Приводы передних колес ВАЗ-21213 Лада Нива, ВАЗ-21214 устройство
Передний и задний мост
Auto
Крутящий момент на передние колеса ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4 передается от редуктора переднего моста через правый и левый приводы передних колес. Оба привода одинаковы по конструкции. Каждый привод передних колес ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4 состоит из вала и двух шарниров равных угловых скоростей (ШРУС), установленных на его шлицевых концах.
Приводы передних колес ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4, устройство, конструкция, особенности эксплуатации, наименование и каталожные номера деталей привода.
Соединение вала с шарнирами — шлицевое. От продольного перемещения вал зафиксирован в шарнирах упорным и стопорным кольцами. Шлицевый хвостовик наружного шарнира соединен со ступицей колеса и закреплен гайкой подшипников. А внутреннего — с полуосевой шестерней в переднем мосту.
Каждый шарнир состоит из:
— Корпуса.
— Сепаратора.
— Внутренней обоймы.
— Шести шариков.
Шарики размещены в канавках корпуса и обоймы. В наружном шарнире эти канавки выполнены по радиусу, за счет чего он может передавать крутящий момент под углом. Тогда как во внутреннем шарнире канавки прямые, что позволяет деталям перемещаться в продольном направлении (привод удлиняется или укорачивается). Это необходимо для компенсации взаимных перемещений подвески и силового агрегата.
Устройство приводов передних колес ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4.
Наименование и каталожные номера деталей привода передних колес ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4.
Внутри обоймы выполнено шлицевое отверстие для соединения с валом привода. Детали каждого шарнира изготовлены с высокой точностью. Шарики одной сортировочной группы подбираются индивидуально для каждого шарнира. Поэтому недопустимо заменять отдельные детали, а перед разборкой следует отметить их взаимное расположение.
В шарнир перед сборкой заложена пластичная смазка ШРУС-4. Герметичность шарнира, непременное условие его надежной работы, обеспечивается защитным резиновым чехлом, который надет на корпус шарнира и вал привода и закреплен хомутами. Допускается использовать только специальные хомуты с гладкой внутренней поверхностью и без выступающих частей.
Чехол наружного шарнира дополнительно защищен пластмассовым кожухом. На корпуса внутреннего и наружного шарниров напрессованы грязеотражательные кольца. Заменять отдельные детали шарниров не допускается. За исключением чехлов, хомутов, кожухов, стопорных, упорных и грязеотражательных колец.
Особенности эксплуатации приводов передних колес ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4.
Шарниры приводов передних колес долговечны, их расчетный ресурс почти равен ресурсу автомобиля. Однако в эксплуатации их меняют или ремонтируют довольно часто. Такая работа достаточно дорогая и трудоемкая.
Чтобы серьезно сэкономить, регулярно проверяйте состояние защитных чехлов шарниров и немедленно заменяйте их при малейших повреждениях. Если в шарнир через поврежденный чехол попадет вода или пыль, он выйдет из строя через несколько сотен километров пробега. Герметичный шарнир привода передних колес изнашивается чрезвычайно медленно.
Лада Нива и Лада 4х4Статьи о классических внедорожниках УАЗ, ГАЗ, автомобили повышенной проходимости, SUV, кроссоверы, вездеходы, эксплуатация, ремонт, запчасти
Конструкция переднего моста ВАЗ-2121
Передний мост ВАЗ-2121 комбинированный. Он выполняет функции ведущего и управляемого мостов одновременно и имеет постоянный привод от раздаточной коробки
Передний мост автомобиля включает в себя: картер, главную передачу, дифференциал и привод передних колес.
Картер 4 переднего моста выполнен в виде неразъемного корпуса с развитой средней частью.
Он отлит из чугуна.
К средней части корпуса прикреплены крышки 1 и 21.
По бокам у корпуса имеются специальные фланцы для установки крышек 29 подшипников 28 корпусов внутренних шарниров привода колес, а также для кронштейнов крепления переднего моста.
Внутри картера переднего моста размещаются главная передача и дифференциал.
Главная передача и дифференциал переднего моста имеют такое же устройство, как у заднего моста, и детали их унифицированы.
Полуосевые шестерни на шлицах соединены с корпусами внутренних шарниров приводов передних колес.
Каждая из двух корпусов опирается на шариковый однорядный подшипник, установленный в гнезде редуктора.
Подшипники закрыты крышками, закрепленными на трех шпильках и уплотненными картонными прокладками.
Вместе с правой крышкой к редуктору крепится кронштейн переднего моста.
В правой верхней части корпуса редуктора запрессован сапун.
Причина неисправности — Способ устранения
Постоянный повышенный шум при работе переднего моста
Износ или неправильная регулировка подшипников дифференциала — Изношенные детали замените, отрегулируйте подшипники дифференциала
Неправильная регулировка, повреждение или износ шестерен или подшипников редуктора — Определите неисправность редуктора, отремонтируйте или замените редуктор
Недостаточное количество масла в картере моста — Восстановите уровень масла, проверьте, нет ли утечки масла в уплотнениях картера переднего моста
Износ или разрушение подшипника корпуса внутреннего шарнира — Замените подшипник
Шум при разгоне автомобиля и торможении двигателем
Неправильная регулировка зацепления шестерен главной передачи — Отрегулируйте зацепление
Неправильный боковой зазор в зацеплении шестерен главной передачи — Отрегулируйте зазор
Увеличенный зазор в подшипниках ведущей шестерни вследствие ослабления гайки крепления фланца или износа подшипников — Отрегулируйте зазор, при необходимости замените подшипники
Стук в начале движения автомобиля
Износ отверстия под ось сателлитов в коробке дифференциала — Замените коробку дифференциала и при необходимости ось сателлитов
Утечка масла
Износ или повреждение сальника — Замените сальник
Износ сальника корпуса внутреннего шарнира — Замените сальник
Ослабление крепления крышки подшипников корпусов внутренних шарниров или крышек картера, повреждение уплотнительных прокладок — Затяните гайки и болты, замените уплотнительные прокладки
ПРОЩАНИЕ С «НИВОЙ» МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР
Полноприводный внедорожник ВАЗ-2121 «Нива». Этот автомобиль стал настоящей сенсацией в отечественном автомобилестроении. Ее появлению предшествовали многочисленные слухи, домыслы и сплетни. Советскому автолюбителю, не избалованному качеством дорог, давно был нужен удобный легковой полноприводный внедорожник, который мог бы с одинаковым успехом передвигаться по всему асфальту и бездорожью. А в 1977 году с конвейера Волжского автозавода сошла первая серийная полноприводная «Нива».
Нельзя сказать, что до выхода «Нивы» в стране не было автомобилей. Был. Однако в основном это не гражданские джипы-автомобили, а военные внедорожники, предназначенные в первую очередь для использования в вооруженных силах. Конечно, некоторое количество этих машин попало в народное хозяйство, однако личных транспортных средств-вездеходов не наблюдалось.
Тем не менее советский автопром не раз предпринимал попытки создать комфортабельный легковой внедорожник. Так, в предвоенном 1938 году на Горьковском автозаводе был создан прототип первого советского легкового вездехода, предназначенного для высшего командования Красной Армии.
Машина, получившая наименование ГАЗ-61, была создана на базе «эмки» ГАЗ-11-73 с шестицилиндровым двигателем мощностью 85 л.с. Автомобиль был очень хорош на шоссе с полной нагрузкой на все колеса привод «М» развивал скорость до 107,5 км/ч, а проходимость у нее была такова, что в наши дни она вполне могла бы конкурировать на бездорожье с самыми «крутыми» современными грузовиками, джипами, внедорожниками. Серийное производство ГАЗ-61 было развернуто в начале 1941 года; это продолжалось до августа того же года. Многие из этих машин прошли войну; на ГАЗ-61 побывали такие выдающиеся советские генералы, как Жуков, Конев и Рокоссовский.
В послевоенные годы, с началом производства ГАЗ-М20 «Победа» вновь встал вопрос о создании комфортабельного вездехода — в основном для партийно-хозяйственного руководства сельской местности. Этот внедорожник, получивший название ГАЗ-М72, был создан на базе кузова «Победы» и агрегатов армейского вездехода ГАЗ-69. Машина должна была стать воплощением концепции комфортного внедорожника — об автомобилях зарубежных автомобильных фирм в то время даже не думали.
Полноприводный ГАЗ-М72 — гибрид армейский джип ГАЗ-69 легковой автомобиль Победа М-20 (1955 г.)
Экспериментальный «Москвич-416» на базе полноприводного автомобиля «Москвич-410Н» 1950-х гг.)
Отечественный комфортабельный внедорожник ВАЗ-2121 – первая собственная оригинальная разработка Волжского автозавода (1977 г.) С 16-дюймовыми колесами с удлиненными грунтозацепами (так теперь оснащалась полноприводная «Нива») автомобиль имел значительный дорожный просвет, что обеспечивало ему хорошую проходимость по грязи, песку, снегу, пашне и разбитым дорогам. Автомобиль выпускался мелкосерийно с 1955 по 1958 год. Жаль, что выпуск таких машин не получил должного развития для нашей страны, с ее бездорожьем эта машина была бы бесценна. С завершением выпуска «Победы» прекратилось и производство ГАЗ-М72.
Потребность в подобном вездеходе тем не менее не только сохранялась, но даже возрастала. В 1950-е годы рядовые автомобили «Москвичи» и «Победы», не обладающие вездеходными качествами, все чаще стали попадать в личную собственность горожан. В эти годы произошло массовое наделение горожан садово-дачных участков, которые, как правило, были отрезаны автомобильным транспортом от немногочисленных дорог с твердым покрытием.
Интересная попытка создания седана легкового внедорожника предпринята в этот период Московским заводом малолитражных автомобилей — МЗМА. В 1957 году на базе выпускавшейся в то время модели «Москвич-402» он разработал вездеход «Москвич-410», имевший два ведущих моста и оси подвески колес на продольных листовых рессорах. В трансмиссию включались двухступенчатая «раздаточная коробка» и шарниры равных угловых скоростей. Дорожный просвет автомобиля составлял 220 мм, как у современной «Нивы». Через год автомобиль оснастили более мощным 45-сильным двигателем и четырехступенчатой коробкой передач.
Автомобиль обладает завидной проходимостью, но, по мнению тех, кому довелось иметь этот «джип», обладал недостаточно жестким и прочным кузовом. Общий выпуск «Москвичей»-вездеходов нескольких модификаций составил около 12 тысяч машин; производство этих комфортабельных внедорожников было прекращено в 1960 году.
В конце 1950-х годов конструкторы МЗМА сделали попытку использовать агрегаты закрытого внедорожника «Москвич-410Н» для создания комфортабельного сельского джипа. «Москвич-416». Машина имеет рамную конструкцию, цельнометаллический трехдверный кузов с эффективным обогревом и надежной герметизацией дверей; дорожный просвет вездехода составлял 220 мм. К сожалению, выпуск автомобиля, который мог бы стать первым «гражданским» советским джипом, ограничился всего двумя десятками прототипов.
Ну а немногие счастливчики, ставшие обладателями полноприводных «Побед» и «Москвичей», смогли сменить свой потрепанный внедорожник на стандартный отечественный джип только в 1967 году — начало производства на Луцком автомобильный завод малолитражки луаз. Автомобиль разработан конструкторами Запорожского автомобилестроительного завода на базе опытного полноприводного автомобиля УС-049А; сначала он был доступен только с передним приводом, но в дальнейшем, с развитием производства ступиц для заднего привода и полноприводного варианта.
Силовая установка была рассчитана на выпуск 16 миллионов автомобилей в год — это было заметно даже для нашей страны с ее бескрайними просторами непроходимых грунтовок. Джип, отличавшийся хорошей проходимостью, обладал не слишком высокой надежностью — подвели «запорожские» агрегаты, которые были включены в его конструкцию.
Полноценный, надежный, массивный полноприводный автомобиль-джип появился в нашей стране только после того, как был построен гигантский Волжский автомобильный завод. Завод, рассчитанный на выпуск 660 тысяч автомобилей, вполне современный по тем временам, автомобили строились при техническом сотрудничестве с итальянской компанией FIAT — итальянцы передали нам оборудование, документацию по технологии производства и лицензию на производство FIAT-124.
Первая «копейка», как стало поздно называть автомобиля ВАЗ-2101, ВАЗ сошла с конвейера 19 сентября70. В первый же год работы КБ завода ВАЗ приступило к экспериментам с переднеприводными автомобилями. В итоге это позволило коллективу конструкторов во главе с В. Соловьевым спроектировать, построить, тщательно испытать и предложить в производство полноприводный автомобиль ВАЗ-2121 «Нива». Первая серийная «Нива» сошла с конвейера в апреле 1977 года.
Некоторые автомобильные историки утверждают, что гражданская Нива ВАЗ оказалась на конвейере случайно. Оригинальный джип проектировался для военных целей — как в далеких тридцатых, «командующим Советской Армии», но почему-то на момент запуска в серию этот джип был забракован армейскими специалистами. А поскольку свертывание почти налаженного производства грозило немалыми потерями, производство «Нивы» было «хорошим». Однако была сделана оговорка, что новая машина «предназначена главным образом для удовлетворения потребностей тружеников села».
Интересно, что ВАЗ-2121 «Нива» стала первой частной разработкой завода, опередив многие западные фирмы, в 1977 году серийных комфортабельных легковых джипов с постоянным полным приводом почти не было. «Нива» стала первым большим комфортным внедорожником с несущим цельнометаллическим закрытым кузовом.
Компоновка автомобиля ВАЗ-2121 «Нива»:
1 — фара головного света, 2 — передний габаритный фонарь с указателем поворота; 3 — домкрат; 4 — радиатор; 5 — мотор; 6 — расширительный бачок; 7 — воздушный фильтр; 8 — батарея; 9— рычаг блокировки дифференциала; 10 — рычаг переключения передач; 11 —рычаг вспомогательного редуктора; 12 — рулевая колонка; 13 — переднее сиденье; 14 — заднее сиденье; 15 — фонарь освещения номерного знака; 16—задние фонари; 17 — глушитель; 18— задний тормоз; 19 — рессора задней подвески; 20 — задний амортизатор; 21 — поперечина задней подвески; 22 — нижняя продольная тяга задней подвески; 23 — задний мост; 24 — топливный бак, 25 — резонатор; 26 — карданный вал заднего моста; 27 — бачок для жидкости гидротормоза; 28 — бачок сцепления; 29—раздаточная коробка; 30 — педаль сцепления; 31 — педаль тормоза; 32 — карданный вал переднего моста; 33 — рулевой механизм; 34— тормоз передний; 35 — рессора передней подвески; 36 — передний мост; 37 — боковой указатель поворота; 38 Бачок для жидкости омывателя лобового стекла
Геометрическая схема автомобиля-внедорожника ВАЗ-2121 «Нива»
9 0002 Геометрия удлиненная «Нива» ВАЗ-2131
Схема трансмиссии автомобиля ВАЗ-2121 «Нива»:
1 — внешний шарнир привода передних колес; 2— вал привода переднего колеса; 3 — внутренний шарнир привода переднего колеса; 4 — Картер механизма сцепления; 5 — коробка передач; 6 — промежуточный карданный вал; 7— задний мост; 8 — задний карданный вал; 9 — раздаточная коробка; 10 — передний карданный вал; 11 — передний мост
Органы управления и контроля джипа:
1 — выключатель освещения приборов; 2—рычаг переключения света фар; 3 — рычаг указателей поворота; 4— руль; 5 — панель приборов; 6 — рычаг включения стеклоочистителя; 7 — переключатель звукового сигнала; 8 — выключатель света стеклоочистителей; 9,11,19 — заглушки; 10 — прикуриватель; 12 — выключатель сигнализации; 13 — декоративная крышка; 14 — коробка передач; 15—рычаг ручного тормоза; 16 — рычаг вспомогательного редуктора; 17 — рычаг блокировки дифференциала: 18 — выключатель вентилятора отопителя; 20 — дроссельная заслонка; 21 —выключатель наружного освещения; 22—педаль тормоза; 23 — рычаг управления дроссельной заслонкой; 24— педаль сцепления; 25 — замок зажигания; 26 — держатель взрывателя; 27 — рычаг замка капота
Передняя подвеска
Задняя подвеска
До выпуска «Нивы» полноприводные отечественные автомобили оснащались либо шаровыми шарнирами равных угловых скоростей типа Bendix-Weiss, либо сухариками типа Tracta . На «Ниве» впервые в нашей стране были применены более компактные и прочные шаровые опоры типа Bierfield, предназначенные для автомобилей небольшой массы.
Автомат быстро завоевал популярность не только в нашей стране, но и за рубежом. Специалисты утверждают, что именно «Нива» стала прототипом полноприводных автомобилей SUZUKI VITARA и DAIHATSU ROCKY.
В середине 1990-х годов завод выпускал модернизированные варианты «Нивы» — ВА3-21213 с бензиновым двигателем повышенной мощности (78,9 л.с.) рабочим объемом 1690 см3 и двигателем ВАЗ-21214 с таким же мощность, оснащенная системой впрыска топлива; обе версии «Нивы» имели увеличенную заднюю дверь, порог которой располагался на уровне бампера, что облегчало погрузку и разгрузку автомобиля.
На базе обновленной «Нивы» освоен мелкосерийный выпуск длиннобазных вариантов джипа — у этих автомобилей расстояние между осями увеличено до 500 мм. ряд удлиненных машин выпускался в трехдверном исполнении, но Основная часть имеет пять дверей. Часть этих автомобилей выпускалась с двигателем объемом 1774 см3 мощностью 82,3 л.с.
Завод также выпускает ряд малогабаритных ГРУ-новичков-пикапов грузоподъемностью 0,3 т — с двухместной (ВА3-2328) и четырехместной (ВА3-2329) кабинами.
Конструкция автомобиля ВАЗ-2121 «Нива»
ВАЗ-2121 — полноприводный легковой автомобиль с колесной формулой 4×4, с закрытым трехдверным кузовом несущего типа и передний двигатель.
Двигатель рабочим объемом 1570 см3 мощностью 73 лошадиные силы вместе с картером сцепления и картером трансмиссии образует компактный силовой агрегат, крепящийся в автомобиле на резиновых подушках в трех точках.
Охлаждение двигателя — жидкостное. Водяной насос приводится от двигателя через клиноременную передачу; На валу насоса также закреплен шестилопастный вентилятор. Радиатор — трубчато-лопастной, в систему охлаждения также входит обогреватель кузова.
Выхлопная система имеет два последовательно установленных глушителя — резонатор и основной глушитель.
Система питания включает топливный бак, топливный насос, карбюратор и воздушный фильтр. Карб — падающий поток; он имеет две последовательно срабатывающие камеры, подогрев системы холостого хода, систему всасывания картерных газов в дроссельную заслонку, диафрагму ускорительного насоса, сетчатый фильтр на входе топлива в карбюратор и электромагнитный клапан холостого хода, жиклер в первичной камере. Топливный бак емкостью 42 литра расположен под задним сиденьем.
Трансмиссия состоит из сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, гребного винта, редуктора, шестерен переднего и заднего мостов с межколесными дифференциалами, полуосей ШРУСов передних мостов.
Сцепление сухое, однодисковое, с диафрагменной нажимной пружиной и гасителем колебаний на ведомом приводе. Сцепление гидравлическое, с главным и рабочим цилиндрами и расширительным бачком.
Трансмиссия — четырехступенчатая с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. Оптимальный подбор передаточных чисел коробки обеспечивает «Ниве» уверенное трогание с места, динамичный разгон и хорошую экономичность.
Раздаточная коробка — двухступенчатая, трехвальная с межосевым дифференциалом, с принудительной блокировкой. Это обеспечивает увеличение крутящего момента в 1,2 или 2,135 раза, а также блокировку дифференциала, для чего на туннеле пола кузова расположены два рычага раздаточной коробки.
«Нивы» три карданных вала: промежуточный, соединяющий редуктор с раздаточной коробкой; карданный вал переднего моста.
Длиннобазная Нива БА3-2131
На смену классической «Ниве» приходит новая модель CHEVROLET NIVA (2003 г.)
Главная передача, состоящая из пары конических шестерен со спиральными зубьями гипоидного зубчатого колеса, увеличивающими суммированную крутящий момент и передают его под прямым углом к полуоси. Передача крутящего момента от цилиндрической шестерни на ось осуществляется через конический дифференциал с двумя сателлитами.
Подвеска Подвеска состоит из узлов подвески передних и задних колес с амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости в передней подвеске и ступиц и колес с шинами.
Подвеска передняя независимая, рычажно-пружинная, с винтовыми пружинами, амортизаторы телескопические гидравлические двустороннего действия. Подвеска оснащена стабилизатором поперечной устойчивости и буферами сжатия, ограничивающими ход подвески.
Задняя подвеска состоит из пары цилиндрических пружин с телескопическими гидравлическими амортизаторами двустороннего действия, четырех продольных и одной поперечной штанги, двух буферов сжатия на концах балки заднего моста и одного центрального.
Рулевой джип состоит из рулевого механизма и рулевого привода. Картер червячной передачи рулевого механизма установлен на левом лонжероне кузова внутри моторного отсека. С противоположной стороны на правой боковой рейке находится кронштейн направляющего рычага.
Тормозная система «Нива» имеет два независимо работающих привода. Передние тормоза — дисковые, состоят из диска и подвижного суппорта с тремя блоками цилиндров. Задний барабан с самоустанавливающимися колодками, приводимый в движение одним цилиндром с двумя поршнями. Гидравлический тормоз состоит из двух независимых тормозных контуров передних и задних колес и приводится в действие от педали с вакуумным усилителем и главного тормозного цилиндра с двумя соосными поршнями.
Система зажигания классическая, состоит из катушки, распределителя с прерывателем, проводки высокого и низкого напряжения, свечей зажигания и замка зажигания. Цепь низкого напряжения, питающаяся от аккумулятора или генератора, замок зажигания, конденсатор, первичная обмотка катушки зажигания и прерыватель. Цепь вторичной обмотки высокого напряжения катушки зажигания, распределителя, высоковольтных проводов и свечей зажигания.
Несущий кузов автомобиля, трехдверный, цельнометаллический. Боковая дверь — с передней навеской, задняя подъемная, навешивается на две петли. В открытом положении задняя дверь удерживается газовыми упорами.
Капот открывается по ходу движения и запирается замком. Концы троса фиксируют рычагом с левой стороны под приборной панелью.
Сиденье переднее — раздельное, складное, регулируемое в продольном направлении. Задний диван складывается при добавлении грузового отсека.
Вагон оборудован системой вентиляции и обогрева кузова, состоящей из отопителя с двухскоростным вентилятором и кожухов-воздуховодов.
Технические характеристики автомобиля «Нива»
Сегодня мы прощаемся с ней — от классической «Нивы» — тяжелой, угловатой, далекой от современного автомобильного стайлинга, но в то же время поистине вседорожной, способной справиться практически с любой местностью, и , главное, вполне доступным.