Lada XRAY создана на базе Sandero Stepway, но это не «перелицовка» — журнал За рулем
Чтобы минимизировать риски, связанные с созданием новых автомобилей, при разработке Lada XRAY использовали платформу альянса Renault-Nissan, а именно базу Sandero Stepway. О том, как рождалась новая модель, рассказал глава проекта XRAY Олег Груненков.
В интервью интернет-порталу «АвтоСреда» Олег Груненков подтвердил, что XRAY действительно создана на базе модели Renault Sandero Stepway. Это, прежде всего, силовой каркас кузова, элементы шасси и даже один из двигателей — из линейки Renault. Сделано это для того, чтобы минимизировать возможные риски, связанные с созданием нового автомобиля. Но сам кузов, боковина, задняя часть и двери оригинальные и при боковом ударе срабатывают по-другому. Изменены посадка, пространство в салоне и т. д. Да и двигатель реновский только один, все остальные — наши. И хотя кроссовер АВТОВАЗа и построен на базе Sandero Stepway, это автомобиль другого уровня и класса. Он получит как механическую, так и автоматическую трансмиссию.
Груненков также рассказал, что серийная версия будет мало отличаться от концепта, пропорции останутся те же. Отличия — лишь в фарах и других мелочах, которые были поставлены на концепт еще до того, как были до конца согласованы комплектующие. Теперь уже выбраны поставщики и идет подготовка производства.
Кроме Lada XRAY в линейке появится еще один кроссовер — XRAY Cross. Принципиальное отличие этих автомобилей в том, что у последнего будет полноприводная версия, а значит его кузов будет адаптирован именно под версию 4х4. Правда, пониженной передачи у «Кросса» не будет — он все-таки не предназначен для настоящего бездорожья. Полный привод будет от Renault Duster, но XRAY Cross компактнее «Дастера», у него лучше углы въезда и съезда, другой клиренс. Любопытно, что пассажирское сиденье у «Кросса» складное.
Кроме прочего, XRAY Cross получит дополнительный пластиковый обвес, колеса большей размерности и несколько измененную линейку силовых агрегатов.
Оригинальных вазовских деталей в XRAY будет около 500. Определенное количество автокомпонентов позаимствуют у «Весты», например некоторые элементы интерьера и систем управления. При выборе поставщиков для Lada XRAY пришлось ориентироваться на компонентную базу Lada Vesta. Чтобы сохранить конкурентоспособную цену новинки, поставщикам необходимо было обеспечить объемы.
АВТОВАЗ в марте выпустит первый кузов Lada XRAYПри создании автомобиля старались минимизировать евросоставляющую, поэтому двигатель Renault предполагается только один. Вся верхняя часть кузова – отечественная, поэтому более 130 деталей штамповки будут размещать именно в отечественном прессовом производстве. Также все пластмассовые детали сделают на собственном производстве АВТОВАЗа. Что касается заимствованных деталей, то уже ведутся переговоры о локализации их в России, а электронику, например, системы безопасности, придется заимствовать у альянса, так как в России они не производятся.
В базовую версию Lada XRAY войдут магнитола, ABS, усилитель руля. Однако регулировки рулевой колонки по вылету пока не будет, только по наклону. А вот регулировка кресла по высоте у более дорогих версий предполагается. В дневных ходовых огнях применят светодиоды, встроенные в фары.
АВТОВАЗ рассчитывает на три звезды EuroNCAP для XRAY, потому что этого вполне достаточно, а для обеспечения четырех или пяти звезд придется вносить очень большие изменения в конструкцию, что приведет к дополнительным издержкам.
Запуск Lada XRAY планируется на ноябрь 2015 года, XRAY Cross представят в 2016 году, после этого будет создан кроссовер С-класса, детали которого пока не раскрываются.
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем в Дзен«Просчитались с позиционированием этой модели»: почему «АвтоВАЗ» попрощался с Lada XRay
«АвтоВАЗ» удалил из списка актуальных моделей на официальном сайте информацию о Lada XRay. Производство этого автомобиля, построенного на платформе и компонентах Renault-Nissan, остановилось в 2022 году.![](/800/600/https/mana.su/wp-content/uploads/2017/08/novye-modifikatsii-krossovera-lada-xray-2018-modelnogo-goda-15.jpg)
Спустя 11 лет после дебюта Lada XRay пропал из списка реализуемых заводом автомобилей. Впервые концепт-кар под названием XRay показали публике на Московском международном автосалоне 2012 года. Этот автомобиль значительно отличался по пропорциям от будущей серийной модели и прежде всего демонстрировал новый фирменный стиль Lada, созданный британским дизайнером Стивом Маттином, который пришел на «АвтоВАЗ» годом ранее.
close
100%
Постройкой самого прототипа занималась итальянская студия Vercamodel, говорил источник агентства «оценивали»>Интерфакс
В 2014 году в Москве был показан ходовой макет, близкий к серийной машине, а производство XRay было запущено в конце 2015 года. В то время «АвтоВАЗ» возглавлял шведский топ-менеджер Бу Андерссон, под началом которого также была запущена новая модель Vesta.
На иностранных компонентах
На начальном этапе XRay получил бензиновый силовой агрегат 1. 6 разработки Nissan и вазовский агрегат 1.8 с роботизированной трансмиссией AMT, однако спустя всего четыре месяца с начала продаж модификация с японским мотором была снята с производства и машина получила отечественный мотор того же объема.
close
100%
Сам Бу Андерссон был уволен с «АвтоВАЗа» в марте 2016 года из-за плохих финансовых результатов и разногласий с «Ростехом» по поводу выбора иностранных поставщиков в ущерб российским. Из-за этого себестоимость новых моделей «АвтоВАЗа» оказалась высокой.
Незадолго до этого с критикой зарубежного топ-менеджера выступил в интервью The Wall Street Journal сам глава «Ростеха» Сергей Чемезов. Госкорпорация на тот момент владела 25% акций завода.
В интервью РБК Бу Андерссон признавал, что XRay локализован всего лишь на 49%, в то время как появившаяся незадолго до него Lada Vesta – на 71%.
Перед этим шведский топ-менеджер настаивал на снижении закупочных цен российскими поставщиками, писала газета «Коммерсантъ». Также он жаловался на них главе управления МВД по Самарской области.
По объемам продаж XRay в течение всего времени производства сильно отставал от бестселлеров «АвтоВАЗа» Granta и Vesta, а также крупно уступал полноценному кроссоверу Renault Duster, располагавшему полноприводными версиями. В разные годы XRay продавался в 1,2-2,2 раза хуже, чем Duster.
На старте проекта было объявлено о перспективах экспорта хетчбэка в Венгрию, а также Италию, Германию и в страны Ближнего Востока. Однако уже в начале 2017 года выяснилось, что поставки автомобиля в Европу не планируются.
Остался без полного привода
В 2018 году «АвтоВАЗ» выпустил новую версию XRay Cross с увеличенным дорожным просветом, защитной пластиковой отделкой и подвеской, переработанной по образцу Vesta. Тогда же под капот вернулся мотор Nissan в паре с вариатором. Однако полного привода автомобиль так и не получил.
close
100%
Специалисты ВАЗа рассматривали три основных варианта оснащения машины полным приводом, включая многодисковую муфту от Duster, электромотор в приводе задних колес и экзотическую гидрообъемную трансмиссию, писалагазета «Авторевю», однако в итоге эти решения так и не были внедрены.
При этом на рынке XRay был менее популярен, чем построенный на той же базе переднеприводный Renault Sandero
Плохо покупали
По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в РФ (АЕБ), XRay смог опередить Renault Sandero по объемам продаж только в 2018 году с результатом 34,8 тыс. машин против 31,6 тыс. соответственно.
Всего же, по данным АЕБ, «АвтоВАЗ» продал с 2016 по 2021 год включительно 158,4 тыс. автомобилей XRay.
По итогам 2022 года XRay выбыл из числа 25 наиболее продаваемых в России моделей.
Стал не нужен
Эта модель оказалась слишком дорогой и недостаточно хорошо оснащенной, а возобновление ее производства невозможно из-за того, что права на его платформу принадлежат альянсу Renault-Nissan, а себестоимость неизбежно вырастет из-за снижения объемов производства однобазовых машин, отмечает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
«Как правило, люди выбирали Renault Duster как полноценный кроссовер либо более дешевую Granta.
Объемы производства XRay были небольшими, прав на эту модель у «АвтоВАЗа» не было, насколько я знаю», — говорит Бургазлиев «Газете.Ru».
Кузовные детали, за исключением внешних панелей, у XRay идентичны Sandero, технологически этот проект был несложным, к тому же этой модели не хватало для успеха полного привода, а его внедрение в автомобиль на платформе Sandero было экономически невыгодным, констатирует эксперт.
«Понятно, что в этом автомобиле многое было унифицировано, но без деталей Sandero себестоимость компонентов на единицу продукции возрастает, и это тоже может быть объяснением, что эта машина приказала долго жить», — заключил Бургазлиев.
Vesta красивее
Часть покупателей XRay оттянула на себя другая модель «АвтоВАЗа» — Vesta Cross в кузове универсал, полагает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.
«Чтобы XRay продавался активнее, он должен был быть немного дешевле. Когда появилась версия Cross, она стала более интересной и проходимой, но модель не спасла.
Сильнее на ее судьбу повлиял универсал Vesta Cross — более красивый и вместительный»,
— говорит Кадаков «Газете.Ru».
По продажам универсал занял половину от всех объемов семейства Vesta, хотя изначально на «АвтоВАЗе» на это не рассчитывали, подчеркивает Кадаков. Вместе с тем с технологической точки зрения российские специалисты при разработке XRay провели значительную работу, однако просчитались с позиционированием этой модели, заключает он.
Московское шоу: Lada представляет свое видение XRAY
LADA стремилась заставить замолчать комиков автомобильной индустрии своим ярким концептом внедорожника XRAY на Московском автосалоне на этой неделе, представив новое смелое направление дизайна для часто высмеиваемого российского бренда. XRAY также служит для выражения новообретенной уверенности материнской компании Lada АвтоВАЗ в том, что она проложит свой собственный путь в рамках Альянса Renault-Nissan, который работает над получением контрольного пакета акций своей российской дочерней компании к 2014 году.
XRAY — творение главного дизайнера Lada британского происхождения Стива Маттина, который в октябре прошлого года перешел в российскую фирму из Volvo, где курировал дизайн седана S60 и внедорожника XC60.
До Volvo г-н Маттин 17 лет проработал в Mercedes-Benz, где отвечал за разработку оригинального хэтчбека A-Класса и родстера SL 2001 года со складным хардтопом.
Вице-президент Nissan Энди Палмер сегодня заявил GoAuto, что АвтоВАЗ остается автономной организацией в рамках Альянса, но с упором на то, чтобы снова стать жизнеспособным после того, как в 2008 году франко-японский конгломерат спас его от грани краха.
Он сказал, что АвтоВАЗу не говорят, что делать, поэтому, если он хочет расширить экспорт на развитые рынки, такие как Австралия, с помощью современных продуктов, таких как XRAY, Альянс не остановит его.
Тем не менее, г-н Палмер сказал, что основное внимание Lada было уделено растущему российскому рынку, где Renault, Nissan и Lada хотят увеличить свою совокупную долю, большую часть которой составляет Lada, с 30 до 40 процентов.
По сообщениям российских СМИ, продукты Lada нового поколения начнут появляться в 2015 году – и любой внедорожник на базе XRAY будет огромным шагом вперед по сравнению с сельскохозяйственным внедорожником Niva.
«АвтоВАЗ» получит доступ к технологиям Renault-Nissan, но ему не привыкать работать наедине с концепциями: ранее он заключил контракт с австрийской фирмой Magna Steyr на разработку основы мертворожденного концепта хэтчбека C, представленного на автосалоне в Женеве в 2007 году.
Согласно российскому изданию Авторевю, XRAY — это просто эксперимент по стилю, полномасштабная модель, построенная на шасси со стальным каркасом прославленной студией Vercarmodel в Турине.
Vercarmodel является плодовитым производителем высококлассных автосалонов с бэк-каталогом, включая пять концептов, представленных Lotus на Парижском автосалоне 2010 года, Alfa Romeo 4C, Toyota FT-86, Porsche 9.18 и Киа GT.
Двухдверный XRAY с формой кузова, напоминающей купе Range Rover Evoque, и Х-образной решеткой радиатора, заканчивающейся фарами и противотуманными фарами. Говорят, что эта конструктивная особенность предвосхищает внешний вид всех будущих продуктов Lada.
Эта форма решетки дает XRAY первую букву в названии, которая также указывает на его тип кроссовера, а остальные обозначают отдых, активность и молодость.
Он на 130 мм короче Nissan Dualis, его длина составляет около 4200 мм, а колесная база, как у Dualis, составляет 2600 мм.
Lada решила сохранить коричневую цветовую схему кузова, которая использовалась в концепте C-Cross, похожем на Subaru XV, представленном в Москве в 2008 году, но у XRAY матовая отделка.
Естественно, для концепта он ездит на огромных двухцветных легкосплавных дисках, но вместо обычных сверхнизкопрофильных шин, которые обычно украшают шоу-кары, его колесные арки заполнены реалистично толстой резиной, подходящей для неровных дорог.
XRAY, как сообщается, имеет рулевое управление и может двигаться самостоятельно, но его электродвигатель, работающий от старомодных свинцово-кислотных аккумуляторов, обеспечивает максимальную скорость всего 8 км/ч и достаточный запас хода, чтобы доехать до выставочного стенда в Москве.