На какой ресурс рассчитаны современные двигатели? | Обслуживание | Авто
Владимир Гаврилов
Примерное время чтения: 5 минут
34374
Категория: Обслуживание Авто
Покупая автомобиль с пробегом, хочется знать, какой срок службы для него запроектировали инженеры. Способен ли он без капитального ремонта проездить миллион километров или начнет чадить уже через 100 тысяч.
Обслуживание мотора — это большая ответственность. При правильных действиях мотор может отходить не одну сотню тысяч километров. О том, как продлить ресурс силового агрегата, рассказывает технический эксперт Бош Авто Сервиса Вячеслав Дрожжин.
Существуют ли сейчас двигатели-миллионники? Откуда возникла эта легенда?
Возможно, легенды о двигателях-миллионниках появились из историй, которые 17-20 лет назад передавались перегонщиками машин. Они рассказывали об автомобилях немецких таксистов, которые прошли более 1 000 000 километров и находились в рабочем состоянии. Сейчас такого ресурса у легковых машин нет.
В настоящее время двигатели-миллионники можно встретить на грузовых автомобилях. Дизельные силовые агрегаты с рабочим объемом более 10 литров нередко преодолевают отметку в 1 000 000 километров без серьезного вмешательства в ДВС.
Что влияет на ресурс мотора?
Основные факторы, влияющие на продолжительность службы двигателя, это своевременное обслуживание с использованием качественных запасных частей и горюче-смазочных материалов. Немалое значение имеет и стиль вождения, а также условия эксплуатации. Бывает, что неумелый водитель убивает мотор за год. А другой человек, бережно относящийся к технике, без проблем проездит с таким же силовым агрегатом пару десятилетий.
Что надежнее, 1.6-литровый или 2.0-литровый моторы?
Если, например, взять два одинаковых автомобиля, у которых конструкция двигателя по сложности схожа, оба автомобиля эксплуатируются одинаково, то есть ездят с равной скоростью, загрузкой в одних климатических условия, то 2,0 литровый мотор будет более ресурсным и, как следствие, надежным, так как нагрузки на него будут примерно на 30% ниже, чем на мотор объемом 1,6 л. Все дело в конструктивных особенностях. Чем больше объем камер сгорания, тем выше крутящий момент мотор создает и, значит, выше сопротивляемость нагрузкам.
Какой средний ресурс у самых популярных 1.6-литровых моторов?
В среднем, ресурс 1.6-литрового атмосферного двигателя лежит в пределах от 200 000 до 250 000 километров. Дальше потребуется смена поршневой группы и мотор вновь вступит в строй.
Сколько выхаживает турбированный мотор в российских условиях?
В нашем климате турбины в легковых автомобилях работают примерно по 80 000 — 100 000 километров в зависимости от нагрузок и стиля езды. На их ресурс влияют практически те же факторы, что и на двигатель — качество смазочных материалов, условия эксплуатации. При частных интенсивных нагрузках, резких стартах на светофорах, необдуманных обгонах с резкими торможениями срок эксплуатации турбины снижается. Необходимо помнить, что после езды турбину необходимо охладить. Для этого перед выключением мотора на паркинге ему нужно дать поработать около минуты на холостых оборотах.
Возможно ли как-то продлить жизнь мотору? Какие можно дать рекомендации по эксплуатации, чтобы увеличить ресурс двигателя?
В городах с большим трафиком мы сталкиваемся с многочисленными пробками. Автомобили стоят в заторах часами с работающими двигателями, преодолевая сравнительно короткие расстояния. Такие условия являются для двигателей тяжелыми, особенно в летнее время года. При такой эксплуатации не совсем правильно проводить плановое ТО по пробегу, т.к. по моточасам двигатель работает минимум в 2 раза больше, чем должен. Для увеличения ресурса ДВС рекомендуется сократить межсервисный интервал ТО в 2 раза, т.к. масло сильно изнашивается — и как следствие теряет свои защитные свойства раньше срока.
Какие встречаются типичные неисправности современных двигателей? Из-за чего они выходят из строя раньше времени?
Как правило, это износ цилиндро-поршневой группы. Он связан с высокими тепловыми нагрузками, вызванными загрязненностью радиаторов, низким уровнем антифриза, масляным голоданием, а также изношенностью воздушного фильтра. При попадании через систему впуска абразивных частиц, в том числе пыли, песка и пр., но и встают между трущимися деталями и пробивают масляную пленку, увеличивая износ.
Повреждения кривошипно-шатунного механизма это еще одна распространенная неисправность. Она связанна с несвоевременным проведением ТО, а так же использованием некачественного масла и отсутствия контроля за его уровнем.
Износ системы управления двигателя (цепь, ремень, механизмы фаз газораспределения) связанно с несвоевременным обслуживанием, высокими пиковыми нагрузками. В случае с муфтами изменения фаз газораспределения в поломках виновато некачественное масло или его низкий уровень.
Загрязнение топливной системы связанно с использованием некачественного топлива, а также пренебрежением рекомендациями завода изготовителя по минимальному октановому числу бензина. Если использовать вместо АИ 95 более дешевый АИ-92 и ездить на нем очень активно, то мотор будет детонировать и перегреваться, в результате чего потребуется замена поршней.
Как правильно обслуживать мотор, чтобы он проходил долго?
Силовой агрегат должен обязательно обслуживаться, исходя из технического регламента завода изготовителя. При проведении ТО рекомендуется использовать моторные масла и техжидкости, подобранные по листам допуска, а также по составу и вязкости. Обязательное использование запасных частей и расходных материалов, отвечающих требованиям завода изготовителя.
Смотрите также:
- Бензин на ветер. Почему в холода нельзя экономить топливо? →
- Почему нельзя глушить двигатель сразу после поездки? →
- В какую погоду автомобиль едет лучше всего? →
двигательобслуживание автомобилясоветы автомобилистам
Следующий материал
Самое интересное в соцсетях
Новости СМИ2
Ресурс двигателя — какой срок службы у моторов
Любой водитель, приобретая автомобиль, должен узнать какой ресурс двигателя и от чего он зависит. Под этой фразой в моторе понимается время, которое ДВС должен отработать, пока не наступит пора первого капитального ремонта. Сегодня вы узнаете, от чего зависит этот параметр и насколько сильно отличаются моторесурс у бензиннового и дизельного движков. Кроме того, мы расскажем вам о том, как увеличить ресурс.
Что влияет на ресурс двигателя автомобиля?
В первую очередь, на срок службы данного мотора большое влияние оказывает его объем. Под рабочим объемом понимается сумма объемов всех цилиндров, в пределах которых происходит сжигание топливовоздушной смеси. Чем больше объем двигателя, тем больше времени сможет он сможет отработать без оперативного вмешательства, связанного с заменой изношенных частей силового агрегата.
Кроме того, на срок службы двигателя огромное влияние может оказывать и состояние кривошипно-шатунного механизма. Ведь попавшая вместе с воздухом пыль может осесть на поверхности трущихся деталей и вызвать появление микроскопических царапин, которые негативно сказываются на смазке, что приводит к увеличению температуры и ускоренному износу поршневых колец стенок цилиндров.
Естественно, информация о сроке службы двигателя должна быть тщательно проверенна заводом-изготовителем. Ведь различные двигатели и модели автомобилей совершенно по-разному воспринимают определенные нагрузки, а значит и рассчитаны на определенное количество часов работы. Так, например, износ двигателя, автомобиль которого принимает участие в соревнования, происходит очень быстро. Но данной проблемой не должен располагать мотор, который установлен на обычном семейном автомобиле, предназначенном для тихой и размеренной езды.
В целом, ресурс мотора будет зависеть от степени износа таких деталей, как шейки коленчатого вала или же от состояния стенок цилиндров и степени «усталости» шатунов.
Разница сроков службы дизельного и бензинового мотора
Изначально дизельный мотор подразумевает большую мощность и нагрузки, что непременно должно подкрепляться и повышенным сроком службы силовой установки. Многие дизельные двигатели и по сей день дают пору множеству современных агрегатов, работающих на бензине. Тем не менее, такое случается не всегда, так как производителей как дизельных, так и бензиновых моторов очень много. Ведь если сравнивать дорогой бензиновый мотор, изготовленный в Японии с китайским аналогом знаменитого дизельного двигателя, то конечно, этот «бой» будет далеко не в пользу дизеля. Тем не менее, дизельный мотор принято считать одним из самых долговечных.
Главным секретом любого дизельного мотора можно считать блок цилиндров. Прежде всего, они изготовлены из специального чугуна, имеющего высокий запас прочности и большое сопротивление широким скачкам температуры. Современные бензиновые моторы изготавливают из алюминия для снижения веса, но на высоких оборотах такой мотор перегревается, что приводит к естественной деформации цилиндров,
Кроме того, это касается не только блока. Ведь все части дизельного мотора изготавливаются именно из чугуна, что в корне объясняет его долговечную и надежную работу.
Последним отличием можно назвать число оборотов. Ведь бензиновый мотор работает в полтора раза быстрее, что ускоряет износ поршневой группы, а, следовательно, приводит к износу всего мотора в целом. Дизельные же двигатели имеют всего 2000 рабочих оборотов в минуту, а значит, малый ход поршня и его замедленный износ.
Как увеличить ресурс ДВС
Как вы уже догадались, ресурс двигателя зависит не только от материала его изготовления и технических проекционных характеристик, но и от самого водителя, а точнее, от правильности обслуживания силовой установки.
Прежде всего, водитель должен применять для смазки только качественное масло, прошедшее специальную проверку и допущенное для эксплуатации на заданном типе двигателя. Ведь система смазки – это «кровь» любого мотора и от ее содержимого зависит его жизнь.
Масло для дизельного мотора необходимо подбирать с учетом прилагаемых нагрузок. Если предполагается использовать двигатель в условиях, приближенных к экстремальным, то рекомендуется заливать масло только с высоким коэффициентом вязкости, чтобы избежать его разжижения при повышениях температуры. Тип и марку масла можно также узнать, прочитав технический паспорт на силовой агрегат. В нем указаны все характеристики масел, применяемые на моторе при различных условиях.
Опытные водители знают, что дизельный мотор очень чувствителен к резкому увеличению температуры. Данное явление имеет более серьезное влияние, нежели качество заливаемого масла. Чтобы избежать перегревов и увеличить мощность мотора, можно установить турбо компрессор, соединенный с интеркуллером, который поможет поддержать двигателю нужный ему температурный режим.
Вот, пожалуй, и все, что необходимо знать о сроке службы дизельного двигателя. Как видите, плата за мощный и надежный мотор немалая, ведь вам придется заранее запасаться дорогостоящими запчастями и автомобильной химией, способной избавить вас от лишних трат и сохранить жизнь мотора, даже если туда залетели довольно крупные частицы пыли.
Исследование двигателей сгорания | Transportation and Mobility Research
Исследования двигателей NREL в области сгорания топлива сосредоточены на эффективности использования топлива, производительности двигателя,
и нулевые выбросы. Он охватывает от сгорания поршневого двигателя до сгорания
механизм и кинетика.
Поршневые двигатели внутреннего сгорания
В нашем исследовании используются настоящие поршневые двигатели, что позволяет нам количественно оценить эффекты свойств топлива и химического состава топлива на работу двигателя и выбросы выхлопных газов. Затем мы используем результаты для проверки прогностических моделей или сбора сведений, ведущих к улучшенные модели.
Машинное обучение
NREL является мировым лидером в использовании методов машинного обучения для улучшения сгорания
модели и разработать стратегии контроля горения. Эти стратегии могут эффективно
использоваться для разработки инструментов проектирования и руководств, позволяющих авиационной отрасли
создавать конструкции турбин и двигателей следующего поколения, которые могут работать на 100%
устойчивое авиационное топливо.
Одноцилиндровые двигатели
Мы работаем с одноцилиндровыми двигателями как с искровым зажиганием, так и с воспламенением от сжатия. (дизель) сгорания. Одноцилиндровый двигатель позволяет исследователям полностью контролировать по всем параметрам сгорания двигателя, таким как момент впрыска, давление на впуске, и рециркуляция выхлопных газов. Воздействие топлива и взаимодействие топлива с двигателем параметры горения — можно оценить.
Динамометр для многоцилиндровых двигателей большой мощности
Мы проводим эксперименты с использованием динамометра многоцилиндрового двигателя большой мощности для оценки Влияние топлива на двигатели производства производителя оригинального оборудования в переходных режимах циклов, включая оценку воздействия на катализаторы и фильтры системы контроля выбросов.
Публикации
Ознакомьтесь с соответствующими исследованиями и просмотрите все публикации NREL по исследованиям и разработкам двигателей внутреннего сгорания.
Влияние теплоты испарения и октановой чувствительности на искровое зажигание с ограничением по детонации Производительность двигателя, SAE International
(2018)Влияние смешивания этанола с бензином на испарение ароматических соединений и частицы Выбросы от бензинового двигателя с непосредственным впрыском, Applied Energy (2019)
Контакты
Механизм сгорания в двигателе и кинетика
С помощью фундаментальной кинетики и высокоточного моделирования сгорания мы работаем над
сформировать на молекулярном уровне понимание влияния свойств топлива на КПД двигателя
и выбросы. Мы используем высокопроизводительные вычислительные ресурсы, чтобы обеспечить быструю
разработка и выход на рынок топлива для дорожных и внедорожных транспортных средств с нулевым выбросом углерода
которые совместимы с существующими двигателями, позволяя переосмыслить будущие эффективные
конструкция двигателя.
Реактор с ламинарным потоком для кинетического моделирования
Для разработки точных кинетических моделей NREL использует реактор с ламинарным потоком изучить механизмы самовоспламенения топлива и образования прекурсоров сажи методом количественного определения стабильных интермедиатов. Реактор состоит из:
- Система учета газов и топлива
- Нержавеющая сталь с инертным покрытием
- Система отбора проб и анализа газа.
Усовершенствованный анализатор задержки воспламенения топлива
NREL использует Усовершенствованный анализатор задержки воспламенения топлива для повышения однородности
топливно-воздушной смеси и количественно оценить степень смешения с расчетной жидкостью
моделирование динамики для эксперимента по химическому кинетическому механизму топлива.
Для уменьшения времени задержки воспламенения разработана расчетная гидродинамическая модель было показано, чтобы точно разделить химические и физические эффекты. Инструмент может обеспечить высококачественные измерения задержки воспламенения, особенно для критических низкотемпературные области и области воспламенения с отрицательным температурным коэффициентом.
NREL определяет, как этот эксперимент можно использовать для описания качества сгорания реактивных топлив более тщательно по сравнению с традиционным однократным измерением цетанового числа, что может помочь ускорить вывод экологически чистого авиационного топлива на рынок.
Публикации
Ознакомьтесь с соответствующими исследованиями и просмотрите все публикации NREL по исследованиям и разработкам в области механизма горения и кинетики.
Химическая кинетическая основа синергетического смешивания для исследования Октановое число,
Выяснение химических путей, ответственных за склонность к сажеобразованию 1- и 2-фенилэтанола, Proceedings of the Combustion Institute (2021)
Экспериментальное и численное исследование усовершенствованного анализатора задержки воспламенения топлива (AFIDA) Камера сгорания постоянного объема как исследовательская платформа для топливно-химических Проверка кинетического механизма, Fuel (2020)
Быстрое прогнозирование октанового числа и чувствительности к октановому числу топлива с помощью AFIDA Камера сгорания постоянного объема, Топливо (2021)
Контакты
Учебные ресурсы по двигателям внутреннего сгорания
Эта серия видеороликов была первоначально создана во время протоколов инструкций COVID для облегчения гибридного обучения курса Принципов двигателей внутреннего сгорания Университета Кентукки, Департамента биосистем и сельскохозяйственной техники. Студенты должны были просмотреть видео перед тем, как собраться в небольших группах, чтобы обсудить содержание и ответить на вопросы. Видео публикуются здесь в качестве ресурса, который другие преподаватели и студенты могут использовать в учебных занятиях по курсу двигателей. Создатели видео приветствуют отзывы о том, как используются видео, и предложения о новых ресурсах.
Инструктор, представляющий эти видеоролики, — доктор Тим Стомбог. Он был преподавателем в Университете Кентукки с 2000 года и проводил мероприятия по повышению квалификации, исследованиям и обучению в различных областях, связанных с машинными системами и автоматизацией.
Краткое описание каждого видео представлено ниже вместе со ссылкой на соответствующее видео на YouTube.
Предлагаемая ссылка:
Stombaugh, Tim. (2022). Учебные ресурсы из AEN / TSM 220: Принципы работы двигателей внутреннего сгорания [серия видео]. Факультет биосистем и сельскохозяйственной инженерии Университета Кентукки. https://www.uky.edu/bae/instructional-resources-internal-combustion-engines
1. Мощность, крутящий момент и скорость
Двигатели часто классифицируют по выходным характеристикам, а именно по выходной мощности. В этих видеороликах исследуются концепции силы, крутящего момента, энергии и скорости, а также то, насколько эти концепции важны для понимания мощности.
1а. Сила и крутящий момент Сила и крутящий момент Объясняет основные понятия силы и крутящего момента.
1б. Работа, энергия и мощность Объясняет, как действие силы и крутящего момента создает мощность.
2. Пример расчета мощности, крутящего момента и скоростиПредставлено несколько примеров расчета крутящего момента, скорости и мощности. Эти примеры основаны на концепциях, обсуждавшихся в разделе 1, и сосредоточены на том, как управлять и поддерживать согласованность единиц измерения посредством вычислений.
2а. Пример линейной мощности Представляет собой пример расчета мощности, создаваемой линейной силой, действующей на объект.
2б. Пример вращательной мощности Представляет собой пример расчета мощности, производимой двигателем, с учетом его крутящего момента и скорости.
2с. Расчет крутящего момента, СИ Представляет другой расчет крутящего момента-скорости-мощности с использованием единиц СИ.
3. Основные принципы работы двигателей внутреннего сгоранияДвигатели внутреннего сгорания на самом деле представляют собой устройства для переоборудования двигателей. Они преобразуют потенциальную энергию, запасенную в химическом топливе, в термодинамическую энергию путем сжигания (сгорания) топлива, а затем в механическую энергию, заставляя вращаться вал. Эти видеоролики исследуют основные принципы того, как происходит это преобразование энергии.
3а. Функциональные принципы поршневых двигателей внутреннего сгорания Объясняет, как топливо сгорает для создания термодинамической энергии, вызывающей движение поршня, что в конечном итоге приводит к вращению вала.
3б. 4-тактные двигатели Подробно рассказывается о том, как работают 4-тактные двигатели.
3с. 2-тактные двигатели Более подробно рассказывается о том, как работают 2-тактные двигатели и чем они отличаются от 4-тактных двигателей.
3д. Конфигурации двигателя Показывает несколько примеров различных конфигураций однопоршневых и многопоршневых двигателей.
4. Количественная оценка объема двигателяОбъем двигателя часто определяется рабочим объемом и степенью сжатия. В этих видеороликах показано, как измеряются эти величины, и показано несколько примеров расчета.
4а. Рабочий объем двигателя Исследует понятие рабочего объема двигателя и способы его расчета.
4б. Степень сжатия Объясняется, как рассчитывается степень сжатия, и объясняется, почему она важна для работы двигателя.
5. Измерение характеристик двигателя Измерение характеристик двигателя Объясняет, как измеряются характеристики двигателя с помощью динамометров.
Двигатели обычно делятся на две основные категории по способу воспламенения топлива внутри двигателя: искровое зажигание и воспламенение от сжатия. В этих видеороликах рассказывается об основных различиях между этими типами двигателей и о том, как они связаны с типом топлива, используемого двигателем. Они также изучают основные компоненты, используемые в системах искрового зажигания.
6а. Системы зажигания Объясняет различия между двигателями с искровым и компрессионным зажиганием.
6б. Компоненты искрового зажигания Описывает четыре основных компонента систем искрового зажигания.
6с. Работа системы искрового зажигания Объясняет, как компоненты системы искрового зажигания работают вместе для создания воспламеняющей искры в двигателе.
7. Системы подачи топлива Количество топлива и воздуха, подаваемых в двигатель, имеет решающее значение для оптимальной работы. Существует ряд различных методов, которые можно использовать для управления топливно-воздушной смесью. Эти видеоролики описывают основные цели системы подачи топлива в двигателе и основные методы карбюрации и впрыска.
7а. Введение в системы подачи топлива Выделяет основные цели любой системы подачи топлива и знакомит с концепциями карбюратора и впрыска.
7б. Принципы карбюратора Объясняет принцип Бернулли и то, как он используется карбюраторами для создания топливно-воздушной смеси.
7с. Технология карбюратора Подробно рассказывается об основных типах и функциях карбюраторов, а также рассказывается о сложности, которая может существовать в более совершенных системах карбюратора.
7д. Системы впрыска в двигателях с воспламенением от сжатия Описывает основные компоненты топливной системы, используемые в двигателях с воспламенением от сжатия.
7д. Системы впрыска топлива в двигателях с искровым зажиганием Попытки прояснить распространенную путаницу в отношении того, как технология впрыска используется в двигателях с искровым зажиганием, и в чем отличия от впрыска в двигателях с воспламенением от сжатия.
Важно иметь возможность контролировать скорость двигателя внутреннего сгорания, чтобы предотвратить повреждение из-за превышения скорости и постоянно поддерживать надлежащую рабочую скорость для применения. Эти видеоролики объяснят важность контроля скорости и общие механизмы для достижения надлежащего контроля скорости.
8а. Регуляторы Представляет функциональное значение регуляторов и принципы работы основных механических регуляторов.
8б. Регуляторы малых двигателей Объясняет функцию основных механических регуляторов, обычно используемых на небольших бензиновых двигателях.
8с. Управление регулятором Показывает, как на кривые характеристик крутящего момента и скорости двигателя влияет регулятор двигателя. Обсуждаемые концепции включают наклон регулятора и выбор двигателя.
9. Блоки клапанов Способность подавать воздух и топливо в двигатель и выпускать выхлопные газы часто является одним из основных ограничивающих факторов для работы двигателя. Клапаны являются ключевой частью этого газообмена. В этих видеороликах объясняются функциональные требования к клапанному механизму двигателя и освещаются основные компоненты распространенных систем клапанного механизма.
9а. Клапаны Перечисляет функциональные требования к клапанам двигателя и показывает общие компоненты различных конфигураций клапанного механизма.
9б. Распределительные валы Объясняет функции и особенности распределительных валов в клапанном механизме.
9с. Регулировка клапана и синхронизация Объясняет важность регулировки и синхронизации движения клапана с использованием диаграмм опережения зажигания.
10. Принципы термодинамики двигателей внутреннего сгорания Эти видеоролики углубляются в теорию работы двигателя, рассматривая основные термодинамические процессы, как показано на кривых зависимости давления от объема. Эти обсуждения помогают нам понять, как давление в камере сгорания влияет на работу двигателя. Тогда легче понять влияние различных модификаций двигателя на характеристики двигателя.
10а. Термодинамика двигателя Объясняет, что такое кривые P-V и как они связаны со сгоранием в двигателе.
10б. Модификации кривой PV Пошагово рассмотрим несколько примеров распространенных модификаций двигателя, как они влияют на кривую PV для этого двигателя и, в конечном счете, какое влияние они оказывают на производительность двигателя.
10с. Реальные кривые PV Показывает, чем реальные кривые PV для двигателей отличаются от идеальных кривых, и иллюстрирует важность инноваций и дизайна современных двигателей.
11. Турбокомпрессоры и нагнетатели Турбокомпрессоры и нагнетатели — это устройства, используемые на многих различных коммерческих и высокопроизводительных двигателях для увеличения мощности двигателя. В этом видеоролике объясняется, как работают эти устройства и как они влияют на характеристики двигателя, влияя на кривые P-V двигателя.
Очевидно, что топливо, используемое в двигателе, напрямую влияет на его работу и характеристики. В этих видеороликах рассматриваются несколько ключевых физических и химических свойств топлива и то, как они влияют на работу двигателя.
12а. Свойства топлива Знакомит с наиболее важными свойствами топлива и приводит несколько примеров различных нефтяных и возобновляемых видов топлива, используемых в двигателях.
12б. Характеристики топлива Показывает математический способ оценки влияния различных свойств топлива на характеристики двигателя.
12с. Самовоспламенение Исследует свойства самовоспламенения топлива, количественно определяемые октановым числом или цетановым числом, и то, как они влияют на работу и производительность двигателей с искровым и компрессионным зажиганием.
12д. Топливная эффективность Показывает, как количественно оценить эффективность двигателя путем сравнения эквивалентной мощности топлива, потребляемого двигателем, с вырабатываемой мощностью.
В этих видеороликах более подробно рассматриваются процессы сгорания, происходящие в двигателе, путем рассмотрения основных химических реакций. Эти концепции помогают учащимся понять важность соотношения воздух/топливо при сгорании, а также причины образования нежелательных газов в выхлопных газах.
13а. Теория горения Использует базовые знания химии для создания уравнения химической реакции, управляющего сгоранием топлива в камере сгорания.
13б. Соотношение воздух-топливо Показывает, как рассчитать идеальное соотношение воздух/топливо для сжигания различных видов топлива.
13с. Причины выбросов Обсуждается, как выбросы образуются в выхлопных газах двигателя из-за отклонений от идеальной реакции сгорания.
13д. Стратегии контроля выбросов Объясняет общие методы и устройства, используемые в современных двигателях для снижения вредных выбросов.
14. Охлаждение двигателя Большая часть энергии топлива, потребляемой двигателем, которая не преобразуется в полезную выходную мощность, приводит к выработке тепла.