Сравнение основных характеристик поликлинового ремня и клинового

Кинематика ременных передач
Ведомая ветвь
Передаточное
отношение
u 1 2 n1n2
Окружные
скорости
шкивов
| V | D |
| n D |
| ||
|
| 1 1 | 2 |
| 1 1 | 60 | |
Ведущая ветвь | 1 |
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
| |
V2 2 D2 2 n2 D2 60

Геометрические характеристики ременных передач
Основные геометрические характеристики
Диаметры шкивов,
D1, D2 d1,d2
Межосевое расстояние, а
Расчетная длина ремня, Lр
Угол обхваташкиве,на малом
•Длина ремня определяется как сумма длин дуг шкивов на углах обхвата и длин прямолинейных
участков ремня
Клинового и поликлинового lp 2a d1 d2 / 2 d2 d1 2 4a
Принимается стандартное значение длины по таблице

Силы и напряжения в ремнях
Окружная сила на шкивах
Из условий равновесияF F | F | F | ||
ремня при передаче Т: t | тр | 1 |
| 2 |
Соотношение | F1 | F2e | f | |
натяжений ветвей |
| |||
ремня:
Нагрузочная способность ременной передачи понижается в результате действия центробежных сил, которые уменьшают силы
нормального давления ремня на шкив и, следовательно, понижают максимальную силу трения, одновременно увеличивая натяжение ветвей
F2 F0 Ft 2

•Предварительное напряжение в ремне от предварительного натяжения:
0 F0 A
•Отношение окружного усилия к площади поперечного сечения
ремня называется полезным напряжением | A |
|
| |
П | Ft | 0 П | 2 | |
Напряжения в ветвях ремня от рабочей |
| 1 | ||
• |
|
|
|
|
нагрузки: |
| 2 | 0 П | 2 |
|
| |||
Допускаемое полезное напряжение* при к
П 2 к 0
* полезное напряжение соответствует определенным условиям испытания:
1 1800 ; 10 м/с; передача открытая горизонтальная; нагрузка равномерная, спокойная
Условие работоспособности:
П Ft A 2F0 k A 2 k 0 П р
Расчетное допускаемое полезное напряжение в ремне с учетом фактических параметров передачи и условий ее работы:
П р П С СV С / С р
С ,СV ,С ,С р — коэффициенты, учитывающие влияние соответственно угла обхвата ремнем малого шкива, скорости ремня, угла наклона передачи, характера
нагрузки на тяговую способность ремня
Расчет клиноременных ременных передач по тяговой способности
Требуемое количество | z | Ft | |||
ремней |
|
| |||
A П р Сz | |||||
|
|
| |||
Cz | — коэффициент, учитывающий неравномерность | ||||
| распределения нагрузки между ремнями в комплекте | ||||
| 0,85…1 |
|
|
| |
| z |
| P1C p |
|
|
| |||
| P C |
| C | K | C | L | |||
| 0 |
|
|
| |||||
P | — мощность на ведущем шкиве, кВт | ||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
P | — мощность, передаваемая одним ремнем, | ||||||||
0 | кВт |
|
|
|
|
|
|
| |
C ,CK ,CL ,C p | — коэффициенты, учитывающие влияние | ||||||||
| соответственно угла обхвата ремнем малого | ||||||||
шкива, числа ремней в передаче, длины ремня,
динамической нагрузки и режима работы
studfiles.net
Материалы и конструкции ремней.
Приводной ремень должен обладать определенной тяговой способностью (способностью передавать заданную нагрузку без буксования) и достаточной долговечностью. Тяговая способность ремня обеспечивается надежным сцеплением его со шкивами, что обусловливается высоким коэффициентом трения между ними. Долговечность ремня зависит от возникающих в нем напряжений изгиба и частоты циклов нагружений — числа пробегов ремня в единицу времени. Пользуясь приведенными ниже рекомендациями, можно обеспечить требуемую долговечность ремня.
Плоский ремень.
По материалу и конструкции различают несколько типов ремней. К стандартным плоским ремням относятся:
- резинотканевые (ГОСТ 23831 — 79),
- кожаные (ГОСТ 18679 —73),
- хлопчатобумажные цельнотканевые (ГОСТ 6982-75)
- шерстяные (ОСГ/НКТМ 3167).
Резинотканевые ремни.
Резинотканевые ремни — самые распространенные. Они бывают двух видов: общего назначения и морозостойкие. Ремни общего назначения предназначены для работы в интервале температур от —25 до +60°С, а морозостойкие — в интервале от —45 до + 60 °С. Резинотканевые ремни состоят из тканевого каркаса нарезной конструкции и резиновых прослоек между тканевыми прокладками. Каркас ремней изготовляют из хлопчатобумажных тканей или тканей из комбинированных нитей (полиэфирных и хлопчатобумажных волокон), или тканей из синтетических нитей. Некоторые ремни изготовляются без резиновых прослоек.
Ремни общего назначения и морозостойкие изготовляют как с наружными резиновыми прокладками (одной или двумя), так и без резиновых обкладок. Ткань прокладок обеспечивает ремням требуемую прочность и долговечность, а резина служит связующим веществом ремня, предохраняет ткань от повреждений, повышает коэффициент трения между ремнем и шкивами. Ремни изготовляют конечными. Ширина ремней 20… 1200 мм, число прокладок 3…6 толщиной 1,25.-1,5 мм каждая. Соединение конечных ремней выполняют склеиванием, сшивкой или металлическим скреплением.
Кожаные ремни.
Кожаные ремни делают из отдельных полос кожи путем их склеивания специальным клеем или сшивки сыромятными ремешками (жильными струнами диаметром 1,5…3.5 мм). Стандартные кожаные ремни изготовляют конечными шириной 20…300 мм и толщиной 3…10 мм. Предназначены для передачи малых и средних мощностей.
Обладают хорошей тяговой способностью, прочны и с точки зрения надежности и долговечности предпочтительнее других, в особенности при работе в условиях переменных и ударных нагрузок. Они имеют износоустойчивые кромки и могут работать при скорости до 45 м/с. Однако из-за высокой стоимости их применяют редко. Кожаные ремни совершенно не пригодны для работы в сырых и насыщенных парами кислот и щелочей помещениях, так как они быстро портятся и выходят из строя.
Хлопчатобумажные цельнотканые ремни.
Хлопчатобумажные цельнотканые ремни изготовляют (ткут) из хлопчатобумажной пряжи в несколько переплетающихся слоев обычно конечными шириной 30…250 мм, толщиной 4,5…8,5 мм (соответственно числу слоев 4…8). Для предохранения от атмосферных влияний, увеличения прочности и долговечности, а также уменьшения усадки в свободном состоянии их пропитывают специальным составом из озокерита (горного воска) и битума. Хлопчатобумажные ремни самые дешевые, но по нагрузочной способности и долговечности уступают прорезиненным и кожаным ремням, и поэтому их применяют преимущественно для передачи небольших мощностей при скорости до 25 м/с. Для работы в сырых помещениях или при температуре свыше 50 °С, а также при опасности воздействия паров кислот хлопчатобумажные ремни не применяют.
Шерстяные ремни.
Шерстяные ремни выполняют (ткут) в несколько слоев из шерстяных и хлопчатобумажных нитей, пропитывают составом из олифы, порошкового мела и железного сурика. Они менее чувствительны к воздействию повышенной температуры, влажности, паров кислот и щелочей, что и определяет области применения этих ремней. Шерстяные ремни делают конечными шириной 50…500 мм и толщиной 6… 11 мм (соответственно числу слоев 3…5). Они обладают значительной упругостью и поэтому хорошо работают при неравномерной и ударной нагрузках. Максимальная допускаемая скорость 30 м/с.
Кроме стандартных типов плоских ремней в отдельных специальных установках применяют прошивные прорезиненные, тканые полульняные, шелковые, полиамидные и другие ремни. При больших скоростях выпускают бесконечные тканые полульняные ремни шириной 15…25 мм, толщиной 1,75 мм и длиной 1000… 1800 мм. Для быстроходных передач используют шелковые ремни. Полиамидные ремни имеют большие перспективы применения в отечественном машиностроении. Их либо ткут из полиамидных нитей, либо получают в виде пленочной многослойной ленты. Применяют также полиамидные ремни, армированные тонкими металлическими тросиками. Полиамидные ремни в несколько раз прочнее и долговечнее обыкновенных. Они пригодны для высокоскоростных передач при скорости ремня до 100 м/с и выше, передач с малым межосевым расстоянием. Могут передавать мощности от весьма малых до нескольких тысяч киловатт. Для повышения коэффициента трения между ремнем и шкивами полиамидные ремни покрывают синтетической резиной, полихлорвинилом или фрикционными обкладками из хромовой кожи или хлопчатобумажной ткани.
Зубчатые ремни.
Зубчатые ремни (рис. 1, а) сочетают преимущества плоских ремней и зубчатых зацеплений. На рабочей поверхности ремней делают выступы (зубья), которые входят в зацепление с выступами (зубьями) на шкивах. Зубчатые ремни изготовляют из маслостойких искусственных материалов, из резины на основе хлоропреновых каучуков, из вулкалана, которые армируют стальными проволочными тросами (рис. 1, б), воспринимающими нагрузку на ремень. Для особо легких условий работы (в контрольно – измерительной аппаратуре) вместо стальных тросов применяют полиамидный корд. Такие ремни могут работать в масле. Для повышения износостойкости зубчатые ремни иногда покрывают нейлоновой тканью. Зубчатые ремни устанавливают без предварительного натяжения; они работают без скольжения и бесшумно. По сравнению с обыкновенной ременной передачей значительно компактнее и имеют более высокий к. п. д. Зубчатые ремни выпускают шириной 5…380 мм, для передачи мощности до 200 кВт и выше при скорости до 80 м/с.
Рис. 1
Клиновые ремни.
Клиновые ремни для приводов общего назначения изготовляют двух конструкций: кордтканевые и кордшнуровые. Кордтканевые клиновые ремни (рис. 2, а) состоят из нескольких слоев прорезиненной текстильной кордткани 2, передающей основную нагрузку и расположенной примерно симметрично относительно нейтрального слоя ремня; резинового или резинотканевого слоя растяжения 1, находящегося над кордом; резинового или реже резинотканевого слоя сжатия 3, расположенного под кордом; нескольких слоев оберточной прорезиненной ткани 4. В кордшнуровых клиновых ремнях (рис. 2, б) вместо слоев кордткани предусматривают один слой кордшнура 2 толщиной 1,6… 1,7 мм, слой растяжения 1 из резины средней твердости и слой сжатия 3 из более твердой резины. Эти ремни, как более гибкие и долговечные, применяют при тяжелых условиях работы.
Рис. 2Клиновые ремни изготовляют трех типов: нормального сечения, узкие и широкие (вариаторные). Ремни нормального сечения (ГОСТ 1284.1 — 80; 2—80; 3—80) основные в общем машиностроении. В соответствии с ГОСТом эти ремни изготовляют семи различных по размерам сечений: О, А, Б, В, Г, Д и Е. Эти ремни выполняют бесконечными различных стандартных длин. Угол профиля φ0=40°. Допускаемая максимальная скорость для профилей О, А9 Б и В до 25 м/с, для профилей Г, Д и Е до 30 м/с.
Клиновые ремни для привода сельскохозяйственных машин стандартизованы ГОСТ 10286 — 75. Для автотракторных двигателей изготовляют специальные кордшнуровые вентиляторные ремни повышенной гибкости (ГОСТ 5813 — 76). Для клиноременных передач со шкивами малых диаметров применяют ремни с гофрами (рис. 2, в). Выпускают клиновые ремни с кордом из полиамидных волокон, которые применяют при тяжелых условиях работы (высокие скорости и вибрации, малые диаметры шкивов и т. п.). Для обеспечения большей несущей способно сти и долговечности применяют клиновые ремни с кордом из стальных тросов. Эти ремня могут работать при скорости до 60 м/с.
Поликлиновые ремни.
Поликлиновые ремни по конструкции подобны клиновым. В тонкой плоской части их (см. рис. 3) помещаются высокопрочный шнуровой корд из вискозы, стекловолокна или лавсана и несколько слоев диагонально расположенной ткани, придающей ремню большую поперечную жесткость. Поликлиновые передачи — самые компактные из всех ременных передач и могут работать со скоростью v≤40 м/с.
Рис. 3
Круглые ремни.
Из круглых ремней наиболее распространены хлопчатобумажные и капроновые. Изредка пользуются прорезиненными и кожаными круглыми ремнями.
metiz-bearing.ru
Классификация приводных ремней
Классификация приводных ремней
В зависимости от условий эксплуатации (передаваемой мощности, скорости, диаметра шкивов, специальных требований) используют ремни различных типов: клиновые, плоские, поликлиновые, многоручьевые, синхронные, шестигранные, круглого сечения, специальные. К преимуществам ременных приводов относятся возможность передавать большую мощность и высокие частоты вращения, высокие передаточные отношения и возможность их плавной регулировки, относительно малые габариты передачи, минимальные затраты на обслуживание, высокий КПД, демпфирование ударных нагрузок, широкий температурный интервал работоспособности, устойчивость к истиранию и воздействию агрессивных сред, низкая стоимость и простота замены и др.
Сравнительные показатели различных типов приводов приведены в таблице. Наиболее распространенным типом приводных ремней являются клиновые, рабочими поверхностями которых служат боковые грани, передающие крутящий момент путем трения о боковые поверхности канавок шкивов. Благодаря трапецеидальной форме сечения и клинообразной форме канавок шкива, сцепление ремня со шкивом обеспечивает передачу примерно в 2 раза большей мощности, чем плоского ремня, при одном и том же начальном натяжении. Клиновые ремни могут работать при малых межцентровых расстояниях, при больших передаточных отношениях и вертикальном расположении осей шкивов. Клиноременные передачи отличаются большим постоянством передаточного числа, низким уровнем шума, универсальностью, большей безопасностью, чистотой и надежностью работы.
Классический клиновой приводной ремень имеет конструкцию со строго определенной формой сечения, состоящую из армирующего высокопрочного малодеформируемого гибкого си=
Сравнительные характеристики передач с жесткими элементами и с гибкой связью
|
Показатель |
Передача с жесткими элементами |
|
Передача с гибкой связью |
|||
|
|
цепная |
фрикционная |
клиновая |
плоская |
синхронная |
поликлиновая |
|
Способ передачи мощности |
Зацепление |
Трение |
Трение |
Трение |
Зацепление |
Трение |
|
Передаваемая мощность, кВт: нормальная |
500 |
20 |
1000 |
1000 |
500 |
1000 |
|
предельная |
1000 |
200 |
2000 |
5000 |
1000 |
5000 |
|
Максимальный крутящий момент, Н-M |
106 |
103 |
104 |
104 |
104 |
104 |
|
Периферийная скорость, м/с: нормальная |
15 |
25 |
30 |
50 |
60 |
60 |
|
предельная |
30 |
50 |
50 |
120 |
100 |
100 |
|
Передаточное отношение: нормальное |
6:1 |
9:1 |
10:1 |
15:1 |
15:1 |
15:1 |
|
предельное |
15:1 |
15:1 |
15:1 |
25:1 |
50:1 |
30:1 |
|
Точность передаточного отношения |
Высокая |
Умеренная |
Умеренная |
Умеренная |
Высокая |
Умеренная |
|
КПД передачи, % |
94-98 |
86-94 |
92-97 |
92-97 |
96-98 |
93-98 |
|
Рабочая температура, °С; нормальная |
-30/150 |
-30/150 |
-40/80 |
-40/80 |
-40/100 |
-40/100 |
|
предельная |
-30/250 |
-30/250 |
-50/150 |
-50/120 |
-50/150 |
-50/150 |
|
Уровень шума |
Высокий |
Высокий |
Низкий |
Низкий |
Умеренный |
Низкий |
|
Потребность в смазке |
Да |
Изредка |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
|
Минимальный диаметр шкивов, мм |
|
|
20 |
80 |
16 |
13 |
Сравнительные технико-экономические характеристики (%) приводных ремней различных типов (ремни длиной 1600 мм, за 100% приняты характеристики кордтканевого обернутого ремня сечения А)
|
Тип и конструкция ремня |
Передаваемая мощность |
Диаметры шкивов |
Ресурс |
Стоимость |
|
Кордтканевый нормального сечения А |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Кордшнуровой нормального сечения А |
100 |
100 |
150-200 |
120 |
|
Кордшнуровой нормального сечения А, нарезной зуб |
100 |
80 |
200-250 |
125 |
|
Кордшнуровой узкого сечения SPA, нарезной зуб |
130 |
80 |
250-300 |
130 |
|
Кордшнуровой узкого сечения ХРА без обертки боковых граней, формованный зуб |
150 |
. 70 |
350-500 |
160 |
|
Поликлиновой 3 РК |
200 |
40 |
500-700 |
175 |
лового (тягового) слоя из одного или нескольких слоев ткани или слоя кордшнура, связующего слоя эластичной резины, покрывающей силовой слой, расположенных с двух сторон от него эластомерных слоев сжатия и растяжения и наружного слоя оберточной прорезиненной ткани
По российским стандартам выпускают клиновые ремни вентиляторные узкие и нормального сечения для автомобилей, тракторов и комбайнов (ГОСТ 5813-76), приводные нормального сечения (ГОСТ 1284.1-89, ГОСТ 1284.2-89, ГОСТ 1284.3-96 ) и вариаторные широкие (ГОСТ 24848.1-81, ГОСТ 24848.2-81,
ГОСТ 24848.3-81 — для промышленного оборудования и ГОСТ 26379-84 — для сельскохозяйственных машин). Также выпускаются ремни специальных сечений по ряду отраслевых стандартов и технических условии.
Длина ремней в зависимости от размеров сечения может составлять от 40 мм до 30 м и более. В каждой конструкции имеется множество вариаций, различающихся размерами сечения, расположением и материалом силового и эластомерного слоев, особенностями, обусловленными технологией изготовления, фирменными конструктивными параметрами. Одним из главных требований к ремням является сочетание высокой поперечной жесткости с продольной гибкостью конструкции.
Клиновые приводные ремни по конструкции разделяют на следующие типы:
приводные (поз. 1,2,4), используемые в передачах промышленного оборудования, сельскохозяйственных машин и в приводах бытовой техники;
вентиляторные (поз. 3,5), используемые в приводах агрегатов автомобилей, тракторов, а также двигателей комбайнов и других самоходных сельскохозяйственных машин;
вариаторные (поз. 6, 7), предназначенные для бесступенчатого регулирования скорости при передаче мощности от двигателя к рабочим органам сельскохозяйственных машин и промышленного оборудования;
малопрофильные типа «Polyflexbelt» (поз. 12), имеющие угол клина 60°.
Основные геометрические характеристики клиновых ремней: ширина большого основания трапеции; высота ремня; расчетная ширина, находящаяся на уровне силового слоя; угол клина; длина ремня.
При расчетах и выборе параметров передачи в различных стандартных методиках используют расчетную длину Lp (приблизительно на уровне силового слоя), наружную длину /.а по наружному (большему) основанию трапеции, внутреннюю длину Ц по внутреннему (меньшему) основанию трапеции и эффективную длину Ц по наружному диаметру измерительного шкива.
В зависимости от отношения большего основания трапеции к высоте (b0:h) различают рем
ни нормального (Ь0:/7 = 1,65), узкого (b0:h = 1,25) сечений и широкие ремни (b0:h = 2,0+3,4).
Вентиляторные и приводные ремни в России выпускают как узкого, так и нормального сечения, а широкие используют главным образом в вариаторах. При одинаковых диаметрах шкивов и скоростях ремни узкого сечения способны передавать на 25—30% большую мощность вследствие более развитой поверхности боковых граней, контактирующих со шкивом. Они имеют меньшую материалоемкость и меньше нагреваются при работе.
|
|
|||
|
4 |
XPZ, ХРА, ХРВ, 5VX |
XPZ, ХРА, ХРВ, 3VX, 5VX |
Ремень клиновой узкого сечения кордшнуровой без обертки боковых граней гладкий (Л) или с формованным зубом (В) |
|
5 |
AVX 10. AVX 13, AVX 14×13, AVX 14×10, AVX 16×11, AVX 21×14 |
AVX 10; AVX 13; AVX 11,2; AVX 11,9; AVX 16 |
Ремень для привода агрегатов автомобилей без обертки боковых граней с формованным зубом |
|
6 |
1-В16,1-В20, 1-В25,1-832, 1-В40,1-В50, В63,1-В80, В25, 2-В32, 45×22,40×20, 28×16, 8×13, 38×18, 68×24 |
W16, W20, W25, W31,5, W40, W50, W63, W80, HK, HM |
Ремень клиновой вариаторный кордшнуровой или кордтканевый с оберткой по всему контуру |
|
7 |
WX16, WX20, WX25, WX32, WX40, WX50, WX80, 2-В253, 2-В32з, 28х16з, 38×18з, 40х20з, 45×223, 68х24з |
WX16, WX20, WX25, WX31.5, WX40, WX50, WX63, WX80 |
Ремень клиновой вариаторный кордшнуровой без обертки боковых граней с формованным зубом |
|
8 |
R/HB, R/HC |
3 HB, 3HC |
Ремень трехручьевой (R — число ручьев) нормального сечения с оберткой по всему контуру |
|
9 |
R/УО, R/УА, R/УБ (SPB), R/yB(SPC), R/5V(15J) |
R/SPA.R/SPB, R/ SPC, R/3V(9J), R/ 5V(15J), R/8V(25J) |
Ремень трехручьевой узкого сечения с оберткой по всему контуру |
|
Пози ция |
Примеры обозначения сечения |
|
|
|
по стандартам и техническим условиям РФ |
по международным стандартам |
Конструкция |
|
|
10 |
|
3/3VX(9J), 3/ 5VX(15J), 3/ 8VX(25J) |
Ремень трехручьевой узкого сечения без обертки боковых граней с формованным зубом |
|
11 |
АА/НАА, ВВ/НВВ, СС/НСС |
АА/НАА, ВВ/НВВ, СС/НСС, DD/HDD |
Ремень сдвоенный шестигранный кордшнуровой с оберткой по всему контуру |
|
12 |
5М,7М, 11М |
ЗМ, 5М.7М, 11М |
Ремень специальный мелкопрофильный широкоугольный (60°) «Polyflexbelt» |
|
13 |
Толщинах ширина хдлина |
Указываются тип, толщина, число слоев |
Ремень плоский кордшнуровой (Л), ремень плоский кордткане- вый (В), ремень на пленочной основе (С) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
К, Л, М, PH, PJ, РК, PL, РМ |
PH, PJ, РК, PL, РМ |
Ремень поликлиновой |
|
15 |
ЗРК, 4РК, 5РК, 6РК, 7РК, 8РК, 16РК, 20РК |
ЗРК, 4РК, 5РК, 6РК, 7РК, 8РК, 16РК, 20РК |
Ремень поликлиновой для привода агрегатов автомобилей |
|
16 |
5,08 (XL), 9,525 (L), По ОСТ 38 05114-76 обозначение 9,525x122x19, где первое число т — модуль; второе 1 — число зубьев; третье Ь — ширина |
MXL, XL, XXL, L, Н, ХН, XXH, Т5, HTD (880-5М-15), STS (150 S-3M-450), 2MR, 8MGT |
Ремень синхронный с трапециевидной (MXL — XXH, Т, АТ), полукруглой (5М, MR, MGT), параболической с плоским основанием (S), параболической с вогнутым основанием (RPP) формой зуба |
|
17 |
41122×3/4″ 58111×19мм |
ZA, ZAS, ZB, ZBS, RPP, RX |
Ремень синхронный для привода механизма газораспределения автомобилей |
|
18 |
|
D-XL, D-L, D-H, D-5M, Т 5D, DS-8M |
Ремень синхронный сдвоенный с трапециевидной (D-XL — D-H, T-5D), полукруглой (D-5M), параболической с плоским основанием (DS-8M) формой зуба |
|
Пози ция |
Примеры обозначения сечения |
Конструкция |
|
|
по стандартам и техническим условиям РФ |
по международным стандартам |
||
|
19 |
В (Б)-пятигранный, С (В)-пятигранный |
А/13-форма 1, В-17-форма 2 VTR |
Ремень-транспортер специальный пятигранный |
|
20 |
Диаметр 16мм |
D 2-15 мм |
Ремень круглого сечения полиуретановый (/4), кордшнуровой (В) |
|
21 |
В (Б), С(В), 0(Г) — с ребрами, В(Б), С(В) — рифленые |
Z/10, А/13, В/17, С/22, PKR 0, PKR1, PKR 2, PKR 5, Supergrip (Л), Linatex (В), CR, CN |
Ремень-транспортер специальный с рифленой поверхностью |
|
22 |
|
Y/6,8, Z/10, А/13, В/17,20, С/22,25, D/22, Е/40, SPZ, SPAAA/13, ВВ/17, С С/2 2 |
Ремень специальный конечной длины стыкуемый |
|
23 |
— |
8, Z/10, А/13, В/17, С/22 |
Ремень специальный из полиэфирной ткани с полиуретановым покрытием «Link Belts» для быстрой стыковки |
|
24 |
|
Y, W, Р, В, G, 0, R, Y-MPB, W-MPB, Р-МРВ, В-МРВ, G-MPB, О-МРВ, R-MP8 |
Ремень синхронный шевронный бесшумный для передачи высоких мощностей |
В зависимости от технологии изготовления различают клиновые ремни обернутой классической конструкции с оберткой сечения по всему контуру прорезиненной тканью и ремни нарезной конструкции без обертки боковых граней в двух вариантах исполнения — гладкие и с формованным зубом. Обернутые клиновые ремни (поз. 1,2,3,6 табл.) имеют наружный слой из прорезиненной ткани, предназначенный для защиты боковых поверхностей от изнашивания, а также для придания всей конструкции большей монолитности. Ремни нарезной конструкции (поз. 4,5,12 табл. ) имеют высокую поперечную жесткость и монолитность за счет применения анизотропных материалов в слоях сжатия и растяжения. Требуемая продольная гибкость ремня обеспечивается, как правило, поперечными формованными (реже-нарезными) зубьями на внутренней поверхности. Ремни без обертки по сравнению с классическими имеют лучшее сцепление со шкивами и при прочих равных условиях способны передавать большую мощность, имеют повышенную долговечность. Однако они более материалоемкие за счет увеличенных отходов в производстве. Клиновые ремни могут работать в групповом приводе, но при комплектации привода ремни для него нужно подбирать по группам в определенном интервале длин.
Все ремни предназначены для работы в районах с умеренным и тропическим климатом, а морозостойкие вентиляторные и приводные ремни — также в районах с холодным климатом. Предусмотрены варианты антистатического исполнения ремней для работы во взрывоопасных условиях. Интервал длин ремней соответствует ряду R20, R40 и R80 предпочтительных чисел по ГОСТ 8032-84. Общее количество типоразмеров клиновых ремней, выпускаемых заводами РТИ, превышает 1200 наименований.
Ассортимент приводных клиновых ремней, выпускаемых заводами СНГ
Плоские приводные ремни до настоящего времени широко используются в текстильной, деревообрабатывающей промышленности, в сельхозтехнике, в высокоскоростных приводах насосов, сепараторов, центрифуг, в других механизмах. Значительная часть резинотканевых плоских ремней выпускается по технологии конвейерных лент в виде конечной ленты, которая затем режется и стыкуется клеевым или механическим способом. Они собираются из прорезиненной ткани на основе синтетических (полиамидных, полиэфирных) или комбинированных (хлопковых + полиэфирных) волокон и число параллельных слоев прорезиненной ткани в ремне может достигать шести. Бесконечные резинотканевые ремни, собираемые по технологии клиновых ремней, используются в пресс-подборщиках и в других видах сельскохозяйственных машин. Самые длинные кордтканевые плоские ремни (длиной до 32 м) применяют в текстильной промышленности. Выпускаемые ремни кордшнуровой конструкции используют в основном в высокоскоростных приводах промышленного оборудования.
За рубежом широкое распространение получили так называемые пластиковые ремни (производимые по кашировальной технологии), силовой слой которых состоит из одного или двух слоев полиэфирной ткани, или из высокоориентированной высокопрочной полиамидной пленки. В качестве покрытия в них используют резину, пластфицированный ПВХ, полиуретан, поли- олефины, кожу. Их можно соединять в бесконечный приводной элемент сваркой или склейкой шва, разделанного «на ус», без образования ступеньки. Пластиковые ремни используют в текстильной, бумажной, полиграфической, пищевой и табачной промышленности, в автоматах по производству коробок, для привода веретен прядильных машин, в супермаркетах, на багажных транспортерах. Они способны передавать вращение в системах, в которых оси шкивов расположены в разных плоскостях. Применение таких ремней, по сравнению с обычными плоскими, дает экономию электроэнергии на 5-15% и увеличение передаваемой мощности до 25%. Срок их службы по сравнению с клиновым ремнем в 3-5 раз больше.
Поликлиновые приводные ремни относятся к приводным элементам сравнительно нового поколения. Еще в 1990 г. мировая доля их выпуска в общем объеме производства приводных ремней не превышала 5%. Они нашли наибольшее применение в приводах агрегатов автомобилей. По сути они являются комбинацией плоского и клинового ремня и об- ладют достоинствами той и другой конструкции. Поликлиновые ремни выпускаются на основе кордшнуров, имеют плоское верхнее основание, а нижнее — в виде параллельного продольного ряда профилей треугольного или усеченного треугольного сечения, поверхность контакта которых со шкивом в 3 раза больше, чем у плоских ремней. Поэтому они способны передавать большую мощность, при этом уменьшается вибрация и крутильные колебания ведомой системы. Сравнительно небольшие высота и масса поликлиновых ремней снижают теплообразование при работе, а также центробежные силы. Другие достоинства поликлиновых ремней — это малая материалоемкость, высокая гибкость с возможностью работы на шкивах малых диаметров при больших передаточных отношениях и средних мощностях, возможность осуществления привода одним ремнем нескольких агрегатов (например, в автомобиле — генератора, водяного насоса, вентилятора, кондиционера, рулевого механизма с гидроусилителем). При прочих равных условиях поликлиновой ремень может работать в 1,5-2,0 раза дольше клинового. Поликлиновые ремни не требуют подбора в комплекты. К недостаткам поликлиновых передач следует отнести их чувствительность к непараллельности валов и осевому смещению шкивов, поскольку это нарушает нормальный контакт рабочих поверхностей ремня со шкивами и резко снижает срок службы ремня.
В нашей стране выпускают поликлиновые ремни двух типов, несколько различающихся шагом и параметрами профиля. Шаг и параметры профиля одного типа ремней совпадают с требованиями международных стандартов, а шаг другого типа отличается (ТУ 38 105763-89). Вследствие несовпадения шага ремней эти типы не взаимозаменяемы.
Многоручьевые приводные ремни представляют собой ряд клиновых ремней нормального или узкого сечения, скрепленных в процессе вулканизации по верхнему основанию общей резинотканевой пластиной. В последние годы за рубежом появились мно-
Многоручьевые ремни без обертки боковых граней с формованным зубом. Многоручьевые ремни предназначены для замены клиноременного группового привода и используются в передачах сельскохозяйственных машин и промышленного оборудования. Их основные преимущества — отсутствие необходимости в подборе отдельных ремней группового привода по длинам, отсутствие проскальзывания и повышение вследствие этого передаваемой мощности и долговечности. К недостаткам этих ремней следует отнести повышенные требования к качеству и износу шкивов и к допускам при изготовлении элементов передачи, чувствительность к непараллельное™ валов, что может привести к преждевременному отслоению связующей пластины от ремней. Рекомендуемое число ручьев многоручьевого ремня 2-6, минимальные диаметры шкивов 71-355 мм, передаваемая мощность до 170 кВт в зависимости от сечения.
Синхронные приводные ремни находят все большее применение в технике. Синхронные ремни (в литературе их иногда не совсем точно называют «плоскозубчатыми») являются элементами передач с фиксированным передаточным отношением, которые призваны заменять зубчатые редукторы и цепные передачи. При использовании синхронных ремней крутящий момент передается в результате зацепления зубьев ремня с зубьями шкивов, что обеспечивает компактность привода, предотвращает проскальзывание и позволяет обходиться без большого натяжения, вследствие чего уменьшается нагрузка на валы и повышается КПД передачи. К недостаткам передач с использованием синхронных ремней следует отнести дополнительный расход мощности на деформацию зубьев и более сложную конструкцию шкивов.
Ремень представляет собой плоскую гибкую бесконечную ленту с расположенными с заданным шагом зубьями на внутренней поверхности или с двух сторон от несущего слоя. Как правило, ремень состоит из несущего слоя, эластичного связующего слоя и эластомерного материала на наружной и внутренней поверхностях. Зубья для повышения износостойкости обычно покрывают полиамидной эластичной прорезиненной тканью. Несущий слой ремня не должен растягиваться в процессе эксплуатации, поэтому для него используют материалы с высоким модулем упругости: стеклокорд, металлокорд или арамид.
Синхронные ремни в последние годы получили распространение в приводах автоматизированного промышленного оборудования, бытовой техники, в приборах, а также в приводах механизма газораспределения автомобилей. В отличие от плоских, клиновых и поликлиновых передач, в синхронных ременных передачах движение передается не за счет сил трения, а в результате зацепления зубьев ремня и шкивов. Поэтому большое внимание при проектировании и создании таких передач уделяется геометрии зуба ремня и шкива, которая определяет надежность и долговечность передачи. Наиболее распространены ремни с трапециевидным профилем зуба, но в последние годы все шире применяются синхронные ремни повышенной мощности с зубьями полукруглой, параболической формы и параболическим зубом с плоским или вогнутым основанием. Они предназначены для передачи высокого крутящего момента при низких скоростях, т.е в системах с высокомоментным двигателем. Этим достигается лучшее распределение напряжений в зубьях, снижение их концентрации в основании зубьев, что повышает нагрузочную способность, снижает теплообразование и повышает ресурс ремня. Фирма Goodyear (США) предлагает синхронные ремни «Eagle Pd», которые имеют шевронную зубчатую поверхность с полукруглым зубом (табл. 17.3, поз. 24), что придает им способность сопротивляться осевым нагрузкам, значительно снижает уровень шума при работе и позволяет передавать большие мощности при высоких скоростях.
Широкое распространение получили бесконечные и конечной длины полиуретановые армированные синхронные ремни, изготавливаемые методом литья или методом экструзионного формования и имеющие меньшую стоимость. Эти ремни тканевого покрытия на зубьях не имеют. Они используются главным образом для малонагруженных передач.
Заводами РТИ в СНГ синхронные ремни выпускаются по двум размерным системам. В одной из них расчетным параметром, определяющим длину ремня, является модуль, в другой — шаг, как это принято в международной практике. Ремни, выпускаемые по разным системам, не взаимозаменяемы.
Ремни с трапецеидальным профилем зубьев изготавливаются в соответствии с отраслевыми стандартами. Кроме того, по некоторым техническим условиям выпускаются ремни мелкомодульные зубчатые, ремни для автомобильной промышленности, ремни для приводов металлорежущих станков и др. Ассортимент приводных ремней, выпускаемых заводами СНГ приведен в табл.
Ведущие зарубежные фирмы выпускают синхронные ремни с трапецеидальным профилем зуба в соответствии с международным стандартом ISO 05296 по дюймовой системе единиц, в которых указаны: размеры профиля зуба, стандартные расчетные длины, количество зубьев ремней, ширины и допускаемые отклонения, метод и параметры измерения длин ремней. Кроме того, в стандарт введены двухсторонние ремни с двойным рядом зубьев: с симметричным (типа А) и со смещенным (тип В) расположением зубьев.
Ремни с трапецеидальным профилем зубьев из полиуретана и термопластичных эластомеров типа Т классифицируют по шагу в метрической системе единиц. Их выпускают с шагом 2,0; 2,5; 5,0; 10,0 и 20 мм как односторонние, так и двусторонние с ассиметричным расположением зубьев; аналогичные по размеру шага выпускаются ремни с усиленным зубом (тип АТ).
За рубежом выпускается большой ассортимент ремней с полукруглым профилем зуба типа HTD с классификацией по шагу в метрической системе единиц: 3, 5, 8, 14 и 20 мм. Ремни с параболическим профилем зуба выпускаются с классификацией по шагу по дюймовой системе размеров типа RPP и по метрической системе размеров типа RX. Ремни типа STS имеют профиль зуба с контуром, очерченным двумя дугами, центры радиусов которых находятся на нейтральной линии на расстоянии, равном величине самих радиусов. Зуб имеет плоскую вершину, ширина которой значительно меньше ширины основания. Благодаря такой форме, зуб при входе в зацепление контактирует со шкивом по поверхности и при большом погружении во впадину. Такие ремни выпускаются с шагом 4,5,8,14 и 20 мм. Основные виды синхронных ремней, выпускаемых зарубежными фирмами, приведены в табл.
Шестигранные ремни являются сдвоенными, соединенными в процессе изготовления по большому основанию трапеции ремнями нормального сечения с расположенным посередине кордтканевым или кордшнуровым силовым слоем. Они имеют в сечении шестигранник, что позволяет осуществлять вращение валов многошкивной передачи в разных направлениях при использовании одного и того же ремня. Размеры сечений сдвоенных клиновых ремней установлены с учетом обеспечения взаимозаменяемости их с обычными клиновыми ремнями, для того чтобы можно было использовать стандартные шкивы. Заводы РТИ выпускают шестигранные ремни, используемые главным образом в сельскохозяйственных машинах трех типоразмеров сечений (АА/НАА, ВВ/НВВ, СС/НСС), длиной от 2240 до 6000 мм, за рубежом шести типоразмеров, длиной от 2000 до 7000 мм. Недостатком таких ремней является пониженная долговечность из-за увеличенной толщины.
Круглые приводные ремни используются в мало нагруженных передачах, поэтому их изготавливают, как правило, без силового слоя диаметром от 2 до 18 мм методом экструзии из полиуретана. Такие ремни делают конечной длины с последующим разрезанием под углом на мерные куски и соединением тепловой или высокочастотной сваркой в замкнутый контур. За рубежом производят ремни круглых сечений, армированные по оси кордшнуром из высокомодульного волокна. Круглые ремни, как и плоские, способны передавать вращение в системах, в которых оси шкивов расположены в разных плоскостях. В нашей стране ремни круглого сечения делают по традиционной технологии на основе эластомеров с армирующим слоем из кордткани или кордшнура, расположенным вдоль продольной оси. Они имеют диаметр 16 мм и длину 4200 мм и применяются для сортировально-очистительных линий.
Специальные приводные ремни производятся для выполнения, помимо передачи крутящего момента, определенных технологических операций по требованиям заказчиков машин. В основном это транспортирующие ремни с силовым слоем, имеющие на наружной поверхности выступы определенной формы (поперечные ребра, треугольные выступы или рифленую поверхность и т.п.), а также полиуретановые транспортирующие ремни без силового слоя). К специальным ремням следует отнести также кордт- каневые ремни конечной длины и ремни типа link belts, элементы которых вырубаются из высокопрочной ткани с двусторонним покрытием из ПВХ, набираются послойно со ступенькой до получения стандартного клинового сечения и монтируются в ремни конечной длины. Эти ремни собираются в замкнутый контур без разборки привода в труднодоступных местах в аварийной ситуации и служат для быстрой замены ремня при обрыве с помощью жестких элементов. Их главные достоинства — универсальность применения по длине и быстрота замены. Стыкуемые ремни, как правило, отличаются существенно меньшей долговечностью.
alfa-pl.ru
