Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

Не горит лампа зарядки аккумулятора ВАЗ-2107. Что делать?: Блог автолюбителя Николая Ваганова

Так как причиной отсутствия заряда является потухшая контрольная лампа, то первым делом решил проверить работоспособность «цепи возбуждения» генератора. 

В любом случае, вначале осматриваем клеммы аккумулятора и целостность проводов идущих от него на генератор, к монтажному блоку и на «массу». Но, так как вольтметр у нас работает (Схема 1) и  показывает уровень заряда батареи, то делаем вывод что цепь от аккумулятора к замку зажигания через реле зажигания, предохранитель и выход на штекере Ш4 к вольтметру является рабочим.

1. Теперь, чтобы определить работоспособность контрольной лампы и контактов в панели приборов, нам надо определить проходит ли ток через панель на генератор. Для этого: включаем зажигание и берем отвертку-индикатор на 12В (контрольную лампу) или небольшой длины провод, подключив один конец к снятой фишке со входа «61» генератора, а другой конец замкнув на «массу» или отрицательную «-» 

клемму аккумулятора.

При замыкании обычным проводом на «массу» должна загореться лампа в приборной панели, а при проверке отверткой-индикатором — или лампа в отвертке или лампа в панели, в зависимости у какой их них ниже сопротивление. В любом случае, мы видим что цепь не нарушена и ток возбуждения приходит на клемму «61» генератора.


Таким образом, мы делаем вывод, что лампочка и вся «цепь возбуждения» генератора работоспособна, и проблема находится в цепи «генератор-аккумулятор».


2. Не снимая генератор, мы сможем выяснить подает ли регулятор напряжения ток на щеточный узел. Для этого берем индикаторную отвертку или мультиметр в «режиме прозвонки» и положительный «+» щуп цепляем к клемме «61» генератора, а отрицательный «-» к «массе».

Если лампа не загорается, то внутри щеточного узла с регулятором или обмотке ротора имеется обрыв, ток не приходит на роторную обмотку — «возбуждение» генератора не происходит.


Наша лампочка не загорелась, поэтому для полной диагностики снимем генератор с автомобиля, хотя, в некоторых случаях это и не обязательно — главное иметь доступ к задней крышке генератора.
Ключом на 10 откручиваем саморезы с правой стороны брызговика двигателя и отгибаем его в сторону.



Затем берем ключ на 13 и откручиваем нижний болт крепления генератора, а также снимаем клеммы с выхода «30». Сверху откручиваем болт регулировки натяжения ремня, и снимаем ремень с шкива генератора. Вынимаем генератор с посадочного места через проем снизу.


Заносим генератор в теплое место, вооружаемся мультиметром или индикаторной отверткой (лампой) с аккумулятором, и снимаем заднюю крышку генератора (Схема 3).

3. Еще раз убеждаемся в неисправности регулятора напряжения (схема 3), приложив «+»

 щуп мультиметра ко входу «61», а отрицательный на «массу» генератора в «режиме прозвона».


Как и следовало ожидать, цепь не прозванивается.

Не снимая регулятор мы также можем проверить диодный мост и обмотку статора.

Сначала проверим диодный мост, для этого нам понадобится мультиметр или индикаторная отвертка (лампочка) с источником тока (АКБ).

Немного теории: 
На диодном мосту установлено три положительных диода на верхней пластине, три отрицательных на нижней пластине и три дополнительных, через которые питается обмотка возбуждения после пуска двигателя (Схема 4).
Исправный диод проводит ток только в одном направлении и никак в другом. Если он пропускает ток в обеих направлениях, налицо неисправность — короткое замыкание (диод «пробит»). Если он вообще не пропускает ток ни в каком направлении, налицо другая неисправность — «обрыв». От этого и будем отталкиваться при проведении проверки.

Три положительных диода (с красной меткой) создают на корпусе «плюс» выпрямленного напряжения. Они запрессованы в верхнюю пластину диодного моста, соединенную с выходом «30» генератора.
Другие три отрицательных диода (с черной или желтой меткой) создают на корпусе «минус» выпрямленного напряжения. Они запрессованы в нижнюю пластину выпрямительного блока, соединенную с «массой». (Схема 3)

4. Сначала проверяем весь диодный мост на наличие короткого замыкания на «массу».
Прижимаем положительный «+» вывод мультиметра к выводу «30» генератора, а отрицательный вывод к его корпусу. В исправном состоянии диодный мост не прозванивается, звуковой сигнал отсутствует, а лампочка не загорается. 


При замыкании — наоборот. Следует отметить, что аналогичные симптомы бывают и при замыкании обмотки статора на «массу». 

Чтобы исключить статор, необходимо снять диодный мост с генератора.

5. Затем проверяем положительные диоды на «пробой».

Положительный «+» щуп мультиметра прижимаем к выводу «30» генератора, отрицательный «-» к выводам обмотки и диодов (генераторы типа 9412.3701, где болты изолированы от выводов паронитовыми шайбами и замыкают на «массу»), или одному из болтов крепления моста (генераторы типа 37. 3701, где болты соединены с выводами, но изолированны от «массы» — Рис.5).

Если все диоды исправны, то сопротивление стремится к бесконечности, а лампочка не загорается. Если хоть один замыкает, то лампочка загорается, идет звуковой сигнал мультиметра. При смене полярности диоды должны пропускать ток. 

6. Проверяем отрицательные диоды на «пробой».

Для этого прижимаем положительный «+» щуп мультиметра к выводам обмотки и диодов (генераторы типа 9412.3701), или к болтам крепления моста (генераторы типа 37.3701 — Рис.5). Отрицательный «-» прижимаем к корпусу генератора. Сопротивление стремится к бесконечности – диодный мост исправен.

Лампочка загорелась – отрицательные диоды неисправны. При смене полярности они должны пропускать ток.

7. Проверяем дополнительные диоды на «пробой».

Прижимаем положительный «+» щуп мультиметра к входу «61» генератора. Отрицательный «-» щуп к выводам обмотки и диодов (генераторы типа 9412.3701), или к болтам крепления моста (генераторы типа 37.3701 — Рис.5). Если сопротивление стремится к бесконечности и отсутствует звуковой сигнал, лампа не горит – дополнительные диоды исправны. При смене полярности они должны пропускать ток.

Для определения обрыва в диоде придется 

снять диодный мост с генератора.

Если диодный мост исправен, то переходим к проверке обмотки статора.
8. Проверяем обмотку статора на обрыв.

Попеременно соединяем щупы мультиметра между всеми тремя выводами обмотки статора.

Как мы видим по показаниям мультиметра, а также по его звуковому сигналу — обмотка статора не нарушена. Лампа должна гореть.

9. Дополнительно проверяем замыкание обмотки статора на «массу».

Соединяем один щуп с любым выводом обмотки, а другой с корпусом генератора.


Как мы видим, обмотка статора находится в рабочем состоянии.

10. Также можно проверить обмотку на межвитковое замыкание.

Для этого переводим мультиметр в режим измерения сопротивления со шкалой 200 Ом, и попеременно подсоединяем щупы между всеми тремя выводами обмотки статора (схема 9). Сопротивление должно составлять 0,2-1,2 Ом и быть одинаковым между всеми тремя выводами.


Для этого подсоединяем щупы к контактным кольцам ротора, мультиметр должен издать звуковой сигнал, а лампочка загореться.

12. Проверяем на замыкание на корпус. Один щуп подсоединяем к контактному кольцу, а второй с корпусом генератора.

13. Также протестируем на межвитковое замыкание, переведя прибор в режим измерения сопротивления 200 Ом. Обмотка ротора должна имеет сопротивление 1,5 — 5,0 Ом в зависимости от типа генератора.

Таким образом, неисправным оказался только регулятор напряжения. Заменяем его на новый, заодно проверив контактные кольца — нет ли их повреждения и гладкая ли поверхность.

Ток проходит — регулятор работает.

Устанавливаем генератор на место в обратном порядке, натягиваем ремень, подсоединяем аккумулятор, включаем зажигание.

Лампа аккумулятора загорелась, вольтметр показывает зарядку, значит ток идет на обмотку ротора.

Для начала измерим напряжение на клеммах аккумулятора на незаведенной машине. Переводим мультиметр в режим измерения напряжения 20 В и подцепляем к клеммам аккумулятора согласно расцветке.

Схема зарядки ВАЗ 2106, где находится и как проверить реле, пропала (не идет) зарядка аккумулятора

Контроль заряда автомобиля ВАЗ 2106 находится на приборной панели. Лампа загорается, когда аккумулятор разряжен или в цепи снизилось напряжение. Владельцу важно, как можно быстрее выяснить причину того, почему нет зарядки в системе. Если не решить вопрос сразу, возникнут проблемы с зажиганием и перебои в работе электрооборудования.

Зарядка ВАЗ 2106: схема, состав и принцип работы оборудования

Опытные владельцы «шестерок» знают, если нет зарядки аккумулятора на ВАЗ 2106, завести машину поможет внешнее подключение электропитания.

Как только коленвал начинает крутиться, запускается генератор. Электрическая система автомобиля входит в штатный режим работы. В схеме зарядки участвует следующее оборудование:

  • генератор;
  • аккумулятор;
  • блок предохранителей;
  • диодный мост;
  • регулятор напряжения;
  • реле лампы;
  • индикатор зарядки АКБ.

Аккумулятор в системе необходим для запуска двигателя. Через ременную передачу шкива коленчатого вала происходит запуск устройства. После чего генератор начинает вырабатывать нужное количество заряда для питания электрооборудования автомобиля.

Генератор

Устройство предназначено для преобразования механического движения в электричество. Данный тип двигателя производит постоянный ток.

Внешний литой корпус состоит из двух частей, скрепленных болтами. Внутренняя часть механизма включает:

  • статор;
  • обмотки;
  • ротор;
  • обмотку возбуждения;
  • графитовые щетки;
  • контактные кольца;
  • подшипники;
  • шкив;
  • крыльчатку.

Ротор, вращаясь, создает магнитное поле, которое передает на обмотку статора, где и образуется ЭДС. Необходимое напряжение 12 В обеспечивает выпрямитель. Далее, уже преобразованный ток поступает в электросистему.

Реле-регулятор

Потребляемая мощность электрооборудования на автомобилях ВАЗ 2106 равна 12 В. Ток в момент образования — переменный, его напряжение в максимальных значениях достигает 30 и более Вольт. Регулятор генератора совместно с диодным постом (подковой) выравнивают напряжение до постоянного значения 12 В.

В «шестерках» производитель использовал два вида реле зарядки ВАЗ 2106 — контактные и электронные. Оба изделия взаимозаменяемы, но последние более эффективны.

Напряжение тока генератора напрямую зависит от частоты вращения коленчатого вала. Чем показатель выше, тем больше напряжение. Набор оборотов больше 2000 провоцирует автоматическое втягивание якоря, который размыкает и замыкает нужные резисторы. Для выравнивания высокого напряжения  необходима одновременная работа всех трех резисторов.

Реле контрольной лампы

Индикатор лампы зарядки находится на основной панели, для своевременного оповещения водителя об изменениях напряжения. Управляет лампочкой реле, расположенное в верхней части пространства под капотом, с правой стороны.

Реле подключено к замку зажигания через монтажный блок, а также к генераторной клемме. Под корпусом находится электромагнит, при норме рабочих показателей напряжения подвижный замок закрыт. Если показатели опускаются меньше уровня, контакты размыкаются, индикатор загорается.

Если на ВАЗ 2106 постоянно горит лампочка зарядки аккумулятора — что это значит

Лампа зарядки является индикатором работоспособности аккумулятора. Управляет на ВАЗ 2106 данным контроллером реле зарядки — при снижении показателей тока, контакты размыкаются, включая лампу.

Ошибка называется обрыв, причины появления:

  • стертые угольные щетки;
  • не заряжается АКБ;
  • оплавление фишек в коробке блока;
  • окисление клемм;
  • слабое натяжение ремня или обрыв;
  • неисправность внутреннего оборудования устройства;
  • поломки в проводке.

Водителю необходимо отслеживать поведение индикатора. Он может мигать либо включаться на холостом ходу и выключаться во время движения. Внимательность поможет точно определить причину того, почему электросхема работает некорректно.

Как найти причину отсутствия зарядки аккумулятора — диагностика и устранение неисправностей

Определить, почему загорелась лампочка-индикатор уровня зарядки АКБ, можно несколькими способами:

  1. Проверка целостности предохранителей в монтажном блоке №10, 9.
  2. Осмотр ремня на разрыв и гладкость: стертые зубцы приводят к проскальзыванию — шкив не крутится, напряжения нет.
  3. Осмотр клемм на окислы.
  4. На моделях, в которых установлен карбюратор, а не инжектор, снять клемму минуса на АКБ, если мотор заглох — проблема в генераторе.
  5. Поочередно, при помощи тестера, прозвонить провода цепи на работоспособность.

Диагностику генератора проводят после демонтажа и разбора. Для того, чтобы после работы собрать все правильно, мастера советуют делать пошаговое фото процесса.

Как на ВАЗ 2106 проверить реле зарядки

Устройство предназначено для получения на выходе постоянного тока в пределах 12 В. Если подключение реле зарядки ломается, что случается редко, батарея перестает работать.

Для самостоятельной проверки надо снять батарею, зарядить отдельно от авто. После чего вернуть на место, завести двигатель и дать нагрузку электрической системе — включить свет, оставить включенным движок на 20 минут. Затем мультиметром замерить показатели на клеммах: между 12 и 13 В — норма.

Если мультиметра нет, проверяют прибор при помощи автомобильной лампочки.

Проблема с предохранителем

Коробка электропредохранителей на моделях ВАЗ 2106, где находится фишка — расположена под торпедой, с левой стороны. Если пропала зарядка, водителю надо проверить ячейки верхнего ряда под номерами F9 и F10.

Неисправность определяют по следующим признакам:

  • оплавление;
  • потертость верхнего или нижнего края;
  • тестер показывает отсутствие сигнала.

Проблема решается заменой старого предохранителя на новый.

Важно! Схема расположения предохранителей зарядки аккумулятора ВАЗ 2106 приведена в руководстве по эксплуатации.

Износ щеток или плохой контакт с корпусом генератора

Скачки электричества, потеря яркости осветительных приборов, индикатор постоянно горит — все это признаки плохого контакта. Детали щеток изготовлены из графита и со временем стираются. По этой причине, когда пропала зарядка, не работает генератор на ВАЗ 2106, то обычно неисправен щеточный узел. 

Мануал производителя рекомендует производить техническое обслуживание генератора с заменой щеток каждые 50 тысяч километров.

Проверку проводят отключением минуса на аккумуляторе при работающем двигателе. Автомобиль не глохнет — внутренние элементы генератора исправны. Если мотор заглох, оборудование демонтируют и проверяют.

Щеточный узел располагается под задней частью корпуса. При осмотре потертости хорошо заметны, элементы рекомендовано менять сразу все, даже если потертости обнаружены только на одном угольке.

Слабое натяжение или износ ремня привода генератора

Деталь передает вращательный момент коленчатого вала на генератор. Эффективность обеспечивает хорошее сцепление с металлическими деталями и натяжение.

Громкий неприятный звук оповестит водителя о том, что причина отсутствия зарядки в слабом натяжении ременной передачи. При проблемах с зарядкой, даже при отсутствии звуков со стороны ремня, его проверяют в ручном режиме.

 

Для проверки надо остудить двигатель. Рукой надавить на ремень, а также при помощи фонаря визуально осмотреть целостность элемента. Гладкость, трещины, стертые места — симптомы износа.

Проводка к обмотке возбуждения, реле-регулятор

Найти проблему помогает обследование бытовым тестером, с функцией измерения напряжения в вольтах. Один контакт надо подключить к массе (неокрашенной детали кузова), вторым щупом проверяют плюсовой контакт генератора. Если показатель равен 12 В — оборудование исправно.

Значение «0» на шкале тестера показывает, что на ВАЗ 2106 нет никакого напряжения, а зарядка не идет — это неисправность обмотки. Способ подходит для поверки остальных электроэлементов системы.

Обрыв или замыкание обмоток генератора

Оценить работоспособность обмотки помогает измерение вольтажа контактов. Обследование проводят путем измерения вольтажа: один контакт соединяют с плюсовой клеммой аккумулятора, второй — с контактом на приборе. Шкала показывает 12 единиц — здесь неисправностей нет, следует искать их в другом месте.

Шкала показывает «0» — цепь оборвана. Такие неисправности не ремонтируют, оборудование подлежит замене.

Неисправный диодный мост

Используемая производителем, схема зарядки моделей ВАЗ 2106 предполагает необходимость выпрямления тока. Задачу выполняет диодный мост, его легко узнать по форме подковы. Элемент сборный, чтобы определить работоспособность, надо снять крышку генератора и отсоединить поочередно все части.

Элементы по отдельности позванивают тестером. Большие показатели сопротивления, а также прозвон со всех сторон, говорят о неисправности.

Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *