электромобилей на Дальнем Востоке дешевле «Лады»
Когда пять лет назад Дмитрий Унагаев купил свой первый электромобиль, эта покупка привела в недоумение друзей и соседей в его родном Хабаровске. Но с тех пор многое изменилось. Сегодня город на так называемом Дальнем Востоке России полон автомобилей с батарейным питанием.
«Эти машины почти на каждом шагу, — говорит 31-летний Унагаев, владелец автосервиса. По всему городу автомобили припаркованы на улицах и во дворах. По словам Унагаева, люди даже вывешивают розетки на балконах, чтобы заряжать автомобили.
Более пятой части всех электромобилей, ввезенных в Россию в период с января по май, было продано в Хабаровске и других восточных регионах России, хотя в этом регионе проживает всего 4 процента населения страны, согласно данным московского аналитическое агентство Автостат.
На Москву, где проживает как минимум в два раза больше людей, приходится всего 14 процентов продаж электромобилей.
Дальний Восток России не особенно богат и не является бастионом экологического сознания.
Его приверженность электромобилям проистекает из уникальной экономики региона, который изолирован из-за своей удаленности от запада страны.
Несмотря на это, в регионе можно увидеть тенденции — более дорогая нефть, более дешевая электроэнергия и снижение стоимости владения электромобилями — которые когда-нибудь могут привести к широкому распространению электрических моделей по всей стране и за ее пределами.
Поскольку Азия находится буквально по соседству, местные жители имеют легкий доступ к подержанным электромобилям, импортированным из Японии, по сниженным ценам.
Первым аккумуляторным автомобилем Унагаева был подержанный Nissan Leaf. Согласно объявлениям на популярном автомобильном сайте в России, модели с 2011 по 2013 год обычно стоят от 400 000 до 600 000 рублей (от 5 500 до 8 200 долларов).
Унагаев в конце концов перешел с Leaf на подержанную Tesla.
Российский Дальний Восток также пользуется дешевой электроэнергией, которая субсидируется для стимулирования экономического развития региона.
В то же время из-за нехватки мощностей местных НПЗ цены на топливо, как правило, выше, чем в среднем по России, на конец июля, по данным Росстата, на 6 процентов выше.
Объединение рыночных сил добилось в этом уголке России того, чего государственная политика и технологический прогресс надеются добиться в остальном мире — сделать автомобили с батарейным питанием более доступными, чем их бензиновые аналоги.
«Главный драйвер один и тот же во всем мире», — сказал Евгений Тыртов, старший консультант московской Vygon Consulting. «Потребители массово начинают голосовать своими рублями, евро и долларами за электромобили, как только они становятся экономичнее традиционных автомобилей».
Математика проста, говорит 41-летняя Ольга Иванова, руководитель строительной фирмы в Иркутске в Восточной Сибири. Ежемесячно она платит около 500 рублей (7 долларов США) за электроэнергию, чтобы заряжать подержанный электромобиль. Бензин для второй машины в ее семье стоит почти 10 000 рублей в месяц.
«Мы с мужем подсчитали, что сможем сэкономить около 200 000 рублей в год» на топливе и других расходах на содержание бензинового автомобиля, — сказала Иванова. «Я не могу сказать, что мне нужны деньги, но когда ты понимаешь, что можешь получить такой же комфорт, такую же радость и сэкономить 200 000 рублей, это довольно приятно».
Средняя экономия на подержанном Nissan Leaf на Дальнем Востоке России составляет от 40 000 до 50 000 рублей в год, по данным Vygon Consulting, по сравнению со стоимостью вождения отечественной Lada Granta, которую в народе называют «народным автомобилем».
Это близко к типичной месячной региональной зарплате.
«У нас тоже есть бензиновая машина, но мы ею не пользуемся, так как нам не нужно ездить на большие расстояния», — сказал Алексей Жуков, 28-летний специалист по маркетингу из Хабаровска. В начале этого года он купил подержанный Nissan Leaf, следуя по стопам некоторых родственников.
Этот микрокосм на Дальнем Востоке России отличается от реальности в остальной части страны.
Электромобили составляют менее 0,2 процента от общего парка легковых автомобилей страны, по словам Вайгона.
Прогнозируется падение цен на электромобили
Неудивительно, что высокая цена покупки нового электромобиля остается основным препятствием для потенциальных покупателей. Это должно измениться по мере того, как стоимость электромобилей, вызванная снижением цен на батареи, упадет.
Средневзвешенная цена литий-ионного аккумуляторного блока в 2020 году составила 137 долларов за киловатт-час по сравнению с 1,19 доллара.1/кВтч в 2010 году, по данным BloombergNEF. По словам старшего аналитика BNEF Александры О’Донован, цены будут продолжать падать, опустившись ниже 100 долларов за кВтч к 2024 году, что является ключевым ориентиром для паритета с двигателями внутреннего сгорания, и достигнет около 58 долларов за кВтч в 2030 году.
«Мы видим, что в конце 2020-х электромобили стоят столько же, сколько традиционные автомобили, или даже меньше», — сказал О’Донован.
Внешние факторы, такие как стоимость электроэнергии по сравнению с бензином, будут зависеть от государственной политики, субсидий или углеродных рынков, масштабы и цели которых сильно различаются в разных странах.
Тем не менее, распространение электромобилей, даже в таких маленьких городах, как Хабаровск, расширяет доступ к преимуществам технологии, которые выходят за рамки стоимости и выбросов углерода.
«Динамика электромобиля, то, как он разгоняется», — это бонус к сэкономленным деньгам, — сказала Иванова. «Это ни с чем не сравнимое чувство».
Стейси Ноблет, старший директор по электрификации транспорта в ICF, консалтинговой компании в Вашингтоне, округ Колумбия, сказала, что привлекательность для потребителей будет только расти. «Водители электромобилей делятся своими историями и рассказывают своим соседям», — сказала она.
Молва набирает обороты по всей России. На интернет-форумах энтузиасты электромобилей распространяют информацию, изо всех сил стараясь убедить своих сограждан в преимуществах «прохожих с улыбкой на заправочных станциях».
Скидки стимулируют продажи Lada на фоне резкого падения авторынка России
Lada удалось увеличить свою долю, несмотря на то, что российский автомобильный рынок приближается к прогнозируемому сокращению до 35 процентов в этом году.Продажи российской марки бюджетных автомобилей Lada выросли в июне более чем на 15 процентов по сравнению с предыдущим месяцем, по словам производителя марки, отчасти благодаря агрессивной схеме скидок, реализованной даже тогда, когда экономический кризис в России опустошил автомобильный рынок страны.
Этот рост продаж увеличил долю рынка Lada до 20 процентов в июне — по сравнению с 16 процентами в июне прошлого года, говорится в пресс-релизе, опубликованном в четверг производителем Lada АвтоВАЗом, крупнейшим производителем автомобилей в России.
«Lada не только преодолела разрыв с 2014 годом, но и работает лучше, чем рынок в целом», — говорится в пресс-релизе. Всего в июне было продано 26 400 автомобилей Lada, по данным АвтоВАЗа, который контролируется альянсом Renault-Nissan.
Lada удалось увеличить свою долю, несмотря на то, что российский автомобильный рынок приближается к прогнозируемому сокращению до 35 процентов в этом году, согласно глобальной аудиторской компании PricewaterhouseCoopers.
Успех бренда Lada во многом обусловлен стремлением АВТОВАЗа еще больше снизить и без того низкие цены на автомобили, считает старший аналитик исследовательской компании «Автостат» Азат Тимерханов.
«Улучшение продаж в июне связано со специальными предложениями, которые АвтоВАЗ применил к ряду моделей», — сказал Тимерханов.
«Покупатели, например, получили скидки в размере 20 000-30 000 рублей (360-540 долларов США) на лифтбек Lada Granta, трехдверную Lada 4×4 и универсал Lada Largus», — сказал он.
Благодаря этим скидкам автомобили марки Lada, и без того одни из самых дешевых на рынке, стали еще дешевле. По предварительным оценкам АвтоВАЗа, в первом полугодии автомобили марки Lada занимали 51 процент рынка автомобилей стоимостью до 600 000 рублей (10 000 долларов США).
Бюджетный седан Lada Granta стоимостью от 332 000 рублей (6 000 долларов США) стал самым популярным автомобилем в России в первом полугодии, продано более 63 500 единиц, сообщает АвтоВАЗ.
В то время как россияне исторически предпочитали иностранные автомобили, когда они были доступны и доступны по цене, возрожденный бренд Lada неуклонно становился все более привлекательным для покупателей, поскольку экономический кризис в России сокращает их доходы.
Реальная заработная плата снизилась на 8,8% в первом полугодии этого года по сравнению с прошлым годом, согласно данным службы государственной статистики Росстата, при этом ожидается, что в этом году экономика сократится примерно на 3% из-за санкций Запада в связи с украинским кризисом и низкой цены на нефть сокращают инвестиции.
Продажи автомобилей особенно сильно пострадали из-за 40-процентного падения курса рубля по отношению к доллару США с начала прошлого года, что привело к повышению стоимости импортных автомобилей и комплектующих.