О чем может рассказать цвет свечи зажигания?
Сгорание топливно-воздушной смеси в цилиндрах – главный для двигателя процесс, качество прохождения которого прямо влияет на стабильность работы и динамику автомобиля, ресурс мотора и катализатора. В бензиновых моторах топливно-воздушная смесь воспламеняется электрической искрой, которую производят свечи зажигания. При этом изначально качественный поджиг смеси во многом является залогом эффективной работы двигателя.
Между тем искра, которую выдают свечи, может быть разной по силе, температуре и объему. Соответственно, по-разному происходит поджиг (или не происходит вовсе) топливной смеси. Самой лучшей и сильной является крупная и яркая бело-голубая искра, послабее синяя и самая худшая – мелкая желто-красная, которая может и вовсе оказаться «недееспособной», особенно в мороз.
Причиной «слабой» искры (со всеми вытекающими моторными проблемами) могут быть как сами свечи, изначально некачественные или загрязненные, отработавшие свой ресурс, так и неисправности в системе зажигания двигателя. Из-за коррозии и нарушения контакта у высоковольтных проводов и катушек происходят микропробои, напряжение утекает и его не хватает для образования искры достаточной мощности. Также могут быть и другие причины – неисправности в низковольтной цепи и генераторе.
Проблемы возрастные и топливные
Практически у всех автомобилей с пробегом старше 5 лет в той или иной степени возникают подобные проблемы. Поэтому нередко бывает так, что даже после замены свечей качество воспламенения не улучшается либо улучшается незначительно, а мотор как троил и плохо заводился, так и продолжает. Особенно остро все «болячки» проявляются во время морозов, когда испаряемость бензина снижена и топливная смесь зажигается гораздо хуже, требуя для воспламенения более мощной искры, чем в теплое время года.
Типичным для машин «почтенного возраста», у которых ресурс двигателя «перешел экватор», является проникновение в камеру сгорания масла из системы смазки двигателя через маслосъемные колпачки (сальники клапанов), прокладку головки блока цилиндров и маслосъемные кольца. Сгорающее масло вызывает отложение на свечах черно-коричневого маслянистого нагара, который препятствует прохождению искры между электродами.
И наконец, даже для новых машин оказывается актуальной проблема некачественного топлива, которым можно заправиться и в городе-миллионнике, не говоря уж о глубинке и трассах. Особую опасность представляют добавляемые в бензин присадки на основе железа и марганца, от которых свечи покрываются характерным налетом кирпичного цвета. Это снижает мощность искры и вызывает пробои – неправильное прохождение искры между центральным электродом и юбкой резьбовой части.
Таким образом, при всем многообразии причин и предпосылок последствие здесь всегда одно и то же – недостаток высоковольтного напряжения, снижающий качество искры вплоть до ее полного исчезновения.
Практика показывает, что все процессы, протекающие в камере сгорания, накладывают специфический отпечаток на внешний вид свечи. Поэтому ее состояние может служить одним из диагностических параметров, позволяющих определить, как работает двигатель.
Нормально работающая свеча
У нормально работающей свечи цвет теплового конуса изолятора варьируется от светло-серого до светло-коричневого. Это вызвано наличием небольшого количества отложений продуктов сгорания, заметных также на поверхностях, обоих электродов. Эрозионный износ электродов отсутствует или ничтожно мал, на них нет следов перегрева.
Такое состояние свечи свидетельствует о том, что ее тепловая характеристика (калильное число) соответствует норме. Двигатель и все его системы работают исправно, поводов для беспокойства нет. Вам удалось избежать заправки некачественным топливом, с низким октановым числом и большим процентным содержанием тетраэтилсвинца.
После проверки и регулировки свечу можно смело вернуть на рабочее место. Вы еще долго не столкнетесь с проблемами при запуске двигателя и сбоями в искрообразовании при его работе.
Износ свечи
Изолятор имеет нормальный цвет, а кромки бокового и центрального электродов скруглены в результате эрозионного износа. Электродный зазор недопустимо увеличен.
Такая свеча гарантирует проблемы при запуске двигателя, особенно в холодное время года, и увеличение расходов на топливо.
Причина одна – несвоевременная проверка и замена свечей. Изношенную свечу нужно заменить новой с теми же тепловыми характеристиками.
Загрязнение топливом
Изолятор и электроды свечи покрыты влажными отложениями черного цвета. Свеча пахнет топливом.
Это свидетельствует о том, что на каких-то режимах работы двигателя система питания готовит слишком богатую топливную смесь. Она не сгорает полностью и образует большое количество копоти. Кроме того, причиной подобного явления может стать нестабильная работа системы зажигания, приводящая к сбоям искрообразования, а также использование чрезмерно «холодной» свечи.
Свечу можно восстановить. Для этого ее нужно промыть в бензине, очистить медной щеткой и просушить. Но это решит проблему лишь на время: если вы не выясните и не устраните причину неисправности, то вскоре свеча приобретет прежний вид.
Загрязнение маслом
Электроды и изолятор свечи покрыты шлаком, имеющим маслянистый блеск. При длительной эксплуатации можно получить результат настолько же неприглядный, как и тот, что изображен на фотографии. Здесь процесс зашел так далеко, что изолятор и электроды оказались полностью закоксованы продуктами сгорания масла. К этому приводит попадание масла в камеру сгорания. Оно может быть вызвано износом:
- маслосъемных колпачков;
- направляющих втулок клапанов;
- маслосъемных поршневых колец.
Иные, не так часто встречающиеся, но все же возможные причины — подтекание тормозной жидкости через поврежденную диафрагму вакуумного усилителя тормозов и просачивание во впускной коллектор трансмиссионной жидкости через мембрану вакуум-корректора (если автомобиль оснащен автоматической трансмиссией).
Чтобы уточнить причину, необходимы дополнительные диагностические методы. В любом случае двигатель нуждается в ремонте.
Незначительно загрязненную маслом свечу можно очистить медной щеткой в бензине и просушить. Если же отложения сильные, ее придется заменить.
Нагарообразование
На тепловом конусе изолятора и электродах свечи накапливается копоть черного цвета, по фактуре напоминающая замшу.
Чаще всего — это следствие ошибки в определении тепловой характеристики свечи. Она слишком «холодна» для данного двигателя. Элементы свечи не достигают температуры самоочищения. Возможно, это является следствием так называемой «городской езды» с невысокими скоростями, частыми остановками и стартами.
Если свеча не имеет других дефектов, ее работоспособность можно восстановить очисткой или нагревом. Однако если вы не предполагаете изменить стиль вождения, целесообразнее заменить свечу на более «горячую» (т. е. с меньшим калильным, числом).
Калильное зажигание
Изолятор свечи чисто белого цвета.
Электроды оплавлены. Калильное зажигание — печальный итог процесса, начинающегося с перегрева электродов и изолятора.
Перегрев может быть следующими причинами:
- неверно определена тепловая характеристика, свеча слишком «горяча» для данного двигателя, или же не в меру горяч водитель автомобиля;
- обедненная топливная смесь (неправильно отрегулирована топливная система, подсос воздуха во впускной коллектор или зажаты клапаны).
Кроме того, перегрев может быть спровоцирован преждевременным зажиганием.
Свечу безусловно следует заменить, уточнив рекомендуемую тепловую характеристику и устранив все неисправности.
Детонация
Тепловой конус изолятора может быть треснут или выкрошен. Как правило, это результат детонационного сгорания топлива с низким октановым числом, преждевременного зажигания.
Детонация опасна не столько для свечи, сколько для поршня – он может разрушиться.
Иногда изолятор повреждается при неаккуратной установке межэлектродного зазора.
Этот дефект «не лечится». Свечу необходимо заменить. Будьте внимательны при заправке топливом, не перегружайте двигатель.
Отложение свинца
Изолятор и электроды свечи покрыты пористыми отложениями с неприятным запахом сероводорода (тухлого яйца). Подобная картина, появляется после длительного использования сильноэтилированного бензина.
Цвет накапливающихся на элементах свечи отложений зависит от вида антидетонационных присадок, применяемых при производстве этилированного бензина, и варьируется от грязно-белого до коричневого. Не стоит путать эти загрязнения со ржавчиной, образующейся на свече из-за попадания влаги в цилиндр двигателя.
Если электроды не изношены, то свечу можно очистить пескоструйной обработкой или прокаливанием и использовать повторно.
Остекленение
Поверхность изолятора свечи глянцевая, желтоватого цвета. Больше всего шансов увидеть подобную свечу на двигателе собственного автомобиля имеют любители резко давить на газ. Образование глазури на изоляторе происходит из-за быстрого повышения температуры в камере сгорания в момент резкого нажатия на педаль газа. При разогреве находящиеся на поверхности изолятора обычные отложения плавятся, образуя электропроводное стекловидное покрытие. В результате возникают сбои искрообразования, особенно на высоких оборотах двигателя. Восстановлению свеча не подлежит, ее следует заменить.
Визначаємо поломку за кольором свічки запалювання
Свічки запалювання — індикатор стану автомобіля. Грамотне “зчитування” їх показників допоможе діагностувати багато неполадок автомобіля. Навіть новачку до снаги зробити висновки про двигун просто подивившись на колір старих свічок.
Як зрозуміти, що з свічками щось не так
В бензиновому двигуні свічки запалювання — витратний матеріал. Їх замінюють відповідно до прописаного в сервісній книзі регламенту. Терміни експлуатації свічок запалювання варіюються від 18 тис. км пробігу до 100 тис. км.
Після встановлення ГБО потрібно частіше замінювати свічки запалювання. На ринку представлені спеціальні свічки для авто, перероблених на “газ”.
Не варто згадувати про свічки запалювання “від заміни до заміни”, їм потрібна періодична перевірка. Справа в тому, что в циліндрах можуть відбуватись пропуски запалювання. Як результат — двигун відмовляється запускатись.
“Симптоми” несправної системи запалювання:
- різке зниження потужності двигуна,
- смикання при розгоні,
- збільшення витрати палива.
Про що говорить колір свічки
Відкрутіть свічки запалювання та оцініть колір їх нижньої частини (тієї, котра в циліндрі). Далі ми розглянемо, що є нормою, а що — сигналом для термінового звернення в автомайстерню:
Незначні відкладення
Якщо двигун працює нормально, свічка запалювання виглядатиме майже як нова. Її відрізняють:
- мінімальні відкладення,
- незначний нагар,
- “спідниця” центрального електрода світлого коричневого відтінку.
Сажа на електродах
Шар чорної сухої сажі з’являється на свічках двигуна зі збільшеною витратою палива. Причиною появи “оксамитового” нагару може бути занадто багата паливно-повітряна суміш через несправний інжектор або не відрегульований карбюратор, брудний повітряний фільтр, часті поїздки на низьких швидкостях або тривалу роботу на холостому ходу.
Білий наліт та розплавлені електроди
Двигун, який працює на надто бідній паливно-повітряній суміші та регулярно перегрівається, можна визначити за виглядом свічок запалювання. Вони мають:
- здуття на наконечнику ізолятора,
- розплавлені електроди,
- білий або світло-сірий нагар.
Також це може свідчити про передчасне спрацювання свічок запалювання.
Чорний маслянистий наліт
Двигун «жере» масло, «троїть», поки прогрівається, і утворює вихлопні гази біло-синього кольору? Подивіться на свічки запалювання.
- чорні маслянисті відкладення на електродах,
- маслянистий наліт на наконечнику ізолятора.
Все це означає проблему: мастило просочується в циліндри через зношені поршні або зношені напрямні клапанів. Потрібно знайти джерело протікання і усунути його.
Товстий шар мастила з частинками сміття
Механічні проблеми двигуна можна діагностувати за виглядом свічки запалювання. Якщо не працює один з циліндрів, пошкоджений клапан або перегородка між поршневими кільцями, на свічках з’являється:
- товстий шар мастила,
- залишки незгорілого палива,
- металеве сміття (наслідки руйнувань компонентів двигуна).
Водночас водій спостерігає серйозну втрату потужності та різке збільшення витрати палива.
Зношені електроди
За станом свічок запалювання потрібно стежити: пам’ятати про їх заміну та регулярний контроль зовнішнього вигляду. Про те, що комплектуюча вичерпала свій ресурс, свідчить:
- зношений електрод,
- надмірний зазор.
Робота свічок викликає сумніви? Замініть їх новими. Пам’ятайте, категорично не рекомендується повторно вкручувати старі витратні матеріали.
0″>
Теги:
Поради автомобілістам свечи зажигания расходникиПопередня стаття 5 технологій, які псують життя сучасному водієві
Наступна стаття Для чого потрібна антикорозійна обробка автомобіля
Поділитися:
Популярні новини
Вас також може зацікавити
|
Таблица значений свечей зажигания Lean Spark: цвета и значения