Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

Система охлаждения ВАЗ 2109

Система охлаждения ВАЗ 2109 имеет простую конструкцию, но требуется знать некоторые ее особенности, прежде чем приступать к ремонту либо замене ее составляющих. Практически любую поломку в девятке можно устранить самостоятельно — детали легко найти как в магазинах, так и на рынке, а специальных инструментов не требуется. Сперва стоит ознакомиться с общей схемой работы системы охлаждения.

Содержание

  • Работа системы
  • Когда требуется замена деталей
  • Причины перегрева
  • Как бороться с неисправностями системы охлаждения

Вернуться к оглавлению

Работа системы

Система охлаждения двигателя ВАЗ инжектор требуется для поддержания нормальных условий работы внутри узла. При перегреве мотора и деталей, размещенных рядом с ним, появляется риск их частичного разрушения, охлаждение предотвращает это. Конечно, система не гарантирует сильного понижения температуры внутри узла, но ее ресурса вполне хватает для поддержания работоспособности «девятки».

Схема системы охлаждения ВАЗ 2109 работает благодаря перегонке специальной жидкости по трубкам, размещенным между деталями авто. Проходя горячие участки, жидкость частично снижает температуру деталей, а сама нагревается. Нагретая жидкость затем охлаждается, после чего цикл работы повторяется. Теперь более подробно о строении системы охлаждения. Оно выглядит так:

  • патрубки системы охлаждения ВАЗ 2109, соединяющие между собой бачок для хранения жидкости охлаждения (ОЖ), двигатель и радиатор;
  • радиатор — устройство, в котором охлаждается теплоноситель;
  • бачок для хранения жидкости;
  • насос — обеспечивает движение ОЖ внутри системы;
  • термостат, который разделяет систему на 2 отдельных контура.

Кроме этого, есть несколько мелких трубок, которые соединяют некоторые детали между собой, датчики работы и различные клапаны. Вот как это все работает:

  1. Охлаждение двигателя начинается, когда температура узла доходит до 93ºС. Датчик внутри блока цилиндров замеряет окружающую температуру и подает сигнал, когда показатель достигает граничных значений.
  2. Насос начинает работу, заставляя жидкость передвигаться по магистралям. Сперва жидкость покидает рубашку блока цилиндров и уже нагретая направляется к радиатору.
  3. Достигая радиатора, ОЖ распределяется на несколько потоков, заполняя тонкие трубочки радиатора (благодаря такой конструкции охлаждение происходит быстрее).
  4. Включается вентилятор, и потоки воздуха охлаждают теплоноситель, после чего тот покидает систему через другой канал и опять направляется к рубашке блока цилиндров.
  5. Цикл повторяется.
  6. При прогреве мотора используется малый контур, в который встроен термостат, принцип тот же, но все происходит намного быстрее.

Объем бачка системы — 7,8 л, если требуется ремонт какого-либо элемента охлаждения, бак опустошается. Регулярное обслуживание и замену жидкости стоит проводить регулярно — каждые 3 месяца. В качестве ОЖ рекомендуется использовать тосол либо антифриз других марок.


Вернуться к оглавлению

Когда требуется замена деталей

Когда же требуется замена охлаждающей жидкости ВАЗ 2109 и элементов системы охлаждения? Менять жидкость требуется регулярно после определенного периода ее использования. Детали меняются не периодично, а только после поломки. Одной из причин поломок является перегрев из-за неисправности какого-то элемента в системе охлаждения. Можно наблюдать следующие признаки перегрева двигателя:

  • температура ОЖ выше нормы и может превышать 120ºС, об этом свидетельствует специальный датчик;
  • наблюдается резкое падение мощности движка;
  • изменяется звук работы мотора, появляется звонкий металлический стук;
  • увеличивается потребление масла;
  • значительно увеличивается расход жидкости охлаждения.

Как следствие перегрева, после того как вы откроете капот, то увидите деформированные детали — выгнутые ГБЦ, окантовка прокладки, прогар некоторых деталей. Ремонт деформированных деталей не имеет смысла, их нужно менять.


Вернуться к оглавлению

Причины перегрева

Причиной перегрева может стать неисправность одного либо нескольких элементов охлаждающей системы. Частыми причинами являются недостаток ОЖ в бачке либо неисправный термостат. Многие автомобилисты просто забывают проверить эти мелочи. Нередко в девятке могут обнаружиться течи, из-за которых антифриз либо тосол постоянно убывают. Модель ВАЗ 21093 также страдает от подобных явлений в результате длительной эксплуатации.

В термостате же скапливаются частички, которые не позволяют подвижному элементу устройства двигаться, его заклинивает.

  1. Замена патрубков и термостата решает проблему перегрева. Но если перегрев случается по этим причинам, то скорее всего просто истек срок эксплуатации того или иного элемента. Другое дело — некорректная эксплуатация.
  2. Мотор не рассчитан на работу с перегрузкой, например, при буксировке либо на холостом ходу. В таких случаях нагревание происходит настолько быстро, что температура интенсивно поднимается выше нормы. Ресурса системы охлаждения недостаточно, в результате чего мотор перегревается.
  3. Некорректная регулировка системы впрыска и зажигания на заводе либо после ремонта приводит к тому, что нарушается процесс сгорания горючей смеси. Отработанные газы на выходе получаются горячее, чем это нужно, в результате чего температура узла повышается. Страдает не только двигатель, но и карбюратор.

Слишком горячие газы на выходе из камеры сгорания становятся причиной прогорания выпускного клапана, что также ведет к перегреванию.


Вернуться к оглавлению

Как бороться с неисправностями системы охлаждения

Ремонт в большинстве случаев состоит в замене деталей. Находим причину поломки, после чего заменяем неисправную деталь.

  1. Постоянное понижение уровня ОЖ в бачке. Если протекает тосол, нужно провести проверку патрубков системы охлаждения и термостат, какая-то из этих деталей имеет повреждения, замените неисправную на новую.
  2. Возможно, из строя вышел датчик температуры возле блока цилиндров, проверьте его контакты, переподключите. Если не помогло — замените датчик.
  3. Иногда в радиаторе образуется воздушная пробка, которая не дает ОЖ передвигаться по каналам. Как выгнать воздух из системы охлаждения? Прогрейте радиатор и прощупайте рукой в перчатке его тело. Если в каких-то местах он холодный, значит там пробка. Нам понадобится верхний патрубок (шланг), который ведет к радиатору. Заливаем полный бачок тосола, включаем двигатель. Патрубок нужно слегка отгибать, воздух понемногу будет выходить сам. Чтобы воздушная пробка в системе охлаждения пропала, потребуется очень аккуратно проделывать эту процедуру. Воздух выйдет, когда из патрубка польется тосол, а сама трубка нагреется.
  4. Если причина в прокладке головок блока цилиндров, вы можете не сразу обнаружить неисправность. Количество ОЖ в бачке будет постепенно уменьшаться, что практически незаметно. Одним из признаков этой неисправности будет мутный цвет масла, который возникает после того, как тосол попадает в поддон картера.

Отремонтировать подобную неисправность можно таким образом:

  • найдите карбюратор, от которого следует отключить контакты и тросики газа;
  • отключается тросик воздушной заслонки;
  • извлекаются патрубки;
  • снимается трамблер;
  • откручиваются 3 болтовых крепления распределителя ГБЦ;
  • сливается жидкость охлаждения;
  • снимаем все, что мешает добраться до прокладки;
  • крышка снимается после того, как вы открутите 2 гайки и головку;
  • демонтируется старая прокладка, затем устанавливается новая, после чего производится сборка в обратном порядке.

Это самые простые варианты борьбы с неисправностями, которые приводят к перегреву движка ВАЗ 2109.

Более сложный ремонт лучше проводить на СТО. Если вы на ходу заметили, что температура ОЖ возросла до 120ºС, единственный способ охладить двигатель — свернуть на обочину и выключить движок при первой же возможности.

Система охлаждения двигателя ВАЗ-2109

Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией

Герметичность системы  обеспечивается  впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка

Выпускной клапан поддерживает давление в системе на горячем двигателе (за счет этого повышается температура кипения жидкости, уменьшаются паровые потери), он открывается при давлении около 1,1 кг.см.г.

Впускной клапан открывается при понижении давлении в системе относительно атмосферного на 0,03-0,13 ктс/см3 (на остывающем двигателе)

Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора

Насос охлаждающей жидкости лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода распределительного вала

Корпус насоса — алюминиевый валик вращается в двухрядном подшипнике с «пожизненным» запасом смазки

Наружное кольцо подшипника стопориться винтом.

На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний — крыльчатка.

Расстояние от привалочной поверхности и крышки насоса до наружного торца шкива должно быть 52 ± 0,5 мм, а до наружного (обращенного к блоку) торца крыльчатки — 39,8±0.1 мм

К противоположному торцу крыльчатки прижата упорное кольцо из графитосодержащей композиции, под которым находится сальник.

При выходе насоса из строя рекомендуется заменять его в сборе

Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с твердым термочувствительным элементом

На холодном двигателе клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор.

На двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083 малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева дроссельного узла карбюратора (на двигателях с полуавтоматом пуска — и жидкостную камеру полуавтоматического пускового устройства)

На двигателе -2111 жидкость подается к отопителю и блоку подогрева дроссельного узла.

При температуре 87±2°С клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок.

При этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор.

При температуре около 102°С основной клапан полностью отрывается, а байпасный — закрывается, и вся жидкость циркулирует через радиатор

Ход основного клапана должен составлять не менее 8 мм.

Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый — с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглым алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами.

Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой: Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку

Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний

Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводной трубки.

Электровентилятор радиатора на двигателях ВАЗ-2108. -21081, -21083 включается датчиком-выключателем, ввернутым в правый бачок радиатора.

Его контакты замыкаются при температуре 99±3°C, а размыкаются при 94±3°С

На автомобилях, выпущенных до 1998 г (со старым блоком предохранителей), устанавливался другой датчик (ТМ-108), управляющий электродвигателем вентилятора через реле 113.3747 в монтажном 6локе

На двигателе -2111 вентилятор включается по сигналу электронно-го блока управления двигателем (через реле)

Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости в верхней его части выполнен штуцер для пароотводяшего шланга радиатора системы охлаждения двигателя.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели.

В выпускном патрубке двигателя -2111 установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем

При перегреве двигателя блок управления включает сигнализатор «Проверьте двигатель» в комбинации приборов.

Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *