Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

Содержание

3.30. Обслуживание аккумуляторной батареи

3.30. Обслуживание аккумуляторной батареи

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Вам потребуются
  • термометр
  • ареометр
  • стеклянная трубка
  • резиновая груша
  • зарядно-пусковое устройство

Периодичность

Через каждые 15 000 км пробега проверяйте уровень и плотность электролита.

Регулярно очищайте аккумуляторную батарею от пыли и грязи. Если на корпусе появились трещины или вспучивание верхней крышки, замените аккумуляторную батарею.

Электролит должен быть прозрачным. Бурый оттенок свидетельствует об осыпании активной массы пластин - надо менять батарею.


Предупреждения

При эксплуатации уровень электролита постепенно снижается из-за испарения воды, входящей в его состав. Для восстановления уровня доливайте в батарею только дистиллированную воду.

При проверке плотности будьте осторожны: в состав электролита входит серная кислота! Капли электролита, попавшие на детали автомобиля или на открытые участки тела, немедленно промойте большим количеством воды.

Во время зарядки аккумуляторной батареи не курите и не пользуйтесь открытым огнем.

Перед зарядкой снимите аккумуляторную батарею с автомобиля, иначе "закипевший" электролит может выплеснуться на кузов и детали автомобиля.


Таблица 1. Корректировка плотности электролита в зависимости
от температуры

Температура электролита, &degС

Поправка, г/см3

От -40 до -26

-0,04

От -25 до -11

-0,03

От -10 до +4

-0,02

От +5 до +19

-0,01

От +20 до +30

-0,00

От +31 до +45

+0,01

Таблица 2. Плотность электролита при 25 &degС, г/см3

Климатический район (средне месячная температура воздуха в январе, &degС)

Время года

Полностью заряженная батарея

Батарея заряжена

на 25%

на 50%

Очень холодный
(от -50 до -30 &degС)

Зима
Лето

1,30
1,28

1,26
1,24

1,22
1,20

Холодный
(от -30 до -15 &degС)

Круглый год

1,28

1,24

1,20

Умеренный
(от -15 до -8 &degС)

Круглый год

1,28

1,24

1,20

Теплый влажный
(от 0 до +4 &degС)

Круглый год

1,23

1,19

1,15

Жаркий сухой
(от -15 до +4 &degС)

Круглый год

1,23

1,19

1,15

Таблица 3. Примерные нормы корректировки плотности электролита

Требуемая плотность электролита в аккумуляторе, г/см3

1,24

1,26

1,28

1,30

Реальная плотность электролита, г/см3

Объем удаляемого из аккумулятора электролита, см

3

1,15

254

290

342

396

1,16

220

275

330

385

1,17

201

259

316

374

1,18

181

241

301

362

1,19

158

222

285

348

1,20

133

200

266

333

1,21

105

176

246

316

1,22

74

149

223

242

1,23

40

119

198

277

1,24

0

84

169

253

1,25

24

45

136

226

1,26

47

0

97

194

1,27

68

23

53

158

1,28

87

44

0

115

1,29

105

63

21

63

1,30

112

82

41

0

1,31

138

90

59

20


  После удаления электролита необходимо долить такое же количество электролита плотностью 1,40 г/см3.
  После удаления электролита необходимо долить такое же количество дистиллированной воды.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Если у батареи полупрозрачный корпус, уровень электролита определяют визуально: он должен находиться между метками "MIN" и "MAX" на боковой поверхности батареи. 2. Если у батареи корпус непрозрачный, отверните шесть пробок на крышке. 3. Проверьте уровень электролита в первой банке аккумуляторной батареи, вставив стеклянную трубку (она продается в комплекте с ареометром) в отверстие до упора в предохранительную сетку и зажав трубку пальцем...

4. ...выньте трубку. Уровень электролита должен составлять 10-15 мм.

5. Вставьте трубку в отверстие и слейте электролит. Таким же образом проверьте уровень в остальных банках аккумуляторной батареи. Если в какой-либо из банок уровень меньше, долейте в них дистиллированную воду до рекомендуемого уровня (отметка "MIN" или 10-15 мм по уровню в трубке).

6. После заливки измерять плотность электролита можно только через два часа: вода должна перемешаться с электролитом. Для проверки плотности вставьте ареометр в отверстие до упора в предохранительную сетку и засосите электролит с помощью груши, чтобы поплавок ареометра всплыл.

7. Деление на поплавке, находящееся на уровне электролита, показывает его плотность, которая должна составлять 1,28 г/см3 для умеренного климата (при температуре электролита 25&degС). Плотность зависит от температуры электролита, поэтому вносите в результат измерений поправку (см. табл. 1). По этому показателю можно судить о степени разряда батареи (см. табл. 3). Если плотность ниже указанной или отличается в банках более чем на 0,02 г/см3, надо подзарядить аккумулятор.

8. Слейте электролит из ареометра в банку аккумуляторной батареи.

9. Для зарядки аккумуляторной батареи пользуйтесь зарядным или зарядно-пусковым устройством в соответствии с инструкцией.

12. Во время зарядки регулярно проверяйте температуру и плотность электролита. Если температура электролита превысит 40&degС, уменьшите зарядный ток наполовину либо прервите зарядку и дайте электролиту остыть до 27&degС.
10. Выверните все пробки банок и подсоедините провода зарядного устройства к клеммам батареи, соблюдая полярность, затем включите зарядное устройство. 11. Установите зарядный ток, равный 0,1 емкости батареи (для батареи емкостью 5 А-ч - 5,5 А; для батареи емкостью 65 А-ч - 6,5 А и т.д.). Во время зарядки периодически корректируйте величину зарядного тока.
13. Если в течение двух часов плотность не меняется и началось бурное "кипение" электролита, значит батарея полностью заряжена. Сначала выключите зарядное устройство, затем отсоедините провода от клемм батареи.  
14. Замерьте плотность электролита во всех банках. Если она больше нормы, отсосите резиновой грушей часть электролита из банки и долейте такой же объем дистиллированной воды. Если плотность электролита меньше нормы, откачайте ареометром часть электролита и долейте столько же электролита плотностью 1,40 г/см3 (см. табл. 3). После этого вновь подключите зарядное устройство и заряжайте батарею в течение 30 мин. Снова измерьте плотность электролита и при необходимости доведите ее до нормы, как указано выше.

carmanz.com

Обслуживаемый аккумулятор ВАЗ 21099 VAZ 99

+ Общая информация
+ Эксплуатация автомобиля
 - Техобслуживание
 - Герметичность прокладок
 - Герметичность системы охлаждения
 - Герметичность топливной системы
 - Замена воздушного фильтра
 - Регулировка ремня генератора
 - Замена ремня генератора
 - Очистка вентиляции картера
 - Неисправности зажигания
 - Замена свечей зажигания
 - Замена фильтра тонкой очистки топлива
 - Терморегулятор воздушного фильтра
 - Замена трансмиссионного масла
 - осмотр привода колёс и тяг
 - Проверка подвески
 - Люфт руля
 - Проверка рулевого механизма
 - Замена тормозной жидкости
 - Замена передних тормозных колодок
 - Замена задних тормозных колодок
 - Прокачиваем тормоза
 - Проверка тормоза
 - Герметичность тормозной системы
 - Ручной тормоз
 - Проверка вакуумного усилителя
 - Регулятор давления
 - Как отрегулировать педаль тормоза
 - Проверка выхлопной системы
   Обслуживаемый аккумулятор
 - Проверка электического оборудования
 - Как отрегулировать свет фар
 + Замена лампочек
+ Возможные неисправности
+ Ходовая часть
+ Рулевое управление
+ Тормоза
+ Электрооборудование
+ Кузов
+ Двигатель и его системы
+ Трансмиссия
+ Приложения
+ Электросхемы
   Статьи
Инструменты
  • термометр
  • ареометр
  • стеклянная трубка
  • резиновая груша
  • зарядно-пусковое устройство

Периодичность

Через каждые 15 000 км пробега проверяйте уровень и плотность электролита.

Регулярно очищайте аккумулятор от пыли и грязи. Если на корпусе появились трещины или вспучивание верхней крышки, замените аккумулятор.

Электролит должен быть прозрачным. Бурый оттенок свидетельствует об осыпании активной массы пластин — надо менять батарею.

     Внимание

При эксплуатации уровень электролита постепенно снижается из-за испарения воды, входящей в его состав. Для восстановления уровня доливайте в батарею только дистиллированную воду. При проверке плотности будьте осторожны: в состав электролита входит серная кислота! Капли электролита, попавшие на детали автомобиля или на открытые участки тела, немедленно промойте большим количеством воды. Во время зарядки аккумулятора не курите и не пользуйтесь открытым огнем. Перед зарядкой снимите аккумулятор с автомобиля, иначе “закипевший” электролит может выплеснуться на кузов и детали автомобиля.

Таблица 1. Корректировка плотности электролита в зависимости
от температуры

Температура электролита, °С

Поправка, г/см3

От -40 до -26

-0,04

От -25 до -11

-0,03

От -10 до 4

-0,02

От 5 до 19

-0,01

От 20 до 30

-0,00

От 31 до 45

0,01

Таблица 2. Плотность электролита при 25 °С, г/см3

Климатический район (средне месячная температура воздуха в январе, °С)

Время года

Полностью заряженная батарея

Батарея заряжена

на 25%

на 50%

Очень холодный
(от –50 до –30 °С)

Зима
Лето

1,30
1,28

1,26
1,24

1,22
1,20

Холодный
(от –30 до –15 °С)

Круглый год

1,28

1,24

1,20

Умеренный
(от –15 до –8 °С)

Круглый год

1,28

1,24

1,20

Теплый влажный
(от 0 до 4 °С)

Круглый год

1,23

1,19

1,15

Жаркий сухой
(от –15 до 4 °С)

Круглый год

1,23

1,19

1,15

Таблица 3. Примерные нормы корректировки плотности электролита

Требуемая плотность электролита в аккумуляторе, г/см3

1,24

1,26

1,28

1,30

Реальная плотность электролита, г/см3

Объем удаляемого из аккумулятора электролита, см3

1,15

254

290

342

396

1,16

220

275

330

385

1,17

201

259

316

374

1,18

181

241

301

362

1,19

158

222

285

348

1,20

133

200

266

333

1,21

105

176

246

316

1,22

74

149

223

242

1,23

40

119

198

277

1,24

0

84

169

253

1,25

24

45

136

226

1,26

47

0

97

194

1,27

68

23

53

158

1,28

87

44

0

115

1,29

105

63

21

63

1,30

112

82

41

0

1,31

138

90

59

20


  После удаления электролита необходимо долить такое же количество электролита плотностью 1,40 г/см3.
  После удаления электролита необходимо долить такое же количество дистиллированной воды.


  Порядок работ
1. Если у батареи полупрозрачный корпус, уровень электролита определяют визуально: он должен находиться между метками “MIN” и “MAX” на боковой поверхности батареи. 2. Если у батареи корпус непрозрачный, отверните шесть пробок на крышке. 3. Проверьте уровень электролита в первой банке аккумулятора, вставив стеклянную трубку (она продается в комплекте с ареометром) в отверстие до упора в предохранительную сетку и зажав трубку пальцем...

4. ...выньте трубку. Уровень электролита должен составлять 10–15 мм.

5. Вставьте трубку в отверстие и слейте электролит. Таким же образом проверьте уровень в остальных банках аккумулятора. Если в какой-либо из банок уровень меньше, долейте в них дистиллированную воду до рекомендуемого уровня (отметка “MIN” или 10–15 мм по уровню в трубке).

6. После заливки измерять плотность электролита можно только через два часа: вода должна перемешаться с электролитом. Для проверки плотности вставьте ареометр в отверстие до упора в предохранительную сетку и засосите электролит с помощью груши, чтобы поплавок ареометра всплыл.

7. Деление на поплавке, находящееся на уровне электролита, показывает его плотность, которая должна составлять 1,28 г/см3 для умеренного климата (при температуре электролита 25°С). Плотность зависит от температуры электролита, поэтому вносите в результат измерений поправку (смотрите табл. 1). По этому показателю можно судить о степени разряда батареи (смотрите табл. 3). Если плотность ниже указанной или отличается в банках более чем на 0,02 г/см3, надо подзарядить аккумулятор.

8. Слейте электролит из ареометра в банку аккумуляторной батареи.

9. Для зарядки аккумулятора пользуйтесь зарядным или зарядно-пусковым устройством в соответствии с инструкцией.

12. Во время зарядки регулярно проверяйте температуру и плотность электролита. Если температура электролита превысит 40°С, уменьшите зарядный ток наполовину либо прервите зарядку и дайте электролиту остыть до 27°С.
10. Выверните все пробки банок и подсоедините провода зарядного устройства к клеммам батареи, соблюдая полярность, затем включите зарядное устройство. 11. Установите зарядный ток, равный 0,1 емкости батареи (для батареи емкостью 5 А·ч – 5,5 А; для батареи емкостью 65 А·ч – 6,5 А и т.д.). Во время зарядки периодически корректируйте величину зарядного тока.
13. Если в течение двух часов плотность не меняется и началось бурное “кипение” электролита, значит батарея полностью заряжена. Сначала выключите зарядное устройство, затем отсоедините провода от клемм батареи.  
14. Замерьте плотность электролита во всех банках. Если она больше нормы, отсосите резиновой грушей часть электролита из банки и долейте такой же объем дистиллированной воды. Если плотность электролита меньше нормы, откачайте ареометром часть электролита и долейте столько же электролита плотностью 1,40 г/см3 (смотрите табл. 3). После этого вновь подключите зарядное устройство и заряжайте батарею в течение 30 мин. Снова измерьте плотность электролита и при необходимости доведите ее до нормы, как указано выше.

vaz-sputnik.ru

Электролит свинцово-кислотной аккумуляторной батареи.


Электролит




Для работы свинцово-кислотной аккумуляторной батареи необходим электролит – водный раствор серной кислоты, обладающий высокой ионной проводимостью. При погружении электродов аккумулятора в электролит и подключении к выводам электродов внешней нагрузки начинаются электрохимические реакции, описанные в предыдущей статье.

Электролит для заливки в аккумуляторную батарею готовят из серной кислоты (ГОСТ 667-73) и дистиллированной воды (ГОСТ 6709-72). При подготовке электролита следует пользоваться руководством по эксплуатации автомобиля. Для надежной работы аккумуляторных батарей необходима высокая степень чистоты электролита.

Нельзя применять техническую серную кислоту и недистиллированную воду, так как при этом ускоряется саморазрядка, сульфатация и разрушение пластин, и уменьшается емкость батареи.

При приготовлении электролита кислоту льют тонкой струйкой в воду, одновременно помешивая раствор чистой стеклянной палочкой. Нельзя наливать воду в кислоту, так как при этом выделяется большое количество тепла в верхних слоях раствора, и электролит будет разбрызгиваться из емкости и при попадании на тело может вызвать ожоги.

Смешивать электролит следует в кислотостойкой эбонитовой, фарфоровой или освинцованной посуде.

Количество дистиллированной воды, серной кислоты или электролита при приготовлении 1 литра электролита необходимой плотности приведены в таблице 1.

Таблица 1. Количество дистиллированной воды, серной кислоты или электролита плотностью 1,4 г/см3 для приготовления 1 л электролита необходимой плотности при температуре 25 ˚С, л

Плотность
электролита

Для серной кислоты
плотностью 1,83 г/см3

Для электролита
плотностью 1,4 г/см3

дистиллированная
вода

серная кислота

дистиллированная
вода

электролит

1,23

0,829

0,231

0,465

0,549

1,25

0,809

0,253

0,410

0,601

1,27

0,791

0,274

0,357

0,652

1,31

0,749

0,319

0,246

0,760

1,40

0,650

0,423

0

1

Плотность электролита определяют с помощью денсиметра или ареометра.

Новые аккумуляторные батареи заливают электролитом плотностью на 0,02 г/см3 меньше той, которая должна быть в конце зарядки.

***

Плотность электролита

Плотность электролита, как и любого другого вещества, определяется отношением массы к занимаемому этой массой объему. Для электролита плотность измеряется в граммах на кубический сантиметр (г/см3).
Поскольку плотность дистиллированной воды равна 1 г/см3, а серная кислота тяжелее воды (ее плотность при +20 ˚С составляет: 1,8312-1,8355 г/см3), то с добавлением серной кислоты в воду плотность электролита будет возрастать, а при добавлении в раствор (электролит) воды, его плотность будет уменьшаться. По этим же причинам плотность будет уменьшаться при сульфатации пластин и при сильной разрядке батареи, а увеличивается при испарении воды (например, в процессе интенсивной зарядки).



При понижении плотности электролита возрастает внутреннее сопротивление аккумуляторной батареи и уменьшается ее емкость. В морозное время года чрезмерное снижение плотности может привести к замерзанию электролита.

Повышение плотности электролита приводит к интенсивному разрушению пластин и их сульфатации, что снижает емкость аккумулятора и уменьшает срок его службы. Следует учитывать, что плотность электролита в аккумуляторах (банках) аккумуляторной батареи не должна отличаться более чем на 0,01 г/см3. В противном случае батарею необходимо полностью зарядить и произвести корректирование плотности электролита.
Если плотность выше нормы - доливают дистиллированную воду, если ниже - электролит плотностью 1,4 г/см3 (электролит можно доливать лишь в полностью заряженную аккумуляторную батарею). Корректировку плотности доливкой производят после предварительного отбора из аккумуляторов нужного количества электролита. После этого аккумуляторную батарею заряжают в течение 25...30 мин для полного перемешивания электролита и снова измеряют его плотность.

В процессе эксплуатации необходимо следить за состоянием аккумуляторной батареи. При нормальных эксплуатационных параметрах плотность электролита в аккумуляторах батареи является индикатором степени их разрядки. Снижение плотности электролита на 0,01 г/см3 соответствует разрядке аккумулятора на 6 %.
Если появляется необходимость в частой подзарядке батареи, следует выяснить причину и ее устранить, поскольку систематическая недозарядка аккумуляторной батареи значительной сокращает срок ее службы и отрицательно сказывается на пусковых качествах двигателя.

***

Определение степени зарядки аккумуляторной батареи

Степень зарядки аккумуляторной батареи проверяют измерением плотности электролита, приведенной к температуре +25 ˚С. В зависимости от климатических условий эксплуатации автомобиля и времени года используется электролит разной плотности (таблица 2).

Таблица 2. Плотность электролита в зависимости от климатических условий и времени года

Макрокли-
матический район

Климатический район (ГОСТ 16350-80)

Средне-
месячная температура воздуха в январе, ˚С

Время года

Плотность электролита приведенная к температуре +25 ˚С, г/см3

Для новой аккумуляторной батареи

Для заряженной аккумуляторной батареи

Холодный

Очень холодный

от -50 до -30

Зима

1,28

1,30

Лето

1,24

1,26

Холодный

от -30 до -15

Круглый год

1,26

1,28

Умеренный

Умеренный

от -15 до -3

Круглый год

1,24

1,26

Жаркий сухой

от -15 до +4

1,22

1,24

Теплый влажный

0 до +4

1,20

1,22

При определении плотности электролита необходимо учитывать его температуру, применяя соответствующие поправки, приведенные в таблице 3.

Таблица 3. Поправки при измерении плотности электролита (г/см3) в зависимости от его температуры

Температура электролита,
˚С

+45

+30

+15

0

-30

-15

-45

Поправка плотности

+0,02

+0,01

0

-0,01

-0,02

-0,03

-0,04

***

Проверка уровня электролита

Одним из важнейших условий надежной работы аккумуляторной батареи является поддержание необходимого уровня электролита в ее элементах. Уровень электролита в каждой секции моноблока (банках) должен быть на 10…15 мм выше предохранительного щитка, установленного над сепараторами.

Для облегчения контроля уровня электролита у заливных горловин аккумуляторных батарей снизу имеются указатели – тубусы, входящие внутрь аккумуляторной батареи. Нижний срез тубуса находится на требуемом расстоянии от поверхности предохранительного щитка. Уровень электролита считается достаточным, если поверхность электролита касается нижнего торца тубуса горловины. При этом на поверхности электролита образуется четко видимый мениск. Если уровень электролита ниже указанного из-за выплескивания, следует долить дистиллированной воды.

Проверять уровень электролита рекомендуется на остывшей заряженной аккумуляторной батарее или после длительной поездки, так как в этом случае происходит «кипение» электролита, повышение его температуры и испарение дистиллированной воды.

В случае превышения уровня электролита в банках аккумуляторной батареи его следует уменьшить с помощью резиновой груши, так как выплескивание может привести к интенсивной коррозии деталей крепления и к окислению проводов.

***

Типы автомобильных аккумуляторов



k-a-t.ru

Зависимость плотности электролита от степени разряженности батареи

Таблица 2

Плотность электролита полностью заряженной батареи, г/см3

Плотность электролита, г/см3,при степени разреженности батареи,%

плотность электролита полностью заряженной батареи,г/см3

Плотность электролита, г/см3,при степени разреженности батареи,%

25

50

25

50

1,30

1,28

1,26

1,26

1,24

1,22

1,22

1,20

1,18

1,24

1,22

1,20

1,18

1,16

1,14

Аккумуляторные батареи, степень разреженности которых больше 50 % летом и 25 % зимой, необходимо снять с эксплуатации и зарядить в стационарных усло­вия х

Проверка технического состояния. Техническое состояние ак­кумуляторных батарей оценивают с помощью нагрузочной вилки ЛЭ-2 или аккумуляторного пробника Э-107. Нагрузочная вилка ЛЭ-2 (рис. 9 , а) позволяет определять напряжение каждого аккумулятора под нагрузкой. Нагрузочные резисторы 5 и 6 установлены между контактными ножками 4. Резистор сопротив­лением 0,01—0,012 Ом включают при проверке батарей емкостью 75—105 А•ч силой ' тока до 160 А. Резистор сопротивлением 0,018—0,02 Ом работает при контроле состояния батарей емкостью 45—60 А• ч, пропуская ток силой до 100 А. При одновременном подключении резисторов гайками 3 может быть обеспечена сила тока до 260 А для аккумуляторных батарей емкостью 105— 132 А•ч.

21

При измерении напряжения контактные ножки плотно при­жимают к выводам аккумулятора, и через 5 с регистрируют показания вольтметра. Напряжение на выводах исправного акку­мулятора должно быть в пределах 1,7—1,8 В. При снижении напряжения до 1.4 — 1,7 В батарею следует подзарядить. Если напряжение хотя бы одного аккумулятора отличается от напря­жения других аккумуляторов на 0,1 В или падает ниже 1,4 В, батарею требуется зарядить в стационарных условиях или от­ремонтировать. Напряжение под нагрузкой у аккумуляторных батарей с общей крышкой емкостью до 190 А•ч измеряют с по­мощью пробника Э-107 (рис. 3 , б), у которого одна контактная ножка заменена щупом 9. ЭДС аккумуляторной батареи опре­деляется при отвернутых контактных гайках 3.

В настоящее время вместо нагрузочной вилки ЛЭ-2 исполь­зуют пробник Э-108, унифицированный с пробником Э-107. Пробник Э-108 в отличие от Э-107 имеет вольтметр с двусторонней шкалой (что позволяет проводить измерения, не соблюдая поляр­ности), три нагрузочных резистора и две контактные гайки. Различное включение резисторов позволяет проверять отдельные аккумуляторы батарей емкостью 45—105, 105—150 и 150— 190 А•ч.

Прибор ЛЭ-ЗМ (рис. 9, в) используют как диагностический для определения напряжения аккумуляторов батареи при на­грузке, близкой к стартерной. Прибор позволяет, меняя положе­ние переключателя 17 вольтметра, измерять напряжение на вы­водах трех аккумуляторов батареи.

Более точно техническое состояние аккумуляторной батареи определяют по фактической емкости 20-часового разряда и про­должительности стартерного разряда при температуре (25 ± 2) °С.

22

Неисправности аккумуляторных батарей.

Неисправности, при­чины их возникновения и способы устранения приведены ниже. К неисправностям аккумуляторных батарей, возникающим в эксплуатации, относятся окисление выводов и наконечников проводов, нарушение герметичности, ускоренный саморазряд, сульфитация, короткое замыкание и преждевременное разрушение электродов.

Сульфитация — образование на поверхности электродов круп­ных малорастворимых кристаллов сернокислого свинца — проис­ходит при повышенной плотности электролита, длительном хра­нении батарей без подзаряда, систематическом недозаряде, на­личии контакта электродов с воздухом вследствие пониженного уровня электролита. Батареи с сульфатированными электродами быстро теряют емкость при разряде.

Изменение объема электродов при заряде и разряде приводит к отделению активной массы от решеток и оседанию ее на дне моноблока. Деформирование и разрушение электродов проис­ходят интенсивнее при коротких замыканиях и длительных включениях стартера. Положительные электроды окисляются кислородом и быстро разрушаются при перезарядах батареи.

В связи с естественным износом электродов, коррозией реше­ток и выпадением активной массы положительных электродов, уплотнением активной массы отрицательных электродов проис­ходит постепенное снижение емкости аккумуляторной батареи. Аккумуляторная батарея снимается с эксплуатации при сниже­нии емкости до 40 % номинальной или уменьшении продолжи­тельности стартерного разряда при температуре

(25 ± 2) °С до 1,5 мин.

Минимальный срок службы батарей обычной конструкции и с общей крышкой в эксплуатации должен составлять 1 год при наработке транспортного средства в пределах этого срока не более 150 тыс. км пробега или 2 года при наработке транспортного средства в пределах этого срока не более 90 тыс. км пробега.

23

Причина неисправности

Способ устранения

Аккумуляторная батарея не обеспечивает достаточной частоты вращения коленчатого электростартером вала

Повышенное падение напряжения в цепи питания стартера

Разряд батареи ниже допустимого уровня

Неисправность одного или нескольких аккумуляторов

Ускоренный саморазряд батареи вследствие попадания электролита на поверхность батареи

Очистить выводы батареи и наконечники проводов, подтянуть креплениние наконечников проводов на выводах батареи и смазать их техническим вазелином

Зарядить батарею,при необходимости проверить исправность генераторной установки

Сдать батарею в ремонт

Протереть батарею сухой тряпкой, а затем тряпкой смоченной 10%-ным раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды.

Разрядить батарею током 10-часового режима до напряжения одного из аккумуляторов 1.1-1.2 В. Электролит вылить, батарею промыть, залить в неё свежий электролит и зарядить.

Быстрое понижение уровня электролита

Повреждение моноблока батареи.

Повышение зарядного напряжения

Сдать батарею в ремонт

Проверить регулятор напряжении , при необходимости отрегулировать.

Разряженная батарея плохо заряжается

(быстро повышается напряжение и температура электролита, начинаеться обильное газовыделение)

Сульфатация электролита

Восстановить батарею с сульфатированными электродами зарядно-разрядным циклом при силе тока менее 0.05С20 (А) в случае начальной плотности 1.12-1.14 г/см3. При значительной сульфатации электродов батарею сдать в ремонт.

Выплескивание электролита из вентиляционных отверстий во время заряда

Повышение уровня электролита

Повышение силы зарядного тока

Короткое замыкание пластин в аккумуляторе

Удалить излишки электролита резиновой грушей

Проверить регулятор напряжения, при необходимости отрегулировать

Сдать батарею в ремонт

Минимальный срок службы необслуживаемых батарей в эксплу­атации должен быть равен 3 годам при наработке транспортного средства не более 100 тыс. км пробега.

Минимальный срок сохраняемости не залитой электролитом батареи должен составлять 3 года. Сухозаряженность должна сохраняться не менее 1 года. Для необслуживаемых батарей, залитых электролитом, устанавливается срок сохраняемости 2 года при условии промежуточного заряда в пределах минималь­ного срока службы.

ЗАРЯД БАТАРЕИ:

1. Присоедините положительный вывод батареи к положительному полюсу источника тока, а отрицательный — к от­рицательному.

2. Включите батареи на заряд, если температура элек­тролита в них не выше 30°С в холодной и умеренной зонах и не выше 35°С в жаркой и теплой влажной зонах.

3. Ток заряда должен соответствовать данным табл. 4.

4. Заряд батарей ведите до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех аккумуляторах батареи, а напряжение и плотность электролита останутся постоянными в течение 2 ч. Напряжение контролируйте вольтметром класса точности 1,0 со шкалой на ЗВ с ценой деления 0,02 В, для батареи со скрытыми перемычками — вольтметром со шкалой на 30 В с ценой деления 0,2 В.

5. Во время заряда периодически проверяйте температу­ру электролита и следите за тем, чтобы она не поднима­лась выше 45.°С в холодной и умеренной климатических зо­нах и выше 50сС в условиях жаркой и теплой влажной зон, В случае, если температура окажется выше упомянутых зна­чений, следует уменьшить зарядный ток наполовину или пре­рвать заряд на время, необходимое для снижения темпера­туры до 30—35°С.

6. В конце заряда, если плотность электролита, замерен­ная с учетом температурной поправки по табл.1, будет отли­чаться от нормы, указанной в табл. (графа 4), произведите корректировку плотности электролита доливкой дистиллиро­ванной воды в случаях, когда плотность выше нормы и доливкой раствора кислоты плотностью 1,400 г/см3, когда она ниже нормы.

После корректировки электролита водой или раствором кислоты продолжите заряд в течение 30 мин. для полного перемешивания электролита

По окончании корректировки плотности электролита бата­реи выключите с заряда, дайте постоять еще 30 мин. без тока.

Затем произведите замер уровня электролита во всех ак­кумуляторах батареи. Если уровень электролита окажется, ни же нормы, в аккумулятор добавьте электролит такой же плотности, какая указана в табл. t (графа 4), при уровне электролита выше нормы отберите избыток электро­лита резиновой грушей. После заряда батареи сдаются в эксплуатацию.

studfiles.net

Пониженная или повышенная плотность электролита


⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3

Плотность электролита понижается в основном при разряде аккумуляторов и сульфатации электродов. При понижении плотности электролита увеличивается внутренние сопротивление батареи и снижается ее емкость. В результате падает сила тока в цепи работающего стартера, а поэтому уменьшаются частота вращения якоря и мощность стартера, что затрудняет пуск двигателя, особенно в зимнее время. Кроме того, в зимнее время может произойти замерзание электролита.

Плотность электролита повышается при испарении воды во время перезаряда аккумуляторов или в результате доливки в аккумуляторы электролита, а не воды. В случае повышения плотности электролита больше нормы ускоряется разрушение активного вещества и решеток электродов, а также ускоряется сульфатация активного вещества, что снижает емкость и срок службы батареи.

Плотность электролита измеряют денсиметром или плотнометром (рис. 3). Денсиметр имеет цену деления 10 кг/м3 (т. е. 0,01 г/см), а плотномер 0,02 г/см3 . показания приборов зависят от температуры, поэтому измерение плотности необходимо производить совместно с измерением температуры. Если температура электролита значительно отличается от +25 ºС, то кпоказаниям приборов необходимо добавить или отнять поправку (табл. 4).

Рис. 3. Измерение плотности электролита

Таблица 1. Температурные поправки к показаниям денсиметра для приведения плотности электролита к 25 ºС

Температура электролита, ºС Поправка, г/см3 Температура электролита, ºС Поправка, г/см3
-65...-50 -0,06 -4…+10 -0,02
-49...-35 -0,05 +11...+25 -0,01
-34...-20 -0,04 +26...+40 +0,01
-19...-5 -0,03 +41...+55 +0,02

 

Более точно температурную поправку к показаниям денсиметра можно подсчитать. На каждый градус изменения температуры в показания денсиметра следует вводить поправку, равную 0,7 кг/м3 (0,0007 г/см3 ). Если температура выше 25 ºС, поправку к показаниям прибавляют, если ниже – вычитают.

Для измерения плотности электролита денсиметром необходимо с помощью резиновой груши (см. рис. 25) несколько раз (для удаления пузырьков воздуха со стенок колбы 1 ) набрать электролит до всплытия поплавка 2 . Не вынимая денсиметр из аккумулятора и не допуская касания поплавком стенок колбы, по впадине метиска электролита в колбе и по шкале поплавка определяют плотность электролита.

В корпусе плотнометра 3 помещены семь пластмассовых поплавков различной массы. Поплавок, регистрирующий плотность 1,27 г/см3 , окрашен. На корпусе против каждого поплавка выполнена надпись наименьшей плотности, при которой всплывает поплавок. Плотность определяют по тому всплывающему поплавку, против которого выполнена надпись с большей цифрой.

Определение плотности производят по положению поплавков через некоторое время после заполнения корпуса электролитом, что необходимо для выравнивания температуры электролита и поплавков. После этого поплавки займут определенное положение, т. е. опустятся или поднимутся.

Плотность электролита в проверяемых аккумуляторах батареи не должна отличатся более чем на 0,01 г/см3 (10 кг/м3 ), в противном случае батарею необходимо зарядить и произвести корректировку плотности электролита доливкой в аккумуляторы воды в случае, когда плотность будет больше нормы, и доливкой электролита плотностью 1,40 г/см3 , когда она будет ниже нормы, предварительно отобрав из аккумуляторов нужное количество электролита. После доливки в аккумуляторы воды или электролита плотностью 1,40 г/см3 нужно продолжить заряд батареи в течение 25 – 30 мин для полного перемешивания электролита и снова измерить плотность его. Значения плотности электролита в аккумуляторах батареи в зависимости от климатического района эксплуатации и времени года приведены в табл. 2

 

Таблица 5. Нормы плотности электролита*

Климатические районы Время года Плотность электролита, приведенная к 25 ºС, г/см3
заливаемого заряженной батареи
Очень холодный Зима 1,28 1,30
Лето 1,24 1,26
Холодный Круглый год 1,26 1,28
Умеренный Круглый год 1,24 1,26
Теплый, влажный, жаркий, сухой Круглый год 1,21 1,23

 

* Допускается отклонение плотности от приведенной не более +0,01 г/см3

По плотности электролита в аккумуляторах судят о степени разреженности аккумуляторов и о пригодности всей батареи к эксплуатации.

Снижение плотности электролита на 0,01 г/см3 по отношению к плотности у полностью заряженного аккумулятора соответствует разряду аккумулятора соответствует разряду аккумулятора примерно на 6%. Например, если плотность электролита в заряженном аккумуляторе была 1,28 г/см3 , а измеренная при +25 ºС – 1,22 г/см3 , то плотность понизилась на 36%.

Степень разряженности всей батареи определяется по степени разряженности всей батареи определяется по степени разряженности аккумулятора, имеющего самую низкую плотность электролита. Батареи, разряженные более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, снимают с эксплуатации и заряжают.

Для определения пригодности батареи к эксплуатации удобно использовать табл. 3.

Таблица 3. Плотность электролита (г/см3 ) при 25 ºС и различной степени разряженности аккумулятора

Полностью заряженная батарея Батарея разряжена на Полностью заряженная батарея Батарея разряжена на
25% 50% 25% 50%
1,30 1,26 1,22 1,24 1,20 1,16
1,28 1,24 1,20 1,23 1,19 1,15
1,26 1,22 1,18      

В зимнее время на автомобилях с наружной установкой аккумуляторных батарей их необходимо укреплять, а при эксплуатации батарей в очень холодной зоне увеличить плотность электролита (см. табл. 2).

Короткое замыкание электродов происходит при разрушении сепараторов, большом выпадении активного вещества на дно бака и на кромках сепараторов, выступающих над верхней частью электродов. При работе батареи электролит в аккумуляторах все время перемешивается между нижней и верхней частями бака аккумулятора и переносит частицы высыпавшегося активного вещества на верхние торцы электродов и сепараторов, что и вызывает частичное замыкание электродов. Частичное замыкание электродов возникает и при образовании наростов свинца на кромках минусовых электродов.

Короткозамкнутый аккумулятор быстро разряжается, и электроды его сульфатируются. Плотность электролита в таком аккумуляторе будет менее нормы.

При полном коротком замыкании аккумулятор зарядить нельзя, а напряжение его будет равно нулю. Короткое замыкание пластин определяется сравнением ЭДС аккумуляторов батареи с напряжением, измеренным вольтметром без нагрузки (Рис. 4).

Подсчитывая ЭДС по плотности электролита:

ЭДС = 0,84 + γ25 ,

где γ25 – плотность электролита, приведенная к 25 ºС, г/см3 .

Рис. 4. Измерение напряжения аккумулятора без нагрузк

Рис. 5. Схема контрольного разряда аккумуляторной батареи

Если замеренное напряжение будет меньше ЭДС, подсчитанной по плотности электролита (меньше 2 В), то в аккумуляторе имеется частичное короткое замыкание электродов. В случае полного короткого замыкания показание вольтметра будет равно нулю.

При полном коротком замыкании батарею нужно ремонтировать. Для устранения частичного замыкания электродов аккумулятор промывают дистиллированной водой.

Сульфатация электродов

Это явление заключается в образовании крупных труднорастворимых кристаллов сернокислого свинца (сульфата) на поверхности электродов и на стенках пор активного вещества. Кристаллы сульфата забивают поры активного вещества плюсовых и минусовых электродов, что препятствует проникновению электролита в глубь активного вещества. В результате не все активное вещество будет участвовать в работе, что снизит емкость аккумулятора.

Сульфатация электродов ускоряется при длительном хранении батареи без подзаряда, длительном хранении новых сухозаряженных батарей, повышенной плотности электролита, большом разряде, соприкосновении электродов с воздухом при пониженном уровне электролита. Сульфатированная батарея из-за малой емкости быстро разряжается при резком падении напряжения, особенно при включении стартера.

При заряде сульфатированной батареи быстро повышается напряжение и температура электролита и начинается бурное газовыделение, в то время как плотность электролита повышается незначительно, поскольку часть серной кислоты остается связанной в сульфате. Сульфатацию электродов определяют сравнением ЭДС, подсчитанной по плотности, с напряжением, измеренным вольтметром без нагрузки. Если замеренное напряжение будет больше ЭДС, подсчитанной по плотности, электроды аккумулятора сульфатированны. Сульфатацию устраняют несколькими циклами разряда-заряда при малой плотности электролита (1,11 – 1,12 г/см3 ). Заряд производят силой тока не более 0,05С А (С – номинальная емкость батареи в ампер-часах), доводят плотность электролита до нормы, а затем проводят контрольный разряд батареи силой тока 0,1С . Схема включения батареи и приборов при контрольном разряде приведена на рис. 5. Силу тока в цепи регулируют реостатом. Разряд заканчивают, когда на зажимах одного из наихудших аккумуляторов напряжение понизится до 1,7 В (или 10,2 В на батарее). Батарея считается исправной, если время разряда будет не менее: 7,5 ч для батарей с плотностью 1,29г/см3 ; 6,5 ч – для 1,27г/см3 ; 505 ч – для 1,25 г/см3 .

Если время разряда батареи будет меньше указанных значений, то такую батарею подвергают нескольким циклам заряда-разряда, контролируя время разряда. Если при повторных разрядах не увеличивается время разряда, то такая батарея требует ремонта. Годные батареи заряжают в обычном порядке и направляют для эксплуатации или на склад хранения.

Контрольный разряд также производят для определения годности работавших батарей к дальнейшей эксплуатации и перед постановкой батарей на длительное хранение.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Плотность электролита в аккумуляторе

Автомобильная батарея, известная как аккумулятор, отвечает за системы запуска, освещения и зажигания в машине. Как правило, автомобильные аккумуляторы являются свинцово-кислотными, состоят из гальванических элементов, обеспечивающих 12-вольтовую систему. Каждая из ячеек создает 2,1 В при полной зарядке. Плотность электролита – контролируемое свойство водно-кислотного раствора, обеспечивающее нормальную работу батарей.

Состав свинцово-кислотной батареи

Электролит свинцово-кислотной аккумуляторной батареи представляет собой раствор серной кислоты и дистиллированной воды. Удельный вес чистой серной кислоты составляет около 1,84 г/см3, и эту чистую кислоту разбавляют дистиллированной водой до тех пор, пока удельный вес раствора не станет равным 1,2-1,23 г/см3.

Хотя в некоторых случаях плотность электролита в аккумуляторе рекомендуется в зависимости от типа батареи, сезонного и климатического состояния. Удельный вес полностью заряженной батареи по промышленному стандарту в России - 1,25-1,27 г/см3 летом и для суровых зим- 1,27-1,29 г/см3.

Удельный вес электролита

Одним из основных параметров работы батареи является удельный вес электролита. Это отношение веса раствора (серной кислоты) к весу равного объема воды при определенной температуре. Обычно измеряется с помощью ареометра. Плотность электролита используется в качестве индикатора состояния заряда ячейки или батареи, однако не может характеризовать емкость аккумулятора. Во время разгрузки удельный вес уменьшается линейно.

Учитывая это, нужно уточнить размер допустимой плотности. Электролит в батарее не должен превышать 1,44 г/см3. Плотность может составлять от 1,07 до 1,3 г/см3. Температура смеси при этом будет составлять около +15 С.

Электролит повышенной плотности в чистом виде характеризуется довольно высокой величиной этого показателя. Его плотность составляет 1,6 г/см3.

Степень заряженности

При полностью заряженном стационарном режиме и при разряде измерение удельного веса электролита дает приблизительное указание на состояние заряда ячейки. Удельный вес = напряжение разомкнутой цепи - 0,845.

Пример: 2,13 В - 0,845 = 1,285 г/см3.

Удельный вес уменьшается при разрядке батареи до уровня, близкого к значению чистой воды, и увеличивается во время перезарядки. Аккумулятор считается полностью заряженным, когда плотность электролита в аккумуляторе достигает максимально возможного значения. Удельный вес зависит от температуры и количества электролита в ячейке. Когда электролит находится вблизи нижней отметки, удельный вес выше, чем номинальный, он падает, и воду добавляют в ячейку, чтобы довести электролит до требуемого уровня.

Объем электролита расширяется, когда температура поднимается, и сжимается с понижением температуры, что влияет на плотность или удельное значение силы тяжести. По мере расширения объема электролита показания снижаются и, наоборот, удельный вес увеличивается при более низких температурах.

Перед тем как поднять плотность электролита в аккумуляторе, необходимо выполнить замеры и расчеты. Удельный вес для батареи определяется приложением, в котором он будет использоваться, с учетом рабочей температуры и срока службы батареи.

% Серная кислота

% Вода

Удельный вес (20 ° С)

37,52

62,48

1,285

48

52

1,380

50

50

1,400

60

40

+1,500

68,74

31,26

1,600

70

30

1,616

77,67

22,33

1,705

93

7

1,835

Химическая реакция в аккумуляторах

Как только нагрузка подключается через клеммы аккумулятора, разрядный ток начинает течь через нагрузку, и аккумулятор начинает разряжаться. Во время процесса разрядки кислотность раствора электролита уменьшается и приводит к образованию сульфатных отложений как на положительных, так и на отрицательных пластинах. В этом процессе разряда количество воды в растворе электролита увеличивается, что уменьшает его удельный вес.

Ячейки аккумуляторной батареи могут быть разряжены до заданного минимального напряжения и удельного веса. Полностью заряженная свинцово-кислотная аккумуляторная батарея имеет напряжение и удельный вес, 2,2 В и 1,250 г/см3 соответственно, и эта ячейка обычно может разряжаться до тех пор, пока соответствующие значения не достигнут 1,8 В и 1,1 г/см3.

Состав электролита

Электролит содержит смесь серной кислоты и дистиллированной воды. Данные не будут точными при замерах, если водитель только что добавил воду. Нужно подождать некоторое время, чтобы свежая вода успела смешаться с существующим раствором. Перед тем как поднять плотность электролита, нужно помнить: чем больше концентрация серной кислоты, тем плотнее становится электролит. Чем выше плотность, тем выше уровень заряда.

Для раствора электролита наилучшим выбором является дистиллированная вода. Это минимизирует возможные загрязнения в растворе. Некоторые загрязняющие вещества могут вызывать реакцию с ионами электролита. Например, если смешивать раствор с солями NaCl, получится осадок, что изменит качество раствора.

Влияние температуры на емкость

Какая плотность электролита - это будет зависеть от температуры внутри батарей. Руководство пользователя для конкретных батарей уточняет, какая коррекция должна применяться. Например, в руководстве Surrette/Rolls для температур в диапазоне от -17,8 до -54,4оC при температуре ниже 21оC, снимается 0,04 для каждых 6 градусов.

Многие инверторы или контроллеры заряда имеют датчик температуры батареи, который прикрепляется к аккумулятору. У них обычно есть ЖК-дисплей. Указание инфракрасного термометра также даст необходимую информацию.

Прибор для измерения плотности

Ареометр плотности электролита используется для измерения удельного веса раствора электролита в каждой ячейке. Кислотная аккумуляторная батарея полностью заряжена с удельным весом 1,255 г/см3 при 26оС. Удельный вес — это измерение жидкости, которая сравнивается с базовой. Это вода, которой присваивается базовое число 1.000 г/см3.

Концентрация серной кислоты в воде в новой аккумуляторной батарее составляет 1.280 г/см3, это означает, что электролит весит в 1.280 г/см3 раз больше веса того же объема воды. Полностью заряженная батарея будет тестироваться на уровне до 1.280 г/см3, в то время как разряженная будет учитываться в диапазоне от 1.100 г/см3.

Процедура проверки ареометром

Температура считывания ареометра должна быть скорректирована до температуры 27оC, особенно в отношении плотности электролита зимой. Высококачественные ареометры оснащены внутренним термометром, который будет измерять температуру электролита, и включают шкалу преобразования для коррекции показаний поплавка. Важно признать, что температура значительно отличается от показателей окружающей среды, если автомобиль эксплуатируется. Порядок измерения:

  1. Несколько раз набрать резиновой грушей электролит в ареометр, чтобы термометр мог отрегулировать температуру электролита и замерить показания.
  2. Изучить цвет электролита. Коричневая или серая окраска указывает на проблему с батареей и является признаком того, что она приближается к концу своего срока службы.
  3. Набрать минимальное количество электролита в ареометр, чтобы поплавок свободно плавал без контакта с верхней или нижней частью измерительного цилиндра.
  4. Удерживать ареометр в вертикальном положении на уровне глаз и обратить внимание на показания, где электролит соответствует шкале на поплавке.
  5. Добавить или вычесть 0,004 доли единицы для показаний на каждые 6оC, при температуре электролита выше или ниже 27оC.
  6. Отрегулировать показания, например, если удельный вес 1.250 г/см3, а температура электролита составляет 32оC, значение 1.250 г/см3 дает скорректированное значение 1.254 г/см3. Аналогично, если температура составляла 21оC, вычесть значение 1.246 г/см3. Четыре балла (0.004) от 1.250 г/см3.
  7. Протестировать каждую ячейку и отметить показания, скорректированные до 27оC, перед тем как проверить плотность электролита.

Примеры измерения заряда

Пример 1:

  1. Показания ареометра - 1.333 г/см3.
  2. Температура 17 градусов, что на 10 градусов ниже рекомендуемого.
  3. Вычитаем 0,007 с 1,333 г/см3.
  4. Результат равен 1.263 г/см3, поэтому состояние заряда составляет около 100 процентов.

Пример 2:

  1. Данные плотности - 1,178 г/см3.
  2. Температура электролита - 43 градусов С, что на 16 градусов больше нормы.
  3. Добавляем 0,016 до 1,178 г/см3.
  4. Результат равен 1,194 г/см3, зарядка 50 процентов.

СОСТОЯНИЕ ЗАРЯДА

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС г / см3

100%

1,265

75%

1,225

50%

1,190

25%

1,155

0%

1,120

Таблица плотности электролита

Нижеследующая таблица температурной коррекции является одним из способов объяснить резкие изменения значений плотности электролита при различных температурах.

Чтобы использовать эту таблицу, нужно знать температуру электролита. Если измерение по каким-то причинам невозможно, то лучше использовать температуру окружающего воздуха.

Таблица плотности электролита приводится ниже. Это данные в зависимости от температуры:

% 100 75 50 25 0
-18 1,297 1,257 1,222 1,187 1,152
-12 1,293 1,253 1,218 1,183 1,148
-6 1,289 1,249 1,214 1,179 1,144
-1 1,285 1,245 1,21 1,175 1,14
4 1,281 1,241 1,206 1,171 1,136
10 1,277 1,237 1,202 1,167 1,132
16 1,273 1,233 1,198 1,163 1,128
22 1,269 1,229 1,194 1,159 1,124
27 1,265 1,225 1,19 1,155 1,12
32 1,261 1,221 1,186 1,151 1,116
38 1,257 1,217 1,182 1,147 1,112
43 1,253 1,213 1,178 1,143 1,108
49 1,249 1,209 1,174 1,139 1,104
54 1,245 1,205 1,17 1,135 1,1

Как видно из этой таблицы, плотность электролита в аккумуляторе зимой намного выше, чем в теплое время года.

Техническое обслуживание аккумуляторной батареи

Эти батареи содержат серную кислоту. При работе с ними всегда нужно использовать защитные очки и резиновые перчатки.

Если ячейки перегружены, физические свойства сульфата свинца постепенно изменяются, и они разрушаются, из-за чего нарушается процесс зарядки. Следовательно, плотность электролита уменьшается из-за низкой скорости химической реакции.

Качество серной кислоты должно быть высоким. В противном случае батарея может быстро стать неработоспособной. Низкий уровень электролита помогает высушить внутренние пластины устройства, после чего будет невозможно восстановить аккумулятор.

Сульфированные батареи можно легко распознать, просмотрев измененный цвет пластин. Цвет сульфатированной пластины становится светлее, а его поверхность становится желтой. Такие ячейки и демонстрируют снижение мощности. Если сульфирование происходит в течение длительного времени, наступают необратимые процессы.

Чтобы избежать этой ситуации, рекомендуется заряжать свинцово-кислотные аккумуляторные батареи в течение длительного времени при низкой скорости зарядного тока.

Всегда существует высокая вероятность повреждения клеммных колодок батарейных ячеек. Коррозия в основном поражает болтовые соединение между ячейками. Этого можно легко избежать, если обеспечить герметичность каждого болта с покрытием тонким слоем специальной смазки.

Во время зарядки аккумулятора существует высокая вероятность кислотного распыления и газов. Они могут загрязнять атмосферу вокруг батареи. Следовательно, около батарейного отсека нужна хорошая вентиляция.

Эти газы взрывоопасны, следовательно, открытое пламя не должно попадать внутрь пространства, где заряжаются свинцовые аккумуляторы.

Чтобы предотвратить взрыв батареи, который может привести к серьезным травмам или смерти, нельзя вставлять металлический термометр в аккумулятор. Нужно использовать ареометр со встроенным термометром, который предназначен для тестирования батарей.

Срок службы источника тока

Производительность батареи ухудшается с течением времени, независимо от того, используется она или нет, она также ухудшается при частых циклах заряда-разряда. Срок службы — это время, когда неактивная батарея может быть сохранена до того, как она станет непригодной для применения. Обычно считается, что это около 80% от ее первоначальной емкости.

Существует несколько факторов, которые существенно влияют на срок службы батареи:

  1. Циклическая жизнь. Время автономной работы определяется в основном циклами использования батареи. Обычно срок службы от 300 до 700 циклов при нормальном использовании.
  2. Эффект глубины разряда (DOD). Отказ от более высокой производительности приведет к сокращению жизненного цикла.
  3. Температурный эффект. Это является основным фактором производительности батареи, срока годности, зарядки и контроля напряжения. При более высоких температурах в батарее происходит большая химическая активность, чем при более низких температурах. Для большинства батарей рекомендуется использовать температурный диапазон -17 до 35оС.
  4. Напряжение и скорость перезарядки. Все свинцово-кислотные батареи выделяют водород из отрицательной пластины и кислород из положительной во время зарядки. Аккумулятор может хранить только определенное количество электроэнергии. Как правило, батарея заряжается на 90% за 60% времени. А 10% оставшегося объема батареи заряжается около 40% общего времени.

Хорошее время жизни батарей - от 500 до 1200 циклов. Фактический процесс старения приводит к постепенному снижению емкости. Когда ячейка достигает определенного срока службы, она не перестает работать внезапно, этот процесс растянут во времени, за ним нужно следить, чтобы своевременно подготовиться к замене аккумулятора.

fb.ru

Обслуживание аккумулятора автомобиля | Плотность электролита в аккумуляторе

Аккумулятор – это накопитель электрической энергии. В автомобиле его основной задачей является запуск двигателя, именно в момент запуска батарея теряет значительную часть своего запаса энергии. Поэтому если вдруг ваше авто не заводится в течение 5 секунд от начала, то следует выключить зажигание, подождать минуту и повторить попытку снова. Если после трех таких неудачных подходов машина не завелась, то не следует больше мучать стартер и батарею, а нужно искать неисправность. Если будете продолжать попытки и далее, то очень скоро ваша аккумуляторная батарея (АКБ) перестанет выдавать достаточно тока для вращения двигателя и ее придется заряжать от зарядного устройства.

Только что мы привели пример, как не стоит часто делать для того чтобы продлить срок службы АКБ. Еще одной из функций аккумулятора в автомобиле является подпитка энергией потребителей тока в то время, когда машина не заведена или же когда в аварийном случае нужно добраться до места ремонта по причине неисправности генератора автомобиля.

Следует упомянуть еще и о таком моменте - на машинах, оснащенных инжекторными двигателями, АКБ выполняет роль стабилизатора напряжения, которое поступает в сеть от генератора. Поэтому не рекомендуется отключать батарею при работающем двигателе, дабы избежать проблем с контроллером.

Все вышеперечисленные нюансы говорят о том, что к состоянию АКБ нужно относиться наиболее пристально.

Автомобильные аккумуляторы бывают нескольких видов, рассмотрим основные 4 из них.

  1. Обслуживаемые – такие батареи встречаются очень редко, производство их не очень велико. Обращаем внимание, что это не те обслуживаемые аккумуляторы, которые мы привыкли видеть. Данный вид батарей имеет существенное количество недостатков, у них слишком высокая цена, корпус таких АКБ выполнен из эбонита и поэтому довольно хрупкий, банки с пластинами сверху заливаются специальной мастикой, которая со временем теряет свои изоляционные свойства, что приводит к ускорению процессов разряда батареи. Так же в них нужно доливать воду примерно через каждые 6 тыс. км. Из положительных качеств является лишь то, что имеется возможность замены блоков пластин, которые опять же нужно где-то приобрести.
  2. Малообслуживаемые – это как раз тот вид батарей, которые мы все и называем обслуживаемыми. Распространены они повсеместно, стоимость их так же варьируется от довольно дешевых до дорогих. Доливать воду в них рекомендуется через 25 тыс. км., если в том есть необходимость.
  3. Гибридные АКБ – имеют все свойства малообслуживаемых, только с улучшенными характеристиками. Решетки плюсовых и минусовых электродов таких батарей выполняются из разных сплавов для достижения высоких пусковых токов. Гибридные аккумуляторы стоят довольно дорого и их достаточно трудно найти.
  4. Необслуживаемые АКБ – сделаны по специальной технологии, благодаря которой расход воды в них снижен практически до нуля. Они не имеют пробок, не требуют никакого обслуживания. С такими аккумуляторами нужно постоянно следить за исправностью электросети автомобиля, за натяжением ремня генератора и ни в коем случае не давать закипеть АКБ от высокого напряжения на клеммах, если вдруг оно появится по причине выхода из строя генератора. Стоимость их сравнима с ценами на хорошие малообслуживаемые батареи.

Обслуживание аккумулятора автомобиля заключается в проверке величины напряжения на клеммах, уровня электролита во всех банках, его плотности и уходе за состоянием корпуса батареи и контактов.

Измерение уровня электролита в АКБ

Следует помнить, что летом в очень жаркую погоду процесс испарения воды усиливается в разы и необходимо проверять уровень электролита в аккумуляторе хотя бы раз в месяц. Если корпус батареи немного прозрачный, то приглядевшись сбоку можно определить уровень жидкости в нем для каждой из банок. Многие АКБ оснащены метками min и max, по которым и судят, следует ли добавлять дистиллированную воду. Если так оказалось, что визуально проверить уровень электр-та нельзя, то нужно будет отвернуть поочередно каждую из пробок и проверить количество жидкости, например тонкой стеклянной трубкой (длиной около 10 см) или на глаз, кто уже более опытен. Трубкой это делается так: аккуратно опускаем ее в заливное отверстие, где мы выкрутили пробку, пока она не упрется в верхнюю сетку блока пластин, зажимаем пальцем верхнее отверстие трубки и вынимаем. Уровень электролита должен быть не менее 10-15 мм, если у вас он меньше, то смело можно добавлять дист. воду, которую лучше всего купить в автомагазине или в обычной аптеке.

Измерение плотности электролита ареометром

Многие современные аккумуляторы оснащены специальным цветным датчиком, по которому можно судить о степени заряженности АКБ. На корпусе батареи должна иметься расшифровка его показаний, чаще всего это выглядит так: зеленый - батарея заряжена, черный - требует подзарядки, белый - разряжена или пришла в негодность. Принцип работы такого поплавка как раз основан на измерении плотности электролита, но многие автолюбители жалуются, что иногда его показания ошибочны, так что верить ему или нет, каждый решает сам.

Рассмотрим ситуацию, когда нужно проверить плотность электролита ареометром. Что из себя представляет этот прибор описано здесь, а как им пользоваться на этой странице. Мы будем использовать автомобильный ареометр, который представляет собой стеклянную колбу с обычным ареометром внутри, на концах которой снизу длинный шланг, а сверху груша. Температура окружающего воздуха и электр-та должна быть от +20С до +30С. Приступим к замеру. Берем прибор, сдавливаем грушу для того чтобы выпустить воздух, опускаем нижним концом в электр-т как можно ниже. После чего медленно начинаем набирать жидкость, разжимая постепенно грушу пока ареометр внутри не всплывет на достаточный для измерения уровень (должен свободно плавать, не касаясь дна и стенок). Расположив прибор строго вертикально, смотрим на нижний мениск, это и будет являться показанием плотности электролита. Нажимаем на грушу, чтобы отправить жидкость обратно, откуда мы ее откачали. Проверяем таким же образом все банки и делаем выводы.

При работе с электр-м следует соблюдать установленные правила безопасности, при попадании на кожу он вызывает ожог. Электролит - это серная кислота, разбавленная водой.

Если аккумулятор ранее не закипал и из него по каким-либо причинам не вытекал электр-т, то до доведения плотности до нужного уровня достаточно добавлять лишь дистиллированную воду.

Плотность электролита в аккумуляторе

Величина эта зависит от того, где эксплуатируется батарея и какова температура окружающего ее воздуха. Ниже приведена таблица с некоторыми такими значениями.

Таблица1 - Зависимость плотности электролита от средней температуры в январе
Климатические зоны, где средняя месячная температура воздуха в январе в °С составляет:Значения плотности электролита в АКБ при 25 °С (г/см3)
заливаемого в АКБзаряженной АКБ
от -50 до -301,281,30
от -30 до -151,261,28
от -15 до -81,241,26
от -8 до +41,211,23

Ниже на рисунке в зеленой области представлены рекомендуемые значения плотности электролита в зависимости от температуры окружающего воздуха. Так же по нему можно сориентироваться какие температуры для вашей АКБ будут критичны, ведь если дать элек-ту замерзнуть, то это значительно сократит срок ее эксплуатации, если не убьет вовсе.

Зависимость плотности электролита от температуры окружающего воздуха

Напряжение заряженного аккумулятора

Так же необходимо знать, чему должно быть равно напряжение заряженного аккумулятора, ведь достаточные уровень и плотность электролита еще не говорят о степени зарядки АКБ. Чтобы измерить напряжение батареи, нужно воспользоваться вольтметром или мультиметром, при этом перед процедурой необходимо снять «минусовой» провод с клеммы.

Таблица2 - Напряжение на клеммах АКБ
Напряжение на выводах, ВУровень зарядки акк. %
12,6-12,9100
12,3-12,675
12,1-12,350
11,8-12,125
11,5-11,80

Если уровень напряжения говорит о том, что батарея недостаточно заряжена, следует это исправить, ознакомившись со статьей – «автомобильный аккумулятор зарядка»

Последним штрихом в обслуживании АКБ является проверка состояния крепления его к кузову автомобиля и проверка надежности контактов на клеммах батареи. Если контакты окислены следует снять с них провода и поочередно зачистить либо напильником, либо шкуркой, а затем смазать, например литолом или графитовой смазкой.

Касаться токопроводящим предметом сразу обеих клемм АКБ запрещено, это вызовет короткое замыкание и может привести к пожару или взрыву батареи.

Следует так же осмотреть отверстия в пробках корпуса АКБ на наличие загрязнений и при необходимости очистить их. Поверхность акк-ра всегда должна находиться в чистом и сухом состоянии, для этого можно использовать салфетку, смоченную в 10% растворе нашатырного спирта или обычной пищевой соды, при этом следите, чтобы влага не попала внутрь. Помните, своевременное обслуживание аккумулятора автомобиля поможет существенно увеличить срок его службы.

autosquad.ru

Разное
Notice: Trying to access array offset on value of type null in /var/www/www-root/data/www/ks-moto.ru/wp-content/plugins/wpdiscuz/class.WpdiscuzCore.php on line 942 Notice: Trying to access array offset on value of type null in /var/www/www-root/data/www/ks-moto.ru/wp-content/plugins/wpdiscuz/class.WpdiscuzCore.php on line 975

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Notice: ob_end_flush(): failed to delete and flush buffer. No buffer to delete or flush in /var/www/www-root/data/www/ks-moto.ru/adv.php on line 308