Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

Содержание

Получение данных с CAN-шины автомобиля


Инновации или уже реальность?
 

Задача: Получить доступ к показаниям штатных датчиков автомобиля без установки дополнительных.
Решение: Считывание данных с CAN-шины автомобиля.

 

Когда заходит речь о мониторинге таких параметров, как скорость транспортного средства и расход топлива, надежным и отработанным решением является установка автотрекера и датчика уровня топлива.

Если же необходим доступ к такой информации, как обороты двигателя, пробег,  температура охлаждающей жидкости и другим данным с бортового компьютера  – эта задача уже больше похожа на творческую.
 

Казалось бы, что может быть логичнее: если в автомобиле уже есть все необходимые датчики, то зачем устанавливать новые? Практически все современные автомобили (особенно, если речь идет о личных автомобилях бизнес-класса и дорогостоящей спецтехнике) штатно оборудованы датчиками, информация с которых поступает в бортовой компьютер.
 

Вопрос состоит только в том, как получить доступ к этой информации. Долгое время эта задача оставалась нерешенной. Но сейчас на рынке спутникового мониторинга работает все больше высококвалифицированных инженеров, которым все-таки под силу найти решение задачи корректного получения таких данных, как:

  • обороты двигателя;
  • уровень топлива в баке;
  • пробег автомобиля;
  • температура охлаждающей жидкости двигателя ТС;
  • и т.д.

Решение, о котором мы будем говорить в данной статье, состоит в считывании данных с CAN-шины автомобиля.
 

• Что такое CAN-шина?

 

CAN (англ. Controller Area Network — сеть контроллеров) — популярный стандарт промышленной сети, ориентированный на объединение в единую сеть различных исполнительных устройств и датчиков, широко используемый в автомобильной автоматике. На сегодняшний день практически все современные автомобили  оснащены так называемой цифровой проводкой – автомобильной CAN-шиной.


• Откуда появилась задача считывания данных с CAN-шины?

Задача считывания данных с CAN-шины появилась как следствие задачи оптимизации расходов на эксплуатацию автотранспорта.

В соответствии с типовыми запросами заказчиков, автомобили и спецтехника оснащаются системой спутникового ГЛОНАСС или GPS мониторинга и системой контроля оборота топлива (на базе погружных либо ультразвуковых датчиков уровня топлива).

Но практика показала, что заказчики все чаще интересуются более экономичными способами получения данных, а также такими, которые не требовали бы серьезного вмешательства в конструкцию, а также электрику автомобиля.

Именно таким решением стало получение информации с CAN-шины. Ведь оно имеет целый ряд преимуществ:

1. Экономия на дополнительных устройствах

Не нужно нести значительных расходов на приобретение и установку различных датчиков и устройств.

2. Сохранение гарантии на автомобиль

Обнаружение производителем стороннего вмешательства в конструкцию либо электрику автомобиля грозит практически гарантированным снятием транспортного средства с гарантии. А это явно не входит в сферу интересов автовладельцев.

3. Получение доступа к информации со штатно установленных электронных устройств и датчиков.

В зависимости от электронной системы в автомобиле может быть штатно реализован определенный набор функций. Ко всем этим функциям, теоретически, мы можем получить доступ через CAN-шину. Это может быть пробег, уровень топлива в бензобаке, датчики открытия/закрытия дверей, температура за бортом и в салоне, обороты двигателя, скорость движения, и т.д.
 

Технические специалисты компании Скайсим выбрали для тестирования данного решения прибор Galileo Глонасс. Он имеет встроенный дешифратор FMS и может считывать информацию напрямую с CAN-шины автомобиля.

 

• Какие достоинства и недостатки влечет за собой решение со считыванием данных с CAN-шины?

Достоинства:

• Возможность работы в режиме жёсткого реального времени.
• Простота реализации и минимальные затраты на использование.
• Высокая устойчивость к помехам.
• Надёжный контроль ошибок передачи и приёма.
• Широкий диапазон скоростей работы.
• Большое распространение технологии, наличие широкого ассортимента продуктов от различных поставщиков.

Недостатки:

• Максимальная длина сети обратно пропорциональна скорости передачи.
• Большой размер служебных данных в пакете (по отношению к полезным данным).
• Отсутствие единого общепринятого стандарта на протокол высокого уровня.

Стандарт сети предоставляет широкие возможности для практически безошибочной передачи данных между узлами, оставляя разработчику возможность вложить в этот стандарт всё, что туда сможет поместиться. В этом отношении CAN-шина подобна простому электрическому проводу. Туда можно «затолкать» любой поток информации, который сможет выдержать пропускная способность шины.

Известны примеры передачи звука и изображения по шине CAN. Известен случай создания системы аварийной связи вдоль автодороги длиной несколько десятков километров (Германия). (В первом случае нужна была большая скорость передачи и небольшая длина линии, во втором случае — наоборот).
 

Изготовители, как правило, не афишируют, как именно они используют полезные байты в пакете. Поэтому FMS прибор не всегда может расшифровать данные, которые «отдает» CAN-шина. Кроме того, не все марки автомобилей имеют CAN-шину. И даже не все автомобили одной марки и модели могут выдавать одинаковую информацию.


Пример реализации решения:

Не так давно компанией Скайсим совместно с партнером был реализован большой проект по мониторингу автотранспорта. В парке были различные грузовые автомобили иностранного производства. В частности, грузовые автомобили Scania p340.

 

Для того, чтобы проанализировать процесс получения данных с CAN-шины мы, по солгасованию с заказчиком, провели соответствующие исследования на трех автомобилях Scania p340: один 2008 года выпуска, второй начала 2009 и третий конца 2009 года.


Результаты оказались следующими:

  • с первого данные получены так и не были;
  • со второго был получен только пробег;
  • с третьего были получены все интересующие данные (уровень топлива, температура охлаждающей жидкости, обороты двигателя, общий расход, общий пробег).

На рисунке отображен фрагмент сообщения из информационной системы Wialon, где:
Fuel_level – уровень топлива в баке в %;
Temp_aqua – Температура охлаждающей жидкости в градусах Цельсия;
Taho  — Данные с тахометра (об/мин).

 

Регламент реализации решения был следующий:
 

 

1.  Навигационный прибор Galileo ГЛОНАСС/GPS был подключен к CAN-шине грузовиков.
Данная модель автотрекера была выбрана из-за оптимального сочетания функционала, надежности и стоимости. Кроме того, она поддерживает FMS (Fuel Monitoring System) — систему, которая позволяет регистрировать и контролировать основные параметры использования транспортного средства, т.е. подходит для подключения к CAN-шине.

 

Схему подключения к CAN-шине со стороны прибора Galileo можно найти в руководстве пользователя.  Для подключения со стороны автомобиля необходимо, в первую очередь, найти свитую пару проводов, подходящую к диагностическому разъёму. Диагностический разъем всегда в доступности и располагается вблизи от рулевой колонки. В 16 контактном разъёме по стандарту OBD II это 6-CAN high, 14-CAN low. Обратите внимание, что у проводов High напряжение примерно 2,6-2,7В, у проводов Low оно, как правило на 0,2В меньше.

_________________________________________________________________________

 

Еще одним уникальным решением, которое было использовано для снятия данных с CAN-шины, стал бесконтактный считыватель данных CAN Crocodile (производство СП Технотон, г. Минск). Он отлично подходит для работы с приборами Galileo.


Преимущества технологии CAN Crocodile:
 

• CAN Crocodile позволяет получать данные о работе автомобиля из шины CAN без вмешательства в целостность самой шины.

• Считывание данных происходит без механического и электрического контакта с проводами.

• CAN Crocodile применяется для подключения к шине CAN систем GPS/ГЛОНАСС мониторинга, которые получают информацию о режимах работы двигателя, состоянии датчиков, наличии неисправностей и т.д.

• CAN Crocodile не нарушает изоляцию проводов CAN и «слушает» обмен по шине с помощью специального беспроводного приемника.

• Применение CAN Crocodile абсолютно безопасно для автомобиля, незаметно для работы бортового компьютера, диагностического сканера и других электронных систем. Особенно актуально применение CAN Crocodile для гарантийных автомобилей, в которых подключение каких-либо электронных устройств к шине CAN часто служит поводом для снятия с гарантии.
 


 

2. Если провода обнаружены и идентифицированы верно, можно приступать к запуску CAN-сканера в приборе Galileo.

3. Выбирается стандарт FMS, скорость для большинства автомобилей 250 000.

4. Запускается сканирование.

5. После окончания сканирования совершается переход на главную страницу конфигуратора. Если сканирование завершено успешно, мы получаем доступ к расшифрованным данным.
 

6. Если ничего, кроме «end scan» Вы не увидели, тут есть несколько вариантов. Либо было неправильно осуществлено подключение, либо автомобиль по каким-то причинам не выдает данные, либо прибору неизвестен шифр данной CAN-шины. Как уже было сказано, такое случается довольно часто, поскольку пока не существует единого стандарта для передачи данных и их обработки по CAN. К сожалению, как показывает практика, получить полные данные с CAN-шины не всегда удается.


Именно поэтому не каждый запрос на считывание данных с CAN-шины может быть в полной мере реализован. Мы рекомендуем своим партнерам-интеграторам предупреждать об этом заказчиков заранее, для того чтобы в дальнейшем избежать неоправданных ожиданий.


Но есть еще один момент, который важно затронуть.

Чаще всего основной целью клиентов является контроль уровня и расхода топлива.

  •  Даже если данные со штатных датчиков будут успешно получены с CAN-шины, какова их практическая ценность?

Дело в том, что основное назначение штатных  датчиков уровня топлива – дать оценку с той степенью точности, которая кажется правильной производителю ТС. Эта точность не может быть ставнима с точностью, которую дает погружной датчик уровня топлива (ДУТ) производства Омникомм или, например, Технотон.

Одна из главных задач, которую решает штатный ДУТ, это чтобы топливо внезапно не закончилось, и водитель понимал общую ситуацию с уровнем топлива в баке. От простого по своему устройству штатного поплавкового датчика сложно ожидать большой точности. Кроме того, бывают случаи, когда штатный датчик искажает данные (например, когда транспорт располагается на склоне).
 

Выводы


По ряду вышеназванных причин, мы рекомендуем не полагаться полносьтю на показания штатных датчиков уровня топлива, а рассматривать каждую ситуацию индивидуально. Как правило, подходящее решение может быть найдено только совместно с техническими специалистами. У разных производителей ТС разная точность показаний. У всех заказчиков также разные задачи. И только под конкретную задачу целесообразно подбирать средства решения. Кому-то вполне подойдет решение с получением данных с CAN-шины, так как оно в разы дешевле и не требует никаких изменений топливной системы ТС. А вот заказчикам с высокими требованиями по точности разумно рассматривать вариант с погружным ДУТом.

 

skysim.ru

Как работает CAN шина в современном авто


Для того, чтобы понять принципы работы CAN-шины мы решили написать/перевести ряд статей, посвященных этой тематике, как обычно, основываясь на материалах зарубежных источников.


Одним из подобных источников, который, как нам показалось, вполне подходящим образом иллюстрирует принципы работы CAN-шины, стал видеоролик-презентация учебного продукта CANBASIC компании Igendi Engineering (http://canbasic.com).


Также можете прочитать вторую нашу переводную статью Введение в CAN.


Добро пожаловать на презентацию нового продукта CANBASIC, учебной системы (платы), посвященной вопросу функционирования шины КАН (CAN).


Мы начнем с основ построения сети CAN-шины. На схеме приведен автомобиль с его системой освещения.


Показана обычная проводка, в которой каждая лампа напрямую подключена с каким-либо переключателем или контактом педали тормоза.


Теперь аналогичная функциональность показана с применением технологии CAN-шины. Передние и задние световые приборы подключены к контролирующим модулям. Контролирующие модули соединены параллельно с такими же проводами шины.


Этот небольшой пример демонстрирует, что объем электропроводки снижается. Вдобавок ко всему модули управления могут обнаруживать перегоревшие лампы и информировать об этом водителя.


Автомобиль на указанном виде содержит четыре модуля управления и четко отражает построение учебной системы (платы) CANBASIC


В вышеописанном указано четыре узла шины (CAN-узла).


Передний модуль контролирует передние световые приборы.


Узел сигнализации обеспечивает контроль внутренней части автомобиля.


Основной контрольный модуль соединяет все системы транспортного средства для диагностики.


Задний узел контролирует задние световые приборы.


На тренировочной доске CANBASIC вы можете увидеть маршрутизацию (расположение) трех сигналов: «Питание», «CAN-Hi» и «земли», соединяющихся в контрольном модуле.


В большинстве транспортных средств для подключения главного модуля управления к ПК с помощью диагностического программного обеспечения вам нужен OBD-USB конвертер.


Плата CANBASIC уже содержит в себе OBD-USB конвертер и может быть напрямую подключена к ПК.


Питается плата от интерфейса USB, поэтому дополнительные кабели не нужны.


Провода шины используются для передачи множества данных. Как это работает?

Как работает CAN-шина


Эти данные передаются последовательно. Вот пример.


Человек с лампой, передатчик, хочет отправить какую-то информацию человеку с телескопом, получателю (приемнику). Он хочет передать данные.


Для того, чтобы сделать это они договорились, что получатель смотрит за состоянием лампы каждые 10 секунд.


Это выглядит так:


Спустя 80 секунд:


Теперь 8 бит данных были переданы со скоростью 0,1 бит в секунду (т.е. 1 бит в 10 секунд). Это называется последовательной передачей данных.


Для использования этого подхода в автомобильном приложении интервал времени сокращается с 10 секунд до 0,000006 секунды. Для передачи информации посредством изменения уровня напряжения на шине данных.


Для измерения электрических сигналов шины КАН используется осциллограф. Две измерительных площадки на плате CANBASIC позволяют измерить этот сигнал.


Чтобы показать полное CAN-сообщение разрешение осциллографа уменьшается.


В результате одиночные CAN-биты больше не могут быть распознаны. Для решения этой проблемы CANBASIC-модуль оснащен цифровым запоминающим осциллографом.


Мы вставляем модуль CANBASIC в свободный разъем USB, после чего он будет автоматически обнаружен. Программное обеспечение CANBASIC можно запустить прямо сейчас.


Вы можете видеть вид программного осциллографа с прикрепленными значениями битов. Красным показаны данные, переданные в предыдущем примере.


Чтобы объяснить другие части CAN-сообщения мы раскрашиваем CAN-кадр и прикрепляем на него подписи с описанием.


Каждая раскрашенная часть CAN-сообщения соответствует полю ввода того же цвета. Область, отмеченная красным, содержит информацию о пользовательских данных, которая может быть задана в формате битов, полубайтов или шестнадцатиричном формате.


Желтая область определяет количество пользовательских данных. В зеленой зоне может быть установлен уникальный идентификатор.


Синяя область позволяет задать CAN-сообщение для удаленного запроса. Это означает, что будет ожидаться ответ от другого CAN-узла. (Разработчики системы сами рекомендуют не пользоваться удаленными запросами по ряду причин приводящих к глюкам системы, но об этом будет другая статья.)


Многие системы с шиной CAN защищены от помех вторым каналом CAN-LO для передачи данных, который является инвертированным относительно сигнала CAN-HI (т.е. идет тот же сигнал, только с обратным знаком).


Шесть последовательных битов с одинаковым уровнем определяют конец CAN-кадра.


Так совпало, что другие части CAN-кадра могут содержать более пяти последовательных битов с одинаковым уровнем.


Чтобы избежать этой битовой метки, если появляется пять последовательных битов с одинаковым уровнем, в конце CAN-кадра вставляется противоположный бит. Эти биты называют стафф-битами (мусорными битами). CAN-приемники (получатели сигнала) игнорируют эти биты.


С помощью полей ввода могут быть заданы все данные КАН-кадра и поэтому каждое КАН-сообщение может быть отправлено.


Вставленные данные немедленно обновляются в CAN-кадре, в данном примере длина данных будет изменена с одного байта на 8 байтов и сдвинута назад на один байт.


Текст описания показывает, что сигнал поворота будет управляться с помощью идентификатора «2С1» и бит данных 0 и 1. Все биты данных сбрасываются на 0.


Идентификатор установлен в значение «»2С1». Для активации сигнала поворотов бит данных должен быть установлен с 0 на 1.


В режиме «в салоне» вы можете управлять всем модулем с помощью простых щелчков мыши. Данные CAN устанавливаются автоматически в соответствии с желаемым действием.


Лампы поворотников могут быть установлены на ближний свет для работы в качестве ДХО. Яркостью будет управлять широтно-импульсная модуляция (ШИМ), в соответствии с возможностями современной диодной техники.


Теперь мы можем активировать фары ближнего света, противотуманные фары, стоп-сигналы и фары дальнего.


С отключением ближнего света противотуманные фары также отключаются. Логика управления световой системой CANBASIC соответствует автомобилям марки Volkswagen. Особенности зажигания и «возвращения домой» также включены.


С сигнальным узлом вы можете считывать сигнал датчика после инициирующего удаленного запроса.


В режиме удаленного запроса второй CAN-кадр будет принят и показан ниже отправленного CAN-кадра.


Байт данных CAN теперь содержит результат измерения датчика. С приближением к датчику пальца вы можете изменить измеренное значение.


Клавиша паузы замораживает текущий CAN-кадр и позволяет провести точный анализ.


Как уже было показано, различные части CAN-кадра могут быть скрыты.


Кроме того поддерживается скрытие каждого бита в КАН-кадре.


Это очень полезно, если вы хотите использовать представление CAN-кадра в ваших собственных документах, например в листе упражнений.


www.beworks.ru

лучшие технологии на противоугонной службе

В 80-х годах прошлого столетия компанией Bosch был разработан стандарт промышленной сети под названием CAN. Дальше он получил массовое развитие в современных автомобилях. На сегодняшний день более 85% продаваемых на российском рынке новых машин оснащены цифровыми шинами. В каждой дорогой иномарке сигнализация формата CAN стоит уже априори. А самостоятельно (или с помощью соответствующих служб) такой стандарт устанавливается на все автомобили: даже самые недорогие автомобили, включая корейские, китайские и даже детища отечественных производителей (включая ВАЗ, ТагАЗ и другие).

CAN-шина

Такая популярность связана, в первую очередь, с изменением всей архитектуры электропроводки машины. В тех местах, где раньше был жгут из десятка толстых проводов, сейчас проходят четыре тоненьких. Именно CAN-шины позволяют реализовать сервисные и охранные возможности, которые выявляет современная автосигнализация. Еще одним бонусом является отсутствие единого общепринятого стандарта протокола передачи данных – это позволяет конструкторам автомобиля гибко подстраивать систему под конкретные задачи.

Сложности установления охранных комплектов

Установка любой подобной системы является большим вмешательством в функции автомобиля. Правильность проведения этого мероприятия очень часто зависит от степени знаний того специалиста, который будет осуществлять монтаж этого оборудования. Надежность (как и корректность) такого дела потом скажется и на работе самого автотранспорта. В противном случае это грозит неприятными моментами, как, например, когда на зимней дороге в степи может просто заглохнуть двигатель.

Однако с Can-модулем подобных проблем не возникнет. Легко выделить его главные плюсы:

  • отсутствие вмешательства во внутреннюю структуру автомобиля;
  • согласование любого охранного устройства с цифровой штатной проводкой машины;
  • исключение появления ошибок на бортовом компьютере;
  • доступность установки на любые автомобили.

Современная сигнализация имеет CAN-драйвер и поддержку самих протоколов типа CAN автомобилей, что является идеальным вариантом охранной системы.

Can-крокодил

Особенности работы автомобильной CAN-шины

Цифровая проводка с CAN-шиной способна передавать все сигналы на так, как это обычно принято в обычном аналоговом виде (которая будет понятна любой сигнализации) — теперь это будет происходить посредством кодированной цифровой посылки.

Здесь можно выделить следующие допущения: устройство с CAN-шиной в этом плане сравнивается с теми компьютерными сетями, которые можно сравнить с сетями компьютера, где передаются гигантские объемы информации по витой паре.

Почему чаще всего сигнализация некорректно устанавливается на обычный автомобиль? По причине того, что такое вмешательство бывает в большей степени варварским: оказываются поврежденными крепежи, будут царапины, неаккуратная сборка в последующем.

А дальше все выльется в некачественную работу сигнализации. И речь только о видимой вершине айсберга.

А теперь о главных проблемах. Это может сказаться как на повреждении деталей приводов у штатных замков, концевиках и даже просто управляющих электронных модулях (туда «горе»-установщики тоже могут вмешаться, пытаясь запустить сигнализацию работать). Количество точек подключения в таком случае может достигнуть около 40 штук. Любая ошибка негативно скажется и на работе штатных систем автомобиля. Именно поэтому сегодня её считают как минимум несовременной и варварской.

Достоинства сигнализации с интегрированной в неё поддержкой интерфейса CAN-протоколов оказываются как нельзя более неоспоримыми. Благодаря минимальному габариту она просто размещается в легкодоступных панелях, а количество необходимых для этого точек для подключения составит не более семи. При этом гарантирована высокая скорость работы и сведена к нулю вероятность самого повреждения или нарушения работы штатных функций.

Современная сигнализация с шиной CAN-типа в установке существенно снижает и связанные с этим трудозатраты. В этом определенную помощь оказывают встроенные в базовый блок самые разнообразные датчики: удара, наклона, движения — для их монтажа не потребуется каких-либо лишних движений, а автовладельцу не придется тратить на это дополнительные расходные средства из бюджета. А вот само минимальное количество точек подключения и тех вмешательств, которые демаскируют установку базового блока, отмечены еще одним неоспоримым достоинством — невозможностью взлома даже электронным путем.

Преимущества сигнализации с CAN-модулем

Итак, именно автоохранные детали CAN-типа отличаются качественно новым принципом, разработанным для защиты транспорта от злоумышленников.

А еще одним хорошим сочетанием здесь будут:

  1. Большой набор функций и высокая точность в работе с подобной can-шиной в современных моделях автомобилей.
  2. Самые высокие возможности кодирования, которые полностью отвергают электронный взлом.
  3. Дальность в совокупности со стабильностью даже при наличии постоянных городских помех.
  4. Производительная работа системы как при автоматическом, так при дистанционном запуске двигателя.
  5. Постоянное обновление, во время которого происходит изменение программного обеспечения сигнализации и увеличение его функционала мобильным путем.
  6. Небольшие размеры самого блока.
  7. Эргономичность дизайна самого инструмента — двустороннего брелока.

Конечно, каждая автосигнализация даже на базе CAN-модуля с такой же шиной абсолютно разная. одни из производителей считают: им достаточно внешнего (своего или стороннего изготовления), другие производят интеграцию CAN-модуля в систему, а кто-то делает так, что центральный процессор напрямую работал с CAN. Поэтому назрела актуальность поговорить о большинстве из этих показателей подробнее.

Важные показатели работы сигнализации на базе CAN-шины

Самые жаркие споры вызывает возможность таких автосигнализаций на дальность работы радиоканала. Это не удивляет: параметр связи напрямую зависит от чистоты эфира в конкретном месте и такой же момент времени.

Очень важным параметром здесь является и ток, который потребляет сигнализация. Дело в том, что в современных машинах, напичканных электроникой, за энергопотреблением призваны следить именно бортовые компьютеры, в которых электроника никогда не выключается. Именно по уровню потребления процессор отслеживает, в каком режиме находится система и все ли у нее нормально. Если вдруг потребление в каком-то из режимов оказывается больше штатного, то поступит сигнал о неисправности в связи с этим чем ниже потребление у охранного комплекса, тем лучше.

Важен и конструктив: такая сигнализация имеет малые габаритные размеры как базового блока и радиомодуля, так и элементарная база (которая и определяет жизнеспособность и перспективность той или иной модели).

В современных моделях машин идет постоянная борьба за полезное пространство в салоне по отношению к общему объему автомобиля при одновременном увеличении «начинки». Очевидно, что размер также имеет значение: чем проще спрятан базовый блок, тем надежнее будет охрана. А маленький размер радиомодуля совершенно не будет мешаться на лобовом стекле. Важно оценить размер и форму брелока это важный параметр для простого пользователя. А элементарная база и применяемые процессоры помогут рассказать об актуальности начинки и возможности ее модернизации на базе существующей системы.

Рейтинг самых популярных сигнализаций с модулем

Исходя из вышеперечисленных параметров, можно выделить три следующие самые популярные системы на CAN-шине.

Сигнализация Pandora DXL 3500 воплощает собой все возможные используемые сегодня технические новинки, которые используются при построении охранного комплекса для автомобиля. У MS Stalker NB 600 есть идентификационная метка, но для интеграции с цифровой шиной авто используется дополнительный внешний CAN-модуль (сигнализация пока использует такой же адаптер). А вот сигнализация StarLine B9 Dialog в этом списке исключительно из-за доступных низких цен.

Что дает CAN-модуль?

Если общаться со специалистами на тему установки сигнализации, то можно услышать, что необходимостью приобретения CAN-модуля может возникнуть при желании дополнить машину другим дополнительным оборудованием (иммобилайзером, нештатной аудиосистемой) или же при изменении каких-либо штатных функций автомобиля. Например, он дает возможность просматривать TV/DVD в движении.

Очень удобная функция подобной системы это автоматическая перепостановка сигнализации. Она может потребоваться в тех случаях, когда вы ушли, сняв машину с охраны, а потом отвлеклись и ушли, забыв восстановить “противоугонку”. Когда была задана соответствующая настройка, то машина включится автоматически через полминуты самостоятельно, если не открывать ни одну из дверей. Не сработает она только в одном случае: когда сигнализация была установлена без использования этого необходимого модуля.

На данный момент на рынке представлены еще и CAN-адаптеры, которые дешифруют сигналы поступающих из цифровой шины датчиков и кодирует их, отправляя уже в цифровую шину.

Для этого достаточно подключить устройство при помощи USB-интерфейса к ноутбуку или компьютеру. Объем подобного ноу-хау способен поддерживать около двадцати марок автомашин.

autodont.ru

правила употребления и примеры предложений ‹ Грамматика ‹ engblog.ru

Чтобы не пропустить новые полезные материалы, подпишитесь на обновления сайта

Модальный глагол can (могу) и его форма could (мог) – самый часто встречаемый модальный глагол в английском. Мы используем его для того, чтобы показать, что мы можем, умеем, способны сделать что-то. В этой статье мы познакомимся со всеми особенностями модального глагола can (could).

Первое, что важно помнить, после can или could должен идти другой глагол. Ведь сам по себе can не сообщает о действии, а только показывает наше отношение к нему: «могу делать какое-то действие». И после этого «могу» надо обязательно добавлять «могу что делать?»: can dance (могу танцевать), can sing (могу петь) и т. д.

И второе, что нельзя забывать, после can мы не ставим to: can speak English. Мы привыкли, что два глагола в английском должны быть связаны между собой с помощью to: decide to drink coffee (решить выпить кофе) или offer to go for a walk (предложить пойти на прогулку). Но модальный can работает без to.

Мы отметили, что у этого модального глагола две формы: can и could. Эти формы мы используем с любым подлежащим как в единственном, так и во множественном числе.

My friend can speak Japanese. – Мой друг умеет говорить по-японски.

My friends can dance salsa. – Мои друзья могут танцевать сальсу.

В чем разница между can и could? Can используется, когда кто-то умеет что-то в настоящее время, а could – когда кто-то умел делать что-то в прошлом, сейчас, скорее всего, уже не умеет.

He can swim. – Он умеет плавать.

He could swim. – Он умел плавать.

Как строится предложение с can (could)

В таблице мы наглядно покажем, как употреблять can в разных типах предложений.

Утверждение
Подлежащее Can/could Действие Пример
I
You
He
She
It
We
They
can
could
глагол I can help you. – Я могу тебе помочь.
They could ride a bike. – Они умели ездить на велосипеде.
Отрицание
I
You
He
She
It
We
They
cannot (can’t)
could not (couldn’t)
глагол I cannot help you. – Я не могу тебе помочь.
They could not ride a bike. – Они не умели ездить на велосипеде.

А в вопросе, как и полагается, порядок слов будет немного отличаться.

Вопрос
Can/could Подлежащее Действие Пример
Сan
Сould
I
you
he
she
it
we
they
глагол Сan I help you? – Я могу тебе помочь?
Could they ride a bike? – Они умели ездить на велосипеде?

Давайте остановимся на нескольких особенностях использования can:

  • Can (could) всегда находится между подлежащим и сказуемым.
  • Чтобы задать вопросы, мы просто перенесем can и could на первое место, ничего другого добавлять не надо.
  • В отрицании частица not присоединяется к can (could), образуя форму cannot (could not). В разговорной речи мы обычно cannot сокращаем до can’t (couldn’t). Кстати, cannot – это единственный модальный, который сливается с частицей not при написании. А вы знаете, как правильно произносить can’t: /kɑːnt/ или /kænt/? Существует британский вариант произношения – /kɑːnt/. А преподаватель Ронни научит вас американскому варианту произношения в своем видео.

Что обозначает модальный глагол can (could)

Проще всего понять значение can (could) на примерах. Мы выражаем с помощью can:

  1. Умственную или физическую способность что-то сделать.

    В таком случае can (could) обычно переводится как «мочь», «уметь».

    I can’t speak to you now but I can call you in the evening. – Я не могу разговаривать с тобой сейчас, но я могу позвонить тебе вечером.

    He could speak French. – Он мог говорить по-французски.

    Can you drive a car? – Ты умеешь водить машину?

  2. Общепринятые утверждения
  3. Мы используем can, когда хотим показать, что какое-то утверждение в большинстве случаев является верным. Здесь мы переводим can как «мочь».

    The vacuum can frighten your cat. – Пылесос может напугать твоего кота. (как правило, коты пугаются пылесосов, но не все)

    In New York it can be difficult to rent an apartment. – В Нью-Йорке может быть сложно снять квартиру.

    Flowers can grow faster if they get a lot of sunshine. – Цветы могут расти быстрее, если они получают много солнечного света.

    Следует отметить, что мы не используем форму could для выражения этого значения.

  4. Разрешение, просьбу, запрет.

    Здесь есть несколько закономерностей: просьба обычно передается с помощью вопроса, разрешение – с помощью утверждения, а запрет – отрицания. Если мы видим в предложении просьбу или разрешение, то переводим can глаголом «мочь», запрет же чаще всего переводится словом «нельзя».

    – Can I take your car for the weekend? – Я могу взять твою машину на выходные? (просьба)
    – Yes, you can. – Да, можешь. (разрешение)
    – But you can’t exceed the speed limit. – Но нельзя превышать скорость. (запрет)

    Просьбу мы можем выразить с помощью can и could. Оба варианта часто используются в речи, только такие просьбы разнятся по степени вежливости. Давайте рассмотрим примеры:

    Can you tell me where the nearest bus station is? – Можешь сказать, где ближайшая остановка автобуса? (такое обращение скорее характерно, если вы общаетесь с человеком вашего же возраста)

    Could you tell me where the nearest bus stop is? – Могли бы Вы сказать, где ближайшая остановка автобуса? (это более вежливый вопрос, чаще англичане воспользуются именно таким вариантом, чтобы быть максимально вежливыми и учтивыми в беседе)

    C помощью can мы можем не только просить разрешение, но и сами что-то предлагать. Для этого мы используем форму вопроса.

    Can I offer you a cup of tea? – Я могу предложить Вам чашечку чая?

    Can I help you choose a dress for the party? – Я могу помочь тебе выбрать платье для вечеринки?

    Посмотрите интересное видео от преподавателя Alex, в котором он, к уже известным нам can и could, добавил еще и глагол may.

  5. Удивление, сомнение, недоверие.

    У этой функции тоже есть свои закономерности: сомнение и недоверие обычно встречаются в отрицательных предложениях, а удивление – в вопросительных. Переводится глагол can (could) в таких случаях словами «неужели», «не может быть», «вряд ли», «не верится», «возможно», «вероятно».

    Can these shoes cost so much money? – Неужели эти туфли столько стоят? (удивление)

    He can’t work all day round. – Не может быть, чтобы он работал круглые сутки. (недоверие)

    Вы знаете, что could – это форма прошедшего времени can. Но если мы хотим выразить сомнение в прошлом, то используем форму can’t have.

    He can’t have fallen asleep at the meeting. – Не может быть, чтобы он уснул во время встречи.

    They can’t have missed the last bus. – Не верится, что они опоздали на последний автобус.

    Если же кто-то нарушил запрет или не послушался совета, то вы можете упрекнуть его за это, используя все тот же глагол can. Есть, правда, одна особенность: такие предложения строятся в форме отрицательного вопроса.

    Can’t you just stop telling silly jokes to the guests? – Ты можешь просто перестать рассказывать глупые шутки гостям?

    Can’t you get along with her friends? – Неужели ты не можешь нормально общаться с ее друзьями?

Устойчивые выражения с глаголом can (could)

Can (could) встречается в некоторых устоявшихся выражениях. Вот несколько самых распространенных из них:

  1. Сan’t (couldn’t) but do something – ничего не оставалось, кроме как.

    I couldn’t but agree with him. – Мне ничего не оставалось, кроме как согласиться с ним.

  2. Сouldn’t help doing something – не мог удержаться, чтобы; не мог не.

    I couldn’t help laughing. – Я не мог не рассмеяться.

  3. Сan’t stand something/somebody – терпеть не могу что-то/кого-то.

    I can’t stand him. – Терпеть его не могу.

Чтобы убедиться, что модальный глагол can (could) хорошо запомнился вам, пройдите тест и сохраните себе нашу удобную табличку.

↓ Скачать таблицу употребления модального глагола can/could (*.pdf, 259 Кб)

Тест

Употребление модального глагола can (could)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

engblog.ru

Кан 2019 — отдых, экскурсии, музеи, шоппинг и достопримечательности Кана

Кан от А до Я: карта, отели, достопримечательности, рестораны, развлечения. Шоппинг, магазины. Фото, видео и отзывы о Кане.

Главный город Нижней Нормандии Кан не настолько на слуху у наших соотечественников, как средиземноморский курорт с созвучным названием. Между тем Кан — город во многих отношениях даже более интересный. Его история, особенно периода Второй мировой войны, насыщена и драматична, а культурное наследие — богато и уникально.

Историческая часть Кана, несмотря на страшные разрушения войны, всё ещё таит в своём центре несколько архитектурных жемчужинок.

Во время проведения операции по высадке союзных войск в Нормандии, знаменитого «Дня „Д“», несчастному Кану повезло гораздо меньше, чем, например, соседнему Байё, который союзники отбили так быстро, что городу не было нанесено ни малейшего ущерба. Кан же брали штурмом неделю с лишним, и когда фашисты наконец оставили город, состояние его было очень плачевным.

Как добраться до Кана

Поездом с парижского вокзала Сен-Лазар за 1 час 30 минут (поезда ходят чаще раза в час) либо из Руана за два часа (поезда в среднем ежечасно).

Поиск авиабилетов в город Париж (ближайший а/п к Кану)

  1. Обязательно выбраться к берегу моря: известняковые скалы на побережье близ Кана, совершенно отвесные, невероятно живописны и в хорошую, и в плохую погоду.
  2. Потом не пожалеть минут 40 и добраться до Омаха-бич — таким было кодовое название одного из пяти участков, где в 1944 г., 6 июня, был высажен союзный десант. Даже если не интересоваться историческими подробностями, этот пляж как таковой просто удивительно красив.
  3. Съездить на целебные термальные источники в долине реки Орн.

Немного истории

Кан начинался как норманнская крепость на островке в дельте двух рек, Удона и Орна. Люди жили в этом месте, конечно, задолго до норманнов. Со времён Средневековья в городе сохранились развалины замка, в котором, если верить преданию, был рождён Вильгельм Завоеватель. Именно последнему принадлежит заслуга развития Кана как настоящего города. Сделав Кан столицей Нормандии, Вильгельм обзавёлся и более пышной резиденцией, так что здешний замок долгое время был самым обширным в стране. Также при Вильгельме, в 11 веке, в городе появились два больших аббатства. Позднее близ города были обнаружены известняковые залежи, и здешний камень красивого сливочного цвета так и называли канским. Он служил главным строительным материалом для большей части городских построек и для изрядного количества зданий по другую сторону от Ла-Манша, в Британии, которая закупала этот известняк у французов тоннами.

Развлечения и достопримечательности Кана

Прежде всего, оказавшись в Кане, нужно осмотреть здешний замок — уже не самый большой во Франции, но, бесспорно, внушающий почтение своей масштабностью. Замок не раз штурмовали и захватывали англичане, но с середины 15 века он оставался французским уже окончательно. Для того, чтобы осмотреть его полностью — со стенами, старинной казной и капеллой 12 века, потребуется немало времени. После чего можно отправиться в любопытный Аптечный сад, где со Средних веков выращивали (и до сих пор продолжают) самые разнообразные приправы и лечебные растения. На территории замка расположен и музей Нормандии, достаточно большой и интересный; в среду его можно посетить совершенно бесплатно. А на другом конце замковой территории находится новое здание художественного музея, где собрана очень достойная коллекция шедевров живописи, гравировки и гончарного искусства начиная с 15 века и по наши дни. В частности, здесь хранятся оригиналы работ Рубенса, Тинторетто, Курбе, Коро и барбизонцев.

Кан

Кухня Нормандии — это в первую очередь блюда из натуральных продуктов, довольно простые и даже «деревенские». Так, в фирменное канское кушанье — требуха по-кански — идёт коровий желудок целиком, со всеми разделами, которые тушатся в горшочках.

Историческая часть города, несмотря на страшные разрушения войны, всё ещё таит в своём центре несколько архитектурных жемчужинок. Очаровательный фахверковый квартал находится меж замком и улицей Вогезов, где самые атмосферные рестораны города. Для прогулки хороши также улица Фруад и площадь Сен-Совёр, на которой стоит примечательный особняк Фуэ. Особняк Кутран — красивое красно-белое фахверковое здание, которое было построено в конце 15 века и названо по имени прежнего владельца. Сегодня в доме обосновалась ассоциация «Музыка Нормандии». Единственная сохранившаяся средневековая башня Леруа, отреставрированная в начале этого века, отмечала вход в город со стороны реки Удон в паре со второй башней (не уцелевшей). Она датируется как минимум 11 веком постройки.

Оба аббатства Кана также представляют собой более чем достойные внимания туристов объекты. До мужского вы дойдёте по улице Сен-Пьер; именно здесь в церкви Сен-Этьен находится могила Вильгельма Завоевателя. Сама по себе готическая церковь пребывает в полуразрушенном состоянии, но она всё ещё величественна и прекрасна. Посещение аббатства в частном порядке невозможно: нужно примкнуть к организованной экскурсии в определённые часы. До женского аббатства можно добраться по улице Шанинье, и здесь, что логично, похоронена супруга Вильгельма I, королева Матильда, чью гробницу можно увидеть в церкви Святой Троицы. Частным лицам запрещён вход и в это аббатство, так как в нём сегодня расположилась местная администрация.

Ещё одна интересная церковь города — церковь Святого Михаила, которая, очевидно, была построена ещё до Вильгельма I, хотя точную дату назвать сегодня нельзя. Церковь выдержана в классическом романском стиле, что особенно видно по колокольне. Правда, позднее, в 14 веке, поверх нефа надстроили готический шпиль, а в 18 веке фасад стал гораздо более вычурным по тогдашней моде на излишества. Очень впечатляюще, как и любое здание в пламенеющем готическом стиле, выглядит и церковь Святого Петра. Увы, во время военной операции 1944 г. она была разрушена до основания, хотя к нашему времени церковь отреставрирована полностью. Реформатская церковь Сен-Жюльен была выстроена в 1689 г. и примечательна наиболее богатым интерьером, включая красивый алтарный покров. Сегодня здесь поёт городской хор мальчиков.

Один из самых (если не самый) знаменитых музеев города — это Канский мемориал, открытый Ф. Миттераном в 1988 г. Его второе название — Музей Мира.

Он открыт на некотором удалении от городского центра, и ехать сюда надо на автобусе — но надо обязательно. Здесь перед глазами путешественников пронесётся панорама не только событий Второй мировой, но и более поздних периодов истории, вплоть до холодной войны с СССР. Это особенно познавательно для наших соотечественников, так как история военного и послевоенного времени, очевидно, воспринималась нашими бывшими союзниками очень отлично от того, что нам преподавали в школе. Символ музея — монумент «Нет насилию» под открытым небом, который выполнен в виде металлического револьвера с завязанным узлом дулом.

Канский мемориал — Музей Мира

Чтобы развеять тягостное впечатление, какое может сложиться после знакомства с ужасами войны, стоит отправиться в розарий в парке, расположенном неподалёку от мемориала Кана. Ещё более привлекателен городской ботанический сад: он обладает особенным шармом за счёт некоторой дикости и, как может показаться, неухоженности. Ботанический сад находится недалеко от университета, и здесь по-настоящему пахнет стариной.

В Кане проходит постоянный осенний фестиваль скандинавской культуры Nordik Impakt, который собирает до десяти тысяч туристов ежегодно.

В окрестностях Кана с избытком найдётся всё то, чем так привлекательна французская провинция: виноградники, милые деревушки, средневековые замки и особняки. Можно наведаться, к примеру, в симпатичную зелёную деревеньку Пьерфит-Ан-Ож, поглядеть на местную церковь 14 века постройки с интересными фресками внутри и фахверковый особняк Кур дю Боск. После чего можно с чистой совестью засесть в отмеченном мишленовским путеводителем пивном кабачке «Две бочки», который занимает старый коттедж с прекрасным видом на долину, и оценить кровяную колбасу, рубец, яблочный пирог и прочие местные деликатесы из фермерской продукции (а кроме них — отдельную карту нормандских сидров).

Ну и конечно, нельзя забывать, что Кан — это всё-таки не просто интересный город, но и столица не менее интересного департамента. Кальвадос как край известен в первую очередь благодаря производимому здесь напитку, чем-то напоминающему бренди, только сделанному на основе яблок. Благодаря Ремарку кальвадос известен во всём мире, хотя мало кто разбирается в тонкостях — таких, например, как разновидности напитка, которые сильно различаются по годам выдержки, цвету и вкусовым качествам. Оказавшись в Кане, многие считают делом чести перепробовать их все; а тем, кому такое испытание может оказаться не под силу, остаётся «дамская» версия напитка, поммо, крепостью около 17 %, а кроме того — яблочный сидр, не только исходное сырьё для кальвадоса, но и изумительно душистый самодостаточный напиток.

Бронировать популярные отели Кана по лучшим ценам

Все отели в Кане

tonkosti.ru

Кан, Франция — все о городе с фото

Видео: Кан

Достопримечательности

Прежде всего, оказавшись в Кане, нужно осмотреть здешний замок — уже не самый большой во Франции, но, бесспорно, внушающий почтение своей масштабностью. Замок не раз штурмовали и захватывали англичане, но с середины 15 века он оставался французским уже окончательно. Для того, чтобы осмотреть его полностью — со стенами, старинной казной и капеллой 12 века, потребуется немало времени. После чего можно отправиться в любопытный Аптечный сад, где со Средних веков выращивали (и до сих пор продолжают) самые разнообразные приправы и лечебные растения. На территории замка расположен и музей Нормандии, достаточно большой и интересный; в среду его можно посетить совершенно бесплатно. А на другом конце замковой территории находится новое здание художественного музея, где собрана очень достойная коллекция шедевров живописи, гравировки и гончарного искусства начиная с 15 века и по наши дни. В частности, здесь хранятся оригиналы работ Рубенса, Тинторетто, Курбе, Коро и барбизонцев.

Историческая часть города, несмотря на страшные разрушения войны, всё ещё таит в своём центре несколько архитектурных жемчужинок. Очаровательный фахверковый квартал находится меж замком и улицей Вогезов, где самые атмосферные рестораны города. Для прогулки хороши также улица Фруад и площадь Сен-Совёр, на которой стоит примечательный особняк Фуэ. Особняк Кутран — красивое красно-белое фахверковое здание, которое было построено в конце 15 века и названо по имени прежнего владельца. Сегодня в доме обосновалась ассоциация «Музыка Нормандии». Единственная сохранившаяся средневековая башня Леруа, отреставрированная в начале этого века, отмечала вход в город со стороны реки Удон в паре со второй башней (не уцелевшей). Она датируется как минимум 11 веком постройки.

Оба аббатства Кана также представляют собой более чем достойные внимания туристов объекты. До мужского вы дойдёте по улице Сен-Пьер; именно здесь в церкви Сен-Этьен находится могила Вильгельма Завоевателя. Сама по себе готическая церковь пребывает в полуразрушенном состоянии, но она всё ещё величественна и прекрасна. Посещение аббатства в частном порядке невозможно: нужно примкнуть к организованной экскурсии в определённые часы. До женского аббатства можно добраться по улице Шанинье, и здесь, что логично, похоронена супруга Вильгельма I, королева Матильда, чью гробницу можно увидеть в церкви Святой Троицы. Частным лицам запрещён вход и в это аббатство, так как в нём сегодня расположилась местная администрация.

Ещё одна интересная церковь города — церковь Святого Михаила, которая, очевидно, была построена ещё до Вильгельма I, хотя точную дату назвать сегодня нельзя. Церковь выдержана в классическом романском стиле, что особенно видно по колокольне. Правда, позднее, в 14 веке, поверх нефа надстроили готический шпиль, а в 18 веке фасад стал гораздо более вычурным по тогдашней моде на излишества. Очень впечатляюще, как и любое здание в пламенеющем готическом стиле, выглядит и церковь Святого Петра. Увы, во время военной операции 1944 г. она была разрушена до основания, хотя к нашему времени церковь отреставрирована полностью. Реформатская церковь Сен-Жюльен была выстроена в 1689 г. и примечательна наиболее богатым интерьером, включая красивый алтарный покров. Сегодня здесь поёт городской хор мальчиков.

Один из самых (если не самый) знаменитых музеев города — это Канский мемориал, открытый Ф. Миттераном в 1988 г. Его второе название — Музей Мира.

Он открыт на некотором удалении от городского центра, и ехать сюда надо на автобусе — но надо обязательно. Здесь перед глазами путешественников пронесётся панорама не только событий Второй мировой, но и более поздних периодов истории, вплоть до холодной войны с СССР. Это особенно познавательно для наших соотечественников, так как история военного и послевоенного времени, очевидно, воспринималась нашими бывшими союзниками очень отлично от того, что нам преподавали в школе. Символ музея — монумент «Нет насилию» под открытым небом, который выполнен в виде металлического револьвера с завязанным узлом дулом.

Чтобы развеять тягостное впечатление, какое может сложиться после знакомства с ужасами войны, стоит отправиться в розарий в парке, расположенном неподалёку от мемориала Кана. Ещё более привлекателен городской ботанический сад: он обладает особенным шармом за счёт некоторой дикости и, как может показаться, неухоженности. Ботанический сад находится недалеко от университета, и здесь по-настоящему пахнет стариной.

В Кане проходит постоянный осенний фестиваль скандинавской культуры Nordik Impakt, который собирает до десяти тысяч туристов ежегодно.
В окрестностях Кана с избытком найдётся всё то, чем так привлекательна французская провинция: виноградники, милые деревушки, средневековые замки и особняки. Можно наведаться, к примеру, в симпатичную зелёную деревеньку Пьерфит-Ан-Ож, поглядеть на местную церковь 14 века постройки с интересными фресками внутри и фахверковый особняк Кур дю Боск. После чего можно с чистой совестью засесть в отмеченном мишленовским путеводителем пивном кабачке «Две бочки», который занимает старый коттедж с прекрасным видом на долину, и оценить кровяную колбасу, рубец, яблочный пирог и прочие местные деликатесы из фермерской продукции (а кроме них — отдельную карту нормандских сидров).

Ну и конечно, нельзя забывать, что Кан — это всё-таки не просто интересный город, но и столица не менее интересного департамента. Кальвадос как край известен в первую очередь благодаря производимому здесь напитку, чем-то напоминающему бренди, только сделанному на основе яблок. Благодаря Ремарку кальвадос известен во всём мире, хотя мало кто разбирается в тонкостях — таких, например, как разновидности напитка, которые сильно различаются по годам выдержки, цвету и вкусовым качествам. Оказавшись в Кане, многие считают делом чести перепробовать их все; а тем, кому такое испытание может оказаться не под силу, остаётся «дамская» версия напитка, поммо, крепостью около 17 %, а кроме того — яблочный сидр, не только исходное сырьё для кальвадоса, но и изумительно душистый самодостаточный напиток.

Как добраться

Из Парижа от вокзала St-Lazare 15 раз в день отправляется поезд в Кан, время в пути – полтора часа, стоимость – 30 евро.

Из Руана также ходят поезда: 10 раз в день, время в пути – 2 часа, стоимость билета – 23 евро.

wikiway.com

CAN-шина – принцип работы системы и ее диагностика + Видео

Бортовые системы электроники в современных легковых и грузовых автомобилях обладают огромным количеством дополнительных устройств и исполнительных механизмов. Для того, чтобы обмен информацией между всеми устройствами был максимально эффективен, в автомобиле должна быть надежная коммуникационная сеть. В начале 80-ых годов 20 века компания Bosch и разработчик Intel предложили новый сетевой интерфейс – Controller Area Network, который в народе называется Can-шина.

1 О принципе работы сетевого интерфейса CAN-шина

Кан-шина в автомобиле предназначена для обеспечения подключения любых электронных устройств, которые способны передавать и получать определенную информацию. Таким образом, данные о техническом состоянии систем и управляющие сигналы проходят по витой паре в цифровом формате. Такая схема позволила снизить негативное влияние внешних электромагнитных полей и существенно увеличить скорость передачи данных по протоколу (правила, по которым блоки управления различными системами способны обмениваться информацией).

Кроме того, диагностика ЭБУ различных систем автомобиля своими руками стала проще. За счет применения подобной системы в составе бортовой сети автомобиля высвободилось определенное количество проводников, которые способны обеспечивать связь по различным протоколам, например, между блоком управления двигателем и диагностическим оборудованием, системой сигнализации. Именно наличие Кан-шины в автомобиле позволяет владельцу своими руками выявлять неисправности контроллеров и ошибки с помощью специального диагностического оборудования.

Кан-шина в автомобиле

CAN-шина  это специальная сеть, с помощью которой осуществляется передача и обмен данными между различными узлами управления. Каждый из узлов состоит из микропроцессора (CPU) и CAN-контроллера, с помощью которого реализуется исполняемый протокол и обеспечивается взаимодействие с сетью автомобиля. Шина Кан имеет минимум две пары проводов – CAN_L и CAN_H, по которым и передаются сигналы посредством трансиверов – приемо-передатчиков, способных усиливать сигнал от управляющих устройств сети. Кроме того, трансиверы выполняют и такие функции как:

  • регулировка скорости передачи данных посредством усиления или уменьшения подачи тока;
  • ограничение тока для предотвращения повреждения датчика или замыкания линий передачи;
  • тепловая защита.

На сегодняшний день признаны два вида трансиверов – High Speed и Fault Tolerant. Первый тип наиболее распространен и соответствует стандарту (ISO 11898-2), он позволяет передавать данные со скоростью до 1МБ в секунду. Второй тип приемопередатчиков позволяет создать энергосберегающую сеть, со скоростью передачи до 120 Кб/сек, при этом подобные передатчики не имеют чувствительности к каким-либо повреждениям на самой шине.

2 Особенности работы сети

Следует понимать, что данные по CAN-сети передаются в виде кадров. Наиболее важные из них – это поле идентификатора (Identifire) и система данных (Data). Наиболее часто используемый тип сообщения по Кан-шине – Data Frame. Данный тип передачи данных состоит из так называемого арбитражного поля и определяет приоритетную передачу данных в том случае, если сразу несколько узлов системы передают данные на CAN-шину.

Данные по CAN-сети

Каждое из подключенных к шине устройств управления имеет свое входное сопротивление, а общая нагрузка рассчитывается из суммы всех подключенных к шине исполняемых блоков. В среднем, входное сопротивление систем управления двигателем, которые подключаются на CAN-шину, составляет 68-70 Ом, а сопротивление информационно-командной системы может составлять до 3-4 ОМ.

3 Кан-интерфейс и диагностика системы

Системы управления CAN имеют не только различное нагрузочное сопротивление, но и разную скорость передачи сообщений. Этот факт усложняет обработку однотипных сообщений внутри бортовой сети. Для упрощения диагностики на современных автомобилях используется межсетевой интерфейс (преобразователь сопротивления), который либо выполнен в качестве отдельного управляющего блока, либо встроен в ЭБУ двигателя автомобиля.

ЭБУ двигателя с межсетевым интерфейсом

Подобный преобразователь также предназначен для ввода или вывода определенной диагностической информации по проводу «К»-линия, который подключается во время диагностики или изменения параметров работы сети либо в диагностический разъем либо непосредственно к преобразователю.

Важно отметить, что определенных стандартов для разъемов сети Can на сегодняшний день не существует. Поэтому каждый из протоколов определяет свой тип разъемов на CAN-шине, в зависимости от нагрузки и других параметров.

Таким образом, при проведении диагностических работ своими руками используется унифицированный разъем типа OBD1 или OBD2, который можно встретить на большинстве современных иномарок и отечественных автомобилей. Однако, некоторые модели автомобилей, например Volkswagen Golf 5V, Audi S4, не имеют межсетевого интерфейса. Кроме того, схема блоков управления и CAN-шины индивидуальна для каждой марки и модели авто. Для того, чтобы провести диагностику CAN-системы своими руками, используется специальная аппаратура, которая состоит из осциллографа, анализатора CAN и цифрового мультиметра.

Работы по выявлению неисправностей начинаются со снятия напряжения сети (снятие минусовой клеммы АКБ). Далее определяется изменение сопротивления между проводами шины. Самыми распространенными видами неисправности Кан-шины в автомобиле является замыкание или обрыв линии, выход из строя резисторов нагрузки и снижение уровня передачи сообщений между элементами сети. В некоторых случаях без применения анализатора Can выявить неисправность не получается.

tuningkod.ru

Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о