Проверка клапана адсорбера приора | Хитрости Жизни
Содержание
Неделю назад проверил по БК ошибки — БК показал одну ошибку — ошибка 0441 «Некорректный расход воздуха через клапан»
Как приоровод с восьмилетним стажем — первая мысль — фигня вопрос — сами починим — на драйве периодически проскакиевает информация как это делать. Надо всего лишь снять клапан продуть его, покрутить регулировочный винт и всё))
— Скидываем клемму с АКБ
— Отсоединяем провода от клапана продувки адсорбера
— Отсоединяем два шланга от него
— Снимаем клапан
— Проверяем клапан (он не должен продуваться — мой чуть-чуть продувался)
— Расковыриваем «пипку» на клапане и крутим винт туда-сюда (в итоге его надо вернуть в исходное положение, так что его надо запомнить)
— Брызгаем очистителем карбюратора в Клапан и продуем его сжатым воздухом.
— Возвращаем винт в исходное положение
— Замазываем расковырянную «пипку» герметиком, т.к. через неё тоже может быть подсос воздуха.
— Собираем в обратном порядке
В итоге машина стала чуть живее, и холостой ход стал ровнее —
Но эффект продлился несколько дней и ошибка вылезла снова.
Знающие люди уже заметили мой главный косяк — не был установлен топливный фильтр на шланг от адсорбера к клапану.
Ошибка Вылезла снова. А вчера стоял на светофоре и загорелся джеки-чан — не парясь нисколько поэтому поводу — просто, пока дожидался зеленого сигнала светофора, скинул через БК ошибку и джеки тут же погас))
В этот раз я не стал заморачиваться с вращением винта и продувкой старого клапана (были сомнения, что я ошибся с винтом на пол оборота=)) и поэтому купил новый клапан, топливный фильтр и пару хомутов.
Машина опять стала чуть «легче» и лучше ХХ (может быть самовнушение), а также расход начал падать
Осталось придумать как провести трубки, чтобы ничего не терло, не перегибалось, и не стучало.
Приветствую! Описываю много и подробно, но тем, у кого проблема с оборотами стоит прочитать и учесть мой опыт!
С первых дней владения своей машиной я боролся с плавающими оборотами. По рекомендациям форумских «экспертов» менял и РХХ, и ДПДЗ, хорошо хоть что на ДМРВ и лямбду не разогнался. Проверял катушки, менял свечи. Катушки исправны, да и свечи ничего, непонятно, в чем дело.
А тем не менее обороты продолжают плавать, машина прыгать на низах и иногда глохнуть с нейтрали. Недавно осмотрел схему улавливания паров бензина и меня осенило. Ошибка, связанная с клапаном продувки адсорбера, на которую я не обращал внимания, и становится причиной моих бед. Мало ли того, что мой клапан постоянно открыт, так как его заклинило, это я знаю давно и как-то было все равно. Но! Схема такая- пары с бака идут на адсорбер, в нём самом три выхода -на бак, на клапан и «на воздух». Последний находится посередине.
Далее шланги идут на клапан и, внимание! В дроссельный узел. Если клапан неисправен, то идёт подсос лишнего воздуха в дроссель. Как раз-таки с того самого «воздушного» разъема адсорбера воздух через неисправный клапан попадает в дроссельный узел. И, как следствие, мы получаем потерю мощности на низах и неустойчивую работу двигателя.
Для того чтобы убедиться в этом, я, пока гонял машину на холостых при промывке двигателя, заткнул пальцем этот самый «воздушный разъем» на адсорбере. Чувствуется, воздух он посасывает. Показалось, машина лучше заработала, палец оторвал- он резко шикнул. Точно сосет.
Обороты плавают обычно на горячую, когда обороты с прогревочного режима опускаются. И правда, началось. Этого я и ждал. Машина хрюкает-хрюкает, я — тык палец в адсорбер и, к моей радости, машина сразу выравнивается и работает ровно. Палец убираю- звук резкого всасывания воздуха и снова плавание. Да и на слух можно уловить легкое шипение воздуха у адсорбера.
Поэтому, прежде чем ринуться менять кучу датчиков- проверьте клапан, заткните воздушный сосок на адсорбере. А клапан меняется легко.
Однако есть один нюанс. Клапан очень быстро забивается грязью с этого самого адсорбера и приходит в негодность. Чтобы этого избежать, между адсорбером и клапаном устанавливается обычный карбюраторный топливный фильтр. Это вполне решает проблему. За такую идею большое спасибо моему знакомому Диме Silvers
Поэтому смело приобретаю клапан и провожу нужный кастом:
По требованиям новых экологических стандартов, ограничивающих содержание вредных веществ в выхлопных газах, транспортные средства должны быть оснащены системой EVAP. Это оборудование препятствует попаданию вредных топливных испарений в атмосферу. Основную функцию в системе улавливания топливных паров выполняет адсорбер. Некоторые недооценивают важность этого элемента в работе автомобиля. Однако, неисправность этого, на первый взгляд, второстепенного узла может привести к повреждению бензонасоса и отразиться на работе всего двигателя. Поэтому, специалисты рекомендуют проверять клапан адсорбера при появлении признаков неисправности мотора.
Назначение и принцип работы клапана продувки адсорбера
Схема клапана абсорбера
Система EVAP устанавливается на бензиновые двигатели внутреннего сгорания для предотвращения попадания паров топлива в атмосферу. Электромагнитный клапан продувки адсорбера является элементом этой системы. Поэтому, чтобы выяснить, для чего нужен клапан адсорбера и как он работает, важно понять принцип работы всей системы.
Конструкция адсорбера представляет собой емкость, заполненную адсорбентом, чаще всего активированным углем. Устройство соединено с топливным баком и управляющим клапаном автомобиля специальными трубками.
Клапан адсорбера установлен между впускным коллектором и адсорбером и выполняет функцию вентиляции.
Образующиеся в топливном баке пары бензина проникают в сепаратор, где они конденсируются и снова сливаются в бак. Какая-то часть паров не успевает конденсироваться в сепараторе и попадает через паропровод в адсорбер. В фильтрующей системе они поглощаются активированным углем, накапливаются и затем при запуске двигателя подаются во впускной коллектор.
Неисправности клапана адсорбера и их устранение
Практически непрерывная работа адсорбера системы поглощения топливных паров может послужить причиной поломки клапана продувки.
Неисправность клапана адсорбера часто приводит к повреждению бензонасоса. Из-за плохой вентиляции адсорбера накапливается бензин во впускном коллекторе, двигатель теряет мощность, а расход топлива постепенно увеличивается. Это может привести к полной остановке двигателя. От того, как работает клапан адсорбера, зависит работа всего автомобиля.
Как проверить работоспособность клапана продувки адсорбера?
Проверка клапана абсорбера
Чтобы вовремя заметить и исправить неполадки, необходима регулярная проверка клапана адсорбера. При этом выявить поломку можно по определенным косвенным признакам.
При работе двигателя на холостых оборотах или в холодную погоду система поглощения паров издает характерные звуки, так щелкает клапан адсорбера. Некоторые путают этот звук с неисправностями ГРМ, роликов или других деталей. Проверить это можно, резко нажав на педаль газа. Если звук не изменился, значит это цокает клапан адсорбера. Специалисты могут объяснить, что делать, если клапан адсорбера стучит слишком сильно. Для этого необходимо закрутить регулировочный винт, при этом сначала он очищается от эпоксидной смолы.
Клапан абсорбера можно отрегулировать.
Винт поворачивается на приблизительно на пол-оборота. Если его закрутить слишком сильно, то контроллер выдаст ошибку. Такая регулировка клапана адсорбера сделает его работу мягче, а стук тише.
Однако, как проверить клапан адсорбера на наличие поломок?
Определить поломку клапана можно с помощью системы диагностики ошибок или механической проверкой.
Признаки, по которым можно механически определить неисправность клапана адсорбера:
- Появление провалов на холостом ходу двигателя.
- Очень низкая тяга двигателя.
- Не слышно звуков срабатывания клапана при работе двигателя.
- Шипение при открытии крышки бензобака свидетельствует о разрежении в системе. Это верный признак неисправности вентиляции адсорбера.
- Появление запаха топлива в салоне автомобиля. Однако, его появление могут вызвать и другие причины.
Замена клапана абсорбера своими руками
Если обнаружены признаки неисправности, требуется ремонт или замена клапана. Клапан адсорбера стоит недорого, а замену произвести несложно. Для демонтажа нужно иметь пару крестообразных отверток и знать, где находится клапан продувки адсорбера.
Порядок работы:
Маркировки старого и нового клапана должны совпадать.
- Открыть капот и найти цилиндрическое устройство – адсорбер.
- С аккумуляторной батареи снять минусовую клемму.
- Отсоединить колодку проводов, нажав на фиксатор и потянув на себя.
- Ослабить крепление клапана.
- Штуцеры под защёлкой убрать и отсоединить шланги.
- Извлечь клапан вместе с кронштейном из адсорбера.
- Новый клапан устанавливается в обратном порядке.
Таким образом, даже такой небольшой элемент, как клапан адсорбера, выполняет важные функции и его неисправность может серьезно нарушить работу всего двигателя. Поэтому важно следить за состоянием своего автомобиля и вовремя проводить диагностику.
Как правильно расшифровать коды ошибок Lada Priora: описание и фото
02.03.202338 810 11 10 ВАЗ Priora
Автор:Иван Баранов
Как и любой современный автомобиль, Лада Приора оборудована десятками всевозможных датчиков, от функционирования которых зависит состояние основных систем транспортного средства. Диагностика машины на предмет ошибок позволяет обнаружить все неисправности датчиков с целью устранения поломок. Сейчас вы узнаете, как расшифровываются коды ошибок Приора и как самостоятельно произвести диагностику бортового компьютера (далее — БК).
Содержание
- 1 Диагностика своими силами
- 2 Расшифровка кодов
- 2.1 Самостоятельная диагностика
- 2.2 Поломки в системе зажигания
- 2.3 Коды ошибок топливной и воздушных систем
- 3 Видео «Ошибка блока управления 1602»
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Диагностика своими силами
Различные поломки датчиков и других устройств могут спровоцировать увеличенный расход бензина, некорректную работу мотора, повышенный износ элементов систем авто. Несмотря на наличие ошибок, Ваз Приора будет ездить до тех пор, пока из-за них водителю не придется делать дорогостоящий ремонт.
Автомобиль ВАЗ ПриораЧтобы автомобилисту не пришлось внезапно столкнуться необходимостью ремонта, на ВАЗ Приора устанавливается специальный контроллер, при помощи которого водитель может произвести диагностику поломок. Это можно сделать как при помощи специального дополнительного оборудования, так и установленного в машине бортового компьютера.
По факту для проведения диагностики автовладельцу достаточно будет нажать несколько кнопок и считать комбинации неисправностей.
К примеру, у вас нет специального тестера, поэтому мы рассмотрим диагностику транспортного средства на предмет ошибок, используя бортовой компьютер. БК встроен в приборную панель и с его помощью можно считать комбинации неисправностей. Для этого необходимо активировать режим тестирования авто.
Стрелки на приборной панели перемещаются до максимальных значений при проведении самостоятельной диагностики транспортного средства- Для начала отключите зажигание. После этого зажмите кнопку сброса суточного пробега и включите зажигание. Обратите внимание: кнопка при этом должна быть зажата.
- На приборной панели транспортного средства есть жидкокристаллический индикатор, наблюдайте за ним. Когда вы включите зажигание, все значки начнут светиться, а все стрелки (спидометра, тахометра, датчика температуры антифриза, состояния уровня бензина) начнут перемещаться до максимальных значений и обратно. То есть, если все стрелки будут вести себя так, как описано здесь, то это означает, что датчики и индикаторы функционируют корректно.
- Теперь вам нужно найти кнопку переключения функций БК — она расположена на подрулевом правом переключателе. Нажав на нее, на экранчике отобразится версия программного обеспечения (от 1.0 и выше).
- Еще раз нажмите на эту кнопку. На экранчике начнут появляться комбинации неисправностей. Если необходимо, то здесь же вы можете сбросить данные об ошибках. Чтобы сделать это, нажмите и удерживайте в этом состоянии кнопку сброса километража дневного пробега около трех секунд.
Расшифровка кодов
Что же, если произвести проверку авто на предмет неисправностей у вас получилось, то тогда необходимо расшифровать комбинации ошибок, иначе зачем вообще нужна диагностика?
Самостоятельная диагностика
Рассмотрим расшифровку комбинаций неисправностей, которые вы можете считать при самостоятельной проверке Лады Приоры.
Номер | Неисправность |
2 | При самостоятельной проверке этот код свидетельствует об увеличенном показателе напряжения в бортовой сети. Рекомендуется произвести проверку основных электроцепей. |
3 | Сообщается об ошибках в работе датчика контроля уровня бензина в топливном баке. |
4 | Данный код свидетельствует о неполадках в работе датчика контроля уровня температуры хладагента. |
5 | Поломка в работе датчика температуры окружающей среды. Сведения, поступающие на устройство, могут быть неточными. |
6 | Сообщается о перегреве мотора, возможно закипание антифриза. |
7 | БК сообщает автовладельцу об аварийном давлении смазывающей жидкости. |
8 | Зафиксированы неисправности в работе тормозной системы. Это может свидетельствовать о дефектах, которые впоследствии могут отразиться на безопасности водителя и пассажиров. |
9 | Сообщается о разряженном аккумуляторе. |
Е (EEPROM) | Зафиксированы неисправности в пакете данных. |
Обратите внимание: если кнопка переключения функций бортового компьютера не будет нажиматься более 10 секунд, то приборная панель вновь перейдет в рабочее состояние.
Поломки в системе зажигания
Если вы не смогли провести проверку своей ВАЗ Приора самостоятельно, то можно сделать это при помощи специального тестера. В этом случае код ошибки будет представлять собой комбинацию из буквы и четырех цифр:
- Р — означает поломку в работе электронных систем ДВС;
- С — неисправности в работе шасси;
- В — поломка в электронике салона авто;
- U — свидетельствует об ошибке в совместной работе разных систем;
- цифра 0 обозначает код OBD-2;
- 1 и 2 — код предприятия;
- 3 — резервный код.
Комбинация | Описание поломки |
Р0300 | Блок управления передает сигнал об отсутствии искры во всех цилиндрах двигателя 16 клапанов авто. |
Р0326 | Некорректный сигнал, поступающий на блок управления с датчика детонации. Рекомендуется произвести более тщательную проверку устройства. |
Р0327 | В цепи датчика детонации произошел обрыв или замыкание. Следует проверить цепь. |
Р0335, Р0336 | Возникли ошибки в работе датчика коленчатого вала. Кроме того, такие комбинации могут свидетельствовать о некорректном сигнале, поступающем с устройства на бортовой компьютер. |
Р0337 | Устройство контроля положения коленчатого вала замыкает на массу. |
Р0338 | Произошло короткое замыкание или обрыв в цепи датчика коленвала. |
Р0342 | В цепи датчика фар зафиксирован слишком низкий сигнал |
Р0343 | Зафиксирован слишком высокий сигнал в цепи того же устройства. |
Р0422 | Произошла поломка нейтрализатора, рекомендуется заменить устройство. |
Р0444 | Блоком управления Лада Приора зафиксирован обрыв в проводке клапана адсорбера. |
Р0445 | Клапан адсорбера закоротил на массу. |
Р0480 | Произошел обрыв в проводке реле вентилятора, следует произвести проверку реле и при необходимости заменить его. |
Р0481 | В проводке вентилятора системы охлаждения произошло замыкание. |
Коды ошибок топливной и воздушных систем
Коды | Описание |
Р0030 | Блок управления зафиксировал обрыв в цепи от устройства нагрева кислородного датчика до нейтрализатора выхлопных газов. |
Р0031 | Сообщается о коротком замыкании на массу в цепи кислородного датчика. |
Р0102 | Зафиксирован некорректный уровень сигнала в электроцепи устройства контроля массового расхода воздуха. |
Р0116 | С устройства контроля температуры охлаждающей жидкости поступает некорректный сигнал. Следует проверить электроцепь и состояние самого устройства. |
Р0122 | С ДПДЗ на бортовой компьютер поступает неверный сигнал. |
Р0130 | Вышел из строя датчик контроля уровня кислорода. |
Р0171 | Блок управления зафиксировал чрезмерное количество воздуха в топливной смеси. |
Р0172 | Бортовой компьютер зафиксировал чрезмерное количество бензина в топливной смеси. |
Р0201 — Р0204 | Блок управления Лада Приора зарегистрировал обрыв в проводе одной из четырех форсунок. |
Р0217 | Этот код неисправности означает перегрев мотора. |
Р0230 | Зафиксирован сбой в работе электроцепи реле электрического топливного насоса. Необходимо произвести полную диагностику электроцепи на предмет выявления обрывов и замыканий. |
Р0261 | В проводке форсунки первого цилиндра произошло короткое замыкание. |
Р0263 | Вышел из строя драйвер первой форсунки. |
Р0266 | Произошла поломка в работе драйвера второй форсунки. |
Р0269 | Блок управления зарегистрировал ошибки в функционировании драйвера третьей форсунки. |
Р0272 | Вышел из строя драйвер четвертой форсунки. |
Р0264, Р0267, Р0270 | Одна из этих комбинаций свидетельствует о замыкании в цепи второй, третьей или четвертой форсунки. |
Видео «Ошибка блока управления 1602»
В этом видео автор рассказывает об ошибке пропадания питания на ЭБУ автомобиля ВАЗ Приора.
Была ли эта статья полезна?
Спасибо за Ваше мнение!
Статья была полезнаПожалуйста, поделитесь информацией с друзьями
Да (83.33%)
Нет (16.67%)
Выберите правильные клапаны для процессов адсорбции
Многие установки полагаются на адсорбцию для удаления или разделения определенных компонентов жидкой или газообразной смеси. В этом процессе массообмена обычно задействовано несколько клапанов (рис. 1). Частота ходов этих клапанов может превышать 60 000 циклов в год, а поддержание чистоты и эффективности промышленного газа требует герметичности по классу VI.
Процесс адсорбции
Рис. 1. Для надежной работы требуется несколько специальных клапанов, рассчитанных на большое количество циклов.
Многие проблемы возникают из-за использования неправильных клапанов. Плохо работающие клапаны могут привести к увеличению объема технического обслуживания, отключению оборудования и снижению эффективности. Например, при опросе производителей этанола со всего мира некоторые из наиболее распространенных проблем технического обслуживания, связанных с адсорбцией, включают:
• плохой контроль и сокращение срока службы из-за увеличенных дисковых затворов;
• ускоренный износ подшипников, часто наблюдаемый уже через несколько месяцев;
• множественные механические неисправности из-за неполноценных соединений клапан-привод-позиционер; и
• Неадекватная работа низкокачественных позиционеров клапана как в циклах адсорбции, так и в циклах регенерации.
Неправильный выбор узлов регулирующих клапанов для процессов адсорбции может привести к незапланированному простою. Во время этого простоя типичное предприятие по производству этанола мощностью 50 миллионов галлонов в год может потерять более 10 000 долларов в час упущенной выгоды.
Итак, мы рассмотрим, как правильно выбрать клапаны. Но сначала давайте начнем с некоторых основ адсорбции.
Как работает адсорбция
Адсорбция – это прилипание атомов, ионов или молекул к твердой поверхности. Это связывание в основном происходит на стенках пористого материала. Компонент, удерживаемый в порах, затем удаляется из слоя адсорбента.
Существует три распространенных типа процессов адсорбционной регенерации: адсорбция при переменном давлении (PSA), адсорбция при переменном давлении (TSA) и адсорбция при переменном давлении в вакууме (VPSA).
Воздушное разделение
Рис. 2. Простой процесс адсорбции с переменным давлением переключается между двумя слоями — один работает, а другой регенерирует.
На рис. 2 показана простая схема ВАБ для разделения воздуха; он использует два слоя молекулярных сит, один из которых адсорбирует, а другой регенерирует в любой момент времени. Процесс разделения воздуха в первую очередь направлен на отделение кислорода или азота. На этапе производства воздух поступает в цилиндр, содержащий шарики адсорбирующего материала под давлением. На этапе регенерации небольшое количество азота или кислорода промывает отработанный газ через выпускное отверстие, подготавливая сосуд к следующему производственному циклу.
Обычно процесс TSA используется для удаления влаги. Влажный газ закачивается в баллон, заполненный гранулами адсорбента под давлением. После адсорбции влаги из сосуда выходит сухой газ. Как только гранулы наполняются влагой, слой отключается для регенерации. Здесь нагретый продувочный газ повышает температуру загруженного слоя, отгоняя адсорбированную влагу. Перед возвращением в сеть десорбированный слой должен остыть, чтобы он мог снова адсорбироваться в следующем цикле.
Роль клапана
Теперь давайте рассмотрим различные клапаны, необходимые в процессе адсорбции.
Переключающий клапан . Он переключает кровати между онлайн и оффлайн. Этот клапан очень важен, потому что при неправильном управлении он может псевдоожижать или взбивать адсорбционные слои, вызывая повреждение адсорбирующих материалов и самого слоя. Такое распушивание может быть очень дорогостоящей проблемой, и его необходимо предотвращать.
Время цикла зависит от метода регенерации. В процессе TSA время цикла составляет около восьми часов. Напротив, процессы переключения PSA и VPSA занимают от одной до трех минут. Заметная разница отражает, насколько быстрее могут происходить изменения давления, чем изменения температуры.
Клапан сброса/продувки. Удаляет примеси из процесса. Поскольку примеси уходят в виде отходящего газа, этот процесс часто называют процессом отходящего газа.
Клапан подачи газа. Вводит сырьевой газ (воздух, водород, биогаз и т. д.) в слой чистого адсорбента. Он открывается одновременно с клапаном продукта, чтобы обеспечить прохождение исходного газа через слой, позволяя слою адсорбировать примеси для получения готового продукта.
Клапан подачи продувки. Это позволяет продувочному газу поступать в слои, соединяя слой A со слоем B. Затем газ поступает из слоя с более высоким давлением в слой с более низким давлением. Поддержание давления в нижнем напорном слое на как можно более низком уровне сводит к минимуму парциальное давление примесей и максимизирует регенерацию адсорбента. Этот клапан также может выполнять выравнивание между слоями.
Клапан продукта/повторного повышения давления. Он позволяет конечному продукту проходить через верхнюю часть адсорбционных слоев, а затем в резервуары для хранения продукта. Этот клапан работает вместе с клапаном исходного газа, так что исходный газ проходит через слой и обрабатывается до того, как конечный продукт покинет сосуд. Он также может выполнять выравнивание между грядками.
Ключевые аспекты
Правильный выбор всех адсорбционных клапанов требует надлежащего внимания к двум основным аспектам: герметичность и надежность конструкции.
Герметичная отсечка. Если клапаны не закрываются плотно, слои будут протекать и, следовательно, снижать эффективность процесса и увеличивать затраты. Рекомендуемой практикой является определение отсечки класса VI для всех клапанов в процессе адсорбции, чтобы обеспечить максимальную эффективность процесса.
Типичные рабочие температуры позволяют использовать мягкие уплотнения. Выбор формы политетрафторэтилена (ПТФЭ) для мягких уплотнений (рис. 3) обеспечит долговечность, необходимую для множества циклов, а также обеспечит герметичное уплотнение и отсечку по классу VI. ПТФЭ представляет собой материал с довольно низким коэффициентом трения, что снижает усилие, необходимое для посадки и снятия клапана. Тем не менее, PTFE ограничен 450°F. Таким образом, если адсорбционные блоки работают при температуре выше этой, лучшим вариантом является выбор металлического уплотнения, несмотря на его недостатки, такие как более высокая скорость утечки, крутящий момент и износ. Крайне важно выбрать клапан с отсечкой по крайней мере класса IV, чтобы обеспечить наименьшую возможную утечку, а также материал седла с твердым покрытием для продления срока службы седла.
Мягкое уплотнение
Рис. 3. Уплотнение из ПТФЭ подходит для большинства применений и обеспечивает герметичность.
Выбор мягкого уплотнения на шаровом клапане позволит обеспечить отсечку по классу VI; кроме того, это может ограничить износ между седлом и плунжером, что также продлит срок службы клапана.
Прочная конструкция. Это очень важно, потому что клапаны должны выдерживать большое количество циклов. Невыбор достаточно надежной конструкции может привести к преждевременному выходу из строя, что повлечет за собой увеличение затрат из-за простоя процесса и дополнительных расходов на оборудование. Выберите клапан, который был испытан на один миллион или более циклов, чтобы гарантировать надежность. Убедитесь, что испытания проводились при давлениях, равных или превышающих ожидаемые в вашем процессе.
При выборе дисковых затворов убедитесь, что компоненты приводного механизма клапана — вал, диск и соединение с приводом — плотно соединены во избежание потери движения. Потеря движения приведет к дополнительному износу деталей, что может привести к преждевременному выходу из строя. Использование шлицевого соединения вала с приводом обеспечит самое плотное соединение и наименьшую потерю движения.
Соединение между валом и диском должно быть прочным и герметичным. Диск дискового затвора должен правильно соприкасаться с седлом, чтобы обеспечить герметичность, избежать дополнительного износа деталей и минимизировать крутящий момент клапана.
Также при выборе клапанов учитывайте подшипники. Подшипники из полиэфирэфиркетона (PEEK) с футеровкой из ПТФЭ являются отличным выбором для высокоцикловых поворотных затворов в адсорбционных установках. Эти подшипники с низким коэффициентом трения и износом позволяют регулирующему клапану работать при высоких перепадах давления и высоких циклах, сохраняя при этом низкий крутящий момент от привода. Это гарантирует, что ранний выход подшипника из строя не приведет к преждевременному выходу клапана из строя.
Однако подшипники из PEEK с тефлоновым покрытием также имеют предельную температуру 450°F. Поэтому в некоторых высокотемпературных агрегатах вам может потребоваться использовать металлические подшипники. Настаивайте на металлических подшипниках, в которых используется твердый материал или которые были закалены. Два варианта: твердые подшипники R30006 или азотирование более мягкого материала, такого как S31600. Оба варианта обеспечат более длительный срок службы клапана и помогут сохранить его функциональность за счет высокой цикличности процесса адсорбции. Клапан с металлическими подшипниками требует для работы повышенного крутящего момента, поэтому необходимо выбрать привод с более высоким выходным крутящим моментом.
При использовании клапанов со скользящим штоком выбирайте трим из нержавеющей стали с твердосплавным покрытием. Твердосплавные важные компоненты трима, такие как плунжер клапана, сведут износ к минимуму. Использование плунжера с твердым покрытием также минимизирует заедание и увеличивает срок службы клапана. Если не выбрать затвор с твердой наплавкой, это может привести к застреванию плунжеров, что, в свою очередь, приведет к простою процесса.
Последнее, на что следует обратить внимание при выборе дроссельных и шаровых клапанов, — это система уплотнения. Он помогает выровнять шток шарового клапана и вал поворотного клапана для правильной работы и закрытия, а также, конечно же, служит для предотвращения утечек. Процесс адсорбции обычно требует жесткого контроля выбросов. Утечки в атмосферу не только снижают эффективность, но и могут привести к штрафам. Многие системы уплотнения со временем изнашиваются, что может привести к увеличению атмосферных утечек. Использование набивки из ПТФЭ с динамической нагрузкой обеспечивает ограничение выбросов.
Кроме того, рассмотрите возможность усовершенствования узлов клапанов, таких как встроенные внутренние каналы для воздуха в приводах и бесконтактные позиционеры без рычагов, которые могут повысить надежность. Внутренние каналы для воздуха обходятся без воздуховодов привода, устраняя точку отказа в узле регулирующего клапана. Безрычажные бесконтактные позиционеры устраняют проблемы с рычажным механизмом позиционера.
Расширенный диапазон регулирования
Рис. 4. Поворотные затворы со специальной геометрией диска могут эффективно работать при открытии 15–70 %.
Кроме того, необходимо учитывать размер клапана. Клапаны очень часто имеют слишком большой размер, что может привести к повышенному износу клапана и плохому управлению. Поворотные затворы часто выбираются в зависимости от размера технологической линии. Однако это может быть слишком большим для процесса. Это особенно важно для дисковых затворов, где оптимальный рабочий диапазон открыт в пределах 30–60 %.
Работа за пределами этого диапазона управления может привести к слишком резкой реакции процесса на изменение входных данных. Контур управления может быть не в состоянии адаптироваться должным образом, что может привести к поиску регулирующим клапаном правильной уставки. Это нарушит процесс и вызовет дополнительный износ регулирующего клапана, что приведет к увеличению затрат и снижению общей эффективности. Поэтому при выборе дроссельной заслонки убедитесь, что рабочий диапазон открыт в пределах 30–60 %. Если нет, рассмотрите возможность использования регулирующего клапана меньшего размера.
Для особо требовательных технологических условий некоторые дисковые затворы имеют геометрию диска, которая расширяет допустимый диапазон регулирования примерно до 15–70 % открытия (рис. 4).
Выбирайте с умом
Адсорбция — это многоцикловый процесс, который приводит к износу клапанов. Правильный выбор набивки и уплотнений, а также обеспечение достаточной прочности конструкции клапана, способной выдерживать многократные циклы, обеспечивают более длительный срок службы и бесперебойную работу.
КИТ НЕРИНГ (KEITH NEHRING) — менеджер химической промышленности из Маршаллтауна, штат Айова, по продуктам Emerson Automation Solution для управления потоками. Напишите ему по адресу [email protected].
Повышение производительности и времени безотказной работы клапана в блогах приложений Psa
Обслуживание, техническое обслуживание, ремонт и модернизация| 19.07.2021
Химические заводы, нефтеперерабатывающие заводы и другие предприятия часто используют короткоцикловую адсорбцию (PSA) для разделения и очистки широкого спектра промышленных газов. В этом процессе используются «слои» твердых адсорбентов для фильтрации примесей из подаваемого газа.
Клапаны, используемые для приложений PSA, должны работать с максимальной готовностью и надежностью — ожидается, что они будут совершать циклы каждые несколько минут, обеспечивая при этом герметичность. Неожиданные отказы клапанов или незапланированное техническое обслуживание могут поставить под угрозу эффективность и производительность PSA.
Помните об этих советах, чтобы улучшить работу клапана и время безотказной работы в операциях PSA.
Знайте качество входящего газа.
Качество исходного газа играет важную роль в сроке службы ваших клапанов. Сернистый газ может вызвать водородное охрупчивание, которое упрочняет металлические детали клапана, вызывая их растрескивание. В операциях PSA, использующих высокосернистый газ, необходимо тщательно выбирать материалы, используемые в конструкции клапана, и выбирать более мягкие материалы, которые с меньшей вероятностью растрескиваются.
Имейте в виду, что, хотя более мягкие материалы менее подвержены поломке из-за водородного охрупчивания, они слабее, чем металлические компоненты клапана, и могут быть более подвержены другим проблемам. Кроме того, при использовании более мягких компонентов клапана могут потребоваться валы большего диаметра, что может увеличить расходы на эксплуатацию, но сведет к минимуму вероятность отказа клапана.
Используйте клапаны и компоненты, рассчитанные на соответствующее давление.
В большинстве операций PSA используется оборудование, рассчитанное на класс давления 300, но в некоторых операциях используется повышенное давление для получения более высоких скоростей потока и более высокой чистоты водорода. Если вы работаете с более высокими давлениями, превышающими диапазон для класса 300, убедитесь, что компоненты вашего клапана рассчитаны на дополнительную нагрузку. Использование клапанов, рассчитанных на соответствующий класс давления, снизит вероятность незапланированных простоев и перерывов в производстве.
Соблюдайте графики профилактического обслуживания, установленные производителем.
Следуя графику профилактического обслуживания, установленному производителем клапана, вы сможете обеспечить эффективную работу ваших клапанов, максимально увеличить время безотказной работы и поддерживать производство в рабочем состоянии. Графики технического обслуживания должны быть указаны в руководстве по эксплуатации клапана или на веб-сайте производителя. Если вы не можете соблюдать эти графики, рассмотрите возможность заключения договора на обслуживание с производителем клапана, чтобы он мог позаботиться о профилактическом обслуживании за вас.
Используйте только оригинальные запасные части.
При замене компонентов клапана всегда используйте детали OEM. OEM-производители клапанов предъявляют строгие требования к тестированию и разработке продуктов, а сменные OEM-компоненты соответствуют тем же самым высоким стандартам. Хотя компоненты, произведенные не OEM, могут быть более экономичными, они могут не соответствовать проектным спецификациям производителя клапана. Эти компоненты могут вызывать утечки, препятствовать правильной работе клапанов, приводить к незапланированным простоям и увеличивать затраты на техническое обслуживание.
Добавьте мониторинг состояния IoT к своим клапанам.
Системы мониторинга состояния IoT используют беспроводные датчики, установленные на клапанах, которые собирают данные о вибрации, температуре и давлении. Анализируя эти данные или отправляя их третьей стороне для анализа, вы можете определить изменения в работе клапана, которые могут указывать на надвигающуюся проблему. Вы даже можете получать оповещения в тот момент, когда клапан выходит из строя.