что это такое и ее значения
Большинство автомобилей комплектуются свинцово-кислотными аккумуляторными батареями. Принцип действия свинцовых аккумуляторов заключается в обратимой химической реакции свинца и его окиси, расположенный в пластинах и раствора электролита. В качестве электролита используется водный раствор серной кислоты Плотность электролита показывает концентрацию (степень разбавленности) кислоты.
Содержание
- Что такое плотность электролита
- Какую плотность имеет электролит в аккумуляторах
- Зависимость плотности от степени заряженности
- Рекомендуемые значения плотности
- Коррекция плотности при смене сезона
- Выравнивание плотности
Что такое плотность электролита
Серная кислота и вода могут смешиваться в любых пропорциях. Понятие плотность электролита введено для того, чтобы показать, какое количество чистой кислоты содержится в единице объем электролита.
Смешивая кислоту с водой, получают промежуточные значения. Чем больше воды содержит раствор, тем меньшее значение плотности он имеет, поскольку концентрированная кислота гораздо тяжелее:
- дистиллированная вода – 1.00 г/см3;
- концентрированная серная кислота – 1.84 г/см3.
Какую плотность имеет электролит в аккумуляторах
Плотность электролита в аккумуляторе имеет определенные значения, которые существенны для нормального протекания химических реакций в процессе работы. В зимний период и летом концентрация кислоты должна иметь разные значения. Особенно это касается регионов с большими колебаниями температуры. Несоответствие плотности оптимальным значениям может привести к отрицательным последствиям:
- Низкая плотность:
- снижение КПД батареи из-за повышения внутреннего сопротивления;
- снижение емкости, так как свинец пластин не полностью вступает в реакцию из-за недостатка кислоты;
- вероятность замерзания при низких отрицательных температурах;
- Высокая плотность:
- Сульфатация пластин из-за образования крупных труднорастворимых кристаллов сульфида свинца;
- Осыпание пластин.
Важно! Плотность электролита в АКБ не является постоянной величиной. Это связано с тем, что во время разряда кислота из раствора реагирует с материалом пластин и ее концентрация падает. Во время зарядки происходит обратная реакция. Разность плотностей заряженного и разряженного аккумулятора составляет примерно 0.15 – 0.16 г/см3.
Таким образом, зная параметры электролита в полностью заряженном аккумуляторе, можно определить степень разрядки, не пользуясь измерительными приборами, а определив состояние электролита при помощи ареометра.
Измерения производят с учетом температуры, так как наблюдается сильная зависимость. Рекомендуемые значения относятся к измерениям при температуре от +20 до +30°С В других случаях поправки к измерениям должны иметь такие значения:
- от +31 до +45°С + 0.01 гр/см3;
- от +20 до +30°С + 0.00 гр/см3;
- от +5 до +19°С — 0.01 гр/см3;
- от +4 до -10°С — 0.02 гр/см3;
- от -11 до -25° -03 гр/см3;
- от -26 до -40° -04 гр/см3.
Зависимость плотности от степени заряженности
Для электролита автомобильного аккумулятора с нормальной плотностью 1.27 гр/см3 можно привести следующую зависимости от степени разряда батареи:
Плотность гр/см3 | Уровень заряда | Температура замерзания |
1.27 | 100%, | – 60°С; |
1.26 | 95%, | – 55°С; |
1.25 | 87%, | – 50°С; |
1.24 | 80%, | – 46°С; |
1.23 | 75%, | – 42°С; |
1.22 | 70%, | – 37°С; |
1.21 | 63%, | – 32°С; |
1.20 | 56%, | – 27°С; |
1.19 | 50%, | – 24°С; |
1.18 | 44%, | – 18°С; |
1.17 | 37%, | – 16°С; |
1.16 | 31%, | – 14°С; |
1.15 | 25%, | – 13°С; |
1.14 | 19%, | – 11°С; |
1. 13 | 13%, | – 9°С; |
1.12 | 6%, | – 8°С; |
В таблице плотности электролита приведена зависимость плотности и температуры замерзания. Приведенные данные показывают, что глубокий разряд батареи чреват ее замерзанием уже при температуре 8 — 16°С
Рекомендуемые значения плотности
Часто задаваемый вопрос – какая должна быть плотность электролита для лета и для зимы? Большинство производителей аккумуляторов рекомендуют придерживаться следующих значений плотности, в зависимости от минимальной зимней температуры. Важность контроля плотности электролита зимой связана не только с недопущением перемерзания электролита, но и повышением КПД батареи для успешного запуска непрогретого двигателя:
- от +6 до +4° 22 гр/см3;
- от +4 до -15° 24 гр/см3;
- от -4 до -15° 26 гр/см3;
- от -15 до -30° 28 гр/см3;
- от -30 до -50° 29 гр/см3;
Перечисленные значения справедливы для полностью заряженных батарей. Заливка электролита в новую батарею производится раствором меньшей концентрации – на 0.02 гр/см3. В процессе зарядки значение поднимется до необходимой величины.
Нормой плотности электролита в средней полосе принято считать 1.26 – 1.27 гр/см3.
Коррекция плотности при смене сезона
При большой разнице среднесуточных температур в летний и зимний период рекомендуется корректировать значение плотности. Процесс не представляет сложности, но опасен из-за агрессивности электролита.
Если машина храниться в гараже и эксплуатируется регулярно, то необходимость в коррекции не возникает, поскольку в результате длительных поездок батарея успевает зарядиться до нормального состояния и содержание кислоты не палает до критических значений.
Кратковременные поездки не способствуют нормальному заряду. Старые аккумуляторы имеют повышенные значения саморазряда, поэтому после длительного простоя плотность может упасть до недопустимых значений.
Электролит корректируется на полностью заряженном аккумуляторе. Важно знать, что в большинстве автомобилей с правильно отрегулированной системой регулировки напряжения, уровень заряда аккумулятора не превышает 80 – 90%. В зимнее время при наличии большого числа мощных потребителей (вентилятор печки, обогрев стекол и сидений, свет фар), это значение еще меньше. Для правильной подготовки батареи к зимнему сезону необходима полная зарядка специализированным зарядным устройством.
Заряд производят при слабом кипении электролита до тех пор, пока в течении текущих двух часов плотность расти уже не будет. Рост плотности говорит о том, что заряд еще не окончен.
Плотность электролита в заряженном аккумуляторе измеряют через два часа после зарядки, чтобы пластины полностью освободились от пузырьков газа и снизилась температура. Не забывайте про учет температуры электролита!
Содержание кислоты повышают при помощи корректирующего электролита, который добавляют в банки взамен части основного электролита.
Важно! Отбор раствора из каждой банки батареи должен быть одинаковым! Количество добавляемого корректора также одинаково. Сколько убрано жидкости, столько корректирующего раствора нужно добавлять
Плотность электролита в аккумуляторе и зимой и летом проверяется после получаса дополнительного заряда с последующей двухчасовой выдержкой. Это делается с целью равномерного перемешивания электролита. Обязателен учет температуры.
Переход на летнюю эксплуатацию делается аналогично, только вместо более крепкой кислоты добавляется дистиллированная вода. Дополнительный заряд должен продолжаться более длительное время, поскольку добавляемая вода из-за низкого удельного веса будет находится в верхнем слое.
Важно! Нельзя ускорять перемешивание покачиванием и переворачиванием батареи, поскольку осадок с дна емкости попадет между пластинами и батарея выйдет из строя.
Выравнивание плотности
В процессе эксплуатации аккумулятора можно увидеть, что разные банки имеют расхождения при измерении плотности. Если эта величина не превосходит 0.01 – 0. 02 гр/см3, то ничего страшного нет. Большая разница свидетельствует, что банка с меньшим значением начинает выходить из строя.
Встречаются рекомендации исправлять состояние неисправной банки путем долива корректирующего раствора. Этого делать нельзя ни в коем случае. Простое увеличение концентрации кислоты даст только отрицательный эффект и ускорит выход банки из строя.
В данной ситуации необходимо произвести тренировочный цикл заряда. Полностью заряженный аккумулятор разряжают до 50% номинальной емкости, а затем заряжают малым током до полного заряда. Повторяя процесс несколько раз, можно полностью восстановить неисправные банки батареи.
Такие же требования предъявляются к выравниванию уровня электролита. В процессе зарядки током бортовой сети происходит частичное испарение воды из банок. Особенно активно этот процесс происходит летом. Кислота при этом не испаряется, вопреки некоторым источникам из интернета. Поэтому уровень электролита выравнивается исключительно дистиллированной водой.
https://www.youtube.com/watch?v=dZDnSmBlPmwVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Плотность электролита в аккумуляторе (https://www.youtube.com/watch?v=dZDnSmBlPmw)
Как повысить плотность электролита в аккумуляторе своими руками
Аккумуляторная батарея в автомобиле – вещь, которая полежит замене в любом случае через некоторое время. Иногда причина в посыпавшихся пластинах, но чаще всего падает плотность электролита. С необслуживаемыми аккумуляторами ситуация ясна, их можно только выбросить. А вот там, где есть доступ к банкам, за продление жизни батареи еще можно побороться. Разберемся, как именно это сделать.
Почему падает плотность электролита
Основная рабочая жидкость в большинстве аккумуляторов для автомобилей – серная кислота. Точнее, ее раствор примерно в 35%. Без этой жидкости вся батарея – просто набор пластика и свинца, кислота же служит катализатором электрохимического процесса. Полости для нее называются банками, а именно для того, чтобы отслеживать уровень раствора, в обслуживаемых аккумуляторах сделаны закручивающиеся пробки. Это не только преимущество, но и слабая точка одновременно: через оставшиеся щели выкипает электролит. В необслуживаемых аналогах вероятность такого намного меньше.
Плотность электролита как раз является показателем заряженности АКБ. Чем она выше, тем выше уровень заряда в батарее. Но часто бывает так, что при выкипании электролита водители просто доливают в батарею дистиллированную воду и продолжают ездить дальше. Сколько в полученном растворе осталось кислоты – никто не определит. И после нескольких операций подобного толка номинальная плотность электролита падает до уровня, когда зарядить его уже не получится.
Как проверить плотность электролита
Для того, чтобы узнать уровень заряда в аккумуляторе, достаточно воспользоваться мультиметром. У полностью заряженного аккумулятора напряжение примерно 14,5 Вольт, может, немного выше. Исходя из этого, после зарядки можно перемерить уровень тока на клеммах. Если после стандартного времени заряда (скажем, в 8 часов) напряжение не больше 13,5 Вольт, то есть меньше половины, то можно смело говорить о том, что и плотность электролита примерно в 2 раза ниже требуемой.
Но этот метод очень неточный и ориентироваться в первую очередь на него не стоит. Куда эффективнее себя покажет ареометр, который измеряет заряд как раз по плотности. Он состоит из спринцовки, колбы и шкалы с пробкой. Набирается электролит, по тому, насколько сильно погружается шкала, определяется плотность.
- Важно! Не забываем о том, что основа электролита – серная кислота, и даже в таком растворе она все еще обладает очень сильными разъедающими свойствами. Потому не забываем об аккуратности, защите для рук, лица и не проводим проверку над тонкими проводами и металлом. Если упадет капля – останется след на всем.
В норме минимально приемлемое значение плотности электролита – около 1,25…1,3 г/см3. Промерять нужно каждую банку, разброс значения должен быть не больше 0,1. Меньшая плотность в любой банке будет означать потерю емкости всей АКБ.
Заливка свежего электролита
Он продается во многих автомобильных магазинах и стоит не очень дорого. Если плотность упала не сильно ниже минимального значения, то электролит можно просто долить, добавив свежего к тому, что имеется в банке, до нужного уровня. Помните, что не нужно заливать банку под самые края, примерно 10% стоит оставить свободными. Из каждой банки сливается электролит отдельно, затем к нему добавляется свежий раствор в количестве, достаточном для заполнения банки. И так каждый раз.
Если значение плотности упало до 1,18 г/см3, такой способ не подойдет – нужный уровень не достигнуть. Для того, чтобы реанимировать такой аккумулятор, нужна кислота с плотностью выше, чем у электролита. Где ее взять? Увы, в свободной продаже в автомагазинах ее обычно нет, но на заводах ее найти можно. Процедура такая же, как и в первом случае, и после заливки каждую банку нужно проверять на плотность отдельно, пока не будет достигнуто оптимальное значение.
Если же плотность электролита упала значительно ниже этого значения, его можно только полностью заменить. Возможно, придется купить две банки раствора, одной можно и не обойтись. Электролит спринцовкой выбирается полностью, на его место заливается свежий в полном объеме. Мелкие остатки старого электролита нежелательны, но все же с ними можно смириться. После заливки нового электролита в любом количестве аккумулятор считается полностью разряженным и его нужно перезарядить в полной мере.
Повыше плотности при помощи зарядки
Еще один способ повысить плотность раствора серной кислоты – испарение воды. Аккумулятор ставится на зарядку слабым током, но на длительное время, не меньше суток. За это время электролит закипит, из него выделятся пузырьки воды и будут испаряться. Вместо испарившейся жидкости восстанавливаем ее уровень свежим электролитом. Повторяем несколько раз до получения нужно уровня плотности. Затраты небольшие по финансам, но занятие это муторное и нудное.
Вообще падение уровня электролита и его плотности – уже сигнал к тому, что жить в машине этому аккумулятору осталось совсем недолго. Стоит запастись хотя бы дистиллированной водой, чтобы она была всегда с собой, если срочно нужно будет восполнить уровень жидкости. Повышение плотности электролита – тоже временная мера, но она позволяет заметно продлить жизнь аккумулятору. Следите за батареей, и вы сможете избежать многих проблем в пути!
Аккумулятор 101: Ваш путеводитель по свинцово-кислотным аккумуляторам
От утренних поездок до работы на поле для гольфа солнечным субботним днем аккумуляторы доставят ваших клиентов туда, куда им нужно.
Наиболее популярными типами аккумуляторов для питания транспортных средств являются свинцово-кислотные аккумуляторы. Хотя они восходят к 19 веку, свинцово-кислотные двигатели по-прежнему являются технологией, на которую больше всего полагаются водители, чтобы поддерживать их движение. Но свинцово-кислотные аккумуляторы не универсальны. На самом деле, аккумулятор, который вы должны выбрать, сильно зависит от вашего автомобиля и типа необходимой ему мощности.
Продолжайте читать, чтобы узнать о мощности свинцово-кислотных аккумуляторов.
Что такое свинцово-кислотная батарея?
В своей простейшей форме батарея представляет собой устройство, которое накапливает химическую энергию и преобразует ее в электрическую энергию.
Аккумуляторы состоят из трех основных компонентов:
- Анод (отрицательная сторона), через который из аккумулятора выходит энергия.
- Катод (положительная сторона), по которому энергия поступает в батарею.
- Электролит, жидкость или гель, реагирующий с анодом и катодом.
В свинцово-кислотной батарее анод соединен со свинцовыми пластинами на одной стороне коробки, а катод соединен с пластинами из диоксида свинца на противоположной стороне. Середина состоит из чередующихся пластин свинца и диоксида свинца, окруженных серной кислотой (электролитом).
Когда начинается реакция, ток течет от катода из оксида свинца к свинцовому аноду. Свинец отдает электроны, которые принимает диоксид свинца, превращая обе пластины в твердый сульфат свинца. Подача энергии и внешнее сопротивление разряжают батарею.
Мощность в сравнении с энергией
По словам инженера Билла Хэммака, батареи спроектированы так, чтобы иметь либо высокую плотность энергии, либо высокую плотность мощности. «Разница в том, что батареи с высокой плотностью энергии могут хранить большое количество энергии и надежно высвобождать ее в течение длительных периодов времени, тогда как батареи с высокой плотностью мощности быстро выделяют большое количество энергии».
Свинцово-кислотные аккумуляторы, которые имеют перекос в сторону конца спектра с высокой плотностью мощности, используются для обеспечения быстрого всплеска мощности, например, когда вы поворачиваете ключ в зажигании вашего автомобиля.
Аккумуляторы с высокой плотностью энергии разработаны с учетом долговечности. Эти батареи питают такие вещи, как тележки для гольфа или спортивные автомобили, которые нуждаются в длительном источнике энергии. Они также эффективны в приложениях с возобновляемыми источниками энергии, где энергия, полученная от солнечных панелей, должна храниться в течение длительного периода времени.
Высокая мощность: пусковые, осветительные, запальные батареи
Пусковые, осветительные, запальные (SLI) батареи относятся к категории повышенной мощности. Это аккумуляторы, которые вы найдете в своем автомобиле или мотоцикле. Они предназначены для обеспечения мощного выброса энергии для запуска воспламенения. Аккумуляторы SLI не предназначены для поддержания работы вашего автомобиля; это работа двигателя. Во время движения автомобиля генератор подзаряжает аккумулятор. Аккумуляторы SLI не должны быть глубоко разряжены. На самом деле, если вы несколько раз доведете аккумулятор SLI до нуля, вы, скорее всего, получите разряженный аккумулятор.
Основные области применения аккумуляторов SLI включают:
- Легковые и грузовые автомобили
- Мотоциклы
Внутри: аккумуляторы SLI имеют тонкие пластины из свинца и диоксида свинца, плотно упакованные между листами серной кислоты. Больше пластин означает большую площадь поверхности, что соответствует большей стартовой мощности.
Высокая энергия: аккумуляторы глубокого разряда
Задача аккумуляторов глубокого разряда заключается в том, чтобы поддерживать работу автомобиля с постоянной величиной тока в течение длительного периода времени. В отличие от аккумуляторов SLI, аккумуляторы глубокого цикла рассчитаны на разрядку до 75% их встроенной емкости.
Основные области применения аккумуляторов глубокого цикла включают:
- тележки для гольфа
- Автомобили для отдыха
- Троллинговые моторы для рыбацких лодок
- Поломоечные машины
- Вилочные погрузчики и подъемные платформы
- Решения для хранения возобновляемой энергии
Внутри: В батареях глубокого разряда используются более толстые электроды, расположенные дальше друг от друга. В некоторых случаях под пластинами имеется больше места для сбора остатков серной кислоты, которые падают с пластин при глубоком разряде. Другие имеют анкерное соединение, то есть они прикреплены к нижней части корпуса, чтобы пластины не раскачивались в условиях высокой вибрации.
Типы свинцово-кислотных аккумуляторов
Как SLI, так и аккумуляторы глубокого цикла можно разделить на подкатегории в зависимости от их конструкции.
Залитые (или мокрые) батареи содержат жидкость, представляющую собой смесь серной кислоты и дистиллированной воды. Залитые батареи выделяют газ при разрядке, и их необходимо размещать вертикально, чтобы предотвратить утечку. Залитые батареи также необходимо время от времени поливать водой, чтобы они оставались в хорошем рабочем состоянии.
В герметичных свинцово-кислотных батареях (SLA) электролит или аккумуляторная кислота либо абсорбируется в пластинчатом сепараторе, либо превращается в гель. Поскольку их не нужно поливать и они защищены от проливания, они считаются малообслуживаемыми или не требующими обслуживания. SLA обычно имеют более длительный срок хранения, чем залитые батареи, и заряжаются быстрее. Однако они могут быть дороже.
SLA далее разбиты на категории:
- Аккумуляторы с абсорбирующим стекловолокном (AGM) содержат сепараторы из стекломата, которые поглощают аккумуляторную кислоту. Коврики хранят электролит и передают его на пластины аккумуляторной батареи во время движения автомобиля. Гелевые аккумуляторы
- содержат диоксид кремния, вещество, используемое для придания жесткости раствору электролита. Гель удерживает электролит и переносится на пластины аккумулятора, подобно AGM. Гелевые аккумуляторы можно устанавливать в любом положении.
Обслуживание вашей свинцово-кислотной батареи
Свинцово-кислотные батареи могут служить от трех до 10 лет в зависимости от производителя, использования и технического обслуживания. Чтобы максимально продлить срок службы аккумулятора:
- Не позволяйте аккумулятору разряжаться ниже 20 %.
- Не перезаряжайте аккумулятор.
- Держите аккумулятор в чистоте, включая клеммные соединения и кабели, во избежание коррозии.
- Избегайте перегрева батареи.
Утилизация отработанных свинцово-кислотных аккумуляторов
По данным Агентства по охране окружающей среды, 99% перезаряжаемых свинцово-кислотных аккумуляторов перерабатываются, что делает их наиболее перерабатываемым потребительским товаром в США. Переработка отработанных батарей не только полезна для окружающей среды, но и проще, чем вы думаете. Во многих штатах действуют законы, требующие, чтобы розничные продавцы аккумуляторов принимали бывшие в употреблении свинцово-кислотные аккумуляторы (такие, которые используются в автомобилях).
Компания Continental Battery Systems стремится не допускать попадания батарей на свалку. На самом деле, мы перерабатываем больше батарей, чем продаем. Посетите один из наших пунктов переработки использованных аккумуляторов.
360º Mixing™ — iQ International AG
360° Mixing™ Technology
iQ International является технологическим лидером в области залитых свинцово-кислотных стартерных аккумуляторов со смешиванием электролита, единственным на рынке циклическим 360° смешиванием электролитов для автомобильной и промышленной аккумуляторной промышленности. Эта отмеченная наградами технология является первым значительным достижением в области залитых стартерных аккумуляторов за последние десятилетия.
360º Смешивание электролита предотвращает первую причину отказа батареи. Удваивает количество циклов и срок службы аккумуляторов SLI.
Преимущества технологии смешивания 360° против расслоения
Двойной срок службы.
Отсутствие потерь мощности (Ач) из-за вредного кислотного расслоения.
Смешивание на 360° устраняет расслоение кислоты, обеспечивая при этом непрерывную производительность с высокой емкостью (Ач), которую мы называем Sustained Capacity™.
Полное смешивание электролитов обеспечивает лучшую производительность стандартных залитых аккумуляторов и усовершенствованных залитых аккумуляторов (EFB), используемых в системах Start-Stop. Эти аккумуляторы отвечают растущим требованиям использования электроэнергии в современных автомобилях.
360 ° смешивание достигает:
Высокая способность пополнения
Значительно меньше сульфатации
. автопарка и оптимальна для аккумуляторов с высоким сроком службы в транспортных средствах с функцией Start-Stop и другими микрогибридными технологиями.
Универсальный
Система смешивания 360° работает от автомобильных и грузовых аккумуляторов. Детали подходят для всех обычных аккумуляторных ящиков и аккумуляторных ящиков типа EFB, соответствующих всем отраслевым стандартам (например, DIN, JIS, BCI). Установка выполняется быстро и легко, а сборка на производственной линии может быть автоматизирована или выполняться вручную.
Действующий
Смешивание на 360° — это пассивное устройство, функционирующее независимо от установки аккумулятора в транспортном средстве (спереди/сзади) и направления установки (продольно/поперечно). 30-минутной поездки достаточно для полной циркуляции объема электролита. Система работает даже при более низком уровне жидкости, вызванном разным потреблением воды в аккумуляторе.
Простота реализации
Внедрение технологии смешивания 360° на любом предприятии по производству аккумуляторов может быть осуществлено с минимальными капиталовложениями. Благодаря своей универсальной конструкции компоненты смешивания 360° могут быть включены в любую залитую батарею и установлены на существующей сборочной линии производственного предприятия. Это обеспечивает гибкость для быстрого внедрения продуктов премиум-класса с двойным циклом и сроком службы или с сопоставимыми характеристиками по более низкой цене.
Нижний СО 2 Выбросы
Смешивание на 360° — отмеченная наградами инновация для эффективного использования ресурсов. Более продолжительный срок службы смешивания на 360° снижает выбросы CO 2 и потребляет меньше сырья в течение жизненного цикла продукта.
Смесительные батареи 360° обеспечивают более высокую устойчивую производительность и более длительный срок службы из того же количества сырья и природных ресурсов по сравнению с обычными или усовершенствованными залитыми батареями.
Смешивание электролита на 360° Работает без движущихся частей.
Запатентованная технология защиты от расслоения iQ International не имеет движущихся частей. Он использует силы, создаваемые движением автомобиля, для циркуляции электролита внутри аккумулятора. Кинетическая энергия от ускорения, торможения или прохождения поворотов создает гидростатическое давление (насос), которое обеспечивает полную циркуляцию электролита по всему аккумулятору.
Демонстрация циркуляции электролита на 360° с предшествующей системой смешивания.
На видео показана эффективность смешивания при вождении конструкции 360° ранней стадии (справа) по сравнению с поведением обычного элемента батареи (слева).
Что такое кислотная стратификация? – Причина №1 раннего выхода из строя батареи.
С увеличением числа потребителей электроэнергии в транспортных средствах обнаружилось явление, которому до недавнего времени уделялось мало внимания: кислотное расслоение. Сегодня кислотное расслоение является причиной номер один преждевременного выхода аккумуляторов из строя.
Полностью заряженный новый аккумулятор без расслоения имеет плотность кислоты от 1,26 кг/л до 1,28 кг/л, в зависимости от климата и области применения. При разрядке серная кислота химически поглощается оксидом свинца пластин аккумулятора. Плотность падает, а более легкий электролит движется вверх. При перезарядке происходит обратный процесс: у поверхностей пластин выделяется концентрированная серная кислота до 1,80 кг/л.