Почему горит лампочка ABS и как это исправить
- Главная
- Статьи
- Три буквы: почему горит лампочка ABS и как это исправить
Автор: Михаил Баландин
Система ABS, или антиблокировочная система тормозов, знакома нам давно, но до сих пор может поставить в тупик. Почему иногда на панели приборов загорается её лампочка? Что-то сломалось, и пора копить деньги на ремонт или можно обойтись малой кровью? Бывает по-разному, но чаще причин для паники нет.
Всё просто
Может быть, это выглядит странно, но антиблокировочная система пришла на помощь автомобилистам не откуда-то, а с железной дороги: именно там её стали использовать ещё в 20-е годы прошлого столетия. Конечно, задача у ABS того времени была другая: блокировка колёс поезда при торможении не отправляла его в занос, а практически уничтожала чугунные колёса. И именно поэтому на железной дороге впервые и стали изобретать системы, которые не позволяли бы колёсам вставать колом при торможении. А чуть позже первые ABS появились в авиации, где было очень важно быстро остановить самолёт на пробеге после посадки и не дать ему возможности уйти с полосы. И только спустя 50 лет антиблокировочная система тормозов появилась на серийных автомобилях. Сначала – в виде опции, а потом, в 1978 году, её стали ставить в базе на Mercedes-Benz W116 и на «семёрку» BMW. Сейчас, как вы знаете, в России от этой системы отказались, но это временно – представить себе безопасный автомобиль без ABS уже невозможно, а устроена эта система не так уж сложно, чтобы не найти выход из ситуации.
Итак, из чего состоит ABS? Можно выделить три основные подсистемы: датчики оборотов колёс, управляющие клапаны и электронный блок управления. И принцип работы системы прост: датчики (каждый – на своём колесе) передают сигналы, которые обрабатываются блоком управления. Если сигнал говорит о том, что колесо внезапно слишком резко потеряло угловую скорость, блок отдаёт команду соответствующему клапану сбросить давление, чтобы отпустить тормозную колодку и предотвратить блокировку колеса. Блок опрашивает датчики несколько десятков раз в секунду, поэтому педаль тормоза может вибрировать и трещать: клапан очень быстро реагирует на команду блока управления, которая формируется на основе сигнала датчиков. В итоге колесо не блокируется, что предотвращает юз и повышает управляемость автомобиля.
Конечно, это немного утрированная схема: системы бывают одно-, двух-, трёх- и четырёхканальные (по количеству клапанов), могут включать в себя дополнительные агрегаты (например, отдельный насос для поддержания давления в тормозной системе), а могут быть включены непосредственно в тормозную систему. Впрочем, последнее относится к разряду технического авантюризма и вызывает лишь тонны ненависти у тех, кто столкнулся с подобными решениями с SBC на Mercedes W211, с Mark II на Saab 9000 или с глюками таких хитрых тормозов на старых Range Rover. Обычно всё устроено намного проще – так, как это было описано в предыдущем абзаце. И всё бы ничего, но и простые системы иногда ломаются.
О чём горит лампочка?
Начнём с хороших новостей: иногда горящая лампа ABS вообще никак не связана с поломкой системы. Такое бывает, когда колёса на одной оси стоят неподвижно, а другой при этом достаточно долго и быстро вращались (или вращалось одно колесо, что бывает чаще). Да, это классическая ситуация при длительной пробуксовке при попытке выехать из грязи или снега. После этого действия (зачастую, скажем прямо, весьма бестолкового) блок управления ABS сходит с ума от показаний датчиков со ступиц и зажигает лампочку просто от непонимания происходящего. После нескольких километров лампа гаснет, а система при этом работает штатно. Тут ничего страшного нет, это нормально. Хуже, если пробуксовок не было, а система на что-то ругается.
Если это произошло после замены ступичного подшипника, ступицы в сборе или тормозного диска (в некоторых случаях), то сигнал ABS не случаен. Скорее всего, тот, кто занимался этой работой, не слишком внимательно отнёсся к установке либо датчика ABS, либо его ротора («гребёнки», «кольца», импульсного или задающего ротора – называют эту деталь по-разному). В случае избыточной кривизны рук работника СТО такой вариант не только возможен, но и очень даже популярен.
Если лампочка гаснет после включения зажигания, но иногда включается на ходу, нужно проверять проводку к датчикам. На новых машинах она подводит редко, а вот на машинах, которые слышали по телевизору заставку передач с Листьевым, проводка уже имеет право отгнить. Особенно, если на этой машине любили месить грязь или если её эксплуатировали в регионах, щедрых на зимние реагенты.
Иногда такая плавающая ошибка может быть не связана с ABS вовсе. Дело в том, что «гребёнка» стоит на ступице, а сам датчик – очень близко к ней, но на неподвижной части автомобиля. Расстояние между ними должно очень точно сохраняться, но если ступичный подшипник совсем развалится, ступица начнёт люфтить. А это приводит к тому, что сигнал с датчика периодически может пропадать. Если честно, я не думаю, что человек, который несколько сотен или даже тысяч километров спокойно слушал вой умирающего подшипника, будет волноваться при горящей лампочке ABS, но всё же.
Другая причина, заставляющая лампочку загораться на ходу, – это отсутствие сигнала из-за загрязнения датчика или импульсного ротора или поломка последнего. В первом случае ремонт сводится к чистке датчика и ротора. Это можно сделать самому, если, конечно, снятие колеса не вызывает существенных затруднений (без этой процедуры к датчику не подобраться). Чистить и датчик, и ротор можно чем угодно (хоть керосином, хоть карбклинером, хоть старой футболкой), главное – не повредить проводку. Но вот если во время чистки обнаружится, что ротор повреждён (отсутствуют зубцы или он просто развалился), его, конечно, придётся менять.
Гораздо интереснее искать такую поломку, при которой система не может пройти самодиагностику после включения зажигания. То есть, при которой лампа ABS не гаснет через несколько секунд после включения зажигания или пуска двигателя.
С тестером в руках
Наиболее вероятная причина провала самодиагностики – отказ датчика или обрыв его проводки. Проще начать проверку с самого датчика. Самый простой метод – проверка его сопротивления мультиметром в режиме омметра. Разные датчики имеют разное сопротивление, но в среднем оно должно быть от 1 до 2 кОм (чаще даже до 1,5 кОм). Эти числа можно использовать как ориентиры, хотя, конечно, лучше знать сопротивление более точно. Но главное – не увидеть на мультиметре ноль или бесконечность: в первом случае это будет обозначать короткое замыкание, во втором – обрыв. Ремонтировать датчик ABS бесполезно, его придётся заменить (что сейчас может быть не очень просто по причине дефицита этих деталей на некоторые автомобили).
Ради собственного удовольствия можно вывесить колесо и покрутить его. Сопротивление его датчика должно изменяться. Если этого не происходит, то, вероятно, либо что-то не так с «гребёнкой», либо просто датчик рабочий, но очень грязный. Впрочем, в этом случае обычно лампочка ABS загорается на ходу, а не после неудачной самодиагностики.
Проводку проверить сложнее. Идеальный вариант – это её проверка с подключенным датчиком. Но для этого надо снять колодку с блока ABS и найти в клемме пары проводов, подходящие с каждого из датчиков колёс (которые обычно отличаются по цвету). Если на этом этапе работа кажется уже слишком сложной, лучше не мучить себя и машину и поехать в сервис.
Стоит отметить, что если в цепи есть ненадёжный контакт, найти неполадку таким способом может быть сложно: по закону подлости именно в момент диагностики контакт может оказаться надёжным. Чтобы хотя бы как-то минимизировать такую вероятность, можно попросить помощника покачать машину во время замера. Полностью, конечно, такие колебания возможность ошибки не исключат, но иногда могут помочь заметить меняющиеся скачками числа на экранчике тестера.
Чаще всего сигнала от датчика нет, если он сам вышел из строя, или если окислился и зарос грязью его разъём. На пожилых автомобилях, конечно, может быть всякое, но на более-менее свежих автомобилях блок управления ABS выходит из строя редко, а проводка не сгнивает за несколько лет. А если в горящей лампочке виноват именно блок, лучше ехать в сервис: отремонтировать его своими руками не так просто.
Да и обнаружить эту проблему будет сложнее: тут дедушкиной контрольной лампочки для диагностики не хватит, и придётся искать приличный сканер. В принципе, сейчас это сделать не сложно: сканеров в продаже много, и остаётся только выбрать наиболее подходящее предложение. Неплохой выбор, например, Rokodil ScanX, с которым можно и найти неисправность блока ABS, и проверить множество других блоков, которых на современных машинах хватает в избытке.
Ну а если виновата проводка, не стоит забывать, что под днищем машины условия жизни суровые, так что ремонтировать её скруткой не стоит.
практика
Новые статьи
Статьи / Новые авто
Все потенциальные новинки 2023 года в России: гибрид, пикап и премиум под красным флагом
В первой части материала о китайских новинках российского рынка мы назвали те модели, которые появятся в продаже в 2023 году почти со стопроцентной вероятностью. С момента публикации прошла…
1043
1
0
17.
Статьи / Популярные вопросы Как продать или купить автомобиль по доверенности и в чем может быть подвох Иногда в объявлениях о продаже машин встречаются фразы вроде «продается по гендоверенности», «только по генералке» или «продажа по доверенности». Стоит ли обращать внимание на такие варианты… 208 0 2 17.04.2023
Статьи / Интервью
Проект АТОМ: что это будет за автомобиль, кто его разрабатывает и когда он появится
Новый отечественный проект АТОМ – один из самых свежих на современной сцене, и при этом один из самых непрозрачных. Имеет ли он отношение к Кама-1 и будет ли ее прямым развитием? Что за авто…
798
1
0
16.
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Тест-драйв 30 лет рабства: тест-драйв ГАЗ-53 Точнее было бы написать «тест-драйв ГАЗ-САЗ-3507 на шасси ГАЗ-53-14», но это слишком сложно. А вот просто ГАЗ-53 узнает каждый, кто успел выпить стакан газировки за одну копейку (с сиропом… 9456 9 784 09.12.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв
Любителям Volvo, по цене Volvo: тест-драйв обновленной Geely Tugella
Впервые с Geely Tugella мы познакомились ровно два года назад, в ноябре 2020. За эти два года флагманский кроссовер нашел свою, пусть и небольшую, аудиторию, заработал определенную репутацию…
8329
3
864
29. 11.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв Тест-драйв Geely Monjaro: лучше, чем Volvo? В Китае этот полноразмерный кроссовер дебютировал еще два года назад под неблагозвучным для нашего уха именем Xingyue L и заводским индексом KX11. В России машину сертифицировали в 2022, и в… 7027 8 9 07.04.2023
Лампочка ABS, фишка ABS (горит постоянно/временно) — Электрооборудование и электроника
14.08.2008, 15:33 #1
Лампочка ABS, фишка ABS (горит постоянно/временно)
Товарищи, у меня периодически начинает загораться и гореть оранжевая лампочка ABS.![]()
В чем проблема? :-\Проблема — плавающая.То есть вчера горела постоянно, а сегодня с утра проехал аж 6 километров, только потом загорелась.В обед сейчас — горит снова постоянно…
Сообщу, что при замене пыльника — ради безопасности снимали фишку ABS на этой ступице.Зазор между концевиком датчика и зубчиками гранаты — гдето- 2-3 мм.
В чем пролема? куда смотреть?вчера пробовал фишку выдернуть-вставить/пошевелить. Замечу, что если выкл зажигаение — и включить снова — лампочка не горит, то есть тестирование проходит в нормальном режиме.Проблема появляется только когда ехать начинаешь, иногда даже не сразу.
Фишка вроде на месте, хотя вставляется в гнездо — не совсем туго….
15.08.2008, 17:47 #2
Лампочка ABS, фишка ABS (горит постоянно/временно)
парни-и-и-и-и.………..неужели нету решения?
Жесть!
15.08.2008, 17:59 #3
Лампочка ABS, фишка ABS (горит постоянно/временно)
Если эта лампа горит- значит, не работает датчик АБС или обрыв в проводке к нему. Провод к датчику надо ставить только оригинал- первый попавшийся работать не будет….
16.08.2008, 01:45 #4
Лампочка ABS, фишка ABS (горит постоянно/временно)
Я просто взял и прозвонил мультиметром.Молчащий датчик поменял.И всё
18. 08.2008, 09:08
#5
Лампочка ABS, фишка ABS (горит постоянно/временно)
Не смог вчерась этот датчик от ступицы открутить…………..
Болтик открутили, а он, видимо, прикипел…..молотком бить страшно — корпус датчика пластиковый…..
09.08.2010, 13:06 #6
Лампочка ABS, фишка ABS (горит постоянно/временно)
необходимо подключиться к ЭБУ и проверить код ошибки АБС. возможно не работает один из трех моторчиков.
09.08.2010, 15:53 #7
Лампочка ABS, фишка ABS (горит постоянно/временно)
Сообщение от Vit@ha
необходимо подключиться к ЭБУ и проверить код ошибки АБС.
Боюсь, что с советом уже опоздали…возможно не работает один из трех моторчиков.
09.08.2010, 19:51 #8
Лампочка ABS, фишка ABS (горит постоянно/временно)
Сообщение от dD78
Боюсь, что с советом уже опоздали…
Ага, на два года..
12.02.2013, 20:51 #9
Сообщение от Vit@ha
необходимо подключиться к ЭБУ и проверить код ошибки АБС. возможно не работает один из трех моторчиков.
И как это сделать? Может кто знает?
Как прозвонить? Что от чего?
Времени много прошло, может кто уже имеет опыт борьбы с загоранием лампочки abs?
15.02.2013, 02:35 #10
Проверить датчики (все) осцилографом.
Toyota ABS Light Service — Burlington Toyota
ABS Light Service & Repair в Burlington Toyota
Наши технические специалисты Burlington Toyota рады помочь вам в решении любой проблемы с автомобилем. Если внезапно загорается индикатор ABS, не ждите, чтобы привезти автомобиль. Проблема может быть незначительной или указывать на серьезную проблему.
Индикатор ABS моей Toyota продолжает гореть, что мне делать?
Довольно часто датчик в системе ABS слишком чувствителен и срабатывает без всякой причины. Например, если вы небрежно тормозите на сухой гладкой поверхности, и загорается индикатор ABS, вероятно, проблема связана с чувствительностью. Если это произойдет, вы должны доставить свой автомобиль к обученному техническому специалисту в Burlington Toyota.
Если индикатор ABS горит постоянно, убедитесь, что вы не забыли отпустить аварийный тормоз. Когда аварийный тормоз остается включенным, индикатор ABS также будет гореть в качестве напоминания. Но если вы отпустите аварийный тормоз, а индикатор ABS все еще горит, это указывает на другую проблему.
Иногда проблема заключается в неправильной регулировке педали аварийного тормоза. Нет ничего обязательно неправильного, и простая регулировка педали уберет индикатор ABS. Если вы сомневаетесь, просто принесите свой автомобиль в Burlington Toyota, и мы рассмотрим его для вас.
Индикатор ABS на моей Toyota загорается только на мгновение. Есть вероятность, что что-то не так?
Скорее всего, если индикатор ABS загорается на короткое время, а затем гаснет, это вызвано незначительной проблемой. В этом случае ваша система ABS обычно продолжает работать нормально.
Индикатор ABS моей Toyota загорается всякий раз, когда я нажимаю на тормоз, независимо от условий. Есть проблема?
Существует вероятность того, что на одной стороне вашей тормозной системы пропало гидравлическое давление. Также существует вероятность того, что уровень жидкости в главном цилиндре слишком низкий, что может означать утечку в системе. Во-первых, попробуйте добавить жидкости. Если это не решит проблему, очень вероятно, что у вас есть утечка.
Утечка тормозной жидкости – это довольно серьезно. Ваши тормоза могут выйти из строя во время вождения автомобиля. Лучше не садиться за руль до тех пор, пока обученный техник не осмотрит автомобиль. Утечка может быть в суппортах, тормозной магистрали, шланге или, возможно, в главном цилиндре.
Приведут ли проблемы с тормозами Toyota ABS к проблемам с обычным торможением?
Если индикатор ABS горит слишком долго, система ABS большинства автомобилей отключится. Ваше обычное торможение не будет затруднено, но ваша система ABS не будет активирована в случае экстренного маневра.
Горят сигнальная лампа тормозной системы Toyota и сигнальная лампа ABS.
Если одновременно загораются и сигнальная лампа ABS, и сигнальная лампа тормозной системы, с вашим автомобилем возникла очень серьезная проблема. Вы не должны ездить на нем, так как есть большая вероятность, что у вас даже не работают тормоза. Как можно скорее свяжитесь с техническим специалистом Burlington Toyota, чтобы узнать, какими должны быть ваши дальнейшие действия!
Почему горит индикатор ABS?
Антиблокировочная тормозная система, более известная как ABS, предназначена для предотвращения блокировки шин вашего автомобиля при приложении давления к тормозам. Можно управлять автомобилем без ABS, однако мы настоятельно не рекомендуем этого делать. Без ABS тормозная система может заблокироваться в аварийных ситуациях, привести к заносу и потере управления при торможении.
Когда должен загораться свет?
Если индикатор ABS вашего автомобиля загорается на несколько секунд или около того при первом запуске, это нормально. Это когда АБС автомобиля проверяет себя, чтобы убедиться, что она работает правильно. После завершения проверки свет должен погаснуть сам по себе. это вместо нормальный если индикатор загорается или начинает мигать во время движения или продолжает гореть после первоначальной самопроверки. Если это произойдет, безопасно и быстро найдите ближайшего механика для осмотра вашего автомобиля.
Теперь, когда мы разобрались с основами. Ниже приведены причины, по которым индикатор ABS вашего автомобиля мог загореться и продолжать гореть:
1. Тормозная жидкость
Система ABS использует тормозную жидкость для регулирования давления. Без должного количества тормозной жидкости АБС может выйти из строя. При низком уровне тормозной жидкости лампа может загореться. Причиной низкого уровня жидкости может быть утечка жидкости в резервуаре или чрезмерное количество воздуха в системе.
2. Неисправность датчика скорости
Датчик скорости регистрирует фактическую скорость каждого колеса и передает эту информацию обратно в АБС. Если одно из колес движется слишком медленно, ABS выпустит больше жидкости, чтобы колесо могло двигаться с большей скоростью. Однако, если есть проблема с датчиком скорости, индикатор ABS загорится, чтобы уведомить вас. Причины, по которым это может произойти, включают повреждение от мусора, дорожной грязи или металлической стружки от тормозов.
3. Неисправен модуль ABS
Одной из наиболее распространенных причин загорания индикатора ABS является коррозионное повреждение проводки модуля ABS. Коррозионное повреждение означает задержку или отсутствие связи между датчиком скорости и модулем ABS. В худшем случае потребуется замена модуля АБС в целом. В лучшем случае модуль ABS просто нуждается в перемонтаже.
4. Неисправность гидравлического насоса
АБС работает в паре с датчиком скорости для управления тормозной жидкостью.