Характеристика, установка и регулировка гидроусилителя руля ГУР на УАЗ Хантер и Патриот
02.03.20232 639 2 2 УАЗ
Автор:Иван Баранов
Гидроусилителем руля сегодня оснащаются многие современные авто. Предназначение этой системы заключается в том, что ее использование позволяет более комфортно управлять машиной благодаря облегченному вращению руля. Поэтому многие автолюбители, машины которых не оснащены гидроусилителем, ставят ГУР на свои авто. Подробнее о том, как установить ГУР на УАЗ и что для этого нужно — читайте ниже.
Содержание
- 1 Гидроусилитель или электроусилитель руля на УАЗ: что лучше?
- 2 Описание ГУР
- 2.1 Назначение и конструкция
- 2.2 Принцип работы устройства
- 3 Инструкция по установке гидроусилителя своими руками
- 3.1 Фотогалерея «Особенности установки»
- 4 Видео «Нюансы установки ГУР на УАЗ»
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Гидроусилитель или электроусилитель руля на УАЗ: что лучше?
Гидроусилитель руля УАЗ представляет собой сравнительно недорогую систему — ее монтаж более целесообразен на крупногабаритные авто, а также недорогие легковые машины. Это, пожалуй, основное достоинство системы. Еще одним преимуществом является запас мощности у ГУРа он более высокие, в отличие от ЭУР, поэтому такими системами оснащаются внедорожники, а также микроавтобусы.
Что касается недостатков ГУР:
- Если вы ставите на УАЗ ГУР, то вам нужно будет регулярно следить за тем, какой уровень и состояние расходного материала в бачке — нужно помнить, что жидкость требует периодической замены.
- Всегда нужно соблюдать правила использования системы, чтобы не допустить ее выхода из строя.
- Работа узла всегда должна контролироваться автовладельцем — для оптимального функционирования нужно следить за состоянием ремешков, патрубков. Кроме того, насос гидроусилителя всегда должен быть в рабочем состоянии — подтеки или трещины не допускаются. Если в работе узла возникают проблемы, это чревато проведением ремонта ГУР.
- Функционирование гидроусилителя руля во многом зависит от того, как работает силовой агрегат. То есть если двигатель не запущен, провернуть рулевое колесо будет крайне затруднительно (автор видео — канал domowe).
Теперь рассмотрим преимущества систем ЭУР:
- Сам по себе ЭУР представляет собой простую и относительно небольшую по размерам систему, что позволяет сэкономить место в моторном отсеке.
- В системах ЭУР отсутствуют патрубки и магистрали, что во многом способствует упрощению конструкции, соответственно, это отражается и на ее стоимости. При использовании ЭУР у автовладельца отпадает необходимость регулярного контроля уровня и состояния рабочей жидкости, то же самое касается ремней.
- При правильной установке ЭУР позволит сэкономить топливо.
- Кроме того, электроусилитель руля на УАЗ позволяет настроить систему под свои предпочтения, то есть водитель может отрегулировать усилие, а также работу узла в определенном режиме.
Также электрическая система рулевого управления имеет и свои недостатки:
- Основной недостаток ЭУР — это его высокая цена.
Именно поэтому их установка на УАЗы считается нецелесообразной с экономической точки зрения.
- Дороговизна ремонта. Несмотря на то, что электроусилители сами по себе — довольно выносливые системы, в их работе все равно со временем могут возникать неисправности. Если узел выйдет из строя, стоимость ремонта будет недешевой, тем более, что починить узел в домашних условиях более проблематично, чем ГУР.
- Запас мощности электроусилителей небольшой. Именно поэтому такие системы не ставятся на внедорожники, микроавтобусы, пикапы и т.д. Соответственно, это еще один плюс в пользу установки гидроусилителя на УАЗ.
Описание ГУР
Установочный комплект ГУРНазначение и конструкция
Как вы уже поняли, основной функцией гидроусилителя является облегчение управления рулем авто.
Сама по себе система ГУР — достаточно сложный узел, его основные элементы:
- Насос системы. Это устройство используется для поддержания необходимого уровня давления в системе, а также циркуляции масла.
Этот узел работает посредством ременной передачи на коленвале.
- Гидроцилиндр. Этот компонент используется непосредственно для облегчения поворота колес под воздействием давления расходного материала. Устройство встраивается в систему рулевого управления.
- Распределительное устройство. Предназначение этого элемента заключается в распределении потоков рабочего вещества в необходимую полость гидроцилиндра.
- Соединительные магистрали. По патрубкам осуществляется циркуляция масла по системе между цилиндром и распределительным узлом, из расширительного бачка в насос, а также из распределительного устройства в бак.
- Расширительный бачок, в который заливается расходный материал. Этот резервуар используется для хранения рабочей жидкости. Также бачок оснащается фильтрующим элементом, в зависимости от системы он может быть дополнен щупом для контроля объема.
Принцип работы устройства
Принцип работы устройства основан на перемещении золотника, когда водитель вращает руль в разные стороны. При его вращении сам золотник перемещается, в результате чего открываются сливные патрубки в системе. Когда открывается тот или иной патрубок, рабочая жидкость под давлением начинает передвигаться в определенные области системы. Рабочее вещество посредством давления воздействует на поршень, в результате чего он воздействует на поворачивание колес авто.
В тот момент, когда водитель перестает вращать рулевое колесо, золотник останавливается, что способствует тому, что распределитель останавливается в нейтральном положении. В это время рабочая жидкость переходит из нагнетательного шланга в сливной, что способствует перекачке вещества по системе с помощью насоса (автор видео — канал Demian0805).
Инструкция по установке гидроусилителя своими руками
Установка гидроусилителя на УАЗ осуществляется в несколько этапов:
- Сначала осуществляется монтаж второго шкива для установки ремешка.
Приложите устройство, замерьте все необходимые расстояния, после того, как вы поймете, как совместить шкив, установите его и затяните болты (использовать нужно более длинные, поскольку родные не станут). Непосредственно сам шкив нужно напрессовать на имеющийся шкив коленчатого вала.
- Следующим шагом будет монтаж кронштейна на силовой агрегат. Возьмите кронштейн, который будет крепить насос ГУР УАЗ и установите его на место монтажа топливного фильтра, зафиксируйте все гайки. Остается место для третьего крепления, но поскольку соответствующего отверстия для фиксации нет, придется самостоятельно просверлить его, для этого придется демонтировать клапанную крышку. Перед сверлением все отверстия, в которые может попасть металлическая стружка, нужно закрыть. После выполнения этих действия сам насос устанавливается на шкив и кронштейн, затем надевается ремешок.
- Если есть необходимость, то рулевой редуктор, а также головку штуцера необходимо будет подточить.
- Затем осуществляется установка этого редуктора на раму, при этом все открытые участки нужно закрасить.
Магистраль высокого давления нужно зафиксировать в редукторе, после чего этот элемент выводится с нижней стороны радиаторного устройства и фиксируется при помощи уже имеющихся болтов.
- На завершающем этапе происходит монтаж расширительного бачка, всех оставшихся магистралей, а также прокачивание системы. Установка бачка производится в любом удобном месте, но учтите, что магистрали не должны перегибаться. Кроме того, уровень жидкости в бачке должен быть в любом случае выше, чем в насосе. Когда магистрали будут установлены, в бачок заливается рабочая жидкости, сама прокачка осуществляется на подвешенных колесах.
Фотогалерея «Особенности установки»
1. Устанавливается второй шкив. 2. Ставится кронштейн. 3. Рулевой редуктор ставится на раму.Загрузка …
Видео «Нюансы установки ГУР на УАЗ»
Подробнее о нюансах, которые следует учитывать при установке узла, вы сможете узнать из этого видео (автор — Роман Петров).
youtube.com/embed/JL0oiw5tMDE?rel=0″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Была ли эта статья полезна?
Спасибо за Ваше мнение!
Статья была полезнаПожалуйста, поделитесь информацией с друзьями
Да (100.00%)
Нет
Насос гидроусилителя «ГАЗель-Бизнес»: основа простого управления грузовиком
12.12.2014 #Насос гидроусилителя # ГАЗ
Насос гидроусилителя «ГАЗель-Бизнес»: основа простого управления грузовикомВ современных моделях автомобилей семейства «ГАЗель-Бизнес» рулевое управление оборудуется гидроусилителем, который многократно облегчает управление грузовиком, снижает утомляемость водителя и повышает безопасность. Источником энергии для работы ГУР служит специальный насос — о насосах ГУР «ГАЗелей», их конструкции, работе и применимости читайте в этой статье.
Назначение насоса гидроусилителя руля
В легких грузовиках «ГАЗель-Бизнес» используется рулевое управление, оборудованное гидравлическим усилителем руля (ГУР). Данная система значительно облегчает управление автомобилем, так как благодаря ей водителю для совершения маневров приходится прикладывать к рулю меньшее усилие. Это снижает утомляемость водителя, улучшает эффективность его работы, а также повышает безопасность движения на автомобиле. Сегодня гидроусилитель ставится практически на все новые грузовики «ГАЗель-Бизнес» (ГАЗ-3302, 3221 и 2705), а также на родственные автомобили «Соболь».
В общем случае рулевое управление «ГАЗелей» с ГУР имеет несложное устройство. Его основу составляет рулевой механизм типа «винт-гайка» с циркулирующими шариками, в нем предусмотрен реечный поршень, который делит картер механизма на две полости (цилиндра). Также в механизме предусмотрен золотник, который распределяет потоки рабочей жидкости к цилиндрам при повороте рулевого колеса. Работает ГУР следующим образом: при повороте руля в ту или иную сторону золотник подает рабочую жидкость в один или второй цилиндр, и в результате разницы давлений реечный поршень сдвигается и повышает поворотное усилие на колесах.
Для работы ГУР необходима подача рабочей жидкости (масла) в рулевой механизм, причем жидкость должна поступать в цилиндры под высоким давлением, иначе она не смогла бы оказывать усилие на реечный поршень и двигать его. Решает эту задачу специальный насос гидроусилителя — он нагнетает рабочую жидкость в цилиндры механизма ГУР, обеспечивая необходимое для работы гидроусилителя давление.
В автомобилях «ГАЗель-Бизнес» используются простые по конструкции и надежные в работе насос гидроусилителя.
Устройство и работа насоса ГУР «ГАЗель-Бизнес»
Горьковский автозавод устанавливает на свои автомобили наиболее популярные и распространенные сегодня пластинчатые (или шиберные) насосы двукратного действия. Эти насосы при довольно простом устройстве отличаются высокой эффективностью работы, надежностью и малой стоимостью.
Насос данного типа в общем случае состоит из нагнетательной секции, привода со шкивом и системы подводящих и отводящих патрубков. Главную роль в насосе играет нагнетательная секция, имеющая элементарное устройство. Ее основу составляет ротор с радиально расположенными пазами, в которые свободно вставлены подвижные пластины (или шиберы). Ротор помещен в статор (корпус насоса), внутренняя полость которого имеет эллиптическую форму, причем ротор установлен таким образом, что в наиболее узком месте он практически касается стенок статора. В результате, справа и слева от ротора образуется две полости, которые и играют главную роль в нагнетании рабочей жидкости. Вся эта конструкция закрывается крышкой, в которой имеется четыре окна — по два над каждой из полостей. Одно окно каждой камеры соединено с впускным (или всасывающим) патрубком насоса, второе — с выпускным (или нагнетательным) патрубком насоса.
Работает насос следующим образом. При запуске двигателя ротор насоса начинает вращаться с большой скоростью, пластины (которые, как мы помним, свободно установлены в пазах) под действием центробежных сил выходят из своих пазов и упираются в стенки статора — так образуется ряд герметичных камер с изменяющимся объемом. Именно изменение объема камер, образуемых пластинами, стенкой статора и кромкой ротора, и обеспечивает нагнетание рабочей жидкости.
Процесс этот происходит следующим образом. При прохождении камеры под всасывающим окном, ее объем постепенно увеличивается (так как пластины, проходя по эллипсу, все дальше выдвигаются из ротора), в ней возникает разрежение, и рабочая жидкость, имеющая нормальное атмосферное давление, всасывается в эту камеру. Далее камера с жидкостью выходит из-под впускного окна, при прохождении эллипса пластины снова начинают задвигаться в ротор, и объем камеры уменьшается. Вследствие этого давление рабочей жидкости в камере повышается, и как только камера окажется под нагнетательным окном, масло под высоким давлением будет направлено к механизму ГУР.
Так как в насосе такой конструкции сразу две полости (справа и слева от ротора), то нагнетание рабочей жидкости происходит дважды за один оборот ротора. Поэтому данная конструкция и называется насосом двукратного действия.
Конструктивно насос ГУР представляет собой компактный агрегат, в котором предусмотрен приводной шкив (он посредством вала соединен с ротором), штуцеры для подключения к гидравлической системе гидроусилителя, и проушины для установки на моторе. Монтируется насос обычно с правой стороны двигателя (для чего предусмотрен специальный кронштейн, сегодня многие моторы выпускаются в модификациях под ГУР и без ГУР — их отличие как раз и заключается в наличии или отсутствии кронштейна), его привод осуществляется с помощью обычной клиноременной передачи.
Модели и применимость насосов гидроусилителя ГАЗ-3302
На сегодняшний день в автомобилях «ГАЗель-Бизнес» и «Соболь» используется широкое разнообразие насосов ГУР. Это обусловлено различными характеристиками устанавливаемых на горьковские коммерческие грузовики моторов — под каждый силовой агрегат подбирается свой насос гидроусилителя. Выбор насосов производится исходя из оборотов, развиваемых двигателем (бензиновые моторы более оборотисты, чем дизельные, поэтому одинаковые насосы в них будут работать по-разному), присоединительных размеров, установленного рулевого управления и т.
Можно выделить несколько основных групп насосов ГУР, используемых на «ГАЗелях»:
• Насосы для бензиновых двигателей ЗМЗ и УМЗ;
• Насосы для дизельных двигателей ГАЗ-560;
• Насосы для дизельных двигателей Cummins ISF 2.8;
• Насосы для дизельных двигателей Andoria.
Сегодня существует большое количество моделей насосов ГУР, многие из которых представлены в нескольких модификациях (они отличаются, обычно, диаметром шкива и некоторыми характеристиками). Каждый насос используется на своем двигателе и в определенных модификациях автомобилей «Газель», поэтому при его замене необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации грузовика.
Наиболее широкое применение находят насосы гидроусилителя производства БАГУ (ОАО «Автогидроусилитель», город Борисов, Республика Беларусь), немецкие насосы ZF, а также оригинальные насосы Cummins. Насосы БАГУ и ZF ставятся на моторы ЗМЗ, УМЗ и Andoria, насосы Cummins — только на одноименные дизели.
Рекомендации по эксплуатации и обслуживанию насоса ГУР
Насос гидроусилителя «ГАЗель-Бизнес» нуждается в минимальном техническом обслуживании. В частности, необходимо периодически проверять насос на предмет утечек масла через его сальник и патрубки, а также выполнять (если это необходимо) регулировку натяжение ремня привода. Регулировка производится очень просто — достаточно ослабить болты, удерживающие насос на кронштейне, изменить положение насоса (отодвинуть или придвинуть его) относительно кронштейна, и при достижении рекомендуемого производителем натяжения ремня затянуть болты.
С течением времени насос приходит в негодность — его детали подвергаются износу и поломкам, что может проявляться посторонним шумом (свистом), ухудшением управляемости, сложным поворотом руля в его различных положениях и т.д. Также может появляться течь сальника или в других местах насоса. Во всех этих случаях делать ремонт насоса ГУР не имеет смысла, так как проще и значительно дешевле поставить новый насос в сборе.
Продление ресурса насоса и всей системы гидроусилителя достигается простыми способами. Главное — своевременно пополнять масло в бачке ГУР, проверять систему на наличие утечек, а также соблюдать простейшие правила эксплуатации рулевого управления с гидроусилителем. В первую очередь, не стоит долго (на протяжении нескольких секунд) удерживать руль в крайнем правом или в крайнем левом положении, так как это может привести к поломке гидроусилителя.
Правильная эксплуатация, регулярный осмотр, своевременная регулировка и замена насоса ГУР — основа надежной работы гидроусилителя на протяжении многих лет.
Другие статьи
#Планка генератора
Планка генератора: фиксация и регулировка генератора автомобиля
14.09.2022 | Статьи о запасных частях
В автомобилях, тракторах, автобусах и иной технике электрические генераторы монтируются к двигателю посредством кронштейна и натяжной планки, обеспечивающей регулировку натяжения ремня.
#Переходник для компрессора
Переходник для компрессора: надежные соединения пневмосистем
31.08.2022 | Статьи о запасных частях
Даже простая пневматическая система содержит несколько соединительных деталей — фитингов, или переходников для компрессора. О том, что такое переходник для компрессора, каких типов он бывает, зачем необходим и как устроен, а также о верном подборе фитингов для той или иной системы — читайте в статье.
#Стойка стабилизатора Nissan
Стойка стабилизатора Nissan: основа поперечной устойчивости «японцев»
22.06.2022 | Статьи о запасных частях
Ходовая часть многих японских автомобилей Nissan оснащается стабилизатором поперечной устойчивости раздельного типа, соединенным с деталями подвески двумя отдельными стойками (тягами). Все о стойках стабилизатора Nissan, их типах и конструкции, а также о подборе и ремонте — читайте в данной статье.
#Ремень приводной клиновой
Ремень приводной клиновой: надежный привод агрегатов и оборудования
15.06.2022 | Статьи о запасных частях
Для привода агрегатов двигателя и в трансмиссиях различного оборудования широко применяются передачи на основе резиновых клиновых ремней. Все о приводных клиновых ремнях, их существующих типах, особенностях конструкции и характеристиках, а также о правильном выборе и замене ремней — читайте в статье.
Вернуться к списку статей
Замена и прокачка жидкости в ГУР Газель Некст
Прокачка гидросистемы ГУР необходима после любых работ, связанных с разгерметизацией системы (замена насоса или трубопроводов)
Признак наличия воздуха в системе руль подклинивает при резком повороте.
Кроме того, помпа издает повышенный шум при повороте руля, а жидкость в бачке обычно пенится.
Включите стояночный тормоз автомобиля и подложите клинья под задние колеса.
Поднимите переднюю часть автомобиля и надежно закрепите ее так, чтобы передние колеса не касались земли.
С помощью подъемника можно поднять весь автомобиль.
Залить рабочую жидкость в систему ГУР до нижней метки на щупе, установленном в крышке бачка
Не запуская двигатель, повернуть рулевое колесо пять-шесть раз влево-вправо до упора.
Запустите двигатель и поверните руль до упора в одну сторону. Не увеличивайте скорость двигателя выше скорости холостого хода.
Не удерживать руль в крайнем положении более 5 секунд.
Поверните руль до упора в противоположном направлении.
Верните рулевое колесо в среднее положение и заглушите двигатель.
Проверить уровень гидравлической жидкости в бачке гидроусилителя рулевого управления и при необходимости долить.
При прогретом двигателе уровень рабочей жидкости в бачке должен быть не выше верхней метки на маслоизмерительном щупе, а при холодном — не ниже нижней метки.
Повторяйте шаги 4-7 до тех пор, пока уровень жидкости в бачке не перестанет уменьшаться при повороте рулевого колеса и в жидкости не перестанут появляться пузырьки воздуха.
Долить необходимое количество рабочей жидкости. Не переливайте жидкость выше верхней отметки.
Опустите передние колеса на землю. Запустите двигатель и сделайте несколько полных оборотов руля из одного крайнего положения в другое.
Убедиться, что разница уровней жидкости в бачке между левым и правым поворотом руля незначительна.
Проверить, чтобы разница между уровнем рабочей жидкости при работающем двигателе и уровнем после остановки двигателя не превышала 5 мм.
Если перепад уровней достигает 5 мм и более, это означает, что воздух из системы удален не полностью и необходимо повторить прокачку.
Установите на место крышку резервуара и вытрите все капли.
По рекомендации производителя жидкость в системе ГУР не меняется в течение всего срока службы автомобиля.
Однако, если жидкость в бачке сильно загрязнена или потемнела, то ее следует заменить.
Если жидкость сильно загрязнена или потемнела, проверьте исправность насоса ГУР и рулевого механизма. Возможно, их нужно отремонтировать или заменить.
Поднимите переднюю часть автомобиля и надежно закрепите ее так, чтобы передние колеса не касались земли.
С помощью подъемника можно поднять весь автомобиль.
Откачайте (например, с помощью шприца или резиновой груши) жидкость из бачка ГУР.
Откручиваем гайку стяжного болта кронштейна крепления бака и вынимаем болт из отверстия кронштейна
Вынимаем бак из кронштейна, ослабляем хомут шланга возврата жидкости и отсоединяем шланг
Опустите конец отсоединенного шланга в подготовленную емкость.
Если шланг недостаточно длинный, удлините его отрезком любого шланга подходящего диаметра.
Слейте воду из системы рулевого управления с усилителем, запустив двигатель два или три раза на несколько секунд и одновременно поворачивая рулевое колесо попеременно в обоих направлениях до упора.
Подсоедините шланг возврата жидкости к бачку гидроусилителя рулевого управления.
Заполнить бачок жидкостью и выпустить воздух из системы гидроусилителя руля
Не доливать выше верхней метки на маслоизмерительном щупе.
Замените заглушку и вытрите все капли.
Как отрегулировать ГУР автомобиля Газель
Регулировка рулевого механизма нужна при низкой курсовой устойчивости автомобиля на большой скорости (не чувствуется руль на большой скорости)
Данный дефект связан с нарушением регулировки опорных подшипников гребного винта, а в паре рейка-поршень — вал-сектор рулевого механизма.
После регулировки усилие, необходимое для вращения входного вала, не должно заметно увеличиваться.
В процессе эксплуатации следует постоянно следить за состоянием шлангов, особенно высокого давления.
В случае появления трещин, вздутий и порезов шланги необходимо заменить.
Также следует проверить наличие утечек рабочей жидкости (масла) из-под хомутов, крышек рулевого механизма или гидронасоса.
При повышении давления в системе из-за заедания перепускного клапана он может выдавливать технологические пробки в корпусе насоса, поэтому следует следить за системой и качеством заливаемой рабочей жидкости, доливать , своевременно заменяйте и меняйте фильтр.
Не держите руль в крайних положениях длительное время. Это может привести к повреждению или даже заклиниванию бустерного насоса.
Небольшой шум при работе усилителя не является признаком неисправности.
Снять рулевой механизм, не снимая сошки.
Зажимаем механизм в тисках штуцерами вниз и сливаем остатки масла в емкость, повернув вал механизма ключом на 17.
Прижав рукой вал золотника, качать сошки.
Если при этом чувствуется осевой люфт вала, отрегулируйте упорные подшипники.
Для этого выправляем буртик регулировочной гайки через бородку или оправку, которая затачивается в пазы картера.
Специальным ключом поверните гайку по часовой стрелке до устранения зазора.
При этом контролируем момент вращения вала, который должен быть не более 0,2 кгсм.
Для этого динамометром, зацепленным за шпонку на 17, измеряем момент проворачивания вала золотника.
При длине рычага 200 мм усилие не должно превышать 1,0 кгс.
Загибание буртика гайки в паз с бородкой
Рукой качаем сошки рулевого механизма.
При наличии зазора отрегулировать зацепление
Для этого снять сошку с секторного вала.
Для снятия сошки откручиваем гайку сошки
Стамеской отмечаем взаимное положение сошки и рулевого вала
Съемником отжимаем сошку от вала.
Снять сошку с вала
Поддев отверткой или лезвием ножа, снять верхнюю защитную крышку
Снимаем нижнюю защитную крышку
Ключом на 13 откручиваем контргайки стопорных винтов
Ключом на 12 откручиваем стопорные болты на 2 — 3 оборота
Специальным ключом, поворачиваем регулировочные эксцентриковые обоймы подшипников секторного вала
При регулировке следует исключить возможность перекоса секторного вала, поэтому поочередно поворачиваем обоймы на небольшой угол до тех пор, пока не появятся зазоры в зацеплении устранено.