Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

Схема тахометра для автомобиля с любым количеством цилиндров » Вот схема!

Категория: Авто

Тахометр является обязательным устройством любого автомобиля, но увы производители думают иначе. На многих отечественных машинах, а также на некоторых иномарках. Можно обойтись и без него, но это работает только на машинах отеч. производства, определяя обороты по шуму двигателя, на а/м иностранного производства двигатель работает практически бесшумно. Кажется, что проблема решена в любом авто магазине можно купить электронный тахометр, но тут получается проблема, большинство из них рассчитаны на 4-х цилиндровый двигатель.

Разработанный тахометр предназначен для трехцилиндрового автомобиля, но может с успехом использоваться на любом бензиновом автомобиле с любым числом цилиндров. Период, в течение которого производится подсчет импульсов зажигания здесь устанавливается параметрически, — при помощи подстроечного резистора (при желании, его можно заменить постоянным, после того как в процессе налаживания будет определено необходимое сопротивление).

Это, конечно, влияет на точность измерения, но для обычной эксплуатации такая точность достаточна.

Принципиальная схема тахометра показана на рисунке. Схема представляет собой упрощенный частотомер, с измерительным счетчиком считающим «через раз» и дешифратором на двух ППЗУ К155РЕЗ, в которых внесены коды преобразования пятиразрядного двоичного кода с выхода измерительного счетчика в коды для обслуживания двух семисегментных светодиодных индикаторов.

Максимальное число счета для пятиразрядного счетчика на D2 равно 32, но дешифратор на ППЗУ D3 и D4 запрограмирован так, что индикация производится не через раз, а через два. То есть, так — 0, 2, 4, 6, 8, и т.д. В результате показания на индикаторном табло хотя и идут через одно значение, но показывают от «00» (0 об.) до «62» (6200 об.).

А теперь о работе прибора. Импульсы с выхода коммутатора зажигания поступают через резистор R1 на один из входов элемента D1.1. Стабилитрон VD1 защищает вход элемента от перенапряжения. Через этот элемент импульсы поступают на измерительный счетчик на D2, но только тогда, когда на втором входе D1.

1 логическая единица.

Управляет схемой мультивибратор на элементах D1.2-D1.3. Измерение происходит во время положительной полуволны его выходного напряжения, а индикация, — во время отрицательной. Время индикации фиксированное, — около 0,5 секунды, а продолжительность положительной полуволны можно установить подстроечным резистором R2.

В начале положительной полуволны на выходе D1.3 происходит обнуление счетчика D2 коротким импульсом, сформированным цепью C2-R4 Затем, счетчик начинает счет импульсов, поступающих на его вход С через элемент D1.1.

С наступлением отрицательной полуволны элемент D1.1 закрывается и перестает пропускать импульсы на вход С D2. Нуль поступает на выводы 15 D3 и D4, что приводит к включению выходов этих микросхем. На двух разрядном табло Н1, Н2 высвечивается результат измерения. Элемент D1.4 необходим для увеличения мощности выхода мультивибратора и снижения влияния на его работу низкого входного сопротивления микросхем ТТЛ D3 и D4. Со следующей полуволной на выходе D1.

3 описанные выше процессы повторяются.

Резисторы R5-R18 ограничивают ток через светодиодные индикаторы. Питается вся схема тахометра напряжением 5V, это позволяет предельно согласовать ТТЛ и КМОП логику по уровням. Однако, выходы счетчика D2 всеравно оказываются вблизи верхнею предела допустимой нагрузки. Разгрузить их можно использовав буферные каскады, например, на основе микросхемы К561ПУ4, или применив микросхему — счетчик К561ИЕ20, имеющую более мощные выходы.

Все детали расположены на макетной печатной плате. Индикаторы поставлены перпендикулярно плате и прикреплены к ней клеем «Момент-1». Соединение с контактными точками платы посредством резисторов R5-R18. Плата помещена в пластмассовый корпус размерами 97x68x30мм состоящем из основания и крышки, крепящейся к основанию посредством четырех винтов.

Такие корпуса продаются в магазинах радиодеталей. В торце крышки корпуса вырезано прямоугольное отверстие дня индикаторов, которое затем закрыто пластинкой из красного прозрачного оргстекла. Крепится корпус на «торпеду» автомобиля при помощи двухсторонней резиновой «липучки» (кусочек продавался вместе с корпусом).

В микросхемы ППЗУ К155РЕ3 нужно внести коды, которые даны в таблице 1. Коды вносились ручным программатором, поэтому и в таблице они представлены в двоичном виде. Налаживание сводится к выставке сопротивления резистора R2, так чтобы показания тахометра соответствапи действительности (можно проверить холостые на стенде диагностики, а затем подстроить R2 так, чтобы тахометр показывал то же самое).




Поделитесь с друзьями ссылкой на схему:

Тахометр 21213/21214

Тахометр 21213/21214

  NIVA-FAQ  ФОРУМ  | НОВИНКИ FAQ  |  КАРТА САЙТА  |  ПОИСК ПО САЙТУ   

 Тахометр 21213/21214
 Автор ALER

Здесь описаны принципиальные схемы тахометров ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214 для комбинаций приборов (КП) производства ООО «Автоприбор» (г.

Владимир) и Венгрии. Даны рекомендации по ремонту и настройке тахометров, а также по сборке-разборке КП. Иногда тахометр не работает из-за неисправности КП, такие случаи тоже учтены в рекомендациях.

Венгерская КП состоит из отдельных приборов со своими шкалами, у владимирской черная пластина со шкалами — общая для всех приборов. Тахометры в других панелях и для других моделей автомобилей могут в деталях отличаться от описанных, но принцип действия у всех таких устройств одинаков. 

Принцип действия тахометра

Тахометр состоит из печатной платы с элементами и стрелочного индикатора (миллиамперметра). На плате собран ждущий мультивибратор (ЖМВ) на микросхеме КР1006ВИ1 (полный отечественный аналог зарубежной микросхемы NE555). Микросхема имеет пластиковый корпус с 8-ю выводами (DIP-8) и обычно маркируется просто как «ВИ1». На импортных микросхемах вместо NE могут быть другие буквы, но 555 будет обязательно. Микросхема эта чрезвычайно популярна, ее структура и схемы включения описаны в очень многих книгах.

В одной из версий венгерской комбинации приборов используется более редкая микросхема LM2917N — преобразователь частота-напряжение. Любой приятель, занимающийся радиолюбительством, поможет вам отремонтировать и настроить тахометр, особенно, если вы распечатаете ему эту статью. 

Принцип действия тахометра очень прост. ЖМВ запускается импульсом зажигания дважды за один оборот коленвала и вырабатывает свой импульс — стабильный по амплитуде и длительности, который через резистор подается на миллиамперметр. Чем больше обороты, тем чаще идут импульсы ЖМВ, тем больше средний ток в обмотке и тем сильнее отклоняется стрелка тахометра. Импульс зажигания снимается с первичной обмотки катушки зажигания (вывод «К») или — у инжекторных — с модуля зажигания. Длительность выходного импульса ЖМВ определяется RC-цепью и весьма стабильна. Для стабилизации амплитуды выходного импульса ЖМВ питается от встроенного стабилизатора напряжения. 

Принципиальная схема тахометра ООО «Автоприбор»

 

ЖМВ построен по типовой схеме на КР1006ВИ1. Времязадающая цепь из прецизионных R (59 кОм) и C (47 нФ) обеспечивает  длительность выходного импульса 3,05 мс (рассчитывается по формуле 1,1RC). Для регулировки тахометра предусмотрен подстроечный резистор 500 Ом — он меняет амплитуду тока в обмотке стрелочного прибора.

У карбюраторных машин входной импульс с вывода «К» катушки зажигания подается на контакт 3 разъема «А» (красного). Амплитуда этих импульсов может достигать 400 В, поэтому на печатной плате КП установлен дополнительный резистор 91 кОм.

У инжекторных машин сигнал снимается с модуля зажигания через контакт 5 того же разъема и подается сразу на вход тахометра — уровень этого сигнала несколько вольт. Вообще, микросхема КР1006ВИ1 запускается отрицательным перепадом на выводе 2 (уровень должен стать ниже 1/3 от напряжения питания). Стабилитрон 5,6 В ограничивает уровень запускающего сигнала на входе микросхемы.

Питание осуществляется от параметрического стабилизатора с дополнительным транзистором (выходное напряжение около 7 В). Диод в коллекторной цепи транзистора защищает схему при подаче напряжения питания неправильной полярности.

Принципиальная схема тахометра из старой венгерской КП

   

Схема построена на микросхеме NE555N. Принцип действия — тот же, что у владимирского. Элемент, обозначенный на схеме «???», скорее всего терморезистор. Подстройка показаний тахометра осуществляется регулировкой длительности импульса (R2). Внешнего резистора на панели КП нет, вход рассчитан только на высоковольтные импульсы с катушки зажигания. Чтобы тахометр запускался от низковольтного сигнала (инжекторы и некоторые модели коммутаторов) рекомендуется заменить резисторы 39 кОм и 4,7 кОм на 10 кОм и подключить точку их соединения к общему проводу также через резистор 10 кОм. 

Стабилизацию напряжения на уровне 10 В осуществляет микросхема L2610 — т. н. «трехвыводный стабилизатор». Она установлена на радиаторе и помимо тахометра питает индикаторы температуры и уровня топлива. Узел схемы с конденсатором 470 мкФ и диодным мостом предназначен для гашения выбросов напряжения в бортовой сети автомобиля (по стандарту кратковременные выбросы могут быть свыше 100 В).

Принципиальная схема тахометра из новой венгерской КП

   

Схема построена на микросхеме LM2917N — преобразователь частота-напряжение (DIP-14). Принцип действия подобен описанным выше. 

Ремонт тахометра без разборки КП

При нарушениях в работе тахометра рекомендуется начать с проверки подключения провода к выводу «К» катушки зажигания. Если подключение нормальное и на проводе не видно обрывов или повреждений изоляции, необходимо снять КП. Нужно прозвонить провод от контакта «К» катушки зажигания до вывода 3 разъема «А» КП, а также проверить качество этого контакта. Если дефект не обнаружен, необходимо проверить печатный проводник между ответной частью разъема и резистором цепи запуска (91 КОм) и далее до входного контакта «1» тахометра. Проверьте также подключение тахометра к плюсу и минусу аккумулятора (выводы «+» и «-«). У инжекторных машин (владимирская КП) проверяется цепь между модулем зажигания и контактом 5 разъема «А» КП и далее — с контактом «1» тахометра. 

Неоднократно в Нивской конференции описывалось нарушение работы тахометра при замене штатных высоковольтных проводов системы зажигания на силиконовые. Проявлялось это нарушение как дерганье стрелки с провалами до нуля. Штатные провода отличаются от силиконовых погонным сопротивлением (замер по центральному проводу: силиконовый 9-10 кОм, штатный 1,5 кОм). Поэтому можно предположить, что эффект вызван изменением формы импульса на первичной обмотке катушки зажигания из-за изменения параметров вторичной цепи, и порекомендовать подбор элементов цепи запуска ЖМВ. Проще всего уменьшить номинал внешнего резистора на плате КП — разборка КП для этого не требуется. Остап’у в подобной ситуации помогла замена катушки зажигания («сухая» на «круглую»).

Для инжекторных машин воздействие помех на тахометр можно уменьшить, подключив на плате КП керамический конденсатор 200. ..1000 пФ между проводами, идущими к контактам «1» и «-«. Не пробуйте делать это на карбюраторных машинах — тахометр просто перестанет работать. 

Разборка КП

Если неисправность не обнаружена, требуется частичная разборка КП. Описание процедуры дано для владимирской панели.

  1. С усилием снимите пластиковую ручку сброса суточного одометра с оси.

  2. Отвинтите 5 винтов крепления козырька КП к корпусу и 3 винта крепления тахометра. Хотя эти винты имеют крестообразные шлицы, они под плоскую отвертку. 
  3. Отключите три провода от тахометра.
  4. Отвинтите два самореза крепления шлейфа подсветки КП.
  5. Отвинтите и снимите вместе с шайбами 3 гайки индикатора температуры.
  6. Снимите с КП козырек с защитным стеклом.
  7. Снимите стрелку тахометра, подсунув под нее широкую плоскую отвертку. Стрелки с остальных приборов не снимайте.
  8. Отвинтите два винта около стрелки тахометра на шкале КП.
  9. Вытолкните шпильки индикатора температуры из отверстий в печатной плате..
  10. Слегка изогнув черную шкалу КП, извлеките тахометр — миллиамперметр вместе с печатной платой.
Устанавливать тахометр и собирать КП — в порядке, обратном описанному. Стрелку тахометра одеть так, чтобы она показывала на ноль при нормальном (вертикальном) положении КП.

Подробнее о снятии/разборке/установке КП и снятии/установке стрелок рассказано в статье Комбинация приборов.

Для регулировки тахометра нужно привинтить его двумя черными винтиками к шкале КП, не привинчивая больше ничего, и одеть стрелку. Провода на тахометр при этом одеваются на время проверки (сравнения с цифровым при работающем двигателе), затем снимаются. Шкала КП немного изгибается, и через образовавшуюся сверху щель нетрудно тонкой отверткой крутить шлиц подстроечного резистора. Если показания тахометра завышены, шлиц нужно вращать по часовой стрелке. В процессе регулировки может потребоваться снятие-установка стрелки (чтобы найти ее правильное положение).

Венгерская КП состоит из отдельных приборов, и снять тахометр можно без столь сложной разборки.

Ремонт и настройка платы тахометра

Внешним осмотром проверьте плату тахометра на микротрещины и непропаи. Трещины в печати необходимо устранять пропаиванием с отрезком зачищенного монтажного провода — мягкие припои ПОС не обеспечивают достаточной прочности. При устранении непропаев обязательно зачистить от окислов плохо пропаянный вывод радиоэлемента. Рекомендуется использовать спиртоканифольный флюс или просто канифоль. Категорически запрещается применять активные (кислотные) флюсы.

Для повышения помехоустойчивости тахометра рекомендуется добавить на плате два керамических конденсатора. Первый емкостью 1000 пФ следует припаять к выводам 5 и 1 микросхемы. Второй — 0,1…1 мкФ между выводами 1 и 8. Можно установить также электролитический конденсатор емкостью 10…100 мкФ в любом удобном месте между цепью +7 В и общим проводом.

Подключите плату к источнику питания 12 В, соблюдая указанную полярность. Проверьте напряжение питания микросхемы (вывод 8) — оно должно быть около 7 В. Если напряжение значительно отличается — проверяйте или меняйте элементы стабилизатора напряжения. На неподключенном выводе 5 микросхемы КР1006ВИ1 напряжение должно составлять 2/3 от напряжения питания.

Посмотрите осциллографом выходной сигнал микросхемы (вывод 3). Это должен быть положительный импульс с амплитудой почти равной напряжению питания и длительностью 3 мс. Импульс должен формироваться по каждому замыканию вывода 2 на общий провод. Если длительность импульса отличается от указанной, проверьте номиналы или подберите элементы времязадающей цепи R и C. Точная формула для расчета длительности импульса: R*C*ln3. Проверьте на обрыв обмотку миллиамперметра — ее сопротивление должно быть около 150 Ом (владимирская КП).

Подайте на вход тахометра сигнал от генератора. Меняя частоту генератора, проверьте и отрегулируйте тахометр. При изменении частоты от 0 до 333 Гц показания тахометра должны линейно меняться от 0 до 10000 об/мин. В самом конце (после 300 Гц или 9000 об/мин) допускаются провалы или искажение линейной зависимости. Регулировку рекомендуется производить при частоте 200 Гц. Стрелку тахометра подстроечным резистором нужно установить на 6000 об/мин. Делать это лучше всего в процессе сборки КП.

Дефект тахометра может заключаться также в заедании стрелки измерительного прибора, например, из-за попадания посторонних предметов или пыли. Рекомендуется промыть спиртом и продуть магнитную систему измерителя и проверить подвижность стрелки.

Довольно часто причиной неисправности становятся подстроечные резисторы: нарушается контакт между ползунком и резистивным слоем. Во владимирской панели при этом дефекте показания становятся нулевыми, в венгерской — наоборот — прибор будет зашкаливать. Рекомендуется после настройки снять эти резисторы, замерить их сопротивление и установить вместо них точно подобранные постоянные. 

У венгерского тахометра ток в обмотку миллиамперметра идет с контактных площадок платы через упругие ползунки. При плохих (окисленных) контактах показания, разумеется, будут нулевыми. Рекомендуется при ремонте продублировать эти упругие контакты тонкими проводами. Провода можно пропустить через одно из отверстий платы и припаять со стороны элементов к выводам конденсатора 0,1 мкФ. 

Один из наиболее частых дефектов КП — выгорание печатного проводника цепи питания тахометра и лампочек правой стороны — описан в статье Комбинация приборов.

По окончании настройки можно залить всю плату лаком или термоклеем. Обратите внимание на то, чтобы лак или термоклей не попали на обмотку или магнитную систему миллиамперметра. Вся работа займет не больше нескольких часов.

И еще о тахометре

В продаже плату тахометра для владимирской панели (в сборе с миллиамперметром) я видел только один раз — в Нивском магазине на Балаклавском пр-те (см. Список ALER’а) за 150 р. Можно поискать ее на рынке в Южном порту (или каком-либо ином) у продавцов, торгующих панелями. Бывает, что они продают поврежденные панели по частям — сам покупал так спидометр от венгерской панели в ЮП.

Anci рассказывал, что купленный в Кэмпе за 94 р. тахометр от 2107 (в сборе: плата + индикатор) без всяких переделок встал в нашу владимирская комбинацию приборов. Погрешность 5-10% не в счет, она и на родном такая же. Сейчас пробег 13 тык, проблем нет. А вот что мне написал glebius: «При установке тахометра от 2107 надо зашунтировать куском провода резистор, который находится на плате панели приборов между контактом 3 красного разъёма и непосредственно тахометром. Короче говоря нужно подать сигнал от катушки зажигания напрямую, без сопротивления. Деления на шкалах совпадают очень точно.

Показания тахометра в начале шкалы (до 1000 об/мин) очень сильно искажены. Если кто-то утверждает, что у него двигатель устойчиво работает на холостом ходу при 300 об/мин, знайте: на самом деле это 600-700 об/мин. Имейте это в виду при настройке карбюратора. При бОльших оборотах точность выше, но все равно точным прибором тахометр считать нельзя. В моей Ниве тахометр завышает значение оборотов на 6-7% (показывает 3200 вместо 3000 по цифровому тахометру).

Учитывая сказанное выше, в машине имеет смысл иметь цифровой тахометр для регулировки холостого хода, проверки работы блока управления ЭПХХ и проверки штатного тахометра (у меня стоит Explorer Ex-70). При движении же удобнее пользоваться штатным тахометром — глаз и мозг человека лучше и быстрее воспринимают аналоговую информацию в виде угла поворота стрелки, чем ее цифровое значение, а высокая точность во время движения совсем не нужна.

ALER, 06.04.03.

Простая схема тахометра CD4033 IC

от Ayesha Khan

2059 просмотров

Введение:

Тахометр — это инструмент или устройство, предназначенное для измерения вращения любого вращающегося объекта. Он в основном используется для измерения скорости вала или диска в машине или двигателе. Единицей измерения устройства является оборот в минуту. Это как спидометр, который измеряет обороты в минуту любого транспортного средства. Он имеет циферблат и стрелку для индикации показаний при контакте с поверхностью вращающегося объекта. Счетчик имеет безопасные и опасные маркировки для указания пределов.

Мы можем построить дома простую схему тахометра, используя легкодоступные компоненты, которые можно использовать для обнаружения вращения любого вращающегося объекта. Поскольку схема содержит два семисегментных сегмента, она может отображать значения от 00 до 99 RPS, вы можете добавить больше сегментных дисплеев для больших значений.

Купить на Amazon

Аппаратные компоненты

Следующие компоненты необходимы для изготовления схемы тахометра

S. № Components Value Quantity
1. Seven-segment display LTS 543 2
2. Decade counter IC CD4033, CD4081, CD4069 2 , 1, 2
3. 555 timer IC 1
4. MOC IC 7811 1
5. Capacitor 100 мкф, 0,01 мкф 1
6. Аккумулятор 1
7. 470 ок. 900: 288 470 окта 900 ок. , 1, 1, 1
8. AND logic gate 1
9. Variable Resistor 4.7KΩ 1
10. Switch 1
11. Push-Boupton 1
Список компонентов

CD4033 Pinout

Для подробного описания расписной промышленности, функций Dimension и спецификаций.

В схеме используется ИС таймера 555 в качестве IC1, MOC IC 7811 в качестве IC2, IC CD4081 в качестве IC3, IC CD4069 в качестве IC4 и две ИС CD4033 в качестве IC5 и IC6, а также два семисегментных дисплея с общим катодом (каждый LTS543) вместе с некоторыми пассивными компонентами.
DIS1 подключен к выходу декадного счетчика IC5 для отображения разряда единиц, а DIS2 подключен к выходу декадного счетчика IC6 для отображения разряда десятков. Когда счетчик переполняется и достигает цифры 9 (максимальная цифра), IC5 генерирует импульс, который действует как тактовый вход для IC6 через логический элемент НЕ N3. Это означает, что когда счет разряда единиц достигнет 9, произойдет первое приращение разряда десятков.

Объяснение работы:

ИС 555 настроена в режиме моностабильного мультивибратора на генерацию тактового импульса, когда переключатель S2 запускает ИС, период времени работы ИС задается переменным резистором VR1. Выходной контакт 3 соединен с контактом 2 логического элемента И N1. IC2 воспринимает вращение двигателя, поскольку вал вращается, он отсекает внутренний луч света, и, следовательно, импульсы генерируются IC2. Эти импульсы действуют как входной источник для логического элемента И N1. RPS вала измеряется коротким нажатием кнопки S2, переключатель запускает таймер IC, который включает логический элемент И N1 на время, равное одной секунде. IC получает импульсы как тактовый вход, и для каждого тактового импульса счетчик увеличивает свое значение, чтобы управлять семью сегментами.

Применение и использование:

Упомянутый тахометр представляет собой устройство, используемое для измерения вращения любого объекта и, следовательно, широко используемое во многих инструментах и ​​устройствах.

  • Во многих автомобилях, самолетах, поездах и т. д. используется тахометр.
  • Лазерные инструменты или устройства также используют тахометр.
  • Используется в промышленных двигателях и насосах для измерения вибрации.
  • Устройство, используемое для определения скорости кровотока, также использует тахометр.
  • Таким образом, тахометр используется во многих промышленных, коммерческих и личных целях.

Похожие сообщения:

Простая схема тахометра

Фарва Навази

1053 просмотра

Введение

Если у вас есть автомобиль и вы привыкли на нем ездить, то вы должны иметь представление о том, что такое тахометр; если нет, то знайте, что в автомобилях есть устройство, которое указывает, на какой передаче находится ваше транспортное средство. Это устройство представляет собой тахометр. Работа двигателя автомобиля контролируется с помощью тахометра. Другими словами, это устройство или оборудование, которое используется для контроля скорости вращения вращающегося устройства. Другими словами, это устройство вычисляет коэффициент RMS; то есть оборотов в минуту. Это устройство чаще всего используется для определения скорости вращения вала двигателя. Итак, в этом уроке мы решили сделать «Простую схему тахометра».

Чтобы сделать этот тахометр, здесь мы используем легкодоступные электронные компоненты, такие как MOC7811 и два блока семисегментного дисплея. С помощью этой схемы мы можем измерить скорость вращающегося вала или диска в RPS.

Buy From Amazon

Hardware Components

The following components are required to make Tachometer Circuit

Sr. No Components Value Qty
1 555 Timer IC 1
2 MOC 7811 1
3 IC CD4081, CD4069, CD4033 1
4 LED 1
5 Push Button 1,1
6 Switch
7 Potentiometer 4. 7K 1
8 Capacitor 0.1uF 1
9 Electrolyte Capacitor 100uF 1
10 Resistor 1KΩ, 8.2 KΩ, 220KΩ, 220Ω, 470Ω, 390Ω 2,1,1,1,1,1,1
11 3-Pin Connector 1
12 7-Segment Display 2

Распиновка микросхемы NE555

Для получения подробного описания разводки, размеров и технических характеристик загрузите техническое описание микросхемы NE555

CD4069 Распиновка

техническое описание CD4069

CD4033 Распиновка

Для подробного описания цоколевки, размерных характеристик и технических характеристик загрузите техническое описание CD4033

Цепь тахометра

Описание работы

Эта простая схема тахометра включает в себя IC555, MOC 7811, IC CD4081, IC CD4069 и IC 4033, а также семисегментный дисплей LTS 543.

Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *