Изготовление картонной модели УАЗ-452
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Рудаков Д.Л. 1
1СОШ № 25
Вострикова Е.Н. 1
1СОШ № 25
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Диплом школьникаСвидетельство руководителя
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Введение
В наше время в детских магазинах огромный выбор разных игрушек, в том числе и автомобилей. И от такого огромного выбора у нас, у детей, уже нет «аппетита». Хочется чего-то нового. Например, очень полезно в любом возрасте делать что-то своими руками. Это может быть оригами, квиллинг, шитье, вязание, изготовление шкатулок, резьба по дереву, выжигание и т. п. А для меня будет интересно собрать модель какого-нибудь автомобиля. Я вообще очень увлечен автомобильным миром. Я люблю смотреть обзоры об автоновинках, о ремонте автомобилей. Люблю строить из мебели автомобиль для себя. Перекрашиваю игрушечные машинки то красками, то маркерами. Придумываю для них тюнинг. Так и появилась идея сделать автомобиль из картона. Мне нравится автомобиль УАЗ-452. Это машина с хорошей проходимость, она очень вместительная. Мой дедушка на такой ездит. Почему именно из картона? Это легкий, но достаточно плотный материал. Также он хорошо сгибается при необходимости. Модель из картона можно будет перекрашивать.
Цель проекта – изготовить объемную модель автомобиля УАЗ-452.
Для достижения цели следует выполнить следующие задачи:
изучить историю появления автомобиля УАЗ-452;
выявить особенности автомобиля УАЗ-452;начертить эскизы основных деталей автомобиля УАЗ-452;
выбрать дополнительные материалы необходимые для построения модели;
собрать модель автомобиля своими руками.
При работе над проектом были использованы различные статьи, публикации и выдержки из книг об истории, особенностях, достоинствах и недостатках автомобиля УАЗ-452. Просмотрены обучающие видео по ее изготовлению картонных моделей. После изучения всего материала был выбран шаблон деталей автомобиля УАЗ-452, чтобы ориентироваться на него. О том, как проходили этапы всей моей работы я расскажу подробнее в основной части.
История появления жевательной резинки
Автомобилю УАЗ-452 в 2019 году исполняется уже 54 года. Многие до сих пор используют этот автомобиль и в больших городах, и в сельской местности в качестве санитарных, аварийных, пассажирских и грузовых машин. Его используют даже военные, так как он способен пройти снежный покров толщиной до 50 см, может передвигаться по танковой колее и при этом везти груз весом до 800 кг.
Весной 1955 г. конструктором В.И. Арямовым на Ульяновском автомобильном заводе были спроектированы два варианта машины: грузовик с бортовой платформой из дерева и цельный металлический фургон с задней двустворчатой дверью. На крыше фургона, для жесткости кузова, сделали поперечные ребра жесткости. Поэтому сверху машина похожа на нарезной батон, отсюда и пошло название «буханка».
УАЗ 450 (1958–1965). Семейство имело три модификации:
УАЗ-450Д – бортовой грузовик;
УАЗ-450 – фургон;
УАЗ-450А – санитарный автомобиль.
Автомобили были полноприводными и на них были установлены форсированные нижнеклапанные двигатели ГАЗ-69, основная трехступенчатая коробка передач и двухступенчатая раздаточная. Впервые в отечественном производстве двигатель УАЗ-450 был размещен под кабиной.
УАЗ 450А. В 1961 г. на базе УАЗ-450 завод начал производство заднеприводных машин:
УАЗ-451 – фургон с колесной формулой 4х2;
УАЗ-451Д – бортовой грузовик;
УАЗ-451А – медицинский автомобиль.
В 1965 г. на машины стали устанавливать верхнеклапанный двигатель ГАЗ-21 и четырехступенчатую коробку передач. Модификации моделей:
УАЗ-452Д – бортовой грузовик;
УАЗ-452 – фургон;
УАЗ–452А – санитарный автомобиль;
УАЗ–452В – новый автобус.
Еще в начале 1960-х гг. в качестве опытной партии выпустили седельный тягач УАЗ-452П и полуприцеп УАЗ-752.
В 1973 г. был построен экспериментальный шестнадцатиместный автобус УАЗ-452К. А на базе этого автобуса для грузинских горноспасателей были разработаны реанимационные автомобили «Медея».В 1985-1989 гг. были выпущены:
УАЗ-3303 – бортовой грузовик;
УАЗ-3741 – фургон;
УАЗ-3962 – санитарный автомобиль;
УАЗ-2206 – автобус.
С середины 1990-х гг. для жителей села была выпущена серия грузопассажирских автомобилей с удлиненной кабиной. Также существовала модификация УАЗ-39091- это военная санитарная машина.
В начале 2000-х гг. количество моделей грузового семейства существенно сократилось. На сегодняшний день «буханки» популярны у путешественников, рыболовов и охотников.
Особенности и технические характеристики модели УАЗ-452
Автомобиль УАЗ-452 создавался для того, чтобы с его помощью перевозить тяжелые грузы общим весом до 800 кг. Поэтому в качестве основы транспортного средства выбрано шасси от ГАЗ-69. Но в процессе конструирования и сборки автомобиля оказалось, что оно слишком короткое и не сможет выдержать подобных нагрузок.
Поэтому разработчики решили немного переоборудовать кузов, в результате чего было создано две модификации УАЗ-452. Одна из них была кузовной или вагонной, а вторая – бортовой. Особенность вагонной конструкции – кабина плавно переходит в кузов
Конструкторы решили усилить каркас автомобиля поперечными ребрами жесткости. Их расположили в верхней части, что привело к появлению названия «Буханка». Такая конструкция была одобрена в 50-х годах прошлого столетия, после чего началось серийное производство автомобиля.
Количество сидений и их расположение в салоне можно менять в зависимости от предназначения транспортного средства. Таким образом, кузов автомобиля универсален в использовании. Можно использовать для транспортировки как груза, так и пассажиров. Чтобы попасть внутрь, присутствуют стационарные ступени и боковые дверцы с рукоятью. Задний проем имеет двустворчатые распашные двери, откидывающую подножку.
Технические характеристики УАЗ-452:
Масса груза, перевозимого на платформе, не более 700 кг;
Масса груза, перевозимого в грузовом отсеке: от 400 кг до 1 тонны;
Число мест для сидения: от 2 до 10;
Допустимая полная масса от 2500 кг до 3000 кг;
Полная масса буксируемого прицепа: с тормозами 1500 кг, без тормозов 750 кг;
Максимальная скорость: от 100 до 130 км/час;
Расход топлива (при движении с постоянной скоростью): от 13 до 18 л/100км;
Максимальный подъем, преодолеваемый автомобилем полной массой: около 30 градусов;
Глубина преодолеваемого брода: 0,5 м;
Модель двигателя: УМЗ-4213;
Тип: 4-тактный, с впрыском топлива;
Число цилиндров: четыре;
Расположение цилиндров: рядное, вертикальное;
Рабочий объем: 2,89 литра;
Степень сжатия: 8,2;
Максимальный крутящий момент: 201,0 Нм в интервале частот от 3000-3500 мин.
Достоинства и недостатки модели УАЗ-452
Главное преимущество автомобиля УАЗ-452 – легкий ремонт и доступные запасные части. Также автомобиль отличается повышенной проходимостью, универсальностью и вместительностью. В салоне, кроме водителя, может находиться еще девять человек и одна тонна груза. Автомобиль перевозит большие грузы на дальние расстояния без потери своих качеств и без существенного ущерба для основных рабочих узлов.
При желании салон автомобиля можно оборудовать столом, отопительным прибором большой мощности, что позволит использовать его, как «дом на колесах» для выездов на природу или для путешествий.
Автомобиль оснащен мощным и экономным двигателем. Расход топлива составляет 17 л на 100 км при объеме топливного бака 50 л. К топливу машина неприхотлива. Мотор очень надежен. Если он глохнет, основной причиной поломки чаще всего становятся испорченные свечи зажигания.
Конструкция автомобиля достаточно проста. Поэтому его часто используют специализированные службы (медицинская помощь, армия) для организации своей работы. Если даже машина заглохнет, большинство поломок можно быстро и без особых усилий устранить в самых экстремальных условиях.
Основной недостаток УАЗ-452 – некачественная внешняя металлическая обшивка. Она подвержена коррозии, поэтому постоянно требует ремонта и со временем замены. Машину надо часто обрабатывать специальными составами, продлевающими срок службы. Через несколько лет активной эксплуатации обшивка покрывается сквозными дырами. Заменить ее несложно, поскольку автомобиль имеет рамную конструкцию.
Автомобиль не имеет подушек безопасности, что при возникновении аварии приводит к серьезным травмам водителя и экипажа. Но обычно такие недостатки кажутся мелочами в сравнении с многочисленными достоинствами.
«Буханка» не создана для комфорта. Комфортабельность почти отсутствует. Однако ее легко можно тюнинговать.
Изготовление картонной модели УАЗ-452
Для изготовления картонной модели мне понадобились следующие материалы и инструменты:
картонная коробка;
цветная бумага;
канцелярский нож;
линейка;
простой карандаш;
ластик;
маркер;
прозрачный гибкий пластик;
универсальный клей;
старая игрушечная машинка;
ножницы.
За образец был взят шаблон-выкройка из интернета.
Ориентировался на него, когда чертил эскизы деталей.
В итоге начертил и вырезал:
двойное дно;
крыша;
две боковые детали кузова;
стенка, отделяющая кабину от кузова;
мебель для салона: столик, сиденья;
переднее, заднее и боковые стекла;
стойки для колес.
Дальше я скрепил все детали:
проклеил дно, прикрепил колеса;
приклеил «боковушки»;
поставил перегородку между кабиной и кузовом;
поставил всю мебель в салон;
к верхней части приклеил все стекла;
приклеил верх;
измерил переднюю часть кабины, которую нужно закрыть;
вырезал по размерам эту часть кабины и приклеил ее;
прорисовал фары, двери, ручки, решетку радиатора.
Уже гораздо позже мне пришла в голову идея перекрасить УАЗик в зеленый цвет и поставить инерционный моторчик. С таким моторчиком машину можно толкнуть, а она по инерции может уехать далеко.
Все и готова моя военная модель автомобиля УАЗ-452. Цель достигнута!
Заключение
Итак, в своей работе я рассказал, что представляет из себя автомобиль УАЗ-452. У этого отечественного автомобиля много преимуществ даже перед иномарками. А недостатки незначительны. Думаю, понятно, почему я решил сделать именно модель этого автомобиля и почему он мне так нравится.
Цель проекта достигнута. Модель изготовлена. Было нелегко в процессе построения эскизов. Я почувствовал себя настоящим инженером-конструктором. Скажу честно, я просил взрослых мне помочь, без них всего бы я сделать не смог.
Собирать уже из имеющихся деталей модель было куда проще. Склеил детали я довольно быстро, как и дорисовал мелкие детали. Но без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
Я надеюсь, что мой пример вдохновил вас на то, чтобы пробовать, пытаться и стараться. Ведь это так необходимо для достижения целей!
В своей следующей работе я сделаю так, чтобы машина ездила на пульте управления. Этому мне еще только предстоит учиться. Но я обязательно разберусь в этом вопросе.
Это была очень увлекательная работа. Я уже многое знал об автомобиле УАЗ-452, но в процессе написания работы нашел новую для себя информацию. Например, что «буханка» неприхотлива к топливу.
Думаю, что следующая работу будет не менее интересной.
Список использованных источников и литературы
http://uaz-buhanka. ru/istoriya-sozdaniya
http://prouazik.ru/harakteristiki/buxanka-obzor.html
https://specnavigator.ru/perevozchik/uaz-452-buhanka.html#i
http://prouaz.com/uaz-452/
Горчев В.Т. Автомобили АУЗ-452. Инструкция по эксплуатации. – М.: Военное издательство Минестерства обороны СССР, 1976. – 128 с.
Просмотров работы: 216
Как запустить Doom на УАЗ Буханке 2022 / Хабр
Intro
Прошедший 2022 год сильно повлиял на отечественных автопроизводителей. Появились антикризисные комплектации (а остальные исчезли). Произошли откаты на старые экологические нормы, вплоть до евро-2. Кто-то прогнозировал возврат к карбюраторным двигателям, чего, к счастью, не случилось. Люди в шапочках из фольги особенно рады, что из отечественных машин исчезла система ЭРА-Глонасс. Глупцы, она стала ненужной, потому что всех уже чипировали через вакцину.
Мы же c @andrey239 и всей командой RusEFI продолжали пилить свой ЭБУ* с преферансом, барышнями, открытым программным кодом и открытыми аппаратными реализациями.
ЭБУЭлектронный Блок Управления. В этом тексте подразумевается ЭБУ Двигателя Внутреннего Сгорания (ДВС). Хотя современные ЭБУ ДВС помимо самого ДВС управляют еще и кучей оборудования, так или иначе связанного с ДВС, начиная от генератора и заканчивая топливным насосом. Поэтому современный ЭБУ это устроство немного сложнее трамблера и карбюратора.
А оно поедет?Кстати, да, на нем можно запустить ДВС. Даже V12. Нет, не взорвется. Да, есть те, кто ездят на нем. На повседнев. Конечно же только по частным дорогам.
А так как мы делаем “инженерный онлайн ЭБУ”..
инженерный и онлайн, о чем это?Тут надо немного отвлечься и пояснить что есть “инженерный” и что есть “онлайн”. Когда-то давно ЭБУ было нельзя перешивать. Т.е. совсем. В них стоял проц с однократно-программируемой ПЗУ. “А как же патчи и хотфиксы?” спросите вы. Для этих целей рядом с процом иногда было место под внешнюю ПЗУ, запаяв которую, можно было обновить прошивку.
Вот, кстати, ЭБУ от моей любимой тестовой лошадки — Subaru SVX. Частично разобранный, чтобы найти, где у ней там неонка и немного пореверсить. В правом верхнем углу видно место для ПЗУ с патченной прошивкой.
ЭБУ Subaru SVX начала 1990хПонятно, что место под ПЗУ сделано не для тюнеров, а для исправления потенциальных косяков. Но этим механизмом очень быстро начали пользоваться энтузиасты.
Поставив на это место кроватку и подкидывая в нее ПЗУ (с УФ стиранием, ламповые) в прошлом веке можно было модернизировать прошивку. Обычно это ограничивалось редактированием таблиц по которым работает ЭБУ: «навалить угла», «насыпать буста», «забеднить» или наоборот «залить». Это был уже “инженерный” блок, но еще не онлайн.
Hidden textнавалить угла — увеличить Угол Опрежения Зажигания. Да, смесь в цилиндре обычно поджигается до достижения поршнем Верхней Мертвой Точки, т. е. сжимается уже горящая смесь. Настройка УОЗ и состава смеси — главные методы получения дополнительных лошадиных сил на атмосферных моторах
насыпать буста — добавить давления наддува, актуально только для турбированных/компрессорных машин. Это основной метод поиска скрытых резервов на наддувных ДВС.
забеднить и залить — соответственно обеднить или обогатить смесь на определенных режимах. Бензин с воздухом в разных соотношениях горит (а иногда и не горит) с разной скоростью и КПД.
Потом к этому начали прикручивать “онлайн” — вместо ПЗУ ставили RAM, содержимое которой можно было менять на лету. Так же из этой памяти можно было читать интересующие тюнера параметры.
Сейчас паять ничего не надо. Прошить современный ЭБУ можно через диагностический разъем, благо там уже флеш память. На многие штатные ЭБУ есть патчи, позволяющие на время настройки переместить часть калибровочных данных в RAM с менять их на лету без необходимости при каждой правке перешивать флеш.
Так вот, мы тоже делаем и “инженерный” и “онлайн”. И с удобством для пользователя. Поэтому у нас для микроконтроллера, который этим всем рулит, специфичные требования, часто идущие вразрез с automotive требованиями. Тот же USB для связи с компом, интерфейс SD карты для записи логов.
Так же мы (команда RusEFI) любим GCC и не любим архитектуры с коммерческими/закрытыми компиляторами. Равно как не любим и микроконтроллеры с закрытой/NDA документацией.
Ну и больше половины нашей прошивки — это всякие плюшки связанные с настройкой ЭБУ, а не его прямыми обязанностями по управлению ДВС. Та же поддержка файловой системы для SD, драйвера интерфейса USB, протокола для связи с TunerStudio, куча осмысленных текстовых (!) сообщений об ошибках и параноидальные проверки.
Это уже не говоря про модный Lua для написания всяческих расширений. Например для отправки специальных CAN сообщений, чтобы осчастливить блок АБС, ЭБУ АКПП или контроллер климата.
Т.е. нам и памяти надо больше, чем есть в классических ЭБУ.
Поэтому все мечты о портировании RusEFI на какой-либо штатный ЭБУ разбивались если не об отсутствие документации или адекватного компилятора, то об отсутствие достаточных ресурсов микроконтроллера.
Так было до конца 2022 года. Пока мы не решили портануть DOOM RusEFI на УАЗ Буханку (в девичестве УАЗ 2206). Согласен, очень неожиданно…
Российские производители автоэлектроники внедряют чипы общего назначения
До 2022 года на конвейеры отечественных автопроизводителей шли блоки управления на базе специализированных микроконтроллеров. Например от Infineon или STMicroelectronics — в таких чипах больше специализированной автомобильной периферии, полная документация на такие чипы не всегда доступна и банально бесплатного компилятора часто нет.
Во второй половине 2022 года два (оба?) российских производителя электронных блоков управления двигателем внутреннего сгорания начали поставлять на конвейеры решения на базе микроконтроллеров общего назначения с ядром ARM Cortex-M4. Это очень заинтересовало нас и мы начали охоту на эти блоки.
Первым (и пока единственным) у нас на столе оказался блок от компании СОАТЭ. СОАТЭ поставляет на конвейер УАЗа блок управления S105. На ранних серийных номерах в них использовался stm32f407, на более поздних мы видим Geehy apm32f407. Насколько нам известно, apm32f407 это функциональный аналог stm32f407. А stm32f407 это тот микроконтроллер, с которого начинался RusEFI!
ЭБУ УАЗ 2022 годаКартинка честно утащена с форума, где дядьки-УАЗоводы столкнулись с новым шайтаном, который по непонятным причинам окирпичился. Спасибо этим дядькам, без них мы бы не узнали об этих блоках.
Блок явно разработан с акцентом на доступные компоненты: дискретные MOSFET с внешней схемой ограничения тока, VR вход на компараторе, вместо специализированной микросхемы и так далее.
Geehy, кстати, первым в окрестностях анонсировал версию APM32A407 с автомобильной сертификацией AEC-Q100, хотя вероятно это всего лишь полная отбраковка по температуре. Мы очень надеемся, что внутри и он выглядит как stm32f407.
Второй интересный блок это М74.9 от ИТЭЛМА. В 2022 его начали ставить на две модели Нивы и он сделан на базе at32f435. at32f435 от Artery это вроде как тоже аналог другого микроконтроллера от STM — stm32f435 (не сильно отличается от stm32f407) и на нем мы тоже умеем RusEFI.
Новый ЭБУ НивыУдивительным образом рядом с микроконтроллером-клоном-аналогом от китайцев мы видим высоко-интегрированный специализированный автомобильный чип L9779 от одного из крупнейших производителей микроэлектроники STMicroelectronics. В этом плане ИТЭЛМА явно пошла другим путём и рискнула использовать чип, заменить который, случись чего, просто так не получится. Кстати, на краю ПП запаян разъём очень похожий на JTAG/SWD.
Про этот блок мы узнали от специалиста по турбированию Нив. Кто ездил на Нивах, тот понимает, почему машина прямо с завода поехала на установку турбины.
В канун нового года мы написали письмо Дедушке Морозу, запостили пару статей на Drive2 и накидали сообщений на тематических форумах, что мол, мы хорошо себя вели, документировали код, всегда тестировали изменения перед мержем и теперь очень хотим один из этих блоков. А лучше оба два.
Реверс
Блок S105 Дедушка Мороз доставил мне 28 декабря. Видимо Дедушка гоняет на УАЗ буханке. А уже 5 января мы запустили на этом блоке RusEFI и радостно помигали светодиодами, подключенными на выходы форсунок
Hidden textОсобо внимательные могут спросить «а фигли светодиоды всегда горят и только яркость меняется?». А это артефакт от схемы диагностики выхода — в ЭБУ по этим выходам помимо силовых полевиков стоят еще высокоомные делители и сигнал с них идет на процессор. Проц следит, чтобы при выключенном выходе на нем было напряжение аккумулятора (через достаточно низкое сопротивление форсунки). А при включенном выходе на нем должно быть около нуля вольт. Так он определяет обрыв цепи, неисправность выходного транзистора и с некоторыми извращениями, возможно, так же замыкание на +12В или землю.
Так вот сопротивления этого делителя оказалось достаточно для создания тока от которого светодиоды начинали тускло светить.
Пока это очень раннее демо, оно не дружит со штатным бутлоадером (я его пока тупо снес), общается только по CAN, не умеет K-line и так далее, но оно работает!
Это, конечно, не так впечатляет как Linux на калькуляторе или doom на тесте на беременность, но для нас это большой шаг в сторону пользователей. Поэтому хочется поделиться краткой историей этого реверса. Тем более, что реверс, зачастую, прекрасная возможность повысить свой скил. А реверс инженеринг железа — прекрасная возможность попробовать себя в embedded программировании без смс и регистрации, т.е. не тратясь на разработку своего железа. В ходе этого реверса паяльник пришлось брать в руки один раз. Но обо всем по порядку.
Минимальный (и достаточный) набор аппаратного хакера в 2022
именно так, тестер, цветные ручки и листы А4 (пока выступают фоном)1. Визуальный осмотр
Разглядываем, списываем все маркировки, качаем даташиты.
На этом этапе по маркировке не удалось определить только два одинаковых чипа в soic-8. Но по их расположению, наличию больших конденсаторов в обвязке, да и просто методом исключения, стало понятно что это LDO.
Понятно, что разглядывать каждый резистор сейчас не стоит. Равно как и всякие мелкие sot-23 и тому подобные компоненты. Их назначение, в большинстве случаев, станет очевидно, когда разберетесь с «большими» компонентами.
На этом этапе желательно распечатать распиновки всех «больших» микросхем. Прямо на этих распечатках будем отмечать, что и куда идет.
2. Поиск документации
В случае ЭБУ — это схемы электропроводки соответствующих машин. По схемам удалось выяснить куда ему подавать питание. Это знание лучше подтвердить тестером. Ну и подавать питание в первый раз стоит от лабораторного блока питания с разумным ограничением по току (в моем случае 50..100 мА).
3. Берем в руки тестер
Мне не терпелось проверить свое предположение о том, что добрые разработчики вывели на незапаянную гребенку отладочный интерфейс SWD. Распиновка проца известна, где у него SWD тоже. Делов на 5 минут.
Удача! В рядок идут SWDIO, GND, SWCLK, VDD (3.3). И еще пара сигналов, которые меня пока не интересуют.
4. Цепляем отладчик
Следующим этапом надо было проверить, а есть ли возможность подцепиться к процессору отладчиком. Если отладка заблокирована фьюзами, это усложнит работу. Вероятно, пришлось бы пересаживать на плату другой, не заблокированный, процессор. Или танцевать с режимами загрузки и пытаться стереть проц и фьюзы через rom загрузчик. Честно говоря, даже не знаю, есть ли такая возможность на STM32, или они безвозратно блокируются.
Вот тут единственнный раз пригодился паяльник. На отсутствующее место была запаяна гребёнка контактов. В качестве SWD отладчика я используют STlink, встроенный в stm32f4discovery. Неубиваемая штука. Цепляем 4 проводка, подаем питание на ЭБУ. запускаем openOCD, снова удача:
$ openocd -f interface/stlink.cfg -f target/stm32f4x.cfg .... Info : Target voltage: 2. 905487 Info : stm32f4x.cpu: Cortex-M4 r0p1 processor detected Info : stm32f4x.cpu: target has 6 breakpoints, 4 watchpoints ....
Трясущимися руками цепляемя телнетом и пробуем слить прошивку. Третья удача подряд — прошивка оказалась не залоченной. Прошивка пригодится нам на следующих этапах, когда мы захотим разобраться с бутлоадером — негоже пользователей заставлять вскрывать ЭБУ и паять SWD.
Кстати, беглый просмотр полученного бинаря hexdump’ом показал, что бутлоадер занимает аж 64К в начале флеша. В RusEFI мы используем OpenBLT и для него зарезервировано 16Кб.
5. Уроки рисования
Теперь, когда понятно, что прошить железку можно, начинается нудная часть — срисовывание схемы. Тут есть пара советов:
Если на плате нет шелкографии (а зачем она на серийном устройстве?) — пронумеруйте все большие компоненты. Кто-то делает фото и расставляет обозначения на фото. Я беру лист А4, на нем схематично разрисовываю большие компоненты и нумерую их. Точность не нужна, главное примерно соблюсти взаимное расположение. Чтобы через неделю можно было соотнести рисунок и плату.
Поиск одинаковых паттернов. В ЭБУ куча силовых выходов и куча аналоговых входов. Эти блоки выполнены однотипно. Все различия в номиналах всяких там делителей напряжения, подтяжках и так далее. Достаточно срисовать по одному такому блоку, выяснить каким концом он идет на разъем, а каким к процессору и можно начинать прозванивать.
Вот схема управления и диагностики катушки зажигания. Таких блоков на плате 2 (еще 2 опционально).
6. Прозваниваем
Я использую древний тестер в режиме прозвонки диодов и пищалки. При этом на диоды (и другие pn переходы) он не пищит. Тут не стоит опасаться что-то сжечь. Во всяком случае в устройствах типа этого.
С процом сейчас повезло, он не BGA, поэтому ставим один щуп на интересующую нас цепь, а второй скользим по ножкам проца, без особого усилия. Моему тестеру хватает контакта на долю секунды чтобы пискнуть (есть задумчивые тестеры — ими прозванивать неудобно). После того как услышали писк — возвращаемся и начинаем считать ноги от ближайшего угла.
На этом этапе надо иметь распечатку с пинаутом проца. На ней уже должны быть вычеркнуты все ножки питания, кварцы и тому подобные пины с однозначной функцией. Каждый найденный сигнал отмечаем на этом пинауте и параллельно вписываем в таблицу. На пинауте я использую разные цвета для разных типов цепей: выходы, входы, интерфейсы. Параллельно вычеркиваем или другим образом помечаем все вызвоненные компоненты на общем плане. Задача — вычеркнуть/пометить как можно больше компонентов на общем плане. На пинауте процессора этого не факт что можно достичь — могут быть неиспользуемые ноги. Но их тоже желательно найти — вдруг потом захочется добавить светодиод или консоль или еще что.
Если у вас BGA процессор — этап усложняется. Если устройств много и не жалко уничтожить одно — сдувайте проц и прозванивайте. Если жалко — придется писать тестовую прошивку, которая будет ставить интересующие нас ноги в нужное положение или постоянно дергать их туда сюда, а по плате уже тыкаться щупом осциллографа.
На выходе получаем Такой «набор документации».
Тут не до аккуратности т.к. в одной руке один щуп, в другой второй, третьей рукой вы придерживаете плату и ногой записываете результаты.
7. Анализируем штатную прошивку
Этап не всегда доступен. Прошивку может быть невозможно слить, она может быть уничтожена в процессе «разлочки» проца и так далее. Но если уж повезло, то тут кто на что горазд. Можно расковырять ее дизассемблером (аж передернуло, как вспомнил ночи за IDA и состояние измененного сознания под утро).
В моем случае устройство достаточно простое, поэтому я с помощью дебагера с рабочей железки дампнул регионы памяти с настройками GPIO и сравнил с таблицей что получил на этапе прозвонки. Сильных расхождений не выявил и успокоился. Паралельно разобрался, что для полного открытия полевиков (а им для этого не хватает 3.3В) проц ставит соответствующие ноги с режим Open-Drain, а на плате присутствуют подтяжки к +5В.
К ковырянию в штатной прошивке еще придется возвращаться, когда буду изучать бутлоадер и тогда я так легко уже не отделаюсь.
8. Льем свой код
К этому этапу я накопил достаточно данных, чтобы поправить нашу прошивку под железо и попытаться запустить.
С чем столкнулся (мнение выжившего, бла-бла-бла, в следующий раз будут совершенно новые грабли):
В этом ЭБУ процу не доложили кварцев, хотя места под оба кварца (HSE, LSE) есть, надо переключить настройки PLL на использование внутреннего генератора.
Проц управляет вторым LDO, который делает 5В для нескольких потребителей, в числе которых CAN трансивер. Это я не вызвонил. Штатная прошивка, похоже, не включает этот источник пока не будет какой-то внешней активности — например, сигнала зажигания. Так что те настройки GPIO, что я дампнул с рабочей прошивки мне тут не помогли. Потратил некоторое время тупо не понимая почему сигнал не проходит через CAN трансивер, пока не догадался встать щупом ему на ножку питания.
Ну и кучка мелких нюансов, связанных с нашим кодом, который еще ни разу не запускали на проце настолько стесненном в объемах flash памяти.
Вместо заключения
А дальше надо это попробовать на реальной машине. Как показывает опыт — сразу всплывает куча неожиданных нюансов.
Надо разбираться с загрузчиком. Ведь пользователь не будет вскрывать блок ради подключения SWD и прошивки. И, вероятно, часть пользователей захочет вернуться на родную прошивку.
Надо из родной прошивки выковырить все таблицы по которым управляется двигатель, конвертировать их в наш формат и сделать «консерву», чтобы машина могла передвигаться на нашей прошивке «из коробки» не хуже, чем на оригинальной.
И куча других веселых активностей. Об этом расскажу в следующей статье.
А еще
Теперь очень хочется сделать то же самое на М74.9 от ИТЭЛМА. Там прикольная микросхема L9779. Мы ее рассматривали как альтернативу нашей любимой TLE8888, которую мы ставим на MicroRusEFI
Но пока вариантов купить такой ЭБУ не представилось. Видимо кто-то из нас все же сломал прод в том году.
Hidden textМожет нас здесь прочитает кто-то из ИТЭЛМА или может быть кто-то уже списал свою новую Ниву?
Надеюсь, кому-то эта статья покажется интересной. Возможно, кто-то даже встанет из-за компа и пойдет разбирать какую-то железку, устройство которой его всегда интересовало.
Может кто-то захочет влиться в нашу дружную команду и помочь нам с разработкой. Или у кого-то есть идеи как это все монетизировать. Ведь как говорится «Выбери себе работу по душе, и тебе не придётся работать ни одного дня в своей жизни. Кушать ты тоже будешь редко».
Понимаю, что статья получилась сумбурная и без подробностей, поэтому с удовольствием отвечу (в меру своей компетенции) на вопросы в комментариях.
старая машина, битая машина, буханка, ретро автомобили, старые машины, ссср, уаз-452, советская, машина, машина
старая машина, сломанная машина, буханка, ретро автомобили, старые автомобили, СССР, уаз-452, советский, машина, автомобильPublic Domain
Бесплатно для коммерческого использования, DMCA Свяжитесь с нами
Ключевые слова фото
- старый автомобиль
- сломанная машина
- буханка
- ретро автомобили
- старые автомобили
- СССР
- уаз-452
- советский
- машина
- автомобиль
- редкость
- битое стекло
- разбитое лобовое стекло
- авария
- стекло — материал
- крупным планом
- сломанный
- фонов
- взломанный
- поврежден
- фокус на переднем плане
- день
- животное
- окно
- полный кадр
- прозрачный
- на открытом воздухе
- одно животное
- хрупкость
- природа
- узор
- животных в дикой природе
Выберите разрешение и загрузите это фото
Мобильный (iPhone, Android):
- 320×480
- 640×960
- 640×1136
- 750×1334
- 1242×2208
- 1125×2436
- 1242×2688
- 828×1792
- 720×1280
- 1080×1920
- 480×854
- 480×800
- 540×960
- 600×1024
- 800×1280
- 1440×2560
- 320×480
Планшет (iPad, Android):
- 1024×768
- 2048×1536
- 2224×1668
- 2388×1668
- 2732×2048
- 2736×1824
- 2048×1536
- 1024×600
- 1600×1200
- 2160×1440
Похожие лицензионные фото
Кувшиново Автомобиль Uaz Sgr Буханка Скорая Прибыла Вызов Доктора Приезжает – Стоковое редакционное фото © mari-172007.yandex.ru #401891432
Изображения
ВидеоРедакцииМузыка и звуковые эффектыИнструменты
ПредприятиеЦеныВсе изображения
ВойтиРегистрация
Только для редакционного использования
Удалить BG
Образец
Чтобы загрузить это изображение,
создать учетную запись Уже есть учетная запись? Войти
Нажимая Зарегистрироваться, вы принимаете Depositphotos
Пользовательское соглашение
Кувшиново. Автомобиль УАЗ СГР («Буханка») СКОРОЙ ПОМОЩИ приехал по вызову, к машине подходит врач.
— Фото автора mari-172007.yandex.ru
- Найти похожие изображения
- 401891432
- 0