Состав тормозной жидкости
В тормозных системах автотранспортных средств, а также в механизме сцепления применяется тормозная жидкость (ТЖ) под маркировкой DOT. Исключение составляют гидравлические тормоза фирм Shimano и Tektro, в которых вместо ТЖ используются минеральные масла собственных марок.
Изначально DOT – это аббревиатура Департамента транспорта США. United States Department of Transportation разработал комплекс минимальных требований к тормозным жидкостям, а также разделил спецификацию на классы в своем стандарте FMVSS №116.
Рассмотрим виды ТЖ по классификации DOT, их состав и характеристики.
Согласно классификации Департамента транспорта США тормозные жидкости делятся на несколько категорий: от DOT-1 до DOT-5.1.
DOT-1 и DOT-2 сегодня практически не используются, так как устарели.
DOT-3 – это тормозные жидкости на основе гликоля. Они обладают достаточно высоким уровнем гигроскопичности, но агрессивны по отношению к лакокрасочным покрытиям и резиновым деталям.
DOT-4 – это жидкости на гликолевой основе. Они обладают меньшей гигроскопичностью, чем DOT-3, но более высокой температурой кипения – +230 С. DOT-4 разъедают краску, но не оказывают негативного воздействия на резину.
DOT-5 – современная разновидность тормозных жидкостей на основе силикона и пакета присадок. Такие ТЖ практически не поглощают воду, безопасны для лакокрасочных покрытий и деталей из эластомеров. Закипают они при температуре +250 °С.
DOT-5.1 – тормозные жидкости на гликолевой основе со сравнительно высоким уровнем гигроскопичности. Они имеют самую высокую температуру кипения (+275 °С), но агрессивны по отношению к лакокрасочным покрытиям. Для резины ТЖ DOT 5.1 безопасны.
Каждая категория может включать продукты с улучшенными характеристиками, хотя официальная классификация их не предусматривает. Например, помимо тормозной жидкости DOT-4, встречаются DOT-4.
5 и DOT-4 SUPER.Тормозные жидкости, относящиеся к разным классам, как правило, отличаются по цвету. Это позволяет водителю определить, с каким материалом он имеет дело, избежать ошибочного выбора или случайного смешивания.
DOT-3 и DOT-4 обычно имеют желтый оттенок (от светло-желтого до светло-коричневого). DOT-5 – красного или розового цвета.
Высокая текучесть, термическая стабильность, смазывающие и антикоррозионные качества тормозной жидкости обеспечивают три основных компонента, входящие в их состав.
Смесь полиэфиров гликолевой и борной кислот, которая обеспечивает равномерное распределение химических соединений в смеси. Процентное содержание растворителя – 60-90 %.
Состоит из полигликолей (продуктов полимеризации двухатомных спиртов с окисями этилена и пропилена) или силикона. Благодаря этим компонентам ТЖ снижает трение трущихся элементов и предотвращает истирание металлических поверхностей тормозных колодок. Доля основы в жидкости – до 30 %
Присадки вводятся в тормозную жидкость для улучшения ее технических свойств. Их массовая доля составляет 2-5 %. Антикоррозионные добавки предотвращают окисление и разрушение медных, стальных, латунных покрытий. Антиокислительные реагенты ингибируют расщепление полигликолевых эфиров и уменьшают образование продуктов распада (кислот и смол). В качестве подобных присадок используется бисфенол А (дифенилолпропан), азимидобензол и триазолы.
Кроме всего прочего, вводимые добавки продлевают срок службы ТЖ.
Тормозные жидкости обладают рядом характеристик, от которых напрямую зависят их эксплуатационные свойства.
При выборе ТЖ учитывают:
- Гигроскопичность
- Агрессивность
- Температуру застывания
От уровня гигроскопичности зависит способность жидкости впитывать влагу. Попадая в ТЖ, она ухудшает ее свойства, в частности, понижает температуру закипания. Именно поэтому чем ниже гигроскопичность, тем лучше.
Агрессивность тормозной жидкости определяет степень ее негативного воздействия на прокладки и другие элементы системы, изготовленные из резины или пластика.
Температура застывания – также чрезвычайно важный параметр ТЖ. В сильные морозы жидкость может стать настолько густой, что перестает циркулировать по системе. В этом случае водителю сложно нажать на педаль тормоза, в связи с чем могут возникнуть серьезные проблемы с безопасностью вождения.
Наиболее универсальной и доступной по цене считается тормозная жидкость DOT-3. Чаще всего ее используют в легковых и грузовых автомобилях не самых современных годов выпуска
DOT-4 – несколько более дорогой продукт. Он подходит практически для любых транспортных средств с дисковыми тормозами. Благодаря высокой вязкости эта жидкость хорошо работает в системах с высокой степенью износа и позволяет не бояться утечек.
Тормозные жидкости DOT-5 рекомендованы для использования в новых автомобилях. Но для машин с изношенной системой торможения они не подходят из-за довольно низкой вязкости.
DOT 5.1 – самый дорогой продукт, который предназначен для автомобилей с небольшим пробегом, эксплуатируемых в условиях повышенной влажности.
Выбирая ту или иную тормозную жидкость, следует руководствоваться, в первую очередь, рекомендациями автопроизводителя, а также пробегом и состоянием тормозной системы.
Была ли полезна статья?
Рейтинг: 4 (4 оценки)
Состав тормозной жидкости. Правила применения
Главная / Тормозная жидкость / Химический состав тормозной жидкости
Александр 28.08.2018 Тормозная жидкость Комментировать 4,720 Просмотров
Тормозная жидкость (ТЖ) — технический компонент гидравлических систем, который осуществляет перенос давления с главного тормозного цилиндра на колодки барабанного или дискового тормоза. Химический состав тормозной жидкости определяет физико-химические и эксплуатационные свойства продукта. Рассмотрим основные компоненты этого состава и его назначение.
Тормозная жидкость — процентный состав
Высокая текучесть, термическая стабильность, смазывающие и антикоррозионные качества обеспечиваются 3-мя компонентами:
- Растворитель
Представляет смесь полиэфиров гликолевой и борной кислот. Обеспечивает равномерное распределение химических соединений в 3-компонентной смеси. Процентное содержание — 60–90%.
- Основа
Состоит из полигликолей (продуктов полимеризации двухатомных спиртов с окисями этилена, пропилена). Снижает трение трущихся механизмов и предотвращает истирание металлических поверхностей тормозных колодок. Содержание — до 30%
- Добавки
Для улучшения технических свойств в тормозную жидкость добавляют присадки с массовой долей 2–5%. Антикоррозионные присадки предотвращают окислительное разрушение медных, стальных, латунных покрытий. Антиокислительные реагенты ингибируют расщепление полигликлевых эфиров и уменьшают образование продуктов распада (кислот и смол). В качестве подобных присадок используется бисфенол А (дифенилолпропан), азимидобензол и триазолы. Вводимые добавки продлевают эксплуатационный срок продукта.
Для кислотно-щелочной стабильности в готовую смесь дополнительно вводят буферный раствор — натриевую либо калиевую соль борной кислоты с долей <1%.
Состав тормозных жидкостей разных видов
Качественное и количественное содержание компонентов отличается в зависимости от сферы применения ТЖ. Выделяют минеральные, гликолевые и силиконовые составы.
Минеральные составы — техническая жидкость бурого цвета. В качестве смазывающего компонента используется касторовое масло общей формулы C3H5(C18H33O3)3. Химические свойства подобных масел отличаются температурной лабильностью, склонностью к образованию коксовых отложений на латунных и медных поверхностях. Частично нивелировать подобные качества удалось введением бензтриазола, триметилбората и прочих антиокислительных и антикоррозионных присадок. Ввиду температурной неустойчивости минеральные составы применялись в гидравлических системах с барабанным типом колодок.
Гликолевые жидкости — традиционные составы с содержанием полигликолевых эфиров и борнокислотных полиэфиров. Гликолевые ТЖ более известны по маркировкам DOT 3, DOT 4, DOT 5.1. Соотношение полигликоль-эфиров и смазочных компонентов в сочетании с экологически безопасными присадками соответствует международным стандартам качества.
Силиконовые жидкости — в качестве основы используются полиорганосилоксаны, представляющие полимерные кремнийорганические компоненты. Введение принципиально нового смазочного реагента позволило достигнуть полной индифферентности ТЖ по отношению к резине и металлам, а также высокой текучести независимо от температуры.
Правила применения
Тормозная жидкость, выпускаемая различными производителями, имеет ряд специфических требований, которые указаны в рекомендациях по эксплуатации. Существуют общие правила применения ТЖ. Составы DOT 5 на основе силиконов несовместимы с гликолевыми аналогами. Смешивать различные типы ТЖ возможно при условии идентичности баз. Замену тормозной жидкости производят в срок, установленный производителем.
Похожие статьи
Предыдущий Антигель для дизельного топлива. Как не замёрзнуть?
След. Срок годности моторного масла в канистре и двигателе
Тормозная жидкость (диэтиленгликоль)
Практический результат
Большинство тормозных жидкостей содержат диэтиленгликоль (ДЭГ). ДЭГ имеет сладкий вкус, что делает его привлекательным для детей и домашних животных. Отравление ДЭГ не вызывает выраженных начальных симптомов, но может привести к значительному повреждению почек.
Нужна помощь? Получите помощь онлайн или по телефону
Позвоните по телефону 1-800-222-1222
Полная история
Автомобильная тормозная жидкость должна иметь высокую температуру кипения из-за большого количества тепла, выделяемого при торможении. Тормозные жидкости часто содержат токсичный спирт диэтиленгликоль (ДЭГ), температура кипения которого составляет около 470°F. Диэтиленгликоль (ДЭГ) имеет сладкий вкус, не имеет запаха и цвета. При проглатывании ДЭГ может быть очень опасным, вплоть до летального исхода, если пациенту не будет оказана своевременная медицинская помощь. Отравление ДЭГ имеет три характерные фазы. Во-первых, опьянение, рвота и изменение кислотного баланса организма (ацидоз). Во-вторых, усугубляется ацидоз и развиваются поражения печени и почек, что без соответствующего медицинского вмешательства может привести к летальному исходу. Заключительная стадия состоит из отсроченных и иногда фатальных неврологических эффектов, включая изменения в головном и спинном мозге, повреждение зрительного нерва и полный или частичный мышечный паралич. Ранняя диагностика и лечение необходимы для предотвращения таких осложнений. Токсичность ДЭГ можно свести к минимуму с помощью фомепизола – препарата, хранящегося в больницах.
Маленькие дети (и домашние животные) будут пить сладкую на вкус тормозную жидкость, содержащую ДЭГ. При своевременном распознавании и оказании ребенку экстренной медицинской помощи вероятность серьезного отравления значительно снижается.
ДЭГ был связан как минимум с 12 массовыми отравлениями не из-за его использования в тормозной жидкости, а из-за того, что он преднамеренно или непреднамеренно использовался в продуктах, предназначенных для потребления человеком.
В 2008-2009 годах в Нигерии 57 детей в возрасте до 3 лет отравились ДЭГ и 54 из них умерли от почечной недостаточности. Известно, что почти всем детям давали содержащие ацетаминофен лекарства для прорезывания зубов. Загрязнение ДЭГ было обнаружено во флаконах с лекарством из домов пациентов и в четырех партиях продукта от производителя.
В Панаме в 2006 году по крайней мере 78 человек умерли от необъяснимой почечной недостаточности и неврологических заболеваний. Позже было установлено, что сироп от кашля был загрязнен ДЭГ.
Сироп был изготовлен с использованием «глицерина», импортированного из Китая через европейского посредника. Этот «глицерин» содержал примерно 22% ДЭГ.В настоящее время такие массовые отравления препаратами, загрязненными ДЭГ, происходят в основном в развивающихся странах. Во многих случаях предполагается, что эта замена экономически мотивирована, поскольку ДЭГ дешевле, чем безопасные растворители фармацевтического качества, такие как глицерин. Точно так же в 1985 Было обнаружено, что несколько австрийских виноделен используют диэтиленгликоль в качестве подсластителя в своих винах, чтобы сократить расходы. Был один случай почечной недостаточности, связанный с употреблением вина, загрязненного ДЭГ. О массовых отравлениях не сообщалось, вероятно, из-за того, что вина были испорчены небольшими количествами ДЭГ.
При проглатывании или попадании тормозной жидкости в глаза:
- Если вы подозреваете, что кто-то проглотил тормозную жидкость, не вызывайте рвоту, так как некоторые из этих продуктов могут вызвать повреждение легких с рвотой. Немедленно проверьте веб- POISON CONTROL ® онлайн-инструмент для руководства или 2-2 Poison Control 1.2-2
- При попадании тормозной жидкости в глаза может возникнуть легкое раздражение и покраснение. Серьезное повреждение глаз маловероятно, но глаза следует немедленно промыть. Снимите контактные линзы и используйте много воды комнатной температуры. Детям: налейте воду на переносицу и дайте ей стечь в глаза. Поощряйте моргание. После полоскания проверьте паутину POISON CONTROL онлайн-инструмент для получения экспертных рекомендаций или позвоните в Poison Control по телефону 1-800-222-1222.
Мэри Элизабет Мэй, RN, BA, MPH
Сертифицированный специалист по информации о ядах
Отравлен?
Вызов 1-800-222-1222 или
ПОМОГИТЕ МНЕ онлайн
Советы по профилактике
- Храните тормозную жидкость в оригинальной упаковке в прохладном и хорошо проветриваемом месте. Отравления произошли из-за непреднамеренного проглатывания тормозной жидкости, хранившейся в других емкостях, таких как бутылки из-под газировки.
- Не храните использованную тормозную жидкость. Для получения информации об утилизации обратитесь в местную организацию по утилизации отходов или опасных материалов.
- Не сливайте тормозную жидкость в ливневые стоки или на землю, так как это может привести к загрязнению воды или почвы.
- Всегда храните тормозную жидкость в недоступном для детей и домашних животных месте; им может понравиться сладкий вкус. Разливы могут привлечь собак и других животных.
Это действительно случилось
Чемодан 1 . Два взрослых брата были доставлены в отделение неотложной помощи через 24 часа после проглатывания от 40 до 60 мл тормозной жидкости вместе с 80 мл рома при явной попытке самоубийства. У обоих была сильная рвота и снижение диуреза. Оба нуждались в гемодиализе. Один подвергался диализу шесть раз, другой — восемь раз. У обоих пациентов развилась почечная недостаточность, но они выздоровели достаточно хорошо в течение недели, чтобы их выписали из больницы.
Дело 2. 3-летняя девочка выпила тормозную жидкость из емкости, которую она нашла в семейной машине. Родители отвезли ее в травмпункт. Когда она приехала, ее рвало и пахло тормозной жидкостью. Ребенок получал противоядие от ДЭГ и других токсичных спиртов в тормозной жидкости фомепизол до тех пор, пока концентрация спиртов в крови не стала отрицательной. Через 2 дня в больнице она поправилась и была отправлена домой.
Поделись этим:Фейсбук
Твиттер
Реддит
Для получения дополнительной информации
Автомобильная продукция [интернет]. Феникс, Аризона: Американский колледж медицинской токсикологии [по состоянию на 2 сентября 2016 г. ].
Ссылки
Смертельное отравление детей младшего возраста ацетаминофеном, загрязненным диэтиленгликолем — Нигерия, 2008-2009 гг. MMWR Morb Mortal Wkly Rep 2009;58:1345-7.
Hoyte CO, Leikin JB: Управление приемом внутрь диэтиленгликоля. Clin Toxicol (Фила) 2012; 50: 525-7.
Редди, Нью-Джерси, Судини М., Льюис Л.Д. Отсроченные неврологические последствия отравлений этиленгликолем, диэтиленгликолем и метанолом. Clin Toxicol (Фила) 2010;48:967-73.
Schep LJ, Slaughter RJ, Temple WA, Beasley DM. Отравление диэтиленгликолем. Clin Toxicol (Фила) 2009;47:525-35.
Schier JG, Rubin CS, Miller D, Barr D, McGeehin MA. Медикаментозное массовое отравление диэтиленгликолем: обзор и обсуждение происхождения загрязнения. J Политика общественного здравоохранения 2009 г.;30:127-43.
Шарма Н., Джейн С. Токсичность тормозного масла. Emerg Med J 2002;19:267-8.
Отравлен?
Вызов 1-800-222-1222 или
ПОМОГИТЕ МНЕ онлайн
Советы по профилактике
- Храните тормозную жидкость в оригинальной упаковке в прохладном и хорошо проветриваемом месте. Отравления произошли из-за непреднамеренного проглатывания тормозной жидкости, хранившейся в других емкостях, таких как бутылки из-под газировки.
- Не храните использованную тормозную жидкость. Для получения информации об утилизации обратитесь в местную организацию по утилизации отходов или опасных материалов.
- Не сливайте тормозную жидкость в ливневые стоки или на землю, так как это может привести к загрязнению воды или почвы.
- Всегда храните тормозную жидкость в недоступном для детей и домашних животных месте; им может понравиться сладкий вкус. Разливы могут привлечь собак и других животных.
Это действительно случилось
Чемодан 1 . Два взрослых брата были доставлены в отделение неотложной помощи через 24 часа после проглатывания от 40 до 60 мл тормозной жидкости вместе с 80 мл рома при явной попытке самоубийства. У обоих была сильная рвота и снижение диуреза. Оба нуждались в гемодиализе. Один подвергался диализу шесть раз, другой — восемь раз. У обоих пациентов развилась почечная недостаточность, но они выздоровели достаточно хорошо в течение недели, чтобы их выписали из больницы.
Дело 2. 3-летняя девочка выпила тормозную жидкость из емкости, которую она нашла в семейной машине. Родители отвезли ее в травмпункт. Когда она приехала, ее рвало и пахло тормозной жидкостью. Ребенок получал противоядие от ДЭГ и других токсичных спиртов в тормозной жидкости фомепизол до тех пор, пока концентрация спиртов в крови не стала отрицательной. Через 2 дня в больнице она поправилась и была отправлена домой.
Типы тормозной жидкости – свойства и характеристики
Гараж
Тележка
Счет
От Джейсон Лабкен
12.07.2016
Добавить статью в список
Теги: Технологии, Тормоза
Жидкость для гидравлических тормозов
Тормозная жидкость, возможно, является одним из самых игнорируемых компонентов наших автомобилей. Эй, если тормоза исправны, зачем волноваться? Но как бы часто это ни было упущено из виду, оно служит жизненно важной цели передачи давления ноги на тормоза или гидравлическую систему сцепления. Правильный уход и техническое обслуживание так же важны, как и любая другая жидкость, используемая в наших автомобилях. Чтобы сломать все это, обычно есть две основные проблемы, когда дело доходит до тормозной жидкости: какова должна быть температура кипения? И какие жидкости совместимы?
Из чего состоит тормозная жидкость?
Если вы посмотрите на химический состав большинства тормозных жидкостей, то увидите, что он состоит из комбинации различных типов гликолей, которые в основном представляют собой смесь не нефтяных и других жидкостей на спиртовой основе. После процесса смешивания химическое название сокращается до «полигликоль». Кроме того, существуют высококачественные жидкости на силиконовой основе, которые нельзя смешивать с любыми другими типами жидкостей. Поэтому, используется ли она в тормозной системе или системе сцепления, важно понимать различия между этими распространенными типами тормозной жидкости.
Тормозная жидкость должна сохранять определенные свойства. Наши тормоза могут нагреваться, иногда до 1200 градусов, поэтому жидкость должна иметь высокую температуру кипения. Кроме того, поскольку наши автомобили переживают времена года так же, как и мы, важно также иметь низкую температуру замерзания. Помимо сохранения обеих крайностей, он разработан так, чтобы не повредить резиновые компоненты тормозной системы.
В результате химические свойства большинства тормозных жидкостей могут привести к необратимому потускнению или повреждению краски. Поэтому будьте осторожны и быстро убирайте любые случайные проливы. Тормозная жидкость гигроскопична, то есть имеет естественную тенденцию впитывать влагу. И со временем добавленная влага может привести к накоплению коррозии или снижению температуры кипения. Никогда не будет плохой идеей менять тормозную жидкость каждые пару лет и стараться не оставлять крышку бачка открытой дольше, чем это необходимо.
DOT 3 против DOT 4
DOT 3
DOT 3 — наиболее распространенный тип тормозной жидкости, используемой в отечественных легковых и грузовых автомобилях. По данным Общества автомобильных инженеров (SAE), DOT 3 может поглощать 2 процента своего объема в воде каждый год. В течение достаточного времени чрезмерная влажность вызовет коррозию в тормозной системе, что может привести к таким проблемам, как паровая пробка или губчатая педаль.
DOT 4 разработан для использования во всех транспортных средствах, имеет более высокую температуру кипения, чем DOT 3, и не так быстро впитывает влагу. DOT 4 и DOT 3 взаимозаменяемы, однако лучше избегать добавления жидкости DOT 3 в систему, которая уже использует DOT 4. Это предпочтительный тип жидкости, используемый для уличных и высокопроизводительных приложений. Почти все тормозные жидкости, предлагаемые Speedway от Afco, Wilwood и Ultra Lite, соответствуют или превосходят требования DOT 4.
Тормозная жидкость DOT 5 и тормозная жидкость DOT 5.1
DOT 5
DOT 5 (часто называемая синтетической тормозной жидкостью) изготовлена на силиконовой основе, что означает, что она не впитывает влагу. Многие стрит-роддеры используют синтетику, потому что она не вызывает коррозии краски или других компонентов тормозной системы, что делает ее отличной для сохранения классических автомобилей в течение длительного периода времени. Но у жидкостей на силиконовой основе есть несколько недостатков: они больше расширяются при сжатии, из-за чего педаль становится губчатой, а также 9.0025 Жидкости DOT 5 нельзя смешивать с тормозной жидкостью любого другого типа . DOT 5 обычно имеет фиолетовый оттенок, чтобы отличить его от жидкостей DOT 3, DOT 4 и 5.1.
DOT 5.1
DOT 5.1 представляет собой полигликоль без силикона с температурой кипения более 500 градусов. В отличие от DOT 5, DOT 5.1 можно смешивать с DOT 3 или DOT 4. Кроме того, DOT 5.1 обычно имеет самую высокую номинальную температуру кипения, что лучше всего рекомендуется для применения в тяжелых условиях и с высокими эксплуатационными характеристиками. Afco Racing предлагает Ultra HTX, превосходящую требования DOT 5.