провалился», — сказал Путин аудитории на Петербургском международном экономическом форуме, которая была значительно меньше, чем в предыдущие годы.
Компания, которая приобрела франшизу McDonald’s в России, вновь открыла свой флагманский ресторан в Москве, но гамбургеры и обертки от картофеля фри оказались пустыми.Российские политики надеются, что призывы к национализму предупредили население перед трудностями и что потребители будут готовы затянуть пояса, не теряя терпения в связи с войной, которая вот-вот начнется уже пятый месяц после февральского вторжения.
Но некоторые прагматичные голоса публично высказались, предупредив, что те, кто надеется, что Россия повторит некоторые успехи, достигнутые ею после введения первого набора западных санкций в качестве наказания за захват украинского Крымского полуострова в 2014 году, нереалистичны.
Мы говорим о возвращении к брежневской эпохе, когда модернизация останавливается, и это такая стазисная ситуация с образом жизни [и] у людей мало выбора».0003
«Заменять все бессмысленно, экономически нецелесообразно и просто невозможно», — сказал Сергей Чемезов, давнее доверенное лицо Путина, а ныне глава государственного оборонного конгломерата «Ростех».
«Такого не делает ни одна развитая страна в мире. Изоляция, в том числе технологическая изоляция, и попытка сделать все самостоятельно — это путь в никуда», — написал он в колонке мнений от 15 июня.
Чемезов также упрекнул российских политиков, заявив, что нужно было сделать больше для диверсификации и углубления экономики страны.
«Россия ожидала чего-то подобного и во многом успела подготовиться», — написал он. «Конечно, здесь не может быть никаких иллюзий. Мы не успели сделать все — было слишком мало времени, потому что этот же путь занял десятилетия для западных стран».
Давние российские аналитики говорят, что экономика не находится на грани полного краха, как это произошло после распада СССР в 1991 году.
«Но мы говорим о возвращении к брежневской эпохе, когда модернизация останавливается, и это такая стазисная ситуация с образом жизни [и] у людей мало выбора», — сказал Крис Уифер, основатель консалтинговой группы Macro-Advisory. , имея в виду период правления советского лидера Леонида Брежнева в 1970-е годы, когда советская экономика находилась в застое.
«Экономика сейчас входит в сумеречную зону», сказал он.
Ружья и масло
После того, как Россия оккупировала Крым в 2014 году, западные страны попытались наказать Москву, введя множество санкций, направленных против ключевых компаний, а также влиятельных лиц в правительстве и близких к нему лиц.
В ответ Путин ввел запреты на западные продукты питания, такие как яблоки, молочные продукты и многое другое, и правительство стремилось полностью перестроить экономику, чтобы сделать ее менее зависимой от импорта. Он также продолжал поддерживать фискальную политику, которая превратила суверенный фонд благосостояния страны в один из крупнейших в мире.
Возможно, для таких вещей, как некоторые продукты питания, это сработало. Например, производителям сыра-ремесленникам удалось не только заменить импорт итальянского пармезана, но и получить высокую оценку некоторых кулинарных критиков.
Для таких вещей, как военные и оборонные технологии, мало что изменилось. Российский военно-промышленный комплекс, унаследовавший планирование советской эпохи, продолжал производить самолеты и танки, многие из которых используются — и уничтожаются — в войне на Украине. Российские оборонные заводы лишились доступа к некоторым украинским военным производителям, но это не было кардинальной потерей.
Для многих других секторов экономики тоже мало что изменилось: импорт продолжался, как и прежде, наряду с торговлей и интеграцией в мировую экономику.
В том числе компьютерных микросхем , для которых в России нет отечественных производственных мощностей. И это включало ИТ и сектор высоких технологий, которые в значительной степени полагаются на кодирование, программистов и программное обеспечение Запада, чтобы оставаться в курсе.
В 2015 году, через год после захвата Крыма, российское правительство приказало госорганам прекратить использование иностранного программного обеспечения — например, Microsoft Office. Четыре года спустя
«Они могут производить основные продукты питания, и они могут отправлять ракеты в космос, но они действительно не создали средние отрасли — например, для производства автомобилей. Эта средняя часть экономики все еще отсутствует», — сказал Уифер. .
Новые автомобили на стоянке у завода «Фольксваген Груп Рус» в Калуге. В марте Volkswagen объявил о приостановке производства на двух сборочных заводах в России.После вторжения 24 февраля западные страны ударили по российской экономике серией беспрецедентных санкций.
Самые крайние прогнозы того, насколько российская экономика сократится в этом году, составляют около 12-15 процентов. Более скромные оценки говорят, что это будет между 7-9 процентами. Но тем не менее, даже российские экономисты говорят, что она будет жесткой.
«Нынешняя рецессия носит трансформационный, структурный характер и будет больше по масштабу и продолжительности во всех сценариях», чем предыдущая, заявили исследователи российского центрального банка в отчете , опубликованном в апреле, имея в виду спад, вызванный COVID-19пандемия.
После этого десятки западных компаний либо приостановили свою деятельность в России, либо вообще вышли из нее.
Это выявило серьезные пробелы в российских внутренних производственных мощностях и сбои в цепочке поставок.
Бумажная промышленность, например, была не в состоянии удовлетворить спрос на беленую бумагу, а производители упаковки заявили, что не могут получить чернила, используемые для печати упаковки. Компания, которая приобрела франшизу McDonald’s в России, вновь открыла свой флагманский ресторан в Москве, но гамбургеры и обертки от картофеля фри оказались пустыми.
«Вся древесина у нас российская, но отбеливатели импортные. Сейчас производители переходят на альтернативных поставщиков, разрабатывают свои химикаты, но это тоже требует времени. В пищевой промышленности сырье отечественное, а обычное зарубежное необходимо срочно заменить упаковку», — заявила 21 апреля депутатам
Путин затронул вопрос об отечественной упаковочной промышленности во время панельной дискуссии на форуме в Санкт-Петербурге, преуменьшив проблему, когда модератор представил коробку сока, которая была белой из-за отсутствия чернил.
«Что для нас важнее всего?» он спросил . «Быть независимым, суверенным и обеспечить наше будущее развитие сейчас, для будущих поколений? Или иметь упаковку сегодня?»
Пуговицы, используемые в одежде, были еще одним примером нарушения зарубежных цепочек поставок, отметила Набиуллина.
Смартфоны тоже. Технический гигант Apple ушел из России, а это означает, что поклонникам iPhone или аналогичных популярных устройств будет сложно загрузить обновления операционной системы или даже купить приложения в магазине Apple.
Пользователи смартфонов Samsung также сообщают о серьезных проблемах , сообщает газета «Известия». Вы не можете активировать новый телефон Samsung в России, потому что вам нужна SIM-карта из страны, для которой был выпущен смартфон.
Импортозамещение, параллельный импорт
Другие отрасли промышленности, переживающие серьезные перебои, включают автомобилестроение, в котором занято около 600 000 человек по всей стране, и которое является одним из крупнейших частных работодателей в стране.
АвтоВАЗ, который до недавнего времени контролировался французской Renault Group, в некоторых местах периодически приостанавливал работу и увольнял сотрудников.
Упрощенная Lada Granta, которая ранее в этом месяце называлась , , не отличалась совершенно новым дизайном: такая модель выпускалась ограниченным тиражом с 2011 года. санкций, удивило многих наблюдателей и вызвало насмешки в Интернете.
«Если санкции останутся такими, какие они есть, разрыв между экономикой России и остальным миром будет только увеличиваться и увеличиваться», — сказал Уифер. «Российские люди в будущем будут ездить на «Ладе», а люди на Западе будут сидеть в беспилотных автомобилях».
Volkswagen Group объявила в марте, что приостанавливает производство на двух российских сборочных заводах. На этой неделе компания предложила пакетов выкупа работникам завода в Нижнем Новгороде, чтобы сократить расходы на рабочую силу — первая известная попытка любого производителя автомобилей в России в результате западных санкций.
«Осажденная крепость»
Даже некоторые оборонные предприятия споткнулись в своем производстве, обнажив дыры в том, где военные производители получают некоторые из своих частей.
Внешние условия изменились действительно давно, если не навсегда. Всем очевидно, что так, как раньше, уже не будет».
— Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина
Два завода, специализирующихся на производстве и ремонте цистерн — Уралвагонзавод и Челябинский тракторный завод — были вынуждены приостановить работу из-за отсутствия иностранных комплектующих.
Некоторые экономисты разделяют оптимизм Путина в отношении того, что российская изобретательность и альтернативные рынки, такие как Китай и Индия, которые отказались подписать западные санкции, позволят экономике выдержать удар по телу.
Тем временем законодатели и политики изо всех сил пытались создать параллельную структуру и восстановить цепочки поставок, прежде чем дефицит станет постоянным или приведет к более масштабным отключениям.
Основные интернет-магазины — Яндекс, Wildberries, Ozon — переехали для создания новых цепочек поставок для так называемого параллельного импорта, по существу заменяя розничных торговцев и грузоотправителей, которые решили или были вынуждены уйти из России.
22 июня верхняя палата российского парламента приняла закон , направленный на защиту параллельных импортеров от юридической ответственности за нарушение авторских прав или прав на товарные знаки.
Тем не менее, некоторые ведущие бизнес-лидеры, такие как Герман Греф, генеральный директор банковского гиганта Сбербанка, предупредили, что без фундаментальной перестройки российской экономике потребуется десятилетие, чтобы вернуться к уровню 2021 года.
Даже если на Украине будет достигнуто прекращение огня или перемирие, Россия все равно столкнется с феноменом «осажденной крепости», прогнозирует экономист Евгений Гонтмахер.
«В этом сценарии экономика тоже станет более примитивной и сосредоточится только на поддержке военного производства», — сказал он в исследовательской записке от 31 мая.
«Внешние условия действительно изменились надолго, если не навсегда», — заявила Набиуллина на питерском форуме вскоре после выступления Путина. «Всем очевидно, что так, как раньше, уже не будет».
В России западный вкус к продажам дорогих автомобилей
Колеса|В России западный вкус к продажам дорогих автомобилей
https://www.nytimes.com/2016/11/04/automobiles/ колеса/in-russia-a-western-taste-for-high-end-auto-sales.htmlРеклама
Продолжить чтение основного сюжетаКолеса
Покупатель в дилерском центре Porsche в Москве в 2014 году. Продажа автомобилей в России значительно упали, но покупатели с деньгами тянутся к дорогим автомобилям с Запада. Кредит… Андрей Рудаков/BloombergСТ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, Россия — Автомобильная история бывшего Советского Союза перекликается с такими автомобилями, как причудливая «Лада», футуристическая «Татра», неуклюжий, но привлекательный «Трабант» и роскошная «Волга». Затем был похожий на танк Зил — всегда в черном цвете — который возил Никиту С. Хрущева и Алексея Н. Косыгина по Красной площади.
Большинство этих марок автомобилей ушли в историю. В наши дни россиян, у которых есть деньги, привлекают дорогие автомобили с Запада: высокотехнологичные седаны, роскошные лимузины, внедорожники с высокой посадкой и такие имена, как Cayenne, S-Class и 7 Series.
В целом продажи автомобилей в России находились в свободном падении из-за западных экономических санкций и обвала цен на нефть: в прошлом году они составили менее 1,5 миллиона с почти трех миллионов в 2014 году. Но производители роскошных автомобилей, такие как Porsche, BMW и Mercedes-Benz заявляют, что, по их мнению, экономический кризис побудил богатых воспользоваться слабым рублем и инвестировать в дорогие автомобили, которые традиционно не обесцениваются в России так сильно, как на Западе.
Тем не менее, немногие имеют рублевый эквивалент 50 000 долларов или больше, чтобы потратить на Porsche. В этой стране с населением 143,5 миллиона человек — около 45 процентов населения США — Porsche в этом году рассчитывает продать 6000 автомобилей, или около 12 процентов от количества автомобилей, проданных в США в прошлом году.
Для тех, кто может купить такие автомобили здесь или в Москве, опыт не так уж отличается от автосалонов в Западной Европе или США.
Вадим Войтенков, исполнительный директор Порше Центр Пулково, который, по его словам, продает 400 автомобилей Порше в год. Фото… Стив Уильямс грязный аэропорт Пулково. Первый этаж украшен изящными спортивными автомобилями желейных цветов и внедорожником Cayenne с высокой посадкой. Клиенты, ожидающие торгового представителя или обслуживающие свои автомобили, могут растянуться на удобных креслах и посмотреть телевизор с плоским экраном, показывающий изображение Владимира В. Путина в высоком разрешении, болтающего с другими мужчинами в костюмах и галстуках. Некоторые потягивают капучино из кафе.Согласно анализу, проведенному Euromonitor International, базирующейся в Лондоне лондонской фирмой, занимающейся глобальными исследованиями рынка, богатые россияне, возможно, захотят сократить другие расходы, а не отказываться от роскошного автомобиля.
«Новый черный немецкий автомобиль: это путь», — сказал Николай Головко, руководитель проекта автомобильных исследований Euromonitor.
Но в то время как черный немецкий седан может быть идеальным транспортным средством для некоторых, внедорожники, как ожидается, составят треть всего рынка легковых автомобилей в России в 2016 году «и будут расти дальше», сказал Андрей Томышев, возглавляющий Автомобильная группа Содружества Независимых Государств для консалтинговой фирмы EY. «Покупателям нравятся внедорожники, особенно компактные, с учетом специфики российской дорожной инфраструктуры и погодных условий».
В то время как блошиные рынки подержанных автомобилей, предназначенные для менее состоятельных покупателей, усеивают сельскую местность недалеко от крупных городов, здесь господствует концепция автомобиля как символа статуса.
«Деньги сосредоточены в Москве, а Санкт-Петербург на втором месте», — сказал Вадим Войтенков, исполнительный директор — по сути, менеджер по продажам — Порше Центра Пулково. Дилерский центр принадлежит компании «Автодом», которая также управляет дилерскими центрами BMW, Mercedes и Lamborghini и представлена в Москве.
Автомобили в сервисном центре Порше Центр Пулково в Санкт-Петербурге, Россия. Porsche рассчитывает продать в стране 6000 автомобилей в этом году. Кредит … Стив Уильямс«Речь идет о синергии в России», — сказал г-н Войтенков. «Отец покупает S-класс для себя, Boxster для сына», — сказал он, имея в виду седан Mercedes — или «седан», как его здесь называют, — и двухместный Porsche с откидным верхом.
Г-н Войтенков сказал, что его магазин продает около 400 Porsche в год.
Порядок заказа автомобилей в России аналогичен порядку на других западных рынках. По словам г-на Войтенкова, большинство клиентов дилерского центра Porsche получают свои автомобили в течение двух месяцев, но ожидание может растянуться до шести месяцев для «дефицитных» автомобилей в дефиците, таких как новый Porsche Macan или автомобиль с эксклюзивной, специальной. .. цвет заказа.
После того, как клиенты получили товар, у них есть 10 дней, чтобы пойти в полицейский участок с документами о продаже и страховке для регистрации и получения номерных знаков.
Этот город во многом олицетворяет великие русские традиции. Здесь находится Эрмитаж и памятники Петру Великому, Александру Пушкину и Владимиру Ильичу Ульянову, более известному как Ленин. Есть также государственная консерватория, где когда-то преподавал советский композитор Дмитрий Шостакович.
Но в стране, которая на протяжении десятилетий официально отрекалась от культа потребления, теперь живет форма автомобильной культуры, которая также является производной от западной страсти к автомобилям.
В центре города нужно идти не дальше главной улицы, Невского проспекта, двусторонней, восьмиполосной версии Пятой авеню, чтобы увидеть «Форсаж» в русском стиле: перенастроенные «ниссаны», форсированные Старые Renault и иногда модифицированные BMW мчатся вверх и вниз, блея, рыча и отрыгивая автомобильную симфонию.