Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

Содержание

Уходит тосол из расширительного бачка — Блог

Если тосол «уходит» из расширительного бачка систематически и в значительных объёмах, общая причина всегда одна и та же — разгерметизация системы охлаждения двигателя автомобиля. Поиск и устранение утечки может как обойтись в «три копейки», так и закончиться ремонтом по стоимости капиталки. Эксплуатировать автомобиль с негерметичной системой охлаждения нельзя, так как к дорогостоящему ремонту добавится ещё и устранение последствий критического перегрева двигателя. В этом материале рассказано — как устроена типовая система охлаждения легкового автомобиля, какие есть сопутствующие признаки утечки антифриза, где искать и как устранять причину.

  1. Типовое устройство системы охлаждения автомобиля
  2. Чем грозит разгерметизация системы охлаждения?
  3. Что делать, если утечка тосола застала в дороге?
  4. Сопутствующие признаки утечки антифриза
  5. Возможные причины снижения уровня тосола в расширительном бачке

Типовое устройство системы охлаждения автомобиля

Классическая система охлаждения легкового автомобиля выполняет три функции — «помогает» двигателю быстрее прогреваться и не перегреваться, а также обеспечивает работу печки в салоне. Для этого она имеет следующее устройство:

  • «Водяная рубашка» двигателя. Это система пустот и каналов в блоке двигателя, которая «окутывает» собой цилиндры. Самая важная часть, отвечающая за отвод тепла от работающего под нагрузкой мотора. Водяной называется в силу традиции, так как раньше вместо тосолов и антифризов в автомобилях использовалась обычная вода.
  • Основной радиатор. Находится в передней части автомобиля, чтобы обеспечивался хороший обдув встречным воздухом. В основном радиаторе тосол с отобранным у мотора теплом охлаждается, после чего возвращается обратно.
  • Расширительный бачок. Служит для заправки системы охлаждения, отвода из неё воздуха, а также для контроля уровня жидкости. Выполняется из полупрозрачного пластика и должен находиться не ниже общего уровня охлаждающей жидкости в моторе.
  • Термостат. Служит для распределения охлаждающей жидкости между малым и большим контурами системы охлаждения. Малый контур включает в себя «рубашку» и радиатор печки. Большой контур — это малый контур плюс основной радиатор.
  • Помпа. Обеспечивает постоянную циркуляцию охлаждающей жидкости по системе, что увеличивает её эффективность в разы.
  • Радиатор печки. Находится под передней панелью и служит для обогрева воздуха в салоне автомобиля.
  • Соединительные патрубки. Трубками и патрубками соединяются почти все рассмотренные компоненты системы охлаждения. Они могут быть металлическими (медь, алюминий), хотя по большей части сделаны из термостойкой армированной резины.

Также в состав системы охлаждения входят вентиляторы, обдувающие радиаторы. К утечке тосола они имеют такое себе отношение. Разве что в случае разрушения, когда ошмётки вентилятора пробивают основной радиатор.

Чем грозит разгерметизация системы охлаждения?

Охлаждающая система не может выполнять свои функции без охлаждающей жидкости. Соответственно, при значительных её потерях в геометрической прогрессии возрастает вероятность критического перегрева двигателя. Это, пожалуй, самое страшное последствие, когда тосол «уходит» из расширительного бачка. Но это ещё не всё.

В некоторых случаях охлаждающая жидкость попадает в моторное масло. Это приводит не только к падению уровня в расширительном бачке, но и к значительному снижению эксплуатационных свойств моторного масла. Смешавшись с тосолом или антифризом, смазка становится более текучей и менее вязкой. Из-за этого она практически не задерживается на поверхностях, которые надо смазывать. Давление в системе смазки двигателя, которое крайне важно для её функционирования, создаётся недостаточное. Помимо того, что тосол попадает в масло, масло также попадает в тосол. Закончиться это может не только вынужденной заменой охлаждающей жидкости (плюс ремонт перед этим), но и закупоркой каналов «водяной рубашки».

Что делать, если утечка тосола застала в дороге?

Если утечка значительная, движение продолжать ни в коем случае нельзя. Даже если охлаждающей жидкости осталось больше половины объёма, то это не значит, что эффективность охлаждения снизится в два раза. При таком раскладе верхняя часть двигателя охлаждаться не будет вообще. А между тем, на этом уровне находится самая «горячая точка» — камеры сгорания. Поэтому, если тосол уходит, как из подстреленного кабана — домой или на СТО только на буксире или эвакуаторе.

Если утечка незначительная, то есть, такая, которую легко удаётся компенсировать периодическим доливанием жидкости в расширительный бачок, движение можно продолжить. Но в очень щадящем режиме и с утроенной внимательностью. Самое главное — следить за указателем температуры охлаждающей жидкости на панели приборов. Как только она приближается к красной зоне, глушите мотор, доливайте жидкость и дайте системе остыть. Пополнять утекающий тосол можно и водой. Даже если на улице мороз, вода в тёплом двигателе не замёрзнет. Главное, не забыть сразу же слить всю жидкость из системы по окончанию поездки.

Многие автолюбители ездят так месяцами. Уже знают примерный «расход» тосола, возят его запас в багажнике, и периодически подливают. Делать так крайне не рекомендуется. Во-первых, не исключено, что однажды вы забудете подлить охлаждающей жидкости в систему, и случится перегрев двигателя. Во-вторых, если тосол уходит в систему смазки, двигатель быстрее крякнет не от перегрева, а из-за некачественной смазки.

Сопутствующие признаки утечки антифриза

Далеко не все автовладельцы имеют замечательную привычку перед каждым выездом из гаража заглядывать под капот, дабы проверить уровни жидкостей. Однако утечку тосола, даже если она не критическая, можно определить по косвенным признакам, не открывая моторный отсек. Кроме того, по этим признакам можно не только установить факт утечки, но и приблизительное место разгерметизации системы охлаждения.

К признакам утечки охлаждающей жидкости (кроме явного падения уровня в расширительном бачке) относится следующее:

  1. Быстрый перегрев двигателя. Владелец, у которого конкретная машина не первый день, примерно знает, как быстро двигатель должен прогреваться до рабочей температуры и в каких режимах он точно не должен перегреваться. Если внезапно поведение охлаждающей системы начало отличаться от типичного (судя по показаниям стрелки температуры), есть смысл заглянуть под капот и, в первую очередь, обратить внимание на расширительный бачок и уровень тосола в нём. Если уровень в норме, есть вероятность, что перестал запускаться вентилятор радиатора.
  2. Сработала аварийная лампа перегрева. Такие есть на приборных панелях далеко не на всех машинах. Но если лампа есть, и она внезапно загорелась, остановите двигатель и смотрите уровень охлаждающей жидкости. При нормальном уровне проблема может быть в вентиляторе радиатора.
  3. Подтёки под капотом и лужи под машиной. Многие автолюбители предпочитают в гараже подкладывать под моторный отсек лист светлого картона. Кушать он не просит, однако, если внезапно образуется утечка какой-либо жидкости, в том числе, и охлаждающей, на картоне этот факт легко определяется.
    На обычном асфальте или земле пятна тосола видно хуже, чем следы моторного масла. Заметить их можно разве что тогда, когда утечка серьёзная.
  4. Сладковатый запашок в салоне. Так пахнет антифриз, который вытекает где-то в области радиатора печки.
  5. Мокрый пол в салоне при сухой погоде. Осенью и особенно зимой мокрыми полами в машине не удивишь никого. Но если коврики начали хлюпать в сухую летнюю погоду, есть вероятность, что это тосол.
  6. Сильнее обычного запотевают стёкла. Этот эффект вызван тем, что вытекающий из системы охлаждения антифриз испаряется, и выпадает в виде конденсата на самой холодной в салоне поверхности (а это как раз и есть стёкла). Примечательным является то, что все три последних признака далеко не всегда проявляются все вместе, хотя по логике должны.
  7. Белый «дым» из выхлопной трубы. Который является не дымом, а водяным паром. Он может образовываться из-за влажной погоды, воды в выхлопной трубе, воды в бензине. А ещё машина «дымит» белым, когда охлаждающая жидкость попадает в камеры сгорания из-за негерметичности «водяной рубашки».

Обнаружив какой-либо из этих признаков, сразу же надо открывать капот и смотреть на расширительный бачок системы охлаждения. Если в нём упал уровень, то это ещё полбеды. А вот если в нём вы увидели пену или эмульсию — это беда в максимальной комплектации.

Возможные причины снижения уровня тосола в расширительном бачке

Далее рассмотрен десяток возможных причин, из-за которых «уходит» тосол из расширительного бачка системы охлаждения. Помимо самих причин, рассказано, как каждую из них искать и устранять.

Резкое снижение температуры окружающей среды

Если вчера была плюсовая температура, а сегодня резко похолодало, по меткам расширительного бачка можно увидеть значительно снижение уровня антифриза в системе. Данное явление также можно заметить, если зафиксировать уровень при горячем двигателе, и потом глянуть на метки, когда он полностью остывший. Явление к поломкам не относится, и проявляется за счёт законов физики. Тосол, антифриз или вода — это жидкости. А жидкости при понижении температуры уменьшаются в объёме.

Как правило, охлаждающая система автомобиля рассчитывается таким образом, чтобы при самых сильных колебаниях температуры уровень тосола «плавал» в пределах меток, нанесённых на расширительный бачок. Если же вы внезапно обнаружили, что уровень упал ниже минимальной метки, а утечек не обнаружили, просто долейте охлаждающей жидкости до минимума, и проследите за системой охлаждения, когда мотор прогреется до рабочей температуры. На исправном двигателе уровень после прогрева поднимется до нормы или максимума.

Если после доливания охлаждающей жидкости на следующее утро вы опять обнаружили, что уровень ниже минимальной метки — вероятно, есть утечка.

Основной радиатор

Основной радиатор системы охлаждения автомобиля даёт течь обычно в трёх случаях:

  1. От старости — металл страдает от некачественно антифриза или просто утончается от длительного времени эксплуатации.
  2. После промывки системы охлаждения — частая ситуация, когда буквально сразу же после применения спецсредств или лимонной кислоты наново залитая охлаждающая жидкость вытекает через радиатор. Происходит это потому, что в ходе очистки удалилась накипь и прочие налёты, закрывающие собой ослабленные стенки радиатора.
  3. Механические повреждения — течь образуется после наезда на препятствие, ветку, а также в случае разрушения вентилятора радиатора. В последнем случае его куски с большой кинетической энергией попадают в довольно нежные рёбра, пробивая узел насквозь.

Утечка тосола через основной радиатор «хороша» тем, что довольно легко обнаруживается при визуальном осмотре. Следы охлаждающей жидкости отчётливо видны как на самом радиаторе (так как он горячий и почти всегда сухой), а также под машиной в виде пятен и луж. Ремонт в данном случае сводится к замене радиатора. Раньше их паяли, если было что паять (живой металл). Сегодня же этим почти никто не занимается.

Поменял и поехал дальше.

Соединительные патрубки

Портятся от времени, перепадов температур, некачественного антифриза. Также течь может образовываться вскоре после замены одной из трубок на новую, но дешёвую. Делаются такие из каких попало отходов, с нарушениями технологии. В итоге патрубки не выдерживают колебаний температуры, быстро трескаются, деформируются и протекают. Бывает и так, что некачественные патрубки затягиваются при помощи металлических хомутов с чрезмерным усилием, из-за чего те просто лопаются. Как и в случае с радиатором, обнаружить утечку на патрубках довольно легко по пятнам и подтёкам. Ремонт всегда однозначный — замена.

Расширительный бачок

Выполнен из полупрозрачного пластика и имеет три слабых места — заливная крышка, кронштейны и патрубки, к которым крепится основной и переливной шланги. Если расширительный бачок менялся недавно, то на него стоит обратить внимание в первую очередь. Сегодня часто попадаются бачки из крайне хрупкого пластика, который лопается от малейших вибраций, перегрева и мороза. Также бачки часто текут из-под крышки горловины. Причиной тому неправильная геометрия и слабая резьба. Потёкший бачок можно, конечно, попробовать запаять. Но стоит он копейки, потому ремонтировать его не стоит. Проще раз купить вариант подороже, из нормального сырья, и забыть об этой проблеме навсегда.

Термостат

Сам по себе термостат не может быть причиной утечки тосола из расширительного бачка. Однако эта деталь находится в своём корпусе, в котором обязательно есть уплотнительные прокладки, и к которому могут подходить резиновые патрубки. Чаще всего течь тосола образуется из-за того, что при замене термостата не была установлена новая прокладка, была сорвана резьба, либо неправильно затянуты хомуты крепления патрубков. Также протечки случаются в результате применения низкокачественных герметиков вместо или в паре с прокладкой. От перепадов температуры они сначала засыхают, а потом выкрашиваются, образуя дыру. Ремонт — заменить прокладку на нормальную, освежить резьбы, заменить болты-винты, нормально затянуть хомуты.

Помпа

Самая нагруженная деталь системы охлаждения. Течь она может по тем же причинам, что и термостат. Ремонт зависит от характера неисправности, вплоть до замены узла.

Радиатор печки

Даёт течь с несколькими характерными признаками — сладковатый запах в салоне, мокрые полы, потеющие стёкла. Ремонт сам по себе недорогой, но достаточно трудоёмкий. Чтобы добраться до радиатора печки, обычно надо раскурочить полсалона. Текут чаще не сами радиаторы, а их обвязка — запорная арматура, медные и алюминиевые патрубки, уплотнительные прокладки.

Прокладка ГБЦ

Прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ) находится между блоком двигателя и головкой. Она нужна для герметизации камер сгорания, а также систем смазки и охлаждения. В случае её прогорания нарушается герметичность, в результате чего тосол может вытекать как за пределы двигателя, так и оставаться внутри него, смешиваясь с моторным маслом.

Признаки прогорания прокладки ГБЦ, помимо снижения уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке:

  • белый дым из выхлопной трубы;
  • резкое снижение мощности двигателя;
  • подскочивший расход топлива;
  • падение компрессии в цилиндрах;
  • быстрый перегрев двигателя;
  • подтёки между головкой и блоком цилиндров;
  • посторонние вкрапления или эмульсия на масляном щупе;
  • пена, эмульсия или потемнение охлаждающей жидкости в расширительном бачке.

Это одна из самых страшных причин, из-за которых тосол «уходит» из расширительного бачка. Ремонт заключается в замене прокладки ГБЦ, при котором важно правильно затянуть болты крепления головки (чтобы исключить перекос и негерметичность). Поломка хоть и неприятная, но не самая страшная.

Трещина в моторе

Дефекты такого порядка возникают чаще всего из-за критического перегрева двигателя. Который, между тем, мог наступить из-за незамеченной своевременно утечки охлаждающей жидкости. При наличии трещины двигатель может как продолжать работать, так и полностью пойти в отказ. Поломка сопровождается обильными подтёками масла и тосола, иногда белым паром из-под капота, резким упадком мощности двигателя и перебоями в его работе. Ремонт дорогой и трудоёмкий. В некоторых случаях целесообразнее и дешевле оказывается менять не треснувший блок цилиндров, а весь двигатель.

Итог

Утечка тосола из системы охлаждения — крайне опасная поломка для двигателя автомобиля. Если антифриз «уходит» по чуть-чуть, часто машина продолжает эксплуатироваться, а в багажнике при этом возится запас охлаждающей жидкости. При серьёзных утечках критический момент можно и прозевать, из-за чего последствия будут печальными, а ремонт крайне дорогостоящим. Чтобы снизить вероятность такого или других неприятных последствий, возьмите себе за правило хотя бы раз в день перед выездом заглядывать под капот автомобиля и проверять уровень моторного масла, охлаждающей и тормозной жидкостей.

Антифриз не уходит из расширительного бачка.

simak
Лесник