Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

​Проливка поршневых колец или раскоксовка двигателя

Часто, при достижении пробега 60000 км, владельцы Митсубиси отмечают, что в двигателе начинает происходить угар масла. Происходить «жор» масла может по нескольким причинам.

  • Несоответствие используемого масла;
  • Сильная загрязненность воздушного фильтра;
  • Закупорка канала рециркуляции картерных газов;
  • Износ ЦПГ и залегание колец;
  • Износ или повреждение маслосъемных колпачков.

Достаточно часто проблема увеличенного расхода масла кроется в залегании колец. При сравнительно небольших пробегах устранить такую неисправность помогает раскоксовка колец.

Для чего нужна профилактика поршневых колец?

В силовой установке предусмотрена смазка стенок цилиндров с последующим снятием масла маслосъемными кольцами, которое отводится в картер по специальным каналам в поршне. Использование низкокачественного топлива и смазки приводит к образованию большого количества смол, которые сначала закупоривают сливные каналы, а после оседают на проточках и кольцах, что приводит к залеганию последних. Это одна из основных причин угара масла.

Делать раскоксовку двигателя рекомендуется через каждые 60000 км пробега. Эта операция выполняется в процессе плановой замены свечей зажигания и масла.

Суть данной профилактики сводится к тому, что в цилиндры заливается специальная жидкость для раскоксовки, которая воздействует на отложения, растворяя и размягчая их. После этого они выводятся из двигателя через выхлопную систему.

Стоит отметить, что использование химических средств при значительном пробеге не рекомендуется. Большое количество отложений жидкость уже не сможет полностью растворить, но при этом они отлипнут от одних поверхностей и осядут на других. Результатом этого обычно является интенсивный износ цилиндров и появление задиров на их зеркалах. После такой процедуры восстановить работоспособность силовой установки поможет только его разборка, чистка механическим способом, с последующей проточкой цилиндров и заменой поршневых колец. И это в лучшем случае.

Чтобы этого не произошло, профилактические меры лучше выполнять вовремя. Во избежание проблем, доверить проведение работ следует специалистам, а не делать раскоксовку своими руками.

Профилактика двигателя на примере Митсубиси Лансер 10

Раскоксовка — процедура неизбежная для автомобилей с большим пробегом. Мастера нашего автотехцентра уже «набили руку», выполняя данную процедуру. Рассмотрим последовательность выполнения действий на Митсубиси Лансер 10.

В первую очередь необходимо прогреть двигатель до рабочей температуры. Данная процедура необходима, чтобы кольца лучше очистились от нагара. Внимание! Двигатель необходимо прогреть совсем немного, на горячий двигатель делать данную процедуру нет смысла, так как чистящее средство, попав в раскаленные цилиндры мгновенно испарится.

Итак, демонтируем декоративную крышку мотора

Выкручиваем крепежные элементы катушек зажигания, отсоединяем от них проводку и снимаем катушки;

Выкручиваем свечи зажигания;

Через отверстия в цилиндры заливаем хим. средство, строго следуя инструкции. Выжидаем требуемое время. Для лучшего эффекта рекомендуем оставить автомобиль на ночь.

Удаляем из цилиндров остатки средства. Устанавливаем новые свечи зажигания и возвращаем на место все снятые элементы с двигателя;

К заключительным этапам относятся: замена масла и фильтра. После проведения основных работ по раскоксовке запускаем двигатель. После стабилизации работы мотора, останавливаем его, проверяем уровень масла, при необходимости выравниваем его. Кажется, что все легко, но рекомендуем делать проливку поршневых колец в специализированном автотехцентре.

Хотите продлить ресурс силовой установке – своевременно проводите профилактику, тем более, что цена на раскоксовку значительно ниже, чем на ремонтные работы (в данном случае капитальный ремонт двигателя). Более того, после правильного и последовательного выполнения всех вышеуказанных действий, двигатель автомобиля словно обретет «второе дыхание». Вы сразу ощутите улучшение динамики двигателя, расход масла вернется в норму, на пониженных оборотах мотор станет лучше себя вести. Не затягивайте! Узнать стоимость процедуры в нашем автотехцентре можно по телефонам, указанным на сайте или отправьте онлайн-заявку и мы сами свяжемся с вами.

Раскоксовка колец на двигателях toyota

Раскоксовка колец на двигателях toyota

/ /

Через двигатель проходят тонны топлива. Часть несгоревшего топлива просачивается в зазор между поршнем и цилиндром. В свою очередь сгоревшее масло, всегда присутствующее на стенках цилиндра, снимается поршневыми кольцами. Эта смесь углеводородов неизбежно попадает в зазоры между кольцами и поршневыми канавками. Под действием высоких температур топливо и масло преобразуются в более вязкие и даже твердые трудноудаляемые смолисто-коксовые отложения. Вредные смолисто-коксовые отложения «прихватывают» поршневые кольца, нарушая их работоспособность. Как вы понимаете, это приводит к падению компрессии в цилиндрах, снижению мощности двигателя, плохому запуску, перерасходу топлива и масла, увеличению токсичности отработавших газов. Коксование также является причиной ускоренного износа цилиндро-поршневого комплекта.

Инструкция по применению

  1. Прогреть двигатель до рабочей температуры. Установить автомобиль так, чтобы оси цилиндров, по возможности, заняли вертикальное положение.
  2. Для бензинового двигателя — выкрутить свечи зажигания, для дизеля — форсунки или свечи накаливания.
  3. Поворачивая коленчатый вал двигателя, выставить поршни в положение, близкое к среднему.
  4. Залить в каждый цилиндр по 45 миллилитров жидкости, после чего сразу же закрыть технологические отверстия, например, наживив свечи зажигания, для образования «паровой бани» в камерах сгорания. 
  5. Отключить систему зажигания путем снятия разъема с датчика Холла либо закорачиванием центрального высоковольтного провода на массу, либо другим способом во избежание искрения и возможного воспламенения паров раскоксовывающей жидкости, а также выхода из строя приборов системы зажигания.
  6. Оставить двигатель на 1 час.
    Для усиления эффекта раскоксовывания рекомендуется в течение часа два-три раза поперемещать поршни вверх-вниз, поворачивая в обе стороны коленчатый вал в пределах 5-10 градусов.
  7. По истечении времени освободить технологические отверстия (выкрутить свечи). Принять необходимые меры предосторожности от попадания остатков очистителя на детали автомобиля. Прокрутить вал двигателя стартером 2-3 раза по 5-10 секунд при полностью нажатой педали акселератора для удаления излишков жидкости и паров из цилиндров.
  8. Установить демонтированные узлы и детали. Убедиться в правильности совершенных операций.
  9. Запустить двигатель и дать поработать 5-10 минут в режиме переменных оборотов (холостой ход с перегазовкой). Не рекомендуется повышать обороты двигателя выше 2/3 от максимально допустимых. При необходимости можно проехать на автомобиле не более 10-15 км.
  10. Заменить моторное масло, используя промывочные концентраты «ЛАВР» для очистки масляной системы двигателя.

При наличии времени и для вашего удобства можно 6-й пункт заменить выдерживанием двигателя в течение 12 часов.

Расход препарата — около 200 мл на четырехцилиндровый двигателя легкового автомобиля объемом до 2000 см3. В случае если ось цилиндров наклонена (например, V-образный двигатель) или же камера сгорания сформирована значительной выемкой в днище поршня — объем заливаемой жидкости необходимо соответственно увеличить.

Процедуру очистки целесообразно совмещать с текущим техническим обслуживанием, включающим промывку системы смазки, замену масла и фильтра, профилактику свечей зажигания и т. п. Правильная замена масла позволит существенно повысить эферективность очистки, так как при этом интенсивно промывается система смазки и поршневая группа.

Раскоксовывание двигателя не компенсирует износ цилиндро-поршневого комплекта, поэтому в случае предельного износа вы можете не достичь положительных результатов.

Теги

двигатель, Toyota, Раскоксовка колец

Как очистить поршневые кольца, не снимая — автомобиль, грузовик и транспортное средство Инструкции

Эмма Дэвис

ВНИМАНИЕ:

Мы сотрудничаем с лучшими поставщиками, чтобы помочь вам сэкономить на автостраховании.

Сравните БЕСПЛАТНЫЕ цитаты автострахования сейчас!

Двигатели внутреннего сгорания вырабатывают энергию при сжигании бензина, и мощность передается через свечу зажигания. В процессе воспламенения на головке поршня и клапане двигателя из бензина образуется угольный налет.

Со временем это может привести к проблемам с двигателем, которые повлияют на расход топлива, звук двигателя и мощность. В худшем случае, когда пар, исходящий от мазута, превращает отложения в грязь, это может привести к полной поломке двигателя.

Лучший способ предотвратить этот дорогостоящий ремонт — убедиться, что вы выполняете надлежащую очистку и техническое обслуживание вашего поршня, что включает в себя удаление нагара и может выполняться без снятия поршней. Мы собираемся найти лучшие способы очистки ваших поршней, не снимая детали.

Признаки и причины загрязнения поршней

Повреждение поршней может привести ко многим проблемам во всем двигателе и снижению производительности автомобиля. Неисправность поршня легко обнаружить, но часто ее можно легко избежать при наличии необходимых знаний.

Бензин низкого качества может привести к повышенному нагарообразованию, поэтому по возможности используйте бензин хорошего качества. Хотя это не может полностью предотвратить повреждение в будущем, оно определенно может замедлить скорость.

Грязь и нагар могут забить клапаны, что приведет к попаданию меньшего количества топлива/воздуха в цилиндр, что может снизить мощность и эффективность автомобиля, а также вызвать неравномерный рабочий ход двигателя.

Это также может привести к тому, что ваш автомобиль не пройдет испытания на загрязнение окружающей среды из-за увеличения выбросов от неправильно сожженного топлива, поэтому важно, чтобы вы поддерживали правильную работу, чтобы предотвратить любые нежелательные неисправности.

Дым

Если поршневые кольца загрязнены или неисправны, из выхлопной трубы может исходить чрезмерное количество дыма. Он может казаться густым и серым с синим оттенком, сопровождаемым запахом горящего масла. Это, очевидно, может быть признаком и других проблем, но в сочетании с другими перечисленными нами неисправностями все это может указывать на загрязнение поршневых колец.

Проблемы с ускорением

Другой распространенной неисправностью, связанной с грязью и отложениями, является потеря мощности ускорения. Это происходит по мере того, как ваши поршни изнашиваются, и может иметь место меньшее сжатие. Это также создаст гораздо более медленное время ускорения, а в худшем случае вообще не ускорится.

В этом случае мы предлагаем заменить поршни безопаснее, чем чистить их.

Расход масла

Когда кольца изношены, это приводит к утечкам моторного масла, поэтому вы обнаружите, что доливаете масло гораздо чаще, чем рекомендуемые 3000-5000 миль. Прежде чем заменять поршни, вам следует попробовать почистить поршни, если нет очевидных неисправностей, чтобы попытаться сэкономить немного денег.

Каково назначение поршней?

Поршни вашего автомобиля передают расширяющийся газ в цилиндре на коленчатый вал и выполняют две основные функции. Они изолируют продукты сгорания и передают тепло стенкам поршня, а также регулируют количество смазки в нужных местах.

При наличии таких важных функций крайне важно, чтобы поршни полностью функционировали, чтобы предотвратить повреждение автомобиля и потерю мощности.

Очистка грязных поршней при регулярном нагарообразовании является ключом к предотвращению поломок, поэтому в следующий раз, когда вы подумаете об очистке своего автомобиля, остановитесь и подумайте, могут ли поршни в вашем автомобиле также выиграть от очистки!

Как очистить поршневые кольца, не снимая

Мы подробно рассмотрим, как удалить нагар с ваших поршней и сделать это настолько просто, насколько это возможно, чтобы вам не пришлось снимать какие-либо внутренние детали или клапаны. от вашего двигателя.

Способ первый

  1. Убедитесь, что двигатель выключен, и припаркуйтесь в хорошо проветриваемом месте для выполнения этой задачи.
  2. Отсоедините впускной воздуховод от корпуса дроссельной заслонки. На этом этапе, если у вас есть высокий уровень отложений, которые необходимо удалить, вы можете использовать специальные чистящие средства, предназначенные для удаления углерода высокой плотности и облегчения этой работы.
  3. Поскольку присадка растворяет нагар, очистите топливную рампу и все в двигателе, через которые проходит топливо. Вы можете сделать это самостоятельно, либо воспользоваться специальным аппаратом для эффективной очистки всей топливной системы.
  4. Используйте улучшитель бензина, чтобы предотвратить дальнейшие проблемы с непостоянным качеством бензина и разным качеством бензинового насоса, что приводит к дополнительному накоплению остатков.

Второй метод: циркуляция масла

Более простой и менее трудоемкий метод заключается в внутренней очистке областей автомобиля, склонных к скоплению отложений, и удалении шлама за счет использования нагретых паров моторного масла.

Вот как:

  1. Добавьте продукт для восстановления рабочих характеристик двигателя в используемое автомобильное масло.
  2. Оставьте автомобиль работать примерно на 30 минут, чтобы продукт размягчил и растворил засорившуюся грязь в двигателе.
  3. По прошествии этого времени выключите автомобиль и слейте моторное масло, прежде чем доливать новое масло, и вы заметите разницу.

Часто задаваемые вопросы

Как отклеить поршневые кольца, не снимая двигатель?

Если ваши поршневые кольца застряли, попробуйте снять свечи зажигания/накаливания и залить немного тормозной жидкости (100 мл на поршень), чтобы ослабить поршневые кольца. Оставьте его на ночь, если это необходимо.

Как временно восстановить изношенные поршневые кольца?

В качестве временного решения вы можете использовать более густое масло, чем обычное, чтобы ваши кольца герметизировали камеру сгорания лучше, чем обычное масло. Это может увеличить срок службы ваших поршневых колец, пока вы не установите замену.

Будет ли морская пена очищать поршневые кольца?

Seafoam можно пропустить через впускной патрубок двигателя или распылить в полости цилиндров, чтобы пропитать поршни и очистить впускные клапаны.

Как долго проработает двигатель с изношенными поршневыми кольцами?

Поршневые кольца рассчитаны на срок службы около 100 000 миль, но их следует заменить, как только на них появятся признаки износа и повреждения.

Заключение

Часто только после возникновения неисправности мы осознаем, что поршневые кольца являются очень важной частью работы наших автомобилей. Поэтому знание того, как правильно их чистить, — это хороший способ сохранить здоровье вашего двигателя, повысить производительность и предотвратить ужасную потерю мощности.

Получите больше советов от нас, прочитав эти статьи по теме:

5 Признаки неисправности поршневых колец Причины и способы устранения

Что такое стук поршня? Как это звучит?

Масло во впускном коллекторе: в чем причина и как это исправить?

Как правильно обкатать поршневые кольца!

Капитан Кирк в уже ставшей классикой телесериале «Звездный путь» постоянно дразнил бедного Скотти, требуя «Больше силы!» Этого хотят все. Больше силы! Один из способов обеспечить мощность, заложенную в вашем двигателе, — это использовать любую возможность, чтобы уменьшить давление в цилиндре на толкающей стороне поршней.

Отличный способ в полной мере воспользоваться инженерными достижениями 21 века, применяемыми в поршневых кольцах, — это оптимизировать процедуру приработки / посадки колец. Это выходит далеко за рамки простого выбора правильного масла для обкатки, хотя это отличное начало. Как мы увидим, процесс несколько специфический и менее чем полезный, если вы его испортите!

Покрытие отверстия оказывает долгосрочное влияние как на то, насколько хорошо кольца притираются, так и на то, насколько они герметизируют давление в обоих цилиндрах и не допускают попадания масла в камеру.

Идеализация кольцевого уплотнения начинается с правильного хонингования цилиндра. В центре внимания этой истории нет конкретных процедур, но правильная хонинговальная пластина с включенным углом хонингования 45 градусов, безусловно, движется в правильном направлении. Такой угол помогает удерживать масло, а также способствует движению кольца внутри канавок, что важно для сохранения герметичности.

Несколько шероховатая поверхность только что отшлифованного цилиндра отчасти создана для того, чтобы способствовать формированию рисунка износа между ним и поверхностью кольца. Для этого кольца удаляют микроскопические пики, образовавшиеся в процессе хонингования. Создание надлежащей высоты этих пиков и глубины впадин значительно улучшит потенциал кольцевого уплотнения. Смазка является еще одним критическим элементом в этом процессе, но масло может достичь намеченных целей смазки и улучшения кольцевого уплотнения только при соблюдении других условий.

При сборке двигателя компания JE рекомендует использовать моторное масло или легкое машинное масло для стенок цилиндров и колец. Эта смазка будет присутствовать только на начальных оборотах до запуска двигателя. Следует избегать использования высоковязких или липких смазочных материалов для узла двигателя вокруг пакета колец.

Коническая или овальная стенка цилиндра значительно усложняет задачу уплотнения и приработки кольца. Это ставит во главу угла правильную технику заточки и отделку.

Это подводит нас к тому, как двигатель должен работать после первоначального запуска. Идеальная комбинация — настроить двигатель так, чтобы он заводился с первого или второго оборота. Для карбюраторных двигателей это означает предварительное заполнение топливных баков и точную настройку начального момента. Как только двигатель запустится, немедленно доведите его до оборотов выше холостого хода. По словам старшего менеджера по техническим вопросам JE Алана Стивенсона, «вы не хотите обкатывать двигатель на холостом ходу. Вы хотите поддерживать обороты выше 1500 об/мин и непрерывно изменять скорость примерно в течение первых 20 минут». После доведения двигателя до нормированной температуры охлаждающей жидкости и масла включите двигатель под нагрузкой. Давление в цилиндре от 50 до 75 процентов и, в конечном счете, до 100 процентов нагрузки создаст дополнительное давление на заднюю сторону колец, что быстро установит надлежащую форму износа для посадки.

С сегодняшними кольцами, особенно версиями с молибденовым покрытием, этого можно добиться за очень короткий период времени и, конечно же, в пределах 20-30 миль уличной езды. При динамическом тестировании WOT кольца, скорее всего, садятся к концу первых нескольких прогонов.

Обратите внимание, что второе кольцо изношено только в нижней половине, где должно изнашиваться маслосъемное кольцо. Износ верхнего кольца трудно увидеть, но на самом деле он соприкасается только в центре молибденовой вставки.

Энтузиасты двигателей часто осуждают кольцо как «не сидящее», потому что рисунок износа не распространяется по всей поверхности кольца. К сожалению, это неверное предположение. Почти все верхние кольца имеют бочкообразную поверхность, при которой только часть кольца в самом широком месте фактически соприкасается со стенкой цилиндра. Таким образом, износ будет только на небольшой части кольца. Верхнее или второе кольцо, имеющее полный контакт с торцом, следует считать изношенным. Надлежащая работа колец и их уплотнение основаны на скольжении колец по масляному покрытию между кольцом и стенкой цилиндра почти так же, как шейка коленчатого вала скользит по тонкой пленке масла между ней и подшипником.

Остекление — это термин, часто используемый при обсуждении цилиндра, который не прирабатывался должным образом. Это часто происходит после того, как двигатель проработал на холостом ходу или при очень малой нагрузке в течение достаточного времени. Это создает случай, когда окисленное масло скапливается на стенках цилиндра и создает несколько блестящее поверхностное покрытие, которое полностью заполняет пики и впадины процесса хонингования. В качестве визуального ориентира представьте себе микроскопическое поперечное сечение свежезаточенной стенки цилиндра, внешне похожее на вид сбоку полотна ножовочной пилы с множеством пиков и впадин. Теперь представьте, что вы смотрите на использованное полотно ножовки, зубья которого стерлись почти до гладкости. Вот что дала бы кольцам застекленная стенка цилиндра.

Установка кольцевого уплотнения начинается с правильной сборки, то есть очистки стенок цилиндра. Существуют десятки методов, но один из них заключается в том, чтобы сначала промыть горячей мыльной водой, а затем чистыми белыми бумажными полотенцами с маслом с высоким содержанием моющих средств, таким как ATF или масло Marvel Mystery. Это полотенце все еще показывает песок после четырех предыдущих проходов очистки. Продолжайте, пока каждое отверстие не станет чистым.

Заполненные пики и впадины создают чрезвычайно гладкую поверхность, что затрудняет контроль масла. Конечным результатом является чрезмерное потребление масла. Иногда эта глазурь будет демонстрировать чрезмерное потребление масла с присутствием или без присутствия классического синего масляного дыма. Быстрый способ оценить расход масла выше нормы — вывернуть свечи зажигания и проверить наличие масла на резьбе свечей зажигания. Это общий предупредительный признак потери контроля над маслом.

Если вы подозреваете, что кольца не сели на место, иногда это можно исправить с помощью первоклассного очистителя. Это не означает, что нужно высыпать пару чайных ложек моющего средства Bon-Ami во внутрь. Несмотря на смехотворность, эта рекомендация эпохи плоских головок каким-то образом пережила век электроники. Но авторитетные чистящие средства высшего класса использовались с некоторым успехом.

Остекление также связано с чрезмерным выбором масла для обкатки. Вероятно, существует почти столько же вариантов бутикового моторного масла, сколько у девушек Кардашьян в обуви. По словам Стивенсона, при выборе масла для обкатки в первую очередь необходимо убедиться, что масло совместимо с распределительным валом. Кулачок с плоским толкателем потребует большей концентрации смазочных материалов высокого давления, таких как диалкилдитиофосфат цинка (ZDDP), по сравнению с поршневыми кольцами, поэтому выбор масла для обкатки должен быть приоритетным. Отраслевых стандартов уровня ZDDP для масел для обкатки не существует. Для высокопроизводительного масла для обкатки, не относящегося к API, обычная концентрация должна составлять от 1000 до 1500 частей на миллион (частей на миллион).

Испытательные стенды для двигателей отлично подходят для проверки работы, подтеканий и ошибок, но не должны использоваться для обкатки колец. Для правильной приработки колец необходимо как можно скорее приложить нагрузку к двигателю.

Проблемы могут возникнуть, когда применяется теория «чем больше, тем лучше», и концентрации ZDDP радикально превышают вышеупомянутые уровни. Чрезмерный уровень ZDDP в сочетании с низким уровнем моющих средств является плохой комбинацией. ZDDP имеет тенденцию связываться на молекулярном уровне с металлом, в то время как моющие средства удаляют те же самые добавки из таких областей, как стенка цилиндра. Если используются чрезмерные уровни ZDDP, это может привести к застеклению стенок цилиндра и потере контроля масла.

Разумеется, остальная конфигурация двигателя также должна быть должным образом подготовлена. Распространенная причина выхода из строя кольцевого уплотнения возникает, если двигатель работает с чрезмерно богатым соотношением воздух-топливо. В этой болезни часто обвиняют карбюраторы, но плохо настроенная система EFI, работающая при соотношении воздух-топливо 10:1, может нанести такой же ущерб. Чрезмерно богатое соотношение воздух-топливо позволяет сырому топливу смывать масло со стенки цилиндра, сводя к минимуму смазку именно в тот момент, когда кольца и стенки цилиндра нуждаются в ней больше всего. Частью ошибки, связанной с обогащением смеси, является широко распространенное заблуждение о том, что обедненное соотношение воздух-топливо на холостом ходу заставляет двигатель работать горячее. Реальность такова, что обедненные смеси на холостом ходу сводят к минимуму повышение температуры, поскольку меньше тепла подвергается воздействию системы охлаждения, потому что сгорает меньше топлива.

Выбор правильного масла для обкатки имеет решающее значение для правильной обкатки двигателя. Почти каждая компания, выпускающая качественные масла, предлагает масло для обкатки, в котором отсутствуют некоторые присадки, препятствующие процессу обкатки.

Если дать двигателю поработать на холостом ходу в условиях чрезмерно богатой смеси всего лишь 30 минут, это может привести к значительному повреждению стенки цилиндра, при котором стенка может стать тусклой, темно-серого цвета. Если это произойдет, двигатель, скорее всего, потребует полной разборки и нового хонингования.

Масло для обкатки также следует использовать только для начальной обкатки двигателя, а затем менять вместе с фильтром и заменять моторным маслом, которое вы собираетесь использовать. На уличном двигателе это будет означать менее 100 миль. Замена масла для обкатки удаляет примеси, которые будут присутствовать в масле после периода обкатки. Это особенно верно для гоночных двигателей, в которых используются фильтры с меньшими ограничениями. JE также рекомендует избегать использования синтетических материалов во время обкатки, чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами установления характера износа. Синтетика иногда может слишком хорошо уменьшить трение, так что кольца не могут сидеть должным образом.

Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *