Антипробуксовочная система (противобуксовочная система): безопасность на скользкой дороге
28.05.2014 #Система антипробуксовочная # Система противобуксовочная # ПБС # ASR
Антипробуксовочная система (противобуксовочная система): безопасность на скользкой дорогеПробуксовка ведущих колес автомобиля — серьезная проблема, которая на скользкой или мокрой дроге может стать причиной аварии. В современных автомобилях эта проблема решается с помощью специальной активной системы безопасности — антипробуксовочной (или противобуксовочной). Об этой системе, ее устройстве и принципе действия читайте в данной статье.
Что такое противобуксовочная система
Движение по скользкой (мокрой или обледенелой) дороге представляет определенную опасность, так как ведущие колеса легко теряют сцепление со скользким дорожным покрытием, что приводит к пробуксовке — такая ситуация, даже на невысокой скорости, грозит потерей устойчивости автомобиля, срыва в занос и аварией. Подтверждением тому служат «дни жестянщика» — те дни ранней осенью или поздней весной, когда из-за заморозков или мокрого снега дороги становятся очень скользкими, и процент аварий резко возрастает.
Решает проблему буксования колес специальная активная система безопасности, носящая незамысловатое название — противобуксовочная (или антипробуксовочная) система (ПБС, АПС, ASR). Данная система постоянно отслеживает характер вращения ведущих колес, и, взаимодействуя с другими системами автомобиля, предотвращает их пробуксовку при возникновении критической ситуации.
Противобуксовочная система — изобретение не новое, первая подобная система безопасности была установлена еще в 1971 году на нескольких моделях автомобилей Buick. Первым европейским автопроизводителем, установившим ПБС, стал Mercedes-Benz — этой системой с 1987 года стал оснащаться новый S-класс, а позднее ПБС стала штатной для многих других автомобилей.
На современных автомобилях отдельной противобуксовочной системы как таковой нет, обычно она реализуется в рамках антиблокировочной системы или системы курсовой устойчивости (ESP). Это вполне логично, так как ASR использует те же компоненты, что и ABS, и при этом является, фактически, просто одной из функций ESP. Поэтому автомобили, оснащенные ABS, обычно имеют и ESP.
Схема комплексной АБС/ПБС легкового автомобиля:
1 — датчик скорости колеса;
2 — модулятор АБС;
3 — модулятор ПБС;
4 — блок управления АБС;
Устройство антипробуксовочной системы
Система состоит из следующих компонентов:
— Датчики угловой скорости на каждом колесе;
— Электронный блок управления;
— Исполнительные механизмы.
Датчики угловой скорости. Установлены на каждом колесе (либо на некоторых колесах — все зависит от типа системы), с их помощью отслеживается сразу несколько характеристик движения колес и автомобиля:
— Скорости вращения и угловое ускорение всех колес;
— Скорость автомобиля;
— Пробуксовка ведущих колес;
— Характер движения автомобиля (срыв в занос).
Нужно отметить, что датчики измеряют лишь угловую скорость вращения колес, а остальная информация получается на основе сравнения скоростей и характера вращения ведущих и ведомых колес.
Электронный блок управления.
Сегодня обычно используется один блок для АБС и ПБС, с его помощью производятся все измерения, и при возникновении критической ситуации блок управления включает исполнительные механизмы, а также взаимодействует с электронными блоками управления двигателем и дифференциалом.Исполнительные механизмы. В качестве исполнительных механизмов выступают гидромодуляторы АБС, однако в состав ПБС включены дополнительные электромагнитные клапаны, насос обратной подачи и другие компоненты, с помощью которых подтормаживание колес и управление двигателем производится только при пробуксовке.
Принцип работы системы
Принцип работы ПБС предельно прост: с помощью датчиков отслеживаются скорости и характер вращения колес, и в случае начала пробуксовки одного из колес электронным блоком предпринимаются меры по предотвращению аварийной ситуации. Начало буксования обычно отслеживается по резкому возрастанию скорости колеса, а также по изменению характера движения автомобиля.
Действия, предпринимаемые электронным блоком для предотвращения критической ситуации, зависят от скорости автомобиля, что продиктовано соображениями безопасности:
— При скорости до 40-80 км/ч (пороговая скорость зависит от конкретной системы) производится торможение буксующих колес;
— При скорости выше 40-80 км/ч производится уменьшение крутящего момента, передаваемого от двигателя.
Также возможен и третий вариант, когда одновременно используются оба способа.
Торможение колес осуществляется примерно так же, как и системой АБС — циклически. То есть, тормозная жидкость подается в тормозные цилиндры колес короткими толчками, что, с одной стороны, позволяет максимально точно контролировать окончание скольжение колеса, а, с другой, предотвращает возникновение скольжения второго ведущего колеса.
Уменьшение крутящего момента, передаваемого от двигателя, может достигаться различными способами, и в этом чаще всего кроется отличие противобуксовочных систем разных производителей:
— Управление дроссельной заслонкой;
— Изменение угла опережения зажигания;
— Временное отключение свечей зажигания одного или нескольких цилиндров;
— Пропуск впрыска топлива (в инжекторных двигателях) в один или несколько цилиндров.
Также существуют системы, которые управляют не только двигателем и тормозной системой, но и коробкой передач — такие ПБС реализуются в современных автомобилях с автоматической трансмиссией.
При срабатывании системы на приборной панели загорается соответствующая индикаторная лампа.
Типы противобуксовочных систем
Все антипробуксовочные системы имеют примерно одинаковый принцип действия и устройство, поэтому нельзя говорить об отдельных типах и видах ПБС. Однако сегодня эти системы производятся несколькими компаниями, и каждая из них имеет свое название:
— ASR (Automatic Slip Regulation, Acceleration Slip Regulation) — Mercedes-Benz, Volkswagen, Audi и других;
— ASC (Anti-Slip Control) — BMW;
— A-TRAC (Active Traction Control) — Toyota;
— DSA (Dynamic Safety) — Opel;
— DTC (Dynamic Traction Control) — BMW;
— ETC (Electronic Traction Control) — Range Rover;
— ETS ( Electronic Traction System) — Mercedes-Benz;
— STC (System Traction Control) — Volvo;
— TCS (Traction Control System) — Honda;
— TRC (Traking Control) — Lexus, Toyota.
На сегодняшний день наибольшее распространение имеет ASR, которая дала название всему классу этих систем безопасности. Также все более популярными становятся системы DTC и TCS (системы контроля тяги), а одной из самых современных, надежных и эффективных сегодня считается система TRC, созданная компанией Toyota.
Особенности управления автомобилем с антипробуксовочной системой
Управление автомобилем, оборудованным противобуксовочной системой, не имеет каких-либо особенностей, но необходимо обратить внимание на несколько моментов:
— Автоматика имеет границы возможностей, и необходимо понимать, что на сплошном льду и при больших скоростях ПБС вряд ли исправит критическую ситуацию;
— Для ПБС большое значение имеет качество покрышек, и если зимой ездить на летней резине, то автоматика будет бессильна;
— При управлении автомобилем с ПБС водитель забывает, что такое пробуксовка, скольжение и заносы, поэтому пересадка на другую машину, не имеющую подобных систем безопасности, может вызвать определенные проблемы — водитель просто не будет знать, как действовать при возникновении критических ситуаций.
Есть водители, которым противобуксовочная система мешает (с ней, например, невозможен дрифт и другие приемы экстремального вождения), однако это не проблема, так как в современных автомобилях обычно предусмотрена возможность отключения активных систем безопасности.
В целом, ПБС — это удобная и полезная система, которая позволяет чувствовать себя комфортно на любых дорогах и не думать о том, как выйти из критической ситуации.
Другие статьи
#Планка генератора
Планка генератора: фиксация и регулировка генератора автомобиля
14.09.2022 | Статьи о запасных частях
В автомобилях, тракторах, автобусах и иной технике электрические генераторы монтируются к двигателю посредством кронштейна и натяжной планки, обеспечивающей регулировку натяжения ремня. О планках генератора, их существующих типах и конструкции, а также выборе и замене этих деталей — читайте в статье.
#Переходник для компрессора
Переходник для компрессора: надежные соединения пневмосистем
31. 08.2022 | Статьи о запасных частях
Даже простая пневматическая система содержит несколько соединительных деталей — фитингов, или переходников для компрессора. О том, что такое переходник для компрессора, каких типов он бывает, зачем необходим и как устроен, а также о верном подборе фитингов для той или иной системы — читайте в статье.
#Стойка стабилизатора Nissan
Стойка стабилизатора Nissan: основа поперечной устойчивости «японцев»
22.06.2022 | Статьи о запасных частях
Ходовая часть многих японских автомобилей Nissan оснащается стабилизатором поперечной устойчивости раздельного типа, соединенным с деталями подвески двумя отдельными стойками (тягами). Все о стойках стабилизатора Nissan, их типах и конструкции, а также о подборе и ремонте — читайте в данной статье.
#Ремень приводной клиновой
Ремень приводной клиновой: надежный привод агрегатов и оборудования
15.06.2022 | Статьи о запасных частях
Для привода агрегатов двигателя и в трансмиссиях различного оборудования широко применяются передачи на основе резиновых клиновых ремней. Все о приводных клиновых ремнях, их существующих типах, особенностях конструкции и характеристиках, а также о правильном выборе и замене ремней — читайте в статье.
Вернуться к списку статей
Антипробуксовочная система
Антипробуксовочная система (система контроля тяги) – функция активной безопасности автомобиля, которая не дает ему потерять сцепление с дорогой. Она позволяет облегчить управление машиной на влажной или скользкой дороге. Система предотвращает пробуксовку передних колес при разгоне, резком трогании с места, при повороте или быстром перестроении, тем самым обеспечивая автомобилю стабильных ход и надежное сцепление с дорогой.
ASR (Anti-Slip Regulation) переводится как «автоматическое регулирование проскальзывания» − это самое известное название системы, но в зависимости от производителя такие системы имеют и другие торговые наименования.
В большинстве случаев антипробуксовочная функция является частью системы динамической стабилизации автомобиля (курсовой устойчивости), но может выступать как самостоятельная единица.
Первое применение
Предшественником электронной системы называют механический дифференциал повышенного трения. Он отлично зарекомендовал себя в условиях бездорожья. Такое устройство позволяло выравнивать крутящий момент на передних колесах, если одно из них теряло сцепление с дорогой.
Американцы стали первооткрывателями: антипробуксовочную систему, названную MaxTrac, изобрели инженеры компании Buick, она была установлена на автомобили компании в 1971 году. При помощи автоматики отслеживалось положение колес и снижением оборотов двигателя предотвращалось проскальзывание.
В Европе электронная система появилась в 1987 году на автомобилях Mercedes-Benz, разработка принадлежала компании Bosch. Система была достаточно сложной, громоздкой (состояла из гидроагрегата, нагнетающего насоса, гидроаккумулятора). Первые системы устанавливали на модели с 8-циллиндровыми моторами.
Новая система ASR5 появилась в 90-х годах. Она была проще, легче в управлении, монтаже и дешевле – ведь все гидравлические компоненты размещались в одном корпусе – гидроагрегате. В качестве источника тормозного усилия стали использовать возвратный насос антиблокировочной системы с высокой мощностью.
Принципы работы
Электрогидравлическая антипробуксовочная система работает во взаимодействии с системой управления двигателем и предупреждает пробуксовку ведущих колес при любой скорости автомобиля.
Система выполняет две основные функции:
- управляет крутящим моментом, передающимся на колеса от двигателя;
- управляет тормозными механизмами ведущих колес;
- блокирует дифференциал, если он установлен в автомобиле.
Датчики угловой скорости, расположенные на колесах, подают сигнал в электронный блок. Отслеживается скорость вращения колес. Если обнаруживается пробуксовка одного из них, то система уменьшает обороты двигателя или подтормаживает буксирующее колесо при помощи электромагнитных клапанов. Клапаны встроены в тормозную магистраль и непосредственно воздействуют на тормозные цилиндры.
Используются разные механизмы воздействия для разных условий. Если скорость автомобиля от 0 до 80 км\час, то пробуксовка устраняется, в основном, за счет подтормаживания ведущих колес и малого участия двигателя. Если скорость выше, то за счёт уменьшения передаваемого от двигателя крутящего момента.
Система использует те же датчики и механизмы, что и антиблокировочная система тормозов и система экстренного торможения. Как правило, эти системы устанавливают на автомобили комплексно.
Виды антипробуксовочных систем
Мировые производители устанавливают на свои автомобили собственные разработки антипробуксовочных систем, а также сотрудничают с независимыми компаниями-разработчиками. Принцип их действия похож, но аббревиатуры различаются.
ASR (Automatic Slip Regulation, Acceleration Slip Regulation) — используется на автомобилях Mercedes, Audi, Volkswagen.
ASC (Anti-Slip Control) – используется на автомобилях BMW.
DSA (Dynamic Safety) устанавливают на автомобилях Opel.
TRC (Traking Control) — на автомобилях Toyota.
TCS (Traction Control System) — система компании Honda.
Использование системы
Использование в автомобиле системы антипробуксовки позволяет сделать машину безопаснее. Увеличивается срок эксплуатации шин и ресурс мотора, экономится топливо, автомобилем легче управлять. Значительно повышается безопасность водителя и пассажиров при прохождении поворотов и движении на скользкой или мокрой дороге.
Систему при желании можно включить и отключить. Как правило, если система антипробуксовки отключена, то сохраняется защита автомобиля от блокировки колес во время торможения. Если система неисправна, блок управления отключает ее и на панели загораются датчики неисправности системы.
Известно, что антипробуксовочная система широко применялась в автогонках: пилоты Формулы 1 использовали ее с 1990 года. Впервые система была представлена командой Ferrari. Уже в 90-х годах руководство Формулы 1 несколько раз запрещало ее использование, в 2008 году для участия в гонках она была запрещена окончательно. Запрет объясняется тем, что влиять на тормозную систему во время гонок должен исключительно пилот.
Что такое контроль тяги и как он работает?
Автор Джош Ко
Все, что делает вождение более безопасным, важно, и противобуксовочная система делает именно это.
Вождение в суровых погодных условиях может быть затруднено без надлежащего оборудования. От шин до бортовых систем — есть несколько вещей, которые могут помочь вам чувствовать себя более безопасно за рулем, и противобуксовочная система — одна из них. Эта электронная система является полезным инструментом, который за последнее десятилетие стал обязательным требованием для всех легковых автомобилей.
Значок системы контроля тяги часто отображается на приборной панели в виде автомобиля с двумя линиями под ним. Объясняя важность контроля тяги и различных систем устойчивости, вот как они работают и почему они важны для всех автомобилей.
Что такое контроль тяги?
Traction Control — это специальная система, созданная в 1985 году, чтобы помочь водителям оставаться на дороге. Эта система использует сигналы от ваших датчиков скорости вращения колес, чтобы найти изменения скорости вращения колес. Как только блок управления двигателем обнаружит, что колесо вращается быстрее, чем его аналоги, он автоматически уменьшит скорость вращения колеса. Противобуксовочная система необходима для того, чтобы водители не потеряли контроль над своими транспортными средствами.
Таким образом, противобуксовочная система стала обязательным требованием для легковых автомобилей после 2012 года. Если у вас есть новый автомобиль, скорее всего, он им оснащен. Эта система особенно полезна, когда тяга недоступна при резком ускорении.
Это не значит перепутать противобуксовочную систему с ESP (электронная программа стабилизации) или ABS (антиблокировочная система тормозов). Несмотря на то, что они служат схожим целям и функциям, используя аналогичные компоненты, каждое устройство специализируется на различных приложениях для вождения. Системы ESP и ABS значительно снижают вероятность блокировки колес, хотя системы ESP, как правило, более совершенны с точки зрения своих возможностей. Хотя ESP может выполнять те же задачи, что и антипробуксовочная система, она не работает наоборот. ESP также часто называют ESC, что означает электронный контроль устойчивости.
Как работает контроль тяги?
Несмотря на то, что она выполняет те же функции, что и система ABS, противобуксовочная система срабатывает с помощью других датчиков. Система контроля тяги использует датчики скорости вашего автомобиля (VSS), отвечающие за определение изменений скорости вращения колес и вывод сигнала на спидометр.
Как только ЭБУ фиксирует потерю сцепления с дорогой, он берет на себя управление и делает все необходимое, чтобы удержать автомобиль прямо. Информация, обработанная в ECU, инициирует автоматическое торможение через автоматический клапан управления тягой с использованием бортовой ABS.
Противобуксовочная система и ABS — две разные системы, не взаимозаменяемые. В то время как обе системы обеспечивают большую безопасность для водителя, каждая система справляется с различными условиями вождения, что делает каждую систему столь же важной, как и другую.
Почему контроль тяги важен?
Контроль тяги необходим в ненастную погоду, так как тяга не всегда доступна. Помогая даже самым опытным водителям, имея доступ к этой функции, вы сведете к минимуму риск аквапланирования или соскальзывания с дороги. Даже с самыми лучшими системами устойчивости хороший протектор шины остается приоритетом, поскольку он является связующим барьером между вашим автомобилем и дорогой.
В редких случаях, когда вы хотите направить свой автомобиль в сторону, отключение контроля тяги позволит водителю скользить автомобилем по своему усмотрению. Мощность, вырабатываемая двигателем, будет передаваться на каждое колесо равномерно. При правильном трогании можно выполнить несколько серьезных маневров, хотя это требует невероятного мастерства и не должно выполняться на дорогах общего пользования.
Системы безопасности жизненно важны для безопасности водителя
С помощью исследований и технологических достижений производители автомобилей стремятся обеспечить безопасность своих клиентов. Благодаря сочетанию антиблокировочной тормозной системы и контроля тяги количество аварий с пассажирами резко сократилось, что еще больше оправдывает необходимость в этих системах устойчивости. Однако, несмотря на все достижения в области технологий безопасности, отсутствие регулярной замены шин и развал-схождения может поставить под угрозу бортовые системы.
Наиболее распространенные проблемы с системой контроля тяги
Противобуксовочная система и ABS являются основополагающими элементами системы контроля устойчивости автомобиля. Противобуксовочная система антиблокировочной тормозной системы (ABS) обнаруживает проскальзывание шин при ускорении и поддерживает сцепление с дорогой при ускорении.
ABS делает то же самое для торможения. Он использует электронные системы стабилизации автомобиля, чтобы сравнить траекторию движения автомобиля с тем, куда, по-видимому, хочет двигаться водитель, и притормаживает отдельные колеса, чтобы удерживать автомобиль на правильном курсе.
Как и с любой другой системой в вашем автомобиле, с системой контроля тяги могут возникнуть проблемы с техническим обслуживанием. В этой статье мы рассмотрим несколько наиболее распространенных проблем, требующих профессиональной помощи.
Система A SensitiveНесмотря на преимущества системы контроля тяги, иногда она может доставлять неудобства, например, при въезде на парковочное место или выезде с него, когда снег покрыт колеями. Некоторые системы настолько чувствительны, что при первых признаках пробуксовки сразу же снижают мощность или тормозят настолько сильно, что вы никуда не едете. К счастью, в большинстве автомобилей противобуксовочная система может быть отключена, и тогда вы можете прибегнуть к проверенной временем технике раскачивания автомобиля вперед и назад, чтобы выбраться из снега, если это необходимо.
Грязь, грязь и мусорВ некоторых случаях сигнальная лампа может загореться, потому что датчики скорости вращения колес покрыты дорожной грязью или мусором. Датчики скорости вращения колес, провода, разъемы, модуль управления и другие компоненты могут испытывать периодические проблемы или полностью выходить из строя. В частности, датчики, провода и разъемы расположены на каждом колесе, что делает их уязвимыми для выхода из строя; им не страшны выбоины, вода, снег, грязь, смола, камни и другой мусор. Фактически, у нескольких моделей GM за последние годы возникла проблема с мусором, вызвавшим неисправность датчиков, что вынудило GM выпустить бюллетень технического обслуживания для дилерских центров для решения этой проблемы.
Неисправные датчики скорости вращения колесПредполагается, что датчики скорости вращения колес обнаруживают, когда одно ведущее колесо вращается быстрее, чем другие, что означает, что автомобиль буксует или теряет сцепление с дорогой. Затем система уменьшит мощность и затормозит это колесо. Торможение вращающегося колеса позволяет мощности перейти к другим колесам, имеющим большее сцепление с дорогой. Именно этот принцип позволил системе контроля тяги на основе ABS в некоторых автомобилях заменить самоблокирующиеся дифференциалы, которые служат той же цели. Когда противобуксовочная система отключена, вам придется контролировать проскальзывание шин старомодным способом: отпуская педаль акселератора.
На что обращать вниманиеПроблема в системе обычно приводит к тому, что сигнальная лампа на приборной панели постоянно горит, как показано выше, указывая на то, что система контроля тяги отключена. Помните, что кратковременное загорание сигнальной лампы обычно не является проблемой. Свет должен всегда загораться на пару секунд всякий раз, когда вы заводите автомобиль, а также когда система обнаруживает, что колесо свободно вращается, и выполняет свою работу по улучшению сцепления с дорогой.
Если контрольная лампа системы контроля тяги продолжает гореть, это означает, что система не работает и ее необходимо проверить. Для диагностики обычно требуется сканирующий инструмент для считывания кода ошибки, из-за которого загорелась сигнальная лампа. Эти инструменты могут помочь точно определить, в чем заключается конкретная проблема, например, неисправный датчик скорости или разъем, и какое колесо (колеса) затронуты.
Несмотря на то, что контроль тяги является важной функцией безопасности, этот ремонт, как правило, не такой срочный, как отключенная ABS или система стабилизации. В большинстве случаев вы все еще можете нормально управлять автомобилем без контроля тяги, пока дороги чистые и сухие. Беда приходит, как только идет дождь или снег. Как только вы начинаете движение по мокрой или скользкой поверхности, становится сложнее предотвратить пробуксовку при ускорении.
Обслуживание системы контроля тяги в V&FЕсли вы заметили, что индикатор системы контроля тяги горит, приходите к нам как можно скорее. Мы поможем вам диагностировать проблему, произведем необходимый ремонт и примем меры для предотвращения ее повторения в будущем. Кроме того, все наши услуги по ремонту автомобилей подкреплены ведущей в отрасли 3-летней гарантией на детали и работу! Позвоните нам сегодня по телефону (413) 314-2280 или запишитесь на прием онлайн.