Создание корпусных специальных колёсных шасси (СКШ) для ракетных комплексов
Александр Привалов, главный редактор «Автомобильного каталога» www.autocatalogue.ru специально для журнала «Грузовик Пресс»
Иллюстрации автора, ЗАО «БАЗ», ОАО «МЗКТ» и из архивов C.Е. Диесперова, Д.В. Колесникова и С.Н. Шалавасова
Часть 1 Часть 2
В первой части кратко рассказано о создании в СССР корпусных специальных колёсных шасси (СКШ) первых поколений. Однако разработчики столкнулись с техническими проблемами, которые предстояло решить в 1980-е годы. К сожалению, в связи с предательством М.С. Горбачёва и его окружения и последующим распадом СССР работы были прерваны на различной стадии их выполнения. В процессе разработки корпусных СКШ наступил длительный перерыв. В новом тысячелетии проблему решать придётся, и в настоящее время вопросы уже перешли в стадию принятия решений и практической реализации.
От двигателей танкового типа к автомобильным двигателям
Оперативно-тактический ракетный комплекс (ОТРК) «Ока» уже стоял на вооружении, а перед конструкторами были поставлены новые задачи – создать ещё более совершенные варианты ОТРК. В 1982 г. была открыта работа над комплексом «Волга» с максимальной дальностью стрельбы до 1000 км, а чуть позже началась модернизация «Оки» – создание вариантов «Ока-М» и «Ока-У», что было вызвано развёртыванием американских ракет в странах Западной Европы.
Особенностью одного из новых комплексов («Ока-У») должна была стать возможность работы в связке с самолётом дальнего радиолокационного обнаружения А-50 и другими средствами разведки и целеуказания. Но к этому моменту основной недостаток танкового двигателя УТД-25 дал себя знать – некоторые изготовленные ранее самоходные пусковые установки (СПУ) ОТРК «Ока» оказались небоеготовы в связи с исчерпанием ресурса двигателя (500 моточасов).
Ветераны Брянского автомобильного завода (БАЗ) рассказывали, что за такой «допущенный просчёт» при конструировании СКШ БАЗ-6944 главного конструктора БАЗа И.Л. Юрина хотели даже снять с должности, но обошлось. Других вариантов в СССР в середине и во второй половине 1970-х гг., в самый разгар разработки семейства «Основа-1», кроме как применять в корпусных СКШ танковые двигатели, не существовало.
Но делать что-то надо было, и на БАЗе начались проработки различных вариантов, в том числе с использованием появившегося незадолго перед этим 8-цилиндрового автомобильного двигателя требуемой мощности. Такие двигатели размерности 140х140 мм разрабатывали на ЯМЗ с 1973 г., в 1980–1986 гг. шла разработка двигателей модели ЯМЗ-8424 мощностью от 420 до 470 л.с. с изготовлением опытных образцов.
Однако этот вариант был отклонён в связи с тем, что отсутствовала коробка передач (КП) и у двигателя ЯМЗ-8424 габаритная высота значительно больше, чем у УТД-25, это потребовало бы серьёзной доработки монтируемого оборудования ОТРК «Ока», на это ушло бы несколько лет совместной работы с разработчиками СПУ и транспортно-заряжающей машины (ТЗМ). Но этого времени у разработчиков не было – задачу надо было выполнить в очень короткие сроки.
В середине лета 1985 г. у конструкторов БАЗа впервые появилась идея установить вместо УТД-25 два двигателя КамАЗ-740 мощностью по 210 л.с. (идея ведущего конструктора В. И. Синакина ранее начальника КБ моторных установок). В августе того же года было принято совместное решение с Главным автомобильным управлением Министерства обороны СССР (ГЛАВТУ) о проведении модернизации корпусного шасси БАЗ-6944 и рамного шасси БАЗ-6950.
Следует особо отметить, что в то время многие специалисты скептически относились к идее установки двух дизельных двигателей и даже предрекали, что реализация этой идеи «в металле» потерпит фиаско. Но в декабре 1985 г. уже был изготовлен макетный ходовой образец рамного шасси 6950М, тогда же был выполнен основной объём компоновочных работ и разработка конструкторской документации (КД) на оригинальные детали, узлы и системы для семейства специальных колёсных шасси и колёсных тягачей (СКШТ), которому позднее был присвоен шифр «Вощина».
В 1986 г. по заказу Петропавловского завода им. Ленина, выпускавшего СПУ и ТЗМ, был изготовлен опытный образец корпусного неплавающего СКШ БАЗ-6948, в конструкции которого также было два двигателя КамАЗ-740. Это шасси было создано под комплекс «Ока-М» (модернизация «Оки»). В декабре 1986 г. опытный образец БАЗ-6948 был на зимних климатических испытаниях в Даурии (их проводили в рамках приёмочных испытаний).
В 1987 г. на БАЗе было изготовлено несколько опытных образцов корпусных неплавающих СКШ: БАЗ-69481 (с двумя двигателями КамАЗ-740) и БАЗ-69481М (с двумя двигателями КамАЗ-7403) – по заказу разработчика СПУ и ТЗМ (ЦКБ ПО «Баррикады», ныне ОАО ЦКБ «Титан», г. Волгоград), плавающее СКШ БАЗ-69441 (с двумя двигателями КамАЗ-740) и неплавающее СКШ БАЗ-69481ТГМ с газотурбинным двигателем. Следует отметить, что в семействе «Вощина» БАЗ-69441 было единственным плавающим шасси (его изготовили в одном экземпляре).
Для изготовления корпусов опытных образцов 5-осных корпусных СКШ использовали штамповую оснастку, применяемую для изготовления СКШ БАЗ-6944. Испытания всех 4-осных образцов корпусных СКШ были проведены. Например, образец БАЗ-69441 проехал по стандартному маршруту Ош – перевал Ак-Байтал – Ош – Самарканд – Ашхабад, а далее это шасси испытывали в песках пустыни Кара-Кум. А испытания «пятиосок» в полном объёме провести не успели – в декабре 1987 г. М. Горбачёв и Р. Рейган подписали Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). В своих комментариях по этому поводу генеральный конструктор Конструкторского бюро машиностроения (КБМ) С.П. Непобедимый говорил о том, что включение комплекса «Ока» в Договор по РСМД было необоснованным. Ракета никогда не испытывалась на дальность свыше 400 км и не должна была попасть под действие договора. В итоге в ответ на настойчивые просьбы западных лидеров М. Горбачёв и Э. Шеварднадзе пустили «под нож» значительное количество ракет и пусковых установок. В 1988 г. производство БАЗ-6944 было прекращено, разработки комплексов «Волга», «Ока-М», «Ока-У» были прерваны. После подписания договора РСМД вышло постановление правительства СССР, и на БАЗе была полностью уничтожена вся оснастка на изготовление корпусных шасси семейств «Основа-1» и «Вощина»…
Если же говорить о 5-осных шасси, то был ещё один фактор, повлиявший на остановку их разработки. Создавая эту машину, БАЗ вплотную подобрался к типажу СКШТ Минского автомобильного завода (МАЗ) – полная масса шасси БАЗ-69481М приблизилась к 40 т. А по мнению военных специалистов того времени, каждое предприятие должно было работать в своих нишах, т. е. не конкурировать между собой…
Попытка модернизации шасси для ТРК «Точка»
Проблема малого ресурса двигателя возникла и на шасси семейств БАЗ-5937 и БАЗ-5921, на которые устанавливали танковые двигатели модели 5Д20Б-300 и 5Д20К-300 соответственно, являвшиеся модификациями двигателя УТД-20 Барнаульского завода транспортного машиностроения. Напомню, УТД-20 применялся на боевых машинах пехоты БМП-1 и БМП-2. В ходе учений зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) «Оса» и тактических ракетных комплексов (ТРК) «Точка» ресурс двигателей довольно быстро вырабатывали. Ветераны БАЗа рассказывали, что зачастую перед участием в парадах на Красной площади в Москве на шасси приходилось менять двигатели на новые.
Такая ситуация не устраивала ни военных, ни заводских специалистов, поэтому в 1980-х годах БАЗ провёл ОКР по модернизации шасси БАЗ-5921 и БАЗ-5922, целью которой была замена двигателя танкового типа на двигатель автомобильного типа КамАЗ-7403 мощностью 260 л. с. с более высоким ресурсом. Модернизированные шасси получили индексы БАЗ-5921М и БАЗ-5922М и основные конструкторские работы были выполнены в 1986–1987 гг. под руководством ведущего конструктора Михаила Самойлова.
Скорее всего, идея замены двигателя 5Д20Б-300 на двигатель КамАЗ-7403 родилась на фоне всеобщей эйфории, царившей на БАЗе в ходе создания семейства «Вощина». Образцы этого семейства с двигателями КамАЗ-740 прошли испытания в жарко-пустынной местности, и с температурным режимом этих двигателей особых проблем не возникло.
Однако у шасси БАЗ-69481М температурный режим двигателей КамАЗ-7403 во время летних испытаний был на пределе, и уже тогда, в июле–августе 1987 г., этот факт насторожил Сергея Диесперова, который в ноябре 1987 г. принял у Михаила Самойлова «эстафетную палочку» ведущего конструктора шасси БАЗ-5921М и БАЗ-5922М. Первый образец СКШ БАЗ-5921М был собран в декабре 1987 г. Всего же было собрано по одному образцу шасси 5921М и 5922М для проведения заводских и приёмочных испытаний, и по одному образцу для монтажа оборудования и проведения Государственных испытаний.
По рассказам Сергея Диесперова, проблемы с перегревом двигателя шасси БАЗ-5921М и БАЗ-5922М выявились на испытаниях в жарко пустынной местности в рамках приёмочных испытаний и в Капустином Яре, где проводились Государственные испытания в составе комплекса.
Последние испытания шасси БАЗ-5921М и БАЗ-5922М в составе комплекса с боевыми стрельбами проводились на полигоне Туркестанского военного округа в Геок-Тепе (60 км от Ашхабада). К сожалению, там ситуация существенно не изменилась. Работы по данной тематике были прекращены.
Впоследствии, когда было принято решение о прекращении работ, появилась информация, что на одном из совещаний представители КамАЗа заявили, что даже в случае положительного результата испытаний они не согласовали бы БАЗу установку двигателя КамАЗ-7403 на шасси. Этот двигатель не мог работать в закрытом объёме, водяной насос от КамАЗ-740 не обеспечивал нужной производительности, а увеличение мощности двигателя до 260 л.с. стало для него критичным. Видимо, представители КамАЗа об этом знали ещё до начала всех работ по модернизации шасси. Знали, но почему-то не сообщили конструкторам в Брянск…
Тяжёлые времена
Последовавшие времена «перестройки» второй половины 1980-х, «лихие 1990-е» и начало 2000-х внесли свою негативную лепту. Заказчик изменил концепцию развития ЗРК, ТРК и ОТРК, отказавшись от требования плавучести. В результате наиболее востребованными стали рамные СКШ. После распада СССР со стороны Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ) на БАЗ не поступило ни одного крупного заказа на изготовление новых корпусных СКШ семейств БАЗ-5937 и БАЗ-5921. Реально выполнялись лишь работы по доработке шасси семейства БАЗ-5921, взятых с баз хранения МО РФ. Эти шасси затем поставлялись гражданским заказчикам (в том числе зарубежным), а также под некоторые комплексы вооружения и военной техники (ВВТ), например, для унифицированной радиолокационной станции (РЛС) разведки наземных движущихся целей 1Л268 «Кредо-1С».
Юридически производство корпусных СКШ не было прекращено, так как оно формально прекращается после появления соответствующего документа о прекращении производства за подписью того органа исполнительной власти, который подписывал документ о принятии на вооружение и о постановке на производство изделия, или документом о снятии с вооружения. Указанных документов не существует. Пока используется формулировка: «Не изготавливается ввиду отсутствия заказов». Однако фактически на БАЗе по состоянию на текущий момент полностью утеряны производства корпусных СКШ и диапазонной гидропередачи (ДГП) в связи с продажей или с полным износом оборудования и утилизацией оснастки для изготовления корпусов шасси и гидротрансформаторов…
Итак, приходится констатировать: в России в настоящее время фактически отсутствуют мощности по серийному изготовлению плавающих корпусных СКШ военного назначения.
Новые времена
Прошло более 10 лет с момента изготовления последних корпусных СКШ времён СССР, прежде чем к таким шасси вновь возник интерес у заказчиков. Изучая спрос на ЗРК и зенитно-ракетные системы (ЗРС), специалисты «Рособоронэкспорта» (эксклюзивного российского экспортёра ВВТ) пришли к выводу о необходимости поставки комплексов и систем преимущественно на колёсных шасси. В силу особенностей некоторых ЗРК и ЗРС, например «Тор» и «Бук», потребовалось использовать корпусные СКШ. С начала 2000-х гг. работы по созданию корпусных СКШ начались на конкурсной основе как на БАЗе, так и на Минском заводе колёсных тягачей (МЗКТ).
БАЗ совместно с ОАО «НИЭМИ» (разработчик ЗРК и ЗРС ПВО Сухопутных войск) работали над проектом трёхосного корпусного неплавающего колёсного шасси для экспортного варианта ЗРК «Тор». 8 апреля 2005 г. на БАЗе состоялось техническое совещание представителей генеральных заказчиков ВВТ и предприятий промышленности, на котором помимо прочего был затронут и вопрос создания нового корпусного СКШ. Было сообщено об инициативной работе по размещению средств БМ ЗРС 9А331М (9А331МК) на корпусном СКШ БАЗ с колёсной формулой 6х6. По мнению специалистов НИЭМИ, для замены ЗРК «Оса» наиболее приемлем ЗРК «Тор» на колёсном шасси, причём планировалась разработка большой номенклатуры модификаций комплекса. В случае заинтересованности со стороны МО РФ к поставкам в ВС РФ могла быть предложена модификация боевой машины (БМ) с увеличенным количеством ракет (до 16), а на экспорт, наоборот, с меньшим количеством.
При согласовании сроков разработки и изготовления опытных образцов заказчика не устроили сроки, заявленные БАЗом (это было связано с разработкой перспективных колёсных узлов с планетарными колёсными редукторами, которых ещё на тот момент не было в металле). Со стороны БАЗа был предложен альтернативный вариант с использованием серийных колёсных узлов с несоосными колёсными редукторами, что позволило бы выполнить работы в заданные сроки. Однако увеличение высоты шасси примерно на 150 мм и соответственно высоты ЗРК в целом не устроило НИЭМИ, и поэтому работа была передана на МЗКТ. Правда, потом оказалось, что обещанные МЗКТ сроки были сорваны, да и с погрузочной высотой минского шасси не всё оказалось идеально, но МЗКТ добился главного – заказ перешёл к минчанам. Если проследить хронологию событий, то в принципе БАЗ мог бы выполнить работу в те же сроки, что и МЗКТ (колёсные узлы с планетарными колёсными редукторами были установлены на первом опытном образце кранового шасси БАЗ-8027, и его в мае 2006 г.
показали публике на выставке «СТТ-2006», а первый опытный образец шасси МЗКТ-6922 со смонтированным оборудованием ЗРК был показан публике в августе 2007 г. на выставке «МАКС-2007»).Но в Минске пошли на определённый риск, и к тому же значительную часть работ выполнили в инициативном порядке даже при недостаточном финансировании со стороны заказчика, что и решило окончательно судьбу экспортных заказов. В итоге этот этап конкурентной борьбы БАЗ проиграл. В 2009 г. на 5-й Международной выставке вооружений и военной техники «MILEX-2009» был показан образец БМ 9А33-1Т на шасси МЗКТ-69222 из состава ЗРК «Оса-1Т» (модернизация ЗРК «Оса», выполненная белорусским предприятием «Тетраэдр»). Позже на шасси МЗКТ-69221 были представлены машины из состава ЗРК «Бук», подготовленные для инозаказчика. Однако специалисты отмечают, что корпусные шасси 6х6 явно «слабоваты» для монтажа средств ЗРК «Бук» – для этого комплекса предпочтительнее корпусные СКШ с колёсной формулой 8х8. Эскизный проект такого СКШ выполнен на БАЗе, но дело до бо́льшего пока не дошло.
А тем временем МЗКТ распространил информацию, из которой следует вывод: семейство корпусных СКШ может быть дополнено как моделью с колёсной формулой 8х8, так и 4х4.О корпусных шасси вспомнили и военные железнодорожники. На выставке «Тыл и снабжение Вооружённых Сил», которая проходила в Москве в ноябре 2009 г., на стенде Железнодорожных войск был представлен планшет с кратким описанием плавающего самоходного копра ПСК-М, подпись гласила, что это разрабатываемая техника. ПСК-М предназначен для забивки свай на суше или воде. На представленных схемах угадывались контуры плавающего СКШ БАЗ-6944, тех самых, что были уничтожены по договору РСМД. Вот когда пригодилась бы эта техника!
Работы по корпусному СКШ для нового плавающего самоходного копра начались, и даже было найдено шасси БАЗ-6944, которое могло быть отремонтировано и переоборудовано для установки оборудования. Однако по непонятным причинам эта работа была приостановлена; в результате был изготовлен опытный образец копра на шасси гусеничного транспортёра ПТС-2, что военных устраивает не в полной мере.
Недавнее наводнение на Дальнем Востоке ещё раз напомнило о том, что России крайне необходимы амфибийные средства инженерного обеспечения аварийно-спасательных работ. Выяснилось, что именно таких средств не хватает у Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС). Пришлось привлекать инженерные переправочно-десантные средства МО РФ, но и у военных таких средств недостаточно, а колёсные амфибии практически отсутствуют. Лишь в поисково-спасательном отряде Центрального военного округа на вооружении имеются поисково-эвакуационные машины типа «Синяя птица» (см. «ГП» № 3, 2014 г.). Имеющиеся гусеничные транспортёры ПТС-2 тоже не решают всех проблем.
Если бы ныне в производственной программе БАЗа было плавающее корпусное шасси, оно обязательно нашло бы применение в МЧС.Некоторое время назад в Омске на базе агрегатов танка Т-80У был разработан гусеничный плавающий транспортёр ПТС-4. Кстати, этот новейший российский транспортёр ПТС-4 уже несколько раз показывали высокопоставленным чиновникам. ПТС-4 создавали по заказу МО РФ как транспортёр для десантной переправы через водные преграды артсистем, боевых машин пехоты, бронетранспортёров, тягачей, различных грузов и личного состава. Основная цель – уйти от зависимости импорта, так как все предыдущие транспортёры (К-61, ПТС, ПТС-2, ПТС-3) были созданы на территории Украины ещё во времена СССР, и там же осуществлялся их серийный выпуск. Последние события на Украине могут окончательно поставить крест на сотрудничестве.
Сообщается, что на прошедшей в сентябре 2013 г. выставке в Нижнем Тагиле представители МЧС не только восхитились военной разработкой Омского ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» (входит в ОАО «Научно-производственная корпорация Уралвагонзавод»), но и твёрдо заявили, что закажут большое количество ПТС-4 в исполнении, адаптированном к требованиям спасателей. По сути некоторое оснащение ПТС-4 (навигационный комплекс) будет похоже на оборудование СПУ ОТРК «Ока» на шасси БАЗ-6944. Есть все основания полагать, что для выполнения задания МЧС омское предприятие закупит необходимое оборудование, позволяющее наладить серийный выпуск ПТС-4.
В связи с открывающейся перспективой возникает вопрос: может быть БАЗу следует наладить более тесное сотрудничество с ОАО «КБТМ»? Эффект может быть весьма положительным: ЗАО «БАЗ» сможет решить проблему отсутствия оснастки для изготовления корпусов для плавающих корпусных СКШ, а ОАО «КБТМ» получит компетенции в области колёсной техники. Кстати, следует учесть, что для одной из разработок ОАО «КБТМ» (тяжёлого механизированного моста ТММ-6) использует рамные СКШ МЗКТ-7930, которые могут быть без особых трудностей заменены на СКШ БАЗ семейства «Вощина-1». Есть и другие направления сотрудничества в области инженерной техники, например, по шасси для мостового механизированного комплекса ММК.
Возможно, сотрудничество двух прославленных коллективов поможет России восстановить производство корпусных СКШ?
Модель | 5937 | 5938 | 5939 | 5921 | 5922 | 6944 | 5947 | 69441 | 69481 | 69481М |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тип | плав. | плав. | плав. | плав. | плав. | плав. | плав. | плав. | неплав. | неплав. |
Снаряжённая масса, т | 10,7 | 10,2 | 10,6 | 11,3 | 11,3 | 17,0 | 15,0 | 18,0 | 18,0 | 21,5 |
Грузоподъём-ность, т | 7,5 | 6,6 | 5,4 | 6,3 | 6,8 | 12,0 | 7,0 | 13,0 | 14,0 | 18,6 |
Полная масса, т | 18,7 | 17,1 | 16,3 | 18,0 | 18,3 | 29,4 | 22,4 | 31,4 | 32,4 | 40,5 |
Справочно: корпусные шасси БАЗ
- БАЗ-5937 – для монтажа боевой машины 9А33Б ЗРК 9К33 «Оса» и его модификаций;
- БАЗ-5938 – для монтажа оборудования машины технического обеспечения 9В210 ЗРК 9К33 «Оса»;
- БАЗ-5939 – для монтажа оборудования ТЗМ 9Т217 ЗРК 9К33 «Оса» и его модификаций.
Шасси семейства БАЗ-5937 находятся на вооружении ВС РФ. Юридически производство не прекращалось; фактически не выпускаются с начала 1990-х.
- БАЗ-5921 – для монтажа СПУ ТРК 9К79 «Точка», 9К79-1 «Точка-У» и других объектов ВВТ;
- БАЗ-5922 – для монтажа ТЗМ ТРК 9К79 «Точка», 9К79-1 «Точка-У». Шасси семейства находятся на вооружении ВС РФ. Юридически производство не прекращалось; фактически не выпускаются с начала 1990-х гг. Осуществляется модернизация и доработка шасси, поступающих с баз хранения МО РФ.
- БАЗ-5921М – вариант шасси БАЗ-5921 с двигателем КамАЗ-7403 мощностью 260 л.с. Шасси не прошло испытания из-за перегрева двигателя;
- БАЗ-5922М – вариант шасси БАЗ-5922 с двигателем КамАЗ-7403 мощностью 260 л.с. Шасси не прошло испытания из-за перегрева двигателя;
- БАЗ-59222 – несколько доработанных СКШ БАЗ-5922 были переделаны в аварийно-спасательные машины и получили новый индекс 59222;
- БАЗ-59223 – специальное транспортное средство для перевозки людей и грузов в районах с большим количеством водоёмов. Изготовлено два образца путём ремонта и дооборудования шасси БАЗ-5922, ранее не реализованных МО РФ, присвоен новый индекс – 59223.
- БАЗ-6944 – для монтажа СПУ и ТЗМ ОТРК 9К714 «Ока»;
- БАЗ-5947 – для монтажа СПУ ТРК типа «Точка», «Точка-У» и других объектов ВВТ.
СКШ БАЗ-6944 снято с производства в 1988 г.
СКШ БАЗ-5947 серийно не выпускали, был изготовлен опытный образец.
Семейство СКШ «Основа-1» снято с вооружения остановлением правительства РФ от 11 сентября 1998 г. № 1091.
- БАЗ-6948 – для монтажа оборудования СПУ и ТЗМ ОТРК «Ока-М»;
- БАЗ-69481 – для монтажа оборудования СПУ и ТЗМ ОТРК «Ока-У»;
- БАЗ-69441 – для монтажа оборудования СПУ и ТЗМ ОТРК «Ока-М».
Корпусные СКШ семейства «Вощина» серийно не выпускали, были изготовлены только опытные образцы.
- БАЗ-69481М – для монтажа оборудования СПУ и ТЗМ ОТРК «Волга»;
- БАЗ-69481ТГМ – образец с газотурбинным двигателем.
Испытания опытных образцов 5-осных корпусных СКШ не были завершены.
Часть 1 Часть 2
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.цены, характеристики, фотографии. Онлайн заказ
Мотоблок Ока Lifan 6,5 л.с. — недорогой и качественный мотоблок с усиленным редуктором, каскадовской рамой, мощным двигателем. На мотоблоки Ока Lifan 6,5 л.с. гарантия 24 месяца.
Наименование | Значение |
---|---|
Модель двигателя | Lifan |
Тип двигателя | 4-х тактный |
Тип топлива | бензин |
Ресурс двигателя | 1500 моточасов |
Мощность двигателя, (кВт/л. с.) при (об/мин) | 6,5 л.с. |
Объем топливного бака | 3,6 л |
Расход топлива | 396 г/квтч |
Объем двигателя | 196 см3 |
Объем масла в картере | 0,6 |
Охлаждение двигателя | воздушное |
Частота вращения вала ножа | |
Ширина вспашки | 850 мм |
Глубина вспашки | 350 мм |
Диаметр фрез | 350 |
Диаметр вращения ножа | 350 мм |
Тип запуска | ручной |
Количество передач вперед/назад | 2 / 1 |
Передаточное число редуктора | |
Коробка передач | |
Редуктор | цепной |
Муфта сцепления | ремень |
Средство просмотра ресурсов рендеринга в Unreal Engine
На этой странице
Средство просмотра ресурсов рендеринга — это инструмент, который предоставляет моментальный снимок — сделанный при открытии окна — того, куда идут все выделения памяти графического процессора и какие ресурсы рендеринга. К ним относятся буферы вершин и индексов, а также типы ресурсов, из которых они получены. Этот инструмент полезен художникам и разработчикам, чтобы определить и понять, какие ресурсы распределяются. Он также предоставляет информацию, необходимую для оптимизации памяти графического процессора и сохранения проекта в рамках бюджета рендеринга.
Этот инструмент имеет интерактивный интерфейс, который:
Отображает каждое распределение ресурсов рендеринга с его именем, размером, типом, флагами и владельцем.
Имеет сортируемую и фильтруемую таблицу распределения.
Предоставляет информацию для определения и понимания того, какие активы распределяются.
Откройте средство просмотра ресурсов визуализации
Вы можете открыть средство просмотра ресурсов визуализации из меню Инструменты .
Работа с интерфейсом средства просмотра ресурсов визуализации
Интерфейс средства просмотра ресурсов визуализации состоит из следующих элементов:
Кнопка обновления
Фильтры ресурсов
Каждый ресурс имеет несколько флагов рендеринга. Используйте эти флажки ресурсов, чтобы отобразить отфильтрованные записи, относящиеся к вашему поиску. Выбери из:
Transient: Выделяется только во время проходов рендеринга, когда он активен, и он будет совместно использовать базовую память с другими ресурсами в кадре. (Этот фильтр не отмечен по умолчанию)
Streaming: Является потоковой текстурой.
Render Target (RT): Может быть записан в буфер Render Target с помощью GPU.
Шаблон глубины (DS): Может быть записан графическим процессором в буфер шаблона глубины.
Представление неупорядоченного доступа (UAV): Поддерживает представление неупорядоченного доступа, которое позволяет временно неупорядоченный доступ для чтения/записи из нескольких потоков графического процессора без возникновения конфликтов памяти.
Структура ускорения трассировки лучей (RTAS): Структура ускорения трассировки лучей.
Нет: Флаги не установлены.
Поле поиска
Поиск текста в категориях Имя ресурса и Владелец . Например, может быть трудно найти все ресурсы, принадлежащие скелетному мешу, но, выполнив поиск по пути его владельца, вы можете увидеть общий объем используемой памяти.
Всего ресурсов
Таблица ресурсов
Окно содержит информацию о том, какой ресурс занимает память. В этом окне вы видите имя ресурса, его тип, размер и флаги, а также владельца этого ресурса. Столбец «Владелец» содержит путь к объекту UObject, которому принадлежит ресурс, включая его индекс детализации.
Дополнительные примечания
Владелец не указан
Если у ресурса есть владелец «Нет», это означает, что владелец ресурса в настоящее время не отслеживается. В настоящее время отслеживаемые ресурсы включают статические сетки, скелетные сетки, текстуры и активы для волос/жениха. Список отслеживаемых ресурсов будет пополняться.
Пути владельца и индекс детализации
Если ресурс принадлежит сетке, путь владельца также будет указывать индекс детализации, к которому принадлежит сетка, в конце пути. Например, манекен Куинн, включенный в некоторые шаблоны по умолчанию в Unreal Engine, имеет несколько уровней детализации. При просмотре записи ресурса для этого скелетного меша путь выглядит как 9.0157 /Игра/Персонажи/Манекены/Сетки/SKM_Quinn.SKM_Quinn[LOD1] .
Технология искусственного интеллекта
- Обзор
- Приложения
- Разработчики
- Начать
- Документация
- видео
Обзор
AI Engine: удовлетворение вычислительных потребностей приложений следующего поколения
На многих динамичных и развивающихся рынках, таких как сотовая связь 5G, центры обработки данных, автомобили и промышленность, приложения требуют все большего ускорения вычислений при сохранении энергоэффективности. Поскольку закон Мура и масштабирование Деннарда больше не следуют своей традиционной траектории, переход к кремниевому узлу следующего поколения сам по себе не может обеспечить преимущества более низкой мощности и стоимости при лучшей производительности, как в предыдущих поколениях.
В ответ на этот нелинейный рост спроса со стороны приложений следующего поколения, таких как беспроводное формирование луча и вывод машинного обучения, AMD разработала новую инновационную технологию обработки, AI Engine, как часть Versal™ Adaptive Compute Acceleration Platform (ACAP). ) архитектура.
Архитектура AI Engine
AI Engine спроектированы как 2D-массивы, состоящие из нескольких плиток AI Engine, и позволяют создать очень масштабируемое решение для портфолио Versal, от 10 до 100 AI Engine на одном устройстве, обслуживание вычислительных потребностей широкого спектра приложений. Среди преимуществ:
Программируемость программного обеспечения
- Программирование на C, компиляция за несколько минут
- Дизайн на основе библиотеки для разработчиков платформ машинного обучения
Детерминированный
- Специальная память команд и данных
- Выделенное подключение в паре с механизмами прямого доступа к памяти для запланированного перемещения данных с использованием подключения между плитками AI Engine
Эффективность
- Обеспечивает до 8 раз более высокую плотность вычислений в кремниевой области по сравнению с традиционными реализациями программируемой логики DSP и ML, снижая потребление энергии на номинальное 40%
Плитка AI Engine
Каждая плитка AI Engine состоит из векторного процессора VLIW (Very Long Instruction Word), SIMD (Single Instruction Multiple Data), оптимизированного для приложений машинного обучения и расширенной обработки сигналов. Процессор AI Engine может работать на частоте до 1,3 ГГц, обеспечивая очень эффективные функции с высокой пропускной способностью и малой задержкой. локальная память данных для хранения данных, весов, активаций и коэффициентов; скалярный процессор RISC и различные режимы межсоединений для обработки различных типов передачи данных.
Гетерогенные рабочие нагрузки: обработка сигналов и ускорение вывода машинного обучения AIE ускоряет более сбалансированный набор рабочих нагрузок, включая приложения ML Inference и расширенные рабочие нагрузки обработки сигналов, такие как формирование луча, радар и другие рабочие нагрузки, требующие большого количества фильтров и преобразований. Благодаря расширенным векторным расширениям AI и внедрению фрагментов общей памяти в массиве AI Engine, AIE-ML обеспечивает более высокую производительность по сравнению с AIE для приложений, ориентированных на вывод ML, тогда как AIE может предложить лучшую производительность по сравнению с AIE-ML для определенных типов расширенной обработки сигналов.
Плитка AI Engine
AIE ускоряет сбалансированный набор рабочих нагрузок, включая приложения ML Inference и расширенные рабочие нагрузки обработки сигналов, такие как формирование луча, радар, БПФ и фильтры.
Поддержка многих рабочих нагрузок/приложений
- Усовершенствованный DSP для связи
- Обработка видео и изображений
- Вывод машинного обучения
Встроенная поддержка реальных, сложных типов данных с плавающей запятой
- INT8/16 фиксированная точка
- CINT16, CINT32 сложная фиксированная точка
- Плавающая точка данных FP32
Выделенные аппаратные функции для реализации FFT и FIR
- 128 MAC-адресов INT8 на плитку
Дополнительные сведения см. в Руководстве по архитектуре Versal ACAP AI Engine. Эти оптимизированные плитки, поддерживающие как машинное обучение, так и расширенную обработку сигналов, преуменьшают важность поддержки INT32 и CINT32 (обычной для обработки радаров) для улучшения приложений, ориентированных на машинное обучение.
Расширенная встроенная поддержка типов данных ML
- INT4
- BFLOAT16
Вычисления 2X ML с уменьшенной задержкой
- 512 MAC-адресов INT4 на плитку
- 256 INT8 MAC на плитку
Увеличение объема памяти массива для локализации данных Часть гетерогенной платформы
AI Engine вместе с Adaptable Engines (программируемая логика) и Scalar Engines (процессорная подсистема) образуют тесно интегрированную гетерогенную архитектуру на Versal Adaptive Compute Acceleration Platforms (ACAP), которую можно изменять как на аппаратном, так и на программном уровне для динамической адаптации к потребности широкого спектра приложений и рабочих нагрузок. механизмы и ключевые интерфейсы, что делает платформу доступной при загрузке и легко программируемой разработчиками программного обеспечения, специалистами по данным и разработчиками оборудования.
Доступно в портфолио Versal
Архитектуры AI Engine и AI Engine-ML доступны как в устройствах Versal AI Core, так и в устройствах Versal AI Edge.
Versal AI Core Series
Серия Versal AI Core обеспечивает революционный вывод ИИ и беспроводное ускорение с AI Engine, которые обеспечивают более чем в 100 раз более высокую вычислительную производительность, чем современные процессоры серверного класса. Обладая самыми высокими вычислительными возможностями в портфолио Versal, приложения Versal AI Core ACAP включают вычисления в центре обработки данных, беспроводное формирование луча, обработку видео и изображений, а также оборудование для тестирования беспроводной сети.
Серия Versal AI Edge
Серия Versal AI Edge обеспечивает 4-кратное увеличение производительности ИИ на ватт по сравнению с ведущими графическими процессорами для сред с ограничениями по мощности и температуре на граничных узлах. Серия Versal AI Edge, ускоряющая все приложения от датчика до ИИ и управления в реальном времени, предлагает самый масштабируемый портфель в мире в своем классе, от интеллектуального датчика до периферийных вычислений, а также аппаратную адаптируемость для развития с инновациями ИИ в системах реального времени. .
Приложения
Механизмы искусственного интеллекта для гетерогенных рабочих нагрузок, от обработки беспроводной сети до машинного обучения в облаке, сети и периферийных устройствах
Вычисления в центрах обработки данных
Дата центр. Характер рабочих нагрузок сверточной нейронной сети (CNN) требует больших объемов вычислений, часто достигающих нескольких TeraOPS. AI Engine были оптимизированы для эффективного обеспечения такой вычислительной плотности с минимальными затратами и энергоэффективностью.
Беспроводная обработка 5G
5G может обеспечить беспрецедентную пропускную способность при чрезвычайно низкой задержке, что требует значительного увеличения обработки сигнала. AI Engines может выполнять эту обработку сигналов в реальном времени в радиоблоке (RU) и распределенном блоке (DU) с меньшим энергопотреблением, например сложные методы формирования луча, используемые в массивных панелях MIMO для увеличения пропускной способности сети.
ADAS и Automated Drive
CNN представляют собой класс глубоких искусственных нейронных сетей с прямой связью, наиболее часто применяемых для анализа визуальных образов. CNN стали необходимы, поскольку компьютеры используются для всего, от автономных транспортных средств до видеонаблюдения. AI Engine обеспечивают необходимую плотность вычислений и эффективность, необходимые для небольших форм-факторов с плотными тепловыми оболочками.
Аэрокосмическая и оборонная промышленность
Объединение мощных векторных DSP-модулей с ИИ-движками в малом форм-факторе позволяет использовать широкий спектр систем в области аэронавтики и обороны, включая радар с фазированной антенной решеткой, раннее предупреждение (EW), MILCOM и беспилотные транспортные средства. Поддерживая разнородные рабочие нагрузки, начиная от обработки сигналов, обработки сигналов и логического вывода ИИ для многоцелевых полезных нагрузок, движки ИИ обеспечивают эффективность вычислений, соответствующую жестким требованиям к размеру, весу и мощности (SWaP) этих критически важных систем.
Промышленность
Промышленные приложения, включая робототехнику и машинное зрение, объединяют слияние датчиков с AI/ML для выполнения обработки данных на периферии и вблизи источника информации. Механизмы искусственного интеллекта повышают производительность и надежность этих систем реального времени, несмотря на неопределенность среды.
Оборудование для тестирования беспроводной связи
DSP в реальном времени широко используется в оборудовании для тестирования беспроводной связи. Архитектура AI Engine хорошо подходит для реализации всех типов протоколов, включая 5G, от цифрового интерфейса до формирования луча и основной полосы частот.
Здравоохранение
Приложения для здравоохранения, использующие AI Engines, включают в себя высокопроизводительные параллельные формирователи луча для медицинского ультразвука, обратную проекцию для компьютерных томографов, разгрузку реконструкции изображений в аппаратах МРТ и вспомогательную диагностику в различных клинических и диагностических приложениях.
Разработчики
Процессы разработки AI Engine
AI Engine создаются с нуля, чтобы их можно было программировать и аппаратно адаптировать. Для любого разработчика существуют два различных процесса проектирования, позволяющие раскрыть производительность этих вычислительных механизмов с возможностью компиляции за считанные минуты и быстрого изучения различных микроархитектур. Два потока проектирования состоят из:
- Vitis™ IDE для программирования в стиле C/C++, подходит для разработчиков программного и аппаратного обеспечения
- Vitis AI для потока на основе ИИ/МО, ориентированного на ИИ и специалистов по данным
Библиотеки AI Engine для разработчиков программного/аппаратного обеспечения и специалистов по данным
AMD поставляет с помощью библиотеки Vitis Acceleration готовые ядра, которые позволяют:
- Сокращение циклов разработки
- Переносимость между архитектурами AI Engine, например, с AIE на AIE-ML
- Быстрое изучение и внедрение технологии AI Engine
- Возможность для разработчиков сосредоточиться на своих собственных алгоритмах
Разработчики программного и аппаратного обеспечения напрямую программируют движки ИИ на основе векторных процессоров и могут при необходимости вызывать предварительно созданные библиотеки с кодом C/C++.
Линейная алгебра
Связь
ML Lib
Vision & Image
Data Movers
Специалист по обработке и анализу данных ИИ остается в своей знакомой среде, такой как PyTorch и TensorFlow, и вызывает предварительно созданные оверлеи машинного обучения с помощью Vitis AI без необходимости напрямую программировать AI Engine.
Программирование потока данных для разработчиков программного/аппаратного обеспечения
Архитектура AI Engine основана на технологии потока данных. Элементы обработки входят в массивы от 10 до 100 плиток, создавая единую программу для вычислительных блоков. Для дизайнера встраивание директив для определения параллелизма между тайлами утомительно и почти невозможно. Чтобы преодолеть эту трудность, проектирование AI Engine выполняется в два этапа: разработка одного ядра с последующим созданием графа Adaptive Data Flow (ADF), соединяющего ядра в общее приложение.
Vitis предоставляет единую панель управления IDE, которая позволяет использовать отдельные ядра AI Engine с использованием кода программирования C/C++ и графического дизайна ADF. В частности, разработчики могут:
- Разрабатывать ядра на C/C++ и с библиотеками Vitis, описывая определенные вычислительные функции
- Подключение ядер через Adaptive Data Flow graphs (ADF) через инструменты Vitis AI Engine
По умолчанию одно ядро работает на одной плитке AI Engine. Однако несколько ядер могут работать на одной и той же плитке AI Engine, разделяя время обработки, если это позволяет приложение.
Концептуальный пример показан ниже:
- Ядра AI Engine разработаны на C/C++
- Ядра в адаптируемых движках или программируемой логике (PL) записываются в RTL или Vitis HLS (синтез высокого уровня)
- Поток данных между ядрами в обоих движках осуществляется через граф ADF
Интеграция проекта AI Engine в комплексную систему
В Vitis IDE проект AI Engine можно включить в более крупную законченную систему, объединяя все аспекты проекта в единый поток, в котором моделирование, аппаратная эмуляция, отладка и возможно развертывание.
- Специализированные компиляторы предназначены для различных гетерогенных механизмов платформы Versal, включая скалярные механизмы (подсистема Arm®), адаптивные механизмы (программируемая логика) и интеллектуальные механизмы (как DSP, так и механизмы искусственного интеллекта).
- Затем системный компилятор связывает эти отдельные блоки кода вместе и создает все взаимосвязи для оптимизации перемещения данных между ними и пользовательскими иерархиями памяти. Набор инструментов также интегрирует цепочку инструментов x86 для систем на основе PCIe®.
- Для развертывания вашего приложения программное обеспечение Xilinx Runtime (XRT) предоставляет независимые от платформы и ОС API-интерфейсы для управления конфигурацией устройства, памятью и передачей данных между хостами, а также выполнением ускорителя.
- После того, как вы собрали свой первый прототип, вы можете смоделировать свое приложение с помощью симулятора быстрого уровня транзакций или симулятора с точностью до цикла, а также использовать анализатор производительности для оптимизации вашего приложения для наилучшего разделения и производительности.
- Когда вы будете довольны результатами, вы можете выполнить развертывание на платформе Versal.
Начало работы
Загрузить Унифицированная программная платформа Vitis
Унифицированная программная платформа AMD Vitis™ предоставляет исчерпывающие базовые комплекты средств разработки и библиотеки, использующие технологию аппаратного ускорения. Загрузить Vitis Unified Software Platform >
Посетите Vitis GitHub и страницы разработки AI Engine, чтобы ознакомиться с обширными учебными пособиями AI Engine, которые помогут вам узнать о технологических особенностях и методологии проектирования.
Инструменты AI Engine, как компилятор, так и симулятор, интегрированы в Vitis IDE и требуют дополнительной специальной лицензии. Свяжитесь с местным торговым представителем AMD для получения дополнительной информации о том, как получить доступ к инструментам и лицензии AI Engine, или посетите форму обратной связи с отделом продаж.
Загрузить Vitis Model Composer
AMD Vitis Model Composer — это инструмент проектирования на основе моделей, который позволяет быстро исследовать проекты в средах Simulink® и MATLAB®. Это облегчает разработку и тестирование графов AI Engine ADF на системном уровне, позволяя пользователю включать блоки RTL и HLS с ядрами AI Engine и/или графами в одном и том же моделировании. Использование функций генерации и визуализации сигналов в Simulink и MATLAB позволяет инженеру DSP проектировать и отлаживать в знакомой среде. Чтобы узнать, как использовать Versal AI Engines с Vitis Model Composer, посетите страницу ресурсов AI Engine.
Загрузите Vitis Model Composer
Приобретите оценочный комплект или платформу для развертывания
Основанный на серии Versal™ AI Core, комплект VCK190 позволяет разработчикам разрабатывать решения с использованием AI Engine и DSP Engine, способные обеспечить более чем в 100 раз более высокую вычислительную производительность, чем современные серверы. процессоры -класса. В оценочном наборе есть все, что вам нужно для быстрого запуска ваших проектов.
Узнайте больше о оценочном комплекте Versal AI Core серии VCK190 >
Также доступна карта разработки VCK5000 на базе PCIe с устройствами Versal AI Core с AI Engine, созданными для высокопроизводительного вывода ИИ в центре обработки данных.
Узнайте больше о плате-ускорителе данных VCK5000 >
Учебные курсы
Учебные и обучающие ресурсы AMD предоставляют практические навыки и фундаментальные знания, необходимые для полной продуктивности в вашем следующем проекте разработки Versal ACAP. Курсы включают:
- Начало работы с платформой AMD Versal ACAP
- Проектирование с помощью Versal ACAP: архитектура и методология
- Проектирование с помощью Versal ACAP: программируемая сеть на чипе
- Проектирование с помощью Versal AI Engine 1 — Архитектура и проектирование
- Проектирование с помощью Versal AI Engine 2 — Программирование графов с помощью ядер AI Engine
- Проектирование с помощью Versal AI Engine 3 — программирование и оптимизация ядра
Versal ACAP Design Hub
От планирования решения до системной интеграции и проверки AMD предоставляет специализированные представления обширного списка документации Versal ACAP, чтобы максимизировать производительность пользовательских проектов. Посетите центр дизайна Versal ACAP, чтобы получить новейший контент для ваших потребностей в дизайне и изучить возможности AI Engine и методологии проектирования.
Исследуйте Versal ACAP Design Hub >
Канал Adaptive Computing на YouTube
Посетите канал Adaptive Computing Developer на YouTube, где можно найти материалы для разработчиков, где вы найдете видеоролики и учебные пособия по AI Engine, включая AI Engine A-to- Серия Z.
Посетите канал Adaptive Computing Developer здесь. От запуска инструментов Vitis до разработки вашего первого ядра AIE с графами проектирования, до моделирования, отладки и запуска на реальном оборудовании.
Прочтите серию блогов по проектированию и отладке AI Engine
Документация
Документация
Архитектура мечты для глубокого обучения
Versal ACAP Design Hub: AI Engines
Versal™ ACAP Design Hub — это новая упрощенная опция для навигации по документации Versal ACAP на основе вашего этапа проектирования, где вы можете узнать больше о технологии AI Engine и процессах проектирования.
Исследуйте Versal ACAP Design Hub / AI Engine Development
{{=loadTemplate(‘KeyMatch’, isTopResult == true) }} {{= titleString }}
{{ если (raw.confmodifieddate) { }}{{- window.templateHelpers.dateFormatter(raw.confmodifieddate) }}
{{ } }}{{- window.templateHelpers.videoDescriptionFormatter(raw.description,except) }}
{{=loadTemplate(‘KeyMatch’, isTopResult == true) }} {{= titleString }} {{= fileVersionNumber }}{{= newUpdatedString }} {{ если (ложь == истина) { }} {{= window.templateHelpers.isCurrentVersion(raw.xlnxarchived, raw.language) }} {{ } }}
{{ если (raw.xlnxlastmodifieddate) { }}{{- window.templateHelpers.dateFormatter(raw.xlnxlastmodifieddate) }}
{{ } }} {{ если (raw.xlnxdocumenttypes) { }}Тип документа: {{= raw.xlnxdocumenttypes }}
{{ } }}{{= необработанное.описание }}
{{ if (raw.xlnxhasmultipleversions == ‘true’ && (false == false)) { }}Просмотреть все версии
{{ } }} {{ если (raw. xlnxchildipperformance) { }} Данные о производительности IP и использовании ресурсов:- {{ _.each(ipPerformanceDocs, функция (элемент) { }}
- {{= элемент.имя_файла }} {{ }) }}
- {{ _.each(designFileDocs, функция (элемент) { }}
- {{= элемент.имя_файла }} {{ }) }}
- {{ _.each(associatedFileDocs, функция (элемент) { }}
- {{= элемент.имя_файла }} {{ }) }} {{ _.each(relatedFileDocs, функция (элемент) { }}
- {{= элемент.имя_файла }} {{ }) }}
- {{ _.each(packageFileDocs, функция (элемент) { }}
- {{= элемент.имя_файла }} {{ }) }}
- {{ _.each(designChecklistDocs, функция (элемент) { }}
- {{= элемент.имя_файла }} {{ }) }}
- {{ if (raw.xlnxproducttypes==’Доски и комплекты’ && priceString) { }}
- Цена: {{= priceString }} {{ } }} {{ если (raw.xlnxvendor) { }}
- Поставщик: {{= raw.xlnxvendor }} {{ } }} {{ if (raw.xlnxpartnertier==’Член’) { }}
- Партнер-член {{ } else if(raw.xlnxpartnertier==’Certified’) { }}
- Сертифицированный партнер {{ } else if(raw.xlnxpartnertier==’Premier’) { }}
- Главный партнер {{ } }} {{ если (raw.xlnxcitystatecountry) { }}
- Расположение: {{= locationString }} {{ } }} {{ если (raw.