Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

Содержание

Что означает выражение «стучат пальцы»? | Обслуживание | Авто

Владимир Гаврилов

Примерное время чтения: 4 минуты

418

Категория:  Обслуживание Авто

В знаменитом фильме «Трактористы» 1939 года главный герой Николая Крючкова прислушивается к работе двигателя трактора и выносит вердикт: «стучит палец в третьем цилиндре». С тех пор это выражение стало крылатым и нередко используется мастерами применительно ко всем звукам из моторного отсека. Однако это далеко не всегда правильно. Стук пальцев в моторе отличается от многих других и, как правило, свидетельствует о сильном износе деталей или о неквалифицированном «колхозном» ремонте цилиндро-поршневой группы, который и имелся ввиду в культовом советском фильме. Так что же такое «стук пальцев» и о чем он свидетельствует?

Износ деталей

Поршневой палец является составным элементом кривошипно-шатунного механизма. Эта деталь представляет собой металлическую ось внутри головки поршня для закрепления шатуна. Пальцы позволяют создать подвижное соединение шарнирного типа, на которое передается вся нагрузка при работе цилиндра. В результате сгорания топливно-воздушной смеси энергия взрыва давит на поршень и шарнир. Параллельно на палец воздействует сила инерции, а также усилие на изгиб.

Чаще всего стук поршневых пальцев возникает по причине катастрофического износа деталей. Также возможен вариант, когда во время ремонта двигателя и установки новых поршневых элементов мастерами были допущены ошибки. К примеру, были выбраны детали не по размеру, из-за чего пальцы не соответствуют посадочному месту, что возможно только из-за низой квалификации работников сервисного центра. В результате возникшего люфта наблюдаются удары внутри узла при нахождении поршня в верхней или в нижней точках своего хода. Тем самым при перекладке поршня растут нагрузки, а вместе с ними и выработка материала. На пальце и в мягком алюминиевом гнезде появляются канавки, которые еще больше усиливают вибрации и посторонние звуки.

Диагностировать эти стуки можно на слух. На первых порах опытные мотористы могут определить даже небольшой люфт с помощью медицинского стетоскопа, который прикладывают к стенкам блока цилиндров. Мотор выслушивают, как больного человека.

Если проблема уже застарелая, то стук настолько силен, что превышает по интенсивности и звону шумы работающих механизмов мотора и хорошо прослушивается без всяких приборов.

Детонации в двигателе

Еще одна причина сильного стука пальцев — это детонации мотора из-за низкооктанового топлива. Дело в том, что в силовом агрегате топливо должно сгорать с заранее просчитанной температурой и отдавать поршням ровно то количество энергии, что необходимо. Однако если в бак залит бензин с низким октановым числом, то при цикле сжатия, когда поршень сдавливает смесь, происходит преждевременная детонация горючего. Возникает серия взрывов внутри камеры сгорания, препятствующая правильному ходу поршня. При взрыве температура в камерах подскакивает в десятки раз, а детали переживают разрушающую ударную волну. Значительно растут нагрузки на головку поршня и на поршневые пальцы. В результате поршень буквально «шатается» в цилиндре и бьет юбкой по стенкам гильзы. Водитель при разгоне автомобиля может слышать отчетливый металлический звон в двигателе. Параллельно с этим снижается мощность мотора, двигатель начинает дымить и вибрировать. Причем из-за неправильного бензина «стук пальцев» появляется не в одном цилиндре, а сразу во всех. В итоге стенки цилиндров обрастают задирами, кольца оплавляются, а в соединениях пальцев появляется люфт.

В современных автомобилях со сложными системами самодиагностики есть датчики детонаций, которые по вибрациям фиксируют первые опасные подрывы смеси и изменяют угол опережения зажигания, чтобы защитить технику и воспрепятствовать описанному эффекту. Но если часто раскручивать двигатель до красной зоны, то детонаций все равно не избежать. Уже к 150 тыс. км пробега накапливается столько повреждений, что при частой езде на низкооктановом топливе мотору необходим капитальный ремонт.

Перекос шатуна

Еще стуки пальцев могут появляться при значительной выработке цилиндра в верхней части или при большом количестве сажевых отложений. Появляется препятствие, которое при перемене направления хода поршня в верхней точке заставляет его головку смещаться в боковом направлении, из-за чего шарнир перекашивается, и юбка бьется о стенку.

Также удары по стенкам могут появиться из-за искривления шатуна вследствие пережитого когда-то гидроудара. В этом случае поршень отклоняется от оси симметрии механизма и задевает юбкой стенку гильзы. Дополнительным признаком искривления детали является повышенная вибрация при работе двигателя, из-за чего силовой агрегат ощутимо трясет.

советы автомобилистамтехническое устройство автомобиля

Следующий материал

Новости СМИ2

Что делать если «cтучат пальцы» в двигателе автомобиля?

Нагар в камерах сгорания — частая причина «стука пальцев» в двигателе автомобиля

«Стучат пальцы» поршней в двигателе автомобиля — неисправность на самом деле ни чего общего не имеющая с большими зазорами в их соединении.

Это просто один из терминов описывающих детонацию — аномальное взрывное горение  топливной смеси в цилиндрах двигателя, сопровождающееся ударной и звуковой волнами (частый металлический стук, возникающий при нажатии на педаль газа или движении под нагрузкой).

Если звуковая волна доставляет лишь акустический дискомфорт водителю, то следующие друг за другом ударные волны разрушают тарелки клапанов, перегородки поршней, прокладку под головку блока, снижают ресурс шатунных и коренных вкладышей коленчатого вала. Поэтому, обнаружив, что «пальцы застучали», нужно вплотную, не откладывая в долгий ящик, заняться устранением проблемы.

Вот несколько рекомендаций по самостоятельному устранению неисправности на примере карбюраторного двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099. Для инжекторного двигателя пути решения проблемы будут аналогичны, но, дополнительно стоит проверить датчик детонации . Так как контроллер гасит детонацию по поступающим с него сигналам.

Что делать если «cтучат пальцы» в двигателе автомобиля?

Для возникновения детонации необходимо чтобы в цилиндрах двигателя сложились определенные условия: качество топлива, примеси в топливе (масло и несгоревшая смесь), перегрев и увеличение давления. Поэтому попробуем самостоятельно устранить эти негативные факторы.

1. Если применяется низкооктановое топливо

Бензин с низким октановым числом склонен самовоспламеняться и тем самым способствовать детонации. Все понимают, что необходимо заливать в бак бензин, допустимый по октановому числу (стойкости к детонации) для данного двигателя. Но, если вдруг, по каким-то причинам, было залито не качественное топливо, то самый лучший вариант его слить и залить новое. Что конечно не всегда выполнимо. Либо, как вариант долить хорошего бензина и ездить, пока не уровень немного упадет. После чего еще долить хорошего бензина. И таким замещением добиться полной смены топлива в баке.

В качестве быстрого решения проблемы можно изменить угол опережения зажигания под плохой бензин при помощи октан-корректора. На двигателе 21083 октан корректор — это шкала на трамблере и выступ на корпусе вспомогательных агрегатов. Для коррекции угла необходимо ослабить гайки  крепления трамблера и повернуть на миллиметр по или против часовой стрелки. После чего проверить есть ли детонация и в случае необходимости повернуть трамблер еще немного.

Регулировка угла опережения зажигания вращением трамблера на ВАЗ 21083, 21093, 21099
2. Если есть нагар на клапанах, стенках камер сгорания и поршнях

Нагар уменьшает объем камеры сгорания, что ведет к увеличению степени сжатия (давления) и соответственно детонации.

Удалить нагар в камерах сгорания, на клапанах и поршнях безопаснее всего вручную, сняв головку блока. В качестве альтернативы применяются различные моющие присадки в бензин.

Так как нагар зачастую образуется при движении в городских условиях, на пониженных оборотах, то, для профилактики его возникновения можно периодически прогонять автомобиль по трассе на большой скорости и повышенных оборотах.

3. Если масло попадает в камеры сгорания

Примеси в топливо, в том числе и моторное масло, снижают его детонационную стойкость. Необходимо выяснить откуда в камеры сгорания попадает моторное масло. Например, через изношенные маслосъемные колпачки, поршневую или царапины на стенках цилиндров. См. «Признаки попадания масла в камеры сгорания двигателя автомобиля».

4. Если двигатель работает на слишком бедной топливной смеси

Необходимо выяснить почему происходит обеднение топливной смеси. За ее приготовление отвечает карбюратор. Чаще всего проблема кроется в слишком низком уровне топлива в его поплавковой камеры или применении несоответствующих по маркировке жиклеров.

Штатный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора Солекс

Вот еще несколько причин того, почему он может обеднять ее состав: «Бедная топливная смесь, причины».

5. Если двигатель работает на слишком богатой топливной смеси

Слишком богатая топливная смесь так же склонна к детонации. Нужно выяснить почему карбюратор приготавливает слишком богатую топливную смесь и устранить неисправность. Чаще всего это слишком высокий уровень топлива в поплавковой камере и засорение воздушных жиклеров ГДС.

Воздушные жиклеры ГДС первой и второй камер карбюратора Солекс 21083

Вот список причин: «Богатая топливная смесь, причины».

6. Если слишком раннее зажигание

Поджиг смеси происходит слишком рано, она сжимается поршнем, в результате давление превышает допустимое. В таких условиях горение смеси напоминает взрыв. На двигателе 21083 зажигание можно подкорректировать трамблером и проверить в движении.

Начальный угол опережения зажигания в три градуса оптимален для двигателя 21083, если он больше — будет «стук пальцев»

При резком нажатии на педаль «газа», при движении со скоростью 45-50 км/ч, на ровном участке дороги, на четвертой передаче должна ощущаться кратковременная детонация (3-5 сек). «Стук пальцев» другими словами. Если ее нет, зажигание позднее, если есть и никак не проходит, зажигание слишком раннее. Корректируем ситуацию небольшим вращением трамблера в ту или иную сторону. После чего проводим проверку еще раз.

См. «Признаки (симптомы) раннего зажигания при работе двигателя автомобиля».

7. Если происходит постоянный перегрев двигателя

Постоянный перегрев двигателя — одно из основных условий детонации. Особенно под нагрузкой. В такой ситуации необходимо проверить работу термостата, завоздушенность системы охлаждения двигателя и чистоту радиатора. См. «Проверка системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Дать автомобильному двигателю поработать десять минут на уклоне — один из способов удаления воздушной пробки из его системы охлаждения

Примечания и дополнения

— В качестве бонуса к детонации в двигателе автомобиля могут присутствовать калильное зажигание (самовоспламенение топливной смеси от раскаленных элементов камеры сгорания) и дизелинг (работа двигателя после выключения зажигания).

Еще статьи по неисправностям двигателя автомобиля

— Почему идет черный дым из глушителя автомобиля (не карбюратор)?

— Проверка исправности двигателя автомобиля листом бумаги

— Дизелинг двигателя автомобиля, как с ним бороться и победить?

— Что стучит в двигателе автомобиля?

— Что стучит под клапанной крышкой двигателя автомобиля?

— Условия эффективного сгорания топливной смеси в двигателе

Подписывайтесь на нас!

основные причины.

Правила устранения неполадок

Любой посторонний шум в двигателе автомобиля часто вызывает у владельцев чувство настороженности. И пусть эти звуки не влияют на ходовые качества, само их появление заставляет водителя задуматься о диагностике. На многих автомобилях стучат «пальцы» при разгоне, но на эту проблему часто не обращают внимания. Звук появляется, когда машина набирает скорость. Если вовремя не обратить на это внимание, возникают гораздо более серьезные проблемы. При этом определить причины возникновения стука, а также устранить эту проблему автомобилисты не могут самостоятельно. Давайте разберемся в причинах этих неприятных для уха водителя звуков, а также узнаем, как устранить эти проблемы с мотором.

Стук пальцев

Из двигателя, работающего под нагрузкой, слышны звенящие металлические звуки. Они исчезают при наборе определенной скорости. Механики старой закалки скажут, что при разгоне постукивают «пальцами». Однако водитель удивится, и будет совершенно прав: к «пальцам», установленным в поршнях, звук не имеет никакого отношения. Природа этого стука иная. Это вызвано детонацией. Иногда по определенным причинам топливо может гореть неправильно. Взрывная волна в камере сгорания отражается от поршня и от стенок цилиндра. При этом создается сильнейший металлический стук, при котором специалисты слышат звук «пальцев».

Почему «пальцы»?

Процесс сгорания горючей смеси в полностью исправном моторе идет последовательно. Искра зажигается возле свечи зажигания и постепенно заполняет весь цилиндр. Но есть и другой вариант горения — детонация. Взрыв топливной смеси в камере сгорания происходит резко. Это увеличивает давление и температуру. Именно этот взрыв называется детонацией. Вот почему водитель слышит стук — это от взрывной волны. Правильное горение означает скорость распространения огня до 30 м/с. Давление газов постепенно увеличивается. При этом сгорании пламя постепенно заполняет цилиндр. Газы мягко давят на поршень. Ударов газа о стенки камер сгорания нет, так как нет взрыва. Если скорость горения больше, то это является предпосылкой детонации. Кстати, это явление очень вредно для двигателя.

Детонация — что это такое?

Если «костяшки» стучат при разгоне, это свидетельствует о детонации в двигателе. Так называется мгновенный и очень разрушительный по своей силе взрыв любых горючих веществ после удара или срабатывания детонатора. Это определение из словаря Ушакова. Детонация горючих веществ для двигателей автомобилей – это быстрое выгорание смеси бензинов с воздухом. Возникает при работе двигателя под нагрузкой на малых оборотах и ​​некачественном топливе. Этот процесс сопровождается стуком, вибрацией, повышением температуры. Как следствие постукивание «пальцами» при разгоне (ВАЗ-2112 в том числе).

Почему происходит детонация?

Октановое число топлива – показатель, характеризующий коэффициент сопротивления горючей жидкости воспламенению при сжатии. Другими словами, это детонационная стойкость. Естественно, что двигатели, где степень сжатия достаточно высока, требуют топлива с высоким октановым числом. Любой современный двигатель имеет высокую степень сжатия. Если заправлять его низкооктановым бензином, то это сильно повышает риск детонации. Калибровочное зажигание – это самостоятельное сгорание топливной смеси в цилиндрах. Одна из причин этого явления – несгоревшая сажа или высокие температуры в камере сгорания. Еще одна причина, по которой в двигателе стучат «большие пальцы» при разгоне – бедная топливная смесь. Если увеличить количество воздуха по отношению к объему топлива, это вызовет детонацию. Слишком бедная смесь в момент попадания в цилиндр вызовет детонацию с большей вероятностью, чем нормальная. Также этот эффект возникает при высоких нагрузках. Постукивание «пальцами» на разгоне именно из-за перегрузки силового агрегата. Если вы начнете двигаться на третьей передаче вместо первой, у вас может появиться не только звон, но и характерный металлический лязг.

Подробнее о причинах стука

Когда машина набирает скорость, для двигателя это стрессовая ситуация. Особенно, если нужно резко разогнать машину. Когда водитель вдавливает педаль акселератора в пол для резкого набора оборотов, например, от одной до шести тысяч, то водитель слышит, как «пальцы» постукивают при разгоне («Приора» не исключение). Это вполне нормально. Для быстрого набора скорости электроника подает больше цилиндров тем же количеством воздуха, что однозначно приведет к появлению детонации. Но также возможна ситуация и на плавных стартах. Водитель услышит характерный стук. Это явление не является нормальным при плавном наборе скорости. В этих случаях необходимо быстро выявить и устранить причину. Это поможет избежать неприятностей.

Типичные причины звона «пальцев» при нормальной работе ДВС

Если «пальцы» стучат при разгоне в «Калине», возможно, вышел из строя ДМРВ. Если он работает некорректно, то ЭБУ будет получать неверную информацию и давать неправильные команды. Другая причина в том, что момент зажигания неправильный. По этой причине точка, в которой топливо будет максимально сгорать, находится вблизи ВМТ. Это приводит к повышению давления в камере сгорания. Если «пальцы» стучат при разгоне на Ford Focus, возможно, вышел из строя датчик подавления детонации. Обязательно проверьте этот пункт. Если он перестанет работать, его следует заменить. Некачественное топливо – причина всех бед, которые случаются с автомобилями. Это уже было подробно описано выше. Следует отметить, что стук пальцев – это не всегда проблема, образовавшаяся в процессе эксплуатации автомобиля. Бывают ситуации, когда машина уже идет с завода с неправильно подключенными датчиками. В итоге это приводит к детонациям и стукам. Эта проблема особенно опасна, так как двигатель находится на обкатке и ему особенно вредна детонация. Его следует удалить.

Последствия

Детонация может вызвать непоправимые последствия для двигателя. Это прогары и другие повреждения клапанов, поломки поршневых колец. В этот момент двигатель испытывает огромные тепловые и механические нагрузки. Плавятся края поршней, ломаются перемычки между кольцами. Также достаются и шатунные вкладыши.

Как избежать детонации?

Все без исключения современные автомобили оснащены специальным датчиком и блоком, которые реагируют и подавляют это разрушительное явление. Как только происходит детонация, мембрана датчика улавливает напряжение, величина которого зависит от частоты и амплитуды взрывной волны в цилиндре. Исполнительная система получает сигнал от датчика и изменяет алгоритм работы системы зажигания. Если вы слышите «пальцы» при разгоне («Таврия»), причины этого явления могут быть в бензине, настройке карбюратора, угле зажигания. Самый простой способ избежать детонации — предотвратить преждевременное воспламенение. Вы также можете увеличить скорость двигателя. При беге рекомендуется увеличивать скорость плавно. Если вам нужен резкий старт, то специалисты рекомендуют перед стартом выкрутить мотор, а потом начинать движение. Для уменьшения детонации можно использовать метод подбора калильного числа свечей. В этом случае рекомендуется использовать более горячие свечи. Они сожгут всю топливную смесь без остатка, и турбулентности не будет.

Заключение

Детонация всегда происходит неожиданно и может сильно напугать автовладельцев. Когда «стучат» пальцы, стоит воспользоваться этими рекомендациями, причины подробно описаны. Если проблему не удается решить самостоятельно, то стоит обратиться за помощью в СТО.

Почему моя машина стучит?

В этом руководстве рассматриваются различные причины стука в зависимости от того, откуда он исходит и когда он возникает

Любой необычный шум, исходящий от вашего автомобиля, вызовет тревожный звоночек в вашей голове. Автомобили часто говорят на своем языке, и шумы, которые они издают, являются одним из способов, которыми они сообщают нам о своих проблемах.

Стук ничем не отличается, и его нельзя игнорировать.

Руководство Содержание:

Почему мой двигатель стучит?

Автомобиль издает стук при ускорении

Стук под капотом


Почему двигатель стучит?

Стук в двигателе может быть вызван целым рядом проблем, например, некачественным топливом.

Какой бы незначительной ни была проблема, стук — это не то, от чего следует отказываться.

Детонация в двигателе, как правило, менее проблематична для новых автомобилей, поскольку их форсунки, соотношение воздушно-топливной смеси и синхронизация контролируются компьютерами. В большинстве автомобилей также есть датчик детонации. Датчик спроектирован так, чтобы улавливать любой стук в двигателе, который затем предупреждает ЭБУ об устранении проблемы. Таким образом, на более новых автомобилях стук может быть буквально результатом неисправного датчика детонации.

Стук в двигателе также может быть результатом:

  • проблем с ГРМ или цепью

  • низкого давления масла

  • отказа толкателя клапана 74

    Засоры, связанные с выбросами

  • Несовместимость свечей зажигания

  • Несбалансированная топливно-воздушная смесь

  • Износ подшипников

  • 90 102

    Шум двигателя, исходящий из нижней части двигателя, скорее всего, вызван повреждением шатунных подшипников, а не чем-либо еще.

    ГРМ следует заменять каждые 40 000 — 100 000 миль — если ваш автомобиль приближается к этому расстоянию и вы давно не меняли ГРМ, это может объяснить стук.

    Получить расценки на ремонт ремней безопасности

    Колесные подшипники, с другой стороны, являются очень распространенной причиной детонации, особенно когда автомобиль поворачивает влево или вправо. Если шум звучит так, как будто он исходит от одного из ваших колес, вам следует проверить его как можно скорее, потому что, если ваш ступичный подшипник полностью сломается во время движения, это может иметь катастрофические последствия.

    Сравнить цены на замену ступичного подшипника


    Стук при ускорении

    Стук при ускорении может быть следствием износа двигателя из-за низкого давления масла или удара поршня. Независимо от того, какая из них является проблемой, вы должны показать автомобиль профессионалу.

    Диагностический тест книги

    Шум также может возникать из-за того, что сорт используемого вами топлива ниже, чем указано производителем, в этом случае стук более быстрый.

Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *