Как быстрее прогреть машину — 6 приемов опытных водителей — журнал За рулем
LADA
УАЗ
Kia
Hyundai
Renault
Toyota
Volkswagen
Skoda
Nissan
ГАЗ
BMW
Mercedes-Benz
Mitsubishi
Mazda
Ford
Все марки
Многие замечали, что двигатели современных автомобилей прогреваются очень долго. Это относится, прежде всего, к дизельным моторам, но и бензиновые с турбонаддувом и непосредственным впрыском не подарок.
Материалы по теме
Почему зимой не греет печка
Если вспомнить историю, то в первых автомобилях отопителя не было вообще. Затем конструкторы сообразили, что можно использовать часть тепла, производимого двигателем, для обогрева пассажирского салона. На двигателях с жидкостным охлаждением появились нормальные печки, а на «воздушниках» эту проблему так до конца и не решили.
Но вот незадача: современные бензиновые моторы дорогих иномарок прогреваются порой дольше, чем старые карбюраторные движки Жигулей.
- расходует больше топлива
- интенсивнее изнашивается
- дает более «грязный» выхлоп
- дольше прогревается салон
Именно последнее обстоятельство больше всего напрягает современных водителей, поскольку это касается личного комфорта.
От чего зависит скорость прогрева?
Для начала перечислим факторы, на которые мы не в силах повлиять сиюминутно.
Материалы по теме
Зимние советы автомобилисту. Неожиданные и полезные
- Литраж двигателя. Очевидно, что многолитровый восьмицилиндровый двигатель даже на холостом ходу производит намного больше тепла, чем мотор малолитражки. Вспомните об этом при очередной смене личного автомобиля.
- Коэффициент полезного действия (энергоэффективность) двигателя.
Дизели медленно прогреваются именно потому, что они гораздо большую часть энергии сгоревшего топлива обращают в полезную работу — в частности, на холостом ходу вращают сами себя и кучу вспомогательных агрегатов. И совсем малая часть тепла уходит в систему охлаждения и теряется с выхлопными газами. Соответственно, прогреть дизель на холостом ходу в мороз почти невозможно. Почти все то же самое относится и к турбированным бензиновым двигателям с непосредственным впрыском топлива. Им свойственны высокий КПД, низкий расход топлива, удобная характеристика крутящего момента и медленный прогрев без нагрузки. Зато старые добрые атмосферные моторы, имея не очень хорошие показатели по расходу топлива, прогреваются достаточно быстро. Все описанные процессы очень хорошо индицирует бортовой компьютер автомобиля, если на нем есть режим часового расхода топлива на холостом ходу. Так вот, у простых атмосферных моторов он заметно выше, чем у более современных агрегатов или у дизелей.
- Неисправности.
Если термостат зависает в открытом положении, то тепла в машине не ждите. Также ухудшат приток тепла засоренный салонный фильтр и заросший грязью изнутри и снаружи радиатор отопителя. Для быстрого прогрева все системы автомобиля должны быть исправны.
- Размеры салона. Одно дело прогреть несколько кубометров салона Лады Ларгус, другое — создать теплую атмосферу в пикапе с короткой кабиной и одним рядом сидений. Во втором случае на прогрев салона уйдет в разы меньше времени.
Имейте в виду
Не у всех автомобилей есть штатные и корректно работающие указатели температуры двигателя. Большинство таких указателей оживают лишь при температуре охлаждающей жидкости 40°C. Есть автомобили, у которых в комбинации приборов просто светится синий символ — мол, движок холодный. И гаснет только, когда температура ОЖ достигает 60°C. После этой отметки мотор уже можно нагружать, не боясь навредить ему.
Как ускорить прогрев двигателя и салона?
Материалы по теме
Как протопить салон автомобиля. Инструкция ЗР
- Температура окружающего воздуха и скорость ветра. Очевидно, что на эти факторы мы повлиять не можем. Хотя… если вы точно знаете, как пролегает через ваш двор подземная теплотрасса (ее легко вычислить по таящему над ней снегу), то можно поставить машину аккурат над ней. Выиграете пару минут во время прогрева.
- Обороты двигателя. Выше обороты — быстрее прогрев. Здесь, как ни странно, старые карбюраторные двигатели имели некоторое преимущество в виде «подсоса». Помните этот рычажок под передней панелью, который вытягивали на себя сразу после запуска двигателя? При этом мотор работал с прикрытой воздушной заслонкой обычно на более высоких оборотах, чем современный впрысковой двигатель в режиме прогрева. Водителю современной машины можно чуть нажать на педаль акселератора, чтобы двигатель работал в диапазоне 2000–2500 об/мин.
- Нагрузка на двигатель. Чем больше нагрузка, тем быстрее прогрев. Но здесь важно не перегрузить холодный мотор, поскольку холодное масло еще не обеспечивает полноценной смазки, да и тепловые зазоры далеки от оптимальных.
- Теплоотдача в отопитель. На скорость прогрева салона влияет и то, правильно ли вы пользуетесь отопителем. Если у автомобиля двигатель небольшого литража, то радиатор отопителя, продуваемый ледяным воздухом на максимальной скорости вращения вентилятора, весьма затрудняет прогрев машины. И воздух из печки идет холодный, и двигатель не прогреете. Лучше на первой скорости потихоньку оттаивать ветровое стекло. Есть машины с двумя отопителями, там теплоотвод больше, но обычно эти транспортные средства имеют достаточно мощный, а потому и быстро прогревающийся двигатель. Еще на автомобилях с современными энергоэффективными моторами часто ставят электроподогреватель воздуха в отопителе. Вот это устройство заслуживает всяческих похвал.
- Наличие дополнительных систем подогрева. Есть устройства, без которых сейчас почти не обходятся владельцы дизельных автомобилей. Это автономные подогреватели. Работают на топливе из бака, а единственный недостаток — могут посадить аккумуляторную батарею. Не полностью, конечно — на этот случай предусмотрена защита, но в определенной степени. Такие устройства можно приобрести и установить на свой автомобиль.
- Не давать двигателю остыть после предыдущей поездки, то есть не глушить мотор совсем. Способ порой применяют в районах Крайнего Севера. Ну а «лайт»-версией этого способа пользуются многие автолюбители даже средней полосы. Это система автозапуска двигателя по температуре. Остыл мотор — пусть немного поработает. И так, возможно, несколько раз за ночь. Вариант — утром автозапуск с брелока или по таймеру.
Желаю, чтобы ваша машина давала всегда столько тепла, сколько вам хочется.
- Все, что нужно знать о прогреве автомобиля, вы найдете тут.
Наше новое видео
Уникальный внедорожник СССР и его зарубежные аналоги: что он взял у немцев?
Арго и Атлант — горячие новинки российской сборки
Мешает ли грязь или снег распознавать номера машин?
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем в Дзен
Новости smi2.ru
7 современных приемов быстрее прогреть машину (+ один дедовский) — журнал За рулем
LADA
УАЗ
Kia
Hyundai
Renault
Toyota
Volkswagen
Skoda
Nissan
ГАЗ
BMW
Mercedes-Benz
Mitsubishi
Mazda
Ford
Все марки
Эти приемы давно известны, но применяют их далеко не все водители. Особенно пригодятся наши рекомендации владельцам машин с малообъемными моторами.
Материалы по теме
Чудеса случаются: автовладельцу вернули Camry через 15 лет
Скорость прогрева ДВС зависит от его рабочего объема, КПД и технической исправности системы охлаждения. К примеру, если байпасный клапан термостата находится в открытом положении постоянно, то не стоит надеяться на быстрый прогрев.
Как быстро нагреется салон автомобиля, также зависит от его объема. Препятствием для поступления теплого воздуха в салон могут стать засоренные радиатор отопителя и салонный воздушный фильтр.
Если двигатель по техническим причинам греется дольше положенного, то владелец такой машины столкнется с проблемами:
- увеличенный расход топлива;
- ускоренный износ деталей поршневой группы;
- загрязненный выхлоп.
Когда все системы автомобиля работают исправно, прогрев двигателя не будет слишком уж долгим. Но если времени совсем в обрез, то можно ускорить этот процесс. Для этого есть несколько приемов.
Когда все системы автомобиля работают исправно, прогрев двигателя не будет слишком уж долгим. Но если времени совсем в обрез, то можно ускорить этот процесс. Для этого есть несколько приемов.
Материалы по теме
Огромный штраф для пассажира — коснется каждого!Эпидемия, о которой не принято говоритьКогда помогать запрещает… закон! Вы знали об этом?
Прием 1. Припаркуйте машину там, где потеплее
Материалы по теме
4 ловушки ГИБДД в непогоду (+1 всепогодная)
Низкая температура окружающего воздуха и большая скорость ветра замедляют процесс прогрева автомобиля. Повлиять на эти факторы невозможно. Зато можно спрятать машину от ветра в закрытом дворе или выбрать место для парковки возле теплотрассы. Если вам известно, где именно она пролегает, поставьте машину над этим участком. Определить теплую трубу в земле можно по сухой земле или насту на том месте. На пару минут можно будет сократить время прогрева.
Хорошо, если есть возможность поставить машину в крытой парковке или гараже. В этом случае с прогревом будет меньше проблем.
Прием 2. В процессе прогрева увеличьте обороты
Чем выше обороты, тем быстрее прогреваются двигатель и салон. В старых машинах для увеличения скорости прогрева имелся так называемый «подсос»: потянув за ручку, можно было заставить двигатель быстрее крутиться. В современной машине можно нажать на педаль газа и разогнать двигатель до 2000–2500 об/мин.
Прием 3. Постепенно увеличивайте нагрузку
Материалы по теме
5 полезных привычек водителя, которые спасут жизнь
С нагрузкой двигатель будет быстрее прогреваться. Однако нужно знать меру, чтобы его не перегрузить. Дело в том, что масло, не прогретое до рабочей температуры, не способно обеспечить эффективную смазку. То же самое касается и тепловых зазоров деталей двигателя.
Оптимальным можно считать некоторый прогрев на холостом ходу, а затем несколько минут медленного движения с минимальной нагрузкой. Избегайте интенсивных разгонов.
Прием 4. Прогрев с помощью автоматической коробки передач
Если у вас автомобиль с вариатором или автоматом, можно, зажав педаль тормоза, включить режим D. Это также ускорит прогрев двигателя, так как обеспечит дополнительную нагрузку.
Прием 5. Не спешите включать отопитель салона на полную
Двигатель будет прогреваться дольше, если вентилятор печки включен на полную мощность. Лучше всего на минимальной скорости пустить воздух на ветровое стекло и при таких настройках дождаться, пока он нагреется.
Интересный факт. Современным автомобилям с энергоэффективными двигателями в отопители устанавливают электроподогрев воздуха. Работают они по принципу бытового фена. Благодаря этому прогреть салон можно гораздо быстрее.
Прием 6. Используйте автономный подогреватель
Дополнительные устройства для подогрева наиболее востребованы у владельцев дизельных автомобилей. Для работы автономных подогревателей используется топливо из бака. У этих агрегатов есть один недостаток: они могут посадить аккумулятор. Так что злоупотреблять ими не стоит.
Материалы по теме
Как продлить жизнь мотору: всего 5 условийПерегрев двигателя: 9+ причин и все последствияБеда с мотором: 4 причины и 5 последствий детонации
Прием 7.

Тогда и прогревать не понадобится. Рекомендация очень актуальна для жителей Крайнего Севера. В этом регионе лучше вообще не глушить двигатель, если не планируется длительная стоянка.
В качестве альтернативы можно использовать систему автозапуска, срабатывающую при определенном уровне температуры. Преимущества системы автозапуска: экономия времени, прогретый двигатель и салон.
Прием 8. Картонка перед радиатором
К описанным способам быстрого прогрева также можно отнести и этот дедовский прием.
Заслонка в виде картонки перед радиатором многим может показаться неэстетичной. На этот случай можно приобрести на радиаторные решетки накладки фабричного пошива.
Заслонка в виде картонки перед радиатором многим может показаться неэстетичной. На этот случай можно приобрести на радиаторные решетки накладки фабричного пошива.
Материалы по теме
Чертова дюжина автомобильных датчиков: 7 всегда врут и еще 6 — привирают
Следует учитывать, что не у всех автомобилей штатные указатели температуры двигателя функционируют корректно. Некоторые из них срабатывают только когда температура охлаждающей жидкости достигает 40° С. Есть автомобили, у которых на панели приборов светится индикатор синего цвета. Это означает, что двигатель еще холодный. Гаснет индикатор, когда температура охлаждающей жидкости достигнет 60° С. После этого двигатель готов к рабочим нагрузкам.
***
Желаем вам приятной зимы.
- Однажды в дилерском центре задержали самого наглого воришку в мире.
- Поддержать хорошее состояние узлов и агрегатов автомобиля поможет американская автохимия Cyclo и присадки Супротек.
- Информацию о том, как правильно обслуживать автомобиль, вы найдете в книгах издательства «За рулем». В нашем интернет-магазине снижены цены на техническую литературу, руководства по ремонту и прочие книги и журналы.
- «За рулем» теперь можно читать в Facebook.
Фото: Depositphotos и «За рулем»
Наше новое видео
Уникальный внедорожник СССР и его зарубежные аналоги: что он взял у немцев?
Арго и Атлант — горячие новинки российской сборки
Мешает ли грязь или снег распознавать номера машин?
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем в Дзен
Новости smi2. ru
5 советов по запуску холодного дизельного двигателя
В Восточном Теннесси погода меняется. Поскольку температуры падение, мы должны начать думать о том, как заботиться о наших дизельных грузовиках в холодная погода. Вот несколько советов о том, как убедиться, что ваш дизельный двигатель будет запускаться и работать эффективно, когда погода становится холодной.
1. Дайте время прогреть двигатель
Чтобы запустить дизельный двигатель и поддерживать его работу
холодную погоду, вы должны убедиться, что у вас достаточно времени для запуска двигателя.
разогревать. Если вы не дадите двигателю прогреться перед поездкой, вы успеете
работать усерднее, чем необходимо, что впоследствии приведет к проблемам. Длина
время, необходимое вашему дизельному двигателю для прогрева, зависит от того, насколько
температуры на улице. Как правило, если он ниже нуля
градусов по Фаренгейту, вы должны дать двигателю прогреться до семи минут
вверх. Если температура находится в пределах от нуля до пятидесяти градусов, период прогрева должен
составлять от трех до пяти минут. Более пятидесяти градусов потребуется только один или два
минут, чтобы согреться. Это время прогрева необходимо для повышения температуры
камеры сгорания. Дизельный грузовик не доедет до рабочего
температуры до тех пор, пока вы не начнете движение.
2. Рассмотрите варианты обогрева дизельного двигателя
При понижении температуры вашему двигателю может потребоваться дополнительная помощь
для прогрева для запуска и работы при необходимой рабочей температуре. Большинство
дизельные грузовики оснащены встроенными блоками обогрева, чтобы двигатель оставался теплым.
с ночевкой. Поскольку при этом двигатель нагревается до более высокой температуры,
легче заводится и требует меньше времени для прогрева перед поездкой. Блокировать
обогреватели также просты в использовании. Все, что вам нужно сделать, это подключить шнур обогревателя к
удлинитель соответствующего размера, затем подключите удлинитель к розетке.
трехштырьковая электрическая розетка, рассчитанная на напряжение обогревателя. Другой
вариант обогрева — дизельный подогреватель охлаждающей жидкости, который добавляет доп.
нагрев двигателя, жидкостей и других ключевых деталей. Эти обогреватели не используют
электричества, поэтому их можно использовать где угодно. Свечи накала греются
устройства, которые могут быть полезны при попытке запуска холодных дизельных двигателей, помогая
для воспламенения холодного топлива.
Если у вашего двигателя все еще проблемы с запуском в холодную погоду
температуры даже при использовании вышеперечисленных вариантов нагрева ваша батарея может
быть проблемой. Батареи, как правило, теряют около 35% своей мощности при замерзании.
температуры и может терять до 60%, когда температура достигает нуля градусов
по Фаренгейту. Поддержание батареи в тепле может быть простым решением, и вы можете
для этого используется либо грелка в виде горячей плиты, либо грелка для одеяла. Горячая тарелка
грелка находится под батареей и греет ее снизу. Одеяло теплее
оборачивает аккумулятор, чтобы он оставался теплым со всех сторон.
3. Работа с замерзшим топливом
При низких температурах дизельное топливо может замерзнуть или застыть. В этом случае необходимо подогреть топливо и заменить топливо. фильтр перед попыткой запуска двигателя. Вы можете использовать зимнее топливо добавка для снижения риска замерзания топлива при понижении температуры. Если если эти шаги не будут предприняты, замерзшее топливо может заблокировать подачу к насосу-форсунке. и может привести к повреждению двигателя.
4. Храните дизельный двигатель в теплом месте
По возможности лучше не выключать дизельный двигатель. теплое место, когда он не работает. Постарайтесь хранить его в месте, где он также не подвергайте его воздействию снега или льда во избежание возможного повреждения. Если ты можешь Держите дизельный двигатель подальше от элементов и при более высокой температуре, это будет запускаться намного легче и потребуется меньше времени для прогрева.
5. Держите свое топливо
Бак полный
Если топливный бак не полный, на топливном баке может образоваться конденсат. внутри бака при понижении температуры. Поскольку воздух становится еще холоднее в ночью этот конденсат замерзнет. Замерзший конденсат в топливном баке может вызвать те же проблемы, что и замерзшее или загущенное топливо в баке. От оставляя топливный бак полным, вы сводите к минимуму пространство, в котором может образоваться конденсат. Присадки к зимнему топливу также могут помочь контролировать это. проблема.
Поскольку температура в Восточном Теннесси начинает падать, пришло время подготовить дизельные грузовики к зиме. Эти пять советов помогут вам убедиться, что ваш дизельный двигатель запустится в холодную погоду, но есть еще много шагов, которые вы должны предпринять, чтобы подготовить дизельный грузовик к низким температурам. Здесь, в компании Certified Diesel Solutions, наши дизельные механики, сертифицированные ASE, помогут вам подготовить дизельные двигатели к предстоящим холодным месяцам. Мы предлагаем как профилактическое обслуживание, так и услуги по ремонту, чтобы ваш грузовик оставался на дороге и работал эффективно. Чтобы узнать больше о наших услугах, свяжитесь с нами через Интернет или позвоните нам по телефону 865-9.64-6598.
Как долго вам действительно нужно прогревать дизельный двигатель?
Недавно мы встретились с экспертом по дизельным двигателям и турбонагнетателям, чтобы выяснить, не губит ли ваш двигатель длительное время прогрева.
Мы подумали, что пришло время встретиться с настоящим экспертом и узнать все тонкости процесса прогрева и охлаждения современных полноприводных дизельных двигателей. Устройтесь поудобнее, пока мы представляем вам настоящую информацию от нашего приятеля Тони из Motovated Turbo и Mechanical из Тувумбы. Надеюсь, его 30 с лишним лет опыта должны кого-то успокоить. И немного мифов в постель. У нас была хорошая длинная беседа с Тони о том, как долго вы должны работать на холостом ходу, когда вы впервые запускаете его и после того, как вы остановились. А также обсудили, является ли турботаймер пустой тратой времени и денег, так или иначе.
Объявления
Mr4X4: Как долго нужно прогревать двигатель дизельного тягача? Мы слышали, как некоторые из «Серых кочевников» бездельничали около тридцати минут (пока они цепляют фургон и разбирают ручник). Конечно, это немного чрезмерно, не так ли?
Тони: Разминка — дело личное. Я чувствую, что вы должны завести машину, дать ей минуту или две, а затем двигаться в постоянном темпе. Не перегружайте автомобиль, просто держите его ровно, пока он не прогреется до нормы на датчике температуры. 30-минутный прогрев не требуется, и на современных дизелях вызовет проблемы с автомобилями типа DPF и чрезмерное накопление сажи из EGR во впуске и т. д.
Mr4X4 : Помимо попадания масла в двигатель, для чего, с точки зрения эксперта, прогрев двигателя?
Тони: Прогрев автомобиля должен позволить маслу течь вокруг двигателя. Масло движется довольно быстро, но когда масло холодное, оно слишком густое для правильной смазки. Другая причина прогрева заключается в том, чтобы позволить всем движущимся частям достичь своих правильных рабочих температур и расшириться и сжаться до правильных зазоров. Примером этого является то, что если у вас есть двигатель с коваными поршнями, они могут издавать дребезжащий звук, когда они холодные, и издавать звук, называемый ударом поршня. Это исчезает, как только они нагреваются и достигают температуры, когда они расширяются до правильного зазора. Это больше о том, чтобы не подвергать двигатель чрезмерным нагрузкам и высоким оборотам, когда он холодный. Если вы подвергаете холодный двигатель тяжелым испытаниям, вы увеличиваете риск износа и/или повреждения двигателя.
Рекламные объявления
Mr4X4 : Более длительное (чем рекомендуется) время прогрева помогает или вредит долговечности двигателя? Или они просто тратят часы на двигатель и сжигают топливо без необходимости?
Тони: Более длительное время прогрева на старых дизельных автомобилях на самом деле не вредит двигателю, поскольку они не имеют средств контроля загрязнения, как современные дизели. Все, что это делает, это тратит часы на двигатель и сжигает топливо без необходимости. Современные дизели имеют DPF и клапаны EGR и т. д., где чрезмерные периоды простоя могут привести к тому, что они будут работать не так, как рекомендовано производителем. Эта процедура может привести к тому, что впускные коллекторы загрязнятся сажей больше, чем обычно, а сажевые фильтры засорятся быстрее, что приведет к большему количеству ожогов и чрезмерному расходу топлива. Все современные дизели управляются компьютером; некоторые ограничивают подачу топлива до тех пор, пока автомобиль не прогреется, и снижают производительность. Старт в стабильном темпе и расслабление в первые несколько минут поездки не повредит двигателю. Старт и вращение холодного двигателя на высоких оборотах и высоких нагрузках без необходимости приведет к чрезмерному износу и повреждению. Современные дизельные автомобили имеют более совершенные системы охлаждения, чем старые, и предназначены для быстрого прогрева автомобиля.
Дайте автомобилю завестись и поработать на холостом ходу в течение минуты или двух не повредит ему, а только поможет, но, на мой взгляд, в гораздо большем, чем это, действительно нет необходимости. Это просто вызывает чрезмерный шум в караванной стоянке, ненужные запахи и т. д. без какой-либо выгоды.
Mr4X4 : Есть ли какой-либо смысл в том, чтобы дать вашему полному приводу поработать вхолостую в течение пяти минут после остановки? В дни турбонаддува с масляным охлаждением это имело смысл, но с современными турбинами как с водяным, так и с масляным охлаждением, есть ли смысл?
Тони: Время холостого хода действительно зависит от условий, в которых вы ехали. Если вы усердно работали до тех пор, пока не потянули, чтобы выключить его, пять минут определенно стоят того. Если вы бездельничаете по городу, а затем добираетесь до стоянки для караванов и ставите свой фургон на место, было бы достаточно круто просто выключить его, поскольку вы все равно выполнили работу турботаймера. Турбины VNT (Variable Nozzle Turbine) вращаются на холостом ходу и с довольно высокой скоростью по сравнению со старыми турбинами с перепускным клапаном. Время простоя больше связано с температурой и позволяет снизить температуру перед охлаждением.
Рекламные объявления
Mr4X4 : Как побочный вопрос от охлаждения, мы все видели, как грузовики (как настоящие грузовики, а не вы, серия 79) стоят на холостом ходу, пока водитель бежит в магазин, или в туалет. Для них более экономично оставлять его без дела, или это связано с охлаждением, или это совсем другая причина?
Тони: Позволить вашему автомобилю стоять и простаивать на обочине может быть полезно, если вы много работали и хотите остановиться и дать ему остыть или попытаться зарядить аккумуляторы или холодильник. идет, кондиционер работает для пассажиров, которых вы оставили сидеть в машине. Запуск автомобиля в течение пяти минут или около того в такие моменты на самом деле ничему не повредит. Но если вы уже проехали город и все остыло, то делать это, как это делают грузовики, не обязательно. Грузовики продолжают работать по ряду причин: механическая неисправность стартеров; поддержание подачи воздуха в систему для тормозов и т. д. Системы на грузовиках сильно отличаются от легковых автомобилей, которыми мы все ездим, и поэтому существует множество разных причин для поддержания работы грузовиков. Просто помните, что если вы оставите машину включенной и находитесь на расстоянии более шести метров от нее, у вас могут возникнуть проблемы с местной полицией!
Заключение
Вот и все; работа вашего полного привода на холостом ходу более минуты или двух утром не только тратит топливо впустую и вредит вашему двигателю, но потенциально может привести в ярость всех вокруг вас, особенно в 5 утра. Это также работает, когда вы, наконец, собираетесь бездельничать, когда вы готовы разбить лагерь в конце дня; так что может показаться, что турботаймер не совсем бесполезен, но ваше поведение за рулем до того, как вы заглушите двигатель, избавит вас от необходимости его приобретать.