Как проверить компрессор холодильника — пошаговая инструкция
Трудно переоценить важность такой составляющей части холодильника, как компрессор. Если он выходит со строя, то ни о какой работе холодильника не может быть и речи. Можно ли провести диагностику работы компрессора самостоятельно или для этого нужен специалист? Об этом и пойдет речь в данной статье.
Устройство компрессора
Компрессора многих бытовых холодильников во многом схожи между собой.
Принцип работы состоит в следующем. Фреон в газообразном состоянии в результате сжатия нагревается, а с помощью конденсатора охлаждается. переходит в жидкое состояние и охлаждает окружающее пространство. Затем через капиллярный расширитель фреон идет на повторение цикла. Залогом качественной работы холодильника является постоянное движение фреона по этому циклу. Вот поэтому компрессор часто называют сердцем холодильника.
Компрессор включает в себя: поршневой электромотор с системой клапанов, рабочую обмотку, пусковую обмотку и реле. Поршневой электродвигатель работает от переменного тока. Компрессор имеет три выхода: от пусковой обмотки, от рабочей обмотки и общий выход. Эти три выхода расположены в нижней части компрессора в форме треугольника. Эти контакты соединены с реле, которое включает в работу электродвигатель.
Возможные причины сбоя в работе электродвигателя
Если электродвигатель не включается, то причина может быть в следующем:
- Сгорел компрессор.
- Вышло из строя пусковое реле.
- Вышел из строя кабель, с помощью которого подключен прибор.
Стоимость услуги мастера компании СевРемКом
Замена компрессора холодильника от 1499 ₽
Оставить заявку
Диагностика компрессора
При сбое в работе компрессора в первую очередь необходимо проверить кабель. Если кабель исправен, то нужно исследовать сам компрессор. Для проверки компрессора нужно:
- Снять защитный кожух извлечь компрессор и отсоединить реле.
- С помощью тестера проверить сопротивление. Если между верхним и левым контактами сопротивление равно 20 Ом, между правым и верхним — 15 Ом, а между левым и правым — 30 Ом, то компрессор исправен. Если показания сопротивления отличаются от этих значений, то компрессор неисправен.
- Проверить сопротивление между проходными контактами и кожухом. Если мультиметр показывает обрыв, то агрегат исправен. Если прибор показывает какое-либо значение, то это говорит о серьезных неисправностях.
Также работу компрессора можно проверить с помощью манометра. Для этого манометр с помощью шланга нужно соединить с нагнетающим штуцером и измерить давление при включенном компрессоре. Если при этом значение давления составляет 6 атмосфер, то компрессор исправен.
Если электродвигатель работает, но необходимая температура в холодильнике не достигается, то причина заключается в утечке фреона. Здесь без помощи квалифицированного специалиста не обойтись.
Как проверить сопротивление?
Перед тем, как проводить самостоятельную диагностику компрессора холодильника, желательно провести проверку на пробой. Это нужно для того, чтобы не получить электротравму (внутренняя обмотка электродвигателя может давать напряжение на корпус). Эта ситуация может произойти с холодильниками старого образца.
Для проверки необходимо измерить сопротивление между корпусом и каждым из контактов. При этом, на корпусе нужно найти место, где отсутствует краска либо краску необходимо соскрести.
При проверке сопротивление на мультиметре должно показывать «бесконечность». Если прибор показывает какое-либо значение, то это говорит о неисправности электродвигателя и дальнейшая диагностика компрессора может иметь опасные последствия. В этом случае нужно действовать следующим образом:
- Снять крышку пускового реле.
- Отключить пусковое реле.
- Проверить сопротивление между контактами с помощью мультиметра или омметра. Сопротивление между контактами проверяется в такой последовательности: между двумя нижними, между нижним и верхним левым, а затем между нижним и верхним правым контактами.
Полученные значения сопротивлений необходимо сверить со специальной таблицей, в которой показаны оптимальные значения сопротивлений для данной модели. Следует отметить, что сопротивление пусковой обмотки больше сопротивления рабочей. Хотя, у некоторых зарубежных моделей это не так. Если между какими-либо контактами сопротивление равно 0, то это говорит о неисправности компрессора.
Как проверить ток?
После проверки сопротивления желательно также проверить и ток. Для этого нужно подключить реле и включить в работу электродвигатель. При этом, нужно быть уверенным в исправности данного реле.
Для проверки тока лучше всего использовать мультиметр, имеющий клещи. Клещами нужно зажать один из сетевых проводов. Величина силы тока должна быть прямо пропорциональна мощности электродвигателя. Например, для электродвигателя мощностью 140 Вт сила тока должна быть равна 1,3 А.
Видео: проверка
Нужна консультация?
- 3.
86
1
2
3
4
5
Голосов: 7
- СевРемКом
- »
- Самостоятельно
- »
- Как проверить компрессор холодильника
Как прозвонить компрессор кондиционера и др. холодильной техники
В данной статье мы рассмотрим поиск неисправностей электрической части компрессоров. Очень часто при ремонте кондиционера грешат на компрессор, но в итоге дело может оказаться вовсе не в нём. Так как же правильно продиагностировать компрессор?
Как узнать сопротивление обмоток рассказано в этой статье.
Прозвонка компрессоров кондиционеров
Самый распространённый тип компрессоров в кондиционерах — однофазные компрессоры с пусковой обмоткой.
Чтобы получить доступ к контактам компрессора необходимо разобрать кондиционер так, чтобы был доступ к компрессору. Обычно контакты защищены крышкой, которая закручена винтом, найти её вы можете по проводам, которые подходят к компрессору. После снятия крышки вы увидите три контактных вывода на которые надеты клеммы с проводами.
Необходимо снять провода и мультиметром измерить сопротивление между выводами. Ставим переключатель прибора на функцию измерения сопротивления (обозначается буквой Ω). Если мультиметр показывает бесконечно большое сопротивление между выводом С и остальными, то это означает обрыв, в случае встроенной защиты нужно убедиться что компрессор не перегрет и не сработала защита, в противном случае, и если защита внешняя-компрессор неисправен. Если сопротивление стремится к нулю это означает короткое замыкание и компрессор также неисправен.
Точное значение сопротивлений зависит от мощности компресссора, точности вашего прибора и может колебаться в пределах, примерно, 1-20 Ом.
Как видно из схемы, сопротивление между выводами М и S должно равняться сумме сопротивлений между клеммами S и С и между М и C.
Как правило, рабочая обмотка (M-C) более мощная, поэтому её сопротивление меньше чем у пусковой (S-C).
В каждом компрессоре существует тепловая защита, но она может быть встроенная как на схеме, или находиться под крышкой, рядом с выводами компрессора.
Если она не встроенная, так называемая «таблетка», то её можно прозвонить отдельно и заменить в случае неисправности (она должна быть замкнута в нормальном состоянии, размыкается при достижении определённой температуры 90-120 °С ).
Сразу оговорюсь, что таким способом мы не сможем определить короткозамкнутые витки, для этого существуют другие приборы (но и они недостаточно стабильно определяют короткозамкнутые витки).
Измерение сопротивления изоляции мегомметром.
Обычным тестером проверить пробой изоляции не получится-он измеряет сопротивление используя низкое напряжение 3—9 В. Мегомметр позволяет измерять сопротивление более высоким напряжением 200-1000 В. Но всё равно предварительно необходимо «прозвонить» обмотки мультиметром, так как нельзя измерять сопротивление мегомметром при коротком замыкании обмотки на корпус.
На приборе можно выбрать напряжение которым будет измеряться сопротивление и время в течение которого будут тестироваться обмотки.
Измерять сопротивление необходимо между одним из трёх выводов на компрессоре и, например, медной трубкой выходящей из компрессора напряжением 250-500 В. Сопротивление должно находиться в пределах 7-10 МОм. Если нет, то также компрессор под замену.
Перед измерением внимательно изучите инструкцию к вашему прибору, используется высокое напряжение, поэтому при неправильном использовании можно получить удар электрическим током или вывести прибор из строя.
Прозвонка компрессора холодильника
В бытовых холодильниках применяются маломощные компрессоры, в которых пусковая обмотка подключается на несколько секунд через пусковое реле с помощью позистора или электромагнитного реле.
Схема с электромагнитным реле:
В этом случае, ток проходит последовательно через катушку реле и рабочую обмотку компрессора. Пусковой ток всегда больше рабочего, используя этот принцип, реле рассчитано так, что пусковой ток замыкает контакты реле и подключает пусковую обмотку компрессора, который запускается. При этом ток, текущий по рабочей обмотке и обмотке реле снижается, контакты размыкаются, отключая стартовую обмотку.
В составе реле также установлено термореле, которое отключает питание компрессора при его перегреве.
Схема с позистором:
На схеме позистор обозначен значком температуры t0 , а термореле цифрой 6.
Принцип действия такой: при комнатной температуре позистор имеет низкое сопротивление и напрямую подаёт напряжение на пусковую обмотку S. Через него протекает ток, который разогревает его, при нагревании внутреннее сопротивление позистора увеличивается, фактически отключая пусковую обмотку через несколько секунд после запуска компрессора. Остывает позистор только после отключения питания с компрессора и при последующем цикле включения снова подключает пусковую обмотку.
Проверка пуско-защитных реле холодильника
Выглядят пуско-защитные реле так:
Электромагнитное реле
Реле с позистором
Круглая чёрная «таблетка» с клеммами — это термореле, которое при нормальной температуре замкнуто, а размыкается только при сильном нагревании. Проверяется омметром — сопротивление должно стремиться к нулю, или в режиме «прозвонки» — должен быть звуковой сигнал при прикладывании щупов к клеммам.
То же самое относится и к позистору — в нормальном состоянии он замкнут. Находится он обычно внутри реле, между клеммами S и R компрессора. (На приведённом рисунке — это клеммы на белом основании).
Трёхфазные компрессоры и компрессоры инверторных кондиционеров.
У трёхфазных компрессоров и у инверторов сопротивление между обмотками должно быть одинаковое, так как у них нет пусковой обмотки, а в остальном методика выявления неисправностей такая же, как и для однофазного компрессора.
Поиск и устранение неисправностей двигателей компрессоров кондиционеров как профессионал – Решения для обучения HVAC
Двигатели компрессоров кондиционеров очень просто диагностировать, но это может привести к путанице. Если вы обнаружите, что компрессор переменного тока получает правильное напряжение, имеет хороший конденсатор и не работает или отключает автоматический выключатель, возможно, проблема заключается в обмотках двигателя.
Имеется только 3 отказа обмоток двигателя:
Обрыв обмотки — Это когда один из проводов обмоток двигателя оборван или отделен.
Короткое замыкание обмотки — Если изоляция обмоток вышла из строя, иногда одна часть обмотки вступает в электрический контакт с другой частью обмотки.
Заземленная обмотка — похожа на короткозамкнутую обмотку, но провод с нарушенной изоляцией имеет электрический контакт с корпусом компрессора или землей.
Вот как проверить двигатель компрессора, если вы подозреваете, что он вышел из строя;
- Отключить питание
- Снимите верхнюю часть наружного конденсаторного блока
- Отсоедините 3-контактную вилку на компрессоре
- Установите мультиметр на сопротивление
- Измерьте и запишите значение сопротивления (Ом) каждой обмотки
Щелкните изображение ниже, чтобы загрузить бесплатную таблицу поиска и устранения неисправностей компрессора!
Хороший двигатель будет выглядеть примерно так:
Контакт 1 к контакту 2 – 3 Ом
Контакт 2 к контакту 3 – 6 Ом
Контакт 1 к контакту 3 – 9Ом
- Минимальное значение должно быть ниже 10 Ом (это рабочая обмотка).
- Второе максимальное значение должно быть примерно в 2-4 раза выше минимального (это пусковая обмотка).
- Наибольшее значение должно быть суммой сопротивлений двух меньших обмоток
Если какие-либо из этих показаний омметра кажутся бесконечными или выходящими за пределы диапазона, у вас разомкнутая обмотка . Показание 0 Ом указывает на короткое замыкание в обмотке 9.0008 .
Если вы обнаружите, что все измерения сопротивления верны:
- Установите омметр на максимальный диапазон
- Поместите измерительный провод на металлический корпус конденсатора (убедитесь, что вы соскоблили ржавчину или краску, чтобы обеспечить хороший контакт)
- Измерьте каждый контакт относительно земли
- Любое измерение, которое не показывает бесконечность, указывает на заземленную обмотку
Эти измерения часто бывает очень трудно выполнить, потому что клеммы компрессора обычно закрыты кожухом, и вам приходится стоять на голове, чтобы добраться до них.
Примечание. Если вы подозреваете, что у вас обрыв обмотки, убедитесь, что компрессор не перегрет (дотроньтесь до него). Если он горячий на ощупь, возможно, сработала внутренняя перегрузка из-за перегрева. Используйте водяной шланг, чтобы охладить его, и перепроверьте свои измерения. Многие хорошие компрессоры заменяются из-за этой ошибки.
Щелкните изображение ниже, чтобы загрузить бесплатную таблицу поиска и устранения неисправностей компрессора!
Как проверить однофазный компрессор
14 января 2020 г.
Безопасность всегда превыше всего. Помните, что при поиске и устранении неисправностей в цепях компрессора вы будете подвергаться воздействию высокого напряжения и большой силы тока.

Существует несколько причин, по которым компрессор не работает:
- Контактор не втягивается — Неисправность контактора
- Разомкнутая(ые) обмотка(и) – открытая внутренняя перегрузка
- Закороченная(ые) обмотка(и)
- Заблокированный ротор
Контактор не втягивается — отказ контактора:
Проверьте наличие напряжения 24 В переменного тока между Y и C на катушке контактора. Если 24 В переменного тока отсутствует, значит, в проводке 24 В переменного тока или 120 В переменного тока имеется обрыв или короткое замыкание. Требуется дальнейшее расследование. Если на клеммах Y и C присутствует напряжение 24 В переменного тока, а контактор не включается, необходима замена контактора.
Разомкнутые обмотки — разомкнутая внутренняя перегрузка
Проверка целостности обмоток — простая задача, для ее решения требуется цифровой мультиметр. Снимите разъединитель кондиционера, чтобы отключить линейное напряжение, ведущее к конденсаторному блоку. Убедитесь с помощью цифрового мультиметра, что напряжение отключено. Сфотографируйте проводку компрессора для дальнейшего использования. Удалите 3 провода (общий — пуск — работа) и установите цифровой мультиметр на минимальное значение сопротивления (Ом). Запишите значения сопротивления для следующего:
- Общий (C) — Старт (S)
- Общий (C) — Рабочий (R)
- Пуск (S) — Работа (R)
На работающем компрессоре вы можете увидеть следующие показания:
- Общий (C) — Пуск (S) — 3 Ом
- Общий (C) — Рабочий (R) — 1 Ом
- Пуск (S) — Работа (R) — 4 Ом
Общий для пуска (C-S) всегда будет иметь более высокое значение сопротивления, чем общий для работы (C-R), так как пусковые обмотки тяжелее, чтобы справиться с пусковым током, необходимым для запуска компрессора. Start to Run (S-R) всегда будет дополнительным значением Common to Start (C-S) и Common to Run (C-R).
Если ОДНА из этих обмоток разомкнута (OL), компрессор необходимо заменить.
Закороченные обмотки
Это состояние возникает, когда изоляция двигателя компрессора вышла из строя и обмотки физически соприкасаются с корпусом компрессора или другой обмоткой. Как правило, автоматический выключатель конденсаторного блока срабатывает и не может быть сброшен.