Электросхема ВАЗ 21093
«Девятка» стояла на конвейере АвтоВАЗа с 1987 по 2004 год, и за это время было создано довольно много вариантов этой машины. Электросхема ВАЗ 21093 менялась, элементы в ней добавлялись и убирались в связи с выходом новых модификаций, комплектаций и специальных вариантов. Теперь уже трудно разобраться в деталях, но принципиальная схема сохранилась.
Схема электропроводки автомобиля
Содержание
- Устройство электросистемы ВАЗ 2109
- Главные потребители
- Вспомогательное оборудование
- Отличия модификаций ВАЗ 2109
- Признаки неисправностей электросхемы
- Электросхема двигателя с карбюратором
- Диагностика классического зажигания ВАЗ 2109
- Диагностика электронного зажигания
- Мнение эксперта
Вернуться к оглавлению
Устройство электросистемы ВАЗ 2109
Электросхема ВАЗ 21093 однопроводная, с постоянно замкнутым на корпус автомобиля «минусом», который исполняет роль «массы».
Номинальное напряжение в бортовой сети машины составляет 12 В.
Для электрооборудования ВАЗ 2109 предусмотрено два источника электричества — аккумулятор и генератор. Аккумуляторная батарея (АКБ) служит в автомобиле для:
- запуска двигателя после стоянки;
- питания электрических цепей при выключенном моторе.
Минусовая клемма «масса» АКБ для ВАЗ 2109 должна располагаться слева, если смотреть на корпус аккумулятора со стороны клемм. Чаще всего на «девятках» применяют необслуживаемые свинцово-кислотные АКБ. Штатная ёмкость аккумулятора составляет 55 — 60 Ач и может быть немного повышена для районов с особо холодными зимами.
Генератор в автомобиле предназначен для:
- подзарядки аккумуляторной батареи;
- питания электрических цепей.
Трёхфазный генератор переменного тока ВАЗ 2109 выполняет свои функции во время движения. Он имеет встроенный выпрямитель и электронный регулятор напряжения. Выдаёт от 13,6 до 14,6 В, обеспечивая силу тока до 55А.
Электрическая схема ВАЗ 21093 такова, что питание почти всех потребителей осуществляется через блок предохранителей, защищающих цепи от короткого замыкания и автомобиль целиком — от пожара.
Вернуться к оглавлению
Главные потребители
Важнейших для принципиальной возможности эксплуатации вашей «девятки» систем всего две:
- система запуска двигателя — стартёр;
- система зажигания топливовоздушной смеси.
И если в экстремальной ситуации можно запустить двигатель без стартёра, с толчка, то без зажигания вы никуда не уедете.
Разве что на буксире.
Бесконтактное зажигание «девятки» состоит из датчика-распределителя, коммутатора, катушки зажигания, высоковольтных проводов и свечей зажигания. Особенность работы системы зажигания состоит в том, что она использует не только нормальное напряжение в 12В постоянного тока, но и импульсное высокое напряжение до 30 000 В для воспламенения топливовоздушной смеси в камерах сгорания. Среди специалистов распространено мнение, что именно эта часть системы наиболее подвержена риску выхода из строя.
Стартер автомобиля ВАЗ 2109 представляет собой электродвигатель постоянного тока. Он снабжён электромагнитным тяговым реле. При повороте ключа в замке зажигания в положение «стартёр» напряжение от АКБ подаётся на втягивающую и удерживающую обмотки тягового реле. После замыкания контактов втягивающая обмотка реле отключается. Двигатель стартера проворачивает маховик коленчатого вала, в цилиндры подаётся искра, мотор начинает работать. После перевода ключа в положение «зажигание» стартёр отключается.
В случае неисправности одной только системы запуска двигателя эксплуатация автомобиля крайне затруднена, а при отказе обеих — невозможна.
Вернуться к оглавлению
Вспомогательное оборудование
Важнейшая часть вспомогательного оборудования — соединительные провода. Вспомогательное — не значит второстепенное. Наоборот, при эксплуатации «девятки» многие автолюбители убеждаются в том, что электроника — это наука о контактах. Значительная часть забот, связанных с ВАЗ 2109, имеет отношение к поиску обрывов, закисливания контактов, выпадения штекеров. Вот тут-то и становится нужна схема электрооборудования ВАЗ 2109, в которой по цветам распределены и показаны соединительные провода, пронумерованы потребители, по расположению в колодках перечислены предохранители вашей «девятки».
Схема электропроводки такова, что все провода ВАЗ 2109 собраны в пять жгутов. Два жгута идут от монтажного блока в салон автомобиля. Первый подключает все индикаторы, приборы, переключатели и кнопки передней части салона. Другой подключает потребителей задней части кузова. Три других жгута остаются в подкапотном пространстве. Один идёт к потребителям передней части кузова, второй — в район левой передней колёсной арки, а третий обслуживает потребителей, связанных с двигателем.
Коммутация осуществляется через блок предохранителей. Предохранитель представляет собой металлическую пластину, обычно из алюминиевого сплава, имеющую тарированное сечение. Пластина крепится в прозрачном пластиковом корпусе и устанавливается в разрыв той или иной цепи автомобиля. При превышении допустимого в этой цепи значения тока пластина перегорает, прекращая прохождение тока в этой цепи и предотвращая пожар. Сквозь прозрачный пластик место разрушения отлично видно. Остаётся только найти по альбому электрических схем цепь, ответственную за выход проводки из строя, устранить неисправность и заменить предохранитель.
Набор запасных предохранителей следует всегда иметь с собой в поездке. Блок предохранителей содержит также реле и находится в моторном отсеке слева по ходу автомобиля, вблизи ветрового стекла.
Вернуться к оглавлению
Отличия модификаций ВАЗ 2109
За долгую историю выпуска на АвтоВАЗе «девятки» электрическая схема ВАЗ 21093 заметно изменилась, было немало вариантов комплектаций и модификаций автомобиля. «Девятка» комплектовалась разными двигателями: ВАЗ 2109 — мотором с рабочим объёмом 1,3 литра, а ВАЗ 21093 — объёмом 1,6 литра. В смысле электросистемы оба двигателя практически идентичны. Другое дело — различие между карбюраторной и инжекторной версиями «девятки».
Появление электронной системы управления двигателем (ЭСУД) и электронных устройств, заменяющих карбюратор и трамблёр, усложнило электрическую схему автомобиля.
ЭСУД в ВАЗ 21093 инжектор взяло на себя следующие функции:
- управление топливным насосом;
- управление электровентилятором системы охлаждения;
- регулировка состава топливовоздушной смеси, оборотов холостого хода и угла опережения зажигания.
В блоке предохранителей ВАЗ 21093 присутствуют дополнительные плавкие устройства, защищающие ЭСУД. Следует убедиться, что имеющаяся схема электрооборудования соответствует модификации вашего авто. Это тем более актуально, что инжекторный двигатель не всегда достаточно прозвонить тестером, иногда нужно специальное оборудование для работы с ЭСУД.
Свои отличия имеются у электрооборудования с «высокой», «низкой» и европанелью. Важнейшее из них — отсутствие тахометра в низкой панели.
Вернуться к оглавлению
Признаки неисправностей электросхемы
Электрическая схема ВАЗ 2109 как с низкой, так и с высокой панелью включает в себя множество элементов, благодаря которым работают различные узлы автомобиля.
- Автомобиль не трогается с места, т. к. двигатель невозможно запустить. Причин этому может быть огромное количество, например, неисправность генератора или аккумуляторной батареи, неполадки с трамблёром и т. д.
- Двигатель запускается и работает, но часть электрооборудования не функционирует. Как и в первом случае, причин отказа электрооборудования может быть немало: это и сгоревшие предохранители, и износ электропроводки, и выход из строя какого-либо прибора.
Если двигатель не запускается, но топливо исправно подаётся, то причина неисправности в большинстве случаев кроется именно в неисправном электрооборудовании. Алгоритм действий в таких ситуациях выглядит просто. Проверить уровень заряда аккумулятора. Также нужно проверить работоспособность свечей зажигания и проводов высокого напряжения на предмет пробоя. На карбюраторном двигателе зачастую неисправен трамблёр, а вот обрыв или износ электропроводки в моторном отсеке встречается достаточно редко.
В инжекторных двигателях в первую очередь нужно проверить исправность и корректную работу электронного блока управления двигателем (ЭБУ). Происходит это из-за того, что блок управления не может корректно обработать данные, поступающие с различных датчиков, в результате исполнительные механизмы получают неверные команды либо не получают их вовсе.
Вернуться к оглавлению
Электросхема двигателя с карбюратором
В зависимости от типа силовой установки электросхема может работать по-разному, например, запуск двигателя происходит так.
- Когда поворачивается ключ в замке зажигания, от аккумулятора подаётся напряжение в бортовую сеть по высоковольтным проводам. При этом на панели приборов появляются индикаторы, и можно включать осветительные приборы, аудиосистему, вентилятор отопителя и т. д.
- После поворота ключа в замке зажигания в положение «запуск» напряжение поступает на стартерный узел, который воздействует на маховик и заставляет вращаться коленчатый вал.
Приводятся в действие все системы двигателя и генератор в том числе, который начинает вырабатывать электрический ток. - Питание поступает на катушку зажигания, создающую высоковольтное напряжение, по проводам оно передается в распределительный узел.
Вращающийся коленчатый вал приводит в действие распределительный механизм. После замыкания контактов напряжение передаётся на свечи зажигания. Искра воспламеняет топливно-воздушную смесь в цилиндрах и происходит запуск силовой установки.
Вернуться к оглавлению
Диагностика классического зажигания ВАЗ 2109
Если причиной плохого запуска двигателя стала неисправная электропроводка, провести проверку можно самостоятельно.
- Первым делом необходимо обследовать участок от катушки зажигания до генератора на целостность. Контакты не должны быть окислены, проводка – не иметь обрывов и трещин. Окисленные контакты тщательно зачищаются, а повреждённая проводка заменяется.
- Далее проверяется катушка зажигания на наличие искры.
Для этого нужно снять надсвечник со свечи и поднести к клапанной крышке двигателя. В это время помощник должен немного прокрутить двигатель стартером. Если высоковольтный провод и наконечник не пробитые и катушка зажигания исправна, в момент вращения двигателя стартером между наконечником и крышкой клапанов будет проскакивать искра. Если искры нет, а провода и наконечники не повреждены, следует произвести ремонт, а чаще всего – замену катушки зажигания.
Дополнительно стоит проверить устройство распределения и свечи зажигания. Повреждённые высоковольтные провода подлежат замене. Свечи нужно выкрутить и осмотреть, при наличии сильного нагара следует почистить. Если они имеют повреждения, то подлежат замене.
Вернуться к оглавлению
Диагностика электронного зажигания
Оно отличается от обычного наличием бесконтактного коммутатора между катушкой зажигания и распределителем. Подобный механизм обеспечивает стабильную и уверенную искру, тем самым обеспечивая воспламенение топлива, даже если смесь обеднённая.
Если коммутатор подаёт слишком слабый сигнал, его следует заменить. Плохая искра или её отсутствие может возникнуть по причине высокого сопротивления электропроводки.
Другое дело, когда двигатель инжекторного типа, оснащённый топливными форсунками. В таких моторах неисправности электросхемы связаны в большинстве случаев с вышедшими из строя датчиками или повреждения электрооборудования. Диагностика неисправностей выполняется несложно. Во-первых, нужно отсоединить контактную колодку от датчика, который, возможно, неисправен. Во-вторых, при помощи омметра надо измерить сопротивление на контактах. В-третьих, полученные показатели сравниваются с номинальными, указанными в руководстве по эксплуатации. Если есть существенная разница, датчик неисправен и подлежит замене.
Вернуться к оглавлению
Мнение эксперта
Профиль в VK
Руслан Константинов
Подробнее об эксперте
Руслан Константинов – опыт профессионального ремонта автомобилей 10 лет. Окончил Ижевский государственный технический университет имени М.
Т. Калашникова по специальности «ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН И КОМПЛЕКСОВ». Специализация работ разная, от диагностики и ремонта двигателей и трансмиссии до консультации по приобретению расходных материалов. Опыт работ по ремонту электронных узлов.
Что касается самодиагностики, то тут нужно быть осторожным, т. к. работа с электрооборудованием может стать причиной поражения электротоком. При проверке высоковольтных проводов не стоит брать их голыми руками, чтобы узнать, есть искра или нет. Изоляция может быть повреждена, и тогда удар током неизбежен. В таких случаях можно воспользоваться дедовским методом и просто в ночное время суток завести (или покрутить стартером) двигатель. В темноте будет отчётливо видно искру, пробивающую изоляцию поврежденной проводки или наконечника. На инжекторном моторе при проверке датчиков можно обойтись и без омметра, если двигатель запускается. Достаточно снять колодку проводов с датчика. Если работа мотора не поменялась – значит, прибор неисправен.
Однако метод субъективный, например, на ДМРВ это практически никак не влияет (увеличивается расход топлива, но на движке это в некоторых случаях не сказывается).
электрические схемы ВАЗ 2108 2109 VAZ (восьмёрка, девятка)
| 1 – блок-фара | 31 – электродвигатель очистителя ветрового стекла |
| 2 – электродвигатель очистителя фар (устанавливается на части выпускаемых автомобилей) | 32 – прикуриватель |
| 3 – выключатель подкапотной лампы | 33 – лампа подсветки рычагов отопителя |
| 4 – звуковой сигнал | 34 – штепсельная розетка для переносной лампы |
| 5 — электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя | 35 – подкапотная лампа |
| 6 – датчик включения электродвигателя вентилятора | 36 – лампа освещения вещевого ящика |
| 7 – генератор | 37 – монтажный блок |
| 8 — электромагнитный клапан включения омыва фар (устанавливается на части выпускаемых автомобилей) | 38 – выключатель освещения приборов |
| 9 — электромагнитный клапан включения омыва заднего стекла (устанавливается на части выпускаемых автомобилей) | 39 — выключатель контрольной лампы ручного тормоза |
| 10 — электромагнитный клапан включения омыва ветрового стекла | 40 – выключатель стоп-сигнала |
| 11 – свечи зажигания | 41 – подрулевой переключатель |
| 12 – датчик–распределитель зажигания | 42 – выключатель наружного освещения |
| 13 – катушка зажигания | 43 – выключатель аварийной сигнализации |
| 14 – выключатель света заднего хода | 44 — выключатель заднего противотуманного света |
| 15 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости | 45 — предохранитель цепи противотуманного света |
| 16 – стартер | 46 – выключатель обогрева заднего стекла |
| 17 – аккумуляторная батарея | 47 – боковые указатели поворота |
| 18 – датчик уровня тормозной жидкости | 48 – плафон |
| 19 – коммутатор | 49 — разъем для подключения к плафону индивидуального освещения |
| 20 – датчик верхней мертвой точки 1-го цилиндра | 50 – выключатели плафона на стойках дверей |
| 21 – колодка диагностики | 51 – реле зажигания |
| 22 — блок управления электромагнитным клапаном карбюратора | 52 – выключатель зажигания |
| 23 – реле включения стартера | 53 – комбинация приборов |
| 24 – концевой выключатель карбюратора | 54 — выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора |
| 25 – электромагнитный клапан карбюратора | 55 – задние фонари |
| 26 – датчик контрольной лампы давления масла | 56 – датчик указателя уровня и резерва топлива |
| 27 – электродвигатель омывателя стекол | 57 – элемент обогрева заднего стекла |
| 28 – электродвигатель вентилятора отопителя | 58 — электродвигатель очистителя заднего стекла |
| 29 — дополнительный резистор электродвигателя отопителя | 59 – фонари освещения номерного знака |
| 30 – переключатель вентилятора отопителя |
Volkswagen Workshop Manuals > Vanagon Syncro AWD F4-2109cc 2.
1L (MV) (1989) > Windows and Glass > Windows > Реле стеклоподъемника > Информация о компонентах > Диаграммы > Информация о схемах и инструкции > Страница 4777 Volkswagen Workshop Manuals > Vanagon Syncro AWD F4-2109cc 2.1L (MV) (1989)> Windows and Glass> Windows> Реле стеклоподъемника> Информация о компонентах> Диаграммы> Информация о схемах и инструкции> Страница 4777
Задайте вопрос, получите ответ как можно скорее!СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА >
Страница 75
—
Сечение проводов (в мм2) и цвета проводов Сокращения цветов проводов поясняются в таблице кодов цветов на каждой странице
схемы подключения.
6
—
Обозначение компонента (код)
Используйте легенду внизу страницы, чтобы определить код компонента.
7
—
Внутренние соединения (тонкие линии)
Эти соединения не всегда являются проводами.
Внутренние соединения являются текущими и перечислены в списке, чтобы можно было отслеживать текущий поток внутри компонентов
и проводных соединений.
8
—
Заземление жгута проводов
Места заземления указаны в условных обозначениях.
9
—
Разъемы модуля реле/управления на панели предохранителей/реле
Показывает отдельные клеммы в многоточечном разъеме. Пример: 4/30
4 = Контакт 4 в месте [3] на панели реле или реле
30 = терминал 30 (b+) на модуле эстафеты/управление
10 (b+) .
—
Номер реле
Указывает расположение реле на панели предохранителей/реле.
11
—
Разъемы панели предохранителей/реле
Показывает проводку многоточечных или одиночных разъемов на панели предохранителей/реле.
Пример: G1/10 = Многоточечный разъем G1 , терминал 10
12
—
Терминальное обозначение
.
многоточечного разъема.
13
—
Продолжение провода (номер текущей дорожки)
Число в рамке указывает текущую дорожку, на которой продолжается провод.
14
—
Продолжение внутренних соединений
Буквы указывают, где продолжается соединение на предыдущей и/или следующей странице.
15
—
Символы компонентов (см. стр. IV и V)
16
—
Жгут проводов Соединение проводов
Места соединений проводов указаны в легенде.
17
—
Стрелка
Указывает на продолжение компонента на предыдущей и/или следующей странице.
18
—
Идентификация цепи (панель предохранителей/реле)
1
-Катушка зажигания/распределение зажигания низкое напряжение (обычно используется в качестве сигнала скорости двигателя (RPM) для тахометра)
15
-Положительное напряжение аккумулятора (B+) от зажигания/стартового переключателя
30 30 30
— Положительное напряжение аккумуляторной батареи (B+), постоянный ток
31
— Земля (GND)
50
-Управление звездой; переключил B+ от замка зажигания/стартера
56
— Включение фары B+ от переключателя света
58
— Включение габаритных огней, задних фонарей.
освещение B+ от выключателя освещения
S (SU) — Цепь зажигания с ключом: включена B+ от выключателя зажигания/стартера
X
— Цепь снижения нагрузки; переключается B+ от реле снижения нагрузки
Схема подключения Обозначение цепи
Схема подключения Обозначение клеммы (цепи)
Несколько электрических цепей в электросистеме автомобиля обозначены числовым или буквенным обозначением. Эти цепи обозначены одинаково на всех схемах проводки
и чаще всего показаны в верхней части каждой страницы в части панели предохранителей/реле схемы проводки. Обозначения цепи
также могут использоваться для идентификации клемм разъема переключателя (цепи переключателя). Ниже приведены наиболее распространенные пронумерованные/буквенные цепи:
Windows and Glass > Windows > Реле электрического стеклоподъемника > Информация о компонентах > Диаграммы > Информация о схемах и инструкции > Страница 4777
СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА >
ДЛ100-21АА2109 | Датчики расстояния | SICK
DL100-21AA2109 | Датчики расстояния | БОЛЬНОЙ- Дом
- Портфель продуктов
- Датчики расстояния
- Датчики расстояния дальнего действия
- Дх100
- ДЛ100-21АА2109
- Дом
- Портфель продуктов
- Датчики расстояния
- Датчики расстояния дальнего действия
- Дх100
- ДЛ100-21АА2109
Иллюстрация может отличаться
Технический паспорт продукта Английский Чешский датский Немецкий испанский финский Французский итальянский японский язык Корейский Голландский польский португальский Русский Шведский турецкий Традиционный китайский китайский
Скопировать короткую ссылку
Mechanics/electronics
Supply voltage V s DC 18 V .
.. 30 V, limit values Ripple 5 V pp 1) Initialization время Тип. 1,5 с 2) Материал корпуса Металл (литой алюминий) Материал окна Plastic (PMMA) Connection type Male connector, M12, SPEEDCON™ compatible Indication 6 digit 5 x 7 dot matrix display, LEDs Weight Approx. 800 г (с монтажным кронштейном: прибл. 1 600 г) Потребление тока При 24 В дм Размеры (W x H x D) 69,4 мм x 82.5 мм x x 100 ММ x x 100. 9. 9. 9. 9. 9. 100 ММ x x 100. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9,5 мл x 82,5 м.0327 Modulation frequency Fix Enclosure rating IP65 Protection class III - 1) May not fall short of or exceed V S tolerances.

- 1) May not fall short of or exceed V S tolerances.

Приводятся в действие все системы двигателя и генератор в том числе, который начинает вырабатывать электрический ток.
Для этого нужно снять надсвечник со свечи и поднести к клапанной крышке двигателя. В это время помощник должен немного прокрутить двигатель стартером. Если высоковольтный провод и наконечник не пробитые и катушка зажигания исправна, в момент вращения двигателя стартером между наконечником и крышкой клапанов будет проскакивать искра. Если искры нет, а провода и наконечники не повреждены, следует произвести ремонт, а чаще всего – замену катушки зажигания.
.. 30 V, limit values 