Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

Содержание

Что означает OJ? -определения OJ


Вы ищете значения OJ? На следующем изображении вы можете увидеть основные определения OJ. При желании вы также можете загрузить файл изображения для печати или поделиться им со своим другом через Facebook, Twitter, Pinterest, Google и т. Д. Чтобы увидеть все значения OJ, пожалуйста, прокрутите вниз. Полный список определений приведен в таблице ниже в алфавитном порядке.

Основные значения OJ

На следующем изображении представлены наиболее часто используемые значения OJ. Вы можете записать файл изображения в формате PNG для автономного использования или отправить его своим друзьям по электронной почте.Если вы являетесь веб-мастером некоммерческого веб-сайта, пожалуйста, не стесняйтесь публиковать изображение определений OJ на вашем веб-сайте.

Все определения OJ

Как упомянуто выше, вы увидите все значения OJ в следующей таблице. Пожалуйста, знайте, что все определения перечислены в алфавитном порядке.Вы можете щелкнуть ссылки справа, чтобы увидеть подробную информацию о каждом определении, включая определения на английском и вашем местном языке.

Что означает OJ в тексте

В общем, OJ является аббревиатурой или аббревиатурой, которая определяется простым языком. Эта страница иллюстрирует, как OJ используется в обмена сообщениями и чат-форумах, в дополнение к социальным сетям, таким как VK, Instagram, Whatsapp и Snapchat. Из приведенной выше таблицы, вы можете просмотреть все значения OJ: некоторые из них образовательные термины, другие медицинские термины, и даже компьютерные термины. Если вы знаете другое определение OJ, пожалуйста, свяжитесь с нами. Мы включим его во время следующего обновления нашей базы данных. Пожалуйста, имейте в информации, что некоторые из наших сокращений и их определения создаются нашими посетителями. Поэтому ваше предложение о новых аббревиатур приветствуется! В качестве возврата мы перевели аббревиатуру OJ на испанский, французский, китайский, португальский, русский и т.д. Далее можно прокрутить вниз и щелкнуть в меню языка, чтобы найти значения OJ на других 42 языках.

Вопросы про УЗИ при беременности


На вопросы отвечает Заведующая женской консультацией, врач акушер – гинеколог высшей категории Сафонова Вера Александровна

Что такое УЗИ и зачем оно нужно?

Ультразвуковое исследование плода проводится с целью диагностики отклонений в его развитии (пороки развития, совместимые и несовместимые с жизнью, аномалий пуповины, осложнения функции плаценты, отклонения в структуре и характере прикрепления плаценты). Цель УЗИ – своевременное выявление отклонений и определение тактики последующего ведения беременности. УЗИ основано на эффекте ДОППЛЕРА- отражение звука от границы раздела двух сред разной плотности .

Как часто можно делать УЗИ?

УЗИ производится три раза : в 11,2 -13,6 недель, 18-21 недели, 32-34 недели . При наличии медицинских показаний чаще.

Какие бывают виды предлежания ,чем они опасны и чем характеризуются?

Предлежащей частью может быть головка плода, ягодицы, ножки, ягодицы с одной или двумя ножками. Предлежащая часть-это часть плода, опредяющаяся над входом в малый таз. Нормальное предлежание - головное. При других предлежаниях за счет отсутствия разделения вод на передние и задние, высока опасность преждевременного излития вод, выпадения петель пуповины, преждевременных родов , внутриутробной гибели плода. При поперечном положении плода предлежащая часть отсутствует. Матка перетянута в поперечном направлении, высока опасность преждевременного прерывания беременности при сроке с 28 и более недель.

Что такое бипариетальный размер головы (БПР) ? Норма и отклонения.

БПР измеряется во время УЗИ. Существуют нормативы для каждого срока беременности. Уменьшение размеров менее минимальных значений норматива может трактоваться как задержка развития плода. Увеличение более максимального значения норматива может являться следствием крупного плода или при сочетании с аномальной картиной структур мозга - порок развития . Клубникообразная или лимонообразная форма головки настораживает врача на возможную хромосомную аномалию. Абсолютным показанием для прерывания беременности является отсутствие костей свода черепа, отсутствие мозговой ткани головного мозга у плода.

Окружность живота ОЖ .

Окружность живота оценивается в комплексе с другими размерами плода. Увеличение ОЖ может сочетаться с водянкой плода, гепатоспленомегалией, внутрибрюшными кистами и др.аномалиями плода.

Длинные трубчатые кости плода.

Длинные трубчатые кости плода могут иметь отклонения в развитии (укорочения, деформации, полное отсутствие). Беременная с выявленными пороками костей внутриутробного плода консультируется на предмет исключения хромосомных аномалий. Наиболее частые находки при обследовании позвоночника – спинно мозговые грыжи. Наиболее частая локализация в шейном и крестцово- копчиковых отделах. При локализации : в шейном отделе – 100% прерывание беременности ; в крестцокопчиковом отделе – при отсутствии поражения вещества мозга беременной можно продлить после консультации нейрохирургов.

Носовая косточка. Длина в норме и отклонения .

Определение длины носовой косточки имеет значение при диагностике синдрома Дауна ( укорочение после 12 нед ) симптом используется в сочетании с другими обследованиями.

Легкие .

Легкие должны иметь однородную структуру и различную степень зрелости для разного срока беременности. При выявлении отклонений вопрос о продлении беременности решается совместно с генетиком .

Строение сердца. На каких сроках можно выявить отклонения? Насколько они опасны?

Закладка сердца внутриутробного плода происходит в сроке до 5 недель беременности. Влияние всевозможных вредных факторов в эти сроки на организм беременной ( курение, алкоголь, наркотики, прием лекарственных препаратов, экология и другие) могут приводить к нарушению нормального органогенеза. После 11-12 недель производиться обследование сердца плода. Возможно выявление врожденных пороков и в ранние сроки беременности (расположение сердца за пределами грудной клетки, в правом отделе грудной клетки, аномальное смещение сердца). Существуют пороки сердца совместимые с жизнью плода после его рождения с несовместимые с жизнью, требующие прерывания беременности после решения консилиума. Среди врожденных пороков сердца встречаются такие, как дефект межпредсердной и межжелудочковой перегородок, аномальное отхождение магистральных сосудов (аорта, легочная артерия), стенозы, клапанные пороки, сочетанные комбинированные пороки .

ЧСС что такое? Какие нормы?

Сердечный ритм внутриутробного плода в норме от 120-160 ударов/мин. Меньше 120 встречается при врожденных аномалиях сердца, но может быть и вариантом нормы, если при динамичном наблюдении нет прогрессирования в брадикардии до 90 ударов/мин . Учащение сердцебиения выше 160 уд/мин может наблюдаться при волнении матери, в родах, как реакция на схватку кратковременно. Длительная тахикардия может рассматриваться как угрожающий для плода симптом.

Желудок.

Определение желудка при УЗИ - важный диагностический, отсутствие эхотени может указывать на хромосомную аномалию плода или быть вариантом нормы после его сокращения. Возможно наличие аномалий ЖКТ даже при определении эхотени желудка.

Печень .

При определении гиперэхогенных включений в печени плода необходимо исключить наличие внутриутробной инфекции.

Почки.

Почки не должны занимать более 1/3 объема брюшной полости плода и иметь характерную анатомическую структуру. При отклонении в развитии ( расширение чашечек, лоханок) беременность продлевается под динамичном наблюдением акушера, генетика и врача ультразвуковой диагностики ( УЗД ). При прогрессировании процесса вопрос о продлении беременности решается на комиссии . Возможно полное отсутствие почек , что требует в 100% прерывание беременности . Возможно отсутствие эхотени мочевого пузыря в зоне его анатомического расположения. Причины - расположение в другом в нехарактерном месте, нарушения развития мочеточников или как вариант нормы после его физиологического сокращения.

Кишечник. Что означает расширенный кишечник?

Существуют нормативные показатели размеров (поперечных) в разные сроки. Увеличение размеров более нормативных данному сроку беременности может свидетельствовать о врожденном пороке ануса.

Место впадения пуповины.

Внутриутробный плод связан с организмом матери пуповиной. Место впадения пуповины у плода оценивается врачом при УЗИ: не должно быть грыжевых образований и аномального количества сосудов пуповины ( в норме – 3 сосуда). При обнаружении 2х сосудов в пуповине необходима консультация генетика. При обнаружении грыжевых образований – тактика ведения зависит от срока, величины дефекта, состава грыжевого содержимого.

Масса плода на различных сроках беременности, норма и отклонения.

Разработаны табличные показатели массы плода для разных сроков беременности. Отклонения допускаются не более чем на 1 неделю, при большем отклонении веса вопрос решается индивидуально (конституциональный фактор, маловесный плод, недостаток питания женщины, истиная задержка развития плода от 1 до 3 степени). Задержка развития плода развивается как следствие имеющейся патологии у матери ( анемия, гипертоническая болезнь, хронический пиелонефрит, сахарный диабет, вредные привычки у матери, осложненное течение беременности- гестоз и др.)

Плацента. Что такое и какие есть стадии зрелости и что они означают?

Плацента прикреплена к матке якорными ворсинами, очень не плотно. Содержит большое количество сосудов. Выполняет функции : секреторную, дыхательную, обменную, гормональную, питательную и др. При нарушении функций плаценты изменяется состояние внутриутробного плода вплоть до его внутриутробной гибели ( бактериальное поражение плаценты, вирусное поражение, нарушения кровотока, нарушения характера прикрепления и плацентации). Изменения в структуре плаценты происходит в соответствии с ее ростом и созреванием, что характеризует различные степени созревания. Появления признаков преждевременного созревания данному сроку беременности свидетельствует о наличии функциональных изменений плацента.

Толщина стенок матки.

При обследовании стенок матки возможно выявление опухолевидных образований(миома). Миометрий – мышечный слой матки , состоит из 3 слоев ( внутренний , средний и наружный).

Околоплодные воды. Функция и их количество. Что бывает при отклонениях от норма количества вод.

Околоплодные воды – составная и неотъемленная часть внутриутробного существования плода. Определяется визуально на УЗИ и при акушерском обследовании беременной. Многоводие приводит к перерастяжению матки, риску преждевременного излития околоплодных вод и преждевременных родов, является маркером внутриутробного инфицирования плода, врожденных пороков развития плода или вариантом нормы в сроке 23-24 недели. При реализации инфекционного фактора возможна внутриутробная гибель плода. Маловодие возможно при хромосомных аномалиях плода, аномалиях мочевыделительной системы плода и других состояниях. Требуется консультация генетика. Изменение структуры околоплодных вод- множественные подвижные хлопьевидные включения могут быть следствием инфекции или вариантом нормы при доношенной беременности .

Каков нормальный цвет околоплодных вод?

В норме воды светломолочного или светложелтого цвета . При зеленом цвете вод (мекониальные воды) имеются признаки длительного внутриутробного страдания плода (анемия, инфекция почек, гестоз, водянка беременной, вредные привычки у женщины, угроза прерывания беременности и другие эстрагенитальные заболевания).

Шейка матки. Норма и отклонения.

Шейка матки во время беременности имеет различный норматив по длине перво – и повторобеременных. Укорочение шейки является угрожающим симптомом для последующего вынашивания беременности . Критичным является длина шейки 25-30 мм.

Условия визуализации какие бывают и от чего зависят?

Визуализация может быть удовлетворительной и неудовлетворительной , зависят от срока беременности, положения и предлежания плода, свойств ткани самой женщины, что сказывается на отражение ультразвуковой волны.

Почему даже УЗИ не может выявить грубые пороки плода?

100 % диагностики на сегодняшнем этапе не дает ни один метод обследования, даже на машинах экспертного класса. Существующий порок может «расти и развиваться» вместе с плодом и быть обнаруженным в более поздние сроки. Пропуск пороков можно объяснить удовлетворительными условиями визуализации ( в т.ч.маловодие), сроком, положением и предлежанием плода, а также от опыта врача и оборудованием.

Не опасно ли УЗИ для матери и плода?

За весь многолетний опыт обследования женщин на УЗИ отрицательного влияния на мать и плод не описано. Существует миф о том, что после УЗИ плод задерживается в развитии или погибает. Беременные обследуются специальными датчиками с определенной длиной ультразвуковой волны. Всегда имеются медицинские показания для обследования плода при аномальном течении беременности.

Какие ограничения есть при прохождении УЗИ. Можно ли его делать всем ?

Ограничения для прохождения УЗИ: ситуации при которых существует угроза жизни плода , а время потраченное на УЗИ откладывает мероприятие по спасению его жизни( подозрение и отслойка плаценты, острая гипоксия плода) . УЗИ дело добровольное. Если имеется религиозный мотив или другие причины отказа от обследования, оформляется информированный отказ от обследования в соответствии с «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан». ( ст. 31,32,33) .

Что такое индекс амниотической жидкости?

Объем околоплодных вод, измеренных в 4 квадратах полости матки. Имеется норматив для каждого срока беременности .

Области придатков. Норма и отклонения.

Это зона проекции труб и яичников справа и слева от матки. В норме патологических образований не должно определяться. Отклонения от нормы : определение кистозных и плотных образований.
Причины :
• вариант нормы при имеющейся кисте желтого тела, поддерживающей развитие беременности и исчезающей после 16 недель.
• истинная киста яичника или опуховидное образование, требующие хирургического лечения.

Что такое 3D, 4D, 5D УЗИ ? Какие виды бывают и чем отличаются друг от друга?

Это объемное изображение условий визуализации. Обычное УЗИ - двухмерное 2D.

Что такое УЗИ доплеровское?

Допплеровское исследование – исследование кровотока в сосудах пуповины, маточных артериях, мозговых артериях плода и других сосудах с целью выявления нарушений кровообращения .

Что такое скрининг?

Скрининг- «просеивание». 100% охват каким либо методом обследования.

Критерии при определении срока беременности?

Акушеры гинекологи во всем мире пользуются следующим способом определения срока : первый день менструации , которая была в последний раз и ходила регулярно, минус 3 месяца плюс 7 дней. Можно использовать дату зачатия ( если он известен женщине). Или результаты раннего УЗИ обследования до 12 недель. Существуют сроки беременности : по началу шевеления плода, но они малодостоверны ( первобеременная - с 20 недель, повторнобеременая – с 18 недель )

Как по диаметру плодного яйца определить срок беременности?

Определяется по среднему диаметру плодного яйца, которые имеют свои нормативы для разного срока .

Что такое фетометрия?

Измерение плода.

Что такое задержка внутриутробного развития?

Отставание фетометрических показателей на 2 недели и более или при определении высоты стояния дна матки уменьшение более чем на 2 см для данного срока беременности. Всегда является следствием влияния неблагоприятных факторов на течение беременности (анемия, инфекция почек, водянка беременной, гестоз, вредные привычки у женщины , угроза прерывания беременности и другие эстрагенитальные заболевания).

Что такое синдром задержки развития плода?

Старое определение задержки внутриутробного плода. В настоящее время использование данной формулировки некорректно.

Равномерно ли развивается плод?

Для разных сроков имеются свои закономерности развития плода.

Что такое воротниковое пространство и на что влияют его размеры?

Это пространство между внутренней поверхностью кожи шейного отдела плода и мягких тканей прилежащих к позвонкам шейного отдела. Увеличение размеров больше нормативных является поводом посещения генетика, т.к. высок риск хромосомных аномалий. ТВП ( трансворотниковое пространство )– маркер возможных сердечно- сосудистых аномалий.

Обвитие пуповиной. Опасно или нет. Как избавиться от него. К чему может привести?

Во время беременности обвитие пуповиной не влияет на состояние плода. Риск имеется при родоразрешении. В схватку может нарушаться кровоток, при потугах - может нарушаться частота сердцебиения плода. Применяются медикаментозное лечение, в случае его отсутствия – оперативное пособие (операция кесарева сечение или рассечение промежности). Избавиться внутриутробно нельзя. Больше 50 % родов протекают с обвитием пуповины вокруг шеи плода. В родах ведется наблюдение частоты сердечных сокращений плода. В зависимости от акушерской ситуации определяется тактика дальнейшего ведения родов.

Что такое акушерская неделя?

7 дней.

На каком сроке отчетливо можно услышать сердцебиение ?

Сердцебиение плода лоцируется с 7 недель беремен на УЗИ, допплеровским аппаратом зарегистрировать сердечные сокращения - с 10 недель, ухом акушерским фонендоскопом -с 23 недель .

С какого срока можно установить пол?

Окончательное формирование пола можно установить к исходу 24 недели.

На каком сроке при УЗИ можно разглядеть беременность?

В 2- 3 недели, если она маточная.

Какое УЗИ лучше внутренне или внешнее?

Существуют разные показания для обследования влагалищным и трансвезикальным датчиком. Возможно совмещение разных методов. Характер обследования зависит от целей и имеющейся патологии.

Помогает ли УЗИ выявить внематочную беременность?

Помогает, но не в 100 % случаях. Трудности возникают при сочетании маточной и внематочной беременности.

Может ли женщина отказаться от УЗИ совсем?

Да, имеет такое право. Но стандарт обследования беременных обязывает врача назначать УЗИ, но право выбора остается за вами . Требуется информированный отказ от обследования в соответствии с «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан». ( ст.31,32,33) . Ст. 33 « Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином и медицинским работником)

Показания УЗИ для прерывания беременности. По каким показаниям и отклонениям принимается решение о прерывании беременности ? Если первое УЗИ выявило отклонения от нормы, то какова дальнейшая процедура принятия решения?

При обнаружении отклонений в развитии плода вопрос о дальнейшем продлении беременности решается с привлечением врачей смежных с специальностей ( хирург, ортопед, генетик.) Существуют медицинские показания для прерывания беременности в любом сроке в случае подтверждения порока развития, несовместимого с жизнью. Медицинские показания определяет главный генетик области комиссионно. Существуют такие отклонения от нормы, которые требуют динамичного наблюдения врачом УЗИ разных уровней (расширение лоханки почек, гиперэхогенные фокусы в полости сердца, гиперэхогеный кишечник , вентрикуломегалия, отсутствие эхотени желудка и мочевого пузыря и др . При отсутствии отрицательной динамики или неподтвержденные ранее подозрения в ходе динамичного наблюдения позволяют беременность пролонгировать дальше.

Вопросы по ведению беременности в женской консультации

Обязательно вставать на учет по беременности?

Для благополучного исхода любых родов важное значение имеет обязательное и правильное медицинское ведение беременности в женской консультации:

        
  • своевременная постановка на диспансерный учет по беременности в женской консультации
  •     
  • регулярное посещение врача акушера–гинеколога
  •     
  • выполнение назначений, обследований и всех рекомендаций врачей акушеров-гинекологов, терапевта и других врачей специалистов
  •     
  • выполнение режима сохранения беременности
  •     
  • посещение «Школы материнства»
  •     
  • постановка на учет в детскую поликлинику в 30 недель беременности
  •     
  • стабильное психологическое состояние женщины на протяжении всей беременности
  •     
  • своевременное обсуждение возникающих вопросов совместно с врачом и акушеркой. Тесный контакт «беременная - врач- акушерка - беременная» за период наблюдения повышает самоорганизацию женщины, повышает её ответственность за исход беременности.

В какой срок надо вставать на учет по беременности?

Постановка на учет по беременности осуществляет врач женской консультации при осмотре женщины до 12 недель. При обращении в ранние сроки 5-6 недель, допускается осмотр в динамике с целью подтверждения развивающейся беременности.

На основании каких приказов, стандартов ведется ведение беременных на диспансерном учете?

Ведение беременности у женщин различной степени риска осуществляется согласно «Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология»(за исключением использования репродуктивных технологий), утвержденному приказом № 572н Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01 ноября 2012 г.
Существует обязательное базовое обследование, по показаниям - расширение обследования и лечения согласно уровню ЛПУ.

Как часто надо посещать женскую консультацию при беременности?

Ведение беременных осуществляется в строгом соответствии «Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования репродуктивных технологий)», утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 01.11.2012 г.

Обязательно ли посещения других врачей специалистов?

Обязательно посетить терапевта и окулиста в 1, 2, 3 триместр беременности, стоматолога в 1 и 2 триместрах беременности.
В зависимости от имеющейся патологии консультация смежных специалистов: кардиолога, нефролога, невропатолога, хирурга, психиатра, нарколога и др.

Справка о ранней постановке на учет для чего выдается?

Пособие по этой справке выплачивается по месту работы или месту учебы. Если пособие Вам не нужно, Ваше право не предоставлять документы для платы. Пособие - как поощрение женщины за раннее обращение, соблюдение режима сохранения беременности.

Обменная карта. Когда выдается обменная карта? Примут на роды, если на момент поступления у беременной не окажется обменной карты?

Обменная карта – единая форма, действующая на всей территории РФ. В ней содержатся сведения о беременной, течении её беременности, результатах дополнительных и обязательных обследований, листе нетрудоспособности, родовом сертификате. Обменная карта выдается на руки беременным в сроке 18 недель, которая должна находиться при женщине всегда, где бы она не находилась.

Иностранным гражданам экстренная помощь оказывается бесплатно, плановая медицинская - без наличия полиса обязательного медицинского страхования за счет средств гражданина.

Важно отметить, что при поступлении на роды обязательно наличие полиса обязательного медицинского страхования.

Правила замены охлаждающей жидкости: пошаговая инструкция

Двигатели внутреннего сгорания, даже самые современные и высокотехнологичные, имеют коэффициент полезного действия около 30-40 %. Именно эта доля энергии, выделяемой при сгорании топлива, преобразуется в кинетическую, благодаря чему авто приводится в движение. Остальная часть уходит на нагрев силового агрегата. Чтобы обеспечить эффективный отвод избыточного тепла, используются системы активного охлаждения. Жидкости, которые применяются в них в качестве теплоносителей, постепенно теряют свойства по мере увеличения пробега авто. Чтобы обеспечить нормальное функционирование системы, нужно своевременно проводить замену расходного материала.

Подготовка к замене

Чтобы самостоятельно поменять охлаждающую жидкость в автомобиле, следует выбрать подходящее место, в котором будет удобно выполнять слив старой ОЖ. Наиболее оптимальные варианты – поместить машину на смотровой яме, эстакаде или подъемнике. Также можно оставить авто в обычном положении, если величина клиренса позволяет установить снизу таз, обрезанную пластиковую канистру или другую емкость для слива отработанного антифриза.

Перед заменой стоит тщательно осмотреть состояние основных элементов системы охлаждения. Если на радиаторе, патрубках, помпе или других узлах имеются следы ОЖ, следует устранить причину утечки, прежде чем заливать свежий состав.

Пошаговая инструкция

Процесс замены ОЖ начинается со слива отработанного состава. Для этого нужно обязательно дождаться, пока двигатель остынет, давление в системе должно снизиться до безопасных значений. Далее необходимо подставить под радиатор емкость достаточного объема и выкрутить сливную пробку, предварительно сняв крышку в верхней части радиатора. Чтобы удалить из системы все остатки старого антифриза, следует также слить его из блока цилиндров (если это предусмотрено конструкцией автомобиля, и на БЦ имеется соответствующая горловина).

Далее необходимо закрутить сливную пробку обратно и залить нужное количество ОЖ через заливную горловину на радиаторе. В некоторых автомобилях допускается заливка непосредственно в расширительный бачок. Требуемый объем антифриза можно узнать, ознакомившись с технической документацией к транспортному средству.

В первое время после замены нужно периодически проверять уровень ОЖ в расширительном баке. Он может снизиться, поскольку жидкость постепенно будет растекаться по всем каналам рабочего контура, заполняя весь их объем.

Нужна ли промывка системы перед заменой ОЖ

Присадки, которые содержатся в антифризах, со временем начинают распадаться. При этом на внутренних поверхностях радиатора, патрубков, помпы и блока цилиндров образуется характерный налет бурого цвета, имеющий желеобразную консистенцию. Слой загрязнений препятствует нормальному теплообмену и снижает пропускную способность контура.

Подобные явления наблюдаются в случаях, когда грубо игнорируются сроки замены ОЖ. В профилактических целях следует промывать контур перед заливкой нового состава. Для этого можно использовать обычную дистиллированную воду, в которой нужно развести специальное промывочное средство. После заливки этой смеси необходимо завести мотор, прогреть его на рабочих оборотах (2000-3000 об/мин) и дождаться, пока откроется термостат и сработают вентиляторы, обдувающие радиатор. После этого можно сливать промывочный состав и заливать антифриз.

Последствия несвоевременной замены

Нерегулярное обслуживание системы охлаждения автомобиля чревато множеством проблем.

  • Из-за большого количества отложений могут забиться рабочие каналы контура, в результате остановится циркуляция ОЖ, произойдет перегрев двигателя.
  • Недостаточно эффективный отвод тепла от мотора может стать причиной температурной деформации головки блока цилиндров. Дорогостоящую ГБЦ придется менять.
  • Испорченный антифриз негативно влияет на состояние помпы, радиатора, патрубков и других элементов системы охлаждения. Один из возможных результатов запоздалой замены ОЖ – расходы на покупку перечисленных деталей.

С какой периодичностью менять жидкость

Срок службы антифриза зависит от множества факторов: стиля езды, технического состояния узлов системы охлаждения, качества самого материала. Как правило, такие жидкости могут сохранять заданные свойства в течение 40-50 тысяч километров пробега. После преодоления этого рубежа ОЖ начинает мутнеть, ее теплопроводность резко снижается. В результате ухудшается отвод тепла от двигателя, стрелка температуры на приборной панели будет подниматься выше среднего положения.

Регламентные сроки замены ОЖ можно узнать из технической документации к автомобилю или из рекомендаций производителя антифриза. В профилактических целях можно менять жидкость с меньшим интервалом, не дожидаясь, пока наступит конечный срок ее службы.

Выбор качественного антифриза для автомобиля

От характеристик охлаждающей жидкости зависит многое: безопасность авто, долговечность помпы и радиатора, эффективность работы салонной печки. Поэтому следует отдавать предпочтение качественным материалам, изготовленным в строгом соответствии со стандартами ГОСТов и ISO.

Антифриз ROLF G11 Green

Продукция компании ROLF соответствует всем требованиям и потребительским запросам. В ассортимент входят антифризы разных марок: G11, G12 и других. Широкое разнообразие охлаждающих жидкостей позволяет легко подобрать подходящий состав для конкретной модели автомобиля с учетом характеристик радиатора, двигателя и других узлов.

что нужно знать про код «ОЖ»‎

В этой статье речь пойдет о кодах учета рабочего времени. А если конкретно, то о коде «ОЖ» в табеле. Разберем подробнее код «ОЖ» в табеле учета рабочего времени.

Коды в табеле рабочего времени

Расчет заработной платы ведут на основании данных, указанных в табеле рабочего времени.

Для заполнения табеля используют буквенные или цифровые коды. Они нужны для обозначения того или иного события. Например:

  • командировку обозначают кодом «К» или «06» в цифровом обозначении;
  • ежегодный оплачиваемый отпуск — «ОТ» или «09».

Что же обозначают кодом «ОЖ»?

Расшифровка кода «ОЖ»

Нам часто поступают вопросы, что означает в табеле «ОЖ» и можно ли использовать в табеле свои коды.

Согласно приказу Минфина № 52н от 30.03.2015, компания вправе дополнить принятые сокращения своими кодами. Для этого необходимо принять локальный нормативный акт, в котором указать принятые сокращения и дать расшифровку устанавливаемых обозначений.

Кодом «ОЖ» в табеле учета рабочего времени обозначают период времени по уходу за ребенком до 3-х лет. Теперь подробнее об этом.

В ситуации, когда сотрудник увольняется на следующий день после выхода из декретного отпуска, последний день «работы» (а вернее отпуска) отмечают в табеле также «ОЖ».

Кто ведет табель учета рабочего времени

Табель учета рабочего времени ведет лицо, назначенное приказом или распоряжением руководителя, ответственным за ведение учета рабочего времени в целом по компании или по отдельному структурному подразделению или филиалу. Таких сотрудников называют «табельщик».

Табельщик должен проставлять явки или неявки сотрудников на основании приказов по кадровому составу. Если табельщик видит, что сотрудник сегодня отсутствует на работе, он должен поднять приказы. Если на отсутствующего сотрудника оформлен приказ на отпуск по уходу за ребенком, в табеле должно быть указано: «ОЖ» или «15».

Последний день отпуска по уходу за ребёнком — это день, когда ребенку сотрудника исполнится 1,5 или 3 года соответственно. В случае выхода сотрудника из отпуска писать заявление не надо. Заявление нужно только если сотрудник выходит из отпуска досрочно.

Заполнение табеля, когда сотрудник работает в отпуске по уходу за ребенком

Если сотрудник трудится на условиях неполного рабочего времени и осуществляет уход за ребенком, рекомендуем следующее.

Буквенным кодом «Я» или цифровым «01» обозначайте дни работы, а «ОЖ» и «15» соответственно время по уходу за ребенком. Под строкой с кодами в табеле необходимо проставить время работы.

Также в табеле рекомендуем указывать время на кормление ребенка. Перерывы на кормление ребенка включают в рабочее время и оплачивают (ч. 4 ст. 91, ч. 4 ст. 258 ТК РФ). Утвержденных кодов для таких перерывов нет. Поэтому можете утвердить свои, если это нужно.

Неполное рабочее время устанавливают работнику только если он попросил об этом в заявлении.

Итоги

Ведение табеля учета рабочего времени — важное действие. От него зависит начисление заработной платы сотрудникам. В табеле особым образом кодируют сведения об особенностях выхода или невыхода работников по рабочему графику. В этой статье вы можете узнать, как обозначают отпуск по уходу за ребенком.

как определить, что залито в радиатор – как понять и узнать, что залито в систему охлаждения

Охлаждающая жидкость (ОЖ), или хладагент обеспечивает оптимальный температурный режим работы двигателя, а также предохраняет радиатор и другие детали системы охлаждения от коррозии, накипи, разрыва из-за расширения при замерзании. В процессе эксплуатации и техобслуживания транспортных средств как у начинающих, так и у опытных водителей периодически возникает проблема с тем, как определить, что залито в систему – тосол или антифриз. Чем отличаются тосол и антифриз, и как узнать, какой вид ОЖ используется в вашем автомобиле?

Содержание:

Когда нужно узнать, что залито в систему охлаждения

Чаще всего автовладелец знает, что залито в систему охлаждения двигателя его автомобиля. В большинстве случаев водитель сам покупает, а иногда и заливает ОЖ в радиатор. Какой тип хладагента используется в новом автомобиле, можно уточнить в технической документации. Но в некоторых случаях владелец машины такой информацией не владеет, но нуждается в ней, например, когда:

  • приобретается транспортное средство с пробегом, и покупателю важно знать, какие технические жидкости использовал предыдущий владелец;
  • возникают проблемы с системой охлаждения – плохо работает печка, время от времени закипает двигатель и т. п. Причинами этих неполадок могут быть низкое качество или неправильный выбор ОЖ;
  • система охлаждения работает без перебоев и не доставляет проблем в течение длительного времени. Водителю может потребоваться тип этой жидкости, чтобы использовать ее и в дальнейшем.

Чем отличаются две ОЖ

Тосол – это охлаждающая жидкость, созданная в СССР для машин отечественного производства. Других общедоступных хладагентов на советском рынке не было, поэтому название продукта стало именем нарицательным, хотя, по сути, это одна из разновидностей антифриза. Главное отличие этих жидкостей – в их составах и, как следствие, в свойствах, определяемых ингредиентами каждой из них. Тосол состоит из этиленгликоля, дистиллированной воды и присадок на основе неорганических кислот (фосфатов, силикатов, нитритов, нитратов). В составе антифриза – те же этиленгликоль и вода плюс полипропилен и спирт, а также присадки на основе органических солей.

Особенности применения каждой из ОЖ

Тосол образует на внутренних поверхностях системы охлаждения защитный слой, толщина которого может составлять до 0,5 мм. Это снижает уровень теплопередачи, что ведет к росту расхода топлива и сокращению рабочего ресурса двигателя. Присутствующие в составе этой жидкости фосфаты и силикаты способствуют образованию отложений, которые впоследствии засоряют радиатор и могут вывести его из строя. Хладагент отечественного производства, как правило, требует замены через 30–40 тысяч км пробега. Антифриз же обеспечивает защиту только наиболее уязвимых участков оборудования. При этом теплопроводность не нарушается, и детали не страдают от засорений.

Как не следует определять тип ОЖ

Тосол чаще всего бывает окрашен в синий цвет. Но такую же расцветку может иметь и любой другой антифриз. Поэтому выяснять тип ОЖ в радиаторе по цветовому признаку – путь заведомо бесперспективный. Если этот способ можно отнести к малоэффективным, то попытка распознать хладагент на вкус может быть просто опасной для здоровья. Сладковатый привкус антифриза – не более чем миф. Яркие цвета охлаждающих жидкостей уже сами по себе служат предупреждением о том, что в составе этих материалов содержится большое количество токсичных веществ, т. е. это – яды. Поэтому следует всячески избегать их попадания в организм.

Какими способами пользуются автолюбители

Понять, что залито в систему охлаждения, можно:

  • на ощупь и по запаху. Если жидкость маслянистая на ощупь и не имеет запаха, скорее всего, это антифриз. Тосол имеет менее выраженную маслянистость;
  • по морозостойкости. Небольшое количество проверяемой ОЖ нужно оставить в морозильной камере на некоторое время. Антифриз почти гарантированно не замерзнет, оставаясь в морозильнике сколь угодно долго. Превратиться в лед может некачественный тосол;
  • по совместимости с водой. Небольшой объем ОЖ смешивают с таким же количеством обычной воды. Если это тосол, станут заметны расслоение материалов, помутнение и выпадение осадка. В случае с антифризом всего этого не происходит;
  • по плотности. Это можно сделать с помощью ареометра. Измерения выполняют при температуре +20 °С. Если плотность составляет 1,072–1,080 г/см3, в расширительном бачке системы охлаждения – антифриз.

Какие еще существуют способы определения ОЖ

Безошибочно определить тип хладагента в радиаторе вашего автомобиля можно только в лабораторных условиях, но такая возможность есть не всегда. Поэтому автовладельцы нередко пользуются более доступными способами. Например, путем погружения в небольшую емкость с охлаждающей жидкостью, взятой из системы, двух предметов – металлического и резинового. Через 15–20 минут нужно извлечь оба предмета и внимательно их рассмотреть. Тосол имеет свойство покрывать защитной пленкой любые поверхности, которые он омывает, т. е. такое покрытие будет как на металле, так и на резине. Антифриз же, как более «умный» хладагент, покроет пленкой только металлическую деталь, т. е. ту, которая действительно нуждается в защите от коррозии.

#Советы от специалистов

Вам также может быть интересно

Условные обозначения / КонсультантПлюс

                      УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
 
                                                ┌────────────────┐
                                                │      Код       │
                                                ├───────┬────────┤
                                                │буквен-│цифровой│
                                                │ный    │        │
                                                ├───────┼────────┤
Продолжительность работы в дневное время        │  Я    │   01   │
                                                │       │        │
Продолжительность работы в ночное время         │  Н    │   02   │
                                                │       │        │
Продолжительность работы в выходные и           │       │        │
нерабочие праздничные дни                       │  РВ   │   03   │
                                                │       │        │
Продолжительность сверхурочной работы           │  С    │   04   │
                                                │       │        │
Продолжительность работы вахтовым методом       │  ВМ   │   05   │
                                                │       │        │
Служебная командировка                          │  К    │   06   │
                                                │       │        │
Повышение квалификации с отрывом от работы      │  ПК   │   07   │
                                                │       │        │
Повышение квалификации с отрывом от работы в    │       │        │
другой местности                                │  ПМ   │   08   │
                                                │       │        │
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск          │  ОТ   │   09   │
                                                │       │        │
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск    │  ОД   │   10   │
                                                │       │        │
Дополнительный отпуск в связи с обучением с     │       │        │
сохранением среднего заработка работникам,      │       │        │
совмещающим работу с обучением                  │  У    │   11   │
                                                │       │        │
Сокращенная продолжительность рабочего          │       │        │
времени для обучающихся без отрыва от           │       │        │
производства с частичным сохранением            │       │        │
заработной платы                                │  УВ   │   12   │
                                                │       │        │
Дополнительный отпуск в связи с обучением       │       │        │
без сохранения заработной платы                 │  УД   │   13   │
                                                │       │        │
Отпуск по беременности и родам (отпуск в связи  │       │        │
с усыновлением новорожденного ребенка)          │  Р    │   14   │
                                                │       │        │
Отпуск по уходу за ребенком до достижения им    │       │        │
возраста трех лет                               │  ОЖ   │   15   │
                                                │       │        │
Отпуск без сохранения заработной платы,         │       │        │
предоставляемый работнику по разрешению         │       │        │
работодателя                                    │  ДО   │   16   │
                                                │       │        │
Отпуск без сохранения заработной платы при      │       │        │
условиях, предусмотренных действующим           │       │        │
законодательством Российской Федерации          │  ОЗ   │   17   │
                                                │       │        │
Ежегодный дополнительный отпуск без сохранения  │       │        │
заработной платы                                │  ДБ   │   18   │
                                                │       │        │
Временная нетрудоспособность (кроме случаев,    │       │        │
предусмотренных кодом "Т") с назначением        │       │        │
пособия согласно законодательству               │  Б    │   19   │
                                                │       │        │
Временная нетрудоспособность без назначения     │       │        │
пособия в случаях, предусмотренных              │       │        │
законодательством                               │  Т    │   20   │
                                                │       │        │
Сокращенная продолжительность рабочего времени  │       │        │
против нормальной продолжительности рабочего    │       │        │
дня в случаях, предусмотренных                  │       │        │
законодательством                               │  ЛЧ   │   21   │
                                                │       │        │
Время вынужденного прогула в случае признания   │       │        │
увольнения, перевода на другую работу или       │       │        │
отстранения от работы незаконными с             │       │        │
восстановлением на прежней работе               │  ПВ   │   22   │
                                                │       │        │
Невыходы на время исполнения государственных    │       │        │
или общественных обязанностей согласно          │       │        │
законодательству                                │  Г    │   23   │
                                                │       │        │
Прогулы (отсутствие на рабочем месте без        │       │        │
уважительных причин в течение времени,          │       │        │
установленного законодательством)               │  ПР   │   24   │
                                                │       │        │
Продолжительность работы в режиме неполного     │       │        │
рабочего времени по инициативе работодателя     │       │        │
в случаях, предусмотренных законодательством    │  НС   │   25   │
                                                │       │        │
Выходные дни (еженедельный отпуск) и  нерабочие │       │        │
праздничные дни                                 │  В    │   26   │
                                                │       │        │
Дополнительные выходные дни (оплачиваемые)      │  ОВ   │   27   │
                                                │       │        │
Дополнительные выходные дни (без сохранения     │       │        │
заработной платы)                               │  НВ   │   28   │
                                                │       │        │
Забастовка (при условиях и в порядке,           │       │        │
предусмотренных законом)                        │  ЗБ   │   29   │
                                                │       │        │
Неявки по невыясненным причинам (до выяснения   │       │        │
обстоятельств)                                  │  НН   │   30   │
                                                │       │        │
Время простоя по вине работодателя              │  РП   │   31   │
                                                │       │        │
Время простоя по причинам, не зависящим от      │       │        │
работодателя и работника                        │  НП   │   32   │
                                                │       │        │
Время простоя по вине работника                 │  ВП   │   33   │
                                                │       │        │
Отстранение от работы (недопущение к работе)    │       │        │
с оплатой (пособием) в соответствии с           │       │        │
законодательством                               │  НО   │   34   │
                                                │       │        │
Отстранение от работы (недопущение к работе)    │       │        │
по причинам, предусмотренным законодательством, │       │        │
без начисления заработной платы                 │  НБ   │   35   │
                                                │       │        │
Время приостановки работы в случае задержки     │       │        │
выплаты заработной платы                        │  НЗ   │   36   │
                                                └───────┴────────┘
 
                                         2-я страница формы N Т-12

Тосол или антифриз? Выбираем охлаждающую жидкость

В современной автомобильной России существует поверхностное и зачастую искаженное представление об автомобильных охлаждающих жидкостях. Этому способствовало не только отставание нашего автомобилестроения от ведущих зарубежных стран, но также и отсутствие полноценных научных центров, специалистов и вообще социального заказа на разработки охлаждающих жидкостей. Даже студентам автомобильных высших учебных заведений зачастую даются знания об охлаждающих жидкостях, соответствующие уровню сорокалетней давности, когда разрабатывался главный советский бренд – Тосол.

Поэтому наши представления об охлаждающих жидкостях обросли всевозможными «мифами», которые весьма далеки от истины. Мифы возникают и передаются на уровне рядовых автомобилистов, работников автосервисов, автомагазинов и иногда, к сожалению, тиражируются в средствах массовой информации.

Данная статья не претендует на полноту, в ней рассмотрены лишь мифы, которые наиболее часто встречались автору в практической работе. Основываясь на опыте, приобретенном в процессе многолетнего общения со специалистами компании Артеко, Бельгия, дочернего предприятия Total (Франция) – ведущего европейского производителя антифризов, автор постарался обозначить и разъяснить основные заблуждения об охлаждающих жидкостях.


Миф 1. О Тосоле

Когда вы заходите в магазин автомобильных запчастей, то можете увидеть на витрине множество различных «Тосолов», которые отличаются друг от друга этикеткой, названием, номером Технических Условий, предприятием-изготовителем. В настоящее время в России встречается более ста разновидностей таких «Тосолов». Неискушенный покупатель думает, что все эти жидкости являются тем самым Тосолом, который он знает с детства, однако это всего лишь миф. На самом деле эти «Тосолы» не имеют отношения к первоначальному, настоящему Тосолу, который выпускался в СССР и был практически единственной и очень дефицитной охлаждающей жидкостью.

Тосол (точное название — Антифриз «Тосол-А», впоследствии Антифриз «Тосол-АМ») был разработан в конце 60-х годов в закрытом институте ГосНИИОХТ, в отделе, называвшемся ТОС (Технология Органического Синтеза). Отсюда название продукта — ТОСол — оригинальное и благозвучное. Подчеркнем, что «Тосол» — имя собственное, это название конкретного антифриза, а не термин для обозначения автомобильной охлаждающей жидкости. Тосол выпускался только на государственных предприятиях со строгим соблюдением утвержденной технологии. Он прошел многочисленные испытания на советской автомобильной технике, получил соответствующие допуски на применение и был отличной охлаждающей жидкостью, соответствующей требованиям того времени. Известно, что рекомендуемый срок эксплуатации Тосола составлял (для автомобилей того времени) один-три года или 60 тысяч километров пробега. Под него даже был разработан государственный стандарт ГОСТ 28084–89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие», 1989 года выпуска.

Однако в 90-х годах государственные предприятия СССР по известным причинам перестали выпускать многие виды продукции, в том числе и Тосол. На их место пришли многочисленные мелкие предприятия, которые стали производить под названием Тосол совершенно другие жидкости, по другой технологии и рецептуре. Государственные научные институты тоже перестали заниматься разработкой новых охлаждающих жидкостей. Появились химики-индивидуалы, которые стали изобретать новые дешевые рецептуры и предлагать их за умеренную плату. Такие предложения встречаются до сих пор, например, от имени так называемой «ассоциации производителей Тосола». Фактически это другие, быть может, неплохие охлаждающие жидкости, но это не Тосол, а его подделки.

Примечание. Кстати, чтобы «изобрести» новую рецептуру «Тосола» необязательно быть химиком. Достаточно «надергать» какую-нибудь композицию из опубликованных патентов и для верности изготовить образец у себя на кухне. Или проще: порыться в литературе и найти готовую рецептуру, которая, правда, утратила свою актуальность и перестала быть коммерческой тайной. Так, например, отличные, но устаревшие, боратная и фосфатная рецептуры «традиционных охлаждающих жидкостей», которые вполне можно выдать за новый Тосол, опубликованы в журнале «SAE Technical Paper Series, 900804, 1990».

Широко «раскрученная» в СССР торговая марка «Тосол» не была защищена авторскими правами, поэтому любой производитель мог назвать Тосолом (и до сих пор называет) свою, совершенно другую охлаждающую жидкость. Правильное название для таких подделок — суррогат, от латинского слова «surrogatus», что означает «поставленный вместо».

В нашем языке слово «суррогат» имеет негативный оттенок. Считается, что суррогат — это не только подделка, но и подделка низкого качества. Действительно, среди подделок Тосола встречаются негодные охлаждающие жидкости, которые выводят из строя и двигатели, и радиаторы, об этом писали многие автомобильные журналы. Такие суррогаты, по моему убеждению, нанесли смертельный удар по престижу российских автомобилей. Они в разы уменьшали эксплуатационный ресурс двигателей, вообще говоря, неплохих, но мало кто связывал такое уменьшение с низким качеством охлаждающей жидкости. Кроме того, они скомпрометировали хороший продукт и торговую марку «Тосол».

Часто приходится слышать от производителей Тосолов, что слово «Тосол» в названии своей продукции они употребляют вместо слова ОЖ (ОЖ — Охлаждающая Жидкость), так как наш народ привык называть все охлаждающие жидкости Тосолом. Однако это всего лишь уловка для оправдания бесцеремонного использования чужого бренда «Тосол» при продвижении своих продаж без вложений в рекламу. Для сравнения, наш народ привык называть все копировальные аппараты «Ксероксами», а все автомобили-внедорожники «Джипами». Но никогда «Canon» не назовет свой копировальный аппарат «Ксерокс» и никогда «Ford» не назовет свой внедорожник «Джип», причем под страхом судебного разбирательства.

В 2000-годах ситуация улучшилась, но принципиально не изменилась. Под названием Тосол продолжают выпускать совершенно другие жидкости, по другим рецептурам и ТУ, по другой технологии. Такие другие жидкости должны называться ОЖ, но никак не Тосол. Оригинальный Тосол может выпускаться по ТУ 6-57-95-96 (последняя версия) и лишь при наличии лицензионного соглашения с разработчиком технологии ГосНИИОХТ. По сведениям автора, в розничной продаже такой Тосол не встречается вообще.

Справедливости ради, отметим, что отдельные экземпляры из таких Тосолов получили одобрения для использования в российских автомобилях. Списки таких «пригодных Тосолов», с указанием их производителей, вы можете найти в сервисных книжках автомобилей ВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ, хотя они и состоят всего из двух-трех позиций. Все остальные охлаждающие жидкости, которые не упомянуты в сервисных книжках, никогда не проходили (или не сумели успешно пройти) эксплуатационные испытания на автомобилях по методике автозаводов, и их применение может привести (и приводит) к плачевным последствиям.

В заключение рекомендация: заливайте в автомобиль только те охлаждающие жидкости, которые рекомендованы (имеют одобрение/допуск) производителем этого автомобиля.

Кавитация гильз двигателя при использовании Тосола

Двигатель Рено, установленный на автобусе МАЗ, с ресурсом эксплуатации 1 миллион км, был разрушен за счет кавитации после пробега 230 тыс км. Причина: Тосол, применявшийся в этом автобусе, не противодействует кавитации гильз, в отличие от антифризов, имеющих одобрение Рено.

Блокировка каналов двигателя осадками из Тосола

Двигатель автобуса «Икарус» приходится регулярно снимать и прочищать каналы охлаждающей жидкости от силикатных засоров, которые образует так называемый силикатный Тосол.

Помпа «съедена» Тосолом

Крыльчатка насоса охлаждающей жидкости (помпы) двигателя Cummins, установленного на автобусе ПАЗ, полностью разрушена из-за кавитации в течение первых полутора лет эксплуатации. Причина: Тосол, применявшийся в этом двигателе, не противодействует кавитации помпы. С нормальным антифризом эта помпа служила бы 10 лет.


Миф 2. О том, что Антифриз и Тосол разные охлаждающие жидкости

Существует мнение (миф), что Тосол — это охлаждающая жидкость, предназначенная для отечественных автомобилей, а антифриз — для иномарок. Сначала уточним терминологию. Антифризом называется любая жидкость, которая не замерзает, как вода, при 0°С. Жидкость, которой поливают дороги в зимнее время, это тоже антифриз. За рубежом для обозначения автомобильных антифризов обычно пользуются термином «Antifreeze Coolant», что буквально означает «антифриз — охлаждающая жидкость». Каждый из антифризов имеет свое название (имя), например GlasELF, GlycoShell, Glysantin, Prestone и так далее. Тосол — это тоже название (имя) конкретного антифриза. Даже на титульном листе Технических Условий ТУ 6-57-95-96 написано Антифриз «Тосол-АМ». Таким образом, принципиальной разницы между Антифризом и Тосолом не существует. Разница существует в составе пакетов присадок различных антифризов и тосолов, соответственно в их качестве, области применимости (для каких автомобилей или двигателей), сроке эксплуатации.

В последние годы многие российские производители стали называть свои охлаждающие жидкости (бывшие «Тосолы») антифризами, претендуя на их применимость не только в отечественных автомобилях, но и в иномарках. Имейте в виду, что единственный критерий применимости антифриза в вашем автомобиле — это допуск (одобрение) на применение этого антифриза от производителя этого автомобиля. Список одобренных антифризов, как правило, имеется в сервисной книжке автомобиля или публикуется на интернет-сайте автопроизводителя.


Миф 3. О ГОСТе 28084-89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие»

В российских автомобильных журналах часто публикуют статьи с «экспертизой» различных охлаждающих жидкостей (тосолов, антифризов), закупленных в розничной торговле. При этом критерием качества антифриза выбирается его соответствие (или несоответствие) Государственному Стандарту Союза ССР 28084–89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие», точнее даже не всему ГОСТу, а 2-3 из его 10 показателей. Утверждается, что если жидкость соответствует ГОСТу, по выбранным показателям, то она качественная и может применяться во всех автомобилях, если не соответствует ГОСТу, то не может. Аналогичное утверждение делают и некоторые специалисты, выступая «экспертами» в области охлаждающих жидкостей. Иногда даже по результатам «экспертизы» ранжируют охлаждающие жидкости «по качеству», или по более замысловатому признаку «цена-качество».

Однако на практике известны случаи, когда жидкости, соответствующие ГОСТу, оказывались совершенно непригодными для автомобилей и, наоборот, лучшие мировые образцы современных антифризов этому ГОСТу, вообще говоря, не соответствуют. То есть для современных охлаждающих жидкостей соответствие ГОСТу уже не является критерием качества и применимости.

Разберемся по порядку. ГОСТ 28084–89 представляет собой перечень из десяти лабораторных показателей, которые измеряются в охлаждающих жидкостях, а также нормативы и методы измерения этих показателей. Кроме того, в ГОСТе записаны правила безопасности, транспортировки, приемки, хранения, применения, срок эксплуатации. Этот ГОСТ в основной своей части повторяет американский стандарт на охлаждающие жидкости ASTM D3306, из которого, правда, исключена наиболее принципиальная и трудоемкая часть — динамический тест на коррозию, а также изменены нормативы некоторых показателей. ГОСТ был полезен для своего времени (80-х, 90-х годов), когда в стране выпускалась фактически только одна охлаждающая жидкость Тосол-А и его модификация Тосол-АМ. Он устанавливал четкие правила (методики) проведения лабораторных измерений показателей охлаждающей жидкости, как на предприятиях-изготовителях, так и у потребителей Тосола.

Главным недостатком ГОСТа является его неполнота. Он определяет только лабораторные испытания, тогда как полный цикл испытаний включает в себя последующие стендовые и, главным образом, эксплуатационные испытания охлаждающей жидкости на реальных автомобилях. Такие стендовые и эксплуатационные испытания проводят все производители автомобилей, включая наши АВТОВАЗ, КАМАЗ, ГАЗ. Только после прохождения полного цикла испытаний производитель автомобиля выдаст (или не выдаст) одобрение (допуск) на применение данной охлаждающей жидкости в своих автомобилях, внесет ее в свою документацию, сервисную книжку, на интернет-сайт. У нас в России (и тем более за рубежом) нет ни одного производителя автомобилей, который разрешал бы применение в автомобилях ОЖ только по признаку ее соответствия ГОСТу.

ГОСТ 28084–89 написан для так называемых традиционных охлаждающих жидкостей, пакет присадок которых содержит неорганические ингибиторы — фосфаты, бораты, силикаты, амины, нитриты. Такие охлаждающие жидкости применялись, в основном, в 60 — 90-х годах, а в настоящее время ведущие производители автомобилей запретили или существенно ограничили применение традиционных жидкостей.

К сожалению, ГОСТ 28084–89 — это единственный стандарт на охлаждающие жидкости, пришедший к нам из СССР, неполный, во многом устаревший, но пока не отмененный. В системе государственного стандарта нет ни специалистов, ни желания привести этот документ в соответствие с требованиями современных автомобилей. Кстати, в России нет стандартов ни на тормозную жидкость, ни на стеклоомывающую жидкость.

К счастью, все российские производители автомобилей не считают соответствие ГОСТу 28084–89 критерием применимости охлаждающей жидкости в своих автомобилях, и требуют проведения дополнительных стендовых и эксплуатационных испытаний. При этом ГОСТ они используют как методическое руководство при лабораторных испытаниях ОЖ, дополняя его своими специфичными требованиями.

Итак, соответствие ГОСТу не является критерием качества (применимости) ОЖ. Единственным критерием применимости, повторяем, является наличие допуска/одобрения от производителя автомобиля на применение данной ОЖ в данном автомобиле.

Вот во что превратился один из «Тосолов» после пробега 5010 км на автомобиле ВАЗ-21101 при интенсивном режиме работы двигателя. Все измеренные показатели этого Тосола соответствовали ГОСТу и до, и после пробега. Испытания проводились на АВТОВАЗе в 2003 г. Тосол признан негодным, так как подвергает двигатель интенсивной коррозии.


Миф 4. О цвете антифриза

Среди автомобилистов ходит неправильное представление о том, что цвет антифриза связан с его качеством. Самая распространенная «классификация» звучит примерно так:

  • красный антифриз лучший, он служит 5 лет,
  • зеленый антифриз средний, служит 3 года,
  • синий антифриз, в том числе Тосол, самый «простенький», служит 1, максимум 2 года.

Также бытует абсолютно неправильное мнение, что все антифризы одного цвета одинаковые, и что их можно смешивать между собой. Часто водители покупают антифриз (для замены или долива) только потому, что он такого же цвета, что и залитый в автомобиле.

Предприимчивые производители охлаждающих жидкостей для расширения ассортимента выпускают в продажу антифризы разных цветов: и красный, и зеленый, и синий, даже желтый, хотя они могут быть абсолютно одинаковы по своему составу. Напротив, антифризы одинакового цвета могут быть совершенно разными и несмешиваемыми между собой.

На самом деле все антифризы (и тосолы) изначально бесцветны. Производители добавляют в них краситель лишь для придания «индивидуальности» и для улучшения видимости уровня жидкости в расширительном бачке. Иногда краситель бывает флуоресцентным для определения мест протечек. Количество красителя минимально — несколько граммов на тонну. Никакого отношения к свойствам антифриза его цвет не имеет.

Обычно, цвет антифриза является предметом договоренности между производителем и потребителем. Например, наше предприятие, ОАО «ТЕХНОФОРМ», выпускает один и тот же антифриз «Cool Stream Premium» оранжевого цвета (с добавлением оранжевого красителя) для автозавода Ford, г. Всеволожск, желтого цвета для Volvo, г. Калуга, розового цвета для GM-Opel, г. Санкт Петербург, синего цвета для Komatsu, г. Ярославль. В розничную продажу этот антифриз поступает оранжевого цвета, как и для Ford.


Миф 5. Об антифризах G11 и G12

В последние годы в России появилась некая «жаргонная» классификация антифризов: «антифризы G 11» и «антифризы G 12». Считается, что это отличные антифризы, которые подходят даже для «крутых» иномарок. Можно предположить, что первоисточником для такого жаргона послужили широко известные марки антифризов «VW coolant G 11» и «VW coolant G 12», которые выпускались в Германии для автоконцерна Volkswagen. Кроме того, Volkswagen обозначает символом G 11 так называемые «гибридные» антифризы, соответствующие спецификации VW TL 774-C, а символом G 12 так называемые «карбоксилатные» антифризы, соответствующие спецификации VW TL 774-D.

Примечание. С 2006 года для карбоксилатных антифризов вместо G 12 введена обновленная спецификация VW TL 774-F, обозначаемая как G 12+, а также новая спецификация VW TL 774-G (G 12++) для нового типа антифризов «Lobrid». Антифризы G 11 предназначены для использования в автомобилях VW до 1996 года выпуска, G 12+ в автомобилях VW с 1997 до 2008 года выпуска, G 12++ в автомобилях VW после 2008 года выпуска.

Таким образом, символика G11 и G12 связана с компанией Volkswagen.

К сожалению, некоторые отечественные производители охлаждающих жидкостей, желая, по-видимому, повысить привлекательность своей продукции, стали использовать символику G 11 и G 12 в названиях и на этикетках своих антифризов. Не думаю, что такое бесцеремонное использование чужой символики понравится ее обладателю автоконцерну Volkswagen.

Чтобы антифриз не на словах, а на деле соответствовал G 11 или G 12, он должен пройти весь цикл испытаний у компании Volkswagen и получить от нее одобрение на применение. Без одобрения Volkswagen использование символов G 11 и G 12 — лишь рекламный трюк. Кроме того, должны быть выполнены требования VW по химическому составу антифризов в части содержания неорганических компонентов. Так, обе спецификации G 11 и G 12 (а также новые G 12+ и G 12++) запрещают наличие в составе антифриза боратов (буры), в то время как большинство отечественных антифризов и практически все Тосолы содержат эти бораты. Запрещены также фосфаты, амины и нитриты. Содержание силикатов в спецификации G 11 строго регламентировано в рамках 500–680 мг/л, в G 12++ в рамках 400–500 мг/л, а в G 12+ силикаты запрещены.

Как правило, производители антифризов не указывают компонентов, входящих в состав антифриза, ни на этикетках, ни в рекламных буклетах. Если, однако, вам удастся узнать, что в состав какого-либо антифриза входят бораты (бура) или фосфаты, то он заведомо не соответствует ни одной спецификации Volkswagen, в том числе G 11 и G 12.


Миф 6. О соответствии требованиям автопроизводителей

Часто можно видеть в рекламных буклетах и на этикетках канистр различных отечественных антифризов, что они соответствуют требованиям (спецификациям) иностранных автопроизводителей. Далее приводится длинный список вроде Audi, Ford, BMW, GM, VW, Nissan, Toyota и так далее в зависимости от вкусов и «аппетита» производителя антифриза. Иногда употребляются более замысловатые формулировки вроде «рекомендован для» или «разработан с учетом требований». Как правило, это всего лишь рекламный трюк, сделанный по принципу «бумага все выдержит». Доверчивый покупатель думает, что если название его автомобиля упомянуто на этикетке антифриза, то этот антифриз подходит для этого автомобиля.

Например, в описании антифриза на интернет-сайте одного из самых крупных российских производителей антифризов и тосолов написано буквально следующее: «Соответствует международным стандартам ASTM D 3306, SAE J 1034 и спецификациям автомобильных компаний: AUDI, BMW, Opel-GM, MTU, Mercedes Benz, Volvo, Volkswagen». Для специалиста это полная чушь, так как действующие спецификации BMW GS 9400 и Opel-GM 6277M на охлаждающие жидкости относятся к разным типам антифризов (гибридные и карбоксилатные) и одновременно выполняться не могут. Конечно, в опубликованных списках одобренных охлаждающих жидкостей перечисленных автомобильных компаний этот антифриз не значится.

Реальное соответствие требованиям автопроизводителя может подтвердить только сам автопроизводитель, по результатам испытаний на своих автомобилях. После проведения таких испытаний (за счет соискателя) автопроизводитель выдает (или не выдает) допуск/одобрение на применение данной жидкости в своих автомобилях, вносит ее в списки, сервисные книжки, определяет перечень марок автомобилей или двигателей, где эта жидкость может использоваться, срок ее замены.

Не ленитесь проверять информацию о «соответствии требованиям» у производителя автомобилей.

Добросовестный производитель охлаждающих жидкостей никогда не будет ссылаться на мифическое «соответствие требованиям», а приведет список допусков, если они у него есть.


Миф 7. О смазывающих свойствах

Некоторые полагают, что в антифризы (и в Тосол) добавляют какие-то специальные присадки для придания смазывающих свойств. Это миф. Никаких специальных «смазывающих» присадок ни в антифризы, ни в Тосол не добавляют. При испытаниях антифризов также нигде не измеряется каких-либо показателей, связанных со смазкой. Смазывающие свойства обеспечиваются базовым компонентом антифризов — этиленгликолем.


Миф 8. О вспениваемости

Этот миф порожден тем, что показатель «вспениваемость» включен ГОСТ 28084–89 и его норматив 30 куб.см является гораздо более «жестким», чем у других национальных стандартов. Например, в автомобильных стандартах ASTM D3306 и ASTM D4985 этот норматив составляет 150 куб.см. Считается, что охлаждающая жидкость должна обладать «антипенными» свойствами, чтобы не пениться в системе охлаждения — это не так.

Система охлаждения автомобиля замкнута (не контактирует с воздухом) и находится под повышенным давлением 2–3 атмосферы за счет конструкции крышки расширительного бачка. В этих условиях образование пены невозможно.

На самом деле норматив на показатель «вспениваемость» связан не с автомобилем, а с автозаводом. Пена может быть помехой на автосборочном конвейере при заправке охлаждающей жидкости в автомобили, или при скоростной заливке охлаждающей жидкости в канистры.

«Жесткий» норматив на «вспениваемость» 30 куб.см пришел в ГОСТ 28084–89 из норматива АВТОВАЗа, и связан со спецификой автосборочного конвейера этого предприятия.

При производстве во все антифризы добавляют специальные присадки – пеногасители, для выполнения нормативных требований по показателю «вспениваемость». В процессе эксплуатации эти пеногасители быстро распадаются, и уже через несколько тысяч км пробега автомобиля антифриз теряет свои антипенные свойства. Повторим, для эксплуатации автомобиля вспениваемость антифриза не имеет значения.


Миф 9. О «резерве щелочности»

Этот миф связан с показателем «щелочность», который фигурирует в ГОСТ 28084–89, п. 4.9, наряду с другими девятью показателями. Часто его называют «резерв щелочности» также как в иностранной литературе «reserve alkalinity». Домыслы о «резерве щелочности» вызваны тем, что в ГОСТе 28084–89 не сказано ни слова о смысле этого показателя и о том, что он фактически «показывает». В ГОСТе 28084–89 лишь объясняется, как измерить «резерв щелочности» и установлено, что его значение должно быть не менее 10.

Из-за отсутствия пояснений распространилось, вообще говоря, неверное представление о «резерве щелочности» как о показателе количества присадок в охлаждающей жидкости. Говорят, что если «резерв щелочности» более 10, то присадок в жидкости достаточно и она является качественной. Если менее 10, то присадок не «доложили», и жидкость — негодная. Если в процессе эксплуатации «резерв щелочности» упал ниже 10, то ее пора сливать. Чем выше «резерв щелочности», тем больше в жидкости присадок, и тем она лучше. При этом никто не уточняет, о каких именно присадках идет речь, для чего их нужно такое количество, хорошо ли это для автомобиля.

Выпускаются даже супер-Тосолы, у которых «резерв щелочности» не такой как у обычного Тосола 10–15, а уже 25–30. Напротив, лучшие иностранные антифризы, которые присутствуют российском рынке, например Glysantin G30, GlycoShell Longlife с «резервом щелочности» 8, 6, и даже 3, объявляются некачественными, непригодными, подделками.

«Чтобы развеять этот миф, лучше всего обратиться к первоисточнику — стандарту по определению «резерва щелочности» ASTM D1121, методика которого повторяется в соответствующем разделе нашего ГОСТа 28084–89. Однако в ASTM D1121, наряду с методикой измерения, подробно объясняется, что именно измеряет этот показатель, как его следует применять и трактовать.

Цитируем выдержки из раздела 5 ASTM D1121: «…Показатель «резерв щелочности» применяется для индикации количества «щелочных ингибиторов» («щелочных буферов») — фосфатов и боратов, находящихся в охлаждающих жидкостях… Однако хорошо ингибированная охлаждающая жидкость содержит другие ингибиторы в дополнение к буферам или вообще не содержит буферов… Эти другие ингибиторы, которые дают малый или нулевой «резерв щелочности», могут обеспечивать превосходную защиту металлов от коррозии… В связи с этим, величина «резерва щелочности» в охлаждающей жидкости не является критерием для определения ее защитных свойств…. Предостерегаем от неправильной трактовки показателя «резерв щелочности». «Резерв щелочности» охлаждающей жидкости не связан с ее способностью предотвращать коррозию, а также не является индикатором дополнительного срока службы охлаждающей жидкости." Комментарии, как говорится, излишни.

Таким образом, понятие «резерв щелочности» имеет смысл только для охлаждающих жидкостей, содержащих в качестве ингибиторов фосфаты и/или бораты — щелочные буферы. К таким жидкостям относится Тосол, для которого, вообще говоря, и был написан ГОСТ 28084–89. Современные карбоксилатные охлаждающие жидкости не имеют в своем составе ни фосфатов, ни боратов, поэтому их «резерв щелочности» может быть значительно меньше 10.

Многие производители автомобилей не включают показатель «резерв щелочности» в свои спецификации на охлаждающие жидкости, например Ford WSS-M97B44-D, Komatsu KES 07.892, Британский стандарт BS 6580. Другие, как например Hyundai-KIA MS591-08, RENAULT 41-01-001/-S Type D, Американские стандарты ASTM D3306 и D4985 оставили «резерв щелочности» как формальный показатель, служащий для идентификации охлаждающей жидкости, но не установили для него какие-либо нормативов.


Миф 10. О смачиваемости

Недавно в одном из сетевых магазинов автомобильных запчастей мне довелось услышать очередной миф «о смачиваемости» охлаждающей жидкости. Продавец, расхваливая антифриз, который производится под торговой маркой этой сети, заявил, что у антифриза улучшены смачивающие свойства. Для убедительности он потряс канистру и показал на капельки, которые прилипли к внутренней поверхности канистры. На вопрос, а какое отношение имеет смачиваемость к работе автомобиля, он ответил: «Как, вы разве не знаете, что смачиваемость улучшает работу помпы и увеличивает срок ее службы!».

Очередной рекламный трюк с целью уговорить несведущего покупателя приобрести сомнительный товар. Смачивающие свойства охлаждающей жидкости никоим образом не влияют на работу системы охлаждения автомобиля. Ни в одной спецификации на антифризы показатель смачиваемости не измеряется и не нормируется. Кстати, данный антифриз не имел ни одного допуска от производителей автомобилей.

Говоря о смачиваемости антифризов, полезно знать истинный смысл этого понятия. Смачивающие свойства любой жидкости, которые связаны с ее коэффициентом поверхностного натяжения, определяют способность жидкости просачиваться через узкие каналы и трещины. Известно, например, что керосин, имеющий низкий коэффициент поверхностного натяжения, отлично просачивается через мелкие трещины. Поэтому его используют для нахождения мелких дырочек и трещин, невидимых простым глазом.

Все антифризы, равно как и смесь этиленгликоля и воды, тоже имеют низкий коэффициент поверхностного натяжения, почти в два раза меньше, чем у воды. Капли антифриза, которые выпадают из пипетки, будут в два раза меньше, чем капли воды, выпадающие из такой же пипетки.

Этим объясняется высокая и достаточно неприятная способность антифриза просачиваться из-под плохо затянутых хомутов и в местах негерметичных соединений. Антифриз будет протекать там, где вода обычно не протекает.

При частичном или полном цитировании материалов ссылка на АО «ТЕХНОФОРМ» и сайт www.cool-stream.ru обязательна.

Что означает OJ?


mo0007 Orange Псевдонимы

3

OJ

Апельсиновый сок

Разное »Продукты питания и питание

Оцените это:
OJ

и др. ...

Оцените:
OJ

Интернет-журнал

Разное »Журналы

OJ

Препятствие отправлению правосудия

Правительственное »Право и право

Оцените:
OJ

Familie

и 70007 Orenthal James

Оцените:
OJ

Орентал Джеймс Симпсон

Сообщество »Famous & Celebs

Оценить:
OJ Оцените:
OJ

О, радость!

Интернет »Чат

Оцените:
OJ

Oh Joy

Сообщество» Новости и СМИ

OJ

Оррин Джадд

Разное »Имена и псевдонимы

Оцените его:
OJ

Разное

Оцените это:
OJ

Внешнее присоединение

Академические и наука »Архитектура

OJ

Старый Джон

Разное »Имена и псевдонимы

Оцените это:
OJ

Только шутки

Интернет» Чат

Оценить это
OJ

Оранжевый комбинезон

Правительственный »Юридический и юридический

Оцените его:
OJ

Имя

и другие имена

Oliver James

Оцените:
OJ

Оскар Джонсон

Сообщество »Известные и знаменитости

Прогулки на свежем воздухе

Спорт

Оцените:
OJ

Чрезмерно ревнив

Интернет »Чат

Оцените:
OJ

Olive Jane

9000 9000

Оцените:
OJ

Open Java

Вычислительная техника »Программное обеспечение

Оцените это:
OJ 9000 Разное Jones и никнеймы

Оцените это:
OJ

На яремной оси

Правительственные »Военные

Оцените это:
Оцените: