Роль гранаты в легковом автомобиле
- Главная
- /
- Ремонт и ТО
- /
- Что такое ШРУС в автомобиле и где он находится
13 февраля 2023
«Граната» — это устоявшееся жаргонное название стержня равных угловых скоростей (ШРУС), он же — гомокинетический шарнир в машине. Этот элемент трансмиссии позволяет стабильно передавать крутящий момент между подвижным валами под постоянно меняющимися углами. Востребованность на рынке передне и полноприводных автомобилей сделала такой элемент, как «граната» практически обязательным для трансмиссии современного легкового автомобиля. «Граната» в машине бывает наружной и внутренней.
Есть много конструктивных решений трансмиссии, но роль ШРУСА в машине неизменна — надёжная передача вращающего момента под углами до 70 градусов, что недостижимо для кардана.
Устройство ШРУС
Внутренний ШРУС состоит из следующих элементов:
- Корпуса-стакана с тремя канавками, совмещённого с ведущим валом.
- Трёхлучевой вилки, которая находится в корпусе и надевается на шлицы ведомого вала.
- Трёх роликов, вращающихся на игольчатых подшипниках.
- Герметичного пыльника со смазкой.
Наружный ШРУС состоит из следующих элементов:
- Совмещённого с ведомым валом сферообразного корпуса.
- Шароподобной обоймы, соединённой с ведущим валом.
- Шести шариков, они находятся в обойме.
- Сепаратора, удерживающего шарики.
- Герметичного пыльника, наполненного смазкой.
ШРУС: преимущества перед карданами
Ряд уникальных функций, которые обеспечивает ШРУС:
- На сегодняшний день, гомокинетический стержень — это лучший вариант непрерывного привода для колёс машины, постоянно изменяющих своё положение относительно КПП и редуктора.
- Подвеска и рулевое управление получают большую свободу.
- ШРУС снижает нагрузку на трансмиссию машины и паразитные вибрации.
Типы ШРУСов в машине
В зависимости от типов техники и решаемых задач, конструктивно выделяют основных 4 типа:
- Шариковые. Это конструктивное решение применяется в автомобилях для наружных «ШРУСов». Устроен шариковый ШРУС следующим образом. Во внешнем корпусе с канавками находится обойма и сепаратор с шариками, которые, в свою очередь, перекатываются между корпусом и обоймой. Шарики позволяют постоянно передавать крутящий момент под углом до 70 градусов. Вне зависимости от того, в каком положении находится колесо машины, момент передаётся без разрывов и биений, что практически оптимально, для постоянно меняющего своё положение колеса.
- Трипоидные. Для внутреннего ШРУСа нет нужды в передачи момента под углом свыше 20 градусов. Этот тип отличается повышенной надёжностью. Конструктивно, трипоидная «граната» — это трёхлучевая вилка с тремя роликами на игольчатых подшипниках, надетая на шлицы оси и способная перемещаться по пазам в стакане. Такое техническое решение обеспечивает значительный свободный осевой ход, который позволяет увеличивать и уменьшать длину осей при артикуляции подвески машины. Такой ШРУС в автомобиле очень долговечен и выдерживает большие ударные нагрузки.
- Спаренные карданные. Громоздкая конструкция, применяемая в основном на спецтехнике.
- Кулачковые (сухариковые) и кулачково-дисковые. Они способны выдерживать колоссальные нагрузки, но не переносит высоких скоростей автомобиля. Такие ШРУСы склонны к перегреву и применяются преимущественно на грузовых машинах.
Признаки поломки ШРУС
- Хруст. Начнём с самого плохого. Хруст в «гранате», это почти 100% -й признак того, что поздно пить “Боржоми” и придётся менять весь узел в сборе. На подъёмнике пред взором, скорее всего, предстанет печальная картина давно разорванного пыльника, свидетельствующая об ушедшей смазке, а значит критическом износе шарнира. Хруст сначала возникает при вывернутых колёсах, а когда он слышен при прямолинейном движении, то привод колеса может заклинить в любой момент. Остаётся прямолинейно двигать до ближайшего СТО, а разумнее воспользоваться эвакуатором.
- Щелчки. Ещё один акустический признак смерти ШРУСа в автомобиле. Зависающие в изношенных обоймах шарики издают единичные или множественные звуки, входящие в “гармоничную” симфонию с хрустом. На высокой скорости шумовые эффекты исчезают, что отнюдь не свидетельствует о самоизлечении, а является лишь дополнительным диагностическим признаком. Вердикт такой же — менять «гранату» или полуось в сборе.
- Свист. Насвистывания характерны для многих механических неполадок, вот и шарнир не является исключением.
- Рывки и вибрации при движении. Во время трогания с места, при неисправном ШРУСе, можно ощутить едва заметные толчки — машина будто движется рывками. Рывки нередко наблюдаются при сильном износе канавок внешних ШРУСов. Вибрации говорят о поломке внутреннего, трипоидного ШРУСа.
Диагностика поломки не составляет труда (слишком уж характерны, исчезающие на скорости звуки). А вот определить с какой стороны находится проблема — достаточно просто. Если звук слышен при движении с вывернутыми направо колёсами — это правая внешняя «граната», если с вывернутыми влево — левая.
Профилактика. Сама по себе «граната» — конструкция прочная и надёжная, а заводской брак шарнира в машине встречается крайне редко. Уязвимым местом находится в резиновом пыльнике, подверженном суровым испытаниям. Именно разрывы пыльника запускают порочный круг поломки, поэтому за его состоянием желательно пристально следить.
Лечение. К сожалению, очень редко помогает замена пыльника и смазки, но в подавляющем большинстве случаев приходится менять весь узел.
Здоровья вам и вашей машине и удачи на дорогах.
Комментарии
Рекомендованные статьи
ЛАДА КАЛИНА:Замена наружного и внутреннего ШРУСов
ШРУС (шарнир равных угловых скоростей – прим.) или в народе просто «граната», предназначена для передачи крутящего момента на колеса автомобиля. ШРУСы бывают внутренние и наружные и сами по себе устройства довольно простые в техническом плане и состоят из шарикоподшипника, который вращается поперёк своей оси.
На видео замена шрусов на Лада Калина:
Поломка ШРУСа на Лада Калина весьма частое явление, и основной причиной её выхода из строя становятся порванные пыльники. Потому как вместе с пылью и водой попадающих под них, смазка превращается в густую грязь, и она уже не способна полностью выполнять свои функции.
Замена внешнего шруса
В процессе замены внешнего шруса
Работы по замене наружного или внутреннего ШРУСа не представляют большой сложности и под силу любому автомобилисту, который хотя бы раз проводил ремонт автомобиля своими руками.
И для того, чтобы ремонт прошёл легче и быстрей необходимо приготовить следующие инструменты:- Торцевые головки на «17» и «30».
- Вороток или трещотка.
- Удлинитель для воротка.
- Домкрат.
- Противооткатные упоры.
- Молоток.
- Тиски.
Пошаговый порядок разборки
После того, как вы убедились в неисправности того или иного ШРУСа, можно приступать к работе.
- Первым делом срываем болты крепления с колеса и ступичную гайку, затем выставляем противооткатные упоры под задние колёса. (Для того, чтобы легче было сорвать гайки, лучше использовать удлинитель для воротка – прим.).
- Ставим автомобиль на домкрат и вывешиваем колесо.
- Снимаем колесо и для большей надёжности подкладываем его под машину рядом с домкратом.
- Теперь, когда перед вами предстала такая картина, осталось лишь открутить 2 болта, которые крепят шаровую к поворотному кулаку.
Отмеченные красным маркером болты выкручиваем с двух сторон.
- При откручивании шаровой опоры следует приложить усилие и использовать удлинитель для воротка.
- Выверните руль максимально в сторону и немного оттяните поворотный кулак со стойкой и извлеките наружную часть ступицы вместе со ШРУСом (Для удобства можно произвести несколько не сильных ударов молотком – прим.).
Демонтированный шрус
- Следующим шагом будет демонтаж старого пыльника и хомутов. Использовать снова их не стоит, лучше взять набор новых.
- Далее необходимо снять сам ШРУС. Если у вас есть специальное съёмное устройство, то используйте его. Если же нет, то сбивать его с места придётся молотком. Нанося не сильные удары ШРУС сойдёт с места
- Проводите удары молотком по ШРУСу, вращая его по полуоси. После недолгих усилий ШРУС должен поддаться.
Если к замене предполагается внутренний ШРУС, то работы с 1 по 6 следует выполнять также, после чего при помощи монтировки вынимаем его из КПП и достаём всё в сборе.
Внутренний ШРУС в сборе с полуосью выносим к тискам где зажимаем их и демонтируем.
- После того как перед нами предстала «голая» полуось, работы по снятию ШРУСа можно считать завершёнными.
Пошаговый порядок сборки
Работы по сборке всех частей следует проводить в аналогичном порядке снятию, однако в этих работах есть некие нюансы.
- Затем добавляем смазку в ШРУС.
Новая смазка добавлена в ШРУС
- А остатки в пыльник.
- Теперь необходимо при помощи молотка и бруска установить гранату на полуось, путём не сильных ударов монтируем её на место.
- После того как она зафиксировалась, удаляем воздух из пыльника и крепим её хомутами.
- Далее, когда всё установлено, останется лишь одеть поворотный кулак, зафиксировать новую гайку ступицы и одеть колесо.
- Затягиваем все гайки и опускаем автомобиль с домкрата.
Вся работа по смене ШРУСа при правильном ходе работ не займёт больше 1,5-2 часов. Проверить качество выполненных работ можно уже сразу после ремонта. Если начать движение на вывернутых в сторону колёсах, и никакого треска, скрипа и шума не будет, значит ремонт был вами произведён правильно и автомобиль может безопасно эксплуатироваться дальше.
Признаки неисправности шруса
Первыми признаками неисправной гранаты, являются хрусты в районе переднего колеса на вывернутых колёсах при начале движения. Когда неисправность запущена сильно, шум появляется при менее значимых нагрузках.
Пыльник начинает «репаться»
Для того, чтобы заблаговременно предупредить подобную поломку следует время от времени осматривать пыльники с внешней стороны на наличие трещин и целостности в целом.
Выбор шруса
ШРУС в оригинальной упаковке. Обычно внутри упаковки граната производства ВИС
Среди владельцев автомобиля не сложилось единого мнения, по выбору той или иной марки шарнира равных угловых скоростей, однако выделяются явные лидеры:
- ВИС.
- GNK.
Оригинальная упаковка ШРУСа GNK
Внутри упаковки ШРУСа GNK — пыльник, шрус, хомуты
Внешний ШРУС GNK установлен
- GLO.
На заметку!
Шарниры равных угловых скоростей, которые продаются в магазине комплектами, имеют в своих наборах сразу смазку, пыльник и все необходимые хомуты. Обратите на этот факт особое внимание, дабы не переплачивать за дополнительные запчасти и аксессуары.
Внутреннее соединение и внешнее соединение — разница и сравнение
Внутреннее соединение
Внутреннее соединение фокусируется на общности двух таблиц. При использовании внутреннего соединения должны быть хотя бы некоторые совпадающие данные между двумя (или более) сравниваемыми таблицами. Внутреннее соединение ищет в таблицах совпадающие или перекрывающиеся данные. Найдя его, внутреннее соединение объединяет и возвращает информацию в одну новую таблицу.
Пример внутреннего соединения
Рассмотрим обычный сценарий двух таблиц: цены и количества продуктов. Общей информацией в этих двух таблицах является название продукта, так что это логический столбец для объединения таблиц 9.0009 на . Есть некоторые продукты, которые являются общими в двух таблицах; другие уникальны для одной из таблиц и не имеют соответствия в другой таблице.
Внутреннее соединение Products возвращает информацию только о тех продуктах, которые являются общими в обеих таблицах.
Внешнее соединение
Внешнее соединение возвращает набор записей (или строк), которые включают в себя то, что возвратило бы внутреннее соединение, но также включает другие строки, для которых не найдено соответствующего совпадения в другой таблице.
Существует три типа внешних соединений:
- Левое внешнее соединение (или левое соединение)
- Правое внешнее соединение (или правое соединение)
- Полное внешнее соединение (или полное соединение)
Каждое из этих внешних объединений относится к той части данных, которая сравнивается, объединяется и возвращается. Иногда в этом процессе будут создаваться нули, так как некоторые данные являются общими, а другие нет.
Левое внешнее соединение
Левое внешнее соединение вернет все данные в таблице 1 и все общие данные (например, внутренняя часть примера диаграммы Венна), но только соответствующие данные из таблицы 2, которая является правым соединением. .
Пример соединения слева
В нашем примере базы данных есть два продукта — апельсины и помидоры — «слева» (таблица Prices ), для которых нет соответствующей записи «справа» (таблица Quantities). В левом объединении эти строки включаются в результирующий набор со значением NULL в столбце «Количество». Другие строки в результате совпадают с внутренним соединением.
Правое внешнее соединение
Правое внешнее соединение возвращает данные таблицы 2 и все общие данные, но только соответствующие данные из таблицы 1, которая является левым соединением.
Пример правого соединения
Аналогично примеру с левым соединением, выходные данные правого внешнего соединения включают все строки внутреннего соединения и две строки — брокколи и кабачки — из «справа» (таблица Quantities ), которые не есть соответствующие записи слева.
Полное внешнее соединение
Полное внешнее соединение или полное соединение, которое , а не поддерживается популярной системой управления базами данных MySQL, объединяет и возвращает все данные из двух или более таблиц, независимо от того, есть ли общая информация . Думайте о полном соединении как о простом дублировании всей указанной информации, но в одной таблице, а не в нескольких таблицах. Если соответствующие данные отсутствуют, будут созданы нули.
Это только основы, но многие вещи можно сделать с помощью объединений. Есть даже соединения, которые могут исключать другие соединения!
Видео, объясняющее внутренние и внешние соединения
В этом видео объясняются различия между различными типами соединений. Начинается с того места, где начинается обсуждение объединений.
Ссылки
- Разница между внутренним и внешним соединением — Переполнение стека
- Внутреннее соединение SQL — Шарлатан
- Внешнее соединение SQL — Quackit
- Использование внутренних соединений — Microsoft SQL Server
- Использование внешних соединений — Microsoft SQL Server
- Визуальное представление соединений SQL — CodeProject
- Википедия: Соединение (SQL)
Операция ВНУТРЕННЕГО СОЕДИНЕНИЯ — Служба поддержки Майкрософт
Access для Microsoft 365 Access 2021 Access 2019 Access 2016 Access 2013 Access 2010 Access 2007 Больше. ..Меньше
Объединяет записи из двух таблиц при наличии совпадающих значений в общем поле.
Синтаксис
ОТ таблица 1 ВНУТРЕННЕЕ СОЕДИНЕНИЕ таблица 2 ВКЛ таблица 1 . поле1 состав таблица2 . поле2
Операция INNER JOIN состоит из следующих частей:
Часть | Описание |
таблица1 , таблица2 | Имена таблиц, из которых объединяются записи. |
поле1 , поле2 | Имена объединяемых полей. Если они не являются числовыми, поля должны иметь один и тот же тип данных и содержать данные одного типа, но они не обязательно должны иметь одно и то же имя. |
компл. | Любой оператор реляционного сравнения: «=», «<», «>», «<=», «>=» или «<>». |
Замечания
Вы можете использовать операцию INNER JOIN в любом предложении FROM. Это наиболее распространенный тип соединения. Внутренние соединения объединяют записи из двух таблиц всякий раз, когда в поле, общем для обеих таблиц, есть совпадающие значения.
Вы можете использовать INNER JOIN с таблицами «Отделы» и «Сотрудники», чтобы выбрать всех сотрудников в каждом отделе. Напротив, чтобы выбрать все отделы (даже если некоторым из них не назначены сотрудники) или всех сотрудников (даже если некоторые из них не назначены в отдел), вы можете использовать операцию LEFT JOIN или RIGHT JOIN для создания внешнего соединения.
При попытке объединить поля, содержащие данные Memo или OLE Object, возникает ошибка.
Вы можете соединить любые два числовых поля одинакового типа. Например, вы можете объединить поля AutoNumber и Long, потому что они похожи на типы. Однако вы не можете объединять поля типов Single и Double.
В следующем примере показано, как можно объединить таблицы категорий и продуктов в поле CategoryID:
SELECT CategoryName, ProductName
FROM Categories INNER JOIN Products
ON Categories.CategoryID = Products.CategoryID;
В предыдущем примере поле CategoryID является присоединяемым полем, но оно не включается в выходные данные запроса, поскольку не включено в инструкцию SELECT. Чтобы включить объединенное поле, включите имя поля в инструкцию SELECT — в данном случае, Categories.CategoryID.
Вы также можете связать несколько предложений ON в операторе JOIN, используя следующий синтаксис:
ВЫБРАТЬ полей
ИЗ таблица1 ВНУТРЕННЕЕ СОЕДИНЕНИЕ таблица2
ON таблица1 .