Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

Содержание

Что такое ШРУС в автомобиле и как он ломается

Хитрый узел под названием ШРУС есть на абсолютном большинстве современных автомобилей. Если вы ездите на передне- или полноприводной модели, не сомневайтесь — ШРУСы в ней имеются Фото: Shutterstock

Для чего нужны эти детали? Где находятся? И как понять, что им нужна замена? Отвечаем на самые популярные вопросы.

  • Что это
  • Из чего состоит
  • Для чего нужен
  • Виды
  • Признаки поломки
  • Если хрустит

Эксперт в этом материале: Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ

Что такое ШРУС

ШРУС — аббревиатура, которая расшифровывается как «шарнир равных угловых скоростей». Эта подвижная деталь является частью трансмиссии и служит для передачи крутящего момента между подвижными валами под постоянно меняющимся углом. В простонародье ШРУСы за характерную форму именуют «гранатами». Но есть и более научный термин — гомокинетический шарнир.

Изобретателем ШРУСов в привычном их виде считают немца Карла Вайсса. В 1928 году его конструкцию усовершенствовал Альфред Рцеппа. Узел оказался настолько удачным и востребованным, что лицензию на него приобрели многие автопроизводители, включая «АвтоВАЗ», который впервые начал применять ШРУСы на классической «Ниве». Представить современный легковой автомобиль без этих деталей почти невозможно.

Отыскать ШРУСы на машине несложно. На переднеприводном автомобиле они находятся на передних полуосях, а на полноприводном авто с независимой подвеской — как на передних, так и на задних. В первом случае шарниров четыре, а во втором — восемь. Впрочем, бывают и исключения: на некоторых моделях используют по одному ШРУСу на сторону, на других — применяют ШРУСы вместо кардана для передачи крутящего момента к заднему редуктору.

Из чего состоит ШРУС

Конструкция ШРУСа зависит от его разновидности. Всего инженерами создано четыре типа шарниров, на каждом из которых мы остановимся подробнее чуть позже.

ШРУСы принято делить на наружные, встраиваемые в ступицу, и внутренние. Устроены они по-разному: наружный передаёт вращение с оси приводного вала на управляемые колёса, внутренний — момент от коробки передач на приводной вал. Каждый из этих типов выполняет свою уникальную функцию.

ШРУС наружного типа состоит из:

  • Совмещённого с ведомым валом сферообразного корпуса.
  • Шароподобной обоймы, соединённой с ведущим валом.
  • Шести шариков, расположенных в обойме.
  • Сепаратора, удерживающего шарики.
  • Герметичного пыльника, наполненного смазкой.

ШРУС наружного типа (Фото: sibmasuma.ru)

ШРУС внутреннего типа состоит из:

  • Корпуса-стакана с тремя канавками, совмещённого с ведущим валом.
  • Трёхлучевой вилки, помещённой в корпус и надевающейся на шлицы ведомого вала.
  • Трёх роликов, вращающихся на игольчатых подшипниках.
  • Герметичного пыльника со смазкой.

ШРУС внутреннего типа (Фото: drive2. ru)

Для чего нужен ШРУС

Глядя на замысловатую конструкцию, многие не могут понять, зачем вообще нужны такие сложные устройства. Ответ прост: передать крутящий момент на управляемые колёса, постоянно изменяющие своё положение относительно коробки передач, без ШРУСов почти невозможно. Именно за счёт шарниров равных угловых скоростей осуществляется непрерывная передача момента вне зависимости от рельефа местности и положения колёс. Подвеска и рулевое управление получают большую свободу.

По сути ШРУСы выполняют ту же работу, что и карданы. Правда, отличия между ними есть, и они огромны. Шарниры равных угловых скоростей намного технологичнее и совершеннее — они находятся на ином, недостижимом для карданов уровне.

Основная разница между карданной передачей и ШРУСами в том, что карданы передают момент несинхронно (один вал вращается равномерно, а другой нет). Значительный угол скрещивания в них сильно затруднён. ШРУСы не просто позволяют преодолеть неравномерность передачи момента, но и увеличивают рабочий угол до 70 градусов (в случае с шариковыми шарнирами). Заодно они снижают нагрузки на трансмиссию и уменьшают паразитные вибрации.

Основные функции ШРУСа:

  • Непрерывная передача крутящего момента.
  • Обеспечение возможности работы подвески и рулевого управления.
  • Снижение паразитных вибраций.

ШРУСы обеспечивают нормальное функционирование независимой подвески автомобиля и рулевого управления. (Фото: из открытых источников)

Виды ШРУСов

Конструктивно ШРУСы различаются в зависимости от производителя и конкретной модели, однако принципиальных отличий между ними нет. Принято выделять четыре вида шарниров равных угловых скоростей, из которых два встречаются на современных авто достаточно редко.

Шариковые

Шариковые ШРУСы — наиболее распространённый вид шарниров равных угловых скоростей. Именно они обычно применяются в качестве внешних ШРУСов. Работает устройство по следующему принципу.

Во внешнем корпусе с канавками находится обойма и сепаратор с шариками, которые, в свою очередь, перекатываются между корпусом и обоймой. Шарики позволяют постоянно передавать крутящий момент под углом до 70 градусов. Вне зависимости от того, как вывернуто колесо, момент передаётся без разрывов и биений.

Так выглядит шариковый ШРУС без смазки. (Фото: pkfst.ru)

Спаренные карданные

Спаренные карданные шарниры условно можно назвать ШРУСами. Это громоздкие и тяжёлые конструкции, встретить которые на современной машине практически невозможно. По задумке, последовательная пара карданных шарниров должна нивелировать неравномерность скорости работы друг друга. Эта система может передавать крутящий момент под углом не более 20 градусов. Из-за внушительных размеров, большого веса и малого рабочего угла сдвоенные карданы на практике применяются преимущественно на строительной технике и тракторах.

Спаренный карданный шарнир. (Фото: из открытых источников)

Триподные

Триподные ШРУСы — самый распространённый вид внутреннего шарнира равных угловых скоростей. От шарикового шарнира он отличается повышенной надёжностью. Правда, у такой конструкции есть и свои минусы. В частности, он может передавать крутящий момент под углом лишь до 20 градусов. К плюсам можно отнести значительный свободный осевой ход, который позволяет обеспечивать увеличение и уменьшение длины осей при артикуляции подвески. Этот вид ШРУСов очень долговечен и выдерживает большие ударные нагрузки.

Конструктивно триподные ШРУСы проще шариковых. Это трёхлучевая вилка с тремя роликами на игольчатых подшипниках, надетая на шлицы оси и способная перемещаться по пазам в стакане.

Трипод, вынутый из корпуса-стакана. (Фото: motopoland.com.ua)

Кулачковые

Кулачковые (сухариковые), а также кулачково-дисковые ШРУСы на легковушках не встречаются. Виной тому их техническое несовершенство. Конструкция представляет собой пару вилок и фасонных дисков. Устройство может выдерживать колоссальные нагрузки, но не переносит высоких скоростей. Такие ШРУСы склонны к перегреву и применяются преимущественно на грузовиках.

Кулачковый ШРУС: 10,14 — вилки кулачкового шарнира; 11,13 — кулачки; 12 — диск шарнира. (Фото: из открытых источников)

Признаки поломки ШРУСа

Современные ШРУСы — невероятно надёжные и выносливые компоненты автомобиля. Срок их службы примерно равен ресурсу самой машины. Тем не менее, иногда шарниры равных угловых скоростей выходят из строя — в этом случае требуется дорогостоящий и трудоёмкий ремонт. Нередко — замена полуоси в сборе.

В большинстве случаев поломки ШРУСов — следствие неправильной эксплуатации машины и небрежного отношения к ней со стороны автовладельца. Заводской брак этих деталей встречается редко.

Можно выделить как минимум пять характерных признаков поломки ШРУСов, на каждый из которых стоит обратить внимание:

1. Разрыв/негерметичность пыльника

Для нормальной работы любого ШРУСа критически важно обеспечить его детали смазкой. При любом, даже самом незначительном повреждении пыльника внутрь шарнира начинают попадать грязь и влага. Это приводит к выдавливанию смазки, образованию коррозии в сочленении и повреждению деталей. Трещины, разрывы, следы смазки на пыльнике — стопроцентный повод срочно отправиться в сервис.

Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ:

«Если пыльник ШРУСа цел, определить его поломку при внешнем осмотре почти невозможно. Как правило, у изношенных ШРУСов чехол либо порван, либо внутрь попала вода, либо вытекла смазка, либо пыльник съёжился. По внешнему виду — косвенным признакам — можно понять, что ШРУС приказал долго жить».

2. Рывки и вибрации при движении

Во время трогания с места при неисправном ШРУСе можно ощутить едва заметные толчки — машина будто движется рывками. Рывки нередко наблюдаются при сильном износе канавок внешних ШРУСов. Вибрации говорят о поломке внутренного, триподного ШРУСа.

3. Щелчки

При движении на машине с неисправным ШРУСом можно услышать характерные щелчки. Как правило, они возникают при езде на небольшой скорости. На высоких скоростях заметить проблему почти невозможно.

Фото: Shutterstock

4.

Свист

В некоторых случаях при поломке ШРУСа наблюдается свист, похожий на звук работы изношенных до металла тормозных колодок.

5. Хруст

Самый тревожный и страшный для автовладельца сигнал — хруст при движении. Поначалу он возникает только в поворотах, затем — и при движении по прямой. Этот звук означает, что спасти ШРУС уже невозможно: деталь подверглась критическому износу.

Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ:

«Неисправные ШРУСы обычно начинают хрустеть при повороте на сильно вывернутых колёсах. При возрастании нагрузки они начинают щёлкать. Первый щелчок такой сильный, характерный: тук, тук, — он такой, звонкий. Это значит, износились обоймы — внутренняя и внешняя, — и шарик там зависает. Он должен спокойно перекатываться, а он с ударом вылетает. Раздаётся щелчок. Сначала один щелчок, а потом, когда износ уже сильный, их становится много».

Если хрустит ШРУС

Хруст ШРУСа — признак серьёзной поломки, которая может в самое ближайшее время обездвижить ваш автомобиль. Характерный звук говорит о том, что спасать шарнир уже поздно: новый пыльник и свежая смазка ему не помогут. Всё, что вы можете сделать, — попытаться выяснить, какой именно шарнир вышел из строя, и заказать новый ШРУС или приводной вал в сборе. Автомобиль лучше поставить на прикол или максимально сократить поездки.

Понять, какой именно ШРУС вышел из строя, достаточно просто. Если звук слышен при движении с вывернутыми направо колёсами, это правый внешний ШРУС, если с вывернутыми налево, — левый.

Откладывать визит на сервис точно не стоит. Щелчки и хруст говорят, что шарнир скоро может полностью заклинить. А это, в свою очередь, чревато поломкой полуоси и более масштабным ремонтом.

  • Сколько нужно учиться на водительские права в 2022 году
  • Как и когда нужно менять масло в автомате
  • Штраф за неправильную парковку: когда могут наказать и как оспорить

Источник: www.autonews.ru

Виды шрусов на уаз

ШРУС – расшифровывается как шарнир равных угловых скоростей и предназначен для передачи крутящего момента от одной оси к другой с постоянной угловой скоростью, даже если оси находятся друг к другу под углом.

На автомобильном сленге ШРУС часто называют «граната» за ее характерную форму, а также неправильно – шруз. Реже встречается академическое наименование «гомокинетический шарнир», то есть шарнир, который обеспечивает одинаковую скорость вращения.

Задача у шарнира такая же, что и у кардана, но есть два основных отличия ШРУСа:
– максимальный эффективный угол между осями составляет 70 градусов, тогда как кардан не в состоянии нормально работать при углах больше 20 градусов.
– как и следует из названия, ШРУС обеспечивает равномерную передачу момента с оси на ось, тогда как в карданном соединения ведомая ось то запаздывает, то опережает ведущую


Схема ШРУСа:
ω1, ω2 — угловые скорости валов 1 и 2 соответственно;
α β — угол шарнира;
О — точка контакта рычагов валов 1 и 2;
r1, r2 — радиусы вращения рычагов вала 1 и вала 2 соответственно;
OO’ — биссектриса угла φ

При всем многообразии конструктивных решений, в шарнирах равных угловых скоростей должен выдерживаться единый принцип: точки контакта, через которые передаются окружные силы, должны находиться в плоскости, проходящей через биссектрису угла между валами (в биссекторной плоскости).

Поводом для изобретения шарнира равных угловых скоростей стало желание перевести привод колёс на переднюю ось. В самом деле, как передать крутящий момент на колесо, которое должно поворачиваться, причем на углы значительно большие, чем 20 градусов…

На современных автомобилях на каждое переднее колесо обычно приходится по два ШРУСа: наружный (со стороны колеса) и внутренний (со стороны привода). На УАЗе, вследствии применения только зависимой подвески используется только один, наружный ШРУС

По типу конструкции ШРУСы разделяются на четыре основных вида:

Шариковый (самый популярный)

Трипод (тоже достаточно популярный)

– Спаренный кардан (устарел, применяется редко)

Кулачковый (устарел, применяется редко)

Детали шарикового ШРУСа в движении испытывают большие нагрузки, поэтому нуждаются в ОСОБОЙ пластичной смазке.
Чтобы внутрь шарнира не попала грязь и вода, на них одеваются пыльники.

Шарнир «Тракта»

Сухариковые или кулачковые — были разработаны французом Грегуаром и запатентованы под обозначением «Тракта» в начале 1920-х, в наше время применяются в основном на грузовиках, так как при высоких скоростях вращения вала склонны к перегреву.

На рисунке шарнир «Тракта», состоящий из четырех штампованных деталей: двух втулок и двух фасонных кулаков, трущиеся поверхности которых подвергаются шлифованию. Если разделить по оси симметрии кулачковый карданный шарнир, то каждая часть будет представлять собой карданный шарнир неравных угловых скоростей с фиксированными осями качания (так же, как у сдвоенного карданного шарнира). В нашей стране был разработан кулачково-дисковый шарнир, который применяется на полноприводных грузовиках КрАЗ, Урал, КамАЗ.

Немного другая конструкция у шарнира состоящего из пяти простых по конфигурации деталей: двух вилок, двух кулаков и диска.
Кулачковые шарниры благодаря наличию развитых поверхностей взаимодействующих деталей способны передавать значительный по величине крутящий момент при обеспечении угла между валами до 45°. Но трение скольжения между контактирующими поверхностями приводит к тому, что этот шарнир имеет самый низкий КПД из всех шарниров равных угловых скоростей. Следствием этого является значительный нагрев и задиры на деталях шарнира.

Спаренный кардан

Спаренный кардан – это самый старый и примитивный вид ШРУСа, который нашел применение еще в начале 20-х годов 20 века. Принцип его работы похож на обычный карданный вал с двумя шарнирами.

Как известно, в карданном шарнире вилка ведущего вала находится под углом в 90 градусов к вилке ведомого. Из-за этого и возникают толчки при вращении – постоянно то растут, то падают инерционные нагрузки. Как избавиться от этой пульсации?

Простейшее решение – установка двух карданных шарниров последовательно. Поскольку все вилки расположены друг к другу под углом 90 градусов, то когда их четыре штуки, первая вилка (на ведущем валу) будет сориентирована под нулевым углом к последней (на ведомом валу). Никакой пульсации не будет – шарниры будут «уравновешивать» друг друга. Конструкция из двух карданных шарниров, соединенных «спина к спине», смогла равномерно передавать момент под углом до 45 градусов. Основной его недостаток – громоздкость конструкции. В ступице колеса, которое приводит в движение спаренный кардан, зачастую не остается места для тормозного механизма.

Шарнир Вейсса

Ведущая и ведомая ось ШРУСа конструкции немецкого конструктора Карла Вейсса (в другом варианте – Вайсса) имеют полусферические вилки, которые стыкуются друг с другом под углом 90 градусов. Внутри этих вилок по дуге нарезаны четыре взаимно перпендикулярные направляющие канавки. В точках, где канавки двух вилок пересекаются, находятся четыре рабочих шарика. В центре шарнира находится пятый, центровочный шарик – иногда он закреплен на штифте.

Шарнир сконструирован так, что центры шариков всегда находятся в плоскости, которая проходит через биссектрису угла, образованного ведущим и ведомым валами, и при этом перпендикулярна плоскости, образованной осями этих валов. За счет такой геометрии крутящий момент передается равномерно. Причем при движении вперед работают два «передних» шарика, а назад – два «задних».

Достоинства шарнира Вейсса:
– компактность
– простота в производстве и низкая стоимость

Недостатки шарнира Вейсса:
– угол корректной работы – не более 32 градусов
– из-за того, что одновременно работают только два шарика, на них приходится огромная нагрузка, и ресурс не превышает 30 тысяч километров

Патент Карла Вейсса купила американская фирма Бендикс, поэтому шарнир Вейсс также иногда называют Бендикс-Вейсс (Bendix-Wiess). Широкое распространение эти шарниры получили во время Второй мировой войны – ими оснащали Виллисы, Студебеккеры и Доджи. Благодаря ленд-лизу с американскими военными машинами близко успели познакомиться советские инженеры, и эти ШРУСы нашли применение на многих послевоенных машинах, в том числе на УАЗ-469, ГАЗ-66, ГАЗ-69 и ЗИЛ-131.

ШРУС Рцеппа

На данный момент большинство автомобилей оснащено именно шариковым шарниром типа «Рцеппа» в классическом или модифицированном виде. В отличие от шарнира Вейсс, крутящий момент с оси на ось в этом ШРУСе передают не два, а шесть шариков, что значительно снижает нагрузку на узел и продлевает его ресурс. Правда и конструкция шарнира Рцеппа – значительно сложнее.

Никаких вилок, в отличие от кардана, шарнира Тракта и шарнира Вейсс, здесь нет. Ведущий вал оканчивается обоймой – массивной металлической деталью с нарезанными канавками. Ведомый вал оканчивается сферической чашкой, тоже с канавками. Нетрудно догадаться, что по этим канавкам передвигаются шарики, разделяющие чашку и обойму.

Как и в случае с шарниром Вейсс, для равномерной передачи момента нужно, чтобы центры всех шариков находились в плоскости, проходящей через биссектрису угла между ведущим и ведомым валами и одновременно – в плоскости, перпендикулярной осям валов. Чтобы обеспечить это условие, в ШРУСе Рцеппа есть сепаратор – специальное кольцо с отверстиями, удерживающее шарики между чашкой и обоймой. Сепаратор перемещает делительный рычажок, закрепленный на пружине внутри ведомого вала.

Как следует из названия, изобретателем классического шарикового ШРУСа был американский инженер Альфред Рцеппа, который на момент регистрации патента в 1927 году работал в компании Ford. Впоследствии именно на основе конструкции Рцеппы появились более современные варианты шариковых ШРУСов. Свои конструкции разработали компании Birfield, Loebro и GKN.

Достоинства шарнира Рцеппа:
– компактность конструкции- возможность передать большой момент за счет распределения нагрузки на шесть шариков
– долговечность (при условии герметичности пыльников ресурс составляет до 200 тысяч километров)

Недостатки шарнира Рцеппа:
– сложность и дороговизна конструкции (в сравнении с шарниром Вейсс, Тракта и спаренным карданом)
– относительно небольшой угол эффективной работы (по сравнению с триподом)

ШРУС Birfield

Этот тип шарнира разработан фирмой Birfield на основе классической конструкции шарикового ШРУСа Альфреда Рцеппы.

Важное отличие от изначального варианта – отсутствие делительного рычажка. Как известно, именно он передвигал сепаратор таким образом, чтобы шарики всегда находились в биссекторной плоскости.

В шарнире типа Бирфильд пропорциональное перемещение сепаратора обеспечивают канавки с переменной глубиной, нарезанные по радиусам с центрами, смещенными в разные стороны от плоскости, в которой расположены шарики.

Кроме того, профиль самих канавок шарнира Бирфильд – не круглый, а слегка вытянутый, в виде эллипса. Это решение применено для того, чтобы снизить нагрузку на стенки канавок и предотвратить их от сминания и скалывания.

Главное достоинство ШРУСа Бирфильд – высокий КПД (от 95 до 99% в зависимости от угла поворота колеса) и возможность работать под углом до 45 градусов (классический ШРУС Рцеппа – до 38 градусов). Именно поэтому шарниры Бирфильд чаще всего применяют в качестве внешних ШРУСов, где принципиальное значение имеет именно угол.

Шрус Бирфильд для УАЗ:

Трехшиповой шарнир.

ШРУС Трипод

Трипод (в народе он имеет еще названия Трипоид или Тришип) – это, в отличие от шарикового ШРУСа, относительно современный узел. Он был изобретен в 1963 году французским инженером Мишелем Орэном, и изначально широко использовался именно в автомобилях французских марок.

Считается, что трипод – это еще одно производное от классического шарикового шарнира Рцеппа, однако конструктивно он ушел от предшественника очень далеко. Принцип работы трипода основан на работе роликов (а не шариков), которые вращаются в игольчатых подшипниках на трехлучевой опоре и катаются по направляющим.

Триподы делятся на жесткие и универсальные. Жесткие обеспечивают большой угол поворота (до 43 градусов), но при этом не позволяют деталям перемещаться вдоль оси – они применяются в качестве внешних ШРУСов. Универсальные способны передавать момент под меньшим углом (до 25 градусов), зато позволяют осевые перемещения – их используют в качестве внутренних ШРУСов.

Конструкции жесткого и универсального трипода сильно отличаются. В жестком ШРУСе опора с роликами неподвижно закреплена в чашке-корпусе на ведущем валу. В эту конструкцию вставляется сферическая вилка, соединенная с ведомым валом. Собственно, ролики катаются вдоль пазов этой вилки.


Триподы – слева жесткий, справа универсальный.
Где: 1 – ведущий вал, 2 – корпус, 3 – ролики, 4 – крестовина, 5 – ведомый вал, 6 – вилка

В универсальном триподе всё наоборот. Трехлучевая (трехшиповая) опора с роликами размещается на вилке ведомого вала, которая вставляется в чашку-корпус ведущего вала. Ролики катаются вдоль сферических канавок, вырезанных в стенках чашки. Универсальный трипод, допускающий осевые перемещения, называют еще уникарданом.

Основное достоинство трипода – меньшая сложность изготовления и, как следствие, более низкая стоимость. На современных автомобилях триподы ставят в основном в качестве внутренних ШРУСов – жесткие триподы встречаются редко.

Родные бирфильды ещё 20000 назад начали клацать и чем дальше тем страшнее. Поворачиваешь на полном приводе а слышишь кла-кла-кла, причем так громко что страшно становится. Решил менять. Начал курить форумы — это дело абсолютно бесполезное, один кричит вот эти супер 10 лет на них езжу, следующий комментарий- полное гавно сломал на следующие выходные. На уаз есть 3 вида шрусов в продаже:

бирфильд на 6 шарах- дорогой вроде как надежный
вейс на 5 шарах — чуть дешевле но вроде как совсем не надежный -а ещё некоторые делают из вейсов карданно крестовинные
виллис 1 шар — мнения делятся, самый дешевый, по моему неубиваемый

Итак интернет ответа не дал, включил мозг и решил что чем проще конструкция тем она надежнее. А ещё и дешевле. К тому же часто читал что если на бирфильдах развернутся на асфальте то им хана приходит — но это опять же форумы, а на них не только умные люди пишут. Заказал ульяновские у прямого диллера магазин уазлюкс.

На переборку ушло примерно 3-4 часа. Оказывается там всё просто и разбирать немного. Поехал испытывать в грязь (как раз дождь прошел пока я их ставил). Работают нормально тихо. Пока больше сказать не могу, возможно потом напишу подробнее.

Возможно эта запись будет полезна тем УАЗоводам, которым нравится лезть поглубже во всех смыслах. 🙂
Лично нам УАЗ скучать не дает. И вот в процессе прокачки одного нестандартного переднего военного моста пришлось научиться делать нестандартные съемники. А конкретно съемник полуоси ШРУСа типа Бирфильд.

Сначала немного об устройстве ШРУСов на УАЗе.
В более древних мостах как правило использовались ШРУСы типа Вейсс. Наверняка многие их видели:

Они имеют не самый большой критичный угол поворота (23 градуса) и могут рассыпаться:

И хорошо если он рассыпется при разборке. А представьте что будет если это случится на хорошем ходу? Жернова будут еще те. 🙁
Это еще раз о важности нормального состояния ограничителей поворота кулаков.

В современных УАЗах, как правило, устанавливают ШРУСы типа Бирфильд:

У него больший критичный угол поворота (27 градусов), он более надежен и вся конструкция находится внутри рюмки.
А если учесть его симбиоз с ШОПКом, то получается почти закрытая конструкция. И шарики не вылетят и смазку держит:

При этом устройство бирфильда таково, что можно заменить полуось, не меняя гранаты. Для этого надо только выпрессовать полуось из звездочки. Фиксируется полуось в звездочке одноразовым стопорным кольцом:

Причины замены могут быть разные. От «свернуло полуось» до «хочу усиленные».
Есть вариант сбить гранату с полуоси. Но для этого надо иметь как минимум тиски и навыки. Да и то не факт, что получится. А если в поле?
В нашем случае мы решили пойти более технологичным путем и сделать съемник. Тем более что при «разборке кувалдой» можно было повредить внутренности гранаты, а этого очень не хотелось.

Дальше собственно о съемнике.
Его принципиальное устройство мы нашли в интернете. Причем на ВАЗ его можно было купить в магазине. А вот на УАЗ нет в принципе.
ВАЗовский съемник сделан на основе двух круглых пластин и явно делается на производстве. А у нас только токарник, болгарка и сварка. 🙂
Поэтому чтобы упростить процесс решили сделать пластины шестиугольными. Так легче вырезать из листа:

Потом пошла обработка пластин. В начале она одинаковая. В обеих пластинах надо было сделать отверстие 32,5 мм. поскольку диаметр полуоси в месте установки съемника 32 мм.
Сначала это было сверло:

Потом пошла в ход морковка:

Но до конца пройти морковкой не удалось из-за малого патрона. Потому доводили до нужного диаметра расточным резцом:

А дальше у пластин была разная судьба. Нижняя, та, что упирается в звездочку должна была иметь упорную поверхность. И тут в «дедушкиных запасах» случайно нашлось ржавое колечко:

Довели его до ума:

Сделали соответствующую проточку в пластине:

ШРУС: коротко о главном

Преимущества первых автомобилей с передним приводом на практике оказались гораздо менее значимыми, чем недостатки. Валы и шестерни трансмиссии подвергались дополнительной нагрузке из-за передачи крутящего момента на управляемые колеса, из-за чего срок службы шарнирных механизмов сократился более чем в 2 раза.

Неравномерное распределение нагрузки провоцировало усиление вибрации, что не лучшим образом сказывалось на управляемости автомобилем. В какой-то момент инженеры-механики были даже готовы отказаться от идеи переднего привода, но ситуация в корне поменялась с изобретением ШРУСа, или автомобильной гранаты.

Что такое ШРУС?

Как ни странно, но некоторые автолюбители уверены, что шрус – это название, а не аббревиатура, которая расшифровывается как шарнир равных угловых скоростей. Тривиальное название «граната» этот узел получил из-за внешнего сходства с взрывчатым боеприпасом.

ШРУС обеспечивает передачу крутящего момента. Традиционно в переднеприводных автомобилях на каждое колесо устанавливается два ШРУСа – внутренний (устанавливается внутри коробки передач) и внешний (располагается около колеса), что обеспечивает более свободное передвижение вала.

Независимо от конструкционных особенностей (кулачковый, триподный, шариковый), назначение ШРУСов в трансмиссии одно и то же: передача энергии вращения от двигателя к приводным колесам через подшипники ступиц практически без потерь мощности.

Пыльники ШРУСов

Попадание грязи и пыли – основная причина выхода ШРУСа из строя. Герметичную защиту узла обеспечивают пыльники – накладки конической формы из гофрированной резины, которые закрепляются на корпусе узла специальными хомутами. Одновременно пыльники является контейнерами для смазки.

На практике именно пыльник является слабым звеном конструкции. Резиновую защиту легко повредить при переезде через препятствия или вовремя движения по глубокой колее. Попадание грязи, пыли или песка через трещину или пробоину является причиной преждевременного выхода

ШРУСа из строя, поэтому опытные автолюбители периодически производят внешний осмотр и периодически меняют пыльники с профилактической целью.

Срок службы ШРУСа, диагностика неисправностей

По статистике, ШРУС – самый надежный узел подвески: при эксплуатации в «тепличных условиях» пробег без замены гранаты может достигать 200 тысяч км. Важнейшим условием длительной службы является своевременная замена пыльников.

Основными причинами выхода ШРУСа из строя являются:

  • нарушение целостности пыльника;
  • попадание в смазку твердых частиц, работающих как абразив;
  • механический износ тел качения (шариков или роликов).

Попадание грязи в пыльник может стать причиной высыхания смазки. При движении на высокой скорости за счет абразивного эффекта происходит разогрев металлических деталей до нескольких сотен градусов, что является причиной изменения свойств смазочного материала, его термического разложения и полного высыхания. Если неисправность не устранена, то не стоит затягивать с посещением автомагазина, чтобы купить ШРУС.

Диагностика состояния ШРУСа является двухэтапной. Первичный осмотр необходимо проводить каждые 3-4 тыс. км, а при езде по бездорожью желательно проверять пыльники в два раза чаще. Для диагностики придется заехать на яму или поднять автомобиль на подъемнике. При отсутствии такой возможности можно поднять машину на двух домкратах (естественно, с соблюдением техники безопасности).

Чтобы осмотреть пыльники со всех сторон, нужно провернуть колеса, а при обнаружении повреждений придется снимать приводной вал. При замене пыльника не будет лишним проверить состояние металлических деталей и наличие смазки. Опытные водители советуют купить пыльник ШРУСа заранее, чтобы в нужный момент эта деталь всегда была под рукой.

Если пыльник не поврежден, но при движении с максимально повернутым колесом слышен характерный треск или хруст, то приводной вал также необходимо снять и проверить ШРУС. Поводом для замены ШРУС так же является люфт или затруднение (заедание) при вращении шарнира.

Цена вопроса

Времена, когда покупка запчастей была большой проблемой, канули в Лету. ШРУСы для автомобилей отечественного и импортного производства можно купить на специализированных рынках, в автомагазинах, в сервисных центрах или и заказать через интернет-магазин www.albatrosdv.ru с доставкой. Чаще всего определяющим фактором, где купить ШРУС, является цена. При покупке запчастей пословица «скупой платит дважды» особенно актуальна, поскольку низкая стоимость зачастую является косвенным признаком сомнительного качества. Заменить узел можно самостоятельно, но при отсутствии опыта и практических навыков желательно обратиться в автосервис.

Купить ШРУС в Хабаровске не представляет проблем: если в каталоге интернет-магазина https://spectrum.parts отсутствует необходимая модель, можно просто оформить предварительный заказ. При наличии вопросов на помощь всегда готовы прийти менеджеры-консультанты или технические специалисты.

Интернет магазин запчастей в Хабаровске https://spectrum. parts – подобрать ШРУС на Ваш автомобиль помогут наши специалисты, которые так же смогут ответить Вам на все интересующие вопросы по почте [email protected], через форму «VIN запрос» на сайте магазина https://spectrum.parts, или по телефону +7 (4212) 46-66-88.

Купить качественный ШРУС вы можете на нашем сайте https://spectrum.parts

 

Комфортной вам езды на дороге!

Что такое ШРУС

Владельцы переднеприводных автомобилей должны знать, что такое ШРУС в автомобиле. У этого узла есть еще несколько сленговых названий среди опытных автомобилистов.

Для желающих иметь представление о том, как расшифровывается аббревиатура ШРУС, скажем, что за этими буквами скрывается шарнир равных угловых скоростей. Его использование стало актуальным при разработке первых автомобилей с передним приводом. Достоинства этого вида транспорта знает практически каждый автолюбитель, так как в их список входят следующие достоинства:

  • более предсказуемое и эффективное управление машиной;
  • повышенной степени проходимости, в отличие от заднеприводных собратьев;
  • экономичный расход топлива.

Одной из основных проблем, возникающих в процессе передачи вращения, была значительная потеря мощности. Также к недостаткам переднеприводной конструкции относили и другие факторы:

  • стандартные поперечные шарниры крайне быстро выходили из строя;
  • вращение передавалось на колеса довольно неравномерно;
  • в процессе эксплуатации появилась чрезмерная вибрация на обычных петлях;
  • основные элементы, участвующие в передаче движения (валы, шестерни, шлицы и др.), подвергались чрезмерно интенсивным силовым нагрузкам.

Автомобильный ШРУС, изобретенный автомобильными инженерами в первой четверти прошлого века, помог решить описанные технические проблемы. Новый блок стал передавать полученную мощность практически без потерь на колеса .

Успех применения шарнира в переднеприводной технике позволил использовать этот принцип в заднеприводных автомобилях. Аналогичная сборка автомобильной компании монтируется в автомобиле с ведущей второй парой и с независимой подвеской.

Принято считать, что одним из основоположников этой конструкции был французский изобретатель Грегуар. Он получил официальный патент на кулачковый механизм в двадцатых годах прошлого века. Формат сдвоенного карданного шарнира равных угловых скоростей оказался востребованным в автомобилях американских марок.

Благодаря оригинальной форме такую ​​петлю многие автомобилисты называют «гранатой». Соответственно граната и ШРУС это одно и то же, так что можно использовать это прозвище для автомобильной сборки. Опасный боеприпас элемента конструкции автомобиля способен передавать вращение при значительных углах поворота колес, которые могут достигать 70 градусов.

Как работает ШРУС и как он устроен?

Устройство ШРУСа автомобиля во многом зависит от типа данного автомобильного агрегата. Подобные гомокинетические соединения можно встретить не только на переднеприводных, но и на полноприводных автомобилях.

Обычно на одном приводе с каждой стороны два варианта петель: внутренние и внешние. Конструктивных различий между ними немного. Получается, что всего в машине четыре «гранаты». Такой тип сборки позволяет добиться максимальной пробуксовки колеса без существенного снижения мощности и без большой силовой нагрузки на суставы.

Диагностические работы с узлом можно провести в любом автосервисе или в гаражных условиях. Принято считать, что ШРУСы не относятся к ремонтопригодным конструкциям. Если происходит их износ или значительные механические повреждения, то полная замена петель.

Чтобы понять, как работает ШРУС и где он находится, достаточно заглянуть снизу автомобиля в подкапотное пространство. Визуально «граната» напоминает подшипник, только большего размера. Традиционно в конструкцию входят такие элементы:

  • корпус цилиндрический, снабженный сепаратором с радиальными или продольными канавками;
  • металлический сепаратор, помогающий зафиксировать шары в своих зонах;
  • комплект из шести шариков из прочной легированной стали;
  • клипса
  • внутри в формате звезды;
  • Корпус дополняется шлицевым приводным валом (он же ручка «граната»), соединенным с выходными валами от коробки передач или с передними ступицами.

Внутренние шарниры, соприкасающиеся с коробкой передач, помогают компенсировать колебания подвески в вертикальной плоскости. Задача второй пары (внешней) — передать крутящий момент на колеса при любом формируемом угле поворота с минимальными потерями.

Для фиксации ШРУСа на приводном валу инженеры предусмотрели обязательное стопорное кольцо. Он установлен на задней стороне внутренней клетки. Для предотвращения проникновения механических загрязнений извне предусмотрены резиновые пыльники, выполненные в виде гармошки. Они фиксируются по краям длинными зажимами.

Важно знать, что наружный и внутренний ШРУС отличаются формой канавок и наружных обойм. Внутренний снабжен шестью полукруглыми канавками, нарезанными по главной оси вала, а канавки на наружном — радиальными.

Нормальное положение приводных валов таково, что обеспечивается небольшой конструктивный уклон в сторону ступиц. При движении автомобиля по неровной дороге полуось в вертикальной плоскости слегка колеблется, что сопровождается перемещением шариков в продольных пазах внутренних шарниров.

Во внешней паре происходят соответствующие процессы. При вращении шарики катятся вместе с сепаратором в радиальных канавках. При этом изменяется положение внешнего зажима относительно внутреннего. Происходит передача крутящего момента на шарики и внешнее кольцо со шлицевого хвостовика, а затем на ведомый вал и второе кольцо.

Основная задача, поставленная конструкторами перед этими шарнирами, — обеспечить одинаковые скорости вращения каждого из колес при любом типе поворота. Основное отличие переднего «граната» от заднего редукторного привода в том, что ШРУС вынужден функционировать в условиях густой смазки, покрывающей сопрягаемые элементы. Для отечественных автомобилей традиционно используют смазку марки «ШРУС-4».

Варианты исполнения

В процессе разработки дизайнеры пытались сформировать оптимальный формат петли. Сформированы оптимальные параметры узла. В результате на серийных автомобилях можно встретить один из четырех дизайнов.

Шаровой

Этот тип наиболее распространен в легковых автомобилях отечественных и зарубежных марок. В его основе внешний корпус с шестью канавками и внутренняя обойма с таким же количеством канавок. Они разделены блоком из шести шаров, удерживаемых сепаратором.

Во время работы шарики перемещаются по канавкам. Это обеспечивает передачу крутящего момента даже при больших углах.

трипоид

В этой конструкции нет шариков. Вместо этого момент передается благодаря роликам. Трипоидный ШРУС внутри удерживает ролики внутри чаши на опорных штифтах за счет встроенных подшипников.

Момент начинает передаваться в процессе смещения положения роликов. Основной транспорт, где можно будет выявить такие узлы, это легковые автомобили или легкие грузовики.

Кулачок

В некоторых источниках такие ШРУСы иногда называют «сухарями». В состав входит пара вилок и пара фигурных дисков. Инженеры предусмотрели большую площадь контакта для каждой вилки, что позволяет отдельным элементам таких шарниров в процессе эксплуатации выдерживать большую силовую нагрузку.

Аналогичный тип рекомендуется использовать на транспортных средствах, предназначенных для низких скоростей. В противном случае происходит значительное повышение температуры на стыках и быстрый выход узла из строя. Принцип работы кулачкового ШРУСа актуален для грузового транспорта с большим тоннажем.

Двойной кардан

В современных автомобилях от этого типа шарнира уже давно отказались. Встретить их можно в ретро-автомобилях американского производства или в современной строительной технике, в том числе тракторах, некоторых моделях грузового подвижного состава. Иногда такие «гранаты» попадаются на внедорожниках.

Парные ШРУСы состоят из двух классических карданных шарниров. Благодаря взаимному вращению можно уравнять скорость каждой пары.

Помимо перечисленных разновидностей, вы можете найти петли, сочетающие в себе черты нескольких популярных видов. Однако они часто менее надежны. К таким вариантам относятся, например, жесткий трипоид, шарикоподшипникового типа.

Возможные неисправности узла

Изначально инженеры автомобильных компаний закладывают в ШРУС высокий эксплуатационный ресурс, который при нормальных условиях эксплуатации сравним с ресурсом основных элементов автомобиля. Однако в бытовых условиях ШРУС может выйти из строя гораздо раньше запланированного конструкторами срока из-за интенсивного механического износа.

Основная проблема с проявлением неисправностей — износ или повреждение пыльников. В период эксплуатации на резиновое гофрированное покрытие могут воздействовать следующие негативные факторы:

  • быть покрытым трещинами;
  • получают механические внешние повреждения;
  • портится из-за некачественной смазки и др.

После возникновения разгерметизации дорожная пыль и грязь вместе с влагой проникают в резиновый гофр и образуют агрессивную среду из абразивных частиц и воды. Через несколько километров водитель начинает слышать характерный треск из подкапотного пространства, что может привести к заклиниванию и поломке. Треск особенно активен во время поворотов.

Второй распространенной причиной является неправильное вождение. Агрессивный стиль вождения приводит к неоправданно экстремальным нагрузкам на силовой блок. Шарнир негативно воспринимает систематическое торможение с помощью коробки передач и резкий старт, особенно при обратном положении колес. В этом положении ШРУС находится в частично зажатом положении и подвергается высоким нагрузкам.

Третья по популярности проблема — это всевозможные конструктивные вмешательства энтузиастов тюнинга. Такие автовладельцы увеличивают мощность двигателя и повышают крутящий момент на выходном валу. Однако шарниры большинства автомобильных фирм не рассчитаны на такое усилие, что приводит к их быстрому выходу из строя из-за дополнительного крутящего момента.

Нанесение смазочных материалов

Большинство шаровых шарниров с шестью шарами необходимо смазывать дисульфидом молибдена. Для муфт, работающих в нормальных условиях, достаточно 2% раствора, а для пар, работающих в условиях высоких нагрузок, потребуется 5% смазка. Этот рецепт показан для большинства автомобилей.

Важно знать, что недопустимо использование графитной смазки для ШРУСа.

В трипоидных конструкциях со встроенными игольчатыми подшипниками молибден не используется. Во всех системах мы рекомендуем водителю проводить регулярную проверку целостности защитного кожуха. Делать техосмотр стоит примерно каждые 5 тысяч километров, чтобы продлить срок службы агрегата. При обнаружении повреждений необходимо провести работы по замене смазки или приводных валов.

ШРУС, ШРУС или гомокинетический шарнир — устройство, заменившее карданный шарнир и предназначенное для передачи крутящего момента при больших, до 70°, углах поворота колес. Среди автолюбителей механизм получил название «граната». Причиной этому является внешнее сходство с боеприпасами.

Сегодня гомокинетические шарниры используются как на переднеприводных, так и на полноприводных автомобилях. Использование устройства на автомобилях с задним приводом — редкость. Однако такие экземпляры есть. Также продаются комплекты, позволяющие заменить крестовину с ШРУСом карданного вала на отечественной «классике».

На одном колесном приводе две петли — внешняя и внутренняя. ШРУС внешнего привода не имеет существенных отличий от внутреннего. Такая конструкция позволяет добиться хорошего выворота колес без потери мощности и работы шарнира «на износ».

На сегодняшний день ШРУС является основным и хорошо изученным способом передачи крутящего момента при повороте колес.

Диагностику этого элемента проводит любой автосервис. Тем не менее, устройство не подлежит ремонту. При его неисправности требуется полная замена шарнира.

Типы ШРУСов

За время своего существования устройство внутреннего ШРУСа и его наружная разновидность несколько раз модифицировались. Старые модели шарнира остались в использовании наряду с новыми разработками. На сегодняшний день известны 4 основные конструкции петель.

  1. Кулачок (взломщик). Они состоят из 2 фигурных дисков и такого же количества вилок. Благодаря большой площади сцепления они способны выдерживать интенсивные нагрузки, но не лишены существенных конструктивных недостатков.
    Автомобили, оснащенные кулачковыми шарнирами, могут двигаться только на низких скоростях. В противном случае узел нагревается и выходит из строя. Взломостойкий тип устройства распространен на грузовом транспорте.
  2. Штатив. Этот вид петли состоит из 3-х роликов, которые помещаются в специальную чашу. Передача углового момента происходит за счет смещения роликов.
    Эти типы ШРУСов используются для малолитражных автомобилей. Штатив используется некоторыми легковыми автомобилями и автомобилями, не предназначенными для перевозки тяжелых грузов.
  3. Кардан спаренный. По сути, они представляют собой пару карданных шарниров, за счет взаимного вращения уравнивающих скорость друг друга. Такие конструкции активно использовались в американском автомобилестроении в 20-х годах прошлого века. Сегодня некоторые модели оснащены двойными петлями. строительная техника и тракторы.
  4. Мяч. Эта модель узла является наиболее распространенной. Шарнир состоит из корпуса, сепаратора, держателя и 6 шариков. Последние перемещаются по косым канавкам на внутренней поверхности наружной обоймы, что обеспечивает передачу крутящего момента.

Также есть промежуточные модели узлов: четырехшаровые, жесткие штативы. Однако они не получили широкого распространения, так как не очень надежны и совершенны.

Почему хрустит ШРУС

Во время эксплуатации автомобиля водитель иногда слышит слабый хруст — хрустит граната. Обычно это становится заметно при повороте колес на максимальный угол.

Почему хрустит ШРУС? Что делать в такой ситуации?

Хруст свидетельствует о неисправности узла. Вначале появляется только при вывернутых колесах, позже начинает возникать при прямолинейном движении. Посторонние звуки, издаваемые шарниром, требуют его замены.

Узнать, какой ШРУС хрустит, несложно. Достаточно оставить помощника снаружи, открутить колеса и медленно тронуться. Человек, оставшийся на улице, отчетливо услышит, откуда доносятся звуки.

Если диагностика производится самостоятельно, следует вывесить передние колеса автомобиля и осмотреть пыльники. Хрустящие гранаты можно узнать по их урону.

Дело в том, что причиной хруста обычно является пыль и песчинки, попавшие в шарнир через разрывы резинового колпачка. Также неисправность можно заподозрить в узле, на котором обнаружен больший люфт, чем на всех остальных шарнирах.

Как эксплуатировать машину с хрустящей «гранатой»

Многих автолюбителей волнует вопрос, сколько можно проехать с неисправным ШРУСом. Если поломка проявляется только в поворотах, агрегат можно эксплуатировать довольно долго. Важным условием его «реанимации» является замена смазки и пыльника.

При поворотах держите низкую скорость. При поломке внутреннего ШРУСа для его окончательного выхода из строя потребуется больше времени, чем в случае с наружным.

Когда посторонние звуки возникают при движении прямо или не исчезают совсем, замену узла откладывать нельзя. Такой шарнир может окончательно сломаться в любой момент. Это сделает дальнейшее движение невозможным.

Так как нас интересует шаровая опора, то рассмотрим ее устройство. Из-за того, что элементы не в масле (в отличие от заднего моста), то и устройство называют «сухим». Конструкция шаровой опоры достаточно проста.

Из чего состоит ШРУС:
  • Рама. Представляет собой полушарие, чашу. В нем установлен ведомый вал.
  • Нижняя часть. Это кулачок в виде сферы с приводным валом.
  • Сепаратор. Это кольцо с отверстиями, в которые вставляются и удерживаются там металлические шарики.
  • Металлические шарики. подвижные элементы. Их 6.

Какой шов выбрать

Перед покупкой нового ШРУСа следует узнать о типах (какие бывают), какие лучше по отзывам водителей, какие цены. При покупке этого элемента устройства автомобиля не следует делать основной упор на цену.

Существуют следующие фирмы производители ШРУСов:

  • Пиленга. Отзывы — хороший вариант.
  • Фебест. По отзывам водителей купивших недорого запчасти этой фирмы быстро изнашиваются.
  • Метелли. Избранное.
  • Лебро. Избранное.
  • СКФ. Избранное.

Характеристики ШРУСов разные. Прорезей в конструкции 23, а есть 24. Если ошибетесь, то не тот (разница в один зуб) не будет установлен на вал.

качественная новая запчасть отличается от новой на вид и на ощупь. Неисправный ШРУС имеет тонкий пыльник, мало смазки, слабый хомут.

Признаки неисправности ШРУСа

Благодаря наличию пыльника в устройстве ШРУС, он защищен от пыли, влаги и грязи.

Причины отказов шарниров равных угловых скоростей:
  1. Порван пыльник.
  2. Использование некачественных или неподходящих смазочных материалов.
  3. Сломанный металл.

Если во время езды появляются хрусты, щелчки, скрежет (металл о металл), то это не более чем признак поломки ШРУСа. Эти звуки появляются при попадании механических частиц в подшипники через порванный или отлетевший пыльник и шарики застревают.

На видео показано устройство и замена ШРУСов своими руками.

ШРУС (шарнир равных угловых скоростей) считается составным узлом подвески с управляемой передней осью. Его функция заключается в обеспечении угла поворота (до 70°) машины по оси движения, со стабилизацией крутящего момента колес правого и левого бортов. Являясь сочленением агрегатов трансмиссии, внутренний ШРУС соединяет коробку передач и карданный вал, а наружный, в свою очередь, соединяет вал и ступицу колеса.

Особенности конструкции

Деталь является элементом приводного вала и предназначена для передачи вращения от силового агрегата (двигателя) к ведущим колесам транспортного средства. Конструкция обеспечивает углы поворота ведущих передних колес, стабилизирует их колебания, минимизирует шумовые эффекты, возникающие при вибрации. В принципе, это две половинки полуоси, шарнирно соединяющие дифференциал со ступицами правого и левого колес. Шарнир со стороны дифференциала называется внутренним, а со стороны колеса – внешним. Первый из них подвижный и предполагает меньший угол поворота. Эта деталь может изменять свою физическую длину за счет удлиненного шлицевого соединения. Второй, шаровой тип позволяет получить больший радиус поворота. Их конструкция различается и зависит от типа автомобиля, показателя карданного вала. Внутренняя ось больше внешней оси по размеру, весу и цене. Рабочий угол ШРУСа значительно шире и может варьироваться в пределах 50°, в то время как внутренний шарнир не превышает угла 20°.

Разновидности, отличия

Не вдаваясь в историю изобретений, можно отметить наиболее распространенную и популярную конструкцию шаровой опоры. Но расшифровка разделяет их, формулируя:

Принцип действия

Заключается в передаче вращения от внутренней полуоси к внешней ее части. При этом необходимо соблюдать требование, чтобы полуоси располагались под углом не более 70° друг к другу.

Понимание того, что такое ШРУС, поможет вам получить представление о разновидности блока полуосей, в состав которого входят:

  1. Ведомый вал, выходящий из сферического тела.
  2. Приводной вал выходит из сферического кулака.
  3. Сепаратор, удерживающий шарики в отверстиях.
  4. Стальные шарики (6 шт.).

В собранном виде устройство выглядит так:

Стальные шарики, удерживаемые сепаратором в сферических канавках между корпусом и поворотным кулаком. Приводной вал, вращаясь, перемещает шарики через пазы корпуса и кулака. В момент вращения усилие ведущего вала передается на обойму, а затем на ведомую полуось посредством кулака и 6 шариков (хорошо видно на фото).

Обнаружение неисправностей

ШРУС изготовлен из высокопрочных сталей. Однако неисправности возникают из-за:

  • Замена некачественной продукции, которой на рынке предостаточно.
  • Использование некачественной смазки.
  • Попадание абразивной пыли в механизм через порванный пыльник.
  • Плохое покрытие дорожного покрытия.
  • Частое выкручивание руля до упора.

ШРУСы представляют собой почти подшипники качения, сепаратор которых имеет поперечные канавки.

В данной конструкции предусмотрена возможность изменения углов ведущей полуоси относительно ведомой. Находясь под постоянной динамической нагрузкой, суставы корпуса — шары и кулака — шары подвержены износу. В результате между ними появляются щели. И вызывают появление специфического шума, исходящего от сломанной ветки, то есть хруста. Те получаются от прокатки шариков по проработанным или имеющим шероховатости канавкам.

Но нужно помнить, что внутреннее звено шарнира издает звуковой сигнал о наличии неисправности, особенно при движении автомобиля по дорогам с выбоинами. На прямой трассе часто можно услышать шум.

Замена шарнирного комплекта может быть проверена путем вращения колеса на подвешенном автомобиле. В этом случае сильно изгибается внутренний шарнир, и специфический звук неисправности более выражен.

Смазка

При своевременном обслуживании, уходе срок службы ШРУСа на автомобиле достаточно велик и иногда равен ресурсу автомобиля. Чтобы узел работал долго, его следует смазывать во время него. Это так просто, если вы знаете, какую марку использовать для каждой части узла. Это необходимо для того, чтобы:

  • Уменьшить коэффициент трения в суставах.
  • Предотвращает износ деталей.
  • Ограничение динамических и статических нагрузок.
  • Защита соединений от коррозии.

Итак, для наших шарнирных соединений лучше подходит смазка ШРУС 4. Отличается высокой вязкостью удержания на поверхности трущихся и вращающихся деталей. Консистенция позволяет ему не таять в любой сезон эксплуатации. А менять смазку надо при замене пыльника и установке нового узла.

Замена пыльника

Представляет собой резиновый гофрированный чехол с фиксирующим хомутом на обоих концах. Визуальным осмотром состояние пыльника проверяют, полностью повернув передние колеса до упора. На них не должно быть изломов, трещин, следов смазки. Чем чревата езда без него? Дело в попадании в стыки грязи, абразивной пыли, которые медленно, но упорно разъедают вращающиеся поверхности. Ситуация приводит к большому зазору, например, между кулаком и мячами. Чрезмерный износ обязательно приводит к тому, что ШРУС вырывается из гнезда ступицы.

Пыльники на автомобиле желательно менять одновременно, не дожидаясь выхода из строя второго. На фото показаны хомуты, конструкция которых не предполагает использование червячной передачи. Этот вид исполнения является одним из самых удачных.

АБС и ШРУС

При выборе ШРУСа обратите внимание на комплектацию вашего автомобиля. ШРУСы для автомобилей с АБС будут отличаться от тех, что устанавливались с завода на автомобили без вспомогательных систем торможения.

Другое название граната. Произошло это от формы шарнира — он очень похож на гранату.

Так как передние колеса кроме передачи крутящего момента должны еще и поворачиваться на разные углы и был придуман специальный шарнир в разные стороны — ШРУС. Он был создан как замена неэффективной и ненадежной трансмиссии. ШРУС должен обеспечивать равномерную передачу усилия вне зависимости от угла, под которым находятся соединяемые валы.

Первый вариант таких шарниров запатентовал в 1923 году Карл Вайс: концы соединяемых валов представляли собой своеобразные вилки, между внутренними поверхностями которых находились шарики, передающие крутящий момент. Впоследствии патент на петли Weiss выкупила американская компания Bendix и стала выпускать их под маркой Bendix-Weiss. Такие петли и по сей день можно встретить, например, на автомобилях УАЗ 469 и легендарной шишиге ГАЗ-66. Однако наиболее удачная конструкция через три года после изобретения Вайса была предложена Альфредом Рзеппой — это был, по сути, знакомый нам шестишарнирный ШРУС, способный работать при углах до 40 градусов, компактный и прочный. Впервые шаровые опоры Рзеппы появились на серийных автомобилях в 1959 — сначала на знаменитом Austin/Morris Mini (петли поставляла компания Hardy Spicer Limited), а вскоре и на немецком DKW Junior F11 (Lohr & Bromkamp GmbH). (loadposition user20)

Шаровая опора равных угловых скоростей, самый распространенный вариант — ШРУС Rceppa

Этот ШРУС состоит из двух кулаков: внутреннего, соединенного с ведущим валом, и внешнего, соединенного с ведомым валом. Оба кулака имеют по шесть тороидальных канавок, расположенных в плоскостях, проходящих через оси валов. В канавках находятся шарики, положение которых задается сепаратором, взаимодействующим с валами через делительный рычаг. Один конец рычага поджат пружиной к гнезду внутреннего кулака, другой скользит в цилиндрическом отверстии ведомого вала. При изменении взаимного положения валов рычаг наклоняет и поворачивает сепаратор, который, в свою очередь, за счет изменения положения шариков обеспечивает их расположение в биссектрисе. В этом шарнире крутящий момент передается через все шесть шариков. Предельный угол между осями валов 35-38°.

Принцип работы шаровой опоры на картинке в начале статьи.
Тип петли:

Так выглядит граната

Кулачково-дисковый ШРУС — шарнир Путь.
Кулачково-дисковый шарнир равных угловых скоростей (шарнир Тракта) состоит из полуцилиндрических вилок, соединенных с ведомым и ведущим валами, и вставленных в них цилиндрических кулаков. В канавки кулаков входит диск, передающий крутящий момент от ведущей вилки к ведомой вилке. Максимальное значение угла между валами до 45°. Большая контактная поверхность деталей, воспринимающая усилия, и высокая несущая способность определяют их использование на большегрузных автомобилях.
Схема петли типа Тракт. такие петли используются в грузовых автомобилях и тяжелой технике из-за их высокой износостойкости.

(loadpositionuser20)

Ну а после теории — к практике.

Если ШРУС изготовлен качественно и без врожденных дефектов, то он прослужит долго. По сути, срок службы этого шарнира должен быть равен сроку службы самого автомобиля.

Выход из строя гранаты может в первую очередь способствовать

Разрыв защитного кожуха (пыльника). Грязь и песок, попадающие в смазку, быстро выведут механизм из строя.

Агрессивный городской стиль вождения. Это для тех, кто любит рвать с места с полностью вывернутым рулем. ШРУС рассчитан на большие нагрузки при нормальной колесной формуле. А если руль перевернуть, то шары находятся в крайних положениях и частые рывки с места при вывернутом руле могут постепенно вывести гранату из строя.

Признаки сломанного сустава.

Щелчки при движении, хруст. Особенно с вывернутым колесом. На скорости может доходить до гула — это не то что ступичный подшипник. Сколько проедет машина, неизвестно. ШРУС нужно менять целиком, ремонту он не подлежит. (loadposition user20)

Ученые наконец-то расшифровали таинственный линейный эламский шрифт?

Линейный эламит, система письма, используемая на территории современного Ирана, может раскрыть секреты малоизвестного царства, граничащего с Шумером

Эндрю Лоулер , ЖУРНАЛ SMITHSONIAN

За последнее столетие археологи обнаружили более 1600 протоэламитских надписей, но только около 43 на линейном эламском языке, широко разбросанных по Ирану. Иллюстрация Мейлана Солли / Фотографии из Викисклада, являющиеся общественным достоянием, Getty Images, Desset et al.

Один из самых трудных для взлома кодов — древняя система письма. Понимание египетских иероглифов потребовало счастливой находки Розеттского камня в 1799 году, который переводил демотический указ (язык повседневных древних египтян) на греческий язык и иероглифы. Тем не менее, французский ученый Жан-Франсуа Шампольон более двух десятилетий кропотливо трудился над тем, чтобы разобраться в странных египетских символах.

Сегодня лишь горстка тысячелетних рукописей остается нечитаемой. Благодаря группе европейских ученых во главе с французским археологом Франсуа Дессе удалось, наконец, расшифровать одну из последних загадок: линейный эламит, малоизвестную систему, использовавшуюся на территории нынешнего Ирана.

Если результаты верны — а это утверждение горячо обсуждается коллегами исследователей — то они могут пролить долгожданный свет на малоизвестное общество, которое процветало между древней Месопотамией и долиной реки Инд на заре цивилизации. Недавно опубликованный в журнале Zeitschrift für Assyriologie und vorderasiatische Archäologie анализ также может переписать эволюцию самого письма.

Розеттский камень

Ганс Хиллеваерт через Викисклад под CC BY-SA 4.0

В документе используются недавно изученные надписи из набора древних серебряных кубков , чтобы предложить метод чтения символов, составляющих линейный эламит, что потенциально прокладывает путь к пониманию малоизвестных текстов.

«Это одно из главных археологических открытий последних десятилетий», — говорит Массимо Видале, археолог из Падуанского университета, не участвовавший в исследованиях. «Это было основано на том же подходе, что и прорыв Шампольона — идентификация и фонетическое чтение имен королей».

Другие, однако, сохраняют осторожность, пока Дессет и его коллеги не опубликуют подробные переводы текстов.

Ранние системы письма

История начинается более 5000 лет назад в процветающем городе Сузы, на краю великой месопотамской равнины и на краю обширного иранского плато, возвышающегося на востоке. Сузы были центром городского общества, занимавшего большую часть территории современного юго-западного Ирана. Западные соседи города, шумеры, называли его жителей эламитами.

Элам был одним из первых в мире городов, которые использовали письменные символы для управления все более сложным обществом. Ранние эламиты торговали как с месопотамскими царствами на западе, так и с цивилизацией реки Инд, которая процветала на территории современной Индии и Пакистана. Они создали основу для более поздних персидских царств, включая династию Ахеменидов, которая в конечном итоге подчинила себе большую часть древнего Ближнего Востока.

Шумерам приписывают создание первой известной системы письма около 3100 г. до н. э. с использованием клиновидных знаков, сделанных на влажной глине, что дало письменности название клинопись (от латинского слова  cuneus или клин). Система использует как слоги, так и образы — логограммы — для записи речи. Сначала он был адаптирован для шумерского языка, а затем для аккадского и хеттского. Опираясь на тысячи раскопанных глиняных табличек, ученые 19 века расшифровали письменность, открыв подробности об экономике, религии и правительстве региона.

Чога Занбил, древний эламский комплекс в провинции Хузестан в Иране Мехди Зали. К. через Викисклад под CC BY-SA 4.0

Тем временем французские археологи, проводившие раскопки в Сузах на рубеже 20-го века, обнаружили доказательства существования системы письма, которая казалась почти такой же древней, как клинопись, но использовала другой набор символов. Система, по-видимому, вышла из употребления, поскольку писцы в Сузах — по причинам, которые остаются неясными — вместо этого обратились к клинописи для написания своего языка. Примерно через 800 лет закрепилась другая доморощенная система. Ученые назвали более раннюю систему протоэламитской, а вторую, которая, как полагали, выросла из первой, линейной эламской; предполагалось, что оба записывают эламский язык, о котором мало что известно.

За прошедшее столетие археологи обнаружили более 1600 протоэламских надписей, но только около 43 на линейном эламском, широко разбросанных по Ирану. Последний использовался спорадически и вышел из употребления с разрушением городских районов на Ближнем Востоке около 1800 г. до н.э. Этот пробел заполнили месопотамская клинопись, а позднее греческий алфавит и другие виды письменности.

Ученые долго пытались взломать код двух систем. Некоторые эксперты утверждают, что линейный эламит не имеет отношения к более раннему письму, учитывая их разделение во времени, в то время как другие считают, что протоэламитский язык послужил основой для более позднего письма.

Перфорированный камень с надписями на линейном эламите из коллекции Лувра Общественное достояние через Wikimedia Commons

Расшифровка линейного эламита

Входит Дессет, французский археолог из Тегеранского университета. В 2015 году он получил доступ к частной лондонской коллекции необычных серебряных сосудов с множеством надписей как клинописью, так и линейным эламитом.   Раскопаны в 19 в.20 и проданы западным дилерам, поэтому их происхождение и подлинность были поставлены под сомнение. Однако металлургический анализ сосудов показал, что это были скорее древние, чем современные подделки.

Что касается их происхождения, Дессет подозревала, что они произошли с царского кладбища в сотнях миль к юго-востоку от Сузы, датируемого примерно 2000 г. до н. э. — как раз в то время, когда линейный эламит использовался. Согласно исследованию, сложные кубки представляют собой «старейшие и наиболее полные образцы эламских царских надписей клинописью». Они принадлежали разным правителям из двух династий.

Сопоставление надписей на сосудах сделало его «джекпотом» для расшифровки линейного эламского письма, говорит Дессет. Некоторые имена собственные, написанные клинописью, теперь можно было сравнить с символами линейного эламита, включая имена известных эламских царей, таких как Шилхаха. Отслеживая повторяющиеся символы, которые, вероятно, были именами собственными, Дессет смог понять смысл письма, состоящего из набора геометрических фигур. Он также перевел такие глаголы, как «дал» и «сделал».

Сетка из 72 расшифрованных альфа-слоговых знаков, на которых основана система транслитерации линейного эламита. Для каждого знака показаны наиболее распространенные графические варианты. Синие знаки засвидетельствованы на юго-западе Ирана, красные — на юго-востоке Ирана. Черные знаки являются общими для обеих областей. Ф. Дессет

После дальнейшего анализа Дессет и его соавторы заявили, что могут прочитать 72 линейных эламитских символа, или более 96 процентов известных. «Даже если заявление о полной расшифровке пока невозможно, в основном из-за ограниченного количества надписей, это… не очень далеко», — пишут авторы в своей статье.

Манфред Креберник, эксперт по ближневосточным исследованиям Йенского университета в Германии, считает версию Дессет «в основном убедительной». Мэтью Столпер, ассириолог из Чикагского университета, говорит: «Аргумент ясен, последователен и правдоподобен». Петр Штайнкеллер, ассириолог из Гарвардского университета, «полностью убежден» в расшифровке, которую он называет «крупным достижением». Никто не участвовал в исследовании.

Остается тяжелая работа по переводу отдельных текстов. Часть проблемы заключается в том, что эламский язык, на котором, возможно, говорили в этом регионе более 3000 лет, не имеет известных родственников, что затрудняет определение того, какие звуки могут представлять символы. «Переводы в некоторых случаях остаются проблематичными», — признают авторы.

Переписать письмо?

Некоторые другие утверждения Дессет оказались более спорными.

Системы письма используют ряд методов для выражения устной речи. Английский язык, например, использует латинские буквы для обозначения определенных звуков, в то время как китайский язык основан на изображениях или логограммах с определенным значением.

Линейные эламские надписи на серебряном сосуде Дессет / Иран , 2018

В клинописи и иероглифах используются символы, обозначающие как звуки, так и логограммы. Но Дессет утверждает, что линейный эламский подход больше похож на современный алфавит. Он заключает, что сценарий основан исключительно на слогах, что делает его старейшей из известных систем письма для этого. «Если недавняя дешифровка верна во всех деталях, — отмечает Креберник, — система действительно будет новаторской и похожей на более позднее создание алфавита». Считается, что первый полностью сформированный фонетический алфавит стал использоваться финикийскими торговцами около 1100 г. до н. э.

Дессе говорит, что его данные убедительно свидетельствуют о том, что протоэламит является предшественником линейного эламита, как впервые заявили французские эксперты в начале 20-го века. Эта теория почти не поддерживается такими учеными, как Джейкоб Даль из Оксфордского университета и Кэтрин Келли из Университета Торонто. Они утверждают, что протоэламский, вероятно, представляет собой смесь слогов и логограмм, и подчеркивают 800-летний разрыв между двумя системами письма.

Аккадская/клинопись и эламская/линейная эламская надпись царя Пузур-Сушинака из коллекций Лувра Общественное достояние через Wikimedia Commons

Другим спорным заявлением Дессета является его утверждение о том, что протоэламитская и шумерская клинопись одновременны, аргумент, основанный в значительной степени на различных интерпретациях органических материалов, датированных радиоуглеродом, обнаруженных рядом с надписями. Некоторые ученые утверждают, что протоэламские таблички датируются немного позже, чем ранняя клинопись, в то время как Дессет считает, что на самом деле они являются родственными письмами.

Он отмечает, что протоэламитские находки на иранском городище Тал-э-Мальян относятся к тому же периоду — около 3200 г. до н. э. — что и самый ранний протоклинописный текст. Это означало бы, что две разные системы возникли одновременно в соседних обществах — интригующая теория, которая, по мнению ученых, может предложить новый способ прочтения эволюции письма.

Дессет и его соавторы надеются, что дальнейшие раскопки в Иране помогут заполнить пробелы между исчезновением протоэламита и появлением линейного эламита, обеспечивая лучшее понимание взаимосвязи систем письма. Тем временем он взял на себя трудную задачу расшифровки линейных эламитских текстов на основе нового метода. Затем он говорит, что намерен заняться следующей вершиной дешифровальщиков древних систем письма: протоэламской.

Эндрю Лоулер | ПОДРОБНЕЕ

Эндрю Лоулер — автор книги « Под Иерусалимом: Погребенная история самого оспариваемого города в мире». Он также является автором The Secret Token: Myth, Obsession , и Search for the Lost Colony of Roanoke . Веб-сайт: andrewlawler.com

В Месопотамии, Центрально-Азиатско-Иранское нагорье

15 секретов, которые Ватикан не хочет, чтобы вы знали!

Древний город, построенный богами, Затерянный город Сигирия!

Самые ИЗОЛИРОВАННЫЕ города в мире!

Артефакты, подтверждающие существование высокоразвитых цивилизаций прошлого

Дьявольская история варварской работорговли

Первая известная карта ночного неба, спрятанная в средневековом пергаменте

10 самых загадочных затерянных городов!

10 секретов, которые Ватикан не хочет, чтобы вы знали!

12 самых удивительных древних археологических находок

Утерянные карты 500-летней давности показывают реки посреди пустыни Сахара!

Изучение столицы всех городов-призраков

Необычные подводные открытия, которые научили нас кое-чему интересному

Первый взгляд внутрь разрушенной пирамиды Усеркафа

То, что они обнаружили в пещере, потрясло весь мир

Прежде чем бесследно исчезнуть, этот исследователь нашел затерянный город!

12 самых древних и заброшенных технологий, которые реально существуют

Откройте для себя секреты Великой китайской стены | Древний Китай с высоты

Гранитные ключи к пирамидам, скрытым у всех на виду.

12 самых загадочных археологических артефактов, которые ученые до сих пор не могут объяснить

12 удивительных сокровищ, найденных за последнее время

Виртуальная реконструкция Египта: как выглядели пирамиды 4500 лет назад?

Доказательства древних высоких технологий

Увлекательные тайны, сокрытые в горах

Ученые только что обнаружили эту 3500-летнюю коробку рядом с пирамидами, которая содержала этот секрет

Что подо льдом в Антарктиде?

1001 Тайны Ломаной пирамиды

10 мифических мест, которые существуют на самом деле!

Никто не знает, кто построил эти сооружения

Странные тайны древнеегипетского сфинкса

12 самых невероятных находок в Египте, которые пугают ученых

Как сажать кустарники: пошаговое руководство

Посадить один из наших кустов, выращенных в контейнерах, можно быстро и легко! Вот лучший способ сделать это.

Необходимое время: 30-60 минут плюс полив

Материалы: Кустарник Proven Winners ColorChoice, лопата, шланг, мульча.

Выберите место, подходящее для приобретенного вами растения:

Освещение:  На черной полосе на лицевой стороне наших ярлыков есть значки, указывающие на потребности растения в свете: полное солнце означает не менее шести часов яркий, непрерывный свет, частичное солнце/полутень означает 3-6 часов солнца или фильтрованного солнца в течение дня, а тень – это практически полное отсутствие солнца.

Почва: большинство кустарников приспосабливаются к широкому спектру почв, если они хорошо дренированы. Глинистые почвы и каменистые почвы чаще имеют проблемы с дренажем, чем песчаные или суглинистые почвы. Чтобы проверить дренаж в том месте, где вы хотите посадить, выкопайте яму, следуя приведенным ниже инструкциям, и наполните ее водой. Вернитесь к яме через два часа: если стоячей воды нет, ваша почва хорошо дренирована. Если вода все еще остается, это указывает на плохой дренаж и только на кустарники, которые переносят влажную почву, такие как Little Henry ® Itea , Sugar Shack для посадки здесь подходят пуговица, летний сладкий и кизиловый.

Как только вы нашли подходящее место для выбранного вами куста, наступает время посадки.

Подготовьте площадку:

1. Сгребите опавшие листья или существующую мульчу с участка, который вы собираетесь сажать.

2. Выкопайте яму вдвое шире и глубже контейнера. Во время копания ссыпайте землю по периметру ямы как минимум в двух разных местах. Это облегчает засыпку куста после посадки. См. фото справа.

3. Когда отверстие будет выглядеть примерно так, с помощью рукоятки лопаты измерьте глубину отверстия и сравните ее с глубиной контейнера, как показано здесь:

куст из контейнера, энергично постукивая по стенкам и дну горшка, чтобы ослабить его, и осторожно выдвиньте растение. Не тяните и не дергайте шток(и). Кроме того, горшок можно отрезать от корневого кома ручным секатором.

Посадите куст:

1. Поместите растение в яму, чтобы проверить глубину. Верх корневого кома должен быть на одном уровне или немного выше поверхности почвы. Если он слишком высокий, удалите растение и выкопайте еще немного. Если она слишком низкая, насыпьте немного почвы вокруг отверстия. Проверьте еще раз и повторите, если необходимо, чтобы достичь нужной глубины.

2. Поместите растение в лунку и отойдите назад. Направлена ​​ли его лучшая сторона в сторону, с которой обычно просматривается куст? Вращайте растение в лунке, пока не будете довольны тем, как оно выглядит.

3.  После того, как вы выбрали наиболее привлекательную сторону своего растения, руками немного «обработайте» корневой ком . Идея состоит в том, чтобы освободить их от жесткой формы, в которую их придал контейнер. Размотайте все большие, деревянистые корни и аккуратно отделите маленькие корни от почвы. Это поможет растению легче и быстрее прижиться, поэтому не забывайте об этом важном шаге.

4. Обратная засыпка только вынутым грунтом. По мере засыпки слегка уплотняйте почву вокруг корней, чтобы устранить воздушные карманы, продолжая, пока не дойдете до верхней части корневого кома, который должен быть покрыт примерно ½ дюйма (1,27 см) почвы.

Важно: Мы не рекомендуем ничего добавлять в лунку или вносить изменения в почву при посадке. Торфяной мох, компост, садовая земля, горшечная смесь и другие продукты могут вызвать проблемы с дренажем, из-за чего вашему кустарнику будет трудно прижиться.

Вода и мульча:

1. Полейте свой новый куст, тщательно пропитав корневой ком и окружающую почву.

Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *