Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

Тормозная система МАЗ

Автомобили
оборудованы рабочей, стояночной, запасной
и вспомогательной тормозными системами,
а также тормозными приборами для
подключения тормозной системы полуприцепа
с одно- и двухпроводным пневматическими
приводами и выводами для питания других
потребителей сжатым воздухом. Рабочая
тормозная система воздействует на
тормозные механизмы всех колес автомобиля.
Привод механизмов пневматический с
раздельным торможением передних и
задних колес. Стояночная и запасная
тормозные системы воздействуют на
тормозные механизмы среднего (для
автомобиля МАЗ-64227) и заднего мостов,
которые приводятся в действие с помощью
тормозных камер с пружинными
энергоаккумуляторами. Управление
осуществляется с помощью крана в кабине
водителя. Стояночная тормозная система
выполняет также функции запасной
тормозной системы, которая предназначена
для торможения автомобиля в случае
полного или частичного отказа рабочей
тормозной системы. При включении
стояночной тормозной системы рукоятка
крана управления устанавливается
(поворотом) в крайнее фиксированное
положение. Сжатый воздух, сжимающий
силовые пружины энергоаккумуляторов,
выходит в атмосферу, и пружины приводят
в действие тормозные механизмы. При
включении запасной тормозной системы
рукоятка крана управления стояночным
тормозом удерживается в любом промежуточном
нефиксированном положении. С увеличением
угла поворота рукоятки интенсивность
торможения увеличивается за счет
снижения давления воздуха, сжимающего
пружины энергоаккумуляторов.
Вспомогательная тормозная система
воздействует на трансмиссию автомобиля
путем создания противодавления в системе
выпуска газов с помощью дроссельной
заслонки с пневматическим приводом и
предназначена для притормаживания
автомобиля на затяжных спусках горных
дорог. При повороте заслонки одновременно
отключается подача топлива. При торможении
автомобиля-тягача рабочей или стояночной
(запасной) системами происходит
одновременное торможение полуприцепа.
Торможение полуприцепа МАЗ-9398 и МАЗ-9389
происходит также и при включении
вспомогательной тормозной системы
автомобиля МАЗ-64227.

Тормозные
механизмы. Барабанного типа (см. рис. 57
и 72), с двумя внутренними колодками.
Тормозные накладки размером 420Х160Х X17
крепятся к колодкам латунными заклепками.
Тормозной барабан 29 (см. рис. 57) крепится
к ступице 17 колеса болтами 30. На конце
вала разжимного кулака 24 установлен
регулировочный рычаг червячного типа
(рис. 92), соединенный со штоком тормозной
камеры. Для предотвращения попадания
смазки в тормозные механизмы в кронштейнах
разжимных кулаков передних и задних
тормозов установлены резиновые
уплотнительные кольца. Тормозные камеры
диафрагменные, предназначены для
приведения в действие тормозных
механизмов передних колес автомобиля
при включении рабочей тормозной системы.
Тормозные камеры с пружинными
энергоаккумуляторами (рис. 93) предназначены
для приведения в действие тормозных
механизмов колес заднего и среднего
(для автомобиля МАЗ-64227) мостов при
включении рабочей, стояночной и запасной
тормозной систем. При включении рабочей
тормозной системы тормозные механизмы
приводятся в действие штоками 10
диафрагменных тормозных камер, устройство
и принцип работы которых практически
не отличаются от передних тормозных
камер. При включении стояночной тормозной
системы сжатый воздух выпускается из
полости под поршнем 6. Поршень под
действием силовой пружины 7 движется
вниз и перемещает толкатель 4, который
через подпятник 9 воздействует на
диафрагму 3 и шток 10 тормозной камеры,
в результате чего происходит торможение
автомобиля.

1 и
заслонки 2, закрепленной на оси 3. На оси
заслонки закреплен также поворотный
рычаг 4, соединенный со штоком пневмоцилиндра
привода. Рычаг 4 и связанная с ним заслонка
2 имеют два фиксированных положения.
При выключении вспомогательного тормоза
заслонка устанавливается вдоль потока
отработавших газов, а при включении
тормоза перпендикулярно потоку газов,
создавая противодавление на выпуске.
Одновременно отключается подача топлива
с помощью пневмоцилиндра, связанного
со скобой останова двигателя. Пневмоцилиндр
(рис. 95) предназначен для управления
заслонкой механизма вспомогательной
тормозной системы. При включении
вспомогательной тормозной системы
сжатый воздух поступает в надпоршневое
пространство и, преодолевая сопротивление
возвратных пружин, перемещает поршень
и шток 8, который связан с рычагом
управления заслонкой механизма. В
исходное положение поршень возвращается
под действием возвратной пружины.
Пневматический тормозной привод.
Принципиальные схемы пневматического
тормозного привода автомобилей МАЗ-64227
и МАЗ-54322 показаны на рис. 96 и 97.

Питающая
часть пневмопривода тормозов состоит
из компрессора 1 (см. рис. 96), влаго-отделителя
2, регулятора давления 3, конденсационного
ресивера 4, двойного защитного клапана
5 и соединяющих их трубопроводов и
арматуры. При работе двигателя сжатый
воздух из компрессора поступает через
влагоотделитель 2, регулятор давления
3 в конденсационный ресивер 4 и далее
через двойной защитный клапан 5 в ресиверы
8 и 9. Одновременно из компрессора сжатый
воздух через одинарный защитный клапан
7 поступает в ресивер 10, к которому
подключены дополнительные потребители:
привод механизма вспомогательного
тормоза, усилитель сцепления и др. При
достижении давления в системе 8
кгс/см2 срабатывает
регулятор давления и дальнейшее
поступление воздуха в систему прекращается
происходит разгрузка компрессора в
атмосферу. Одновременно с регулятором
давления срабатывает влагоотделитель,
выбрасывая в атмосферу скопившийся в
нем конденсат. В пневматический тормозной
привод входят следующие независимые
пневмоконтуры: тормозных механизмов
колес переднего моста; тормозных
механизмов колес заднего и среднего
мостов; механизма стояночного (запасного)
тормоза; тормозных механизмов полуприцепа;
механизма вспомогательного тормоза и
других потребителей сжатого воздуха.
На всех воздушных ресиверах устанавливаются
краны слива конденсата 30. Кроме того, в
пневмосистему включены пневмоэлектрические
датчики 27, связанные с соответствующими
сигнальными лампами на щитке приборов,
которые включаются при уменьшении
давления в том или ином контуре ниже
5,6 кгс/см2,
а также датчики 29, связанные с манометрами,
установленными на щитке приборов.
Пневмопривод рабочих тормозов работает
следующим образом. При нажатии на
тормозную

педаль
срабатывает тормозной кран 18. Сжатый
воздух из ресивера 8 через нижнюю секцию
крана поступает в тормозные камеры 22,
которые приводят в действие тормозные
механизмы колес передней оси. Из верхней
секции тормозного крана через регулятор
тормозных сил 20 воздух подается в
управляющую магистраль ускорительного
клапана 19, в результате чего последний
пропускает сжатый воздух из ресиверов
9 в тормозные камеры колес заднего и
среднего мостов. Одновременно через
двухмагистральный клапан 23 воздух
поступает в управляющую магистраль
ускорительного клапана 19а, который
перепускает сжатый воздух из ресивера
в полости эиергоаккумуляторов 21, исключая
возможное двойное воздействие на
колесные тормозные механизмы (от рабочей
и стояночной систем). Тормозной кран,
регулятор тормозных сил и ускорительный
клапан имеют следящее устройство, т. е.
в тормозные камеры поступает сжатый
воздух, давление которого зависит от
величины перемещения тормозной педали.
Кроме того, регулятор тормозных сил
учитывает нагрузку на заднюю подвеску
и в зависимости от нее пропускает
определенное давление в управляющую
полость ускорительного клапана 19. При
полной нагрузке на заднюю подвеску в
тормозные камеры поступает полное
давление, определяемое тормозным краном
18. При растормаживании воздух из передних
тормозных камер, регулятора тормозных
сил и управляющей полости ускорительного
клапана 19 выходит в атмосферу через
тормозной кран, а из задних тормозных
камер через ускорительный клапан 19а.

Во
время торможения сжатый воздух из
магистралей привода передних и задних
тормозных механизмов поступает к клапану
15 управления тормозами полуприцепа с
двухпроводным приводом, в результате
чего клапан срабатывает и воздух из
ресиверов 8 и 9 через одинарные защитные
клапаны 7 и обратный клапан 14 поступает
в магистрали полуприцепа. При сцепке
тягача с полуприцепом с однопроводным
тормозным приводом сжатый воздух через
клапан 16 управления тормозами полуприцепа
с однопроводным приводом и соединительную
головку поступает к воздухораспределителю
полуприцепа и в его воздушный ресивер.
При торможении воздух выпускается из
соединительной магистрали через клапан
16 и происходит затормаживание полуприцепа.
При сцепке тягача с полуприцепом с
двухпроводным тормозным приводом
используются соединительные головки
25 магистрали питания и управления.
Пневмопривод стояночного и запасного
тормоза работает следующим образом.
Сжатый воздух из ресиверов 8 и 9 через
одинарные защитные клапаны 7 и обратный
клапан 14 поступает к крану 17 управления
стояночным тормозом, от которого через
двухмагистральиый клапан 23 поступает
в управляющую магистраль ускорительного
клапана 19а, в результате чего последний
пропускает сжатый воздух из ресиверов
8 и 9 в цилиндры энергоаккумуляторов
тормозных камер 21. При торможении
стояночным тормозом (рукоятка крана 17
установлена в заднее фиксированное
положение) воздух из управляющей
магистрали ускорительного клапана 19а
выходит в атмосферу. При этом воздух из
цилиндров энергоаккумуляторов тормозных
камер 21 через атмосферный вывод
ускорительного клапана выходит в
атмосферу. Пружины, разжимаясь, приводят
в действие тормозные механизмы заднего
моста. Одновременно кран 17 включает
клапан 15 управления тормозами полуприцепа
с двухпроводным приводом, обеспечивая
при этом торможение полуприцепа. В
случае аварийного падения давления в
контуре привода стояночного тормоза
пружинные эиергоаккумуляторы срабатывают
и автомобиль затормаживается. В этом
случае для растормаживания автомобиля
необходимо вывернуть болты 8 (см. рис.
93) на всех тормозных камерах 21 (см. рис.
96). Кран управления стояночным тормозом
имеет следящее устройство, которое
позволяет

притормаживать
автомобиль (запасной тормозной системой)
с интенсивностью, зависящей от положения
рукоятки крана. Пневмопривод вспомогательной
тормозной системы работает следующим
образом. При нажатии на кран 11 управления
вспомогательным тормозом сжатый воздух
поступает в пневмоцилиндр 13 управления
вспомогательным тормозом. Шток цилиндра,
связанный с рычагом заслонки
вспомогательного тормоза, поворачивает
заслонку и она перекрывает приемную
трубу глушителя. Одновременно сжатый
воздух поступает и в цилиндр 12, шток
которого перемешает скобу останова
двигателя, прекращая тем самым подачу
топлива. Рассмотрим агрегаты и аппараты
пневматического тормозного привода.
Компрессор (рис. 98). Поршневой,
двухцилиндровый, приводится в действие
ремнем от шкива вентилятора. Забор
воздуха компрессором во время его работы
осуществляется через воздушный фильтр
двигателя. Литой чугунный поршень имеет
три кольца два компрессионных и одно
маслосъемное. Подшипник шатуна имеет
биметаллические вкладыши, головка
шатуна под поршневой палец бронзовую
втулку. В гнездах головки компрессора
расположены закрытые нагнетательные
клапаны пластинчатого типа, которые
разобщают цилиндры и нагнетательный
канал головки, соединяющий нагнетательные
каналы обоих цилиндров. Блок цилиндров
и головка охлаждаются жидкостью из
системы охлаждения двигателя. Система
смазки компрессора смешанная. Из масляной
магистрали двигателя масло по подводящей
трубке поступает к задней крышке
компрессора и через отверстия
уплотнительного устройства к каналам
в коленчатом валу. По этим каналам масло
поступает к подшипникам

шатунов
и далее к поршневым пальцам. Остальные
трущиеся поверхности смазываются
разбрызгиванием. Из компрессора масло
сливается через крышку, на которой он
крепится, в картер двигателя. Регулятор
давления. Предназначен для поддержания
в пневматической тормозной системе
давления сжатого воздуха в пределах
6,5 8,0 кгс/см2 путем периодической разгрузки
компрессора в атмосферу. Предохранительный
клапан, встроенный в регулятор давления,
обеспечивает перепуск воздуха в атмосферу
при достижении в системе давления 9 +
0,5 кгс/см2. Регулятор давления с
предохранительным клапаном состоит из
корпуса 22 (рис. 99), в котором расположены
поршень 8, регулировочный болт 13,
предохранительный клапан 17. Сжатый
воздух из компрессора поступает в
полость А, открывает обратный клапан
21 и попадает в вывод, связанный с
воздушными баллонами. При повышении
давления воздуха в выводе / до 8 кгс/см2
сжатый воздух, преодолевая сопротивление
пружины 12 регулировочного устройства,
отжимает диафрагму 11 от седла и поступает
через каналы в корпусе регулятора в
надпоршневую полость Б разгрузочного
устройства. Сжатый воздух, действуя на
поршень 8 со стержнем, перемещает его
вниз и открывает клапан 5. При этом воздух
через канал 7 и штуцер 1 попадает в
атмосферу. При падении давления в полости
А клапан 21 не дает возможности поступления
воздуха из вывода 1 в атмосферу. При
падении давления в полости Б и выводе
1 до величины 6,5 кгс/см2 диафрагма
11 под давлением пружины 12 садится на
седло, прекращая поступление воздуха
в полость Б. Воздух, находящийся в полости
Б, через дроссельное отверстие в поршне
8 сообщается с атмосферой. Поршень 8 под
действием возвратной пружины возвращается
в первоначальное положение. При этом
клапан 5 садится на седло, после чего
прекращается поступление сжатого
воздуха в атмосферу. Компрессор начинает
нагнетать сжатый воздух в пневмосистему.
Клапан 17 предохраняет пневматическую
систему от чрезмерного повышения
давления в случае неисправности
разгрузочного устройства регулятора
давления. Он состоит из корпуса 19, колпака
15, регулировочного винта 16, резинового
клапана 18 и пружины 14. Воздух из вывода
1 подводится к клапану через наклонные
отверстия. При достижении давления в
выводе 1 выше 8,9 + 0,5 кгс/см2 открывается
клапан 18 и выпускает избыток воздуха в
атмосферу через радиальное отверстие
в корпусе клапана.

водоотделителя.
Внутри корпуса поток воздуха проходит
через три направляющих диска 3, изменяющих
направление потока воздуха и придающих
ему круговое вращение. Далее поток
воздуха подходит к фильтру 4 и, изменив
направление, поступает через центральный
верхний отводной канал в пневмосистему.
Диафрагма 5 вместе с направляющим
стаканом 6 под давлением сжатого воздуха
находится в нижнем положении. Клапан 7
и сливное отверстие 8 закрыты; при этом
между диафрагмой 5 и стаканом 6 имеется
зазор, и осаждающийся конденсат стекает
в стакан-отстойник по стержню клапана.

При
включении регулятора давления начинает
снижаться давление сжатого воздуха
внутри водоотделителя. Направляющий
стакан 6 вместе с диафрагмой под действием
усилия пружины клапана 7 перемещается
вверх. Диафрагма прижимается к тарелке
и разобщает полость под стаканом 6 от
внутренней полости водоотделителя. При
дальнейшем падении давления во внутренней
полости стакан 6 перемещается вверх,
клапан 7 отходит от своего седла и
открывает сливное отверстие 8. Скопившийся
в отстойнике конденсат выбрасывается
наружу. В корпусе водоотделителя встроен
клапан 10, который при нормальной работе
радиатора постоянно прижат к своему
седлу под действием пружины. В случае
замерзания радиатора давление сжатого
воздуха на клапан сверху снижается, а
давление воздуха, поступающего от
компрессора под клапан, повышается;
клапан открывается, и сжатый воздух,
минуя радиатор, поступает в пневмосистему.
Двойной защитный клапан (рис. 101).
Предназначен для отключения поврежденного
контура с целью сохранения давления в
другом контуре. В исходном положении
(положении перед началом работы) большой
поршень 2 под действием пружин 10 занимает
нейтральное положение, клапаны 3 пружинами
4 прижаты к седлам, малые поршни 5 под
действием пружин 11 прижаты к торцам
крышек. В рабочем положении при подаче
воздуха от компрессора к выводу 1 сжатый
воздух воздействует на клапаны 3, отжимает
их от седел и поступает через выводы 11
и 111 в воздушные баллоны отдельных
контуров тормозного привода. При
повреждении одного из контуров (например,
левого) давление в этом контуре падает,
большой поршень 2 под действием разности
давлений перемещается в сторону
поврежденного контура, своим седлом
упирается в клапан, разобщая при этом
вывод 1 с выводом 11. Пружина 10 поршня со
стороны поврежденного контура сжимается,
клапан второго контура остается открытым,
и воздух от компрессора продолжает
поступать в неповрежденный контур.

Двойной
защитный клапан при неисправном одном
контуре поддерживает давление сжатого
воздуха в другом исправном контуре в
пределах 5,25,5 кгс/см2.
При давлении выше 5,5 кгс/см2 пружина
11 под действием клапана сжимается,
клапан отрывается от седла и часть
воздуха уходит в поврежденный контур.
После устранения не герметичности
поврежденный контур заполняется сжатым
воздухом, давление в контурах выравнивается,
большой поршень 2 под действием сжатой
пружины 4 занимает нейтральное положение,
и сжатый воздух вновь продолжает
поступать от вывода I через выводы II и
III в воздушные баллоны контуров.

Двухсекционный
тормозной кран (рис. 102). Предназначен
для управления исполнительными
механизмами рабочих тормозов автомобиля
и привода клапанов управления тормозами
полуприцепа при наличии раздельного
привода к тормозам передней и задней
осей. Кран имеет две независимые секции,
расположенные последовательно, питающиеся
от раздельных контуров и управляющие:
нижняя тормозами передней оси, верхняя
тормозами задней оси и тормозами
полуприцепа. Клапаны крана плоские,
одинарные, резиновые. Выводы I к II верхней
и нижней секций соединены с воздушными
баллонами заднего и переднего контуров
соответственно, а выводы III и IV с тормозными
камерами задней и передней осей. В
исходном положении (педаль тормоза
отпущена) тормозной кран через клапан
21 сообщает с атмосферой тормозные
камеры. При этом поршень 30 верхней секции
под действием пружины 12 занимает крайнее
верхнее положение, выпускное окно
клапана открыто и вывод III сообщен с
атмосферой. Верхний клапан 29 под действием
пружины 13 прижат к седлу

верхнего
корпуса, VI вывод II разобщен с выводом
III . Большой 28 и малый 15 поршни под
действием пружины 26 находятся в крайнем
верхнем положении, выпускное окно
нижнего клапана 17 открыто, вывод IV
сообщен с атмосферой. Нижний клапан 17
пружиной 24 прижат к седлу нижнего корпуса
и вывод I разобщен с выводом IV. При нажатии
на педаль тормоза рычаг I поворачивается
на своей оси 4, роликом 5 давит на толкатель
6, который через тарелку 9 смещает демпфер
31 и перемещает поршень 30 вниз. Поршень,
перемещаясь вниз, сжимает пружину 12,
закрывает выпускное окно, разобщая
вывод III с атмосферой, и отрывает клапан
29 от седла. Сжатый воздух, подводимый к
выводу /, через открытый клапан поступает
к выводу /// и далее к тормозным камерам
задней оси до тех пор, пока сила нажатия
на рычаг не уравновесится давлением
воздуха на поршень 30 (следящее действие).
Одновременно сжатый воздух через
отверстие в выводе /// подается в
надпоршневое пространство большого
поршня 28. Поршень 28, имеющий большую
поверхность, перемещается вниз при
небольшом давлении в надпоршневом
пространстве и перемещает малый поршень
15, сжимая при этом пружину 26. Малый
поршень 15 закрывает выпускное окно,
разобщая выводы IV с атмосферой, и отрывает
клапан 17 от седла. Сжатый воздух,
подводимый к выводу // через открытый
клапан, поступает к выводу IV и далее к
тормозным камерам передней оси. Сжатый
воздух, находящийся в пространстве под
поршнями 15 и 28, уравновешивает силу,
действующую на поршень 28 сверху таким
образом, что в полости IV устанавливается
давление, соответствующее усилию нажатия
на рычаг (следящее действие). Размеры
поршней и пружина 26 подобраны так, что
давление в выводах /// и IV в зависимости
от усилия на рычаге практически одинаково;
при промежуточных положениях рычага
нижняя секция управляется пневматически.
При крайнем положении рычага или в
случае повреждения контура верхней
секции поршень 30. перемещаясь вниз,
шпилькой // воздействует на шток 18 малого
поршня 15, перемещая его. Малый поршень,
в свою очередь, закрывает выпускное
окно и открывает клапан 17. При снятии
усилия с рычага верхний поршень под
действием пружины 12 перемещается вверх,
клапан 29 прижимается к седлу, а поршень,
продолжая перемещаться, открывает
выпускное окно и сообщает вывод /// с
атмосферой. Давление в на дпоршневом
пространстве большого поршня 28 падает,
поршни 28 и 15 вследствие разности давлений
и воздействия пружины 26 перемещаются
вверх, клапан 17 прижимается к седлу,
выпускное окно открывается, и вывод IV
сообщается с атмосферой. При механическом
воздействии на малый поршень 15
оттормаживание нижней секции происходит
при снятии усилия со штока 18. Клапан
управления тормозами прицепа однопроводным
приводом (рис. 103). Предназначен для
управления однопроводной системой
пневматического привода тормозов
полуприцепа.

В
исходном положении (педаль тормоза
отпущена) сжатый воздух подводится от
воздушного баллона к выводу //, вывод /
соединен с атмосферой через тормозной
кран. При этом под действием силовой
пружины 2 диафрагма 6 с толкателем 10
находится в нижнем положении. Седлом
толкателя выпускное окно закрыто, вывод
/// разобщен с атмосферой. Стержень
клапана перемещен в нижнее положение
и оторван от седла клапана //, впускное
окно открыто, вывод // соединен с выводом
///. Сжатый воздух от вывода // через
открытое впускное окно клапана проходит
к выводу /// и далее в соединительную
магистраль управления тормозами
полуприцепа однопроводного привода.
Одновременно сжатый воздух поступает
в полости Б и В. Давление в них одинаковое,
однако вследствие того, что площадь
поршня 9, на которую воздействует давление
сжатого воздуха в полости В, больше, чем
полости Б, поршень перемещается вверх
до упора п крышку 19. При достижении
давления в магистрали полуприцепа
5,05,2 кгс/см- седло клапана //

под
действием этого давления, перемещается
вниз, сжимая пружину 12. закрывает впускное
окно и прекращает подачу сжатого воздуха
в тормозную магистраль. При снижении
давления в тормозной магистрали ниже
заданных пределов 55,2 кгс/см2 седло
клапана под действием пружины 12
перемещается вверх и вновь открывает
впускное окно.

При
торможении автомобиля сжатый воздух
от тормозного крана подается к тормозным
камерам и к выводу / крана управления
тормозами полуприцепа с однопроводным
приводом. Сжатый воздух от вывода / через
отверстие в корпусе, заполняя полость
Л, действует на диафрагму 6, имеющую
большую площадь, и перемещает толкатель
10 вверх, преодолевая сопротивление
пружины 2. При перемещении толкателя
вверх стержень клапана 17 под действием
пружины 18 прижимается к седлу толкателя
10 до тех пор, пока не упрется в седло
клапана // и не закроет впускное окно,
разобщив при этом вывод // с выводом ///.
При дальнейшем перемещении толкателя
его седло отрывается от стержня клапана
//, открывает выпускное окно, сообщая
при этом вывод /// с атмосферой. Сжатый
воздух через полый толкатель и отверстие
в верхней крышке выходит в атмосферу.
Следящее действие осуществляется
поршнем 9. При снижении давления в полости
В вследствие повышения давления в
полости А (давление в полости Б остается
прежним) поршень начинает воспринимать
усилие от давления в полости А. Под
действием разности давлений поршень
начинает перемещаться вниз, перемещая
при этом толкатель, седло которого
закрывает выпускное окно. Дальнейшее
повышение давления в выводе / приводит
к полному выпуску воздуха из тормозной
магистрали полуприцепа и тем самым к
полному его торможению. При этом толкатель
10 находится в крайнем верхнем положении,
выпускное окно открыто, впускное закрыто.
Поршень 9 упорным кольцом толкателя
прижат к крышке 19. При оттормаживании
автомобиля вывод / сообщается с атмосферой
через отверстие тормозного крана.
Давление в полости А падает. Толкатель
10 с силовой пружиной 2 под действием
усилия, передаваемого поршнем от давления
в полости В, перемещается вниз. Седло
толкателя упирается в стержень клапана
17 и закрывает выпускное окно, разобщая
вывод /// с атмосферой. При дальнейшем
перемещении толкателя пружина 18
сжимается, клапан 17 отрывается от седла
клапана //, сообщая вывод // с выводом
///. Сжатый воздух поступает в тормозную
магистраль полуприцепа. Клапан переводится
в исходное положение. Кран вспомогательной
тормозной системы. Предназначен для
управления цилиндром вспомогательной
тормозной системы. При нажатии на кнопку
/ (рис. 104) толкатель 18 перемещается внутри
втулки 17 и садится своим торцом на клапан
7, разобщая вывод / от атмосферного вывода
///. При дальнейшем движении толкателя
клапан отжимается от седла корпуса,
открывая тем самым проход сжатому
воздуху от вывода // к выводу / и далее в
магистраль исполнительных механизмов.
При отпускании кнопки толкатель под
действием пружины 14 возвращается в
верхнее положение. Клапан 7 закрывает
отверстие в тарелке 4, прекращая
поступление сжатого воздуха в вывод /,
а отверстие в толкателе 18 открывается,
сообщая вывод / с атмосферным выводом
///. Сжатый воздух, находящийся в магистрали
исполнительных механизмов, через
отверстия А в толкателе и вывод /// выходит
в атмосферу. Ускорительный клапан. В
пневмоприводе тормозов в рабочей и
запасной (стояночной) тормозных системах
установлены два ускорительных клапана
19 и 19а (см. рис. 96, 97), которые предназначены
для уменьшения времени срабатывания
привода тормоза за счет сокращения
длины магистрали впуска сжатого воздуха
из воздушного баллона в исполнительные
механизмы (тормозные камеры и
энергоаккумуляторы) и выпуска его из
них непосредственно через ускорительные
клапаны. Вывод IV ускорительного клапана
(рис. 105) соединен с регулятором тормозных
сил (в рабочей системе) или с тормозным
краном запасной (стояночной) системы,
т. е. с управляющей магистралью. Давление
в выводе IV устанавливается в соответствии
с положением приводного рычага тормозного
крана рабочей системы и рычага регулятора
тормозных сил, которое зависит от осевой
нагрузки на мост, а в запасной (стояночной)
тормозной системе с положением рукоятки
тормозного крана с ручным управлением.
Вывод /// соединен с расположенным вблизи
воздушным баллоном. Вывод / соединен с
тормозными камерами задних колес (в
рабочей системе) или с пружинными
энергоаккумуляторами (в запасной
системе). При торможении рабочей тормозной
системой сжатый воздух из управляющей
магистрали поступает к выводу IV (полость
А) и под его действием поршень 14 движется
вниз, закрывая выпускной клапан 12 и
открывая клапан 4. Сжатый воздух из
воздушного баллона через вывод /// и
открытый клапан 4 поступает в вывод / и
далее к тормозным камерам.

studfiles.net

Тормозная система МАЗ | схема, ремонт

   Полная тормозная система МАЗ, это совокупность сразу нескольких разных систем торможение – рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной.

Также сюда можно включить дополнительные тормозные приборы, посредством которых к ней подключаются тормоза полуприцепов.

 Управление системой осуществляется при помощи педали ножного тормоза и ПГУ МАЗ.  Самый распространенный вариант для автомобилей МАЗ, это фрикционная система барабанного типа, где торможение осуществляется за счет возникновения силы трения между тормозными колодками на неподвижном суппорте и тормозным барабаном, который вращается вместе с колесом.


   

    Рабочая

 Задача этой системы воздействие через пневматический привод механизмов на все колеса автомобиля, но при этом, торможение задних и передних колес – раздельное. Приводится в действие ножной педалью и используется для снижения скорости (притормаживания) вплоть до полной остановки.

    Запасная

  В ее задачу входит воздействие на тормозной механизм заднего моста. Основным элементом системы являются тормозные камеры с пружинными энргоаккумуляторами. Используется при отказах рабочей системы, можно посмотреть на схеме тормозной системы, в  качестве запасной системы может использоваться исправная часть рабочей, либо вся стояночная система.


     Стояночная

  Эта тормозная система МАЗ нужна для удержания автомобиля на месте во время стоянок – даже абсолютная горизонтальность покрытия не исключает возможность самопроизвольного сдвига с места. Поэтому использование стояночного тормоза целесообразно не только на уклонах, но во время любой установки.

 У некоторых моделей МАЗов, и стояночная, и запасная тормозные системы обеспечивают работу тормозных механизмов не только заднего, но и среднего моста.

     Вспомогательная

 Эту систему иногда называют моторным тормозом или тормозом-замедлителем, и ее задача – воздействие на трансмиссию авто. Выполняется подобное воздействие за счет создания обратного давления в системе выпуска газов при помощи заслонки дроссельного типа с пневмоприводом. Во время поворота заслонки автоматически прекращается подача топлива. Чаще всего вспомогательная система торможения используется при затяжных спусках.

 Если прицеп автомобиля снабжен тормозными элементами с пневматическим приводом, то тормозная система МАЗ без проблем подключается к нему, что обеспечивает работу тормозов прицепа.

Схема тормозной системы МАЗ

1     5336-3519210     Камера тормозная передняя    

2     6422-3506094     Шланг к тормозному крану    

3     64229-3506283-10     Трубка    

4     13.3515310     Клапан контрольного вывода    

5     64229-3506130-10     Трубка    

6     64229-3506282-10     Трубка    

7     100-3514008     Кран с рычагом в сборе    

8     6422-3506142-10     Трубка    

9     5336-3509012     Компрессор    

10     64226-3506316     Трубка    

11     С40-3721000     Сигнал пневматический    

12     11.3511010     Влагоотделитель в сборе    

13     5336-3506187-01     Шланг    

14     100-3512010     Регулятор давления в сборе    

15     6422-3506085-01     Шланг        

16     100-3536010     Предохранитель против замерзания    

17     943.702.120.0     Клапан четырехконтурный    

18     64229-3506148-20     Трубка        

19     008-011-19-2-3     Кольцо уплотнительное        

20     012-016-25-2-3     Кольцо уплотнительное    

21     100-3570110     Цилиндр останова двигателя    

22     100-3570210     Цилиндр    

23     5551-3570234-01     Трубка    

24     6303-3513015-10     Ресивер А40-280    

25     5336-3513015     Ресивер    

25     5336-3513015     Ресивер    

26     5336-3570230     Трубка    

27     64229-3506258     Трубка    

28     64229-3506154     Трубка    

29     64229-3506240-20     Трубка    

30     53362-3506178     Трубка    

31     64221-3506180-20     Трубка    

32     5336-3506319     Трубка    

33     943.002.521.0     Клапан управления прицепом    

34     64229-3506248-20     Трубка    

35     54323-3506146-10     Трубка в сборе    

36     53362-3506289     Трубка    

37     64229-3506183-10     Трубка    

38     64229-3506243-20     Трубка    

39     64229-3506132-10     Трубка    

40     53362-3506336     Трубка    

41     53362-3506337     Трубка    

42     53361-3506136     Трубка    

43     64229-3506305     Трубка    

44     53362-3506188     Трубка    

45     11-3518010     Клапан ускорительный    

46     53361-3506158     Трубка    

47     53361-3506280     Трубка    

48     5336-3519200     Камера тормозная задняя    

48     5336-3519200     Камера тормозная задняя    

49     500-3506060-Б2     Шланг в сборе    

50     100-3533010     Регулятор тормозных сил    

51     64226-3521110     Головка соединительная    

51     64226-3521110     Головка соединительная    

52     014-018-25-2-3     Кольцо уплотнительное    

53     375960     Шайба    

54     250636     Гайка М16х1,5-6Н    

55     250159     Шайба 16    

56     63031-3521050     Кронштейн    

57     401509     Ниппель    

58     201497     Болт М10-6gх25    

59     252136     Шайба 10 ОТ    

60     252536     Гайка М10-6Н    

61     64221-3537020-20     Трубка    

62     961.702.005.0     Кран тормозной    

63     64229-3506184-20     Трубка    

64     64229-3506139-20     Трубка    

65     100-3537110     Кран тормозной    

66     16. 3741000     Клапан пневмосигнала    

67     100-3562010     Клапан двухмагистральный    

68     64226-3570240-10     Трубка    

69     64226-3570212-10     Трубка    

70     54325-1115042     Трубка    

71     5551-1115040     Трубка    

72     6303-3506183     Трубка    

73     64229-3506194     Трубка    

74     54323-3506134     Трубка        

75     53362-3506289     Трубка    

76     64229-3506243-20     Трубка    

Ссылка на эту страницу: http://www.kspecmash.ru/catalog.php?typeauto=2&mark=11&model=96&group=138

www.kspecmash.ru

Особенности тормозной системы МАЗа

Автомобили оборудованы рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной тормозными системами, а также приборами для подключения тормозной системы полуприцепа с двухпроводным пневматическим приводом и выводами для питания других потребителей сжатым воздухом.

Рабочая тормозная система воздействует на тормозные механизмы всех колес автомобиля. Привод механизмов пневматический с раздельным торможением передних и задних колес.

В приводе тормозных механизмов могут быть установлены электропневматические модуляторы давления антиблокировочной системы (АБС) тормозов.

Стояночная и запасная тормозные системы воздействуют на тормозные механизмы среднего и заднего мостов,

которые приводятся в действие с помощью тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами (рис. 1, 2). Управление осуществляется с помощью крана в кабине водителя.

Стояночная тормозная система выполняет также функции запасной. Она предназначена для торможения автомобиля в случае полного или частичного отказа рабочей тормозной системы.

При включении стояночной тормозной системы рукоятка крана управления устанавливается (поворотом) в крайнее фиксированное положение.

Сжатый воздух, сжимающий силовые пружины энергоаккумуляторов, выходит в атмосферу, и пружина приводит в действие тормозные механизмы.

При включении запасной тормозной системы рукоятка крана управления стояночным тормозом удерживается в любом промежуточном нефиксированном положении.

С увеличением угла поворота рукоятки интенсивность торможения увеличивается за счет снижения давления воздуха, сжимающего пружины энергоаккумуляторов.

Стояночная тормозная система автомобилей МАЗ-631705, 631708, 642505, 642508, 533605 может быть выполнена в двух вариантах:

1) Стояночная тормозная система воздействует на тормозные механизмы среднего и заднего мостов, которые приводятся в действие с помощью тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами. Управление осуществляется с помощью крана в кабине водителя.

Эта же система выполняет функции запасной. Она предназначена для торможения автомобиля в случае полного или частичного отказа рабочей тормозной системы.

При включении запасной тормозной системы рукоятка крана управления стояночным тормозом удерживается водителем в любом промежуточном нефиксированном положении.

С увеличением угла поворота рукоятки интенсивность торможения увеличивается.

2) Стояночная система состоит из двух независимых систем: основной, действующей через трансмиссию на колеса среднего и заднего мостов автомобиля, и дополнительной, действующей на колеса заднего мост и управляющей тормозами прицепа.

Основная стояночная тормозная система включает в себя барабанный тормоз (рис. 3), установленный на выходном валу раздаточной коробки в приводе среднего и заднего мостов, и механический, многоходовой с ручным управлением тормозной привод (рис. 4).

Дополнительная стояночная тормозная систем включает в себя рабочие тормоза заднего моста автомобиля, контур привода тормозов прицепа и тормозов заднего моста автомобиля и кран с ручным управлением.

Кран имеет следящее действие по углу поворота рукоятки, что позволяет регулировать интенсивность торможения при использовании данной тормозной системы в качестве запасной.

Дополнительная стояночная тормозная система используется для кратковременного торможения автопоезда совместно с основной тормозной системой на дорогах с уклоном более 12 %.

Вспомогательная тормозная система воздействует на трансмиссию автомобиля путем создания противодавления в системе выпуска газов с помощью дроссельной заслонки с пневматическим приводом. Она предназначена для притормаживания автомобиля на затяжных спусках горных дорог. При повороте заслонки одновременно отключается подача топлива.

При торможении автомобиля-тягача рабочей или стояночной (запасной) системами происходит одновременное торможение полуприцепа.

Возможные неисправности тормозов








































Неисправность

Устранение

Воздушные баллоны пневмосистемы не заполняются или заполняются медленно (регулятор давления не срабатывает)

Пневмосистема имеет значительную утечку сжатого воздуха Повреждены шланги и трубопроводы. недостаточная затяжка мест соединений, трубопроводов, шлангов, соединений и переходной арматуры

Замените шланги и трубопроводы. Подтяните места соединений. Неисправные детали соединений и уплотнений замените

Недостаточная затяжка корпусных деталей аппаратов. Корпусные детали аппаратов негерметичны из-за некачественного литья

Подтяните крепление корпусных деталей

Замените аппарат

Неисправен аппарат. Утечка происходит через атмосферный вывод аппарата

Замените аппарат

Негерметичен воздушный баллон

Замените баллон

Замерз или засорен осушительный патрон осушителя воздуха

Проверьте выход воздуха из вывода 21. При неисправности отогрейте патрон горячей водой

Постоянный выпуск воздуха через выпускное окно осушителя сжатого воздуха (в зимнее время)

См. описание осушителя

Воздушные баллоны пневмосистемы не заполняются (регулятор давления срабатывает)

Неправильно отрегулирован регулятор давления

Отрегулируйте регулятор давления регулировочным винтом, при необходимости замените регулятор давления

Наличие изломов и смятий трубопроводов

Замените трубопровод

Наличие транспортной заглушки или инородных тел в трубопроводе

Удалите заглушку и посторонние предметы, продуйте трубопровод сжатым воздухом

Неправильно отрегулирован 4-х контурный защитный клапан

Проверьте и при необходимости отрегулируйте или замените

Давление в баллонах контуров большое или маленькое при работающем регуляторе давления

Неисправен манометр

Замените

Не отрегулирован регулятор давления

Отрегулируйте регулятор регулировочным винтом. Если не регулируется замените регулятор

Неправильно отрегулирован 4-х контурный клапан

Отрегулируйте или замените

Неэффективное торможение или отсутствие торможения автомобиля рабочим тормозом при полностью нажатой тормозной педали

Неисправен тормозной кран

Замените тормозной кран

Загрязнение полости под резиновым чехлом рычага привода двухсекционного тормозного крана

Очистите от грязи полости под резиновым чехлом. При необходимости замените чехол

Наличие значительной утечки сжатого воздуха в магистралях I и II контуров после тормозного крана

Замените шланги и трубопроводы.

Подтяните места соединений.

Не отрегулирован привод тормозного крана

Отрегулируйте привод

Неправильная установка привода регулятора тормозных сил

Отрегулируйте установку регулятора тормозных сил или замените регулятор тормозных сил

Ход штоков тормозных камер превышает установленную величину

Отрегулируйте ход штоков

Замените регулировочный рычаг (с автоматической регулир.)

Износ тормозных колодок

Проверьте толщину тормозных накладок и при необходимости замените колодки

При установке рукоятки крана стояночного тормоза в отторможенное положение начинается утечка воздуха из тормозного крана или ускорительного клапана

Разрыв диафрагмы колец в клапане управления тормозами прицепа

Воздух не должен попадать в вывод 42 клапана прицепа. Замените изношенные детали и клапан управления тормозами прицепа

Нарушено уплотнение между полостью знергоаккумулятора и рабочей камерой

Определите поврежденную камеру и замените

Неэффективное торможение или отсутствие торможения автомобиля стояночным или запасным тормозами

Неисправен ускорительный клапан, кран стояночного тормоза

Замените тормозной аппарат

Засорены трубопроводы или шланги контура питания крана с ручным управлением

Очистите трубопроводы и продуйте их сжатым воздухом. При необходимости замените на исправные

Неисправны пружинные энергоаккумуляторы

Замените тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами

Ходы штоков тормозных камер превышают установленную величину

Отрегулируйте ход штоков

При установке рукоятки крана стояночного тормоза в отторможенное положение автомобиль не растормаживается

Утечка воздуха из трубопроводов контура питания крана с ручным управлением из атмосферного вывода ускорительного клапана

Устраните место утечки способами, указанными в п.1

Вышел из строя упорный подшипник пружинного знергоаккумулятора

Замените тормозную камеру с пружинным энергоаккумулятором

Неисправен кран стояночного тормоза

Определите, поступает ли воздух в вывод 4 ускорительного клапана стояночной системы. Замените кран

Неисправен ускорительный клапан

Замените клапан

Утечка воздуха из пружинного знергоаккумулятора

Замените тормозную камеру с пружинным знергоаккумулятором

Продолжение таблицы неисправностей
















При движении автомобиля происходит подтормаживание задней тележки без приведения в действие тормозной педали и крана стояночного тормоза

Неисправен тормозной кран. Неправильно отрегулирован привод тормозного крана

См. регулировку привода тормозного крана

Нарушено уплотнение между полостью пружинного знергоаккумулятора и рабочей камерой

Замените тормозную камеру с пружинным энергоаккумулятором

Недостаточное давление в контуре стояночного тормоза

Проверьте давление в контуре. Проверьте 4-контурный клапан

Неэффективное торможение прицепа (полуприцепа) или отсутствие торможения при нажатой тормозной педали или включенном запасном тормозе

Утечка сжатого воздуха

Устраните способами, указанными в п. 1

Неисправны аппараты привода клапана управления тормозами прицепа по двухпроводному приводу, соединительные головки

Замените неисправные детали

Неисправны тормозные аппараты прицепа или тормозные механизмы прицепа

Проверьте наличие и уровень давления в соединительных головках тягача.

Проверьте состояние тормозной аппаратуры прицепа

Отсутствует торможение автопоезда при включении вспомогательного тормоза

Неисправен кран пневматический включения вспомогательного тормоза.

Замените кран

Неисправен пневмоцилиндр привода заслонки вспомогательного тормоза. Неисправен цилиндр выключения подачи топлива механизма заслонок

Утечка сжатого воздуха

Засорены трубопроводы

Замените неисправные цилиндры. При необходимости снимите узлы вспомогательного тормоза, очистите от нагара, промойте и просушите

Устраните утечку способами, указанными в п. 1 Трубопроводы снимите и продуйте сжатым воздухом

При нажатии на тормозную педаль или при включении стояночного тормоза фонари стоп-сигнала не загораются

Неисправен датчик включения стоп-сигнала или аппараты пневмопривода

Замените датчик или аппараты

Наличие значительного количества масла в пневмосистеме

Износ поршневых колец цилиндров

Замените компрессор

autoruk.ru

Тормозная система автомобилей МАЗ

Строительные машины и оборудование, справочник


Категория:

   Рулевое управление и тормозная система


Публикация:

   Тормозная система автомобилей МАЗ


Читать далее:

Тормозная система автомобилей МАЗ

На автомобиле МАЗ-500 тормозная система с пневматическим приводом включает компрессор, предохранительный клапан, регулятор давления, воздушные баллоны, тормозной кран, тормозные камеры, колодочные тормоза передних и задних колес, манометры, кран и соединительную головку тормозного привода прицепа, кран 9 отбора воздуха и воздухопроводы.

Рис. 1. Схема тормозной системы с пневматическим приводом автомобиля МАЗ-500

Компрессор и предохранительный клапан имеют устройство и принцип действия в основном такие же, как устройство и принцип действия компрессора и предохранительного клапана автомобиля ЗИЛ-130.

Регулятор давления диафрагменного типа поддеряшвает совместно с разгрузочным устройством компрессора необходимое давление в системе пневматического привода тормозов.

Между корпусом регулятора давления и прикрепленной к нему крышкой зажата гибкая диафрагма. К диафрагме присоединен с помощью гайки и шайб поршень, входящий в центральное сверление корпуса. В поршне имеются центральный и боковой каналы. Конец хвостовика поршня входит в нижнюю полость В корпуса и упирается в клапан, нагруженный пружиной, установленной под пробкой. Пробка имеет отверстие, сообщающее нижнюю полость В корпуса с атмосферой.

Полость Б в корпусе под поршнем сообщается через наклонный канал с каналом разгрузочного устройства компрессора, на котором закреплен регулятор давления.

Полость А под диафрагмой сообщается через отверстие с помощью штуцера и трубки с воздушным баллоном.

В крышке над диафрагмой установлены две пружины, опирающиеся на диафрагму через опорную шайбу. Пружины закреплены в крышке регулировочной пробкой, шплинтуемой в установленном положении. Полость

крышки сообщается с атмосферой через боковое отверстие.

При нормальном давлении воздуха в системе диафрагма под действием пружины опущена вниз. Хвостовик поршня, надавливая на клапан, держит его в открытом положении, закрывая центральный канал поршня. При этом канал разгрузочного устройства компрессора через наклонный канал полости Б я В сообщен с атмосферой. Разгрузочное устройство выключено, и компрессор обеспечивает нагнетание воздуха в баллоны.

При повышении давления в системе до 7,0—7,5 кГ/см2 диафрагма выгибается вверх, преодолевая сопротивление пружин. При этом поршень поднимается вверх настолько, что клапан закрывается, изолируя полость Б от атмосферы и соединяя ее через центральный канал с полостью. Вследствие этого по наклонному каналу в разгрузочное устройство поступает сжатый воздух, приводя его в действие и выключая компрессор из работы. При падении давления в системе до 6,5—6,8 кГ/см2 диафрагма с поршнем вновь опускается вниз, соединяя через наклонный канал канал регулятора давления с атмосферой, выключая разгрузочное устройство и включая в работу компрессор.

Воздушные баллоны представляют собой стальные цилиндрические резервуары емкостью по 23 л каждый, укрепленные на лонжеронах рамы с обеих сторон автомобиля. Для выпуска конденсата каждый баллон имеет спускной кран.

Тормозные камеры колесных тормозов имеют штампованные корпус с крышкой, гибкую диафрагму со штоком и отжимной пружиной. Крышка с корпусом и зажатой между ними диафрагмой скрепляются хомутом со стяжным болтом. К штуцеру в центре крышки присоединена трубка воздушной магистрали от тормозного крана. Тормозные камеры крепятся болтами на кронштейнах, прикрепленных к заднему мосту и к передней оси.

Колесные тормоза имеют двухреберные, штампованные, сварные колодки, к которым приклепано по две накладки из асбестовой массы. Колодки установлены в чугунном барабане, имеющем снаружи охлаждающие ребра и прикрепленном к ступице колеса.

Рис. 2. Регулятор давления тормозной системы автомобиля МАЗ-500

Одним концом колодки установлены шарнирно на пальце, а другим концом, снабженным роликом, прижаты к разжимному кулаку, имеющему рабочую поверхность, выполненную по спирали. Вал кулака установлен на втулках в трубчатом кронштейне, изготовленном как одно целое с кронштейном крепления тормозной камеры.

Рис. 3. Тормозная камера п колесные тормоза тормозной системы автомобиля МАЗ-500

В задних тормозах палец подвески колодок и трубчатый кронштейн вала кулака установлены в литом кронштейне, прикрепленном болтами к фланцу полуосевого рукава. В передних тормозах штампованный кронштейн прикреплен к тормозному щиту, который крепится к фланцу поворотного кулака.

Колодки стянуты пружинами и от боковых смещений фиксируются направляющими скобами, прикрепленными к тормозному щиту. На шлицах вала кулака закреплен рычаг, снабженный червячным регулирующим механизмом с фиксатором. Конец рычага соединен пальцем с вилкой штока тормозной камеры.

При поступлении сжатого воздуха в тормозную камеру диафрагма со штоком перемещаются, воздействуя на рычаг тормозного кулака, который прижимает тормозные колодки к барабану.

Регулировка колодочных тормозов производится в случае значительного увеличения хода штока тормозной камеры, который не должен превышать 40 мм, и осуществляется поворотом головок червяков регулирующего механизма рычагов.

Тормозной кран комбинированного типа обеспечивает управление тормозами автомобиля и прицепа.

Обе секции крана поршневого типа смонтированы в общем корпусе, изготовленном из алюминиевого сплава. Верхний кран служит для управления тормозной системой прицепа, а нижний — тормозной системой автомобиля.

В цилиндре тормозного крана автомобиля установлен поршень с уплотняющей резиновой манжетой, имеющей распорное пружинное кольцо. Поршень закреплен гайкой на полом штоке с конусной отжимной пружиной. Под штоком поршня в специальной камере корпуса расположен клапан, представляющий собой резиновую шайбу, укрепленную на металлической оправе. Пружина клапана установлена под пробкой, завернутой в корпус. Пружина прижимает клапан к штоку и кольцевому гнезду корпуса.

Цилиндр закрыт крышкой, прикрепленной к корпусу кранов. В крышке установлена тяга, соединенная ушком с нижним концом приводного рычага. На тяге установлена пружина, упирающаяся одним концом в гайку, навернутую на тягу, а другим — в штампованную втулку, установленную в выточке крышки. Втулка удерживается в определенном положении концом винта, ввернутого в регулировочное режимное кольцо, установленное на выступе крышки, и направляющим штифтом.

Предельное перемещение тяги ограничивается стопорным кольцом. Снаружи на тяге и крышке закреплен защитный резиновый чехол.

Внутренняя полость нижнего цилиндра сообщается через канал и трубку с магистралью тормозов, а наружная полость через фильтр и канал сообщается с атмосферой. Полость, располагающаяся под клапаном, сообщается с воздушными баллонами через канал.

Тормозной кран прицепа, расположенный в верхней части корпуса, имеет «также поршень с уплотняющей манжетой и полым штоком и клапан с пружиной.

В крышке корпуса установлена трубка с гайкой и с упорной пластиной, нагруженная уравновешивающей пружиной, которая упирается в упорную гайку. Под действием пружины трубка с опорной пластиной упирается в шток поршня, перемещая его вправо. Перемещение трубки ограничивается винтом, завернутым в крышку.

В трубке установлена тяга с пружиной. Наружный конец тяги проходит через отверстие приводного рычага.

Внутренняя полость цилиндра тормозного крана прицепа через канал сообщается с соединительной магистралью прицепа, а наружная полость через отверстие в корпусе — с атмосферой. Полость, расположенная под клапаном, сообщена через канал и трубку с воздушными баллонами автомобиля. Ручной привод тормозного крана прицепа осуществляется при помощи рычага и кулачка.

Когда тормозная педаль не нажата, приводной рычаг не действует на тяги кранов. В этом положении рычага тяга нижнего крана под действием пружины передвигается влево до упора кольца в крышку, а поршень при помощи пружины отжимается влево до упора штока в тягу. При этом конец полого штока отходит от резиновой шайбы клапана, и клапан под действием пружины прижимается к гнезду корпуса. Доступ сжатого воздуха в магистраль тормозов и к тормозным камерам автомобиля закрывается, и магистраль сообщается с атмосферой через полый шток; при этом тормоза автомобиля отпущены.

Рис. 4. Схема работы тормозной системы автомобиля МАЗ-500

При отторможеииом положении рычага трубка верхнего крана под действием уравновешивающей пружины отжимается вправо. При этом упорная пластина трубки упирается в шток, перемещая его вместе с поршнем вправо. Конец штока прилегает к резиновой шайбе клапана, удерживая его в открытом полоясении. Вследствие этого сжатый воздух из баллонов автомобиля через открытый клапан и канал поступает в соединительную магистраль тормозной системы прицепа и в ней поддерживается необходимое давление (в пределах 4,8—5,3 кГ/см2). Это давление зависит от затяжки уравновешивающей пружины и поддерживается автоматически.

В том случае, когда давление в магистрали будет превышать необходимую величину, поршень крана под действием избыточного давления переместится влево, сжимая уравновешивающую пружину. Шток поршня при этом отойдет от клапана, и клапан прижмется к седлу корпуса, вследствие чего соединительная магистраль прицепа отъединится от баллонов автомобиля.

Под действием давления в соединительной магистрали поршень воздухораспределительного клапана прицепа опустится вниз, пропуская воздух в баллон 45 прицепа. При опущенном поршне клапан устанавливается в такое положение, при котором тормозные камеры тормозов прицепа разобщены с баллоном и сообщены с атмосферой, поэтому торможения прицепа не происходит.

При нажатии на тормозную педаль приводной рычаг кранов поворачивается до упора в шайбу верхней тяги и, перемещая эту тягу вперед, сяшмает пружину 6 тяги и уравновешивающую пружину. Нижним концом рычаг при этом перемещает тягу нижнего крана назад, сжимая пружину тяги.

Тяга нижнего крана передвигает поршень со штоком вправо. Шток упирается концом в резиновую шайбу клапана и перемещает клапан вправо. При этом внутренняя полость цилиндра и магистраль тормозов автомобиля сначала Отсоединяются от атмосферы, а затем соединяются с баллонами, в результате чего сжатый воздух поступает в тормозные камеры тормозов автомобиля, и тормоза начинают действовать.

Для каждого положения тормозной педали рычаг устанавливается в такое положение, что давление пружины верхней тяги и давление пружины нижней тяги уравновешиваются. При этом давление в магистрали тормозов автомобиля устанавливается таким, при котором сила торможения пропорциональна усилию, приложенному к педали.

В том случае, когда для данного положения педали давление воздуха в магистрали начинает возрастать, поршень крана под действием избыточного давления воздуха переместится влево, поворачивая рычаг вокруг верхнего шарнира и сжимая пружину 6 верхней тяги. При этом шток поршня отойдет влево, и клапан прижмется к седлу корпуса, вследствие чего доступ сжатого воздуха в магистраль тормозов прекратится.

При повороте рычага тяга верхнего крана переместится влево вместе с трубкой, сжимая уравновешивающую пружину. При этом поршень со штоком также переместится влево, а конец штока отойдет от резиновой шайбы клапана, и клапан прижмется пружиной к седлу корпуса. Тогда внутренняя полость цилиндра и соединительная магистраль тормозной системы прицепа будут сообщены с атмосферой, а доступ сжатого воздуха к ним прекращается.

При падении давления в соединительной магистрали прицепа поршень воздухораспределительного клапана прицепа под действием пружины и давления воздуха из балона переместится вверх, и клапан установится в такое положение, при котором тормозные камеры тормозов прицепа будут разобщены с атмосферой и соединены с баллоном, вследствие чего в тормозные камеры поступит сжатый воздух, и прицеп затормозится. Одновременность торможения автомобиля-тягача и прицепа регулируют изменением положения режимного кольца крана.

Режимное кольцо можно устанавливать в три положения, определяемые метками Р, II и П, соответствующими раннему, нормальному и позднему торможению прицепа. При езде с ненагруженными прицепами режимное кольцо должно быть установлено в положение П. В этом случае торможение прицепа имеет наименьшее опережение по отношению к тягачу.

При работе с тяжелыми гружеными прицепами и большом весе автопоезда кольцо необходимо устанавливать в положение Р. При этом опережение торможения прицепа по отношению к тягачу будет наибольшим, чем устраняется возможность набегания прицепов на тягач при торможении.

При средней нагрузке прицепов в нормальных условиях работы режимное кольцо устанавливают в положение Н.

Необходимо периодически проверять величину оттормаживающего давления в магистрали прицепа. Давление должно быть равно 4,8—5,3 кГ1см2 при давлении воздуха в баллонах автомобиля 6,0—7,0 кГ /см2. Величину оттормаживающего давления регулируют величиной затяжки уравновешивающей пружины 8 крана прицепа путем вращения гайки тяги при вывернутом стопорном винте 3 трубки тяги. При этом необходимо проверять ход и положение педали тормоза.

В отторможенном положении расстояние от площадки педали до ее оси по горизонтали должно быть равно 100—110 мм, холостой ход педали 14—16 мм и полный ход 170 мм. Регулировку педали производят двумя регулировочными болтами кронштейна педали и тягой от педали к крану.

Ручной центральный тормоз барабанно-колодочного типа расположен на заднем мосту автомобиля и управляется рукояткой, находящейся под щитком в кабине.

Тормозной чугунный барабан (рис. 440) закреплен на фланце заднего шарнира карданной передачи. В барабане установлены две штампованные сварные колодки с приклепанными накладками. Одним концом колодки установлены на пальце, закрепленном в кронштейне тормозного щита, который прикреплен к картеру главной передачи заднего моста. Другим концом, снабженным роликом, колодки прижаты с помощью двух Стяжных йружин к разжимному кулаку, вал которого установлен в кронштейне тормозного щита. От боковых смещений колодки фиксируются скобками, закрепленными на щите.

Рычаг 10 вала кулака с помощью тросов, тяги и промежуточного рычага соединен с вытяжной рукояткой, которая установлена в кронштейне под щитком кабины и снабжена стопорной защелкой. Тяга через коромысло и тягу соединена с рычагом крана пневматического привода тормозов прицепа. При торможении автомобиля ручным тормозом также включаются тормоза прицепа.

Регулировка ручного тормоза осуществляется регулировочными наконечниками соединений тяг и перестановкой рычага на валу разжимного кулака.

На автомобиле МАЗ-200 тормозная система с колесными тормозами и пневматическим приводом от ножной педали имеет в основном устройство и принцип действия, аналогичное устройству и принципу действия тормозной системы автомобиля МАЗ-500. Имеются некоторые отличия в конструкции тормозных камер и колесных тормозов.

В тормозных камерах крышка крепится к корпусу вместе с диафрагмой болтами. В камере установлено две пружины.

Колесные тормоза с колодкам, расположенными внутри тормозного барабана, установлены на бронзовых втулках на пальцах, закрепленных в кронштейне. Между концами колодок входит тормозной кулак, имеющий рабочую поверхность, выполненную по спирали. Колодки стянуты пружинами. Вал тормозного кулака установлен на бронзовых втулках в кронштейне крепления тормозной камеры и в кронштейне тормозного щита. Рычаг вала соединен с вилкой штока тормозной камеры и имеет червячный регулирующий механизм.

Рис. 5. Ручной центральный тормоз автомобиля МАЗ-500

Ручной тормоз — трансмиссионный, барабанно-ленточного типа. На конце вторичного вала коробки передач закреплен тормозной барабан, охватываемый стальной лентой с приклепанной к ней накладкой.

К средней части ленты приклепано ушко, которым лента установлена на выступе кронштейна, закрепленного на картере коробки передач, В ушко ввернут регулировочный винт и поставлена пружина, оттягивающая среднюю часть ленты от тормозного барабана в отторможенном ее состоянии, К концам ленты приклепаны кронштейны, соединяемые тягой. Тяга установлена в выступе опорного кронштейна тормоза. С обеих сторон выступа на тяге поставлены разжимные пружины, обеспечивающие отвод ленты от барабана в расторможенном состоянии. Предельное перемещение нижнего конца ленты при этом ограничивается регулировочным болтом, также установленным в опорном кронштейне.

Рис. 6. Тормозная камера и колесный тормоз автомобиля МАЗ-200

Рис. 7. Ручной трансмиссионный тормоз автомобиля МАЗ-200

На нижнем конце тяги имеется пружина, закрепленная гайкой с контргайкой.

Ушко тяги при помощи пальца соединено с нажимным кулаком. Концы пальца установлены в двух планках, соединенных шарнирно на пальце с опорным кронштейном. Рычаг нажимного кулака с помощью промежуточных тяг и валиков с рычагами соединен с ручным рычагом, расположенным в кабине.

При отпущенном ручном рычаге лента отводится от поверхности барабана пружинами. При перемещении ручного рычага нажимной кулак поворачивается и, нажимая на кронштейн верхнего конца ленты и поднимая через тягу нижний конец ленты, стягивает ее на тормозном барабане, затормаживая его.

Регулировка зазора между лентой и барабаном в отторможенном состоянии производится в средней части винтом, у нижнего конца — болтом и у верхнего конца — подвертыванием гайки тяги.

При торможении автомобиля на стоянке ручным тормозом торможение прицепа обеспечивается с помощью пневматического привода от тормозного крана.

Реклама:

Читать далее: Тормозная система автомобилей КрАЗ

Категория: —
Рулевое управление и тормозная система

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Устройство и техническое обслуживание тормозной системы МАЗ

Автомобили оборудованы рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной тормозными системами, а также тормозными приборами для подключения тормозной системы полуприцепа с одно- и двухпроводным пневматическими приводами и выводами для питания других потребителей сжатым воздухом.

Рабочая тормозная система воздействует на тормозные механизмы всех колес автомобиля. Привод механизмов пневматический с раздельным торможением передних и задних колес.

Стояночная и запасная тормозные системы воздействуют на тормозные механизмы среднего (для автомобиля МАЗ-64227) и заднего мостов, которые приводятся в действие с помощью тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами.

Вспомогательная тормозная система (тормоз-замедлитель или моторный тормоз) воздействует на трансмиссию автомобиля путем создания противодавления в системе выпуска газов с помощью дроссельной заслонки с пневматическим приводом и предназначена для притормаживания автомобиля на затяжных спусках горных дорог. При повороте заслонки одновременно отключается подача топлива.

Пневматическая система автомобиля обеспечивает приведение в действие тормозов прицепа автомобиля, если последний снабжен тормозами с пневматическим приводом.

Номинальный диаметр тормозного барабана передних и задних колес — 420 мм, ширина тормозной накладки — 100 мм для передних колёс и 140 мм для задних.

Номинальный диаметр тормозного барабана стояночного тормоза 330 мм, ширина тормозных накладок – 58 мм

Пневматический привод тормозов

Автомобили МАЗ оборудованы пневматическим приводом тормозов с раздельным приводом передних и задних тормозов.

При сезонном (зимнем) обслуживании пневматического привода необходимо:

  • тщательно продуть водоотделитель;
  • разобрать и прочистить отстойник водоотделителя;
  • разобрать и прочистить отстойник противозамерзателя;
  • заполнить противозамерзатель этиловым спиртом;
  • Установить рукоятку противозамерзателя в верхнее положение.

Пневматический привод тормозов автомобиля и пневматические приборы, в основном, не нуждаются в специальном обслуживании и регулировке. При неисправности их меняют и устраняют дефекты только в мастерских.

Устройство и техническое обслуживание тормозной системы МАЗ

maz-auto.info

Тормозная система МАЗ-8926 – Прицеп МАЗ-8926 – Про МАЗ

Устройство

Прицеп оборудован двумя системами тормозов: рабочей и стояночной. Обе системы действуют на колодки колесных тормозов. Привод рабочего тормоза — пневматический, действует при нажатии на тормозную педаль в кабине тягача. Привод стояночного тормоза механический.

Основные данные
Диаметр тормозного барабана, мм 420+0,25
Ширина тормозной накладки, мм 100±1,5
Общая поверхность тормозных накладок, см2 3520

 

 

Техническое обслуживание

Уход за тормозами колес заключается в их периодическом осмотре и очистке, проверке креплений, смазке втулок разжимных кулаков и червячной пары регулировочного рычага в соответствии с рекомендациями карты смазки.

Ежедневно перед выездом на линию следует проверять эффективность действия тормозов. При плавном нажатии на тормозную педаль тягача торможение должно нарастать плавно, без толчков и рывков и обеспечивать быструю остановку автопоезда. Колеса одной оси должны тормозиться одновременно. Необходимо также обращать внимание на быстроту растормаживания, степень нагрева тормозных барабанов.

Возможные неисправности колесных тормозов, пневмопривода тормозов и способы их устранения приведены в табл. 4.

Ремонт

Для разборки колесных тормозов необходимо снять колеса и ступицы с тормозным барабаном, после чего: отсоединить шланги от тормозных камер, снять тормозные камеры, вывернуть болт крепления упорной шайбы регулировочного рычага тормоза, снять регулировочный рычаг, верхнюю и нижнюю оттяжные пружины колодок, колодки, вынуть разжимный кулак.

Разобранные детали промыть, тщательно осмотреть и определить их техническое состояние. Номинальные и допустимые без ремонта размеры в сопряжениях деталей тормозов приведены в табл. 5.

Тормоза МАЗ-8926

maz-auto.info

6.2.1. Тормозные системы автомобилей МАЗ. Пневматический привод тормозов. Техническое обслуживание — «ВАЖНО ВСЕМ»

Техническое обслуживание пневматического привода тормозов. При ТО-1 проверяют натяжение ремня привода компрессора. Ремень должен быть натянут так, чтобы при нажатии посредине короткой ветви ремня силой 3кгс прогиб его был равен 5-8мм. Если ремень прогибается больше или меньше указанной величины, его натяжение регулируют, так как уменьшенное или завышенное натяжение может привести к преждевременному износу ремня.

Порядок регулировки следующий:

· ослабить гайку крепления оси шкива натяжного устройства и гайку болта-натяжителя;

· вращая болт-натяжитель по часовой стрелке, отрегулировать натяжение затянуть гайки крепления оси болта-натяжителя.

От надежности уплотнения подводящего масляного канала в задней крышке компрессора зависит общий расход масла компрессором, поэтому нужно периодически снимать заднюю крышку и проверять надежность уплотнения.

При необходимости детали уплотнительного устройства промывают в керосине и тщательно очищают от закоксовавшегося масла.

Через 40-50тыс.км пробега головку компрессора снимают, очищают от нагара поршни, клапаны, седла, пружины в воздушные каналы, снимают и продувают всасывающий шланг, одновременно проверяя герметичность клапанов.

Не обеспечивающие герметичность изношенные клапаны притирают к седлам, а если это не удается, заменяют их новыми. Новые клапаны также следует притереть.

При появлении в компрессоре стуков в результате увеличения зазора между подшипниками шатунов и шейками коленчатого вала вкладыши шатунов компрессора заменяют.

Если компрессор не обеспечивает необходимого давления в системе, проверяют, прежде всего, состояние трубопроводов и их соединения, а также герметичность клапанов и регулятора давления. Герметичность проверяют на слух или, если утечка воздуха невелика, при помощи мыльной воды. Негерметичные детали заменяют.

При обслуживании пневматического привода тормоза, прежде всего, нужно следить за герметичностью системы в целом я её отдельных элементов, особое внимание обращая на герметичность соединений трубопроводов и гибких шлангов, так как в этих местах чаще всего возникают утечки сжатого воздуха. Места сильной утечки воздуха определяют на слух, а места слабой — с помощью мыльной эмульсии. Утечка воздуха из соединений трубопроводов устраняется подтяжкой или заменой отдельных элементов соединений.

Герметичность проверяют при номинальном давлении в пневмоприводе 6,0кгс/см², включенных потребителях сжатого воздуха и неработающем компрессоре. Падение давления от номинального в воздушных баллонах не должно превышать 0,5кгс/см² в течение 30мин при свободном положении органов управления тормозного привода и в течение 15мин при включенном.

На автомобиле применяют эффективную систему очистки сжатого воздуха от влаги и масла, состоящую из водоотделителя, противозамерзателя и конденсационного воздушного баллона. От надежной работы этих узлов зависит нормальная работа тормозной системы, особенно в зимнее время. Признаком, определяющим исправную работу этих узлов и двойного защитного клапана, является рост давления в обоих контурах тормозной системы, определяемый по манометру при работе компрессора.

Неодновременное наполнение воздушных баллонов отдельных контуров — сначала одного, а затем другого не является неисправностью. Признаком неисправности двойного защитного клапана является поступление воздуха, особенно после ночной зимней стоянки, только в один контур — передний или задний.

Неисправность устраняется подогревом (горячей водой) клапана или заменой неисправных деталей. Исправная работа влагоотделителя и регулятора давления в процессе эксплуатации определяется по величине максимального регулируемого давления 8кгс/см² и наличию срабатывания регулятора — автоматического сброса конденсата. Прекращение подачи воздуха в оба контура тормозной системы (отсутствие автоматического сброса конденсата) говорит о неисправности водоотделителя или регулятора давления — закупорке нагнетательной магистрали от компрессора до регулятора давления или о наличии утечек сжатого воздуха в пневмосистеме. Эксплуатация автомобилей с указанной неисправностью запрещается. Необходимо установить место неисправности и устранить её.

Регулятор тормозных сил устанавливается на левом лонжероне рамы с приводом на задний мост. При эксплуатации автомобиля нужно следить за состоянием тяги, упругого элемента и рычага регулятора, очищать их от грязи и посторонних предметов (веток, проводов и т. п.). Если задний мост снимался на ремонт или заменялся, то при последующем монтаже моста нужно проверить регулировку привода регулятора.

При регулировке должны быть выдержаны установочные параметры А и α (рис.111 и 112), имеющие следующие значения:

· для МАЗ-64227 А =91мм, α =14°30’±1°;

· для МАЗ-54322 А =108 мм, α =19°30’±1°.

Величина А обеспечивается перемещением рычага 5 регулятора 4 тормозных сил после ослабления болта 6. Величина α — перемещением резиновой соединительной муфты 3 на вертикальной тяге 2.

Обслуживание цилиндров с пружинными энергоаккумуляторами заключается в периодическом осмотре, очистке их от грязи, проверке герметичности и работы тормозных камер, подтяжке гаек крепления к кронштейну.

Проверку пружинно-пневматических тормозных камер на герметичность проводят при наличии сжатого воздуха в контурах привода стояночного тормоза и тормозов задней тележки.

Для проверки стояночного тормоза на герметичность его растормаживают (при этом цилиндры наполняются сжатым воздухом), затем определяют на слух утечку воздуха. Наличие утечки воздуха указывает на повреждение уплотнительных элементов цилиндра. В таком случае цилиндры с тормозными камерами следует заменить.

Для обеспечения нормальной работы пневмотического привода тормозов необходимо постоянно сливать конденсат из воздушных баллонов при помощи краников. Скопление большого количества конденсата в баллонах не допускается, так как это может привести к попаданию конденсата в приборы тормозной системы и выходу их из строя. Количество конденсата зависит от технического состояния компрессора и влажности окружающего воздуха. Наличие большого количества масла в конденсате указывает на неисправность компрессора.

Пневматический привод тормозов автомобиля скомплектован из пневматических приборов, которые в основном не нуждаются в специальном обслуживании и регулировке. При неисправности их разбирают и устраняют дефекты только в мастерских.

Двухсекционный тормозной кран следует периодически осматривать, очищать от грязи, проверять на герметичность. Необходимо следить за состоянием защитного резинового чехла крана и плотностью прилегания его к корпусу, так как попадание грязи внутрь на рычажную систему и трущиеся поверхности крана приводит к выходу тормозного крана из строя.

Герметичность тормозного крана проверяется с помощью мыльной эмульсии в двух положениях — в заторможенном и расторможенном. Утечка воздуха через атмосферный вывод тормозного крана в расторможенном положении указывает на негерметичность впускного клапана одной из секций, а утечка воздуха в заторможенном — на негерметичность одной из секций. Негерметичность тормозного крана при эксплуатации автомобиля не допускается.

Необходимо следить за состоянием тяг, рычагов и кронштейнов, связывающих тормозную педаль с тормозным краном, периодически очищать их от грязи и посторонних предметов.

Проверку герметичности соединительных головок следует проводить при сцепке автомобиля с полуприцепом последовательно в заторможенном и расторможенном положениях. Эксплуатация автомобилей с негерметичными соединениями тормозных магистралей запрещается. Для устранения негерметичности в соединительных головках, уплотнительные кольца или соединительные головки в сборе заменяют.

При переходе на зимнюю эксплуатацию необходимо:

· тщательно продуть водоотделитель;

· разобрать и прочистить отстойник водоотделителя;

· разобрать и прочистить отстойник противозамерзателя;

· заполнить противозамерзатель этиловым спиртом ГОСТ 5962-457. Установить рукоятку противозамерзателя в «зимнее» положение.

Возможные неисправности тормозных аппаратов и способы их устранения приведены в табл. 12.

vajnovsem.ru

Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о