Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

ВАЗ 21099 — система охлаждения: устройство, неисправности, схема

Если в конструкции любого двигателя внутреннего сгорания не предусмотреть отведение тепла от нагревающихся деталей, то он не проработает и четверти часа.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 21099 типична для современных автомобилей – она жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Машины этой модели оснащались как карбюраторными, так и инжекторными моторами. Рассмотрим сначала устройство системы охлаждения ВАЗ 21099 с карбюраторным двигателем, после чего останется только отметить незначительные изменения, привнесённые в неё на инжекторном моторе.

Устройство системы охлаждения ВАЗ 21099 Карбюраторного двигателя

Итак, Вы запустили холодный мотор. Топливо, сгорая, нагревает цилиндры двигателя и камеры сгорания ГБЦ. Как головка, так и блок пронизаны сетью каналов, заполненных охлаждающей жидкостью (ТОСОЛом).

Циркуляцию ОЖ обеспечивает насос 17 («помпа»), приводимый в действие ремнём ГРМ. Нагретый ТОСОЛ выводится из ГБЦ через выходной патрубок 25, соединённый с ней каналом и через помпу снова попадает в блок. При этом, если открыт кран отопителя 21, жидкость прогревает (охлаждаясь сама) радиатор печки 22. И так по кругу, называемому малым.

При увеличении температуры ОЖ открывается клапан термостата 29 и ТОСОЛ начинает двигаться уже через радиатор 12 (по большому кругу).

Так как ТОСОЛ значительно увеличивается в объёме при нагреве, то нужно компенсировать недостаток пространства. Для этого есть расширительный бачок 1. Если бы его не было в системе, то в результате избыточного давления, как минимум, сорвало бы со штуцеров патрубки отопителя или радиатора.

Контролирует давление в системе клапан крышки расширительного бачка 2, предотвращая как потери жидкости, так и её преждевременное закипание.

Если температура жидкости поднимается до 99оС, замыкаются контакты датчика 9 и включается электровентилятор 15 радиатора. С 1998 года датчики выпускаются с усиленными контактами, поэтому включение вентилятора происходит без дополнительного реле в монтажном блоке.

Для контроля температуры в ГБЦ вкручивается датчик температуры 28, сигнал от которого выводится на указатель в приборном щитке.

Для подогрева карбюратора от впускной трубы отводится шланг 23.

Отличительные особенности системы охлаждения 8-миклапанного инжекторного двигателя

Их немного (на рисунке отмечены жёлтыми стрелками):

  • в выпускной патрубок ГБЦ 26 установлен дополнительный датчик температуры 5, сигнал от которого подаётся на ЭБУ двигателя. Поэтому отсутствует датчик включения электровентилятора – сигнал о подаче на него питания подаёт контроллер;
  • в расширительном бачке установлен датчик контроля уровня ОЖ 29;
  • шланг 23 от подводящей трубы помпы подогревает не карбюратор, а корпус дроссельной заслонки.

Несмотря на столь незначительные отличия, первые владельцы инжекторных «девяносто девятых» недоумевали, как поломка термостата или датчика температуры связана с увеличившимся расходом топлива. Объясняется это тем, что в ответ на неверный сигнал о температуре ЭБУ мог увеличить время открытия форсунок – как на холодном моторе. По аналогии с карбюратором это похоже на езду с «выдернутым подсосом».

Неисправности системы охлаждения ВАЗ 21099 и их причины

Неэффективная работа системы отвода тепла, следствием которой становится перегрев мотора, вызывается:

  • ухудшением теплообмена;
  • нарушением циркуляции ОЖ.

Недостаточное охлаждение радиатора

Плохой теплообмен связан с налётом из грязи, постепенно образующемся на внутренней стороне трубок. Происходит это по причине несвоевременной замены ОЖ, а также из-за низкого её качества. Грязь в трубопроводах уменьшает и их пропускную способность.

Забитые грязью ячейки, образованные пластинами радиатора, также

Изнутри систему можно промыть специальными средствами, без демонтажа её элементов, ячейки снятого с машины радиатора очищаются струёй воды и сжатым воздухом.

Нарушение или отсутствие циркуляции ОЖ

Самая распространённая поломка – заклинивание клапана термостата. Если это происходит, то ТОСОЛу преграждается путь к радиатору – либо полностью, либо частично, в результате чего жидкость циркулирует преимущественно по малому кругу. Вышедший из строя термостат ремонту не подлежит и заменяется новым.

Иногда проблемы возникают из-за паровоздушных пробок, которые образуются из-за подсоса воздуха в трубопроводы через неплотные соединения во время остывания мотора.

Воздух выводится через наиболее высокую точку – через шланги подогрева карбюратора или дроссельного патрубка.

И, наконец, отсутствие циркуляции может быть связано с поломкой помпы – разрушением или проворачиванием относительно вала её крыльчатки. Ремонт насоса – дело неблагодарное, поэтому он подлежит замене.

Система охлаждения ВАЗ 21099: неисправности и их причины

Система охлаждения ВАЗ 21099 играет важнейшую роль. Она забирает в себя лишнее тепло работающего двигателя, который без узла охлаждения быстро поднимет внутреннюю температуру. Благодаря системе охлаждения двигатель не перегревается и не закипает. С перегретым двигателем автомобиль просто не сможет продолжать движение.

В данной системе, как и в других, могут случаться поломки. Почти все их можно исправить своими руками, не обращаясь на СТО. Рассмотрим неисправности и их причины в системе охлаждения ВАЗ 21099. Начнём с устройства охлаждающего узла.

Принцип работы СО

Для начала определимся, что включает в себя система охлаждения ВАЗ 21099 (инжектор, карбюратор):

  • расширительный бачок;
  • подводящий и отводящий патрубки;
  • впускные и выпускающие трубы;
  • впускной и выпускной патрубок;
  • блок цилиндров;
  • шланги;
  • термостат;
  • температурный датчик;
  • электрический двигатель;
  • электро вентилятор;
  • радиатор;
  • клапаны;
  • сливные пробки;
  • температурные датчики;
  • бачки радиатора;
  • газоразместительный механизм;
  • ремень;
  • винты, подшипники, болты;
  • поршни;
  • крышки, держатели, корпус.

Механизм работы охладительного узла:

  1. Начинается охлаждение двигателя после того, как температура доходит до 93 градусов.
    Внутри блока цилиндров есть градусник, он сигнализирует о повышении температуры.
  2. Включается насос, он гоняет ОЖ по магистралям. Нагревшись, она идёт к радиатору.
  3. Благодаря его трубчатой системе, жидкость быстрее охлаждается.
  4. Лопасти вентилятора вращаются и остужают тепловой носитель.
  5. Этот цикл повторяется многократно.
  6. ОЖ не только охлаждает, но и помогает двигателю быстрее набрать рабочую температуру. Для этого она движется по малому кругу, и разогрев происходит значительно быстрее.

Охлаждающая жидкость

Охлаждающий узел размещён внутри двигателя. Это устройство
закрытого типа. Внутри залита охлаждающая жидкость. Как правило, в систему заливают тосол или антифриз. Некоторые автовладельцы экономят и вместо охлаждающей жидкости заливают воду. Из–за неё все механизмы быстро приходят в негодность. Такая экономия не только бесполезна, но и опасна для автомобиля. Кроме того, при низких температурах вода быстро замерзает и автомобиль не заводится. Приходится разогревать его, теряя время.

Лучше всего от износа защищает антифриз. В его составе имеется карбоновая кислота. Она обволакивает механизмы, тем самым препятствует образованию ржавчины на металлических деталях и трещин на резиновых патрубках и трубках. Антифриз бывает трёх видов: зелёный, синий, красный. Зелёный идентичен по составу тосолу. Красный – самый эффективный. Хорошая охлаждающая жидкость имеет такое же значения для системы охлаждения, как хороший бензин для двигателя.

Если с системой охлаждения возникли проблемы, а руки не доходят до ремонта, то лучше возить с собой небольшую канистру антифриза и в случае выброса, долить его в расширительный бачок.

Следует помнить о сроках замены ОЖ. Делать это лучше не реже раза в год – полтора. В зависимости от пробега автомобиля. В магазине проверяйте дату выпуска жидкости. Если через некоторое время после замены она поменяла цвет, значит, Вы приобрели подделку. Сразу сливайте её, промывайте систему водой и заливайте новую.

Признаки, причины неисправностей

Прежде чем начинать ремонт системы охлаждения (не важно, карбюратор это или инжектор), нужно запастись схемой. Кроме этого, в зависимости от вида ремонта потребуются:

  • детали на замену;
  • набор отвёрток;
  • WD 40;
  • набор ключей;
  • плоскогубцы;
  • чистая ёмкость;
  • тосол;
  • герметик;
  • набор головок с удлинителями;
  • ветошь.

Симптомы проблем:

  • датчик показывает высокую температуру;
  • двигатель быстро перегревается и долго набирает рабочую температуру;
  • происходит выброс ОЖ;
  • падение уровня тосола;
  • разгерметизация системы;
  • нет циркуляции в системе охлаждения;
  • запах жидкости охлаждения в салоне.

Причинами этих проблем становятся:

  • поломка одного из механизмов;
  • бракованные детали;
  • некачественная охлаждающая жидкость;
  • изношенность механизмов;
  • ДТП.

Профилактические меры

Начинать замену системы охлаждения ВАЗ 21099 (инжектор, карбюратор) нужно только после полного остывания двигателя. Иначе есть риск получить ожоги. Вне зависимости от поломки, вначале сливают антифриз. Если Вы планируете залить обратно его же, то сливайте в чистую ёмкость. Далее процедура ремонта производится в зависимости от причины поломки.

Для профилактики неисправностей важно соблюдать следующие меры:

  • вовремя заливать только качественную ОЖ;
  • следить за состоянием механизмов узла;
  • своевременно менять изношенные трубки и патрубки;
  • контролировать температуру двигателя, при исправной СО она будет не выше 93 градусов.

Как говорилось выше, неисправный охлаждающий узел не позволит эксплуатировать автомобиль. В любой момент может произойти выброс ОЖ, а также запросто вскипит двигатель. Ремонт владельцам авто обходится в серьёзную сумму. Поэтому важно при первых признаках неисправности, проводить ремонт. Это сбережёт ваше время, средства, здоровье.

Объем двигателя ВАЗ 21099, технические характеристики

Содержание

  • Двигатель Лада 21099 1990 г., седан, 1 поколение
  • Двигатель Лада 21099 1984 г., седан
  • Двигатель Лада 21 099 2004 г., седан, 1 поколение

Чем больше объем двигателя, тем мощнее машина, и, как правило, крупнее. Нет смысла ставить малолитражный двигатель на большой автомобиль, двигатель просто не справляется с его массой, и обратное тоже бессмысленно — ставить большой двигатель на легковой автомобиль. Поэтому производители стараются подогнать мотор… под цену автомобиля. Чем дороже и престижнее модель, тем больше на ней двигатель и тем она мощнее. Бюджетные версии редко могут похвастаться кубатурой более двух литров.

Объем двигателя выражается в кубических сантиметрах или литрах. Кому как удобнее.

Объем двигателя Лада 21099 от 1,1 до 1,6 л.

Мощность двигателя Лада 21099 от 54 до 140 л. с.

Двигатель Лада 21099 1990 г.в., седан, 1 поколение

Модификации Объем двигателя, см³ Марка двигателя 1,1 л, 54 л.с., бензин, МКПП, передний привод 1100 ВАЗ-21081 1,3 л, 64 л.с., бензин, МКПП, передний привод 1296 ВАЗ-210993 90 030 1,3 л, 140 л.с., бензин, МКПП, передний привод 1308 ВАЗ-415 1,5 л, 70 л.с., бензин, МКПП, передний привод 1499 ВАЗ-210990 1,5 л, 72 л.с., бензин , МКПП, передний привод 1499 ВАЗ-21083 1,5 л, 78 л.с., бензин, МКПП, передний привод 1499 ВАЗ-21099i 90 030 1,6 л, 81 л.с., бензин, МКПП, передний привод 1596 ВАЗ-210994 1,6 л, 81 л.с., бензин, МКПП, полный привод (4WD) 1596 ВАЗ -210994

Двигатель Лада 21099 1984, седан

06. 1984 – 11.1990

Модификации Объем двигателя, см³ Двигатель марка
1,1 л, 54 л.с., бензин, МКПП, передний привод 1100 ВАЗ-21081
1,3 л, 64 л.с., бензин, МКПП, передний привод 1296 ВАЗ-210993
1,3 л, 140 л.с., бензин, МКПП, передний привод 1308 ВАЗ-4132
1,5 л, 70 л.с., бензин, МКПП, передний привод 1499 ВАЗ-210990 900 30
1,5 л, 72 л.с., бензин, МКПП, передний привод 1499 ВАЗ-21083

Двигатель Лада 21099 2004, седан, 1 поколение

07.2004 – 10.20 11

9 0039
Модификации Объем двигателя, см³ Марка двигателя
1,5 л, 78 л.с., бензин, МКПП, передний привод 1499 ВАЗ-21099i
1,6 л, 81 л. с., бензин, МКПП, передний полноприводные 1596 ВАЗ-210994

82.8 Класс А Лада 2108-21099, 2115 Усиленные поршни Комплект Black Edition Piston Expert

  • Описание
  • Отзывы (0)

Для двигателей ВАЗ-21083, 11113

Экономит топливо, увеличивает ресурс, снижает шум двигателя.

Полный комплект на один двигатель.

Новые поршни имеют фосфатированное покрытие поршня и анодированную канавку под поршневое кольцо.

Снижает коэффициент трения, повышает износостойкость и коррозионную стойкость, а также улучшает маслопоглощение по сравнению с обычным поршнем.

Основные показатели с фосфатированной поверхности:

Коэффициент трения меньше на 25-30%

Поверхностная емкость увеличивается в 3-4 раза, с 2,5 до 7-10 г/м2

Коррозионная стойкость Увеличена более чем в 10 раз

Теплостойкость Свойства стабильны до 500°С

Основные параметры анодированной поверхности:

Твердость в 3 раза выше твердости материала поршня

Прочность увеличена в 1,5-2 раза

По наружному диаметру поршни делятся на пять классов (А, В, С, D, Е) через 0,01 мм (измеряется в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу на расстоянии 55,0 мм от головка поршня)

Класс поршня по внешнему диаметру                                                                                                                                                    E

Диаметр поршня 82,0 (мм)                81,965–81,975      81,975–78,985      81,985–81,995      81,995–82,005      82,005–82,015

Диаметр поршня 82,4 (мм)               82,365–82,375     82,375–82,385     82,385–82,395     82,395–82,405       82,405 -82,415

Диаметр поршня 82,8 (мм)               82,765–82,775     82,775–82,785     82,785–82,795     82,795–82,805      82,805 -82. 815

Просмотрено

82.8 Класс А Лада 2108-21099, 2115 Комплект усиленных поршней Black Edition Piston Expert

Для двигателей ВАЗ-21083, 11113 Экономит топливо, увеличивает ресурс, снижает шум двигателя. Комплектация д..

7 700 ₽

  • 7 700 ₽
  • Производитель: Мотордеталь-Кострома
  • Код товара: Лада 2108-21099, 2115
  • Наличие:В наличии

Для двигателей ВАЗ-21083, 11113

Экономит топливо, увеличивает ресурс, снижает шум двигателя.

Полный комплект на один двигатель.

Новые поршни имеют фосфатированное покрытие поршня и анодированную канавку под поршневое кольцо.

Снижает коэффициент трения, повышает износостойкость и коррозионную стойкость, а также улучшает маслопоглощение по сравнению с обычным поршнем.

Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *