Оптимальные зазоры клапанов двигателей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Двигатели 2108, 21081, 21083, 2111 автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 имеют определенные зазоры в клапанном механизме.
Рассмотрим что это за зазоры, для чего они нужны, какова их величина и какие существуют особенности их проверки и регулировки.
Тепловые зазоры в приводе клапанов необходимы для компенсации теплового расширения (удлинения) стержней клапанов в процессе прогрева и работы двигателя. На двигателях 2108, 21081, 21083, 2111 такие зазоры должны иметь место между тыльной частью каждого кулачка распределительного вала и регулировочными шайбами в толкателях над торцами клапанов. При определенном положении коленчатого и распределительного валов. В зависимости от такта в цилиндре.
1. Какова величина тепловых зазоров клапанов для двигателей 2108, 21081, 21083, 2111?
Тепловой зазор на двигателях 2108, 21081, 21083, 2111 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций для впускных клапанов должен составлять 0,15 – 0,25 мм, для выпускных 0,30 – 0,40 мм.
2. Как проверить величину тепловых зазоров клапанов на двигателях 2108, 21081, 21083, 2111?
Для проверки тепловых зазоров клапанов на этих двигателях придется снять корпус воздушного фильтра двигателя, клапанную крышку и выставить распредвал и коленвал по установочным меткам, в положение такта сжатия в первом цилиндре и четвертом.
После чего немного поворачиваем коленчатый вал отверткой за зубья маховика по часовой стрелке пока шкив распредвала не повернется на 40-500 (2,5-3 зуба) от момента совпадения установочной метки на нем и выступа на корпусе на задней крышке ГРМ.
И измеряем щупом зазор у первого кулачка распредвала (выпускной клапан первого цилиндра) и третьего кулачка распредвала (впускной клапан второго цилиндра).
Измерение теплового зазора при помощи щупаДалее, последовательно поворачивая коленчатый вал на пол-оборота измеряем зазоры у других клапанов согласно таблице. Шкив распредвала при каждом повороте будет поворачиваться на 90 градусов.
Угол положения коленчатого вала от совмещения меток — 0 град. | Кулачки впускных клапанов. Зазор 0,35 мм. | Кулачки выпускных клапанов. Зазор 0,20 мм. |
40-50 град | 1 | 3 |
220-230 град | 5 | 2 |
400-410 град | 8 | 6 |
550-590 град | 4 | 7 |
См. «Проверка тепловых зазоров клапанов на двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Результаты измерения записываем или запоминаем. После чего сравниваем с оптимальными.
Как отрегулировать тепловой зазор клапанов двигателе ВАЗ 2108, 2109, 21099?
Если в ходе проверки зазоров клапанов установлено, что они не соответствуют норме, их необходимо отрегулировать путем подбора и установки регулировочных шайб нужной толщины.
Шайбы разных размеров для регулировки клапанов двигателяПри подборе необходимо использовать специальные расчетные формулы.
— для впускных клапанов Z=Y+X-0,2 мм;
— для выпускных клапанов Z=Y+X-0,35 мм;
Z – расчетная толщина новой шайбы;
Y – толщина снятой шайбы;
X – зазор определенный по щупу.
Подбираем новую шайбу с маркировкой близкой к расчетной (±0,05 мм). См. Регулировочные шайбы клапанов ВАЗ 2108, 2109, 21099. Устанавливаем подобранную шайбу в толкатель клапана. См. «Регулировка клапанов на двигателях ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Детали клапанного механизма двигателя 21083Таким образом используя данную информацию о оптимальной величине тепловых зазоров клапанов двигателя можно смело приступать к их проверке и регулировке.
Как влияют тепловые зазоры клапанов на работу двигателя автомобиля?
Как влияют зазоры клапанов на работу двигателя автомобиля?
Примечания и дополнения
— Согласно регламента технического обслуживания на двигателях 2108, 21081, 21083, 2111 проверку тепловых зазоров клапанов предписано проводить раз в 45. 000 км пробега.
Еще статьи по двигателям автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Клапана зажаты — признаки слишком маленьких зазоров клапанов
— Признаки больших тепловых зазоров клапанов двигателя автомобиля
— Три признака неисправности клапанов двигателя автомобиля
— Замена ремня ГРМ на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Что стучит под клапанной крышкой двигателя автомобиля?
— Измерение компрессии в цилиндрах карбюраторного двигателя
Подписывайтесь на нас!
Регулировка клапанов на восьмиклапанном двигателе ВАЗ 2110
Автор Степан Кагнер На чтение 6 мин Просмотров 1.8к. Обновлено
Содержание
- Периодичность регулировки
- Инструмент для проведения работ
- Процесс регулировки
Несмотря на возраст, старый добрый восьмиклапанник во всех его вариациях не только не уходит с дорог, но и во все новых инкарнациях продолжает выпускаться тольяттинским заводом.
Но несмотря на неприхотливость и достаточный ресурс, в чем-то он уже давно устарел – и в немалой степени устарел газораспределительный механизм. Как бы ни была проста и «неубиваема» система «распредвал-толкатель-клапан», износ в ней неизбежен, а отсюда и необходимость в регулярной регулировке тепловых зазоров.Периодичность регулировки
В необходимости регулировки зазоров в клапанах ВАЗ 2110 вспоминают, когда из-под капота раздается характерный звук тарахтящих толкателей. С этим ВАЗовскому 8-клапаннику повезло: есть моторы, у которых клапанные зазоры по мере износа умудряются уменьшаться, и здесь уже напомнил бы о себе прогар клапанов и необходимость в демонтаже головки.
Однако откладывать регулировку «до последнего» все равно не нужно. Сам по себе шум газораспределительного механизма уже прямое следствие роста ударных нагрузок в нем: верхушка кулачка не накатывается на толкатель, а бьет по нему. Даже при работе на холостых оборотах каждый кулачок за минуту испытает более 400 таких ударов – а сколько их будет за одну поездку? А удары – это и рост износа, и риск развития усталостных напряжений, причем на самой нагруженной части распредвала.
Заводской регламент предписывает первую регулировку клапанов на 3000 пробега (приработка деталей), затем на 45000 и далее каждые 45000 пробега. Приобретая ВАЗ 2110 с рук, стоит совместить регулировку клапанов с заменой ремня ГРМ, чтобы сразу иметь гарантированную точку отсчета регламентных процедур. С увеличением пробега может понадобиться процедура притирки клапанов.
Инструмент для проведения работ
Помимо обиходного набора головок и накидных ключей, которые у владельца ВАЗовской «десятки» и так должны быть, потребуется еще несколько инструментов:
- Приспособление, отжимающие толкатели для извлечения регулировочных шайб из них. Можно обойтись и парой мощных отверток, но вопрос цены здесь не так велик, чтобы расплачиваться за экономию меньшим удобством. Можно и вовсе снять распредвал – но тогда придется снимать и ремень ГРМ, снова выигрыша во времени нет.
- Набор щупов – ими мы и будем измерять зазоры.
- Микрометр – он не обязателен, но очень полезен. Толщина новой шайбы при регулировке высчитывается исходя из толщины старой и измеренного зазора, а что делать, если маркировка толщины на шайбе стерта (да и износ никто не отменял?). Микрометр 0-25 мм можно и одолжить, благо поверить его можно простым сведением без калибров.
Процесс регулировки
Открыв капот, первым делом стоит выкрутить свечи: вращать коленчатый вал будет гораздо удобнее. Также демонтируется все, что помешает снятию клапанной крышки: кронштейн тросика газа, патрубки вентиляции картера.
Далее снимаем саму клапанную крышку, открутив две фасонные гайки по краям. Отделять крышку лучше аккуратнее, чтобы не повредить прокладку и уплотнения шпилек.
В восьмиклапаннике ВАЗ 2110 два кулачка открыты, и иллюстрировать работу проще на втором цилиндре. Однако постели распредвалов не будут мешать и на остальных цилиндрах.
При работе рядной четверки каждые два цилиндра работают в противофазе – когда в верхней мертвой точке (ВМТ) первого цилиндра кончается такт сжатия, то в четвертом поршень также находится в верхней точке, но в конце такта выпуска. Аналогично и во втором-четвертом, но с разницей на пол-оборота коленчатого вала. Для нас же это значит, что мы за один раз измерим зазор в двух клапанах:
Градусы поворота коленвала | Выпускной клапан | Впускной клапан |
40-50 | 1 | 3 |
220-230 | 5 | 2 |
400-410 | 8 | 6 |
580-590 | 4 |
Номера кулачков, под которыми измеряется зазор, указаны считая от шкива распредвала.
Для начала работы устанавливаем шкив распредвала по меткам (выступ на шкиве напротив выступа на кожухе). Шкив вращаем по часовой стрелке накидным ключом или головкой с трещоткой.
В момент совпадения меток 1 и 4 цилиндры выставляются в верхней мертвой точке. Однако у любого реально существующего двигателя фазы впуска и выпуска не только шире одного такта (90 градусов по коленвалу или 180 по распредвалу), но и смещены относительно мертвых точек. Поэтому в вышеприведенной таблице и указаны точки, когда кулачки встают на толкателях строго затылками. Можно было бы измерять зазор и без такой точности – затылок кулачка имеет форму дуги, центр которой совпадает с осью вращения распредвала, но никто не застрахован от неравномерно изношенного или изначально неточно обработанного распредвала.
Для отсчета углов удобно использовать зубцы шкива: 3 зуба по распредвалу приблизительно равны 50 градусам по коленвалу.
Выставив распредвал, измеряем щупами зазоры в паре клапанов: в первом случае под первым и третьим кулачками. Начиная от щупа толщиной 0,2 мм, перебираем пластины из набора, пока очередная не начнет входить в зазор без ощутимого усилия, но с едва ощутимым натягом. Полученный зазор записываем. Номинальный зазор для впускного клапана – 0,2 мм, для выпускного – 0,35 мм (выпускные клапана нагреваются при работе двигателя сильнее, и для компенсации их удлинения зазор дается больше).
Если измеренный зазор «уплыл», извлекаем регулировочную шайбу с помощью приспособления, отжав толкатель и подцепив шайбу тонким предметом. Возможно, перед этим придется провернуть толкатель для удобства пазом к себе.
Теперь рассчитайте толщину шайбы, которая нужна. Проще, если извлеченная шайба имеет маркировку на нижнем торце (именно поэтому они и укладываются при установке маркировкой вниз), а верхний торец не имеет ощутимых следов износа. Тогда достаточно добавить к маркированной толщине разницу между измеренным зазором и номинальным. Например, если зазор на выпускном клапане измерен в 0,5 мм, а шайба в толкателе стояла номиналом 2,2 мм, то новая должна иметь толщину 2,2+(0,5-0,35)=2,35 мм. Если же маркировка на шайбе стерта или неразборчива, заметен износ – лучше замерить ее толщину микрометром.
Проверив и установив зазоры на двух клапанах, проворачиваем распредвал и переходим к следующей паре. Главное при этом не забывать то, что работа неизбежно будет связана с маслом на руках – не допускайте попадания на ремень ГРМ, который после контакта с маслом долго не прослужит.
Если же Вы решили совместить замену ремня ГРМ с регулировкой клапанов ВАЗ 2110, то поступите иначе.