Двигатели DOHC и SOHC: различия, преимущества и недостатки
Содержание
- 📌Что такое двигатель SOHC
- История создания двигателя SOHC
- 📌Что такое двигатель DOHC
- История создания двигателя DOHC
- DOHC с двумя клапанами на цилиндр
- DOHC с четырьмя клапанами на цилиндр
- 📌Чем отличается DOHC от SOHC и от других типов двигателя
- 📌Преимущества и недостатки DOHC
- 📌Преимущества и недостатки SOHC
- Вопросы и ответы:
Перед выбором автомобиля, будущий автовладелец сталкивается с массой информации, сравнивая тысячи характеристик. В это число входит и тип двигателя, а также компоновка ГБЦ, о чем далее пойдет речь. Что такое двигатель DOHC и SOHC, в чем их отличие, устройство, преимущества и недостатки — читайте далее.
📌Что такое двигатель SOHC Single Over Head Camshaft (единый верхний распредвал) — такие моторы были на пике популярности в 60-70-е года впрошлого века.
Компоновка представляет собой верхнее расположение распредвала (в головке блока цилиндров), а также несколько вариантов расположения клапанов:
- приведение клапанов посредством коромысел, которые установлены на отдельной оси, при этом впускные и выпускные клапана распложены V-образно. Подобная система широко применялась на американских автомобилях, отечественом моторе УЗАМ-412, пользовалась популярностью благодаря отличной продувки цилиндра;
- приведение клапанов в действие с помощью рокеров, на которые действует сила кулачков вращающегося вала, при этом клапана расположены в ряд;
- наличие толкателей (гидрокомпенсаторов или подпятников), которые расположены между клапаном и кулачком распредвала.
На сегодняшний день многие производители автомобилей с 8-клапанным мотором используются компоновку SOHC, как базовую, соответственно дешевую версию.
История создания двигателя SOHC
В 1910-м году компания Maudslay применила особенный на то время тип газораспределительного механизма на моделях 32 НР.
Особенность двигателя с таким ГРМ в том, что распредвал в механизме один, и он располагался над цилиндрами в головке блока.
Для привода каждого клапана мог использоваться привод коромыслами, рокерами или толкателями цилиндрической формы. В некоторых моторах, как например, в ДВС Triumph Dolomite Sprint, используются разные приводы клапанов. Впускная группа приводится толкателями, а выпускная – рокерами. И для этого использовался один распределительный вал.
📌Что такое двигатель DOHCЧто такое двигатель DOHC (два верхних распредвала) — является усовершенствованной версией SOHC, благодаря наличию двух распредвалов получилось увеличить количество клапанов на цилиндр (обычно 4 клапана), на данный момент используется два типа компоновки:
- два клапана на цилиндр — расположение клапанов параллельно друг другу, на каждую сторону по одному валу;
- четыре и более клапанов на цилиндр — клапана установлены параллельно, на один вал 4-х цилиндрового мотора может приходиться от 2 до 3 клапанов (двигатель VAG 1.
8 20V ADR).
Наиболее широкое распространение получили моторы DOHC благодаря возможности отдельно настроить фазы впуска и выпуска, а также увеличения количества клапанов без перегрузки на кулачки. Теперь турбированные двигатели, исключительно имеют компоновку с двумя и более распредвалами, обеспечивающие более высокий КПД.
История создания двигателя DOHC
Разработкой двигателя с ГРМ типа DOCH занималась четверка инженеров компании Peugeot. Эту команду впоследствии назвали «Бандой четырех». Прежде чем они начали разрабатывать проект этого силового агрегата, эта четверка с успехом выступала в автомобильных гонках. Во время участия их в гонках максимальный предел оборотов ДВС составлял две тысячи в минуту. Но каждый гонщик хочет сделать свой автомобиль самым быстрым.
За основу данной разработки был взят принцип, который высказал Зуккарели. Согласно его идее, распредвал газораспределительного механизма был установлен над клапанной группой. Благодаря этому конструкторам удалось исключить из конструкции силового агрегата ненужные детали.
А чтобы повысить эффективность газораспределения, один тяжелый клапан был заменен на два более легкие. Причем для впускных и выпускных клапанов стал использоваться индивидуальный распределительный вал.
Его компаньон, Анри, провел необходимые расчеты, чтобы внедрить в разработку идею измененной конструкции мотора. Согласно с его расчетами, мощность ДВС можно повысить, если увеличить объем воздушно-топливной смеси, который будет поступать в цилиндры за один цикл силового агрегата. Этого удалось достичь, установив в головку блока цилиндров два клапана с меньшим диаметром. Они намного эффективней справятся с задачей, чем один клапан с большим диаметром.
При этом ВТС будет поступать в цилиндры в уменьшенных и лучше смешанных порциях. Благодаря этому снижается потребление топлива, а его мощность наоборот – повышается. Эта разработка получила признание, и была внедрена в большинство современных силовых агрегатов.
DOHC с двумя клапанами на цилиндр
Сегодня такие компоновки, практически, не используются.
В 70-х годах ХХ века двухвальный восьмиклапанный мотор назывался 2OHC, и применялся в спортивных авто, таких как Alfa Romeo, раллийный “Москвич-412” на базе ГБЦ типа SOHC.
DOHC с четырьмя клапанами на цилиндр
Широко распространенная компоновка, которая нашла свое место под капотом тысячи автомобилей. Благодаря двум распредвалам появилась возможность установить 4 клапана на цилиндр, а значит повысить КПД за счет улучшенного наполнения и продувки цилиндра.
📌Чем отличается DOHC от SOHC и от других типов двигателяГлавное отличие между двумя типа моторов состоит в количестве распредвалов, а также механизм приведения в действие клапанов. В первом и втором случае распредвал всегда находится в головке блока цилиндров, клапана приводятся в движение через коромысла, рокера или гидрокомпенсаторы. Считается, что SOHC с V-образным расположением клапанов, и 16-клапанный DOHC имеют одинаковый потенциал по мощности и крутящему моменту за счет конструктивных особенностей.
О достоинствах:
- топливная экономичность;
- высокая мощность относительно других компоновок;
- широкие возможности увеличения мощности;
- меньший шум работы за счет применения гидрокомпенсаторов.
О недостатках:
- больше изнашиваемых деталей — дороже обслуживание и ремонт;
- риск рассинхронизации фаз из-за расслабления цепи или ремня ГРМ;
- чувствительность к качеству и уровню масла.
О достоинствах:
- дешевое и простое обслуживание за счет нехитрой конструкции;
- возможность установки турбонаддувами при V-образном расположении клапанов;
- возможность самостоятельного ремонта обслуживания мотора.
О недостатках:
- во многом меньший КПД, относительно DOHC;
- высокий расход относительно 16-клапанного двигателя из-за недостаточной мощности;
- значительное снижение моторесурса при тюнинге;
- необходимость более частого внимания системе ГРМ (регулировка клапанов, осмотр толкателей, замена ремня ГРМ).

В завершение предлагаем небольшое видео о разнице этих двух типов моторов:
SOHC vs DOHC | Autotechlabs
Смотрите это видео на YouTube
Вопросы и ответы:
На каких машинах двигатели DOHC. Моторы с газораспределительным механизмом типа DOHC стали применять на автомобилях, начиная с 1960-х годов. Изначально это была модификация с двумя клапанами на один цилиндр (один на впуск, один на выпуск). Для впускных и выпускных клапанов полагалось по одному распределительному валу. Немного позже появились ГРМ с двумя распредвалами, только на один цилиндр полагается по четыре клапана (два на впуске, два на выпуске). Полный список таких моторов сложно составить, но о данной конфигурации газораспределительного механизма автопроизводитель указывает соответствующей надписью на крышке головки блока цилиндров или в технической документации.
На каких машинах двигатели SOHC. Если машина эконом-класса, то скорее всего, что газораспределительный механизм двигателя такой модели будет иметь один распредвал на все клапаны.
Пик популярности таких моторов приходится на конец 60-70-х годов, но и в современном автотранспорте нередко встречаются модификации силовых агрегатов с таким газораспределительным механизмом. О данной разновидности ГРМ свидетельствует соответствующая надпись на крышке ГБЦ.
Главная » Статьи » Двигатели DOHC и SOHC: различия, преимущества и недостатки
Двигатели DOHC и SOHC: различия, преимущества и
- Главная
- Блог
- Автомобили
- Двигатели DOHC и SOHC: различия, преимущества и недостатки
Александр Расторгуев [razborkazapzap]
06.07.2020, Просмотров: 3186
Выбирая новый или подержанный автомобиль, мы сталкиваемся с огромным списком информации. Один из таковых пунктов: неизвестные аббревиатуры двигателя типа OHC, DOHC, SOHC, OHV.
Здесь я расскажу об отличии более распространенных компоновок мотора — DOHC и SOHC.
О двигателе DOHC
В переводе Double Over Head Camshaft — два распределительных вала. Два распредвала расположены параллельно друг другу, в движение приводятся посредство ремня или цепи ГРМ. Для каждого распредвала приходятся впускные и выпускные клапаны, в количестве от 1 до 3 штук на один кулачок. Такая компоновка получила широкое применение благодаря тому, что имеется возможность увеличить количество клапанов, а это прямой путь к наилучшему наполнению и продувке цилиндра.
О двигателе SOHC
Расшифровывается как Single OverHead Camshaft (один верхний распредвал). Раньше этот термин обозначался как OHC, а разница между ними в том, что на второй приводится не более 8 клапанов в ряд, а SOHC говорит о том, что одним распредвалом, через рокера или коромысла, приводится в движение 8-16 клапанов, которые расположены V-образно. Сейчас данную конструкцию используют в бюджетных линейках автомобилей.
В чем главное отличие между одно-и двухвальным двигателем
Главное отличие состоит в следующих моментах:
количество распределительных валов;
количество клапанов;
расположение клапанов газораспределительного механизма.
О преимуществах и недостатках мотора DOHC
Достоинства:
более высокая мощность;
стабильный крутящий момент с “низов”;
топливная экономичность;
возможность значительного повышения мощности;
шумность работы.
Недостатки:
более дорогое обслуживание;
дорогой ремонт, обусловленный большим количеством деталей;
сложнее осуществляется ремонт и обслуживание двигателя.
О преимуществах и недостатках SOHC
Достоинства:
простая конструкция;
дешевый ремонт и обслуживание;
максимально компактная конструкция;
хорошее наполнение цилиндра при условии V-образного расположения клапанов.

Недостатки:
относительно невысокая мощность;
низкий порог возможностей повышения мощности;
при отсутствии гидрокомпенсаторов необходимость регулировки клапанов.
На чем остановить выбор
Если вам требуется приемистый двигатель, с возможностью значительного повышения мощности, то выбирайте DOHC, однако мотор мотору рознь, необходимо более глубоко изучить общую конструкцию мотора. Одновальные двигатели более простые, их проще и дешевле ремонтировать, а если компоновка ГРМ V-образная, вы имеете возможность установить турбину, благодаря отлично продувке.
Бывают случаи, когда двигатель с одним распредвалом, при равном объеме, показывает больший крутящий момент и мощность относительно двухвального. Это объясняется просто: у одновального впускной и выпускной клапан больше, а каналы головки блока цилиндра максимально ровные.
SOHC и DOHC Разница | Объяснение конфигурации верхнего кулачка
Все автопроизводители должны со временем модернизировать свои автомобили, чтобы поддерживать свой модельный ряд в рабочем состоянии.
Здесь, в Индии, большинство производителей решили изменить поколение многих своих автомобилей, чтобы соответствовать новым нормам BS6. При этом основная причина заключалась в двигателе. Это должно было сделать их готовыми к BS6.
Если оставить это в стороне, Honda с «CITY» 5-го поколения преобразовала свой SOHC в автомобиль в DOHC. Итак, вы можете задаться вопросом, что такое DOHC и SOHC? а какой лучше? и почему? Давай выясним.
OHC (верхняя камера) Прежде чем углубляться, давайте кратко расскажем, что такое OHC. Двигатель имеет головку блока цилиндров, которая находится сверху двигателя. Ну, в этой головке блока цилиндров находятся кулачки, которые управляют клапанами. Камеры? (Это цилиндрические стержни с различным количеством лепестков под разными углами). Обычно именно коленчатый вал приводит в движение кулачки. Теперь, что такое клапаны, спросите вы? ну, с точки зрения непрофессионала, это ворота для выпускного и впускного портов.
Подробный факт: В конфигурации с 2 клапанами на цилиндр впускное отверстие больше выпускного. Но в 3-клапанной установке выпускной клапан больше, чем впускной, но головка имеет два впускных клапана вместо одного, что увеличивает общее количество воздушно-топливной смеси, поступающей в цилиндр. Опять же, в 4-клапанной головке впускные отверстия больше выпускных.
Итак, эти кулачки управляют открытием и закрытием клапанов в зависимости от хода двигателя. Это идет еще глубже, но не вдаваясь в детали, может быть только один кулачок или иногда 2, в зависимости от конструкции. С этим ясно, давайте посмотрим на два типа OHC и какой из них лучше?
SOHC (одинарный верхний кулачок)одинарный верхний кулачок
Как следует из названия, SOHC — это одинарный кулачок, который управляет открытием и закрытием клапанов. Обычно однокулачковый клапан может эффективно управлять 2 или максимум 3 клапанами (иногда 4 клапана также могут управляться через одиночный кулачок, но значения весьма ограничены).
В головке с 3 клапанами один клапан предназначен для выхлопа, а два клапана предназначены для подачи топливно-воздушной смеси в камеру сгорания.
- Он легче, чем установка DOHC.
- В установке SOHC меньше движущихся частей, поэтому ее легко ремонтировать.
- Поскольку эта установка проще, ее обслуживание и производство дешевле.
- Можно извлекать мощность ниже в диапазоне оборотов, но останавливаться на низкой высокой мощности.
Что ж, DOHC — это сокращение от двойного верхнего распредвала, и это один из передовых и заметных распредвалов, используемых в двигателях. В отличие от установки SOHC, DOHC имеет два кулачка для управления клапанами в головке. Эти два кулачка могут легко управлять четырьмя клапанами на головку, предлагая широкий спектр настроек.
Преимущества DOHC- Во-первых, у DOHC вдвое больше кулачков, что позволяет размещать клапаны в нужном положении для максимальной производительности.
Этот результат может варьироваться от более высокой производительности или более высокой эффективности. - Фаза газораспределения является одним из доминирующих узлов в получении максимальной отдачи от двигателя. Вот тут-то и появляется DOHC. DOHC позволяет точно настроить фазы газораспределения в лучшую сторону.
- В двигателе с двумя распределительными валами положение свечи зажигания также может быть изменено для получения максимальной отдачи от двигателя, будь то производительность или эффективность. Наоборот, это невозможно с установкой SOHC, поскольку кулачок обычно должен быть установлен прямо над головой.
- Ну, все высокооборотистые мотоциклы и автомобили используют головку DOHC. Это связано с тем, что двигатель, работающий с установкой DOHC, способен развивать мощность выше в диапазоне оборотов, но должен идти на компромисс в отношении мощности на низких оборотах.
- DOHC работает с меньшим шумом.
- Эффективнее, чем его аналог SOHC.
Большее количество кулачков дает лучший контроль над клапанами, от их положения до их синхронизации.
ПС. Один из последних автомобилей с системой DOHC производится компанией Honda. Honda City 5-го поколения поставляется с двумя верхними распредвалами. Напротив, Honda City 4-го поколения имеет такой же рабочий объем, но предлагает установку SOHC.
Для справки вот разница обоих двигателей от Хонды.
| Характеристики двигателя (Honda City) | ||
| Хонда Сити | 4-е поколение (SOHC/i-VTEC) | 5-е поколение (DOHC/i-VTEC) |
| Двигатель | 1497cc | 16-клапанный | 1498cc | 16-клапанный |
| Мощность | 119PS при 6600 об/мин | 121 л.с. при 6600 об/мин |
| Крутящий момент | 145 Нм при 4600 об/мин | 145 Нм при 4300 об/мин |
Информативное: Турбокомпрессор и его основные типы | Изменяемая геометрия (VGT) и фиксированная геометрия (FGT)
Итак, это были основные различия между установками DOHC и SOHC.
Также прочтите, что такое TCU? Описание блока управления коробкой передач (TCU)
Что означают DOHC, SOHC и OHV?
- Рейтинги автомобилей
- Путеводители по покупкам автомобилей
- Что означают DOHC, SOHC и OHV?
Дастин Хоули | 02 ноября 2022 г.
Аббревиатуры DOHC, SOHC и OHV обычно относятся к разным типам автомобильных двигателей. Конкретная настройка в основном зависит от типа и возраста вашего автомобиля — будь то винтажный автомобиль 70-х или 80-х годов, подержанный пикап или современный внедорожник (SUV). Как бы то ни было, все они оснащены распределительным валом и клапанами.
Распределительный вал является частью 4-тактного двигателя, состоящей из впуска, сжатия, сгорания/мощности и выпуска.
Первые две конфигурации (DOHC и SOHC) в настоящее время наиболее распространены, и существует множество споров о том, какая из них лучше. Напротив, третий (OHV) устарел и, как правило, больше не применяется в автомобильной промышленности. Мы сравним три типа и рассмотрим различия между ними.
Хотите действовать?
Хотите действовать?
Интернет-магазин автомобилей для продажи
Хотите нырнуть глубже?
Хотите нырнуть глубже?Сравните автомобили онлайн
ХОТИТЕ МАКСИМАЛЬНО ПОВЫСИТЬ ПОКУПАТЕЛЬНУЮ СПОСОБНОСТЬ?
ХОТИТЕ МАКСИМАЛЬНО ПОВЫСИТЬ ПОКУПАТЕЛЬНУЮ СПОСОБНОСТЬ?
Найдите местные поощрения и скидки на новые автомобили
Спасибо
Теперь вы подписаны на информационный бюллетень J.
D. Power Cars.
Обзор новых автомобилей
2023 Honda Pilot Preview
Honda Pilot четвертого поколения 2023 года вот-вот поступит в продажу, и Honda существенно модернизирует его по сравнению с популярной моделью третьего поколения, которую он заменяет. Honda предложит обновленный Pilot 2023 года в комплектациях Sport, EX-L, TrailSport, Touring и Elite в декабре 2022 года.0003
Honda Accord 2023 г. Предварительный просмотр
Accord 2023 года — это версия автомобиля 11-го поколения, который впервые поступил в продажу в Америке в 1976 году, и он сильно отличается от того автомобиля, имя которого стало нарицательным.
Читать полный обзор
Ford F-Series Super Duty 2023 г. Предварительный просмотр
Грузовики F-Series Super Duty получили то, что им было нужно для модели 2023 года. Ford анонсировал более мощную линейку тяжелых грузовиков с множеством доступных новых технологий, отличными стандартными функциями безопасности и уникальными улучшениями, чтобы сделать грузовики более подходящими для конкретных отраслей.

8 20V ADR).
Пик популярности таких моторов приходится на конец 60-70-х годов, но и в современном автотранспорте нередко встречаются модификации силовых агрегатов с таким газораспределительным механизмом. О данной разновидности ГРМ свидетельствует соответствующая надпись на крышке ГБЦ.
Этот результат может варьироваться от более высокой производительности или более высокой эффективности.
Большее количество кулачков дает лучший контроль над клапанами, от их положения до их синхронизации.