Пропан-бутановое и метановое ГБО — Автоновости дня
- Тюнинг
07 августа 2017, 13:19 Редакция «Автоновостей дня»
Экономия, снижение износа деталей моторной группы, исключение детонации, увеличение пробега без дозаправки – вот преимущества, на которые вы можете рассчитывать, установив на свой автомобиль комплект газобаллонного оборудования. Остается лишь понять, какое ГБО лучше выбрать: пропан-бутановое или метановое? Принять правильное решение помогут эксперты по установке ГБО на авто из компании Газпарт.
Тороидальный газовый баллон. Фото BungoraОбщие сведения о пропан-бутане и метане
Пропан является продуктом нефтепереработки. Он не имеет цвета и запаха, и смешивается с бутаном для повышения октанового числа (102–105). Смесь хранится в компактных и нетяжелых емкостях в сжиженном виде под давлением не более 15 атм.
Читайте также:
ЗМЗ вернул в свой каталог легендарный мотор V8Метан представляет собой природный газ (октановое число: 110–120).
- Хранится в емкости под давлением в 270 атмосфер в газообразном виде.
- Емкости для метана гораздо тяжелее и больше по размерам, чем в предыдущем случае.
- Заправка этим газом – небыстрый процесс. На то, чтобы заполнить баллон до нужного объема, уходит порядка 40 минут.
Как было отмечено, названные виды топлива не имеют запаха. Для определения факта утечки в них добавляют специальные вещества (одоранты).
Расход топлива на 100 км
Расход на 100 км пробега по трассе:
- Пропан-бутан – 10–11 л.
- Метан – 9–10 м куб.
Сравнительно с бензином, расход первой в списке смеси выше примерно на 8–10% (при использовании ГБО 4 поколения не более 5%). Что касается метанового топлива, здесь затраты примерно такие же, как и у бензина. С учетом того, что газ стоит значительно дешевле, экономия достигается в обоих случаях.
Безопасность
Каждый автовладелец, решивший оснастить свой автомобиль газотопливным комплектом, непременно задается вопросом: насколько это безопасно? Попробуем разъяснить этот нюанс:
- Температура воспламенения обоих газов выше, чем бензина, поэтому риск возгорания при контакте с горячим мотором отсутствует.
- Метановые баллоны отличаются высокой прочностью, их практически невозможно повредить.
- Пропан-бутановые баллоны более уязвимы, поэтому за их состоянием нужно следить.
- Для окружающей среды газ гораздо менее вреден, чем бензин.
Чтобы все было в порядке, достаточно следовать 3-м простым правилам:
- Перед началом движения убедиться в отсутствии запаха газа.
- Проверить, насколько прочно баллон соединен с трубопроводом.
- Не забывать проводить плановый техосмотр.
Так какое ГБО лучше выбрать?
Существует такая статистика:
- Около 70% транспортных средств, на которых установлен комплект газобаллонного оборудования, ездят на пропан-бутане.
- На остальные 30% приходится метановое ГБО.
Если у вас легковая машина, то логичнее остановиться на первом варианте. Если же речь идет о коммерческом автомобиле с большим объемом двигателя, то целесообразнее выбрать метан. В целом же установка газотопливной системы актуальна для всех водителей, которые регулярно пользуются автомобилем.
Подпишитесь на нас: Новости, Дзен, Google Новости, Telegram, ВКонтакте
Читайте также
Октановое число пропана — статьи в сфере автономной газификации и газоснабжения Укравтономгаз
04 ноября, 12:09
Пропан или бензин?
В последнее время Обилие Автолюбителей стали все чаще задаватися этим питания, когда речь идет о выборе топливо. Безусловно, пропан-бутановая смесь гораздо дешевле, чем бензин, но, с другой стороны, модернизация автомобиля и установка газового оборудования також требующая затрат.
Для того, чтобы Принять правильное решение, и патенты, учесть все плюсы и минусе, виходячи с конкретной ситуации, после этого сделать выбор будет легче, а все расходы будут Оправдание.
Итак, переход с бензина на газ будет Выгодный в следующих случаях:
- если ваш автомобиль достаточно «ненажерливий» — к этой категории можно отнести транспортные средства, которые расходует 10 и более литров на 100 км;
- если машина является основным видом транспорта и е ее регулярно заправляете;
- если вы планируете использовать авто в течение как минимум трех ближайших лет.
Важливо понимать, что достигнуть Бажанов результата можно только в том случаи, если модернизацией занимается профессиональный техник в сервисном центре. Невзирая на те, что переоборудование автомобиля на газ не является сверхсложной задачей, кожные модель имеет определенные особенности, которые нужно учитывать.
Обращение к профессионалу також позволить сделать автомобиль безопасным, двигатель НЕ Потеря свою мощность а свободное место, Пожалуйста необходимо для установки газового баллона, будет Использованы рационально.
Что такое октановое число?
Чаще всего одним из аргументов для перехода на газ является более высокое октановое число пропан-бутановой смеси по сравнению с бензином. Поводом подробнее разобраться в данной питанни стало мнение пользователей, что пропан-бутан более опасен и легко воспламеняющимися Вещества, чем бензин. В качестве аргумента приводили случаи занимаемой автомобилей после модернизации, а также сбоев в работе двигателя.
Итак, что же такое октановое число? Если вирити научным Исследований, это Показатель устойчивости топливо к детонации Влияние высокого давления. Как известно, Горючие вещества в том числе топливные смеси, которые Используют в двигатель внутреннего сгорания, имеет ют свойство к самовозгоранию в условиях высокого давления. Самый высокий уровень во всей системе — в цилиндр двигателя, и чем более его мощность том более тисках.
Октановое число пропан-бутановой смеси ставить 108 единиц, в тому времени как показатель бензина — 98. То есть устойчивость к детонации в условиях высокого давления вище саме в пропана, причем разница ставить около 10%.
Виходячи с этих данных, становится понятно, что в условиях правильного Подключение и полного Функционирование топливной системы автомобиля газ более Безопасный и переоборудование Вполне виправдано.
В чем причины аварийных ситуаций?
Так как вопрос безопасности всегда важнее, чем экономия в перспективе, необходимо понимать возможные причины, по которым могут возникать аварийные ситуации после переоборудования автомобиля на газ.
Основных причин три, и они достаточно очевидны:
- выбор оборудования низкого качества — безусловно, всегда хочется сэкономить, поэтому многие автолюбители устанавливают более дешевое оборудование с целью быстрее компенсировать затраты на модернизацию;
- обращение к непрофессиональным техникам — народные умельцы, которые могут сделать «как на СТО, только дешевле», есть всегда. Однако ошибки при проведении работ часто является причиной сбоев в работе двигателя и топливной системы;
- покупка некачественного топлива — для сравнения с бензином мы брали показатели качественной пропан-бутановой смеси. При покупке топлива в непроверенных поставщиков всегда есть риск того, что показатели его продукта далеки от идеала.
Весь смысл сводится к тому, что любые технические работы, тем более, если речь идет о системах, которые непосредственно повязкам связанные с горючими смесями, должны проводиться в надлежащих условиях профессионалами.
Метан или пропан?
Похожие вопросы возникают при выборе ресурса для газификации жилых и коммерческих помещений. Если брать в качестве сравнения тот же октановое число, то в метана (природный газ) и пропана оно примерно одинаковое.
Однако, существует ряд преимуществ установки систем автономной газификации, которые работают именно на пропане:
- автономность — основная характеристика, которая позволяет обеспечить необходимыми услугами жилое или коммерческое помещение, которое находится в месте, где подключение к магистрали невозможно из-за ее отсутствие или низкое давление. Также позволит избежать перебоев, связанный с авариями в общей сети
- эффективность — используется более новое оборудование, которое способно использовать ресурс более рационально;
- экономичность — нет установленных отопительных и не отопительных сезонов, пользователь всегда самостоятельно устанавливает уровень потребления газа.
Также отсутствует давление со стороны монополистов, которые повышают тарифы на газ — клиент может сам выбирать поставщика топлива.
Разработав и внедрив индивидуальный проект однажды, можно обеспечить качественной услугой себя, свою семью «ю или предприятие.
Покупка пропан-бутановой смеси: как выбрать поставщика?
Наиболее рациональным выбором будет покупка топлива в большой компании, которая способна не только поставлять самую смесь, но и установить газовую систему, а также обеспечить ее обслуживание и ремонт в полном объеме.
ПОЧЕМУ ВСЕ БОЛЬШЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ПЕРЕХОДИТ НА ПРОПАН-БУТАН? СМОТРИТЕ ВИДЕО ООО «УКРАВТОНОМГАЗ»!
Во-первых, у таких поставщиков всегда больше ресурсов, а значит, вы сможете получить качественные и своевременные услуги. Во-вторых, пользуясь услугой в комплексе, вы всегда сможете получить более выгодную цену на топливную смесь.
Такой компанией является «УКРАВТОНОМГАЗ» — мы предоставляем полный спектр услуг по газификации различных по назначению и площади в объектов, а также обеспечиваем обслуживание и заправку газопотребляющего оборудования.
типов топливных молекул — метан, этан, гексан, октан
Что такое топливо?
Топливо – это любой материал, способный реагировать
с кислородом для высвобождения энергии из потенциальной формы в пригодную для использования форму. Там
много разных видов топлива. К твердым видам топлива относятся уголь,
дрова и торф. Все эти виды топлива горючи, они создают огонь и тепло.
Уголь — это ископаемое топливо, добываемое из-под земли при добыче полезных ископаемых. Это легко воспламеняющееся
черная или коричневато-черная порода. Он состоит в основном из углерода и углеводородов, а также
различные другие элементы, включая серу.
К нетвердым видам топлива относятся нефть и газ (оба вида топлива имеют различные разновидности).
Нефть — это общий термин для жидкостей, которые не смешиваются с водой. Название происходит от латинского oleum для оливкового масла. В Соединенных Штатах, нефть упоминается преимущественно как нефть. Например, «дефицит нефти». будет означать неадекватное снабжение нефтью, а не кулинарным или минеральным маслом. Нефть часто используется в политике и СМИ, когда речь идет о зависимости. на «иностранной нефти» или нефти, импортируемой из других стран.
Сырая нефть нефть состоит из смеси нефтяных жидкостей и газов (вместе с сопутствующими примеси), откачиваемые из-под земли через нефтяные скважины.
Нефть (от латинского petrus – камень и oleum – масло) или минеральное масло представляет собой густую темно-коричневую или
зеленоватая горючая жидкость, которая в определенных точках существует в верхних слоях
земной коры. Он состоит из сложной смеси различных углеводородов, в основном
метанового ряда, но могут сильно различаться по внешнему виду, составу и свойствам.
Натуральный газ, который составляет около 80% метана, с различными пропорциями этана, пропана и бутана, и используется как топливо.
Топливо не обязательно горючее.
Например, в ядерной реакции произойдет деление топлива. Это по-прежнему обеспечивает
полезный источник энергии, но не путем сжигания. Кроме того, в звездах (и нашем солнце),
водород является топливом для ядерного синтеза. В организме большинства животных
источниками топлива являются углеводы, жиры, белки, которые обеспечивают энергию для мышц.
Метан | Этанол |
Этан | Метанол |
Бутан | Декан |
Гексан | Октан |
Пропан | Пентан |
КАКИЕ КУЛИНАРНЫЕ ШКОЛЫ В АМЕРИКЕ САМЫЕ ЛУЧШИЕ?
——
КОЛЛЕДЖИ С ПРОГРАММАМИ ПИЩЕВОЙ НАУКИ
AMF
Сжиженный нефтяной газ является зрелым, но достаточно нишевым альтернативным топливом, которое можно использовать в специальных двигателях с искровым зажиганием или в качестве вспомогательного топлива в двухтопливных двигателях с воспламенением от сжатия вместе с дизельным маслом. . СНГ представляет собой смесь пропана и бутана и является побочным продуктом газовой и нефтяной промышленности. Использование СНГ на транспорте сосредоточено в нескольких странах (Корея, Турция, Россия и Польша) и в основном используется в двухтопливных автомобилях малой грузоподъемности.
Регулируемые выбросы зависят от типа автомобиля (OEM или модифицированный, двухтопливный или специализированный, тип впрыска, возраст и т. д.), но при правильном проектировании в современных автомобилях можно добиться несколько лучших характеристик выбросов по сравнению с бензиновыми. По сравнению с дизельным топливом можно получить более низкие выбросы NOx и твердых частиц, в то время как выбросы CO и HC обычно выше при использовании сжиженного нефтяного газа (аналогично бензину). По сравнению с природным газом показатели выбросов хуже, но его распределение и хранение проще.
- Стандарты и типовые свойства
- Двигатели
- Инфраструктура
- Выбросы выхлопных газов
Общие сведения
Сжиженный нефтяной газ (LPG), также известный как автомобильный газ, является широко используемым альтернативным топливом.
В 2010 году сжиженный газ использовался для питания более 17 миллионов автомобилей по всему миру. Немногим более 9% мирового потребления СУГ используется на транспорте. (WLPGA). Остальная часть сжиженного нефтяного газа используется, например, для обогрева помещений и воды, приготовления пищи, производства электроэнергии и во многих промышленных процессах. Использование автомобильного газа сконцентрировано на небольшом количестве рынков: на Корею, Турцию, Россию, Польшу и Италию в 2010 году приходилось половина мирового потребления, а на первую десятку стран — 75 %.
Рисунок 1. Использование сжиженного нефтяного газа на транспорте (WLPGA).
Стандарты и типичные свойства
СНГ состоит в основном из пропана (C 3 H 8 ) и бутана (C 4 H 10 ), которые легко сжижаются при умеренном давлении. В таблице 1 перечислены основные топливные свойства СНГ (в виде пропана/бутана). Химический состав СУГ варьируется в зависимости от места и времени года. Например, СНГ, продаваемый в Нидерландах, содержит в среднем 60% пропана и 40% бутана, но в северных регионах, таких как Канада, США или Швеция, СНГ состоит в основном из пропана. При низких температурах давление паров бутана настолько низкое, что он не выходит из бака. Сжиженный нефтяной газ, используемый на транспорте, должен содержать как можно меньше олефинов (таких как пропен). Олефины имеют низкое октановое число и, как известно, вызывают нагар в двигателях.
ISO имеет два стандарта для нефтепродуктов LPG, но они в основном предназначены для международной торговли, а не специально для использования в транспортных средствах (ISO 8216-3 и ISO 9162). Стандарт ASTM 1835 для сжиженных нефтяных газов охватывает четыре основных типа сжиженного нефтяного газа для использования в таких областях, как бытовое и промышленное отопление, а также в качестве моторного топлива. Стандарт CEN EN 589 «Автомобильное топливо — СНГ — Требования и методы испытаний» распространяется на использование СНГ в качестве автомобильного топлива. Существуют и другие стандарты для автомобильного СНГ. (Ренлунд 2008). Последняя версия — EN 589.:2018 + А1:2022. Выбранные свойства и требования к сжиженному газу перечислены в таблице 1.
Таблица 1. Примеры свойств и требований к сжиженному газу. Полные требования и стандарты можно получить в соответствующих организациях.
| LPG пример a | Стандартный пример 2022 |
Формула | х%, С 3 Н 8 х%, С 4 Н 10 |
|
Молекулярная масса, г/моль | 44 – 58 |
|
Углерод/водород/кислород, мас.% | 82 – 83/17 – 18/0 |
|
Применимые коэффициенты сжатия | 11 – 13 |
|
|
|
|
Плотность жидкости при 20 °С, кг/дм 3 | 0,5 – 0,58 |
|
Температура кипения, °С | -42 — -0,5 |
|
|
|
|
Октановое число по исследовательскому методу (RON) | 94 – 112 |
|
Октановое число двигателя (МЧ) | 89 – 98 | ≥89,0 |
|
|
|
Давление паров смеси при 20 °С, кПа* | 210 – 810 |
|
|
|
|
Теплотворная способность LHV, МДж/кг | 44 – 46 |
|
Теплотворная способность LHV, МДж/л | 23 – 26 |
|
ВТС, МДж/кг | 48 – 50 |
|
Теплота парообразования при 20 °С, кДж/кг | 358 – 372 |
|
Температура самовоспламенения, °С | 365 – 470 |
|
Пределы воспламенения, топливо в воздухе, об. |
|
|
Стехиометрическое соотношение воздуха и топлива | 15,4 |
|
Сумма диенов, %(м/м) |
| ≤0,5 |
1,3-бутадиен, %(м/м) |
| ≤0,09 |
Содержание пропана, %(м/м) |
| > 20 |
Сероводород |
| отрицательный |
Содержание серы общее, мг/кг |
| ≤30 |
Коррозия медной полоски (1 ч при 40 °C) |
| Класс 1 |
Остаток после испарения, мг/кг |
| ≤60 |
Манометр пара при 40 °C b |
| ≤1550 |
Содержание воды |
| проход |
Запах |
| Неприятный и отличительный при 20% LFL |
a Различное соотношение бутан/пропан, напр. 70 % пропана и 30 % бутана до 100 % пропана [IEA 1999].
Для некоторых параметров были найдены только отдельные данные для 100% пропана и 100% бутана.
b Кроме того, мин. 150 кПа для нескольких марок при разных температурах.
Совместимость
Двигатели
Подобно природному газу, сжиженный нефтяной газ легко образует гомогенную смесь с воздухом. В сочетании с относительно простой химической структурой СНГ он сгорает чисто и хорошо подходит для двигателей с искровым зажиганием. Для двигателей с воспламенением от сжатия (дизелей) СНГ не подходит в качестве единственного топлива.
Транспортные средства, работающие на сжиженном нефтяном газе, доступны как автомобили OEM, так и в качестве модифицированных автомобилей. Как правило, автомобили OEM работают лучше, чем модифицированные автомобили. СНГ используется в основном в двухтопливных автомобилях, которые заводятся на бензине. Двигатели с искровым зажиганием, работающие на бензине, можно довольно легко преобразовать в двигатели, работающие на сжиженном нефтяном газе или на двухтопливных двигателях, путем замены топливной системы или добавления параллельной топливной системы для сжиженного нефтяного газа. Жидкий или газообразный СНГ последовательно впрыскивается во впускные каналы двигателя. Комплект LPG можно установить практически на все автомобили с бензиновым двигателем. Усовершенствованные автомобили, работающие на сжиженном газе, имеют лямбда-регулирование, что обеспечивает хорошую работу катализатора. (Вербеек и др., 2008).
В двигателях с искровым зажиганием для сжиженного нефтяного газа обычно используются те же степени сжатия, что и для бензина, хотя октановое число сжиженного нефтяного газа (112 для пропана, 94 для бутана) выше, чем у бензина. Это связано с тем, что температура сгорания выше при использовании сжиженного нефтяного газа, что снижает предел детонации, особенно при высоких нагрузках двигателя. Исключением являются двигатели, в которых СНГ впрыскивается в жидком виде. В двухтопливных автомобилях верхний предел степени сжатия ограничивается бензином. КПД двигателей, работающих на сжиженном газе, аналогичен бензиновым двигателям.
Когда дизельные двигатели, обычно используемые в автобусах и грузовиках, переводятся на использование сжиженного нефтяного газа, необходимо добавить искровое зажигание. Кроме того, необходимо уменьшить степень сжатия, изменить форму камеры сгорания и, конечно же, заменить всю топливную систему. Однако также возможно использовать СНГ в дизельных двигателях в качестве вспомогательного топлива, аналогичного метану. В так называемых газодизельных двигателях дизель необходим в качестве топлива для зажигания, а газ может быть основным топливом. Газодизельные двигатели работают по дизельному процессу и имеют хорошую энергоэффективность. Двухтопливный газ-дизель сложнее и труднее контролировать в переходных режимах, чем газовые двигатели с искровым зажиганием.
Инфраструктура
Основное различие между обычным топливом и сжиженным нефтяным газом заключается в хранении, поскольку сжиженный нефтяной газ является газообразным при комнатной температуре и атмосферном давлении. Таким образом, резервуары под давлением необходимы как на заправочных станциях, так и в транспортных средствах.
По сравнению с природным газом распределение сжиженного нефтяного газа проще, а заправочные станции значительно дешевле из-за того, что сжиженный нефтяной газ находится в жидком состоянии уже при умеренном давлении. На заправочные станции сжиженный газ обычно перевозят автоцистернами, давление в которых не превышает 25 бар. В транспортных средствах используются стационарные напорные баки с уровнями давления, как правило, в диапазоне 5–15 бар (с предохранительным клапаном, установленным на 25 бар). Из-за герметичной конструкции баки для сжиженного нефтяного газа несколько дороже, тяжелее и требуют больше места, чем баки для бензина или дизельного топлива.
Необходимое давление, однако, составляет лишь около одной десятой от необходимого для сжатого природного газа. Объемная энергоемкость сжиженного нефтяного газа ниже, чем у бензина или дизельного топлива (около 70% от дизельного топлива). Кроме того, дизельный процесс также более эффективен, чем цикл Отто. Следовательно, объем баков для сжиженного нефтяного газа в транспортных средствах должен быть примерно в два раза больше, чем у дизельных транспортных средств, для преодоления того же расстояния.
Выбросы выхлопных газов
Сертификация и требования к выбросам автомобилей, работающих на СНГ, различаются (Verbeek 2008). Расход топлива и CO 2 Выбросы при использовании сжиженного нефтяного газа обычно такие же или немного ниже, чем при использовании бензина. По сравнению с дизельными двигателями газовый двигатель на 10–15% менее эффективен при работе в оптимальном диапазоне. На практике преобладает доля частичной нагрузки, поэтому «реальная» разница по сравнению с дизелем может быть выше.
В исследовании Tasic et al. (2011) выбросы бензина и сжиженного нефтяного газа сравнивались с использованием современного Opel Zafira с четырехцилиндровым двигателем Ecotec объемом 1800 куб.см в качестве тестового автомобиля. Он был переоборудован с помощью комплекта Landi Renzo для работы на сжиженном нефтяном газе. Результаты показали, что выбросы при использовании сжиженного нефтяного газа были явно ниже, чем при использовании бензина. Согласно измерениям TNO (Голландская организация прикладных научных исследований), регулируемые выбросы автомобилей, оборудованных LPG OEM, обычно эквивалентны или ниже выбросов автомобилей, работающих на бензине (Рисунок 2, Таблица 2, Verbeek et al. 2008). Дизельные автомобили выбрасывают меньше CO, HC, NH 9Выбросы 0104 3 и CO 2 по сравнению с газом, тогда как другие выбросы от автомобилей, работающих на газе, были ниже, чем от дизельного топлива. Выбросы твердых частиц дизельными автомобилями были выше по сравнению с автомобилями, работающими на сжиженном газе. Вербек и др. (2008) также изучали нерегулируемые выбросы автомобилей, работающих на СНГ (полиароматические углеводороды, альдегиды и отдельные углеводороды). В целом воздействие СНГ на горячий двигатель на здоровье человека было очень низким. Двухтопливные автомобили, работающие на сжиженном нефтяном газе, обычно начинают с бензина. Поэтому во время холодного запуска и прогрева поведение автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе, похоже на поведение бензиновых автомобилей (Hendriksen 2003, Verbeek 2008).
Рисунок 2. Выбросы автомобилей, работающих на сжиженном газе, по сравнению с автомобилями, работающими на бензине. Бензин = 100%. (Хендриксен, 2003).
Таблица 2. Пример выбросов от автомобилей, работающих на бензине, дизельном топливе и сжиженном нефтяном газе.
Модернизированные автомобили, работающие на сжиженном газе, давали более высокие выбросы, чем автомобили, оборудованные сжиженным газом, хотя производительность комплектов для модернизации улучшилась уже в 2003 году (Hendriksen 2003, Verbeek 2008).
Aakko and Nylund (2003) изучали различные альтернативные виды топлива при нормальных температурах +5 и -7 °C. Автомобиль LPG в этом исследовании был прототипом. Автомобиль, работающий на сжиженном нефтяном газе, производил больше CO, HC и NO 9.0104 x выбросов, чем у автомобилей с бензиновым двигателем (рис. 3). По сравнению с автомобилем, работающим на дизельном топливе, LPG показал более низкие выбросы NO x и твердых частиц. Выбросы формальдегида у автомобиля, работающего на сжиженном газе, были выше, чем у автомобиля с бензиновым двигателем, но на том же уровне, что и у автомобиля с дизельным двигателем. Выбросы CO, HC и отдельных углеводородов существенно увеличились при низких температурах по сравнению с нормальной температурой, аналогично бензиновым автомобилям. В исследовании Nylund et al. (1996) Автомобиль, работающий на сжиженном газе, показал низкий уровень выбросов в любых условиях по сравнению с бензиновыми и дизельными автомобилями того времени.
Рисунок 3. Регулируемые выбросы при использовании дизельного топлива (TDI, IDI), бензина (MPI, G-DI), E85, CNG и LPG. (Аакко и Нилунд, 2003).
Ссылки
Аакко, П. и Нилунд, Н.О. (2003) Выбросы твердых частиц при умеренных и низких температурах с использованием различных видов топлива. IEA/AMF Задача 32. Отчет по проекту PRO3/P5057/03. EN 589:2008+A1:2012, JRC (2007) Анализ будущего автомобильного топлива и силовых агрегатов Well-to-Wheels в европейском контексте, отчет WELL-to-WHEELS, версия 2c, март 2007 г.
JRC (2008) Анализ будущего автомобильного топлива и силовых агрегатов Well-to-Wheels в европейском контексте, отчет TANK-to-WHEELS, версия 3, октябрь 2008 г.