Автоматическая коробка передач – действия, которые ей вредят
Коробка-автомат классического типа – во многом лучший вариант из всех автоматических трансмиссий. Но она же – одна из самых дорогих в ремонте. Между тем, часто водители сокращают век «автомата» исключительно своими действиями.
Классический гидромеханический “автомат” не только облегчает управление машиной, по сравнению с механикой он более бережно относится к двигателю и приводам трансмиссии. Но когда наступает необходимость ремонта, водителя ждут неприятные моменты ознакомления со счетами на работу и запчасти.
Автоматы последних поколений несколько сложнее моделей начала 2000-х. При этом они более чувствительны к нагрузкам.
Между тем, во время пользования машиной с «автоматом» мы часто делаем много такого, что ускоряет износ коробки. “Авто 24” предлагает подборку действий, которые, мягко говоря, не полезны для современной автоматической коробки передач классического типа.
Читайте также: Какая коробка передач лучше – робот или традиционный “автомат”
Предварительный прогрев
Мало у кого из водителей есть культура прогрева коробки-”автомата”, хотя в мороз это очень желательно. Между тем в холодном агрегате (до 50о – 90оС) преждевременно изнашиваются резиновые уплотнители гидроблока, сальники валов и клапаны. Чтобы прогреть агрегат в мороз, нужно включить селектор в положение D и в течение минуты-двух при заведенном двигателе удерживать машину тормозами на месте. Затем повторить то же в положении селектора R. Двигаться на непрогретой до рабочей температуры коробке нужно плавно, без энергичных ускорений.
Тяни-толкай
Торопясь при маневрах, водители нередко переключают режим D (движение вперед) на режим R (движение назад) или Р (парковка), когда автомобиль еще не остановился. Даже если машина едва катится, такие действия могут привести к ускоренному износу деталей коробки – сначала механизма блокировки вала, а затем и клапанов гидравлики, пострадавших от металлической стружки, попавшей в масло. Переключать селектор АКП нужно только когда машина стоит.
Автоматические коробки настолько сложны, что их часто ремонтируют не на СТО, а на специализированных предприятиях.
Режим Р
В положение Р (парковка) коробку лучше переводить только после того, как вы затянули стояночный тормоз. И так же выходить из P лучше до снятия с «ручника». Это особенно важно при стоянке на улице с крутым подъемом (спуском). Если игнорировать это правило, ждите последствий: преждевременный выход из строя режима Р, электрооборудования АКП, а если особенно «повезет», то стружка в масле (от поврежденной муфты блокировки) ускорит выход из строя других систем.
Читайте также: Как ездить по снегу с автоматом: 5 советов
«Гонки»
Современные АКП очень не любят динамичных разгонов в стиле кик-даун. Стираются и подгорают фрикционы, греется и деградирует рабочая жидкость, быстро стареют пластиковые детали, страдает механизм блокировки гидротрансформатора.
Буксировка и раскачка
Буксование в снегу и в грязи не любит любой «автомат», поскольку ему непросто выбрать правильную передачу в таких условиях, да и порядок охлаждения нарушается.
Буксование на машине с АКП следует избегать. Но если уж придется “раскачиваться”, переключать селектор с D на R и наоборот нужно через небольшую паузу.
Но все угрозы буксировки удваиваются, если водитель пытается использовать так называемую «раскачку». Этот прием, эффективный для выезда колес из лунки, подразумевает быструю, мгновенную смену режимов D и R. А это чрезмерно нагружает практически все системы АКП, причем настолько, что она может выйти из строя прямо на месте.
Буксир и на буксире
У автомобилей с «автоматом» особые отношения с буксировкой. Во-первых, они сами не любят ездить на тросе, поскольку коробка не получает должной смазки и греется со всеми нежелательными последствиями. И во-вторых, не все машины с АКП без последствий переносят работу в режиме тягача.
Даже если двигатель имеет большой запас мощности, буксировка прицепа или другой машины очень нагружает автоматическую коробку передач.
Сразу АКП при буксировке тяжелого прицепа не сломается, но во многих моделях некоторые ее составляющие резко состарятся, в первую очередь фрикционы.
Рекомендация «Авто 24»
За все приходится платить, и не только деньгами. За удобства при пользовании автоматической коробкой передач когда-то приходилось расплачиваться повышенным расходом топлива, а теперь – повышенной осторожностью при управлении. Если это вас немного напрягает, можно игнорировать все советы и просто приготовить деньги. И когда коробка «кончится», быстренько отвести ее в ремонт. Или вовремя продать машину, хотя это тоже в конце концов приведет к потере денег.
Как проверять трансмиссию при выборе машины
Механика или автомат: какая коробка передач лучше?
Выбор типа коробки передач часто становится дилеммой не только для водителей-новичков, но и для опытных автолюбителей. Какой вариант лучше: автомат или механика? А если выбирать автоматическую трансмиссию, на чем лучше остановиться: на роботе, вариаторе или гидротрансформаторе? Мы подготовили материал, который поможет вам выбрать тип коробки передач.
Механика и автомат: изучаем матчасть
Прежде чем рассказывать о преимуществах и недостатках той или иной коробки передач, стоит разобраться, какими они бывают. И начнём мы с механики. Её полное название МКПП (механическая коробка переключения передач). Такой тип трансмиссии обладает простым устройством. Двигатель передаёт ей мощность при помощи сцепления. А несколько шестерен внутри коробки определяют скорость вращения колёс. Эти шестерни переключаются вручную при помощи рычага в салоне автомобиля. Перед переключением необходимо нажимать педаль сцепления.
У автомата или АКПП (автоматической коробки переключения передач) может быть несколько типов устройства, но их объединяет один принцип работы. Водитель при помощи рычага выбирает только режим движения: вперёд, назад, паркинг или нейтраль. Остальное автомобиль сделает сам. А теперь углубимся в виды автоматических коробок передач.
Какими бывают автоматы?
Начнём с гидротрансформатора. Это один из древнейших типов коробок передач, появившийся более 100 лет назад. Он представляет собой камеру, заполненную специальной жидкостью. В ней друг напротив друга расположены несколько колёс с лопастями. Одно колесо соединено с двигателем напрямую и осуществляет вращение, при этом колёса друг с другом не соприкасаются, а в движение их приводит циркуляция жидкости. Среди всех автоматических трансмиссий этот вариант самый надёжный.
Второй вид коробки передач – робот, также известный как РКПП (роботизированная коробка переключения передач). Он представляет собой сильно переработанную механику. Ей добавили устройство выжима сцепления, а также механизм выбора и переключения скоростей. В итоге система сама переключает передачи при помощи электроники. Иногда такой коробке добавляют подрулевые лепестки переключения передач. С их помощью водитель может принудительно менять передачу, в каком-то смысле имитируя механическую коробку.
Последний тип автоматической трансмиссии – вариатор. Он сильно отличается от других коробок своим устройством. Он представляет собой два шкива и соединяющий их клиновидный ремень. У вариатора нет ступеней, а скорость вращения регулируется при помощи изменения диаметра шкивов, состоящих из двух конусовидных элементов. Вариатор – самая плавная коробка передач, так как у неё отсутствуют скорости. Единственный уязвимый элемент его конструкции – клиновидный ремень.
Плюсы и минусы механики
Первый и самый главный плюс механической коробки передач – простое устройство и высокая надёжность. Механика практически не ломается, её ресурса хватает на долгое время из-за минимального количества электроники. А если поломка всё же произошла, МКПП лучше поддаётся ремонту. Да и обслуживать механику проще, и опытные автолюбители справляются с этой задачей самостоятельно. Другой плюс, вытекающий из простой конструкции, – низкая цена. Автомобили, оснащённые МКПП, стоят примерно на 10% меньше аналога с автоматом. При этом такой автомобиль дешевле обслуживать.
Также стоит отметить, что в умелых руках плюсами механической трансмиссии станут низкий расход топлива, лучшая динамика и больший потенциал на бездорожье. А если у автомобиля с механикой сел аккумулятор, его можно запустить «с толкача». К тому же часто механической трансмиссией оснащают высокопроизводительные спортивные автомобили с мощными моторами. Дело в том, что МКПП вызывает больше интереса у любителей высокоскоростного вождения. При этом у механики есть и обратная сторона. Пришло время познакомиться с её минусами.
Прежде всего, МКПП сложнее в эксплуатации: необходимо ловко управлять сцеплением и выбирать нужную передачу. При этом механическую трансмиссию невозможно оснастить современными функциями помощи водителю, например, экстренным торможением, адаптивным круиз-контролем. А функции, которые можно установить на такие автомобили, часто ограничены. Так, при активации автоматической парковки, водитель всё равно самостоятельно выжимает сцепление, переключает скорости и осуществляет рулевое управление автомобилем. Также при управлении механикой сильнее устают ноги, особенно при езде в пробках. Дело в том, что педаль придётся часто нажимать, отчего к концу поездки ноги могут наливаться свинцом.
Плюсы и минусы автомата
Преимущества автоматической коробки передач вполне очевидны. Прежде всего, это высокий комфорт во время движения. Так, водителю не нужно переключать передачи и «орудовать» сцеплением. Такой тип коробки передач оптимален для крупных городов с частыми пробками и неспешным ритмом движения. А вот во время движения по трассе автоматическая коробка и механика практически не различаются, ведь движение, в основном, происходит на одной скорости без переключений.
У отдельных видов автоматов есть свои особенные плюсы. Как мы уже отметили ранее, вариатор признан самой плавной коробкой передач, лучше всего подходящей для неспешного ритма движения. Роботизированная коробка, напротив, подойдёт для динамичного движения за счёт более быстрых переключений. А меньшая скорость переключения передач и небольшая масса самого робота позволят снизить расход топлива. Что касается гидротрансформатора, то он лёгок в обслуживании и обеспечивает довольно высокую плавность хода.
Среди минусов автоматов отметим повышенную стоимость обслуживания, меньшую надёжность и необходимость прогрева. Гидротрансформаторы и вариаторы медлительны при переключении, что может стать неприятным сюрпризом на трассе. А робот отличается более резкими переключениями, которые могут показаться некомфортными. Автомобили с АКПП нельзя возить на буксире. Пробуксовки и перегазовки могут привести к перегреву и повреждению коробки. Такой же эффект может иметь и выезд на бездорожье. А ещё один значительный минус касается водителя: если он обучался ездить на автомате, то не сможет управлять машинами с МКПП.
Подведение итогов
Так что же лучше выбрать: механику или автомат? Однозначный ответ на этот вопрос дать тяжело. Если вы начинающий водитель, то лучше остановиться на автоматической коробке передач. В этом случае поездки будут проходить более комфортно, а вы сможете не отвлекаться на переключение передач, уделяя больше внимания ситуации на дороге. К тому же, отдельные модели АКПП по надёжности могут сравниться с механикой.
А если вы опытный водитель, и заинтересованы в снижении затрат на владение автомобилем, рациональнее остановиться на механической трансмиссии. МКПП стоит рассмотреть и в том случае, если вы любитель активного вождения и хотите получать максимум эмоций от поездки. При этом учиться в автошколе лучше на механике, такое решение будет более универсальным.
Тут же стоит отметить, что механическая трансмиссия – это «вымирающий вид» коробок передач. Как показывает опыт стран с развитой автомобильной промышленностью, от механики постепенно отказываются, замещая её автоматами. Эта тенденция характерна и для китайских автомобилей, широко представленных на нашем рынке. Так как в Поднебесной автомобили, в основном, предназначены для движения в мегаполисах, механика там считается крайне дискомфортной. Поэтому большая часть китайских автомобилей, за исключением доступного сегмента, комплектуется автоматами. Чаще всего это вариаторы и роботы. Таким образом, механика постепенно уходит из мирового автопрома.