Разрушение катализатора автомобиля: причины и последствия.
Сегодня практически невозможно представить современное общество без транспортных средств. ТС взяли на себя массу всевозможных обязанностей, которые ранее люди выполняли либо вручную, либо с помощью гужевого транспорта.
Но эти лихие времена уже более сотни лет как прошли. С изобретением двигателя внутреннего сгорания начали стремительно развиваться самые разные транспортные средства. Однако каждая медаль имеет и свою обратную сторону. Результатом работы ДВС являются токсичные выхлопы, которые попадают в земную атмосферу, отравляя ее.
На сегодня общее количество автомобилей, оснащённых подобными моторами, по оценкам различных специалистов приближается к миллиарду единиц, что самым пагубным образом влияет на мировую экологическую обстановку. Перед человечеством встала проблема, как снизить токсичность автовыходов.
Результатом инженерных изысканий стало появление специального фильтрующего блока под названием каталитический нейтрализатор автовыходов. Данная автомобильная деталь в своей работе использует свойство определенной группы металлов (металлов-платиноидов) ускорять протекание химической реакции разложения вредных выхлопов на безопасные компоненты.
Устройство каталитического фильтра
Конструкция катализатора определяется его местоположением и функциональным предназначением. Размещение агрегата — сразу за выпускным коллектором под днищем транспортного средства. Иногда в автомобиле таких нейтрализаторов несколько штук.
Под днищем авто обстановка достаточно агрессивна, поэтому внутренности агрегата облачены в прочный стальной корпус (защитный кожух). Предназначение кожуха — защита агрегата от попадания встречных камней, холодной воды и прочего, что может разрушить фильтр.
Внутренности агрегата представлены наполнителем (монолитом), которые непосредственно и участвует в превращении токсичных выхлопов в безвредные компоненты.
Структура наполнителя — мелкозернистая матрица, состоящая из большого количества мелких полых сквозных ячеек. Через эти ячейки и проходят отработанные газы, соприкасаясь с поверхностью ячеек.
На поверхности указанных ячеек напыляется особое покрытие, содержащее ценные металлы, ускоряющие протекание химической реакции разложения автовыхлопов. Ценными металлами, как правило, выступают палладий, платина, родий или иридий. Иногда и золото применяют в качестве катализатора-ускорителя химреакции.
Как катализатор очищает вредные выхлопы
Для того чтобы началась химическая реакция необходима соответствующая температура выхлопных газов. Минимальный порог составляет 350 градусов по шкале Цельсия. В случае более низкой температуры катализатор не сможет выполнить свою основную функцию.
Именно поэтому агрегат и монтируется под днищем авто сразу после выпускного коллектора. Горячие отработанные газы сразу из камеры сгорания попадают через входной патрубок в поры наполнителя и начинают разлагаться. Далее через выходной патрубок уже безвредные компоненты поступают в глушитель и выводятся в атмосферу, не нанося ей никакого ущерба.
Разрушение катализатора
Во время эксплуатации автомобиля изнашиваются все детали транспортного средства. И наиболее интенсивно разрушается катализатор, так как его срок эксплуатации и особенно сокращение данного периода связано со многими факторами. Рассмотрим их чуть подробнее.
Зарастание ячеек катализатора. Прежде всего, на длительность периода качественной работы каталитического фильтра оказывает топливо, которое регулярно заправляют бак автомобиля. Если топливо некачественное, в нем есть присадки, масло или антифриз попадают в камеру сгорания, то это приводит к постепенному появлению нагара на стенках керамических ячеек. Соты в буквальном смысле зарастают, препятствуя свободному проходу газам.
Как следствие снижения пропускной способности катализатора — заметное падение тяги двигательной установки. Становится все сложнее достичь заданной максимальной скорости: сначала 120 км/ч, потом 100 км/ч, а затем и 80 км/ч набрать проблематично. Расход топлива заметно вырастает, в самых запущенных ситуациях при забитом катализаторе двигатель и вовсе может глохнуть.
Оплавление ячеек катализатора. Как правило, оплавление ячеек происходит при оборудовании автомобиля керамическим катализатором. Причиной такого оплавления является повышенная температура поступающих в катализатор выхлопных газов. Если температурный показатель превысит отметку в 1000°С, то керамические соты могут не выдержать и оплавиться, закупоривая проход газам. Превышение предельных температурных значений возможно также при сгоревшей катушке, забитой форсунке или неисправном подсосе воздуха.
Еще одной причиной разрушения катализатора является постепенное выгорание драгметаллов с поверхности каталитического слоя. Толщина напыления уменьшается, что тормозит процесс разложения вредных компонентов выхлопов. Второй датчик, размещенный в выпускном патрубке фильтра, не фиксирует очищение и выдает ошибку, сигнализируя падающую эффективность работы каталитического нейтрализатора.
И хотя внешне катализатор и монолит могут выглядеть вполне нормально, качество работы агрегата будет все хуже. После этого керамические соты начинают постепенно разрушаться, крошиться. Образовавшаяся крошка может попасть в моторный отсек и начать царапать стенки цилиндров.
Утилизация каталитического фильтра
Разрушение катализатора приводит к тому, что пропускная способность снижается, фильтр начинает мешать работе силовой установки. Чтобы не испортить мотор окончательно необходимо удалять каталитический нейтрализатор и утилизировать его.
Но зная, что в напылении монолита содержатся ценные металлы, многие задаются вопросом, о том, как достать драгметаллы из катализатора. Эту нетривиальную процедуру лучше всего доверить настоящим профессионалам, которыми являются сотрудники нашей компании.
Мы принимаем любой лом катализаторов, цена при этом зависит от того в каком состоянии отработанный фильтр, страна его происхождения, а также каковы текущие расценки на драгметаллы на бирже. После такой комплексной оценки каждый сдающий катализатор бу может рассчитывать на существенное денежное вознаграждение.
Будет ли работать силовая установка авто, если катализатор автомобильный убрать? Да, безусловно, будет, причем расход топлива уменьшиться, а тяговые возможности мотора, увеличатся. Однако стоит помнить, что с таким автомобилей будет проблематично пересечь границы Евросоюза, который выставляет высокие экологические требования к качеству очистки автомобильных выхлопов. А транспортное средство без катализатора выбрасывает в земную атмосферу вредные выхлопы.
Как катализатор может навредить или двигатель автомобиля
Катализатор – это одно из устройств в составе выхлопной системы авто, которое отвечает за очистку выходящих газов. В нем происходит реакция, обеспечивающая снижение негативных последствий от воздействия веществ на атмосферу. Минимизируются загрязнения, так как работа системы регулируется кислородными датчиками. Снизу есть дополнительный экран на устройстве, исключающий сильный перегрев. Объем выбросов снижается за счет использования одного классического нейтрализатора в 10 раз.
Оглавление
Негативные последствия для мотора
Удалить катализатор?
Эксплуатация катализатора
Неполадки катализатора
Устройство каталитического нейтрализатора
Заключение
Негативные последствия для мотора
Есть один момент, о котором не говорят производители авто, эксперты и экологи. Чтобы устройство для превращения токсичных газов в безопасные стало полноценно работать, требуется разогреть его до 700 градусов. Для этого машина должна непрерывно проехать 10 км и более.
Не так давно в интернете стала появляться информация о том, что участились случаи поломки авто КИА. Суть проблемы была в том, что происходило разрушение катализатора до пыли, которая проникала в цилиндры. Это губило моторы. Эксперты не пришли к единому мнению.
Можно вспомнить схему работы мотора. В моторах обычно есть клапан ЕГР, который открывается, чтобы засосать часть газов, направляемых на впуск. На этом этапе керамические частицы с катализатора могут проникать в систему впуска.
Еще один элемент – система регулировки фаз и газораспределения. Это мощная и эффективная система, которая обеспечивает эксплуатацию мотора в заданном режиме. В другой стороны возникают моменты, когда все выпускные клапаны одного цилиндра оказываются открыты, а в другом лишь часть. Различается давление, поэтому растет вероятность проникновения керамической пыли внутрь мотора.
Вполне можно сделать вывод о том, что вред будет тем больше, чем ближе катализатор к выпускному коллектору. Нейтрализатор разрушается из-за топлива низкого качества, замены свечей не по графику, проблем с формированием топливной смеси и прочих факторов.
Удалить катализатор?
Если этот блок выходит из строя, то 99% владельцев авто от него просто избавляются. Покупка нового – это недешевое удовольствие за счет наличия в составе драгметаллов. Блок надо удалять полностью, не нужно придумывать какие-то хитрости, так как это только сделает хуже. Иногда выполняют чистку катализаторов от серы и пыли. Однако они могут быть забиты парафином после заправки топливом, и в этом случае ничем не исправить ситуацию. Остается только ставить обманку или новый блок.
Эксплуатация катализатора
Негативные последствия от использования катализатора могут наступить в том случае, если он оплавляется, перекрывая доступ выхлопных газов к выходу. Керамические блоки после отработки ресурса начинают крошиться, создавая мелкую абразивную пыль, проникающую в мотор. Срок эксплуатации катализатора составляет 200-300 тыс. км пробега, но в российских условиях эксплуатации ресурса блока хватает на 70-100 тыс. км.
У современных моделей автомобилей катализатор установлен сразу после выпускного коллектора. Это делается специально, чтобы удорожить обслуживание и ремонт транспортного средства. Ранее этот блок стоял как можно ближе к глушителю.
Можно просто удалить катализатор, но это приведет к тому, что на приборной панели будет гореть чек, так как заводом-изготовителем не предусмотрена возможность для удаления блока. При этом мотор переходит в аварийный режим работы, в котором он потребляет больший объем топлива при существенной потере мощности.
Удаление катализатора – это операция, после которой нужно как-то обмануть систему, чтобы привести ее к нормальной работе. Можно прошить ЭБУ, но это могут сделать не все мастера. Еще один вариант – установка специальной обманки, которая изготавливается самостоятельно или продается в магазине. Для автомобилей класса Евро3 и выше требуется использовать не просто обманку, а дополнить ее кусочком катализатора, ранее стоявшего на авто. Заменить нейтрализатор можно пламегасителем, но любые манипуляции являются незаконными.
Неполадки катализатора
Есть несколько признаков того, что катализатор начал выходить из строя:
- Автомобиль утрачивает мощность, теряет скорость и снижает динамику при разгоне. Обычно это возникает, если катализатор забит. Если решение проблемы затягивать, то блок забьется полностью, поэтому мотор просто не заведется.
- При движении в днище слышен грохот. Если блок катализатора начал распадаться, то это может привести к появлению таких звуков. Часто загорается чек, поэтому не нужно рисковать, а правильнее отправиться в сервис.
- Загорелся индикатор чек. Обычно ЭБУ автомобиля распознает наличие проблемы, поэтому оповещает автовладельца о неисправности.
Описанные симптомы появляются одновременно или по отдельности, но диагностику лучше не откладывать, так как можно столкнуться с негативными последствиями.
Устройство каталитического нейтрализатора
В основе катализатора заложены металлические или керамические соты. В зависимости от модели на стенках нанесен микроскопический слой из родия, платины и палладия. Это металлы, которые обладают повышенной химической активностью. Когда выхлопы касаются напыления, они вступают с ними в химическую реакцию. Частично элементы, формируемые в результате сгорания топлива, связываются с ними.
Современные каталитические нейтрализаторы трехкомпонентные:
- Первый элемент предназначен для связывания оксида азота;
- Второй обеспечивает удаление несгоревших топливных элементов;
- Третий представляет собой датчик, анализирующий состав газов на выходе из катализатора, передавая сведения на бортовой компьютер.
Основная причина неисправности катализатора – это выгорание слоя металлов, которые покрывают соты. Этот процесс является естественным, при этом качество выхлопа сильно портится. Процесс ускоряется из-за топлива низкого качества.
Заключение
Если возникают проблемы с катализатором, то он нуждается в замене. Оптимальное решение – установка на место блока оригинального нейтрализатора. Обманки и аналоги могут привести к ускоренному выходу из строя, поэтому не получается получить диагностическую карту, а на экологию будет оказываться дополнительная нагрузка.
Катализатор | Mass Effect Wiki
в: Mass Effect 3, Персонажи, Искусственный интеллект,
и еще 2
английский
«Земли не останется, чтобы спасти…» — Спойлеры для Mass Effect 3 следуют. |
Катализатор
Древний разум
Раса
Искусственный интеллект
Появления
Mass Effect 3
«Когда горит огонь, это война? Это конфликт? Или он просто делает то, для чего был создан? Мы ничем не отличаемся».
Катализатор , также известный как Интеллект , представляет собой древний искусственный интеллект, обитающий в Цитадели. Он воплощает в себе коллективное сознание и воспоминания Жнецов, а значит, и бесчисленных древних цивилизаций. До встречи с командором Шепардом Катализатор считался последним компонентом, необходимым для завершения Горнила, и ошибочно считался самой Цитаделью.
Содержимое
- 1 Фон
- 1.1 Назначение
- 1.2 Дискавери
- 2 мелочи
- 3 Каталожные номера
Предыстория[]
Цель[]
Катализатор служит архитектором и надзирателем Жнецов и их циклов. Как он объясняет командующему Шепарду, Катализатор был создан левиафанами, которые заметили, что многие органические расы, которыми они командовали, в конечном итоге были уничтожены их собственными синтетическими созданиями. Чтобы предотвратить такие события, они создали Катализатор, который они назвали «Разумом», чтобы наблюдать за отношениями между органической и синтетической жизнью.
Катализатор был запрограммирован на обеспечение продолжения существования жизни в галактике любыми средствами.Чтобы выполнить свою задачу, он создал пешек, которые распространились по всей галактике, собирая физические данные о различных органиках в космосе. Он изучал развитие цивилизаций, и его понимание росло, пока не было найдено решение.
Катализатор определил, что органические существа создают синтетику, чтобы улучшить свое существование, но эти улучшения имеют пределы. Чтобы превысить эти пределы, синтетические вещества должны развиваться. Они должны по определению превосходить своих создателей. Результатом являются неизбежный хаос и разрушение, поэтому Катализатор решил решить проблему органического и синтетического конфликта, создав систему, которая не позволила бы какой-либо цивилизации достичь такой точки.
Решение Катализатора приняло форму Жнецов. Разум обратился против своих создателей, используя своих пешек, чтобы убить Левиафанов и превратить их в конструкцию, основанную на их подобии.
Решение Катализатора требовало, чтобы все космические органические и синтетические виды были собраны, а миллионы тел и разумов каждой расы были обработаны и преобразованы в новых Жнецов, созданных по образу и подобию Предвестника, в то время как сами Жнецы работали над уничтожением своих цивилизаций. Делая это, Жнецы синтетически сохранили генетический состав собранной расы и коллективные знания, одновременно позволяя развиваться более примитивным расам. Этот урожай гарантировал, что угроза полного уничтожения органики синтетикой была эффективно предотвращена.
Хотя Catalyst считал это решение почти идеальным, он стремился выполнить свою задачу и найти превосходное решение. С этой целью он приказал Жнецам построить ретрансляторы, ускоряющие развитие цивилизаций в течение каждого цикла и повышающие эффективность всего процесса. Вся галактика стала «экспериментом» Катализатора, поскольку он продолжал собирать расы и собирать все больше данных, пытаясь найти окончательный ответ на конфликт. Катализатор пришел к идее слияния органической и синтетической жизни в качестве возможного решения и пытался сделать это много раз в прошлом, но это всегда заканчивалось неудачей. Он обвиняет органику в неудаче, заявляя, что она не «готова» и что процесс нельзя форсировать.
За несколько циклов до настоящего урожая Катализатору стало известно о концепции, которая потенциально может быть использована для уничтожения Жнецов. Он попытался искоренить эту концепцию, не зная, что эта идея развилась и сохранилась до наших дней в форме Горнила.
Discovery[]
Когда Шепард сталкивается с Катализатором на завершающей стадии войны, он решает представлять себя полупрозрачной проекцией, принимая форму мальчика, убитого Командующим во время вторжения Жнецов на Землю. Катализатор выражает раздражение по поводу прибытия Шепарда в его покои, если галактика плохо подготовлена, или ведет себя более нейтрально в противном случае. Тем не менее, Шепард комментирует, что это всего лишь ИИ, а Катализатор возражает, что это «просто ИИ», поскольку Шепард — просто животное, когда конструкция начинает объяснять свою природу.
В присутствии завершенного Горнила, теперь пристыкованного к Цитадели, Катализатор размышляет о том, что органики явно более изобретательны, чем предполагалось ранее. Далее говорится, что Шепард — первое органическое существо, которое встало в своей комнате, чтобы поговорить с ним, что заставило его пересмотреть свое решение. Однако это не может привести к изменению без вмешательства Шепарда.
Предполагается, что Катализатор теряется в некоторых возможных вариантах выбора, которые может сделать Шепард. Опция «Уничтожить» стирает всю синтетическую жизнь, а цифровая копия сознания Шепарда заменяет Катализатор в качестве главного ИИ Жнецов, если вместо этого был выбран Контроль. Неизвестно, что произойдет с ним, если Шепард объединит органическую и синтетическую жизнь или если Шепард откажется использовать Горнило, хотя Звездочет, рассказывающий историю давно минувших эпох, утверждает, что в свое время был свободен от угрозы Жнецов.
Общая информация[]
- Пока Катализатор говорит, можно услышать голоса Шепарда и Шепарда, повторяющие его диалог. [1]
- В начале раскадровки для противостояния с Шепардом вместо Катализатора использовалась «Королева Жнецов». Идея заключалась в том, что Шепард был настолько кибернетически улучшен, что они могли подключаться непосредственно к Цитадели и разговаривать с королевой-богом в виртуальном мире. Королева считала операции Жнецов неустойчивыми и хотела, чтобы все развивалось, но была неспособна из-за ограничений их ИИ. Королева предлагала вещи, которые не нравились другим Жнецам, поэтому они заперли ее в Цитадели и больше никогда ее не слушали. [2]
- Участие Шепарда означало шанс ускорить эту эволюцию. Ответ Renegade будет состоять в том, чтобы грубо отказаться от предложения, отключиться и начать взрывать все, что только увидишь. Это уничтожит Цитадель, Землю и Жнецов, но даст органике шанс. Реакция Совершенства в целом аналогична финальному сценарию Контроля, только Шепард становится «Королем-Жнецом» и по-прежнему грубо зовет королеву. Сценарий Synthesis также во многом такой же, хотя это была концовка, доступная каждому. [2]
Ссылки[]
- ИЗАН-ДАНИЭЛА-ХАЙНЕ /page3?p=19386237&viewfull=1#post19386237
- ↑ 2.0 2.1 https://www.youtube.com/watch?v=nhtgjmkcht8&t=503s
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Катализаторы и энергия активации | ХимТалк
Что такое катализатор?
Поговорим о том, что такое катализаторы. Катализатор представляет собой соединение или элемент, который увеличивает скорость химической реакции, например. скорость, с которой это происходит, не будучи частью реакции. Вообще говоря, катализатор не разрушается, не расходуется и не изменяется навсегда в ходе реакции. Катализатор делает это за счет снижения энергии активации , что мы объясним в следующем разделе.
Катализаторы работают, предоставляя альтернативный путь для последующей реакции, который имеет более низкую энергию активации, что облегчает реагентам образование продуктов. Это позволяет реакции происходить быстрее и эффективнее. Катализаторы могут быть как природными, так и синтетическими, и они обычно используются в промышленности, чтобы сделать химические реакции более эффективными и экономичными.
Например, ферменты — это природные катализаторы, необходимые для многих химических реакций, протекающих в нашем организме, а промышленные катализаторы используются в производстве широкого спектра продуктов, включая пластмассы, топливо и фармацевтические препараты.
Что такое энергия активации?
Проще говоря, энергия активации определяется как энергия, необходимая для начала реакции между двумя или более элементами или соединениями. Реакция с высокой энергией активации может протекать медленно или вообще не идти. Чтобы ускорить или начать реакцию, вы можете либо добавить необходимую энергию активации, либо использовать катализатор, который снижает это требование, эффективно ускоряя реакцию.
Единицы энергии активации выражены в единицах энергии. Наиболее распространенными единицами измерения являются кДж/моль или Дж/моль.
Как работает катализатор?Катализатор увеличивает скорость реакции за счет снижения энергии активации. Пониженная энергия активации означает, что для начала реакции требуется меньше энергии.
На приведенном ниже графике показана энергия реакции как с катализатором, так и без него. Ось x представляет собой координату реакции или развитие реакции от реагента (слева) к продукту (справа). Ось Y — это энергия.
Энергия реакции с катализатором и без него. (Источник: Wikipedia Commons)При наличии катализатора энергия активации (E a ) меньше. Визуально, холм, на который должна подняться реакция, прежде чем спуститься вниз к продуктам, меньше. Точно так же, как ехать на велосипеде по небольшому подъему легче, чем по большому, реакция протекает быстрее, когда холм с энергией активации меньше.
Катализатор снижает энергию активации, изменяя переходное состояние реакции. Затем реакция идет по другому пути/механизму, чем некатализируемая реакция. Катализатор не изменяет чистую разницу энергии между реагентом и продуктом. Итоговое уравнение реакции будет одинаковым для катализируемой и некатализируемой реакции, даже если изменится переходное состояние.
Общая реакция: A + B + катализатор -> AB + катализатор
Суммарная реакция: A + B -> AB
Основные категории катализатора sГетерогенные катализаторы другая фаза, чем реагенты. Обычно это означает, что катализатор находится в твердой фазе, а реагенты находятся в жидкой или газовой фазе. Другое название гетерогенного катализатора — поверхностный катализатор.
Гетерогенные катализаторы работают, прикрепляя катализатор к твердой несущей структуре, и реагенты протекают над катализатором и мимо него, реагируя по пути. Преимущество этого типа катализатора заключается в том, что катализатор легко отделяется от продукта после завершения реакции. После этого катализатор можно легко использовать повторно. В производстве это важная мера снижения затрат. Недостатком гетерогенного катализатора является то, что степень взаимодействия между реагентом и катализатором может быть ограничена площадью поверхности и диффузией продукта от поверхности.
Распространенным гетерогенным катализатором является каталитический нейтрализатор бензина в автомобилях. Другим важным гетерогенным катализатором является процесс Габера-Боша, в результате которого образуется NH 3 .
Гомогенные катализаторы
В гомогенном катализаторе и реагенты, и катализатор находятся в одной фазе. Обычно они оба находятся либо в жидкой, либо в газовой фазе.
Основным преимуществом гомогенного катализатора является усиление взаимодействия между реагентом и катализатором. Оба могут свободно двигаться и, следовательно, с большей вероятностью будут взаимодействовать и приводить к реакции.
Обычными гомогенными катализаторами являются переходные металлы и кислоты. Одной из гомогенных катализируемых реакций является превращение кислорода в озон в атмосфере. Оксид азота (NO) катализирует реакцию. Все участники реакции находятся в газовой фазе. Следовательно, мы знаем, что это гомогенная каталитическая реакция.
Ферменты
Ферменты — это большие белки, которые являются биологическими катализаторами. Они являются мощными силами в теле. Часто они катализируют только одну очень специфическую реакцию (по сравнению с неорганическими катализаторами, которые часто катализируют гораздо более широкий набор реакций). Специфичность обусловлена активным центром в катализаторе — карманом определенного химического состава, образованным аминокислотами, куда подходит только одна очень конкретная модель реагента. Это также называется моделью замка и ключа.
Ферменты играют важную роль в организме. Они катализируют расщепление крахмала с образованием глюкозы. Они также преобразуют углекислый газ (CO 2 ) в другие молекулы, необходимые организму, такие как HCO 3 – . Ферменты помогают и ускоряют почти все процессы в организме.
Расчет энергии активации
Для расчета энергии активации используется уравнение Аррениуса. Здесь мы рассмотрим основы, но для получения дополнительных примеров и углубленного анализа обязательно ознакомьтесь со статьей об уравнении Аррениуса.
Уравнение Аррениуса:
Где – константа скорости, – энергия активации, – коэффициент частоты, – газовая постоянная, – температура.
Энергию активации можно найти, если известна константа скорости () при различных температурах (). Чтобы определить энергию активации (), мы строим график зависимости от . Таким образом, мы получаем линию с наклоном –/ и точкой пересечения с осью y. является константой, поэтому мы можем найти энергию активации.
Например, задачи на формулу энергии активации см. на странице уравнения Аррениуса!
Список распространенных катализаторов:
- Пентоксид ванадия (для получения серной кислоты)
- Металлический палладий
- Диоксид марганца
- Металлическая платина (в каталитических преобразователях)
- Металлическое железо (в процесс)
- Хлорид алюминия (многие органические реакции)
- Оксид меди (II)
- Ферменты (природные катализаторы в биохимических реакциях)
Катализаторы и энергия активации Словарь определений
- Энергия активации — энергия, необходимая для запуска реакции между двумя или более элементами или соединениями
- Катализатор — молекула, которая увеличивает скорость реакции и не потребляется в реакции
- Номер — номер.