История племени чероки: maj_buzzard — LiveJournal
Автор благодарит историка Кена Мартина, чероки, за помощь при написании этой статьи.
Расселение черокиПервоначальное: Южная часть Аппалачских гор, включая Северную и Южную Каролину, север Джорджии и Алабамы, юго-запад Вирджинии и долину р. Камберленд в Теннесси, Кентукки и на севере Алабамы.
В настоящее время: Основная часть чероки проживает на востоке Оклахомы. У восточных чероки есть своя резервация на западе Северной Каролины. В Миссури живет группа, известная как «северные чероки Старой Луизианы»; она насчитывает почти 12 тысяч человек и признана властями штата. Чероки живут также в Арканзасе, Джорджии и Алабаме (в частности, 2500 «чероки Северной Алабамы»), но они не имеют федерального признания.
Численность
Участники экспедиции Эрнандо де Сото (1540 г.) завезли на Юго-Восток США ранее неизвестные болезни, от которых вымерло как минимум 75% первоначального индейского населения. Как пострадали чероки, неизвестно. В 1674 г. они насчитывали около 50 тысяч человек.Последующие эпидемии оспы (1729, 1738 и 1753 гг.) урезали эту цифру более чем наполовину. До конца 1830-х гг., когда племя было выселено за Миссисипи, его численность оставалась стабильной — около 20 тысяч.
Несколько тысяч человек умерло на Дороге Слез. Следующим ударом стала Война Севера и Юга 1861-65 гг., которая унесла жизни 25% членов племени. Никто другой — белый, черный или краснокожий — не понес в войну таких потерь.
Прошло еще сто лет, и перепись 1990 г. выявила 308 132 человека, считающих себя чероки. Из них только 15 тысяч являются чистокровными индейцами. Собранные данные показали, что 95 435 чероки проживает в восточной Оклахоме, а 10 114 — в Северной Каролине. Правительства чероки установили довольно либеральные законы о принятии в племя, поэтому, по одним данным, численность чероки в настоящий момент превышает 370 тысяч человек. Если это так, то чероки можно назвать самым многочисленным индейским племенем в США.
Этнонимы
Самое известное название племени, “чероки”, происходит от слова “челоки”: на языке криков это значит “Говорящие не по-нашему”. Сами себя чероки раньше именовали “аниюнвийя” (или “аннияйя”) — “Высший Народ” — или “китува” (аникитуваги — «Народ Китува»). Сейчас многие предпочитают имя “члаги” (“Первые среди воинов”), хотя и не возражают, когда их называют “чероки”.
Другие известные названия:
Аллегени (аллегеви, таллигеви) /делавары/
Баниато /арапахо/
Кайаки /оседжи и канза/
Чалаку /испанцы/
Чилукку (“Собачий Народ”) /чокто и чикасо/
Энтарироннен (“Горцы”) /гуроны/
Киттува /алгонкины/
Матера (мантеран, “Вышедшие из Земли”) /катавба/
Насьон-дю-Шайен /французы/
Очиетарироннен /вайандоты/
Ойатагеронон (ойода, уватайоронон — “Пещерные Люди”) /ирокезы/
Шанаки /кэддо/
Шаннакиак /фокс/
Чейке /тонкава/
Черокиэко /уичита/
Язык
Относится к ирокезской группе, но значительно отличается от других ирокезских языков.
Племенные подразделения
Англичане делили племя чероки на три группы в зависимости от места жительства и диалекта (с востока на запад) — “нижние”, “срединные” и “горные” (Lower, Middle, Overhill Cherokee). Обособленными группами были атали, чикамога, этали, оннонтиог и куолия.
На федеральном уровне признаны три группы: чероки Оклахомы, китува (тоже Оклахома) и восточные чероки (Северная Каролина).
Культура
Бытует мнение, что когда-то чероки проживали у Великих Озер и были изгнаны на юг ирокезами и делаварами. В преданиях делаваров действительно имеется нечто подобное, однако ирокезы, со своей стороны, ничего на сей счет не помнят. Разумеется, делаварские легенды могут иметь под собой реальную основу. Однако представить себе такое многочисленное и могущественное племя, как чероки, в незавидной роли беженцев довольно сложно. Хотя не исключено, что часть своих исконных владений на севере они действительно потеряли в ходе войн с соседями — сусквеханноками, эри, теми же делаварами. Учитывая обособленность языка чероки от других ирокезских языков, можно предположить, что их разрыв с ирокезами произошел давно. Вероятно, чероки поселились в своих горах задолго до появления европейцев.
Первые белые путешественники застали чероки оседлым, земледельческим народом. У индейцев было около 200 больших и благоустроенных поселений. Типичный город чероки состоял из 30 — 60 домов и здания совета. Дома (полуземлянки) обычно строили по “принципу корзины”: округлый каркас оплетался прутьями и цементировался глиной. Конструкция в готовом виде действительно напоминала перевернутую корзину. Впоследствии на смену традиционным жилищам пришли бревенчатые хижины — крытые корой, с одним входом и дымовым отверстием. Большие здания совета часто возводили на курганах (маундах), оставшихся от миссисипской археологической культуры. О том, чтобы сами чероки строили маунды, данных нет. В доме совета горел священный огонь, который чероки поддерживали с незапамятных времен. Помимо собраний, там проводили и религиозные обряды.
Как и другие ирокезоязычные племена, чероки вели счет родства по матери и делились на семь матрилинейных кланов. Правда, в обществе чероки женщина не достигла столь высокого статуса, как в Лиге ирокезов. Во многом чероки были схожи с криками и другими племенами индейского Юго-Востока. В частности, они (как и крики) отмечали праздник Зеленой Кукурузы. Индейцы выращивали кукурузу, бобы и тыкву (“Три Сестры”), дополняя рацион охотой и собирательством.
В повседневной жизни отдельные города чероки были практически независимы друг от друга. Все племя собиралось только на религиозные празднества или в случае войны. Чероки использовали принцип разделения властей: военная власть находилась в руках “красных” вождей, гражданская — “белых”.
Из “Пяти цивилизованных племен” Юго-Востока чероки были единственным ирокезоязычным. Хотя какие привилегии от американского правительства получили “цивилизованные” индейцы в отличие от всех прочих, сказать сложно. Тем не менее, на “пути белого человека” чероки, несомненно, добились выдающихся успехов — причем самостоятельно. В начале XIX в. они создали собственное правительство, деятельность которого регулировала конституция. Они построили свои суды и школы, а их уровень жизни вызывал зависть даже у белых соседей. Одним из главнейших достижений чероки стало создание своего письменного языка. Эта честь принадлежит индейцу Секвойе (Джорджу Гисту). В 1821 г. он разработал азбуку чероки из 86 букв, и в скором времени почти все племя обучилось грамоте. В феврале 1828 г. начала выходить племенная газета “Феникс”. Множество этнических чероки нашли свое место и в “белом” мире — например, сенатор Роберт Оуэн и Уилл Роджерс. Несмотря на все, что чероки довелось пережить, по уровню образования и общему уровню жизни они сейчас занимают одно из первых мест среди индейских племен США.
История
Скорее всего, первая встреча чероки с белыми состоялась в 1540 г. Тогда, на р. Теннесси, испанский конкистадор Эрнандо де Сото впервые увидел индейцев “чалаку”. В 1566 г. испанцы снова посетили эти места (экспедиция Пардо), а небольшие рудники и рыболовецкие базы содержали здесь еще целых полтора века. Однако чероки в своей горной стране какое-то время оставались в сравнительной изоляции.
Конец этому положило основание в 1609 г. английской колонии Вирджиния. За двадцать лет британские первопроходцы и купцы продвинулись далеко на запад, в Аппалачи. Там они и нашли чероки, а с основанием колоний в Каролине взаимные контакты стали постоянными. В 1673 г. купец из Вирджинии Абрахам Вуд послал двоих своих людей — Джеймса Нидэма и Гэбриэла Артура — в Эчоту, столицу “горных” чероки. Он намеревался добиться единоличного права вести дела с индейцами, но уже через год группа чероки встретилась на р. Саванна с купцами из Каролины. В 1684 г. власти Южной Каролины заключили с чероки договор, который положил начало бойкой торговле оленьими кожами и туземными невольниками. Эти события вызвали в племени серьезные перемены: власть перешла от жрецов к воинам, а сами воины стали охотниками за наживой.
Зависимость чероки от европейских товаров с годами все усиливалась, и чероки пошли на более тесное сближение с англичанами. С 1689 по 1763 гг. они выступали как верные союзники “красных мундиров” в борьбе с французами и испанцами. Стоит отметить, что чероки и до этого времени не всегда ладили с соседями — общение с англичанами лишь усугубило прежние разногласия и окончательно дестабилизировало положение в регионе. Например, в 1673 г. чероки устроили серию набегов на испанские владения во Флориде и поселения индейцев каролинского побережья. Но уже через несколько лет большая часть местных племен обзавелась огнестрельным оружием, и чероки пришлось самим подумать об обороне. На востоке они то и дело сталкивались с катавба, на юге — с чокто, на западе — с чикасо (тоже, кстати, союзниками англичан). А на севере бушевали Бобровые Войны, и могущественная Лига ирокезов начала быстро распространять свое влияние во все стороны от Великих Озер.
В 1660 г. ирокезы вынудили бежать на юг значительную часть племени шауни. Чероки попытались извлечь из этого выгоду: одну группу шауни они пригласили поселиться в Южной Каролине (как заслон против катавба), другую — в Теннесси, в долине р. Камберленд (против чикасо). Результат, однако, оказался “хуже, чем ничего”. Ирокезы бросились преследовать шауни и ополчились как на беглецов, так и на тех, кто их приютил. Да и сами шауни оказались для чероки слишком беспокойными соседями. Ведь рабовладельцы Южной Каролины платили за “живой товар” всем “поставщикам”, независимо от того, кто и кого приводил. Демон легкой наживы обуял и шауни, а за рабами они отправились прямо к своим “благодетелям”. В 1692 г. их отряд внезапно напал на большой город чероки. Момент был выбран удачно — все мужчины как раз ушли на зимнюю охоту, и город остался беззащитным. Оба племени имели общих врагов, но после такого предательства о совместной борьбе с ними не могло быть и речи.
Через год — в 1693-м — делегация чероки посетила Чарльстон и потребовала больше ружей для самообороны. В 1705 г. ситуация стала настолько взрывоопасной, что власти Северной Каролины попытались урезонить своих “южных” соседей: по их соображениям, продолжать работорговлю в прежнем объеме значило рисковать массовым восстанием индейцев.
На самом же деле англичанам была просто невыгодна война между их союзниками и торговыми партнерами. Поэтому они для начала попытались помирить чероки с ирокезами. В 1706 г. было достигнуто мирное соглашение, а после него британские власти могли смело рассчитывать на благодарность чероки. Правда, соглашение оказалось недолговечным — Лига не оставила попыток подчинить чероки, правда, на сей раз использовала дипломатию. Когда требования ирокезов были отклонены, пограничные столкновения возобновились.
В 1708 г. чероки вместе с алибаму и катавба участвовали в походе на племя мобиль — проводника интересов Франции в южном течении Миссисипи. В 1713 г. 300 воинов-чероки в составе армии полковника Джеймса Мура участвовали в подавлении восстания тускарора. Вместе с тем часть «нижних» чероки присоединилась к восстанию против каролинцев племени ямасси (1715 г.). После этого мирные переговоры возобновились. Чероки обещали хранить англичанам верность в обмен на большое количество ружей и боеприпасов.
Не простив шауни предательства, чероки решили проучить зарвавшегося соседа. По принципу “враг моего врага — мой друг” они пошли на союз с чикасо, которым работорговцы-шауни, по-прежнему нападая на всех подряд, тоже успели досадить. В 1715 г. объединенные силы чероки и чикасо нанесли шауни сокрушительное поражение в долине р. Камберленд. Эти события привлекли к чероки внимание французов и их союзников-алгонкинов к северу от р. Огайо, и на юг потоком хлынули военные отряды французского блока. Чероки оказались в щекотливом положении: они вели войну и с ирокезами, союзниками англичан, и с алгонкинами, которые поддерживали французов. Однако, несмотря на это и на две опустошительные эпидемии оспы (1738 и 1753 гг.), которые выкосили примерно половину племени, чероки выстояли. Сама по себе национальное бедствие, оспа также подкосила престиж индейских жрецов. Их магия оказалась здесь бессильной, и они лишились остатков своего влияния.
Второй союз с чикасо 1745 г. позволил чероки окончательно отбросить шауни за р. Огайо, а затем (в 1750 г.) разгромить ценного союзника французов, племя чокто.
В 1721 г. чероки подписали с англичанами важный договор. Историки считают, что именно тогда они уступили своим “друзьям” первый участок племенной земли. Соглашение упорядочивало торговые операции и проводило границу между индейскими и английскими владениями. Однако каролинских поселенцев это ничуть не тронуло: скваттеры целыми отрядами вторгались во владения «нижних» чероки к востоку от Аппалачских гор, а изумление индейцев быстро сменилось возмущением и открытым недовольством. На этой почве они могли вообще порвать с англичанами и подыскать другого союзника. Как раз тогда французы уладили разногласия с племенем алибаму (помните события 1708 года?), а в 1717 г. основали торговую факторию и форт Тулуза близ современного г. Монтгомери (Алабама). Французские купцы также совершили путешествие по р. Камберленд и достигли владений «горных» чероки.
Однако у дружбы с французами с самого начала не было будущего. Французы были слабее англичан не только в военном, но и в экономическом отношении. Товары, которые они могли предложить чероки, были дороже и худшего качества, чем английские. К тому же их приходилось ввозить из Канады, а во время Войны короля Георга 1744-48 гг. англичане легко блокировали канадское побережье с моря и перерезали французские коммуникации. На юге же, помимо “красных мундиров”, французам противостояли многочисленные и вооруженные до зубов индейские союзники англичан. Особенно опасного врага они обрели в лице племени чикасо, и именно оно не дало французам закрепиться в регионе.
Но что самое важное, сами англичане ценили расположение чероки слишком высоко, чтобы спокойно лишиться его. В 1725 г. британское правительство отправило к индейцам полковника Джорджа Чикена с особой миссией — любыми средствами “задобрить” чероки, помешать франко-индейскому сближению. Дело Чикена продолжил сэр Александр Каминг. Он объездил главные города чероки и убедил индейцев избрать единого вождя, чтобы он представлял их интересы на переговорах с англичанами. Каминг даже сопровождал делегацию чероки в Лондон, на встречу с “Великим Отцом” — королем Георгом II. По договору, подписанному в Чарльстоне в 1743 г., англичанам удалось добиться примирения чероки с их извечными врагами-катавба; более того, чероки обещали впредь торговать только с англичанами.
Через два года чероки заключили мирное соглашение с вайандотами, важным союзником французов к северу от р. Огайо. Тогда они узнали, что во французском блоке далеко не все благополучно: целый ряд его членов сильно недоволен своими хозяевами (прежде всего из-за того, что французы обязали своих союзников торговать только с ними), и даже больше — готовит против них заговор. Вероятно, тогда чероки окончательно решили, что от союза с французами только проиграют. Правда, они все же позволили построить у себя французскую факторию, но и только. Тем не менее, у англичан сомнения в лояльности чероки все равно остались.
Желая получить компенсацию за земли, захваченные белыми поселенцами, чероки вступили в войну с криками (1752-55 гг. ) Камнем преткновения между двумя “титанами” индейского Юго-Востока стали охотничьи угодья в северной Джорджии. Разгромив криков в решающем сражении при Таливе (1755 г.), чероки вышли победителями. Видимо, на моральном подъеме они и согласились поддерживать англичан в начинавшейся Семилетней войне с Францией (в Америке она велась в 1754-63 гг.).
Хотя в 1754 г. чероки подтвердили свою лояльность королю Георгу и даже разрешили строить на своей земле английские военные базы, белых “союзников” продолжали грызть сомнения в индейской искренности. Более того, британские власти до сих пор подозревали чероки в симпатии к французам. Индейцам же действовала на нервы все возраставшая жадность поселенцев. Стычки между чероки и скваттерами в 1758 г. вызвали к жизни новый союзный договор, но годом позже сотрудничеству пришел конец. В 1759 г. отряд в 100 чероки сопровождал вирджинскую экспедицию против шауни. Переправа через реку была организована настолько плохо, что индейцы потеряли все свои припасы, а их белые “друзья” не пошевелили и пальцем, чтобы им помочь. Раздосадованные индейцы решили “позаимствовать” у вирджинцев нескольких лошадей; завязалась потасовка, в которой более двадцати чероки погибли. Вирджинцы оскальпировали и изуродовали тела, а затем выручили за скальпы награду — как если бы это были скальпы враждебных индейцев.
Обычно такие инциденты на Границе решались дипломатически — виновные выплачивали компенсацию семьям пострадавших. Однако, пока вожди чероки пытались замять дело “законным” путем, разъяренные воины взялись за томагавки и устроили несколько набегов на близлежащие английские поселения. Для британских же властей вирджинцы были вне подозрений. Индейские набеги были объявлены “актом вероломства”, спровоцированным французскими шпионами. Губернатор Южной Каролины Литтлтон собрал армию в 1100 человек и двинулся на города “нижних” чероки. Ошеломленные вожди “нижних” быстро пошли на мировую, двоих воинов по обвинению в “убийстве мирных граждан” казнили, а 29 вождей взяли в заложники и заключили в форт Принц-Георг. Литтлтон остался доволен, однако чероки пришли в неописуемую ярость. Не успела армия каролинцев вернуться в Чарльстон, как разразилась Война Чероки 1760-61 гг.
Индейцы устроили резню колонистов у Лонг-Кэйнс, разгромили отряд ополченцев на Броуд-Ривер, а в феврале 1760 г. осадили форт Принц-Георг, надеясь вызволить заложников. Они подстерегли и убили коменданта форта, однако новый начальник тут же казнил всех пленных вождей и смог организовать оборону. Гарнизон “форта-96” тоже отразил атаку, но другим каролинским форпостам повезло меньше, и Литтлтон оказался в отчаянном положении.
Он обратился за помощью к самому лорду Джеффри Амхерсту, главнокомандующему английскими войсками в Северной Америке. Для Амхерста же все индейцы были одинаковы — что враги, что друзья. После взятия Квебека и фактического поражения Франции англичане могли бросить против чероки хоть весь североамериканский контингент. Амхерст для начала ограничился малым. В мае 1760 г. в поход выступил отряд в 1200 солдат-колонистов и шотландских горцев под началом полковника Монтгомери. Он шел с намерением не щадить никого, кроме женщин и маленьких детей, однако война пошла по-иному. Спалив несколько городов “нижних” чероки (население заблаговременно скрылось), Монтгомери не смог развить наступление и в конце концов приказал отходить. Затем, в августе 1760 года, чероки после долгой осады овладели фортом Лоудон в восточном Теннесси и перебили весь гарнизон. Тогда в начале 1761 г. Амхерст сместил Монтгомери и назначил на его место полковника Джеймса Гранта.
К тому времени индейцы уже удовлетворили жажду мести и выразили готовность пойти на переговоры, но Грант оставил это без внимания. В июне 1761 г.его армия в 2600 человек (в том числе разведчики-катавба) захватила 15 городов “срединных” чероки и уничтожила все запасы продовольствия, припасенные индейцами на зиму. Оказавшись под угрозой голода, в сентябре чероки подписали мир, по которому отказывались от своих владений на востоке Каролин. Второй мирный договор индейцы заключили с Вирджинией в ноябре 1761 г.
Верные данному слову, чероки воздержались от участия в восстании Понтиака 1763 г. Как оказалось, это не избавило племя от людских потерь (на тот год пришлась очередная эпидемия оспы), но вместе с тем на какое-то время сделало чероки едва ли не единственными, кто даже выиграл от восстания. Оно измотало и воинов Понтиака, и англичан, поэтому был достигнут компромисс в виде Прокламации 1763 года: поселенцам запрещалось селиться за Аппалачами. Однако давление со стороны колонистов быстро заставило правительство пересмотреть свое решение. Переговоры с Лигой ирокезов в форте Стенвикс (1768 г.) снова открыли для колонизации обширные территории к западу от Аппалачских гор. Ирокезы щедро даровали англичанам права на земли, которыми не владели сами — в частности, угодья в Западной Виргинии, восточном Теннесси и Кентукки. Чероки считали их своими, и им пришлось снова договариваться с англичанами о границах (договор в Хард-Лэйбор, 1768 г.).
Наступление белых поселенцев снова привело чероки к мысли о компенсации за счет “братьев по крови”. В свое время у них получилось с криками, а на сей раз они покусились на чикасо. И сделали фатальную ошибку — как, впрочем, и все, кто когда-либо поднимал руку на “спартанцев индейского Юга”. Одиннадцать лет локальных боев закончились сокрушительным поражением чероки у Чикасо-Олдфилдс (1769 г.). Урок они усвоили и предпочли заняться другим делом — поисками потенциальных союзников для защиты от общего врага, скваттеров. Делегации чероки и криков присутствовали на двух советах племен долины Огайо на р Сиото — в 1770 и 1771 гг. — но в конфликте между своими северными соседями и вирджинцами (“война Данмора” 1773-74 гг.) не участвовали — в спорном регионе у них не было своих интересов.
Напряжение между колонистами и британскими властями все усиливалось. Назрела реальная угроза мятежа, и представители королевской администрации, чтобы успокоить колонистов, попытались “узаконить” их права на землю, отторгнутую у индейцев явочным порядком. На переговорах с индейцами средств не выбирали — вплоть до прямого подкупа и шантажа. С чероки было подписано два новых соглашения — “покупка Локабера” 1770 г. и договор в Огасте 1773 г. “За долги перед белыми торговцами” 2 миллиона акров земли из индейских владений в Джорджии отчуждались в пользу колонистов.
Вождь индейцев призвал Jeep не использовать имя чероки в названии машин
https://ria.ru/20210223/jeep-1598654547.html
Вождь индейцев призвал Jeep не использовать имя чероки в названии машин
Вождь индейцев призвал Jeep не использовать имя чероки в названии машин — РИА Новости, 23.02.2021
Вождь индейцев призвал Jeep не использовать имя чероки в названии машин
Вождь американских индейцев чероки призвал марку Jeep прекратить использовать наименование народа в названиях машин Jeep Cherokee и Jeep Grand Cherokee для… РИА Новости, 23.02.2021
2021-02-23T13:41
2021-02-23T13:41
2021-02-23T13:41
в мире
сша
jeep grand cherokee
jeep cherokee
авто
индейцы
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21. img.ria.ru/images/152970/01/1529700175_0:134:2560:1574_1920x0_80_0_0_f46423df4fe3dc3ad4a5f25999fe8a4a.jpg
МОСКВА, 23 фев — РИА Новости. Вождь американских индейцев чероки призвал марку Jeep прекратить использовать наименование народа в названиях машин Jeep Cherokee и Jeep Grand Cherokee для извлечения прибыли на индейской культуре.Вождь Чак Хоскин-младший в эфире телеканала CNN заявил, что корпорациям и спортивным командам США пришла пора отказаться от использования «наименований, изображений и талисманов» коренных американцев, в частности, при изготовлении продукции.Он подчеркнул, что со стороны Jeep «неправильно» использовать наименование племени для продажи автомобилей и такое применение «не делает чести» индейцам.»Наименование чероки принадлежит народу, конкретной нации, и, я думаю, Jeep и его головная компания намерены делать то, что они делали: извлекать прибыль, наживаться на образе коренных американцев, чероки, который есть у людей в голове, и связывать его с собственным брендом и в процессе зарабатывать деньги», — сказал вождь чероки. Компания Jeep заявила, что названия автомобилей «тщательно выбираются и оберегаются», чтобы «чтить и прославлять индейцев за их благородство, доблесть и гордость». Автопроизводитель подчеркнул, что настроен на «открытый и уважительный диалог» с вождем Чаком Хоскином-младшим.Как передает канал, машины Jeep Cherokee производились с 1974 по 2001 год, но впоследствии, уже в 2013 году такое название стало применяться для другого внедорожника. Модель автомобиля Grand Cherokee начали производить в 1993 году.
https://ria.ru/20200620/1573218067.html
https://ria.ru/20200530/1572233248.html
сша
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria. ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/152970/01/1529700175_142:0:2418:1707_1920x0_80_0_0_049689662edbca1c4d415c10d38d1f29.jpg1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
в мире, сша, jeep grand cherokee, jeep cherokee, авто, индейцы
В мире, США, Jeep Grand Cherokee, Jeep Cherokee, Авто, индейцы
МОСКВА, 23 фев — РИА Новости. Вождь американских индейцев чероки призвал марку Jeep прекратить использовать наименование народа в названиях машин Jeep Cherokee и Jeep Grand Cherokee для извлечения прибыли на индейской культуре.
Вождь Чак Хоскин-младший в эфире телеканала CNN заявил, что корпорациям и спортивным командам США пришла пора отказаться от использования «наименований, изображений и талисманов» коренных американцев, в частности, при изготовлении продукции.
Он подчеркнул, что со стороны Jeep «неправильно» использовать наименование племени для продажи автомобилей и такое применение «не делает чести» индейцам.
«
«Наименование чероки принадлежит народу, конкретной нации, и, я думаю, Jeep и его головная компания намерены делать то, что они делали: извлекать прибыль, наживаться на образе коренных американцев, чероки, который есть у людей в голове, и связывать его с собственным брендом и в процессе зарабатывать деньги», — сказал вождь чероки.
Компания из США посчитала название «эскимо» уничижительным для эскимосов20 июня 2020, 06:29
Компания Jeep заявила, что названия автомобилей «тщательно выбираются и оберегаются», чтобы «чтить и прославлять индейцев за их благородство, доблесть и гордость». Автопроизводитель подчеркнул, что настроен на «открытый и уважительный диалог» с вождем Чаком Хоскином-младшим.
Как передает канал, машины Jeep Cherokee производились с 1974 по 2001 год, но впоследствии, уже в 2013 году такое название стало применяться для другого внедорожника. Модель автомобиля Grand Cherokee начали производить в 1993 году.
«У нас есть биты»: индейцы обороняют свой район в Миннеаполисе30 мая 2020, 23:07
Чероки | История, культура, язык, нация, люди и факты
титульный лист Cherokee Phoenix
Смотреть все СМИ
Категория: География и путешествия
- Ключевые люди:
- Нэнси Уорд Джон Росс Вильма Мэнкиллер Стенд Уэйти Гидеон Блэкберн
- Похожие темы:
- Юго-Восточная Индия
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Кто такие чероки?
Чероки — североамериканские индейцы ирокезского происхождения, которые составляли одно из крупнейших политически интегрированных племен во время европейской колонизации Америки. Их название происходит от слова крика, означающего «люди с разной речью»; многие предпочитают, чтобы их называли Китува или Цалаги.
Какими были дома чероки?
Жилища чероки представляли собой бревенчатые хижины без окон с коровой крышей, с одной дверью и дымовым отверстием в крыше. В типичном поселении чероки было от 30 до 60 таких домов и дом совета, где проводились общие собрания и горел священный огонь.
Как жили чероки до европейской колонизации?
Нация чероки состояла из конфедерации. Чероки плели корзины, делали гончарные изделия и выращивали кукурузу (кукурузу), бобы и кабачки. Олени, медведи и лоси давали мясо и одежду. Важным религиозным праздником был буск, или фестиваль зеленой кукурузы, праздник первых плодов и новых огней.
Где спрятались чероки во время их насильственного выселения в 1838 году?
Во время насильственного изгнания из своих домов в 1838 году несколько сотен чероки бежали в горы и стали ядром для нескольких тысяч чероки, живущих в западной части Северной Каролины.
Чероки , североамериканские индейцы ирокезского происхождения, которые составляли одно из крупнейших политически интегрированных племен во время европейской колонизации Америки. Их название происходит от слова крика, означающего «люди с разной речью»; многие предпочитают, чтобы их называли Китува или Цалаги. Считается, что в 1650 году их насчитывалось около 22 500 человек, и они контролировали около 40 000 квадратных миль (100 000 квадратных километров) Аппалачей в некоторых частях современной Джорджии, восточного Теннесси и западных частях того, что сейчас является Северной Каролиной и Южной Каролиной.
Традиционная жизнь и культура чероки очень напоминала жизнь и культуру криков и других племен юго-востока. Нация чероки состояла из конфедерации символически красных (война) и белых (мирных) городов. Главы отдельных красных городов подчинялись верховному военному начальнику, а чиновники отдельных белых городов подчинялись верховному мирному начальнику.
Викторина «Британника»
Викторина по истории коренных американцев
Когда испанские исследователи в середине 16-го века столкнулись с чероки, они обладали разнообразными каменными орудиями, включая ножи, топоры и долота. Они плели корзины, делали глиняную посуду и выращивали кукурузу (кукурузу), бобы и кабачки. Олени, медведи и лоси давали мясо и одежду. Жилища чероки представляли собой бревенчатые хижины без окон с коровой крышей, с одной дверью и дымовым отверстием в крыше. В типичном городе чероки было от 30 до 60 таких домов и дом совета, где проводились общие собрания и горел священный огонь. Важным религиозным праздником был буск, или фестиваль зеленой кукурузы, праздник первых плодов и новых огней.
Испанцы, французы и англичане пытались колонизировать юго-восток, включая территорию чероки. К началу 18 века племя выбрало союз с британцами как в торговых, так и в военных делах. Во время франко-индейской войны (1754–1763 гг.) они объединились с британцами; французы объединились с несколькими ирокезскими племенами, которые были традиционными врагами чероки. К 1759 году британцы начали проводить политику выжженной земли, которая привела к беспорядочному разрушению местных городов, в том числе чероки и других союзных британцам племен. Экономика племен была серьезно подорвана действиями британцев. В 1773 году чероки и крик были вынуждены обменять часть своей земли, чтобы погасить образовавшуюся задолженность, уступив более двух миллионов акров (более 809,000 га) в Грузии по Августскому договору.
В 1775 году чероки Верхнего холма были убеждены по Соглашению Sycamore Shoals продать огромный участок земли в центральном Кентукки частной Transylvania Land Company. Хотя продажа земли частным компаниям нарушала британские законы, договор тем не менее стал основой для колониального заселения этой территории. Когда надвигалась американская война за независимость, Земельная компания Трансильвании заявила о своей поддержке революционеров. Чероки убедились, что британцы с большей вероятностью будут соблюдать законы о границах, чем новое правительство, и объявили о своей решимости поддержать корону. Несмотря на попытки британцев сдержать их, в июле 1776 года отряд из 700 чероки под командованием вождя Драггинга Каноэ атаковал удерживаемые колонистами форты Итон-Стейшн и Форт-Ватауга (на территории современной Северной Каролины). Оба штурма потерпели неудачу, и племя с позором отступило. Эти рейды были первыми в серии нападений чероки, криков и чокто на приграничные города, вызвавших энергичный ответ со стороны ополченцев и регулярных войск южных колоний в сентябре и октябре. В конце этого времени власть чероки была сломлена, их посевы и деревни уничтожены, а их воины рассеяны. Побежденные племена просили мира. Чтобы получить его, они были вынуждены уступить обширные участки территории в Северной и Южной Каролине по Соглашению о ДеВитт-Корнер (20 мая 1777 г.) и Лонг-Айлендскому договору в Холстоне (20 июля 1777 г.).
Следующие два года царил мир. Когда в 1780 году вспыхнули набеги чероки во время американской озабоченности британскими вооруженными силами в других местах, карательные действия под руководством полковника Артура Кэмпбелла и полковника Джона Севьера снова покорили племя. Второй договор Лонг-Айленда в Холстоне (26 июля 1781 г.) подтвердил предыдущие уступки земель и заставил чероки уступить дополнительную территорию.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчасПосле 1800 года чероки отличались ассимиляцией культуры американских поселенцев. Племя сформировало правительство по образцу правительства Соединенных Штатов. Под командованием вождя Джуналуски они помогали Эндрю Джексону против ручья в войне за ручей, особенно в битве при Хорсшу-Бенд. Они переняли колониальные методы ведения сельского хозяйства, ткачества и жилищного строительства. Возможно, самым замечательным из всех была слоговая азбука языка чероки, разработанная в 1821 году Секвойей, чероки, служившим в армии США во время Крикской войны.
Силлабария — система письма, в которой каждый символ представляет собой слог, — была настолько успешной, что почти все племя за короткое время стало грамотным. Была принята писаная конституция, процветала религиозная литература, в том числе переводы христианских писаний. Первая газета коренных американцев, The Чероки Феникс , начал публиковаться в феврале 1828 года.Быстрое освоение чероки культуры поселенцев не защитило их от нехватки земли у тех, кому они подражали. Когда на землях чероки в Джорджии было обнаружено золото, агитация за переселение племени усилилась. В декабре 1835 года Нью-Эхотский договор, подписанный небольшим меньшинством чероки, уступил Соединенным Штатам все земли чероки к востоку от реки Миссисипи за 5 миллионов долларов. Подавляющее большинство членов племени отказались от договора и обратились в Верховный суд США. Суд вынес решение в пользу племени, заявив, что Джорджия не имеет юрисдикции над чероки и не претендует на их землю.
Власти Джорджии проигнорировали решение суда, президент Эндрю Джексон отказался привести его в исполнение, а Конгресс принял Закон о переселении индейцев 1830 года, чтобы облегчить выселение членов племени из их домов и с территории. Удаление было осуществлено 7000 солдат под командованием генерала Уинфилда Скотта. Люди Скотта прошли через территорию чероки, вынудив многих людей покинуть свои дома под дулом пистолета. Таким образом, до 16 000 чероки были собраны в лагеря, а их дома были разграблены и сожжены местными европейско-американскими жителями. Впоследствии эти беженцы были отправлены на запад в составе 13 сухопутных отрядов численностью около 1000 человек в группе, большинство из которых пешком. Дополнительные группы разного размера возглавляли капитан Джон Бендж, наполовину чероки Джон Белл, и главный вождь Джон Росс, 9 лет.0003
Осенью и зимой 1838–39 гг. происходили выселение и марш-бросок, получивший название «Тропа слез». Хотя Конгресс выделил средства на операцию, она плохо управлялась, а недостаточные запасы продовольствия, жилья и одежды привели к ужасным страданиям, особенно после того, как наступила холодная погода. Тропа стоила индейцам почти всего; им приходилось платить фермерам за проезд через земли, переправу через реки и даже за погребение умерших. Около 4000 чероки погибли во время 116-дневного путешествия, многие из-за того, что сопровождающие их войска отказались замедляться или останавливаться, чтобы больные и измученные могли выздороветь.Когда основные силы, наконец, достигли своего нового дома на территории нынешней северо-восточной Оклахомы, начались новые разногласия с уже находившимися там поселенцами, особенно с другими коренными американцами, особенно с осейджами и группой чероки, иммигрировавшей туда после заключения договора 1817 года. (В результате борьбы за территорию отношения между осейджами и чероки долгое время были напряженными). труднее, чем идти по тропе, и занимает больше времени. Вражда и убийства раздирают племя, поскольку репрессалии были нанесены тем, кто подписал Договор Новой Эхоты.
В Оклахоме чероки присоединились к четырем другим племенам — крикам, чикасо, чокто и семинолам ( см. также Черные семинолы) — все они были насильственно переселены с юго-востока правительством США в 1830-х годах. В течение трех четвертей века каждое племя имело земельный надел и квазиавтономное правительство по образцу правительства Соединенных Штатов. При подготовке к обретению штата Оклахома (1907 г.) часть этой земли была передана отдельным членам племени; остальные были открыты для поселенцев, находились в доверительном управлении федерального правительства или были переданы освобожденным рабам. Племенные правительства были фактически распущены в 1906, но продолжали существовать в ограниченном виде.
Во время переселения в 1838 году несколько сотен человек бежали в горы и стали ядром для нескольких тысяч чероки, которые жили в западной части Северной Каролины в 21 веке. По оценкам населения в начале 21 века, в Соединенных Штатах проживает более 730 000 человек происхождения чероки.
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Адамом Августином.Родословная чероки | Департамент внутренних дел США
Около 200 лет назад индейцы чероки были одним племенем, или «индейской нацией», которая жила в юго-восточной части территории, которая сейчас является Соединенными Штатами. В течение 1830-х и 1840-х годов, в период действия Закона о переселении индейцев, многие чероки были переселены на запад, на территорию, которая сейчас является штатом Оклахома. Некоторые остались на юго-востоке и собрались в Северной Каролине, где купили землю и продолжали жить. Другие ушли в Аппалачи, чтобы избежать перемещения на запад, и многие из их потомков могут жить там и сейчас.
Сегодня лица происхождения чероки делятся на следующие категории:
- Живые лица, внесенные в окончательные списки народа чероки в Оклахоме (списки Комиссии Дауэса), которые были утверждены, и потомки этих лиц. Эти последние рулоны были закрыты в 1907 году.
- Лица, зарегистрированные в качестве членов Восточной группы индейцев чероки Северной Каролины, и их потомки, которые имеют право на регистрацию в этой группе.
- Лица, включенные в список членов, определенных постановлением от 19 апреля, 1949 г., и сертифицирован суперинтендантом Агентства пяти цивилизованных племен и их потомков, которые имеют право на зачисление в Объединенную группу индейцев чероки Китува из Оклахомы.
- Все остальные лица индейского происхождения чероки.
Категория 1
Примерно через полвека самоуправления закон, принятый в 1906 г., предписал провести окончательные списки и предоставить каждому зачисленному надел земли или выплату наличными вместо надела. Чероки официально организовались в 1975 с принятием новой Конституции, которая заменила Конституцию народа чероки 1839 года. Эта новая Конституция учреждает Реестр чероки для включения любого чероки в целях членства в нации чероки. Члены должны быть гражданами, что подтверждается ссылкой на списки Комиссии Дауэса. Сюда входят делавэрские чероки, указанные в статье II Делавэрского соглашения от 8 мая 1867 г., и шауни-чероки, указанные в статье III Соглашения шауни от 9 июня 1869 г.и/или их потомков.
П.Л. 100-472, разрешает через процесс планирования и переговоров индейским племенам администрировать и управлять программами, мероприятиями, функциями и услугами, ранее находившимися в ведении Бюро по делам индейцев. В соответствии с П.Л. 100-472 Нация Чероки в Оклахоме заключила Соглашение о самоуправлении и теперь предоставляет те услуги, которые ранее предоставлялись BIA. Записи о зачислении и распределении ведутся нацией чероки. Любой вопрос, касающийся нации чероки, следует направлять по адресу:
Нация Чероки Оклахомы
P.O. Box 948
Tahlequah, OK 74465
(918) 456-0671
Факс (918) 456-6485.
Категория 2
Восточная группа индейцев чероки Северной Каролины является признанным на федеральном уровне племенем и имеет свои собственные требования для членства. С вопросами об этих требованиях или за информацией, представленной в записях, можно обращаться по адресу:
BIA’s Cherokee Agency
Cherokee, North Carolina 28719
(704) 497-9131
или
Восточная группа индейцев чероки
P.O. Box 455
Cherokee, North Carolina 28719
(207) 497-2771 (обратитесь в отдел регистрации племен)
Факс (704) 497-2952
Категория 3
Закон от 10 августа 1946 г. , 6 0 Стат. В 976 году Конгресс признал Объединенную группу индейцев чероки Китуова в Оклахоме (UKB) для целей организации в соответствии с Законом о благосостоянии индейцев Оклахомы. В 1950 году УКБ было организовано в соответствии с Конституцией и Уставом, утвержденными министром внутренних дел. Членами UKB являются все лица, имена которых указаны в списке членов, определенных постановлением от 19 апреля., 1949 г., и сертифицирован суперинтендантом Агентства пяти цивилизованных племен 26 ноября 1949 г., при этом руководящий орган UKB имеет право устанавливать правила и положения, регулирующие будущее членство. Высший руководящий орган (Совет UKB) состоит из 9 членов, избранных от девяти округов старой нации чероки, и четырех должностных лиц, избранных в целом. Информацию можно получить, написав:
United Keetowah Band of Cherokee Indians
P.O. Box 746
Tahlequah Оклахома, 74465-9432
(918) 456-5491
Факс (918) 456-9601
Категория 4
Информацию об индейском происхождении представителей этой категории чероки найти труднее.