Что такое трансмиссия? Объясняем простым языком
Содержание
- Типы трансмиссий
- Механическая коробка передач
- Роботизированная трансмиссия
- Автоматическая коробка передач
- Бесступенчатая трансмиссия
- Агрегаты трансмиссии автомобиля
- Диск сцепления
- Главная передача
- Дифференциал
- Карданная передача
- Назначение трансмиссии автомобиля
Трансмиссия является одной из автомобильных систем, имеющих в своём составе различные узлы и детали. Их основная задача — передавать усилие от мотора на ведущий мост. Однако это лишь поверхностное представление о трансмиссии современного автомобиля, на самом деле она требует более подробного изучения.
Система трансмиссии не только передаёт крутящий момент (КМ) от двигателя к колёсам машины, но и влияет на направление вращения и частоту, контролирует распределение усилия между осями.
Типы трансмиссий
На сегодняшний день в автомобильной промышленности нашли применение 4 типа трансмиссий.
Механическая коробка передач
Самой известной и старейшей является МКПП или механическая коробка передач. В этой трансмиссии вращение передаётся посредством работы шестерёнок, управление над которыми водитель осуществляет вручную.
Сильные стороны МКПП — довольно высокий КПД, хорошая экономия горючего, простота конструкции и надёжность, недорогое обслуживание.
Что касается недостатков, то это низкий комфорт управления — современному автолюбителю не по душе каждый раз «дёргать» за ручку.
Сегодня это неудобно, учитывая степень загруженности городских дорог и большое количество светофоров.
Несмотря на техническую архаичность, МКПП пока остаётся лидером среди остальных типов трансмиссий, устанавливаемых на автомобили в наши дни. Эксперты объясняют такой расклад низким бюджетом производства механических коробок передач.
Принцип работы «механики» осуществляется в паре со сцеплением. Узел позволяет временно разъединять силовой агрегат от трансмиссии, что даёт возможность быстро переключать передачи без ущерба для коробки и двигателя. Регулируется сцепление водителем из салона, путём нажатия ногой на педаль.
МКПП состоит из шестерёнок и осей валов. Сегодня большей частью применяются шестерни с косым зубом. Они менее шумные и прочные, отличаются максимальным сроком службы. Отдельного внимания заслуживают синхронизаторы, позволяющие обходиться без двойного выжима.
Роботизированная трансмиссия
«Робот» или роботизированная трансмиссия отличается от «механики» способом управления — здесь контролирует электроника, а не водитель. Хотя «робот» способен работать и в режиме полуавтоматическом, когда автомобилист сам переключает ступени, используя селектор или рулевые лепестки.
Плюсом роботизированной коробки можно смело назвать комфортность управления — нет необходимости каждый раз тянуть за рычаг.
Что касается минуса, то основным является задержка при переключении, наблюдаемая многими владельцами автомобиля. Известны и другие недостатки — отсутствие плавности хода и резкие рывки.
Озабоченные большим количеством недостатков роботизированной коробки передач, современные инженеры придумали эффективный выход из ситуации. В наши дни «робот» синхронизируют с 2 сцеплениями, что позволяет быстрее переключать ступени. Такой вариант называется селективной КПП.
Автоматическая коробка передач
«Автомат» или автоматизированная коробка передач — по популярности на втором месте после МКПП. Является сложной трансмиссией, состоящей из множества элементов, включая датчики. АКПП работает не со сцеплением, а с гидротрансформатором.
Принцип работы «автомата» схож с «роботом» тем, что переключение ступеней возможно как вручную, так и без помощи водителя. Однако АКПП не имеет характерного недостатка роботизированной коробки передач — резких рывков при переключении скоростей.
Недостатком АКПП по праву названа дороговизна. Её однозначно нельзя назвать и экономичной для автовладельца — расходует много масла. Это наряду с тем, что ремонт «автомата» обходится в большую сумму.
Различают 2 типа АКПП: с гидравликой и электроникой.
- Гидроавтомат считается самой простой коробкой, работающей в паре с турбинами рабочей жидкости.
- Электронная АКПП — модернизированный вариант гидроавтомата, позволяющий выбирать режимы Sport, Econom и Winter.
Бесступенчатая трансмиссия
Вариатор — это коробка, не имеющая ступеней переключения. Она так и называется — бесступенчатая КПП. Передача КМ в такой трансмиссии осуществляется цепью или ремнём, а передаточное соотношение регулируется шкивом.
Основные достоинства вариатора: увеличение ресурса автомотора, плавность хода и полное отсутствие рывков при передвижении.
Что касается недостатков, то это медленный разгон и дорогое обслуживание.
Агрегаты трансмиссии автомобиля
Трансмиссию иначе можно назвать совокупностью определённых механизмов и агрегатов. Помимо КПП, в их число входят: сцепление, главная передача, дифференциал и кардан.
Диск сцепления
Путём воздействия на сцепление при остановке машины водителю не приходится глушить двигатель — включается нейтральная скорость, и коробка отсоединяется от мотора. В процессе езды сцепление вновь совмещает вращающийся двигатель и коробку.
Основная задача сцепления — соединять и отсоединять КПП с двигателем, делая это как можно плавнее. Размещается узел между силовой установкой и коробкой передач.
В трансмиссии автомобиля сцепление играет роль проводника. Именно оно передаёт усиление с объекта на объект. Управляет механизмом водитель, сидящий за рулём машины. Посредством педали он воздействует на привод, соответственно, осуществляется передача усилия.
Различают 3 типа привода, хотя в автомобилестроении чаще применяются лишь два: механический и гидравлический. Электрогидравлический привод такое распространение не получил.
Сцепление состоит из ряда функциональных элементов:
- дисков, тесно взаимосвязанных между собою;
- маховика, соединённого с корзиной — относится к самым прочным элементам, выдерживающим большие нагрузки;
- вилки выключения, разжимающей диски при нажатии педали;
- первичного вала коробки, на который передаётся КМ.
Принято различать «сухое» и «мокрое» сцепление.
- Первый тип осуществляет передачу усилия напрямую между диском мотора и КПП, благодаря силам трения. Он часто устанавливается на внедорожники, оснащённые полным приводом.
- «Мокрое» сцепление — использует гидротрансформаторное масло. Жидкость находится между обоими дисками. Такой вариант более надёжен, но стоит дороже обычного сцепления.
Главная передача
Это устройство предназначается для передачи КМ непосредственно к ведущему мосту. Состоит узел из полуоси, ведомой и ведущей шестерней, полуосевых шестерней и шестерней-сателлитов.
Основная задача главной передачи — увеличивать КМ силового агрегата и уменьшать частоту вращения ведущих колёс. На переднеприводных автомобилях этот узел расположен в КПП рядом с дифференциалом, а на заднеприводных — в картере моста.
Принято различать одинарную передачу и двойную, часто встречающуюся на грузовиках с увеличенным передаточным числом.
Дифференциал
Предназначен для передачи, изменения и распределения КМ. Один из конструктивных элементов трансмиссии. В зависимости от привода автомобиля располагается:
- в картере — задний привод;
- в КПП — передний привод;
- в раздатке — полный привод.
Конструктивная особенность дифференциала заключается в наличии планетарного редуктора. А в зависимости от зубчатой передачи, принято различать:
- конический дифференциал, используемый в качестве межколёсного;
- цилиндрический, который ставится между осями автомобилей с полным приводом;
- червячный — универсальный вариант, используемый и между колёсами, и между осями.
Дифференциал состоит из:
- корпуса или чашки, воспринимающей КМ от главной передачи;
- ведомой шестерни, жёстко зафиксированной на корпусе;
- осей с вращающимися сателлитами;
- шестерёнок.
Карданная передача
Кардан состоит из валов, промежуточной опоры, шарниров и шлицов, муфты.
- Задний вал кардана наделён 2 шарнирами, позволяющими плавно передавать КМ от КПП к главной передаче при езде автомобиля по кочкам.
- Шарниры с крестовинами дают возможность передачи КМ под углом.
- Шлицы предназначены гасить колебания автомобильного кузова.
Кардан — это один из важнейших узлов. Если передача бывает неправильно отрегулирована, возникают сложности в работе трансмиссии: неприятный шум, вибрационные колебания и другие неисправности.
Назначение трансмиссии автомобиля
Тем самым, назначение трансмиссии — связывать двигатель с ведущим мостом автомобиля, передавать КМ и перераспределять его между колёсами, а также изменять и направлять вращение.
Благодаря работе трансмиссии мощность ДВС трансформируется в полезный вращательный момент. Автомобиль легко стартует с места, и едет дальше с определённо заданной скоростью.
Основные симптомы неисправности трансмиссии:
- западание или заедание педали муфты;
- появление шума в области сцепления;
- наличие рывков при старте;
- пробуксовка автомобиля;
- утечка трансмиссионной жидкости.
Чтобы трансмиссия максимально эффективно выполняла свои функции, рекомендуется регулярно её обслуживать, своевременно выявлять и устранять неисправности.
что это, значение, принцип работы
Трансмиссия автомобиля — это взаимосвязанные узлы и агрегаты, обеспечивающие передачу крутящего момента от коленвала мотора на ведущие колеса.
Назначение и типы автомобильной трансмиссии
Трансмиссия выполняет три функции:
Типы автомобильной трансмиссии классифицируются на основании преобразуемой энергии:
Механическая. Агрегаты передают механическую энергию вращения, меняя скорость и крутящий момент. Самый простой и дешевый механизм, используемый больше века.
Электрическая. Энергия ДВС преобразуется в электричество, которое питает электродвигатели, соединенные с колесами. Такие решения используются на тяжелых карьерных самосвалах и прототипах гибридных автомобилей с ДВС и аккумуляторной батареей.
Гидрообъемная. Энергия мотора машины преобразуется в поток жидкости, который вращает крыльчатку, приводящую в движение ведущие колеса.
Комбинированная. К ней относятся электромеханические и гидромеханические устройства. Самая распространенная разновидность — автоматическая трансмиссия с гидротрансформатором.
В зависимости и способа управления преобразованием крутящего момента (типа КПП) различают ручную (МКПП) и автоматическую (АКПП) трансмиссию.
Механическая КПП отличается экономичностью, дешевизной, надежностью и более высоким КПД. Она позволяет завести авто «с толкача», буксировать авто и двигаться по дороге «накатом». Также машины с МКПП легче заводятся на морозе.
Минусы «механики» — более сложное управление автомобилем и наличие сцепления, которое легко вывести из строя при неумелой эксплуатации.Роботизированная КПП представляет собой классическую «механику», оснащенную сервоприводами. Они самостоятельно переключают передачи и отключают сцепление, делая третью педаль ненужной. Машины с роботизированной коробкой передач можно буксировать. Как и МКПП, «робот» помогает экономить топливо при движении «накатом». Даже новичку легко управлять авто с роботизированной КПП. Однако она менее надежна и отличается высокой ценой ремонта. В отличие от других АКПП, «робот» переключает передачи рывками, а не плавно меняет крутящий момент.
АКПП с гидротрансформатором передает крутящий момент от двигателя через крыльчатки, находящиеся в жидкости (масле). Гидротрансформатор отличается высокой надежностью и предохраняет двигатель от чрезмерной загрузки. При соблюдении регламента обслуживания он проходит 300-400 тысяч километров. Такие АКПП отличаются мягким изменением крутящего момента и не позволяют машине скатиться назад, трогаясь на горку. Однако ремонт этих агрегатов слишком сложный и дорогой. Отсутствие жесткой связи с двигателем ухудшает динамику и КПД.
Вариаторные АКПП изменяют крутящий момент за счет изменения размеров ведущей и ведомой шестеренок или шкивов.
Ведущие колеса, на которые трансмиссия передает энергию, могут быть передними или задними (передне- и заднеприводные машины). Также применяются полноприводные конструкции, в которых все четыре колеса являются ведущими.
Устройство трансмиссии
Крутящий момент от мотора автомобиля к колесам передают следующие детали и узлы:
коробка переключения передач;
сцепление;
главная передача;
кардан и (или) ШРУСы;
дифференциал либо несколько (2-3) дифференциалов.
Конструкция отличается в зависимости от установленной КПП и типа привода:
на машинах с АКПП отсутствует сцепление;
на заднеприводных авто зачастую нет ШРУСов;
автомобили с передними ведущими колесами не оборудуются карданами;
на полноприводных машинах устанавливается не один, а три дифференциала: передний, задний и межосевой.
Давайте отдельно рассмотрим функции каждого из агрегатов.
Сцепление служит для кратковременного отключения механической связи между двигателем и КПП. Оно позволяет плавно разъединять и соединять их, обеспечивая беспрепятственное переключение передач и предохраняя двигатель и КПП от перегрузок во время старта с места или смены передачи.
Коробка передач меняет крутящий момент, приходящий на колеса, скорость вращения приводных валов и направление движения машины. Она обеспечивает долговременное отключение вала двигателя от трансмиссии при буксировке или движении «накатом» (актуально для роботизированных и ручных КПП).
Карданная передача (кардан) передает вращение с вала КПП на шестерню ведущего моста заднеприводного авто (вернее, на его главную передачу). Он обеспечивает подвижность соединения и не препятствует свободному ходу моста при движении по неровной дороге.
Главная передача, расположенная в КПП или ведущем мосту, увеличивает крутящий момент двигателя, который передается на полуоси колес. На заднеприводных авто используется гипоидная передача, объединенная с дифференциалом. В переднеприводных авто главная передача совмещена с КПП.
Дифференциал перераспределяет вращающий момент между ведущими колесами либо осями (последнее актуально на полноприводном авто). Он позволяет колесам крутиться с разными скоростями. Это предотвращает снос оси при повороте и уменьшает расход топлива и износ шин во время движения по неровной дороге. Узел устанавливается в заднем мосту или КПП (в задне- и переднеприводных машинах соответственно). Полноприводные авто оснащаются межосевыми дифференциалами и устройствами блокировки дифференциала, повышающими проходимость на снегу, грязи, песке или льду.
Шарниры равных угловых скоростей передают вращение от дифференциала на ведущие колеса переднеприводных и полноприводных автомобилей. Различают внешние и внутренние ШРУСы. Первые устанавливаются со стороны колес, вторые — со стороны КПП. Детали соединяются приводными валами.
Трансмиссии полноприводных авто имеют несколько типов конструкции, включающих элементы передне- и заднеприводной компоновки, дополненные раздаточной коробкой. Особую нишу занимают появившиеся на рынке электромобили. В них отсутствуют КПП и дифференциалы, а электромоторы имеют прямую механическую связь с ведущими колесами.
Другие автотермины
- тахометр
- типтроник (tiptronic)
- тормозной путь
- торпеда
- трамблер
- трансмиссия
- тяга
наверх
Определение передачи и значение — Merriam-Webster
передача ·миссия tran(t)s-ˈmi-shən
tranz-
1
: действие, процесс или экземпляр передачи
передача нервного импульса через синапс
2
: прохождение радиоволн в пространстве между передающей и принимающей станциями
также : акт или процесс передачи по радио или телевидению
3
: сборка деталей, включая шестерни переключения скоростей и карданный вал, с помощью которых мощность передается от двигателя к ведущему мосту
также : шестерни переключения скоростей в такой сборке
4
: то, что передается : сообщение
трансмиссивный
тран(т)с-ˈми-сив
ˌтранз-
прилагательное
пропускаемость
ˌtran(t)s-(ˌ)mi-si-və-tē
ˌtranz-
существительное
Знаете ли вы?
Так как транс- означает «поперек», нетрудно понять значение передачи . Передача болезни происходит при переходе инфекции от одного живого существа к другому. Передача телевизионного сигнала может быть прервана листьями деревьев, в том числе движущимися листьями и ветвями во время непогоды. Трансмиссия вашего автомобиля передает мощность двигателя на ось, переключая передачи, чтобы двигатель работал с максимальной эффективностью на различных скоростях.
Примеры предложений
Аппаратура используется для передачи телевизионных сигналов. Мы получаем прямую передачу с места аварии. передача знаний от одного поколения к другому Моя машина имеет механическую коробку передач . Этот автомобиль поставляется с автоматической коробкой передач .
Недавние примеры в Интернете
В одном громком деле Reality Winner, ветеран ВВС и подрядчик Агентства национальной безопасности, в 2018 году признал себя виновным по единственному пункту обвинения в совершении несанкционированной передачи информации о национальной обороне и был приговорен к пяти годам и трем месяцам.
— Дэн Ламот, Эллен Накашима, Эван Хилл и Сэмюэл Окфорд, The Washington Post,
Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «передача». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.
История слов
Этимология
Среднефранцузский, от латыни передача-, передача , от передатчик до передачи
Первое известное использование
1611, в значении, определенном в смысле 1
Путешественник во времени
Первое известное использование передачи было в 1611 году
Другие слова того же года трансмиссивная губчатая энцефалопатия
передача инфекции
диапазоны передачи
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Передача инфекции.
» Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/transmission. По состоянию на 15 апреля 2023 г.Копия цитирования
Детское определение
передача
существительное
передача ·миссия tran(t)s-ˈmish-ən tranz-
1
: действие, процесс или пример передачи
2
: прохождение радиоволн в пространстве между передающей и приемной станциями мощность передается от двигателя на ось, которая приводит в движение автомобиль
4
: что-то передается
Медицинское определение
трансмиссия
существительное
передача ·миссия tran(t)s-ˈmish-ən tranz-
: акт, процесс или пример передачи
передача ВИЧ
синаптиче- ская передача
Юридическое определение
передача
существительное
передача ·миссия транс-ˈmi-shən, транс-
: ACT, процесс или экземпляр передачи
Подробнее от Merriam-Webster на
передачиТезаурус: все синонимы и анотонимы для Трансмиссия
нг.
Britannica English: Перевод передачи для говорящих на арабском языке
Britannica.com: Энциклопедическая статья о передаче
Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
Передача – определение, значение и синонимы
Другие формы: передачи
Передача – это акт передачи чего-либо из одного места в другое, например радио- или телепередачи или болезни перехода от одного человека к другому.
Существительное трансмиссия происходит от латинского слова трансмиссии , что означает «передача через или поперек, проход». Передача сообщения — это доставка сообщения. Передача также может быть сообщением, отправленным по радио или телевидению, в то время как передача болезни — это передача этого вируса или бактерий между людьми. Трансмиссия автомобиля — это часть двигателя, которая использует энергию, создаваемую сгорающим топливом, для вращения оси.
Определения передачи
существительное
связь посредством передаваемых сигналов
существительное
акт отправки сообщения; вызывает передачу сообщения
- синонимы: передающий, передающий
существительное
шестерни, передающие мощность от автомобильного двигателя через карданный вал на ведущий мост
- синонимы: система передачи
существительное
инцидент, при котором передается инфекционное заболевание
- синонимы: заражение, инфекция
существительное
доля лучистой энергии, которая проходит через вещество
- синонимы: коэффициент пропускания
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: Эти примеры предложений появляются в различных источниках новостей и книгах, чтобы отразить использование слова «передача» .