ВАЗ 21043: особенности модификации универсала
Компоновка универсал всегда пользовалась повышенным интересом у отечественных автолюбителей. Серьёзной ценностью считалась возможность перевезти на дачу всю тёщину рассаду вместе с тёщей в салоне, а не на верхнем багажнике. Перевозимая на крыше рассада размахивала по дороге кустами и терялась на ухабах, в то время как в салоне всё доезжало целиком.
Содержание
- Место в модельном ряду
- Двигатель универсала
- Технические характеристики авто
- Развитие идеи универсалов на АвтоВАЗе
- Мнение эксперта
Вернуться к оглавлению
Место в модельном ряду
В силуэте популярного универсала ВАЗ 2104 легко читаются контуры его прототипов — отечественного ВАЗ 2102 и итальянского Fiat 124 Familiare. Это контуры скромные и лаконичные, но стильные и современные. Недаром «четвёрка» так плотно «вросла» в рынок. В 1984 — 2012 годах она сходила с конвейеров семи компаний, включая АвтоВАЗ и ИжАвто. Своего отечественного предшественника «четвёрка» вытеснила из производства за год, а итальянца пережила на два десятка лет.
Задумав обновить модель заднеприводного универсала первого поколения, конструкторы АвтоВАЗа не стали искать добра от добра. Кузов популярного седана ВАЗ 2105 сделали двухобъёмным, дополнив его деталями от ВАЗ 2102. Получилась модель 2104. Модель выглядела свежо, сохранила все функциональные преимущества предшественников, такие как малая погрузочная высота и отсутствие заднего бортика в багажном отделении.
Единственное возражение, которое высказал рынок, касалось мощности двигателя. Езда с заполненным под завязку грузовым отсеком большого объёма требовала более мощного силового агрегата. «Четвёрки» часто использовались для грузопассажирских перевозок, в том числе по бездорожью, и вопрос мощности мотора был весьма актуален.
Ответом на этот вызов рынка послужила модель ВАЗ 21043. На этот раз конструкторы тоже особенно не мудрили. Универсал оснастили более мощным, отлично зарекомендовавшим себя с точки зрения возможности его отремонтировать двигателем типа карбюратор ВАЗ 2103 с рабочим объёмом 1,5 литра.
Автомобиль получился на загляденье. Оптимальный по соотношению «функциональность / комфорт», он позволял отвезти супругу в сельпо и комбикорм на ферму. Сбалансированная по соотношению «мощность / экономичность», машина уверенно разгонялась и маневрировала с полной нагрузкой.
Вернуться к оглавлению
Двигатель универсала
Двигатель карбюратор ВАЗ 21043 старше мотора своего прототипа 2105. Так получилось, что модифицированная «четверка» стала по-настоящему популярной при устаревшем силовом агрегате. К моменту установки на ВАЗ 2104 двигатель 2103 делали уже более 10 лет, а на модели 21043 он продержался ещё почти двадцать. Итого — рекордные три десятка лет на конвейере.
Карбюраторный ВАЗ 21043 не является результатом модернизации или настройки мотора модели 2104. Его устройство — это возврат к прежним идеям, хорошо проверенным на модели 2103. Двигатель 2104 имеет более современный привод газораспределительного механизма от ремня, но мотор с цепным механизмом в 21043 почти на десять лет пережил своего потомка.
Силовой агрегат имеет рабочий объём 1452 куб. см. Ход поршня у него 80 мм, а у пятёрочного мотора — 66 мм при одинаковом диаметре цилиндра в 76 мм. Такая геометрическая разница даёт большую отдачу у 21043. Этот двигатель развивает мощность в 71,4 л. с. при 64 л. с. у пятёрочного агрегата.
С точки зрения крутящего момента длинноходный двигатель 2103 хорошо показывает себя на малых и средних оборотах. Короткоходный мотор 2105 получает преимущество, когда стрелка тахометра переходит за отметку в 4 000 об./мин. Для полу-грузового универсала это преимущество не было решающим, и даже при меньшей шумности и повышенной ремонтопригодности привода ГРМ пятёрочный мотор уступил рынок более мощному троечному. Дополнительный аргумент — ремонт ВАЗ 2103, в том числе регулировка своими руками не вызывают сложностей.
ВАЗ 21043 стал самым массовым универсалом АвтоВАЗа за всю историю.Вернуться к оглавлению
Технические характеристики авто
Самым заметным изменениям в ВАЗ 21043 подверглись характеристики, связанные с заменой двигателя, о чем свидетельствует руководство по эксплуатации:
- на 2 км/ч, до 145 км/ч, увеличилась скорость;
- расход топлива несколько возрос: в городском цикле 2104 тратит на 100 км 9,9 литра бензина АИ-92, а 21043 — 10,2 литра топлива той же марки;
- разгон до 100 км/ч почти не изменился.
Внешне 4-я и 43-я модификации практически не различимы. Появились устройство обогрева и дворник на стекле задней двери, но специалист резонно возразит, что модели 2104 давно оснащались этими опциями в экспортной комплектации.
Нередко на дорогах встречается автомобиль, отличающийся от 21043 «семёрочным» салоном или передком радиатора. Бывает, установлена другая панель приборов. В народе за этим автомобилем закрепилось название ВАЗ 21047, что неверно. Индекс 21047 означает модификацию с правым рулём, предназначенную на экспорт Универсал с салоном от «сеемерки» имеет обозначение ВАЗ 21043-20.
Вернуться к оглавлению
Развитие идеи универсалов на АвтоВАЗе
Запустив ВАЗ-2104 в серию в 1984 году, конструкторы АвтоВАЗа не сняли ватманы с кульманов. Они продолжали развивать идею универсала, разрабатывали вариации флагманской модификации ВАЗ 21043. За годы выпуска 43-й модели прошли опробование:
- 21048 — дизель ВАЗ-343, 1,77 литра;
- 21041i — инжекторный двигатель ВАЗ-21067 на 1,6 литра;
- 21041 VF — инжекторный ВАЗ-2103 на 1,5 литра.
Эти модификации не не выпускались массово, но все эти годы поддерживали отечественных конструкторов в относительной форме.
Исчерпав за двадцать лет выпуска потенциал кузова, а за тридцать лет — потенциал мотора, модификация 21043 ушла из производственной линейки. Но объективные преимущества универсалов никуда не делись. Появились новые группы приверженцев компоновки. Это горожане с большими семьями и молодёжь, которая ценит возможность перевозки габаритного спортинвентаря.
Универсалы усиливают свои позиции на рынке. И АвтоВАЗ в этом лидирует. В последнее время стал популярен универсал Lada Largus. Этот автомобиль, как в своё время ВАЗ 2104, имеет европейский прототип — модель Dacia Logan MCV производства Renaul-Nissan. Lada Largus выпускается как в 5-местном, так и в 7-местном варианте, что расширяет его возможности. Двигатели Ларгуса опробованы на Renault Logan и имеют отличные технические характеристики. Запасное колесо под днищем уменьшает дорожный просвет, но этого недостатка лишён перспективный Lada Largus Cross.
Отечественные наследники легендарного универсала ВАЗ 21043 по-прежнему лидируют на нашем рынке, конкурируя теперь не только с двухобъёмником Москвич-2141, но и с универсалами KIA Ceed и Ford Focus.
Вернуться к оглавлению
Мнение эксперта
Профиль в VK
Руслан Константинов
Подробнее об эксперте
Руслан Константинов – опыт профессионального ремонта автомобилей 10 лет. Окончил Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова по специальности «ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН И КОМПЛЕКСОВ». Специализация работ разная, от диагностики и ремонта двигателей и трансмиссии до консультации по приобретению расходных материалов. Опыт работ по ремонту электронных узлов.
На самом деле ВАЗ 2104 – совсем другая история, нежели «пятёрка». Этот автомобиль и по сей день встречается в сёлах и деревнях, где используется как рабочая лошадка.
Регулировка холостого хода карбюратора на ВАЗ-2107 | Клуб любителей классики ВАЗ-2107, ВАЗ 2106
В рамках ликвидации безграмотности по основам регулировки, настройки и ремонта карбюраторов на ВАЗ-2107 проводим серию публикаций с акцентами на основные нюансы и «секреты», основываясь на опыте наших коллег с форума. Итак, сегодня мы вам расскажем как правильно отрегулировать холостой ход на карбюраторе ваз-2107 не имея под рукой газоанализатора, а руководствуясь лишь показаниями тахометра. Необходимость регулировки возникает у владельцев ВАЗ классики достаточно часто. Признаки — двигатель неустойчиво работает в режиме холостого хода, глохнет, троит и т.д. Итак, поехали, данная процедура описана в простых 6 действиях для регулировки.
Обращаем ваше внимание на расположение винтов качества и количества на карбюраторе ОЗОН для ВАЗ-2107
1. Выставляем винтом количества смеси на карбюраторе номинальную частоту вращения коленвала (для «классики» она составляет — 820-900 оборотов/мин).
2. Вращая винт качества, находим такое его положение, при котором обороты будут максимальными.
3. Винтом количества устанавливаем обороты на 15% выше номинальных (для «классики» это составит 950-1035 оборотов/мин).
4. Проверяем, что положение винта качества обеспечивает максимально возможные обороты для данного положения винта количества. Если это не так, то добиваемся винтом качества максимально возможных оборотов и винтом количества восстанавливаем обороты выше номинальных на 15%. Снова проверяем, что положение винта качества обеспечивает максимально возможные обороты, возвращаем винтом количества обороты к +15% от номинала. И т.д. до того момента, когда при скорости вращения на 15% больше номинальной любое вращение винта качества будет приводить только к уменьшению оборотов.
5. Заворачивая винт качества, снижаем обороты до номинальных.
6. Проверяем и убеждаемся, что двигатель на автомобиле работает ровно, без «троения» на холостом ходу и не глохнет при резком закрытии дроссельной заслонки
Вкратце можно всё это изложить так:
1. Находим такое положение винта качества, при котором обороты будут максимальные.
2. Если потребуется, винтом количества устанавливаем обороты на 15% (130…150 об/мин) выше требуемых оборотов ХХ.
3. см. п.1
4. см. п.2
5. Когда уже не будет требоваться корректировка оборотов винтом количества, заворачиванием винта качества уменьшаем обороты на 15%, т. е. до требуемых оборотов ХХ.
На что следует обратить внимание:
Если регулировка выполнена верно, то при снятии клеммы с электромагнитного клапана или вакуумного шланга со штуцера корпуса регулировочного винта «количества», двигатель должен сразу заглохнуть.
Если при закручивании винта «качества» до упора двигатель не глохнет, то скорее всего сильно приоткрыта одна из дроссельных заслонок — отрегулируйте стопорные винты.
Обратите внимание на возвратную пружину и привод «газа». Дроссельная заслонка должна чётко возвращаться в исходное положение при отпускании педали газа.
На летний сезон холостые обороты можно выставить 800 — 900 об/мин, на зиму лучше 900 — 1000 об/мин. Это связано с тем, что зимой нагрузка на бортовую сеть автомобиля обычно выше.
Тест-драйвы ВАЗ 2104 1984
В немногочисленном полку отечественных универсалов долгожданное пополнение за службу получил выдающийся Иж Стабул, поставивший плечом к плечу с ВАЗ 2104.
Нетрудно догадаться, что новинка призван стать привлекательнее давно известной четверки (а то стоило ли ее ставить на конвейер?), а потому Фабул чуть дороже (5400$ против 5000$). До следующей машины, замыкающей, по сути, список отечественных универсалов ВАЗ 2111 (7600$), обоим далеко. Нижегородские автомобили нового 105-го семейства с таким кузовом не производят, ГАЗ 310221 из старых запасов тоже даром не отдают (около 7700$).
По большому счету
Не скажу, что по управляемости ИЖ соответствует представлениям о современной легковушке, но от Жигулей все же отличается в лучшую сторону.
Благодаря передней подвеске Мак Ферссон Иж менее чувствителен к неровностям, чем четверка с ее поперечными рычагами. Поэтому маяк на асфальте, косые волны или просто карманы не слишком затягивают водителя ИЖ 21261, а реечный руль фабулы не заставляет постоянно крутить.
В активе Иза чуть лучшая посадка спереди и больше места на задних сиденьях. Крайние пассажиры здесь свободнее по ширине, а у средних заметно больше места над головой, хотя формально салон ВАЗ 2104 выше. В целом ИЖ более современный, хотя, например, заводской пластик в четвертом салоне выглядит лучше. Кроме того, «четверка» может ответить на призыв призывника более четкой работой коробки передач и не такой ватной педалью тормоза.
А теперь мы ходим вокруг машин и будем изучать вагоны универсалов или нет? В багажнике Фабуи тяжесть укладки неудобная. Здесь больше погрузочная высота, задняя полка хуже задней, недоступна, да еще и прогнута сзади. Субъективно грузовой отсек Ija кажется менее вместительным, хотя цифры говорят об обратном. Он уступает Thrum of Four на 150 мм в длину, но превышает 130 мм в ширину и 80 мм в высоту. Кроме того, фабула и форма купе правильнее куба.
Обратите внимание на одно принципиальное отличие багажника на четвёртом легко. При необходимости постоянно таскать пакетный груз хорошо, а при чистой эксплуатации, наоборот, плохо. Хотя бы потому, что все время все будет скользить.
По мелочам
Колеблющийся покупатель часто склонен покупать технические детали для покупки той или иной модели. Дополнительный стоп-сигнал на ВАЗ 2104, вроде бы обязательный, мы не обнаружили; Пепельницы впереди не нашел (ее, правда, не так давно). Указатель уровня топлива у четвертого честнее, чем у ИЖ 21261, наружные зеркала регулируются удобнее, но заставляют двери закрывать с жесткой скоростью.
Вкл и сейчас комбинация приборов с самотестированием: после поворота ключа стрелка идет до конца шкалы, а потом включается на работу. Можно было бы похвалить Stabul за один ключ, но крайне неудобно вставлять пятую дверь в замок, мешает поводок дворника.
Копия всех дефлекторов досталась нам хорошо от всех дефлекторов. Надеемся, это не просто везение, а признак реального повышения качества, на которое было столько нареканий полгода назад (СП, 2004, №1).
Российская специфика заставляет обратить внимание на одну мелочь Дополнительный кран печки под капот Фабули. На Ваз. 2104 Нет такого. Отнести это к преимуществам или недостаткам? Судите сами. Из автосалона Fabul я выехал открытым краном и на попытку перекрыть горячий воздух рычаг на панели реагировал вяло. Стоило нырнуть под капот и закрыть кран все пришло в норму. Четверть тепла благополучно перекрыта из салона, вроде удобнее. Однако по опыту знаем, что через годик-другой жигулевская печка тоже начнет греть, когда не надо, а не Спас Кран-Дублер.
Что считать хорошей сборкой, а что плохой? Например, в фабуле плохо закреплены пластиковые детали пепельного салона, накладки створок двери, крышки подлокотников. Но это не проблемы сборки, а упрощенная до предела конструкция.
Попавшие к нам автомобили были собраны лучше, чем мы ожидали, очевидно, благодаря усилиям тех, кто проводил предпродажную подготовку. Не будем заострять внимание на мелочах, на твердую четверку за качество автомобиля заработали.
Вместо или вместе?
Заменит ли Фабул на наших дорогах четверку или как тень, все время будет где-то рядом?
Если бы на ИЖ 21261 что-то подправить, чтобы коробка работала четче, стало удобнее пользоваться багажником, работать с тормозами, менять крепления пластиковых элементов салона, то я бы предложил отправить Лайгули на заслуженный отдых. Но пока, отдавая пальму первенства Фабуле, я не считаю ее победу разгромной. Четыре показывает большую культуру дизайна. Когда он создавался, еще меньше думали об экономии.
Когда ода была почти в два раза дешевле васая десятка и в 2,5 раза доступнее бреда, критиковать ее было как-то некомфортно. Но перерыв в цене снижен!
На сторону ВАЗ 2104 можно склонить еще одно немаловажное обстоятельство с автомобилем с проработанным дизайном.