Проверка аккумулятора автомобиля
Периодичность проверки состояния аккумулятора автомобиля — раз в 10.000 км пробега (можно приурочить к периоду замены моторного масла).
Либо при появлении тревожных сигналов о ее неисправности (стартер крутит с трудом, загорается лампа разряда на панели, тускнеет свет фар и пр).
Проверка аккумулятора (АКБ) автомобиля
Проверку проводим по нескольким направлениям.
1. Проверка внешнего вида аккумулятора.
Снимаем аккумуляторную батарею с автомобиля и визуально осматриваем ее. На корпусе АКБ не должно быть повреждений (сколов, трещин). Грязь, замасливание поверхности, течь электролита так же недопустимы. Выводы АКБ должны быть чистыми, без окисления. Выворачиваем пробки с заливных отверстий банок аккумулятора и смотрим внешний вид электролита. Недопустимо его сильное помутнение и загрязнение. См. «Как и для чего нужно очищать аккумуляторную батарею?».
Газоотводные каналы в пробках банок АКБ должны быть чистыми2.
Проверка уровня электролита в банках аккумуляторной батареи.Низкий уровень электролита в аккумуляторе автомобиля — показатель его недозаряда (уровень упал), либо перезаряда (аккумулятор выкипел), либо запущенного технического состояния при котором уже давно пора доливать дистиллированную воду, а все что-то ни как . В любом случае нужно проверить уровень электролита.
После стоянки автомобиля на исправном аккумуляторе уровень электролита должен находится посередине между метками MIN и MAX, нанесенных на его корпусе. Определяется визуально, на снятой с автомобиля АКБ.
Подробно о определении уровня электролита в аккумуляторе и диагностике неисправностей АКБ и электрооборудования автомобиля по его высоте: «Проверка уровня электролита в аккумуляторной батарее автомобиля».
3. Проверяем степень заряженности аккумулятора.
При помощи вольтметра
Снимаем клеммы проводов с выводов аккумулятора. Присоединяем щупы мультиметра в режиме вольтметра к выводам АКБ. Смотрим показания. Если аккумулятор заряжен на 100 процентов, напряжение на выводах составляет 12,7-13 В, 12,5 — 75 процентов, 12,3 В — 50 процентов, 12,1 В — 25 процентов, 11,8 В — 0 процентов.
Можно определить по глазку на аккумуляторе (зеленый-заряжен), но такое определение не всегда точное, так как глазок зеленеет уже при 60-65 процентах заряда АКБ.
При помощи ареометра
Опускаем ареометр в банку. Его «грушей» набираем электролит. По высоте всплытия поплавка и таблице расчета плотности определяем плотность электролита и степень заряда-разряда АКБ. Подробнее: «Определение плотности электролита аккумулятора при помощи ареометра».
При помощи нагрузочной вилки
Подключаем щуп нагрузочного устройства (пробника) на «минусовой» вывод АКБ, а его само на «плюсовой» вывод. Измеряем напряжение на выводах АКБ под нагрузкой в течение пяти секунд. 10,2 В — норма, 9,6 В — 75 процентов зарядки, 9 В — 50 процентов, 8,4 В — 25 процентов, 7,8 В — 0 процентов. Подробнее: «Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой (пробником)».
4. Проверяем АКБ на короткое замыкание в банках.
При вывернутых пробках подключаем к выводам АКБ зарядное устройство (ток зарядки минимальный) и слушаем как будет вести себя электролит. Если закипит практически сразу, скорее всего пластины в банках осыпались и замкнулись. Такой аккумулятор подлежит замене.
Если в результате проверки установлено, что аккумулятор исправен, но не полностью заряжен, снизился уровень электролита, проводим его зарядку и техническое обслуживание. См. «Обслуживание автомобильного аккумулятора».
Примечания и дополнения
— В настоящее время на большинстве автомобильных АКБ оборудованы устройством для сбора испаряющейся воды, поэтому проблема падения уровня электролита в АКБ не так актуальна. Но в любом случае периодически проверять его нужно, особенно при эксплуатации автомобиля при высокой температуре окружающей среды.
Еще статьи по автомобильной аккумуляторной батарее
— Аккумулятор автомобилей ВАЗ
— Контрольная лампа разрядки горит после пуска двигателя
— Кипит аккумулятор, почему?
— Прикуриваем севший автомобильный аккумулятор
— Как определить утечку тока?
Подписывайтесь на нас!
Уровень электролита в автомобильном аккумуляторе: какой должен быть, как проверить?
От качества электролита сильно зависит долговечность и основные параметры аккумулятора. Поэтому если вы хотите, чтобы батарея служила вам верой и правдой не один год, предлагаем ознакомиться с основными нюансами ее обслуживания.
1 Почему электролит важен для аккумулятора?
Электролит – это раствор серной кислоты (Н2SO4) в воде, который способен накапливать и раздавать электрическую энергию в результате происходящих в нем химических реакций. Крайне важно, чтобы уровень этого раствора в (АКБ) находился в пределах нормы. Дело в том, что излишек жидкости приводит к окислению клемм, а это может стать причиной выхода из строя всей бортовой электроники.
В процессе эксплуатации АКБ жидкость испаряется
Похожие статьи
Если же уровень электролита меньше положенной нормы, происходит пересыхание внутренних пластин и повышение плотности кислоты. В результате пластины начинают разрушаться, и АКБ окончательно выходит из строя. В таких случаях говорят: «В аккумуляторе «посыпались банки». Поэтому в интересах каждого автовладельца следить за уровнем электролита и поддерживать его на определенном уровне.
2 Проверка количества электролита в батарее
Аккумулятор, казалось бы, представляет собой замкнутую емкость, поэтому уровень жидкости в ней не должен изменяться. На практике же в процессе эксплуатации АКБ вода испаряется. Причем скорость уменьшения жидкости зависит от нескольких моментов:
- условий эксплуатации авто – перепады температур, часто включение и выключение зажигания, длительные поездки по трассе приводят к ускоренному испарению воды;
- исправности электрической системы – если имеются проблемы с электрикой, увеличивается нагрузка на АКБ. Особенно негативно на состоянии батареи сказываются проблемы с генератором.
На аккумулятор оказывает влияние и манера вождения автомобиля, и некоторые другие факторы. При их сочетании уровень жидкости может упасть до критического в течение одного месяца. Но как его контролировать?
Проверка уровня может быть выполнена несколькими способами. Чаще всего корпус АКБ выполняют из полупрозрачного пластика и наносят метки «Min» и «Max». Соответственно, уровень раствора хорошо виден на глаз, особенно если поднять аккумулятор перед собой в солнечный день или в хорошо освещенном помещении.
Если пластик не просвечивается или на батарее отсутствуют метки, проверить уровень можно при помощи стеклянной трубки. Для этого нужно открутить пробку аккумулятора, затем опустить трубку до упора и закрыть верхнее отверстие пальцем. После этого надо вытащить трубку и замерить высоту столбика жидкости. Минимально допустимое значение составляет 12 мм, а максимальное – 15 мм. Подобным образом необходимо проверить уровень жидкости в каждой банке.
В современных дорогих моделях АКБ имеется специальный датчик уровня жидкости, так называемый «магический глаз». Чтобы проверить уровень, нужно аккуратно по нему постучать, после чего проявится определенный цвет. Каждый цвет имеет свое значение:
- зеленый – аккумулятор в норме;
- белый – уровень заряда меньше нормы, т.е. батарею нужно зарядить;
- красный – необходимо долить жидкость.
Надо сказать, что «магический глаз» не точно диагностирует состояние АКБ, поэтому желательно произвести дополнительную проверку.
3 Корректируем количество электролита
Если проверка показала, что уровень жидкости в банках низкий, его необходимо увеличить, путем доливки воды. Имейте в виду, что в аккумулятор можно заливать исключительно дистиллированную воду. Если вы зальете воду из-под крана, то АКБ разрядится полностью или вообще выйдет из строя, так как кислота вступит в реакцию с компонентами, которые имеются в водопроводной воде.
Температура дистиллированной воды, доливаемой в банку, должна быть в пределах 15-25 градусов.
Если уровень кислотного раствора превышает норму, его необходимо откачать. Для этих целей можно использовать шприц или спринцовку. После доливки жидкости желательно замерить уровень заряда. Если заряд низкий, АКБ нужно поставить заряжаться в течение нескольких часов.
4 Что еще нужно знать об электролите?
Важным параметром электролита является его плотность. Серная кислота сама по себе достаточно плотное вещество – этот параметр составляет 1,84 г/см³. Что касается плотности водяного раствора в аккумуляторе, показатель должен находиться в пределах 1,27–1,28 г/см³. Если плотность электролита в аккумуляторе будет отличаться от положенной, долговечность АКБ сильно снизится и изменятся основные параметры.
Если вы зальете воду из-под крана, то АКБ разрядится полностью или вообще выйдет из строя, так как кислота вступит в реакцию с компонентами, которые имеются в водопроводной воде.
Среди автомобилистов «советской закалки» бытуем мнение, что зимой плотность электролита должна быть выше, чем летом. В действительности же в современные аккумуляторы и зимой, и летом заливают кислотный раствор плотностью 1,27 г/см³. При такой плотности жидкость начинает замерзать при температуре -60 градусов.
Для проверки плотности применяют специальный прибор, который называется ареометром. Он представляет собой стеклянную трубку со шкалой, внутри которой расположен поплавок. С одной стороны трубки расположена резиновая груша, которая позволяет набирать в трубку жидкость. После забора электролита поплавок свободно перемещается вдоль трубки и показывает уровень плотности.
При проверке плотности соблюдайте два правила:
- после доливки дистиллированной воды нельзя сразу проверять плотность. Должно пройти некоторое время, чтобы вода хорошо перемешалась с водой. Обычно для этого требуется 3-4 часа;
- измеряйте и корректируйте плотность после полной зарядки АКБ.
Для проверки плотности применяют специальный прибор, который называется ареометром
Если ареометр показал, что плотность слишком низкая, следует долить специальный корректирующий электролит, плотность которого составляет 1,4 г/см³. Корректирующий электролит можно купить или сделать самостоятельно, смешав серную кислоту с дистиллированной водой. Единственное, работайте с кислотой очень осторожно, соблюдая все правила техники безопасности. Причем заниматься этим лучше на улице, но не в домашних условиях. Учтите, что в процессе смешивания кислоты с дистиллированной водой выделяется тепло.
Ни в коем случае не заливайте серную кислоту прямо в аккумулятор, так как жидкость может закипеть и АКБ выйдет из строя.
Если оказалось, что плотность электролита выше положенного значения, слейте с банок небольшое количество раствора в специальную емкость и добавьте дистиллированную воду. Так как концентрация серной кислоты в электролите достаточно высокая, работать с жидкостью необходимо тоже очень осторожно.
5 Восстанавливаем старый аккумулятор новым электролитом
Если вы заметили, что АКБ стал быстро разряжаться, при этом электрика в автомобиле в полном порядке, скорее всего батарея выходит из строя. Но не спешите отправляться в автомагазин за покупкой нового аккумулятора. Как правило, замена раствора позволяет исправить ситуацию.
Прежде чем поменять жидкость, подкорректируйте плотность нового электролита, чтобы она составляла 1,28 г/см³
Надо сказать, что заменить электролит имеет смысл и в других некоторых случаях:
- АКБ длительное время не использовался;
- жидкость стала мутной. Имейте в виду, что серый оттенок раствора может свидетельствовать о том, что АКБ нужно зарядить. После полноценной зарядки первоначальная прозрачность жидкости возвращается.
Прежде чем поменять жидкость, подкорректируйте плотность нового электролита, чтобы она составляла 1,28 г/см³. Старый кислотный раствор полностью слейте и залейте дистиллированную воду. Затем аккумулятор нужно интенсивно потрясти и слить с него воду. Повторяйте процедуру до тех пор, пока вместе с водой не выйдет вся угольная крошка.
Перед заливкой в электролит желательно добавить специальную присадку, удаляющую сульфат с электродов. Затем залейте жидкость в горловины банок. Делайте это потихоньку, при помощи воронки с узким горлышком. Чтобы присадка полностью растворилась, аккумулятор нужно оставить на 48 часов. После этого необходимо поставить его на зарядку под током 0,1 А. Зарядка должна осуществляться циклично, т.е. по схеме зарядка/разрядка, пока не восстановится плотность электролита. В итоге напряжение на клеммах должно составлять 14-15 В.
По достижении этого напряжения зарядный ток следует уменьшить в два раза и заряжать батарею еще на протяжении двух часов. Если плотность не меняется, зарядку надо прекратить и разрядить АКБ до напряжения 10 В с применением тока 0,5 А.
Затем следует рассчитать емкость батареи по формуле T = 1,4 C/I, где:
- T – время разрядки;
- I – разрядный ток;
- С – емкость АКБ.
Если оказалось, что емкость составляет менее 4 ампер/часов, цикл заряда необходимо повторить, чтобы повысить показатель емкости. Если вы произведете вышеописанную процедуру правильно, о покупке нового аккумулятора на некоторое время можно будет забыть.
Как тестировать герметичные батареи
от Arthur Barnhouse
Герметичная батарея, также известная как необслуживаемая батарея, работает так же, как и традиционная батарея с жидким электролитом или негерметичная батарея. Как и негерметичный аккумулятор, герметичный автомобильный аккумулятор все еще содержит электролиты. Однако вы не можете пополнить герметичный аккумулятор жидкостями для пополнения уровня электролита. Поскольку он герметичен, вы также не можете проверить этот тип батареи с помощью ареометра. Скорее, потребуется цифровой вольтметр, который можно купить всего за 20 долларов.
Шаг 1
Снимите крышки клемм любого типа с герметичной батареи. Вы должны иметь доступ как к отрицательным, так и к положительным клеммам. Также проверьте свой вольтметр, чтобы убедиться, что он настроен на шкалу мощности постоянного тока и 12 вольт.
Шаг 2
Подсоедините выводы цифрового вольтметра к герметичной батарее. Положительный провод должен быть надежно подключен к положительной клемме, а отрицательный провод надежно прикреплен к отрицательной клемме.
Шаг 3
Наблюдайте за показаниями напряжения, отображаемыми на цифровом вольтметре. Если ваша герметичная батарея полностью заряжена, показание должно быть примерно 12,8 или 12,9.вольт. Чрезвычайно низкое значение, например от 10,0 до 11,0, может указывать на короткое замыкание ячейки. В этом случае, вероятно, потребуется новая батарея. Показание в диапазоне от 11,0 до 12,0 означает, что батарея разряжена и нуждается в подзарядке.
Шаг 4
При необходимости зарядите герметичный аккумулятор. Используйте 12-вольтовое зарядное устройство, настроенное на низкую силу тока, для медленной зарядки аккумулятора. В зависимости от степени разрядки аккумулятора время полной зарядки может составлять от нескольких часов до целого дня. Часто проверяйте зарядное устройство, чтобы убедиться, что батарея заряжается правильно.
Шаг 5
Включите фары автомобиля примерно на пять минут после полной зарядки аккумулятора. Затем выключите свет и подождите около 10 минут. Это удалит поверхностный заряд, который может повлиять на точность теста. Если герметичный аккумулятор был снят с автомобиля, дайте аккумулятору отдохнуть от двух до восьми часов, чтобы снять поверхностный заряд.
Шаг 6
Повторно проверьте герметичную батарею, подключив цифровой вольтметр так же, как и раньше. Если показания снова становятся низкими, герметичная батарея не способна удерживать заряд и нуждается в замене.
Ссылки
- BatteryStuff.com: Учебное пособие по батареям
- Batteryfaq.org: Как проверить батарею?
- 2 Автомобильные профи: как проверить автомобильный аккумулятор?
Наконечники
- Автомобиль не может работать во время теста. Кроме того, все электрические аксессуары или функции должны быть выключены. Если переключатель оставить включенным, он будет разряжать батарею и искажать показания вольтметра.
- Если вы заметили, что клеммы загрязнены или покрыты коррозией до начала проверки, потрите их смесью воды и пищевой соды. Затем промойте их чистой водой.
- Если срок службы герметичной батареи превышает пять лет, и она постоянно разряжается, скорее всего, потребуется замена батареи.
Вещи, которые вам понадобятся
- Цифровой вольтметр
- Зарядное устройство (при необходимости)
- Защитные очки
Предупреждения
- В связи с выпуском газообразный водород через любую возможную трещину в корпусе батареи может произойти взрыв. Держите аккумулятор вдали от пламени или сильного нагрева. Наденьте защитные очки в качестве меры предосторожности.
Биография писателя
Артур Барнхаус написал множество рассказов, размещал контент на различных веб-сайтах и был приглашенным докладчиком на университетском симпозиуме по творческому письму. Он начал писать в 2002 году и получил степень бакалавра искусств по английской литературе в Университете Питтсбурга. Барнхаус много раз ездил по Соединенным Штатам и опирается на свой опыт путешествий в своих произведениях.
Еще статьи
Как проверить уровень воды в аккумуляторе
Дэн Феррелл
Jupiterimages/Photos.com/Getty Images
Аккумуляторная батарея вашего автомобиля используется для хранения и выработки электроэнергии для работы различных электрических систем. Вода или электролит внутри батареи помогает в электрохимической реакции сохранять эту энергию в пластинах батареи. Таким образом, в рамках графика технического обслуживания автомобильного аккумулятора вы должны периодически проверять уровень воды в аккумуляторе, чтобы обеспечить правильную работу аккумулятора и производительность двигателя. Проверить аккумулятор без специальных инструментов и при необходимости довести воду до нужного уровня можно за несколько минут в домашних условиях.
Шаг 1
Приготовьте раствор из одной столовой ложки пищевой соды и примерно восьми унций теплой воды, используя пенопластовую чашку.
Шаг 2
Откройте капот автомобиля и наденьте латексные перчатки и защитные очки, чтобы аккумуляторная кислота не попала на руки и в глаза во время процедуры проверки.
Шаг 3
Нанесите раствор на верхнюю часть аккумулятора с помощью мягкой щетки, чтобы удалить пыль, жир и остатки кислоты. Протрите аккумулятор бумажным полотенцем. Очистка аккумулятора предотвратит загрязнение воды внутри аккумулятора во время осмотра и нейтрализует остатки кислоты.
Шаг 4
Подденьте вентиляционные заглушки в верхней части аккумулятора с помощью стандартной отвертки и осторожно вытрите всю грязь вокруг заливных отверстий аккумулятора чистым бумажным полотенцем.
Шаг 5
Посмотрите через заливные отверстия аккумулятора и убедитесь, что уровень воды покрывает верхнюю часть пластин аккумулятора и сепараторов. При необходимости используйте фонарик, чтобы увидеть фактический уровень воды. Если в вашей батарее есть заливные кольца, которые в основном являются продолжением стенок заливных отверстий и используются в качестве индикатора уровня, убедитесь, что уровень воды достигает нижней части заливных колец.
Этап 6
Добавьте дистиллированную воду в каждое заливное отверстие элемента или батареи, чтобы покрыть верхнюю часть пластин и сепараторов батареи или, при необходимости, довести уровень до нижней части заливных колец.