Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

Содержание

Полярность аккумулятора — что означает и как правильно определить полярность?

Полярность – расположение на крышке аккумулятора присоединительных клемм, которые являются токовыводящими элементами. Так как полюса всего два – положительный и отрицательный, то и вариантов расположения их немного – прямое и обратное. Мы рассмотрим по отношению к чему принято определять расположение клемм, что будет если случайно перепутать полюса, когда специально делается переполюсовка.

Что означает прямая и обратная полярность аккумулятора

Расположение клемм на аккумуляторе происходит всегда в определенной последовательности, по стандарту стран производителей. Клеммы всего две, плюс и минус. Они могут иметь разное положение, но наиболее удобным для обслуживания оказалось вынести клеммы на крышку. При этом они бывают поднятыми или утопленными, отличая европейский и азиатский тип.

Клеммы удобно располагать на крышке с двух сторон. Прямая и обратная полярность отличают аккумуляторы только переменой места полюсов. Если прямым считают положение, когда ты читаешь надписи на лицевой стороне, а правая рука касается правой плюсовой кнопки. Обратное положение- та же рука касается отрицательной кнопки.

Это важно учитывать, покупая аккумулятор взамен старого. Подключать клеммы наоборот будет неудобно, придется наращивать один провод, укорачивать другой.

Расположение токовыводящих элементов

Чаще всего можно встретить две комбинации расположения клемм. Это и есть полярность, которая может быть:

  1. Прямой, когда плюсовая клемма находится слева, а минусовая — справа. Иногда такое распределение токовыводов обозначается единицей, что часто можно увидеть на аккумуляторах отечественных производителей. Найти маркировку довольно просто, достаточно повернуть батарею лицевой стороной таким образом, чтобы токовыводящие элементы располагались внизу. Если плюс стоит слева, то это прямая полярность. Такие АКБ установлены на российских авто. Ярким примером послужит «Приора».
  2. Обратной, когда плюсовая клемма расположена справа, а минусовая — слева. Нередко такой тип полярности обозначается нулем, что считается чисто европейской разработкой. Процесс нахождения информации о расположении полюсов такой же. Если на этикетке минус находится слева, то это говорит об обратной полярности АКБ. Чаще всего такие аккумуляторы встречаются в иномарках.

Вот и вся классификация полярности аккумуляторов для легковых машин. Разобраться с этим сможет даже школьник, но бывают случаи, когда маркировка на АКБ отсутствует, и тогда приходится прибегать к подручным способам определения прямой и обратной полярности.

Как отличить аккумуляторы

Нередко в разговорах автолюбителей проскакивает фраза о мифической азиатской и американской полярности. На самом деле, это слухи: таких в природе не существует. Скорее всего, понятие расположения токовыводов путают с типоразмерами АКБ. Батареи азиатского типа отличаются более компактными размерами, отсутствием выступа на верхней крышке аппарата, тонкими клеммами. Американские аккумуляторы также имеют характерные признаки — это расположение токовыводящих деталей на верхней панели. Рекомендуем: Сравнение аккумуляторов из топа АКБ для авто
Что касается полярности аккумулятора, российскую и европейскую легко можно различить по месторасположению клемм или маркировке (0 и 1). В остальном компоновка, размеры коробки, количество банок и прочие внешние признаки идентичны, поэтому даже опытный автомобилист может попасть впросак, не посмотрев на этикетку. Чтобы не угадывать, проще обратиться к продавцу, который подберет АКБ, соответствующую той или иной марке авто.

АКБ для грузовых автомобилей

Система расположения клемм на аккумуляторах для грузовых машин мало чем отличается от легковых. Оба вывода находятся на одной из коротких сторон коробки. Определить полярность АКБ просто, необходимо посмотреть на расположение клемм:

  • Если токовывод с обозначением «+» находится с левой стороны, то это обратная (европейская) полярность, которая также может помечаться тройкой.
  • Если положительный токовыводящий элемент размещен справа, то это прямая (российская) полярность. Некоторые производители могут обозначать ее четверкой.

Нередко батарейки для грузовых авто встречаются с компоновкой, которая помечается цифрой 2. В таком случае клеммы располагаются на верхней панели по диагонали.

Грузовые автомобили могут оснащаться одним из двух типов аккумуляторов, только клеммы у них обычно располагаются на одной из коротких сторон. Определить, полярность АКБ прямая или обратная, в этом случае также можно визуально:

  1. Нужно повернуть батарею так, чтобы она была обращена к лицу смотрящего той стороной, на которой расположены клеммы и обратить внимание на то, какой из токовыводов будет слева, а какой справа.
  2. Если «плюс» находится слева, то это обратная полярность, которая в случае с грузовыми автомобилями нередко называется европейской. Для ее обозначения была выбрана цифра «3».
  3. Если же слева «минус», а справа — «плюс», это полярность прямая, которая также может называться российской. Такие батареи маркируются цифрой «4».

Рекомендуем: Как правильно долить в аккумулятор дистиллированную воду

Итак, две полярности аккумуляторов для легковых автомобилей обозначаются цифрами «0» и «1». Для обозначения аккумуляторных батарей, рассчитанных на установку в грузовых автомобилях, применяются цифры «3» и «4».

Нераспространенные типы батарей

Есть батареи, которые обозначаются цифрой «2», однако используются они не так часто. Расположение токовыводов на них можно назвать диагональным: в одном углу на верхней крышке находится клемма со знаком «минус», а в противоположном углу — клемма со знаком «плюс». В этом случае поверхность крышки можно сравнить в боксерским рингом, а сами клеммы — с боксерами в начале раунда.

Стоит также сказать еще о двух менее распространенных типах, которые маркируются цифрами «6» и «9». Если указана шестерка, значит, клеммы находятся на крышке в двух углах, но не в противоположных, а в соседних. Если указана девятка, то «плюс» и «минус» находятся друг напротив друга.

Как определить – полярность аккумулятора прямая или обратная

У каждого аккумулятора есть лицевая сторона, снабженная маркетинговыми и информационными наклейками. Если поставить аккумулятор лицом к себе, клеммы располагаются по правую и левую руку.

«Прямая» полярность в маркировке иногда отмечается цифрой 1. Это российская компоновка аккумуляторов. Если аккумулятор стоит лицом, плюсовая кнопка под левой рукой, красная или с рифленым плюсом. Правая — отрицательная

«Обратная» полярность в классификациях о. Чтобы определиться, нужно поставить аккумулятор лицом к себе. Левая рука ляжет на отрицательную клемму, а правая – на положительную.

Прямая и обратная полярность обозначают различие во внутренней схеме контактов банок на ту или другую сторону. Практически это значит, при замене аккумулятора владелец может перепутать полюса при подключении к шинам авто.

Определение полюсов при отсутствии маркировки

Положительные и отрицательные токовыводы выделяются знаками (плюс и минус) или цветами. Плюсовой заряд производители обозначают красным, а минусовой — черным или синим оттенком. Ситуации, когда опознавательные знаки отсутствуют, довольно редки, но все же встречаются на практике. Определить полярность аккумулятора автомобиля в таком случае можно следующими способами:

  • Измерение диаметра токовыводящих элементов. Плюсовые клеммы имеют больший размер. Для европейского типоразмера диаметр положительного вывода будет составлять 19.5 мм, для азиатского — 12.7 мм. Чтобы получить точное измерение, следует воспользоваться штангенциркулем.
  • Эксперимент с лимонной кислотой. Для того чтобы определить расположение клемм, необходимо приготовить слабый раствор и разлить его в два стакана. К выводам прикручивается тонкая медная проволока, оголенные концы которой опускаются в кислую жидкость. Если в одной из емкостей наблюдается активное газообразование, там находится минусовой вывод.
  • Эксперимент с сырым картофелем. Для этого нужно взять один овощ, разрезать его пополам и поместить в него медные проводки, отходящие от минусового и плюсового токовывода, на расстоянии 1 см. Возле проволоки, которая исходит от положительно заряженной клеммы, появятся зеленые пятнышки.
  • Измерение напряжения мультиметром. Необходимо щупами коснуться токовыводов автомобильного аккумулятора и посмотреть на показания. Если мультиметр показывает положительный заряд, то под красным проводом находится клемма со знаком «+», а под черным — минус. Если же прибор демонстрирует минусовое напряжение, то плюсовой вывод располагается под черным щупом.

Чтобы машина исправно работала, каждому автомобилисту необходимо познакомиться с методами определения полярности АКБ. Для этого нужно научиться различать маркировку на этикетке или воспользоваться подручными средствами, которые помогут распознать месторасположение токовыводов. Узнав это, можно запросто определить европейскую и российскую полярность автомобильного аккумулятора.

Что означает обратная полярность аккумулятора

Обратная полярность значит предусмотрена вариативность посадки относительное расположение полюсов аккумуляторов даже у одного производителя может быть прямым и обратным. Это позволяет эффективнее использовать подкапотное пространство, делая удобную компоновку. Тем важнее выбрать точно такой же аккумулятор. Если полярность обратная, независимо, в грузовой или легковой машине, катод будет всегда находиться под правой рукой, при условии, что аккумулятор стоит правильно.

Смена полярности аккумулятора

Смена полярности аккумулятора может произойти случайно или преднамеренно. Если вы перепутали клеммы при прикуривании – материальные издержки как донору, так и акцептору обеспечены.

Если случайно произвели смену полярности в своем авто, то в лучшем случае сгорит главный предохранитель, в худшем – диодный мост. Чем быстрее заметили косяк – тем меньше потери.

Смена полярности, как переполюсовка применяется для возвращения работоспособности сульфатированному АКБ. Аккумулятор с аппетитом ест сульфат свинца, очищая пластины. Но переполюсовка – работа аккумулятора вопреки правилам. Вынужденная мера должна быть временной. Гораздо лучше использовать при десульфатации двойную смену полярности.

Последствия неправильного подключения

Многие неопытные владельцы авто задаются вопросом, можно ли устанавливать в машине аккумуляторы с другой полярностью и чем может обернуться неправильное подключение. Перепутанные клеммы могут привести к серьезным последствиям.

К числу серьезных поломок, к которым может привести выбор автомобильной батареи с неподходящей полярностью, относятся:

  1. Замыкание, которое заканчивается сгоранием нескольких предохранителей. Такую поломку можно быстро и недорого исправить. Предотвратить перегорание можно, если своевременно заметить искры, появляющиеся при подключении АКБ.
  2. Воспламенение, возникающее при долгой эксплуатации неправильно подключенной батареи. Из-за этого сперва загораются мелкие провода, а потом и более крупные элементы.
  3. Разрушение АКБ, которое происходит из-за оплавления некоторых деталей и разряжения батареи вследствие воздействия обратного заряда.
  4. Поломка бортового компьютера, ремонт которого любому водителю обойдется дорого из-за высокой стоимости новой платы.
  5. Сгорание предохранителей, которые можно поменять на новые защитные элементы в течение нескольких минут.
  6. Поломка генератора, замена которого может сильно ударить по карману невнимательного автолюбителя. Часто на нем устанавливаются защитные предохранители, предотвращающие такие поломки. В таком случае менять генератор не придется, достаточно будет купить новый диодный мост.
  7. Повреждение электропроводов и сигнализации, которые быстро выходят из строя при неправильной установке аккумуляторной батареи.

Современные автомобили оснащены надежной системой защиты от неверного подключения и воздействия обратного тока. Если присутствует защитная система, то неудачный опыт может обернуться заменой нескольких предохранителей, поэтому не стоит сильно волноваться по этому поводу.

В любом случае лучше поменять аккумулятор с неподходящей полярностью. Несоответствие модели поможет определить длина минусовых и плюсовых проводов, которых попросту не будет хватать для подключения. Конечно, можно схалтурить и удлинить их, но неверно выбранное сечение или слабая оплетка приведут к тем же последствиям, что и неправильно подобранная АКБ.

Рекомендуем: Особенности обмена старого аккумулятора автомобиля на новый

Аккумулятор. Полярность прямая и обратная

Автомобильный аккумулятор – одна из важнейших составляющих транспортного средства. Он не только запускает двигатель и разгружает работу генератора, но и питает всю бортовую электронику. Средний срок службы этого устройства составляет от трёх до шести лет (в зависимости от модели). Главная задача любого водителя – правильно выбрать аккумулятор. Полярность детали может быть прямой и обратной, что, в свою очередь, влияет на процесс её эксплуатации.

Виды приборов

Существует три вида аккумуляторов – обслуживаемые, малообслуживаемые и необслуживаемые.

Обслуживаемый аккумулятор подлежит ремонту: при замыкании пластин их меняют на новые. Также в подобных моделях можно контролировать уровень электролита – его при необходимости доливают. Подобных приборов осталось совсем немного на рынке.

В малообслуживаемых аккумуляторных батареях можно только следить за электролитом. Доступа к пластинам в нём нет. Такую батарею можно приобрести как залитую, так и сухозаряженную – «на вырост».

Необслуживаемые модели представляют собой плотно запаянную коробку, в которую нельзя долить электролит и нет доступа к пластинам. Батареи этого типа имеют больший срок эксплуатации за счёт использования гелия, который практически не испаряется. Цена необслуживаемых батарей высока.

На что обращать внимание при покупке?

В первую очередь следует ориентироваться на модель. Меньше всего проблем доставляет необслуживаемый аккумулятор. Хотя его стоимость выше, чем остальных, но и срок службы больше.

Батарею нужно покупать в специализированном магазине. Следует обязательно спрашивать о наличии сертификата соответствия, чтобы избежать приобретения подделок.

Необходимо помнить, что все аккумуляторы имеют свой срок годности. Поэтому важно надо обращать внимание на дату выпуска.

Что нужно учитывать, выбирая новый аккумулятор?

1. Полярность.

2. Ёмкость. Оптимальная вместительность АКБ указана в техпаспорте автомобиля.

3. Габариты. Лучше всего покупать новую батарею, принимая во внимание мерки, снятые со старой.

4. Пусковой ток (чем выше ток, тем лучше).

Эти четыре пункта – основные моменты, которые нужно запомнить и применить на практике, приобретая аккумулятор.

Полярность

Выбирая новую батарею, очень важно обратить внимание на эту характеристику. Существует прямая полярность аккумулятора и обратная.

Под полярностью батареи имеется в виду расположение на ней клемм. Если полярность прямая, то плюсовая клемма находится слева, если обратная – справа. Смотреть нужно с лицевой стороны.

Если полярность аккумулятора выбрана неправильно, устройство просто не удастся подключить, так как не хватит проводов. Даже если удлинить их, у водителя всегда будут возникать проблемы при подсоединении клемм.

Очень просто установить полярность аккумулятора по марке автомобиля. Необходимо запомнить, что в машинах американского производства она прямая, а в японских – обратная.

Конечно, полярность аккумулятора не влияет на его качество. Однако если водитель привык к прямому типу, то, подключая клеммы, он постоянно будет путать их местами. В результате не избежать коротких замыканий и перегорания проводки.

Проще всего запомнить расположение клемм, изучив старый аккумулятор. Полярность – это основной критерий при выборе. Данную характеристику должен учитывать каждый водитель.

Правильный уход

Чтобы аккумулятор автомобиля прослужил как можно дольше, следует правильно, а главное, вовремя за ним ухаживать:

1. Устройство необходимо корректно заряжать. Никогда нельзя допускать даже одного полного разряда батареи. Может случиться так, что она станет непригодна.

2. Если батарея обслуживаемого или малообслуживаемого типа, следует периодически доливать электролит. Плотность жидкости можно измерить аэрометром.

3. Поверхность батареи всегда должна быть чистой. Грязь и накипь разряжают устройство, а накопления мусора в газоотводных отверстиях вообще могут стать причиной взрыва.

4. Во избежание коротких замыканий нужно правильно отсоединять аккумулятор. Полярность устройства (плюсовая и минусовая клеммы) в этом поможет. Начинать демонтаж надо с минусовой клеммы, а монтировать – с плюсовой.

5. Если в зимнее время автомобиль не используется, батарею лучше снимать и хранить дома или в любом другом тёплом и сухом месте.

Заключение

Аккумулятор – важнейший компонент любого автомобиля. Не столь важно, какой он модели (обслуживаемый, малообслуживаемый или необслуживаемый). Правильный уход обеспечит длительную работу устройства.

Если аккумуляторная батарея вышла из строя, покупать новую необходимо только в специализированном магазине. Зная, как определить полярность аккумулятора, на какие ещё параметры обращать внимание, вы обязательно приобретете качественное, надежное и подходящее вашему авто изделие.

Повреждение от перевернутой батареи (NCC/VTX) — 4QD

Повреждение от перевернутой батареи (NCC/VTX)

На этой странице подробно описано повреждение батареи от перевернутого положения, которое может произойти с VTX или NCC, если батарея подключена неправильно.

Имейте в виду, что реверсирование батареи означает мгновенную смерть контроллера и что, если есть вероятность этого, для защиты следует установить предохранитель батареи или отдельное реле. Однако обычно это делается только после того, как горький опыт показал необходимость! Дополнительную информацию см. в разделе «Предохранители и автоматические выключатели» в нашем листе часто задаваемых вопросов.

Контроллеры VTX в штучной упаковке поставляются с предохранителем батареи, поэтому они обычно выдерживают перестановку батареи.

Реверс батареи на незащищенном контроллере а не хорошая идея! Если присутствует правильный предохранитель, полевой МОП-транзистор просто будет проводить, закорачивая батарею и, таким образом, перегорая предохранитель. Если МОП-транзисторы выживут (а они выживут с подходящим предохранителем), больше ничего не произойдет.

Если полевые МОП-транзисторы перегорают, это приводит к мгновенному повреждению. Однако точное повреждение зависит от точных обстоятельств: 12 В или 24 В, насколько толстой была проводка батареи и как в течение какого времени батарея была перевернута. Дополнительный ущерб также может быть причинен, если аккумулятор будет снова правильно подсоединен!

Эта страница не предназначена для того, чтобы рассказать вам, как устранить такие повреждения: скорее, она должна показать вам, что многое еще предстоит сделать. Если вы хотите продолжить, несмотря на это, напишите нам, чтобы получить доступ к принципиальной схеме.

Если вы зашли так далеко, см. Контроллеры серий Pro, Scoota и NCC. Внутреннее питание и схема защиты. Дается описание системы электропитания серии NCC.

Примечания к VTX

В серии VTX используется почти такая же схема, за исключением того, что имеется дополнительный транзистор для питания дисковода. Это тоже дует, если аккумулятор перевернут!

МОП-транзисторы

МОП-транзисторы в перевернутом виде являются проводящими диодами. Таким образом, два MOSFET-диода подключены к батарее с током, ограниченным только батареей и проводкой к ней. Если установлен подходящий предохранитель батареи, это эффективное короткое замыкание перегорит предохранитель и защитит MOSFET и остальную часть схемы.

Если предохранитель отсутствует (или установлен неподходящий), то полевые МОП-транзисторы перегорают при разомкнутой цепи и, возможно, размыкаются. Теперь напряжение на плате может подняться до обратного напряжения батареи, и другие компоненты будут повреждены.

Если некоторые полевые МОП-транзисторы заменены, а некоторые все еще неисправны, то при повторном подключении батареи наносится дополнительный ущерб.

Главный конденсатор

Напряжение на главном конденсаторе может значительно измениться только после того, как перегорели МОП-транзисторы. Когда это обратное напряжение возрастает, конденсатор становится горячим — настолько горячим, что может взорваться менее чем за минуту.

Источник тока

Источник тока имеет обратное смещение. Транзисторы в обратном порядке могут выдерживать около 11-12 В на переходах база-эмиттер. Так что на 12в контроллере они могут выжить, а на 24в нет. Токоизмерительный резистор 22R для этого источника тока может сильно нагреваться — он может сгореть.

Стабилитрон

Когда источник тока реверсирован, избыточный ток протекает через него и через стабилитрон 9v1, который регулирует внутреннюю мощность. При длительном контакте стабилитрон может расплавиться, поэтому цепь стабилитрона будет разомкнута.

Резисторы затвора.

Резисторы затвора полевых МОП-транзисторов (размер 10R CR16) не выходят из строя сразу при перепутывании полевых МОП-транзисторов, но если полевые МОП-транзисторы выходят из строя из-за короткого замыкания сток-затвор, они могут выйти из строя при восстановлении правильной полярности.

Драйверы

Если резисторы 10R вышли из строя, следует проверить драйверы (в основном PNP на стороне низкого напряжения).

Стабилитрон с зажимом затвора.

Имеется стабилитрон с зажимом затвора 9v1: если резисторы перегорели, это может потребовать проверки, но обычно это нормально.

Драйверы Hiside

Следует проверить: обычно они в порядке при прямом включении батареи, но иногда нет.

Драйверы реле и диоды

В реверсивном режиме ничто не ограничивает ток через диоды реле, смещенные в прямом направлении, и драйверы реле PNP. Их нужно будет заменить, хотя на 12 В они могут выжить.

Драйвер стояночного тормоза

На NCC-70 и платах, оснащенных стояночным тормозом, тормозной диод и силовой транзистор TIP вполне могут перегореть и должны быть проверены.

Если вы нашли эту статью полезной, поделитесь ею, чтобы помочь другим найти ее

Осциллограммы и поиск неисправностей Номера печатных плат

BU-808a: Как разбудить спящий литий-ионный аккумулятор

Литий-ионные аккумуляторы содержат схему защиты, которая защищает аккумулятор от неправильного использования. Эта важная защита также отключает батарею и делает ее непригодной для использования в случае чрезмерной разрядки. Переход в спящий режим может произойти при хранении литий-ионного аккумулятора в разряженном состоянии в течение любого промежутка времени, поскольку саморазряд постепенно истощает оставшийся заряд. В зависимости от производителя схема защиты литий-ионного аккумулятора срабатывает от 2,2 до 2,9V/cell (см. BU-802b: повышенный уровень саморазряда)

Некоторые зарядные устройства и анализаторы (включая Cadex) имеют функцию пробуждения или «ускорения» для повторной активации и перезарядки спящих аккумуляторов. Без этого положения зарядное устройство выводит эти аккумуляторы из строя, а блоки выбрасываются. Boost применяет небольшой зарядный ток для активации схемы защиты, и если может быть достигнуто правильное напряжение элемента, зарядное устройство начинает нормальный заряд.

Рисунок 1 графически иллюстрирует функцию «повышения».

Рис. 1. Спящий режим литий-ионного аккумулятора

Некоторые сильно разряженные аккумуляторы можно снова «оживить». Выбросьте аккумулятор, если напряжение не поднимется до нормального уровня в течение минуты во время форсирования.

Не восстанавливайте литиевые аккумуляторы, которые находились ниже 1,5 В на элемент в течение недели или дольше. Внутри элементов могут образоваться медные шунты, что может привести к частичному или полному короткому замыканию. При перезарядке такой элемент может стать нестабильным, вызвать чрезмерный нагрев или показать другие аномалии. Функция «Boost» Cadex останавливает зарядку, если напряжение не растет нормально.

При зарядке батареи убедитесь в правильной полярности. Усовершенствованные зарядные устройства и анализаторы аккумуляторов не будут обслуживать аккумуляторы, если они установлены с обратной полярностью. Спящий Li-ion не показывает напряжение, и форсирование нужно делать осознанно. Литий-ионный аккумулятор более чувствителен, чем другие системы, и обратное напряжение может привести к необратимому повреждению.

Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *